Цифра буква нота что где когда

Цифра. Буква. Ноты. Заметка о высказывании В. Гюго

«Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими всё: Цифрой, Буквой, Нотой. Думать, Знать, Мечтать. Всё в этом.»
________________________________
Замечательные слова знаменитого французского писателя Виктора Гюго.

Первый ключ — Цифра.
Из цифр складывается:
— Одно из земных чудес: Рождение человека
Известны: число, месяц, год.
С помощью цифр открывается путь к мышлению.
Второй ключ — Буква.
Из букв складываются:
— Имена близких, друзей, знакомых
— Имена гениев, принёсших открытия человечеству
— Имена людей, прославивших свою родину
и прославившихся на весь мир
С помощью букв открывается путь к знаниям.
Третий ключ — Ноты.
Из нот складываются:
— Волшебные звуки, услада для души
— Под музыку человек мечтает, творит
— Музыка способна и лечить
С помощью нот открывается путь к мечте.
А также к очищению и выздоровлению души.

Источник

Цифра буква нота что где когда

В этом году 8 декабря исполняется 70 лет педагогу, просветителю, хормейстеру, композитору и дирижеру Георгию Александровичу Струве. За 50 лет преподавательской работы он воспитал свыше десяти тысяч учеников. Созданная им хоровая студия «Пионерия» объехала с выступлениями более сотни городов России и множество стран. Ежедневно питомцы Струве где-нибудь поют: то на записи к Новогоднему празднику, то в консерватории на концерте, то на репетиции «певческого поля». Особого восхищения заслуживает созданная Георгием Александровичем уникальная методика обучения хоровому пению детей, начиная с трехлетнего возраста.

Читайте также:  Гриф для гитары без анкера

В городе Железнодорожном, близ станции Кучино в тени стандартных жилых домов притаилось старое двухэтажное здание, крашенное охрой, со скромной табличкой «Пионерия». Фойе хоровой студии ничем не отличается от заурядной рекреации средней школы провинциального городка. Зарешеченный струганными рейками гардероб, покрытый грубыми бетонными плитами пол, крепко сбитые деревянные скамьи да сильно поношенные кресла из кожзаменителя. Лишь большие листы ватмана с фото-отчетами о поездках, выставках, вечерах поэзии, капустниках и конкурсах говорят о том, что здесь происходит что-то необычное.

Я приехал слишком рано, было время рассмотреть пустые сонные коридоры. Георгий Струве порывисто вошел, поздоровался и молнией взлетел по лестнице на второй этаж, шагая через ступеньку на вторую, на третью. И не дашь 70-ти лет. Легкий, быстрый, энергичный. Я поинтересовался, как юбиляру удается сохранять форму.

— У меня годами не было отпусков. Я каждое лето проводил с ребятами, в трудовых и певческих лагерях. Не верится, что мне уже 70 лет. Но с ребятами скучать не приходится. Я зарядки летом в певческих лагерях всегда провожу сам. Мы вместе с детьми бегаем по утрам, в море купаемся.

Мы продолжили разговор о принципе, который сформулировал М.И. Глинки: «Песня — душа народа». Сейчас у нас нашу душу отняли. Молодежь совсем не поет. Не поют уже и 35-летние. Как вернуть пение? Как вернуть душу народную? Что делать?

— Вот мы и делаем. — Ответил Георгий Александрович, — 50 лет мы всем своим существованием демонстрируем, что певческие способности есть у всех; неспособных к пению людей нет. Неспособность — надуманная идея.

Сегодняшние ученики Георгия Струве — внуки тех, кого он начинал приобщать к миру прекрасного, будучи 20-летним учителем пения. Не сразу далось нынешнее понимание роли песенной культуры в жизни народа. Общение с Дмитрием Кабалевским вывело на широкую дорогу.

— Нацию объединяет язык и песня. Советский Союз объединял русский язык и песня как второй язык. Мы пели песни и Бабаджаняна, и Раймондса Паулса, и Соловьева-Седова. Песня была единым языком всех народов.

