Либретто Мариуса Петипа и Жюля Анри Сен-Жоржа по роману Теофиля Готье «Роман о мумии» («Le Roman de la Momie»). В трёх действиях, в девяти картинах с прологом и эпилогом.
Действующие лица в. Читать дальше
Либретто Мариуса Петипа и Жюля Анри Сен-Жоржа по роману Теофиля Готье «Роман о мумии» («Le Roman de la Momie»). В трёх действиях, в девяти картинах с прологом и эпилогом.
Действующие лица в прологе: — Лорд Вильсон. Джон Буль, его слуга. Мумия, дочь фараона. Сторож пирамид. — Армянские купцы. Баядерки. Вожаки верблюдов. Начальники и невольницы. Армяне. Арапы. Мумии мужчин и женщин. Придворные фараона. Воины.
Действующие лица в балете: Аспиччия. Фараон. Король Нубии. Таор, молодой египтянин. Пассифонт, его слуга. Рамзея, любимая невольница Аспиччии. Рыбак. Его жена. Нил. Верховный жрец. Чёрный невольник. Начальник охоты. Придворный нубийского короля. Невольник фараона. Обезьяна. Лев. Свита фараона и его дочери. Невольники и невольницы. Охотники и охотницы. Свита нубийского короля. Воины фараона и короля Нубии. Жрецы и жрицы. Рыбаки и рыбачки. Ундины, наяды и ручейки. Пастухи и пастушки.
Источник
Пуни, Цезарь
Цезарь Пуни
Cesare Pugni
Итальянский и российский композитор
Дата рождения:
Це́зарь Пу́ни, урождённый Чезаре Пу́ньи (итал. Cesare Pugni ; 31 мая 1802, Генуя, Италия — 14 [26] января 1870, Санкт-Петербург, Российская империя) — итальянский и российский композитор. Работал в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Написал 312 балетов, 10 опер, 40 месс, а также симфонии, кантаты и другие сочинения.
Содержание
Творческая биография
В 1822 году окончил Миланскую консерваторию по композиции. В 1825—1834 работал в театре «Ла Скала», где были поставлены его балеты «Осада Кале» (1827), «Агамемнон» (1828), «Аделаида Французская» (1829), «Макбет» (1830) и другие. С 1834 по 1843 год работал в Париже, с 1843 по 1850 — композитор балетной музыки при Королевском театре в Лондоне, сотрудничал с хореографами Ж. Перро, А. Сен-Леоном, П. Тальони. В этом театре были поставлены его балеты «Аврора» (1843), «Ондина (англ.)», или «Наяда и рыбак» (1843), «Эсмеральда» (1844, по роману Гюго «Собор Парижской богоматери»), «Маркитантка» (1844), «Розида, или Сиракузские рудокопы» (1845), «Катарина, или Дочь бандита» (1846), «Метаморфозы» (1850) и другие. Некоторые из них созданы специально для танцовщиц Л. Гран, К. Гризи, М. Тальони, Ф. Черрито, Ф. Эльслер. В эти же годы Пуни написал ряд балетов, поставленных в Париже.
С 1851 года Цезарь Пуни — композитор балетной музыки при петербургских императорских театрах. Сотрудничал здесь, в частности, с балетмейстерами Л. и М. Петипа. В петербургском Большом театре были поставлены его балеты «Война женщин» (1852), «Армида» (1855), «Жемчужина Севильи» (1861), «Дочь фараона» (1862), «Царь Кандавл» (1868) и другие. Пуни создал первый балет на русскую национальную тему «Конёк-Горбунок» по сказке П. П. Ершова (1864), где использовал популярные русские мелодии.
Музыка Пуни отличается свежестью, гибкостью мелодического рисунка, метрически чёткими формами, пластичностью, яркой танцевальностью. Благодаря этому некоторые его балеты и в XXI веке присутствуют в репертуаре театров, например «Эсмеральда» (Большой театр, 2006), «Дочь фараона» (Большой театр, 2001), «Наяда и рыбак», или «Ондина» (Мариинский театр, 2006), «Конёк-Горбунок», «Севильская жемчужина» и другие.
Прославившиеся потомки Цезаря Пуни
Сын — Альберт Пуни (в православии Андрей Пуни), виолончелист Мариинского театра.
Внуки: Иван Альбертович Пуни — известный русский (в эмиграции — французский) художник-авангардист. Александр Викторович Ширяев — известный русский балетный танцор, исполнявший партии в балетах своего деда, балетмейстер, хореограф, один из первых режиссёров кино- и мультипликационных фильмов.
