Цифровка аккордов 3 класс сольфеджио

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Таблицы по сольфеджио для школы

Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Таблицы по сольфеджио для колледжа

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Читайте также:  Как продать ноты для гитары

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Еще немного по поводу других аккордов

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

Источник

Цифровка аккордов 3 класс сольфеджио

Аккордовая последовательность – это цепочка аккордов, в которой соблюдено количество и правила соединения голосов в рамках заданного жанра, где аккорды располагаются с учетом логики музыкального развития.

В курсе сольфеджио изучение аккордовых последовательностей используется как алгоритм для знакомства и изучения многоголосной классической музыки, как универсальная отмычка ко многим музыкальным секретам. Обучение базируется на отработке двух навыков:
1) построение и игра аккордовых последовательностей в реальном времени с соблюдением изучаемых правил
2) слуховой анализ как самих аккордовых последовательностей, так и фрагментов классических произведений

Оба навыка опираются на изучение и понимание функциональных связей каждого аккорда внутри безусловного или условного лада. В курсе базовой теории все аккорды относятся к трем основным функциям: тонической, доминантовой и субдоминантовой.
Изучение и игра аккордовых последовательностей также дает учащимся навык осознанного выделения (в рамках собственного опыта) базовой функциональной структуры (цифровки) любого произведения, а также облачения в эту структуру любой одноголосной мелодии по заданию учителя.

Изначально в школах ученики изучают трезвучия мажора и минора, затем их обращения, затем знакомятся с уменьшенным и увеличенным трезвучием. Им прививается навык самостоятельной игры данных трезвучий и обращений в тональности и от любой ноты. Навык их определения на слух приобретается учениками на уроках (также опирается на опыт самостоятельных занятий). Первые диктанты на слуховой анализ трезвучий с обращениями проигрываются вне лада и тональности. От учеников требуется определить краску аккорда (мажорный, минорный, уменьшенный, увеличенный), а для мажорных и минорных определить, в каком виде (в основном, или в виде какого из обращений) аккорд был проигран. Аккорды в таких диктантах проигрываются трехголосно в произвольном регистре диапазона от малой до второй октавы.

Аккордовые последовательности в рамках учебного процесса

Мобильное приложение на анализ аккордов

Анализ аккордов Версия:1.2

Слуховой анализ аккордов (сольфеджио 3-5 классы)
Приложение, которое проводит с учеником диктант (слуховой анализ) на определение аккордов и их обращений вне лада (тональности) без необходимости наличия инструмента, ручки, бумаги и Интернета. Проигрывает трехголосные аккорды, проверяет и указывает на ошибки, выставляет оценки по традиционной пятибалльной шкале. Рекомендуется для отработки навыков определения аккордов на слух.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

для активации требуется регистрация

См. демо 07.01.2016 Русский Android 24.02 MB 1311

Определение следующих аккордов в последовательности вне тональности: Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64, ум.53, ув.53 .
Аккорды построены с равной степенью задействования звуков основных тонов по всей 12-полутоновой системе, что позволяет максимально исключить тонико-доминантовые связи ближайших по воспроизведению в цепочке аккордов, заставить учеников со слухом, более или менее приближенным к абсолютному, слушать окрас аккордов, а не исчислять их по трём услышанным звукам (что сложно производить в тональностях с большим количеством ключевых знаков). Обширный набор аккордов, встраиваемых в аккордовые последовательности, не дает возможности определять аккорд путем запоминания. Каждая цепочка аккордов (исполняемых в данном приложении вне тональности) является уникальной, количество возможных вариантов их сочетаний: 6 в 6-й степени, умножить на 9.