Георгий Александрович рассказал, как непросто было начинать. И в советское время на протяжении многих лет хоровую студию «Пионерия» все хотели закрывать. Она не попадала в реестр… Это была новая форма работы. До того существовали отдельно музыкальные школы, отдельно — хоровые коллективы, которые не могли развиваться, так как музыкально они были неграмотными. Музыкальные школы во главу угла ставят не совместное пение, а инструментальную игру. Человек научился играть «Собачий вальс», закрыл инструмент и все. И вот тогда в поселке Вишняково, появилось нечто иное, о чем Дмитрий Кабалевский сказал: «Здесь сочетаются творчество и образование». Из-за этого студия и не вписывалась в установленные юридические каноны. «Пионерия» была незаконным ребенком. Разрешение на свою деятельность она получила лишь в 1976 году. Эту же дорогу прошли многие последователи Георгия Струве. А за ними уже идут тысячи.

Но и ныне работать не стало проще.

— Сегодня у нас отсутствует правильное отношение государства к музыкальному образованию. Распались филармонии и музыкальные редакции. Не печатаются ноты. А это пространство заполнилось чужой музыкой. Мы и не хотим смотреть американские боевики, а больше нечего… Мы воспринимаем чуждую нам культуру, которая нас разъединяет. Уже не на пространстве СССР, а в России нас сплачивает только русский язык, а не музыка. И тогда все народы России начинают петь лишь свои национальные песни. Общих песен нет. Даже государственный гимн не поем. Это ведет к еще большему разобщению государства.

Георгий Александрович подробно рассказал о своей уникальной методике. Я слушал его и видел перед собой, как бережные руки расчищают заилившийся, забитый опавшими листьями и обломившимися сучьями родник, как из него постепенно начинает бить холодная струя, чистая, прозрачная.

Хоровая студия начинает работать с детьми с трех лет, когда природный абсолютный слух еще не забит безвозвратно, пока у маленького человечка не выработался комплекс неполноценности от грозного окрика: «Тебе медведь на ухо наступил», пока жива тяга к самовыражению через пение. Формула грамотности «буква — цифра — нота» к таким маленьким детям еще не применима. Их еще предстоит научить писать, считать и читать настоящие ноты. Поэтому на начальной ступени обучения особенно важны жесты.

Методика Георгия Струве состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному. В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Используются ручные знаки. Сжатый кулачок — поется «раз», кисть вверх — «два», рука ладонью вниз — «три». Для ребенка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что «два» выше чем «раз», «три» выше чем «два». Сначала дети только поют и считают, позже они узнают, что это ступень мажорного лада.

Систематические упражнения с ручными знаками, а дальше пение по руке (рука как «нотный стан»), интенсивно развивают координацию между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха. От простых попевок игры-упражнения ведут к песне. При разучивании с дошколятами песен Георгий Александрович преследует две цели: выучить саму песню и развить навык пения по ручным знакам. Тем самым развивается общая музыкальную грамотность детей. Они постепенно готовятся к будущему пению по нотам.

И так Георгий Струве вместе с коллегами ведет ученика с младенчества к вершинам музыкального творчества, не прерывая песни. Дети поют на занятиях, на вечерах и во время поездок, летом в трудовых и в специальных певческих лагерях. Из тонкого ручейка образуется уверенный мощный поток, сохраняющий прежнюю кристальную чистоту.

Все этапы работы с ребенком продуманы и детально расписаны. Существует целая концепция, создана подробная программа, уже отработана методика для разных возрастных групп. Речь идет не только о школьном уроке, а о музыкальном воспитании с рождения ребенка, с колыбельной песни матери. Ведь у Георгия Струве поют и родители, существует даже хор пап. Ученики прекрасно исполняют множество песен. Каждый из них знает более ста стихотворений. А поют они не просто «песенки». Это стихи М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, А.С. Пушкина… Георгий Александрович уверен, с пением можно выучить и русский язык, и литературу, и иностранные языки (он работал с финнами, которые по такой методике изучают русский). Песней можно объединять разные предметы. Физкультурой или математикой не объединишь, а пением можно.

