- На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
- Таблицы по сольфеджио для школы
- Таблицы по сольфеджио для колледжа
- Еще немного по поводу других аккордов
- Цифровка аккордов 3 класс сольфеджио
- Аккордовые последовательности в рамках учебного процесса
- Мобильное приложение на анализ аккордов
- Слуховой анализ аккордовых последовательностей
- 3-й класс
- Последовательности аккордов (3-й класс). Мобильное приложение
- 4-й класс
- Последовательности аккордов (4-й класс). Мобильное приложение
- 5-й класс
- Последовательности аккордов (5-й класс). Мобильное приложение
- 6-й класс
- Последовательности аккордов (6-й класс). Мобильное приложение
На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.
Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.
Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.
Итак, вариант первый…
Таблицы по сольфеджио для школы
Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…
Таблицы по сольфеджио для колледжа
Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.
Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.
Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.
Еще немного по поводу других аккордов
Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.
Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).
Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.
Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.
Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.
Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.
Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))
Источник
Цифровка аккордов 3 класс сольфеджио
Аккордовая последовательность – это цепочка аккордов, в которой соблюдено количество и правила соединения голосов в рамках заданного жанра, где аккорды располагаются с учетом логики музыкального развития.
В курсе сольфеджио изучение аккордовых последовательностей используется как алгоритм для знакомства и изучения многоголосной классической музыки, как универсальная отмычка ко многим музыкальным секретам. Обучение базируется на отработке двух навыков:
1) построение и игра аккордовых последовательностей в реальном времени с соблюдением изучаемых правил
2) слуховой анализ как самих аккордовых последовательностей, так и фрагментов классических произведений
Оба навыка опираются на изучение и понимание функциональных связей каждого аккорда внутри безусловного или условного лада. В курсе базовой теории все аккорды относятся к трем основным функциям: тонической, доминантовой и субдоминантовой.
Изучение и игра аккордовых последовательностей также дает учащимся навык осознанного выделения (в рамках собственного опыта) базовой функциональной структуры (цифровки) любого произведения, а также облачения в эту структуру любой одноголосной мелодии по заданию учителя.
Изначально в школах ученики изучают трезвучия мажора и минора, затем их обращения, затем знакомятся с уменьшенным и увеличенным трезвучием. Им прививается навык самостоятельной игры данных трезвучий и обращений в тональности и от любой ноты. Навык их определения на слух приобретается учениками на уроках (также опирается на опыт самостоятельных занятий). Первые диктанты на слуховой анализ трезвучий с обращениями проигрываются вне лада и тональности. От учеников требуется определить краску аккорда (мажорный, минорный, уменьшенный, увеличенный), а для мажорных и минорных определить, в каком виде (в основном, или в виде какого из обращений) аккорд был проигран. Аккорды в таких диктантах проигрываются трехголосно в произвольном регистре диапазона от малой до второй октавы.
Аккордовые последовательности в рамках учебного процесса
Мобильное приложение на анализ аккордов
|
|
Слуховой анализ аккордов (сольфеджио 3-5 классы)
Приложение, которое проводит с учеником диктант (слуховой анализ) на определение аккордов и их обращений вне лада (тональности) без необходимости наличия инструмента, ручки, бумаги и Интернета. Проигрывает трехголосные аккорды, проверяет и указывает на ошибки, выставляет оценки по традиционной пятибалльной шкале. Рекомендуется для отработки навыков определения аккордов на слух.
Демо видео-ролик (как работает на телефоне)
для активации требуется регистрация
Определение следующих аккордов в последовательности вне тональности: Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64, ум.53, ув.53 .
Аккорды построены с равной степенью задействования звуков основных тонов по всей 12-полутоновой системе, что позволяет максимально исключить тонико-доминантовые связи ближайших по воспроизведению в цепочке аккордов, заставить учеников со слухом, более или менее приближенным к абсолютному, слушать окрас аккордов, а не исчислять их по трём услышанным звукам (что сложно производить в тональностях с большим количеством ключевых знаков). Обширный набор аккордов, встраиваемых в аккордовые последовательности, не дает возможности определять аккорд путем запоминания. Каждая цепочка аккордов (исполняемых в данном приложении вне тональности) является уникальной, количество возможных вариантов их сочетаний: 6 в 6-й степени, умножить на 9.