Слуховой анализ аккордовых последовательностей

3-й класс

Согласно единых государственных требований, начиная с 3-го класса (11-и летний курс обучения), учащиеся должны уметь строить и определять на слух трезвучия и их обращения. Речь идет о трех основных функциях мажора и минора: T (тоника), S (субдоминанта), D (доминанта). Полный курс сольфеджио за третий класс предполагает знакомство с двумя видами доминант в миноре. В рамках базовой программы изучаются доминанты гармонического минора и в дополнение учащиеся проходят доминанты натуральных миноров. Государственного экзамена по сольфеджио за 3-й год обучения не предусмотрено, однако, в программу курса обучения входят задания на определение и построение аккордовых последовательностей (аккордовых цепочек), в которых встречаются буквально следующие аккорды:

3-й класс
dur: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64
moll: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н)

Последовательности аккордов (3-й класс). Мобильное приложение

Аккордовые последовательности. 3 класс Версия:1.1

Аккордовые последовательности 3-й класс. Слуховой анализ
Приложение, которое проводит тренинг на определение функций и аккордов (обращений аккордов) в тональности. Не требует наличия инструмента, ручки, бумаги и Интернета. Проигрывает последовательности трехголосных аккордов, проверяет и указывает на ошибки, выставляет оценки по традиционной пятибалльной шкале. Рекомендуется для отработки навыков определения аккордов на слух.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

для активации требуется регистрация

См. демо 21.03.2016 Android 19.44 MB 808

Аккорды, подобранные аккордовые в цепочки, в данном приложении являются гармоническими оборотами, т.е. они отстраиваются согласно логике и классических правил гармонического музыкального развития. Т.к. в последовательностях используются трёхголосные аккорды, о правилах соединения (параллельных квинтах, параллелизмах, удвоениях, свойственных для четырёхголосия, и т.п.) здесь пока речь не идёт. Это реально соответствует начальному курсу сольфеджио за 3-й класс. Подбор аккордовых последовательностей велик, гармонические обороты построены по максимуму с использованием всех 24-х тональностей. Всё это ставит определенный акцент на осознание и приобретение навыка определения аккордов по их окрасу, исключая необдуманное запоминание и заучивание, или в случаях с «абсолютниками» распознавание аккорда не по окрасу, а вычисление его по трём образующим звукам.

4-й класс

В четвертом классе в задания по слуховому анализу аккордовых последовательностей (гармонических оборотов) к аккордам 3-го класса, а именно:

dur: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64
moll: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н)

добавляются аккорды доминантовой группы (уменьшенное трезвучие и доминантсептаккорд):

dur: ум.53/VII; V7
moll: ум.53/VII(г); V7(г)

В гармонические обороты за 4-й класс все выше перечисленные аккорды включаются. Аккордовые последовательности в сравнении с третьим классом даются в более усложненном виде.

Последовательности аккордов (4-й класс). Мобильное приложение

Аккордовые последовательности. 4 класс Версия:1.1

Аккордовые последовательности 4-й класс. Слуховой анализ
Приложение с функциями родительского контроля, тренинга и мониторинга знаний ученика в курсе четвертого класса сольфеджио. Исполняет гармонические обороты (трёхголосная фактура), меняет задания, выставляет оценки (традиционная пятибалльная шкала). Рекомендуется для подготовки к экзамену, контрольному уроку и для общего развития музыкального слуха, мышления и фантазии. Работает автономно.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

для активации требуется регистрация

См. демо 17.05.2016 Русский Android 27.57 MB 935

В 4-м классе в связи с появлением аккордов доминантовой группы ум.53 и V7 в цепочках данные аккорды разрешаются в тоническое трезвучие согласно правил классической теории, в связи с чем в приложении появляется новый индекс «Н» — неполный, обозначающий неполное (в данном случае) тоническое трезвучие.

5-й класс

В программу обучения пятого класса включены гармонические обороты, содержащие следующие аккорды:

из курса 3-го класса:

dur: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64
moll: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н)

из курса 4-го класса:

dur: ум.53/VII; V7
moll: ум.53/VII(г); V7(г)

В программе 5-го класса появляются аккорды субдоминантовой группы (уменьшенное трезвучие на II ступени и аккорды гармонической субдоминанты мажора) и аккорды доминантовой группы (три обращения доминантсептаккордов мажора и гармонического минора):

Субдоминантовая группа:
dur: ум.53/II (г) ; IV53 (г); IV 6 (г); IV 64 (г)
moll: ум.53/II

Доминантовая группа:
dur: V65 ; V43 ; V2
moll: V65 (г) ; V43 (г) ; V2 (г)

Гармонические обороты за 5-й класс включают все выше перечисленные аккорды.