Однако даже детально отработанной методикой всех проблем не решишь. До сих пор государственные мужи недооценивают значения певческой культуры. Одной физкультурой, военно-патриотической работой (организованной преимущественно на стадионах) нельзя поднять дух народный. Да и с кем поднимать? Сегодня выпускнику музыкально-педагогического факультета чтобы заработать одну ставку (одну тысячу рублей), нужно руководить одновременно восемнадцатью хоровыми коллективами. Мужчины уже ушли из музыкальной школы. А для сохранения национального самосознания нам нужна поющая школа. И Георгий Струве знает, как ее такой сделать. Он поведал о своей поездке в Тольятти. Город целиком принял программу «Пионерии». Это будет поющий детский сад, поющая школа, поющие родители и выход на большие «певческие поля». В их распоряжение Георгий Александрович передал многократно отработанные методики, которые составлены на основе обобщения опыта как нашей, так международной практики.

Я поинтересовался, чего Александр Георгиевич ждет от своих друзей и учеников к своему дню рождения?

— Для меня главное — не громкие слова, а дальнейшее развитие нашего дела, которым я жил всю свою жизнь. Мне очень бы хотелось, чтобы и в день рождения и позже оно продолжалось. Мне повезло, что жизнь сложилась именно так, что я не усомнился и вот уже 50 лет продолжаю одно дело. Я знаю очень много людей, которые и способнее, и талантливее, но их жизнь сложилась так, что они метались и не смогли при жизни увидеть результатов, пожать плоды. Любой, кто нам будет помогать, продолжать наше дело, — это наши братья и сестры по нашей вере.

В молодости, когда Георгию Струве было 20 лет, он поставил перед собой первейшую задачу — чтобы вся его школа запела. Попозже он захотел, чтобы весь район запел. Только после встречи с Кабалевским осознал, что локальный дом, отдельная школа или даже целый район не решают проблемы. Он тогда понял, что детское пение — это серьезное дело. То чем занимаемся хоровая студия, необходимо для всех, для страны, для всего народа. Пришло понимание необходимости возродить певческую среду обитания. Если ее не возродить, если мамы не будут петь колыбельную, то одаренных детей у нас не будет, не родится и не вырастит. Георгий Александрович убежден: от природы каждому дан абсолютный музыкальный слух, который к трем годам засоряется. Аналогично нам дано от природы, от Бога умение плавать. Если человек с детства продолжает плавать, то всю жизнь будете уметь. А если вокруг нет соответствующей среды, то разучится. Там и с музыкальным слухом. Если не будет музыкального образования, не будет преемственности поколений в пении, то одаренности появиться будет неоткуда. Осознав эту связь, хоровая студия «Пионерия» наладила работу по-новому, стала ездить по стране, но не для показа, какие они хорошие, а для налаживания работы повсеместно, чтобы окружающие подтягивались за ними.

Большинство коллективов приезжает куда-нибудь, показывает концерт и уезжает. Это само по себе хорошо, но недостаточно. «Пионерия» приезжает и сразу начинает проводить открытые занятия. Таких занятий уже проведено несколько тысяч.

«Бывали годы, продолжает свой рассказ Георгий Александрович, — когда мы чуть ли не каждый год проводили открытые занятия. Постоянно открывалась эта дверь (показывает на дверь в свой кабинет) и входили люди из Хабаровска, из Прибалтики… Люди приезжали и сейчас приезжают затем, чтобы увидеть то, что и они могут сами сделать у себя. Ведь мы не создаем чего-то элитарного, как сейчас, знаете ли, повсеместно создаются таки школы. Мы стремимся подтянуть всех до нашего уровня, точнее, до нашего понимания проблемы».