Литература
Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1. — М., 1938
Guest I. The romantic ballet in England. — London, 1934
Edgecombe, R. S. Cesare Pugni, Marius Petipa, and 19th Century Ballet Music // Musical Times, Summer 2006.
Petipa, Marius. The Diaries of Marius Petipa. Trans. and Ed. Lynn Garafola // Studies in Dance History — 3.1 (Spring 1992).
Guest, I. F. Cesare Pugni: A Plea For Justice // Dance Research, 1993, Vol. 1, no. 1, pp. 30—38.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Пуни, Цезарь» в других словарях:
Пуни Цезарь — Цезарь Пуни Cesare Pugni Итальянский и российский композитор Дата рождения: 31 мая 1802 … Википедия
Пуни Цезарь — известный балетный композитор, написавший более 300 балетов. Из них пользуются известностью и поныне Дочь фараона , Конек Горбунок , Царь Кандавл , Севильская жемчужина . Умер в 1866 году … Биографический словарь
Пуни Цезарь — (Пуньи Чезаре) (1802 1870) композитор. Получил образование в Миланской конс. (кл. А. Ролла), писал церковную и театральную музыку (10 опер и 312 балетов). П. сотрудничал с такими балетмейстерами, как Ж. Перро ( Ундина , Эсмеральда , Катарина,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Пуни, Цезарь — (Пуньи, Чезаре; род. 31.V.1802 в Генуе, ум. 26.I.1870 в Петербурге) рус. композитор (итальянец по национальности). Муз. образование получил в Миланской консерватории. С 1851 по 1870 балетный композитор в Петербурге; написал 35 балетов для… … Большая биографическая энциклопедия
Цезарь Пуни — Cesare Pugni Итальянский и российский композитор Дата рождения: 31 мая 1802 … Википедия
Пуни, Иван Альбертович — Иван Пуни Дата рождения: 20 февраля (4 марта) 1894(1894 03 04) Место рождения: Куоккала, Российская империя Дата смерти … Википедия
Пуни, Жан (Иван Альбертович) — Иван Пуни Дата рождения: 20 февраля (4 марта) 1894 Место рождения: Куоккала, Российская империя Дата смерти: 28 декабря … Википедия
Пуни, Иван — Иван Пуни Дата рождения: 20 февраля (4 марта) 1894 Место рождения: Куоккала, Российская империя Дата смерти: 28 декабря … Википедия
Пуни Иван Альбертович — Иван Пуни Дата рождения: 20 февраля (4 марта) 1894 Место рождения: Куоккала, Российская империя Дата смерти: 28 декабря … Википедия
Пуни — Фамилию Пуни носили следующие известные личности: Цезарь Пуни (Чезаре Пуньи, 1802 1870) итальянский и российский балетный композитор, дед И. А. Пуни. Альберт (в православии Андрей) Пуни виолончелист Мариинского театра, сын Цезаря Пуни и отец… … Википедия
Источник
200 лет Цезарю Пуни
Произведения Цезаря Пуни не жалуют музыковеды. Зато балетным школярам они известны с первых уроков — штатный композитор Императорских театров написал за свою жизнь 132 балета. И мало кто из покойных авторов столь сильно повлиял на современную культурную политику. Цезарь Пуни — тот самый композитор, из-за которого два сезона назад начался сыр-бор в Большом театре. Тогда свеженазначенный руководитель театра Геннадий Рождественский снял с репертуара свежепоставленный балет «Дочь фараона» — за ничтожность его музыки. Балетный худрук Алексей Фадеечев запротестовал, что повлекло за собой его увольнение, смену репертуарной политики, художественных приоритетов и в конечном счете отставку самого Геннадия Рождественского. «Дочь фараона» в музыкальном отношении действительно не шедевр — тут господин Рождественский Америку не открыл. Насчет творений композитора рецензенты брюзжали еще 150 лет назад: «О музыке господина Пуни мы не можем, к сожалению, сказать ничего хорошего: за исключением нескольких пассажей, к которым принадлежат два или три соло, она однообразна и полна заимствований». Заимствовал господин Пуни с каким-то веселым цинизмом — то в русский «Конек-Горбунок» ухитрится вставить часть увертюры из «Танкреда» Россини, то бальную мазурку построит на мотивчике «Жил-был у бабушки серенький козлик». Однако виртуозное бесстыдство, с которым он перерабатывал исходный материал, не позволяло поймать его на откровенном плагиате. Без плагиата штатный композитор Императорских театров не смог прожить бы при всем его даре мелодиста и баснословной плодовитости: за