Также по программе 5-го класса учащиеся знакомятся с понятием параллельно-переменных ладов, без включения данного материала в слуховой анализ аккордовых последовательностей.

Последовательности аккордов (5-й класс). Мобильное приложение

Аккордовые последовательности. 5 класс Версия:1.1

Аккордовые последовательности 5-й класс. Слуховой анализ
Логическое продолжение линейки КараокеДжаз приложений по слуховому анализу аккордовых последовательностей в курсе сольфеджио. Обучает и закрепляет навыки определения аккордов в тональности на слух. Проигрывает диктанты, ставит оценки, проверяет и проводит работу над ошибками, формирует правильную запись аккордов. Благодаря встроенной функции родительского контроля, является незаменимым помощником для учителя и родителей в подготовке ученика к экзамену (контрольному уроку, зачету) по сольфеджио. Работает автономно.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

для активации требуется регистрация

См. демо 15.06.2016 Русский Android 30.98 MB 929

В 5-м классе в связи с появлением аккорда доминантовой группы V43, разрешаемого в развернутое тоническое трезвучие, согласно правил классической теории, появляется новый индекс «Р» — развернутый.

6-й класс

Гармонические последовательности по программе шестого класса включают в себя все ранее пройденные в 3-м, 4-м и 5-м классах аккорды. Это логично, закрепляет и не дает позабыть ранее пройденный материал.

из курса 3-го, 4-го и 5-го классов:

dur: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64; ум.53/VII; V7; ум.53/II(г); IV53(г); IV6(г); IV64(г); V65; V43; V2
moll: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н); ум.53/VII(г); V7(г); ум.53/II; V65(г); V43(г); V2(г)

В программе 6-го класса появляются увеличенные трезвучия и уменьшенные вводные септаккорды гармонических ладов:

dur: VI53( г ); ум.VII7(г)
moll: VI53( г ); ум.VII7(г)

а также малый вводный септаккорд VII ступени натурального мажора:

В курсе сольфеджио учащиеся также знакомятся с кадансовым квартсекстаккордом K64, однако, данный аккорд еще полноценно не включается в трёхголосные цифровки, а появится далее в 7-м классе в полноценном четырёхголосии.

Последовательности аккордов (6-й класс). Мобильное приложение

Аккордовые последовательности. 6 класс Версия:1.1

Аккордовые последовательности 6-й класс. Слуховой анализ
Дальнейшая разработка КараокеДжаз приложений по слуховому анализу аккордовых последовательностей в курсе сольфеджио по материалам шестого класса ДМШ, ДШИ. Обучает, закрепляет, проигрывает диктанты, ставит оценки, проводит работу над ошибками, приучает к правильной записи аккордов в цифровке. Незаменимый помощник учителю родителям и ученику с функциями встроенного родительского контроля.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

для активации требуется регистрация

См. демо 26.08.2016 Русский Android 36.44 MB 1033

В приложении за 6-й класс появляются новые кнопки с обозначениями III и VI ступеней, а также кнопки аккордов: увеличенного трезвучия ув.53, уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени ум.VII7 и малого вводного септаккорда седьмой ступени М.VII7

Аккордовая последовательность – данный термин применим к большому ряду музыкальных систем, где четко прослеживается иерархия мелодического голоса при поддержке вертикальной гармонической надстройки из как минимум еще трех голосов (можно все же обходиться в ряде случаев двумя). Сам термин будет неразрывно связан с понятием дженерал бас, который возник в конце 16 века на стыке соблюдения авторских прав и в то же время популяризации произведения. Т.е. полноценно партитура сознательно скрывалась автором, осмелюсь предположить, для обеспечения его дальнейшей профессиональной занятости. Выписывались мелодия и цифровка (аккордовая последовательность). Ни в какой музыке этот принцип не получил такой популярности как именно в джазе, но непосредственно упрощенная запись дала еще и удобство прочтения, усвоения и свободу трактовки, плюс живучесть самой темы в рамках разных джазовых стилей и традиций.