Ко времени, когда Георгий Александрович произнес эту фразу, до города Железнодорожного как раз добрались прибывшие из самых дальних краев страны хормейстеры, директора музыкальных школ и клубов. Беседу пришлось завершать. Народ толпился в прихожей, гости заглядывали в кабинет. Я успел познакомиться с одной посетительницей, которая, видимо, приняла меня за руководителя какого-то хора. Она приехали за опытом «Пионерии», за методиками, за бесценными семенами детского творчества, чтобы привести их домой и посеять где-то в бескрайних далях нашей страны, чтобы они проросли там буйными всходами. Я испытал угрызения совести из-за того, что отобрал у Георгия Струве более двух часов долгожданного общения с ходоками, времени взаимного духовного обогащения, сотворчества. Начиналась обычная работа в длинной череде дней. Выйдя на крыльцо студии «Пионерия», я подумал: «Дай-то Бог еще многих лет на благородное дело, которое здесь ежедневно совершается!»

«Учительская газета» № 50, 2002 г., с. 3.

Далее читайте:

Струве Георгий Александрович (р. 1932 г.), композитор, дирижер, хормейстер.

Источник

Урок 2. Нотная грамота

Теория музыки невозможна без нотной грамоты. В этом вы уже успели убедиться, когда изучали на первом уроке ступени звукоряда. Вы уже знаете, что основным ступеням звукоряда присвоены те же названия, что и нотам, и понимаете что такое понижение ступени, т.е. ноты.

Этого достаточно, чтобы приступить к изучению нотной грамоты «с нуля». Если нотная грамота вам знакома, все равно просмотрите материал урока с целью убедиться, что вы ничего не пропустили, когда изучали нотную грамоту ранее.

Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.

Содержание:

Заметим, что большинство современных музыкальных сайтов чаще предлагают для гитары именно аккорды либо табулатуру (табы) к песне, нежели традиционную запись на нотном стане. Для начинающих музыкантов нужно уточнить, что аккорды и табы – это те же самые ноты, только записанные в другом виде, т.е. в другом виде музыкальной нотации, поэтому выучить ноты нужно обязательно. В общем, приступаем!

Кто придумал ноты

Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, был флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.

Это были квадратики, расположенные на четырех параллельных линиях. Чем более высокий звук нужно было издать, тем выше располагался квадратик. В его нотации было всего 6 нот, а названия они получили от начальных слогов строк Гимна, воспевающего Иоанна Крестителя: Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Несложно заметить, что 5 из них – «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» – используются и сегодня. К слову, музыку к гимну написал сам Гвидо д’Ареццо.

Позже в нотный ряд добавилась нота «си», в нотный стан – пятая линейка, скрипичный и басовый ключи, знаки альтерации, которые мы сегодня будем изучать. В эпоху Средневековья, когда зарождалась буквенная нотация, звукоряд было принято начинать с ноты «ля», за которой закрепилось обозначение в виде первой буквы латинского алфавита А. Соответственно, следующей за ней ноте «си» досталась вторая буква алфавита В.

Современное понимание звукоряда и основных его ступеней сложилось в 17 веке, а звук, соответствующий по высоте «си-бемолю», долгое время считался базовым элементом музыкальной системы, т.е. не пониженным и не повышенным. Сегодня общепринятой считается система нотации в виде C, D, E, F, G, A, B. Хотя и обозначение ноты «си» в виде Н тоже можно встретить. Мы уже начали и далее продолжим изучать системы нотации и записи нот на нотном стане, принятые в современном мире музыки.

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1. Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей [А. Сиротюк, 2015]. Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Есть и другие мнемонические техники запоминания. «Рассеченные» ноты на нотном стане можно запомнить по первым буквам английской фразы Every (Е-«ми») Good (G-«соль») Boy (В-«си») Does (D-«ре») Fine (F-«фа»). Ноты, обозначенные цельными не «рассеченными» кружочками можно запомнить с помощью слова FACE: (F-«фа»), (А-«ля»), (С-«до»), (Е-«ми»).