Слуховой анализ аккордовых последовательностей
3-й класс
Согласно единых государственных требований, начиная с 3-го класса (11-и летний курс обучения), учащиеся должны уметь строить и определять на слух трезвучия и их обращения. Речь идет о трех основных функциях мажора и минора: T (тоника), S (субдоминанта), D (доминанта). Полный курс сольфеджио за третий класс предполагает знакомство с двумя видами доминант в миноре. В рамках базовой программы изучаются доминанты гармонического минора и в дополнение учащиеся проходят доминанты натуральных миноров. Государственного экзамена по сольфеджио за 3-й год обучения не предусмотрено, однако, в программу курса обучения входят задания на определение и построение аккордовых последовательностей (аккордовых цепочек), в которых встречаются буквально следующие аккорды:
3-й класс
dur: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64
moll: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н)
Последовательности аккордов (3-й класс). Мобильное приложение
| |
Аккордовые последовательности 3-й класс. Слуховой анализ Демо видео-ролик (как работает на телефоне)
| |
|
Аккорды, подобранные аккордовые в цепочки, в данном приложении являются гармоническими оборотами, т.е. они отстраиваются согласно логике и классических правил гармонического музыкального развития. Т.к. в последовательностях используются трёхголосные аккорды, о правилах соединения (параллельных квинтах, параллелизмах, удвоениях, свойственных для четырёхголосия, и т.п.) здесь пока речь не идёт. Это реально соответствует начальному курсу сольфеджио за 3-й класс. Подбор аккордовых последовательностей велик, гармонические обороты построены по максимуму с использованием всех 24-х тональностей. Всё это ставит определенный акцент на осознание и приобретение навыка определения аккордов по их окрасу, исключая необдуманное запоминание и заучивание, или в случаях с «абсолютниками» распознавание аккорда не по окрасу, а вычисление его по трём образующим звукам.
4-й класс
В четвертом классе в задания по слуховому анализу аккордовых последовательностей (гармонических оборотов) к аккордам 3-го класса, а именно:
dur: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64
moll: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н)
добавляются аккорды доминантовой группы (уменьшенное трезвучие и доминантсептаккорд):
dur: ум.53/VII; V7
moll: ум.53/VII(г); V7(г)
В гармонические обороты за 4-й класс все выше перечисленные аккорды включаются. Аккордовые последовательности в сравнении с третьим классом даются в более усложненном виде.
Последовательности аккордов (4-й класс). Мобильное приложение
| |
Аккордовые последовательности 4-й класс. Слуховой анализ Демо видео-ролик (как работает на телефоне)
| |
|
В 4-м классе в связи с появлением аккордов доминантовой группы ум.53 и V7 в цепочках данные аккорды разрешаются в тоническое трезвучие согласно правил классической теории, в связи с чем в приложении появляется новый индекс «Н» — неполный, обозначающий неполное (в данном случае) тоническое трезвучие.
5-й класс
В программу обучения пятого класса включены гармонические обороты, содержащие следующие аккорды:
из курса 3-го класса:
dur: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64
moll: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н)
из курса 4-го класса:
dur: ум.53/VII; V7
moll: ум.53/VII(г); V7(г)
В программе 5-го класса появляются аккорды субдоминантовой группы (уменьшенное трезвучие на II ступени и аккорды гармонической субдоминанты мажора) и аккорды доминантовой группы (три обращения доминантсептаккордов мажора и гармонического минора):
Субдоминантовая группа:
dur: ум.53/II (г) ; IV53 (г); IV 6 (г); IV 64 (г)
moll: ум.53/II
Доминантовая группа:
dur: V65 ; V43 ; V2
moll: V65 (г) ; V43 (г) ; V2 (г)
Гармонические обороты за 5-й класс включают все выше перечисленные аккорды.
Также по программе 5-го класса учащиеся знакомятся с понятием параллельно-переменных ладов, без включения данного материала в слуховой анализ аккордовых последовательностей.
Последовательности аккордов (5-й класс). Мобильное приложение
| |
Аккордовые последовательности 5-й класс. Слуховой анализ Демо видео-ролик (как работает на телефоне)
| |
|
В 5-м классе в связи с появлением аккорда доминантовой группы V43, разрешаемого в развернутое тоническое трезвучие, согласно правил классической теории, появляется новый индекс «Р» — развернутый.
6-й класс
Гармонические последовательности по программе шестого класса включают в себя все ранее пройденные в 3-м, 4-м и 5-м классах аккорды. Это логично, закрепляет и не дает позабыть ранее пройденный материал.
из курса 3-го, 4-го и 5-го классов:
dur: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64; ум.53/VII; V7; ум.53/II(г); IV53(г); IV6(г); IV64(г); V65; V43; V2
moll: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н); ум.53/VII(г); V7(г); ум.53/II; V65(г); V43(г); V2(г)
В программе 6-го класса появляются увеличенные трезвучия и уменьшенные вводные септаккорды гармонических ладов:
dur: VI53( г ); ум.VII7(г)
moll: VI53( г ); ум.VII7(г)
а также малый вводный септаккорд VII ступени натурального мажора:
В курсе сольфеджио учащиеся также знакомятся с кадансовым квартсекстаккордом K64, однако, данный аккорд еще полноценно не включается в трёхголосные цифровки, а появится далее в 7-м классе в полноценном четырёхголосии.