скромное годовое жалованье ему приходилось сочинять до 15 балетов в сезон. А ведь начинал юный Чезарио Пуньи как автор высокодуховной музыки. Уроженец Генуи обучался в Миланской консерватории, слыл вундеркиндом (в семь лет изваял первую симфонию) и был отрадой для своих профессоров. На всеитальянском конкурсе месса Пуни легко обошла мессу конкурента Доницетти. Но беспечного юнца засосала светская жизнь: он рано начал баловаться балетами, поставлял оперы для театра «Ла Скала» и в итоге получил место директора музыки Императорских театров в Милане. На месте не усидел — перебрался в Париж, где возглавил Casino Paganini — новооткрытый музыкальный институт. Съеденный конкурентами из Большой оперы (те не позволили публично исполнить некую кантату, написанную им на открытие Casino), переплыл Ла-Манш и надолго осел в Лондоне, став штатным композитором Королевских театров. В то время Лондон был чем-то вроде фестивальной площадки для балетных звезд. Все знаменитости — Мария Тальони, Фанни Эльслер, Фанни Черрито-Сен-Леон, Люсиль Гран, Карлотта Гризи-Перро — считали выступление там необходимым для самоутверждения в балетной иерархии. Всем им требовались новые балеты, и плодовитый Пуни не отказывал никому. Особенно удачным было его сотрудничество с балетмейстером Жюлем Перро, который и сманил в Петербург непоседливого итальянца. С 1851 года и до своей смерти в 1870 году Цезарь Пуни изготовлял балеты для русских — как на конвейере. Напарником по театральному производству был великий Мариус Петипа, который в те времена еще не ходил в великих, а был таким же поденщиком казенной сцены, как и его соавтор-композитор. Работали они так: Пуни пристраивался в репетиционном зале на подоконнике и, пока балетмейстер сочетал па в комбинации, набрасывал к ним музыку. Скрипач-«репетитор» тут же ее наигрывал, Петипа вносил свои замечания. Иногда между ними возникал творческий спор. Тогда, по словам балерины Вазем, итальянец орал: «Не суйся не в свое дело, раз ничего не понимаешь!» Консенсуса достигали за бутылкой бургундского. Легкость пера у Цезаря Пуни была необыкновенная: четырехактную «Дочь фараона» он написал за шесть недель, знаменитую «Эсмеральду» — за две недели, а одноактную «Мечту художника» — и вовсе за один день. Азартному композитору ничего не стоило провести всю ночь в нотной конторе; переделывая или сочиняя заново целые действия, он тут же передавал черновики переписчику, который уже к утру приводил их в божеский вид. Обросший огромной семьей, беспечный поденщик вечно сидел без денег и то и дело слал отчаянные записки экономному «другу Мариусу»: «Шлю тебе #2 — ‘Выход матери’. Слезно прошу тебя получить деньги, потому что я сижу без гроша. Рассчитываю сегодня все окончить. Не потеряй ни листочка, потому что я посылал тебе прямо черновики и копий не имею. Твой друг Пуни». Понятно, что на доработку материала просто не хватало времени, хотя композитор слыл виртуозом инструментовки — именно у него брал уроки композитор Глинка. Однако любимцем балетных артистов всех времен Цезарь Пуни стал по другой причине. Итальянец обладал уникальным даром чувствовать природу движения. Ритм и метр его композиций учитывали особенности дыхания танцовщика, акценты — будто поднимали в воздух на прыжках, мелодия вела от позы к позе в адажио, а переборы арпеджио давали передышку перед следующей комбинацией. По сей день на каждом уроке классического танца звучат обрывки его вариаций. А если спросить у балетного артиста, кого бы он предпочел станцевать — Стравинского или Пуни, в ответе можно не сомневаться.
Источник
Цезарь Пуни
В XIX столетии большую роль в развитии русского балета сыграли иностранцы. Наряду с именами француза Мариуса Петипа, австрийца Людвига Минкуса в историю отечественного балетного искусства вписано имя итальянца Чезаре Пуньи, известного в России как Цезарь Пуни.
Родина Цезаря Пуни – Генуя. Он появился на свет в семье часовщика. Рано проявив музыкальную одаренность, он брал уроки музыки, а в тринадцатилетнем возрасте поступил в Миланскую консерваторию. Здесь его наставниками были Бонифацио Асиоли, Карло Солива и Алессандро Ролла.