В классической (до 20 века) музыке существует ряд правил для соединения аккордовых последовательностей:
1. Голоса должны соединяться плавно (по преимуществу ходами на приму, секунду. Исключение составляет бас, который может совершать скачки на терцию, кварту, квинту и т. д.).

2. После доминантовых аккордов нельзя брать субдоминантовые аккорды (исключение составляет так называемый прерванный оборот).

Аккордовые последовательности представлены тремя разновидностями гармонических оборотов: автентическим (. T-D-T), плагальным (. T-S-T), и полным (. S-D-T) проверить => (. S-K6/4-D-T). Аккорды, наполняющие эти обороты, могут быть как трезвучиями и их обращениями, так и септаккордами с обращениями.

В джазе всеми этими правилами можно так или иначе пренебрегать (хотя этого и в классике уже полно). В джазе аккорды выходят далеко за пределы основного лада, где будет затруднительно объяснить к какой группе (тонической, доминантовой или субдоминантовой) они относятся. Более того, ряд аккордовых созвучий может выполнять разнообразные функции (как тоники, так и доминанты и т.п.).

И в классике, и в джазе произведение имеет четко выраженный аккордовый план, столбовую жесткость которого смягчают контрапункт, фактура изложения и ритмические рисунки.

*Произведения восточной музыки, основанные не на терцовой европейской музыкальной системе, под лекала аккордовых последовательностей не подпадают. Не подпали бы под нее и былинные песнопения древних эллинов, мантры индусов, а также много другой неевропейской музыки. Курс сольфеджио проводится в рамках европейской музыки.

Аккордовая последовательность – данный термин применим к большому ряду музыкальных систем, где четко прослеживается иерархия мелодического голоса при поддержке вертикальной гармонической надстройки из как минимум еще трех голосов (можно все же обходиться в ряде случаев двумя). Сам термин будет неразрывно связан с понятием дженерал бас, который возник в.… веке на стыке соблюдения авторских прав и в то же время популяризации произведения. Т.е. полноценно партитура сознательно скрывалась автором, осмелюсь предположить, для обеспечения его дальнейшей профессиональной занятости. Выписывались мелодия и цифровка (аккордовая последовательность). Ни в какой музыке этот принцип не получил такой популярности как именно в джазе, но непосредственно упрощенная запись дала еще и удобство прочтения, усвоения и свободу трактовки, плюс живучесть самой темы в рамках разных джазовых стилей и традиций.

В классической (до 20 века) музыке существует ряд правил для соединения аккордовых последовательностей:

1.Голоса должны соединяться плавно (то есть ходами на приму, секунду. Исключение составляет бас, который может совершать скачки на терцию, кварту, квинту и т. д.).

2.После доминантовых аккордов нельзя брать субдоминантовые аккорды (исключение составляет так называемый прерванный оборот).

Аккордовые последовательности представлены тремя разновидностями гармонических оборотов: автентическим (. T — D — T ), плагальным (. T — S — T ), и полным (. S — D — T ) проверить => (. S — K 6/4- D — T ). Аккорды, наполняющие эти обороты, могут быть как трезвучиями и их обращениями, так и септаккордами с обращениями.

В джазе всеми этими правилами можно так или иначе пренебрегать (хотя этого и классике уже полно). В джазе аккорды выходят далеко за пределы основного лада, где будет затруднительно объяснить к какой группе (тонической, доминантовой или субдоминантовой) они относятся. Более того, ряд аккордовых созвучий может выполнять разнообразные функции (как тоники, так и доминанты и т.п.).

И в классике и в джазе произведение имеет четко выраженный аккордовый план, столбовую жесткость которого смягчают контрапункт, фактура изложения и ритмические рисунки.

Источник

Оцените статью