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при такой расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Знаки альтерации

В конце предыдущего урока вы уже выучили символы диеза (♯) и бемоля (♭). Вы уже поняли, что если нота повышается на полутон, к ней добавляют значок диеза, если понижается на полутон – значок бемоля. Так, повышенная нота «соль» будет записана как G♯, а пониженная нота «соль» как G♭. Диез и бемоль называются знаками альтерации, т.е. изменения. Слово происходит от позднелатинского alterare, что переводится как «изменять».

Повышение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-диезом, понижение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-бемолем. Для дубль-диеза есть специальный значок, похожий на крестик , но, т.к. его трудно подобрать на клавиатуре, может использоваться обозначение ♯♯ или просто две решетки ##. Чтобы обозначить дубль-бемоль, пишут либо 2 значка ♭♭, либо латинские буквы bb.

Чтобы обозначить повышение или понижение ноты на нотном стане, значок диеза или бемоля располагается либо непосредственно перед нотой, либо, если ту или иную ноту нужно снизить или повысить во всем произведении, в начале нотного стана с нотами к произведению. Для случаев, когда изменение ноты предусмотрено на протяжении всего произведения, за символами диезов и бемолей закреплены определенные места на нотном стане:

Уточним для надписи на картинке, что под словосочетанием «в скрипичном ключе» подразумевается нотоносец для нот 1-5 октав, а под словами «в басовом ключе» – нотоносец для всех остальных октав от малой до субконтроктавы. Чуть позже мы расскажем про скрипичный и басовый ключи подробнее. Пока поговорим о том, как запомнить расположение диезов и бемолей на нотоносце.

В принципе, это несложно, если вы успели выучить расположение значков, обозначающих ноты. Так, значок диеза располагается ровно на той линии нотоносца, что и та нота, которую требуется повышать. Для нотоносца в скрипичном ключе вам нужно запомнить, где находятся ноты в диапазоне от «ля» 1-й октавы до «соль» 2-й октавы, и вы легко поймете закономерность размещения диезов:

Точно такая закономерность наблюдается при расположении бемолей. Они тоже находятся на тех строчках, что и ноты, к которым они относятся. Здесь в качестве ориентира используются ноты в диапазоне от «фа» 1-й октавы до «ми» 2-й октавы:

С диезами и бемолями в басовом ключе действуют абсолютно те же закономерности. Для ориентирования в диезах вам следует запомнить расположение нот от «соль» малой октавы до «ля» большой октавы:

Для ориентирования в бемолях нужно запомнить расположение нот от «ми» малой октавы до «фа» большой октавы:

Как вы уже заметили, для расположения диезов и бемолей в начале произведения возле ключа – скрипичного или басового – задействуются только основные линейки нотоносца. Такие знаки альтерации называются ключевыми.

Знаки альтерации, относящиеся только к одной ноте, называются случайными или встречными, действуют в пределах одного такта и располагаются непосредственно перед этой нотой.

А сейчас давайте разберемся, что же делать, если нужно отменить диез или бемоль, установленный в начале нотного стана. Такая необходимость может возникнуть при модуляции, т.е. при переходе в другую тональность. Это модный прием, часто применяемый в эстрадной музыке, когда последний припев или куплет и припев исполняется на 1-2 полутона выше, чем предыдущие куплеты и припевы.

Для этого существует еще один знак альтерации: бекар. Его функция – отмена действия диезов и бемолей. Бекары тоже подразделяются на случайные и ключевые.

Функции бекара:

  • Случайный бекар отменяет действие случайных знаков альтерации, ставится в том месте и перед той нотой, для которой нужно отменить действие диеза или бемоля, и действует в пределах такта.
  • Ключевой бекар отменяет действие диезов и бемолей, указанных в начале произведения, т.е. ключевых. Он действует до следующей смены ключевого знака либо, если такового не будет, до конца произведения.

Чтобы было нагляднее, посмотрите, где располагается случайный бекар на нотном стане:

А теперь посмотрите, где располагается ключевой бекар, и вы сразу поймете разницу:

Уточним, что запись на нотном стане применяется для гитары и фортепиано, и любых других музыкальных инструментов, а вот табы, которые вы видите на предыдущей картинке под нотным станом, используются для гитары.