В начале творческого пути Пуни создавал духовные сочинения, симфонии, струнные квартеты, но известность пришла к нему в 1826 г., когда в театре «Ла Скала» был представлен его балет «Элерц и Дзульмида», поставленный Луи Генри. Успех первого творения Пуни побудил балетмейстера заказать ему музыку к новому балету – «Осада Кале». Вскоре Пуни становится весьма востребованным композитором – с ним сотрудничают Сальваторе Тальони, Джованни Гальцерани. Но успех в качестве балетного композитора не удовлетворяет его, мечтой Пуни остается опера. В начале 1930-х гг. он создает несколько произведений в этом жанре: «Ричард Эдинбургский», «Вендетта», «Контрабандист», и они имели успех, но впоследствии сошли со сцены. Кроме того, Пуни продолжал создавать симфонии. И все же наибольший успех он имел именно в области балетной музыки. С «Ла Скала» он сотрудничал не только в этом качестве – он работал в театре как пианист.
К сожалению, с самого начала творческого пути жизнь Цезаря Пуни омрачалась двумя пагубными страстями – к вину и к азартным играм, из-за чего он регулярно оказывался в долгах. Вероятно, именно из-за этого в 1834 г. он оказался в центре скандала, связанного с хищением средств. В результате Пуни был уволен из театра, а в скором времени ему пришлось покинуть Милан, спасаясь от кредиторов.
Перебравшись в Париж, композитор оказался в отчаянном положении. На помощь пришел Винченцо Беллини, который в то время занимался постановкой своей оперы «Пуритане» в Итальянском театре. Беллини оказал Пуни материальную поддержку. В 1836 г. Пуни получает от своего давнего соавтора – Луи Генри – заказ на новый балет для неаполитанского театра Сан-Карло. Композитор отправился в Неаполь, но замыслу не суждено было осуществиться – Луи Генри умер. Вернувшись в Париж, Пуни вынужден был довольствоваться работой переписчика нот. Удача улыбнулась ему в 1843 г. – Бенджамин Ламли, директор лондонского Театра Ее Величества, предложил ему должность балетного композитора.
Годы, проведенные Цезарем Пуни в Лондоне, оказались весьма плодотворными. Он сотрудничал со знаменитыми балетмейстерами. Жюль Перро поставил на его музыку балеты «Ундина», «Четыре времени года», «Эсмеральда», «Катарина, или Дочь разбойника», а также «Па-де-катр» для Фанни Черрито, Марии Тальони, Люсиль Гран и Карлотты Гризи, на премьере этого произведения присутствовала королева Виктория. Балетмейстерский дебют Артура Сен-Леона – «Маркитантка» – был поставлен на музыку Пуни, последовали другие совместные творения – «Альма, или Дочь огня», «Скрипка дьявола», «Стелла, или Контрабандисты». Сотрудничал он и с Полем Тальони, для которого создал музыку к балетам «Теа, или Фея цветов», «Коралия, или Непостоянный рыцарь», «Метаморфозы». Востребованность Пуни в качестве балетного композитора была обусловлена характером его музыкального языка. Его музыка не отличалась психологической углубленностью, но очаровывала гибкостью мелодий, ясностью формы, разнообразием ритмического рисунка, особенно же ценным с точки зрения балетного искусства качеством была ярко выраженная танцевальность. Балетмейстеры ценили Пуни, не случайно Жюль Перро, работая в Санкт-Петербурге, пригласил в Россию Пуни.
В Россию Пуни прибыл в 1851 г. Заняв должность сочинителя балетной музыки при императорских театрах, он продолжал сотрудничество с Жюлем Перро, начатое в Лондоне. Композитор и хореограф создают балеты «Война женщин, или Амазонки девятого века», «Маркобомба», «Армида», «Эолина, или Дриада». Пуни создает музыку для дополнительных номеров в балетах других композиторов – «Своенравная жена», «Корсар». В России продолжилось сотрудничество с другим французским балетмейстером – Артуром Сен-Леоном.
После отъезда Перро Цезарь Пуни создавал музыку для балетов Мариуса Петипа: «Голубая георгина», «Дочь фараона», «Ливанская красавица», «Флорида», Деятельность Пуни в России не ограничивалась созданием балетной музыки – он преподавал в Санкт-Петербургской консерватории.
Пагубные пристрастия, присущие Пуни еще в молодости, со временем все в большей степени давали себя знать. Его поведение становилось настолько ненадежным, что Петипа вынужден был контролировать его работу над музыкой. Их последней крупной совместной работой стал «Царь Кандавл», представленный в 1868 г. В следующем году Пуни с трудом смог завершить партитуру небольшого одноактного балета «Две звезды» (он был поставлен Петипа уже после смерти композитора). Цезарь Пуни умер в бедности в 1870 г.