Последовательности аккордов (6-й класс). Мобильное приложение
| |
Аккордовые последовательности 6-й класс. Слуховой анализ Демо видео-ролик (как работает на телефоне)
| |
|
В приложении за 6-й класс появляются новые кнопки с обозначениями III и VI ступеней, а также кнопки аккордов: увеличенного трезвучия ув.53, уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени ум.VII7 и малого вводного септаккорда седьмой ступени М.VII7
Аккордовая последовательность – данный термин применим к большому ряду музыкальных систем, где четко прослеживается иерархия мелодического голоса при поддержке вертикальной гармонической надстройки из как минимум еще трех голосов (можно все же обходиться в ряде случаев двумя). Сам термин будет неразрывно связан с понятием дженерал бас, который возник в конце 16 века на стыке соблюдения авторских прав и в то же время популяризации произведения. Т.е. полноценно партитура сознательно скрывалась автором, осмелюсь предположить, для обеспечения его дальнейшей профессиональной занятости. Выписывались мелодия и цифровка (аккордовая последовательность). Ни в какой музыке этот принцип не получил такой популярности как именно в джазе, но непосредственно упрощенная запись дала еще и удобство прочтения, усвоения и свободу трактовки, плюс живучесть самой темы в рамках разных джазовых стилей и традиций.
В классической (до 20 века) музыке существует ряд правил для соединения аккордовых последовательностей:
1. Голоса должны соединяться плавно (по преимуществу ходами на приму, секунду. Исключение составляет бас, который может совершать скачки на терцию, кварту, квинту и т. д.).
2. После доминантовых аккордов нельзя брать субдоминантовые аккорды (исключение составляет так называемый прерванный оборот).
Аккордовые последовательности представлены тремя разновидностями гармонических оборотов: автентическим (. T-D-T), плагальным (. T-S-T), и полным (. S-D-T) проверить => (. S-K6/4-D-T). Аккорды, наполняющие эти обороты, могут быть как трезвучиями и их обращениями, так и септаккордами с обращениями.
В джазе всеми этими правилами можно так или иначе пренебрегать (хотя этого и в классике уже полно). В джазе аккорды выходят далеко за пределы основного лада, где будет затруднительно объяснить к какой группе (тонической, доминантовой или субдоминантовой) они относятся. Более того, ряд аккордовых созвучий может выполнять разнообразные функции (как тоники, так и доминанты и т.п.).
И в классике, и в джазе произведение имеет четко выраженный аккордовый план, столбовую жесткость которого смягчают контрапункт, фактура изложения и ритмические рисунки.
*Произведения восточной музыки, основанные не на терцовой европейской музыкальной системе, под лекала аккордовых последовательностей не подпадают. Не подпали бы под нее и былинные песнопения древних эллинов, мантры индусов, а также много другой неевропейской музыки. Курс сольфеджио проводится в рамках европейской музыки.
Аккордовая последовательность – данный термин применим к большому ряду музыкальных систем, где четко прослеживается иерархия мелодического голоса при поддержке вертикальной гармонической надстройки из как минимум еще трех голосов (можно все же обходиться в ряде случаев двумя). Сам термин будет неразрывно связан с понятием дженерал бас, который возник в.… веке на стыке соблюдения авторских прав и в то же время популяризации произведения. Т.е. полноценно партитура сознательно скрывалась автором, осмелюсь предположить, для обеспечения его дальнейшей профессиональной занятости. Выписывались мелодия и цифровка (аккордовая последовательность). Ни в какой музыке этот принцип не получил такой популярности как именно в джазе, но непосредственно упрощенная запись дала еще и удобство прочтения, усвоения и свободу трактовки, плюс живучесть самой темы в рамках разных джазовых стилей и традиций.
В классической (до 20 века) музыке существует ряд правил для соединения аккордовых последовательностей:
1.Голоса должны соединяться плавно (то есть ходами на приму, секунду. Исключение составляет бас, который может совершать скачки на терцию, кварту, квинту и т. д.).
2.После доминантовых аккордов нельзя брать субдоминантовые аккорды (исключение составляет так называемый прерванный оборот).
Аккордовые последовательности представлены тремя разновидностями гармонических оборотов: автентическим (. T — D — T ), плагальным (. T — S — T ), и полным (. S — D — T ) проверить => (. S — K 6/4- D — T ). Аккорды, наполняющие эти обороты, могут быть как трезвучиями и их обращениями, так и септаккордами с обращениями.
В джазе всеми этими правилами можно так или иначе пренебрегать (хотя этого и классике уже полно). В джазе аккорды выходят далеко за пределы основного лада, где будет затруднительно объяснить к какой группе (тонической, доминантовой или субдоминантовой) они относятся. Более того, ряд аккордовых созвучий может выполнять разнообразные функции (как тоники, так и доминанты и т.п.).
И в классике и в джазе произведение имеет четко выраженный аккордовый план, столбовую жесткость которого смягчают контрапункт, фактура изложения и ритмические рисунки.
Источник