В гитарных табах 6 линий по количеству струн гитары. Верхняя линия обозначает самую тонкую струну, которая будет нижней, если вы возьмете гитару в руки. Нижняя линия означает самую толстую гитарную струну, которая является верхней, когда вы держите гитару в руках. Цифры указывают, на каком ладу зажимать ту струну, на которой написана цифра.

Применительно к иллюстрации по случайному бекару мы видим, что сначала нужно было играть «до-диез», который как раз находится на втором ладу 2-й струны. После бекара, т.е. отмены диеза, нужно играть чистую ноту «до», которая находится на первом ладу 2-й струны. Финальный урок нашего курса будет посвящен игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, и мы расскажем, как легко и просто запомнить расположение нот на гитарном грифе.

Подведем итог и сведем воедино всю информацию по знакам альтерации на следующей картинке:

Если вы уже умеете играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а сейчас решили подтянуть теорию, рекомендуем прочитать параграф 11 «Знаки альтерации» в учебнике Варфоломея Вахромеева «Элементарная теория музыки», где есть примеры разбора нотной записи [В. Вахромеев, 1961]. Мы же переходим к выполнению ранее данных обещаний и расскажем, что же такое ключи применительно к нотному стану.

Ключи на нотном стане

Мы ранее использовали словосочетания «в скрипичном ключе» и «в басовом ключе». Расскажем, что имеется в виду. Дело в том, что за каждой из линий нотоносца условно закреплена определенная звуковысотность. Ввиду того, что в мире существует множество музыкальных инструментов, издающих самые разные звуки, понадобились некие «точки отсчета» звуковысотности, и их роль отдали ключам.

Ключ выписывается так, чтобы линия, откуда стартует отсчет, пересекла его в главной точке. Таким способом ключ закрепляет за нотой, написанной на данной линии, точную высоту, относительно которой отсчитывается высотность и наименования прочих звуков. Различают несколько разновидностей ключей.

Ключи – перечень:

  • Скрипичный – так называемый ключ «Соль», закрепляет на 2-й линии высоту звука «соль» 1-й октавы. Главная точка расположена по центру спирали ключа и как бы «накручивается» на 2-ю линейку нотного стана.
  • Басовый– так называемый ключ «Фа», закрепляет на 4-й линии высоту «фа» в малой октаве. 2 точки знака стоят сверху и снизу 4-й линии нотоносца, если вести отсчет снизу.
  • Альтовый – так называемый ключ «До», закрепляет высоту «до» в 1-й октаве на 3-й линии, используется преимущественно для альтовых инструментов.
  • Теноровый – тоже ключ «До», но уже на 4-й линии, используется для таких инструментов как фагот, виолончель и тромбон.

Давайте проиллюстрируем:

Заметим, что когда-то ключей «До» было больше. Ключ «До» на 1-й линии назывался сопрановым, на 2-й – меццо-сопрановым, на 5-й – баритоновым, а употреблялись они для вокальных партий соответственно указанным диапазонам. Вообще, разные ключи в нотах нужны, чтобы не делать добавочные линии нотоносца в избыточных количествах и облегчить восприятие нот. К слову, чтобы упростить чтение нот, используется ряд дополнительных обозначений, о которых мы сейчас поговорим.

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать.

Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.

Как считать длительности:

1 Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2 Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3 Четвертная – тянется на «раз и».
4 Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5 Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.

Длительности (обозначения):

  • Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
  • Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
  • Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
  • Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
  • Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
  • Тридцатьвторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
  • Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.

Объединение нот в группу:

  • 1 ребро – восьмые.
  • 2 ребра – шестнадцатые.
  • 3 ребра – тридцать вторые.
  • 4 ребра – шестьдесят четвертые.

Вот как это выглядит:

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

  • Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
  • Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки [В. Вахромеев, 1961].

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Паузы

Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:

Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

А теперь переходим к изучению гармонии в музыке.

Источник

Оцените статью