Цифровой аккордеон что это такое

Цифровой баян. Новые возможности на основе старых традиций

Новые возможности на основе старых традиций.

Цифровые инструменты – клавишные синтезаторы уже давно и довольно прочно закрепились на музыкальном рынке и в исполнительской практике как любителей, так и профессионалов. По сравнению с клавишными синтезаторами цифровой баян для многих музыкантов продолжает оставаться «тёмной лошадкой» со многими неизвестными. Наряду с тем, что в Москве уже проходят профессиональные конкурсы исполнителей на цифровых аккордеонах, в провинции пока только присматриваются к новому чуду, боясь сделать шаг навстречу новому инструменту.

Я, как профессиональная исполнительница с многолетним стажем, являясь лауреатом российских и международного конкурсов на традиционном баяне, имею свой личный Roland FR-3xb уже два года и могу однозначно сказать, что в современном мире интерес к баяну-аккордеону как инструментальному жанру у молодого поколения несомненно возрастёт с появлением в ДШИ и ДМШ цифровых аккордеонов. В настоящее время в России прослеживается кризис в исполнительстве на традиционном баяне-аккордеоне, чему есть ряд причин, обусловленных неизбежностью и технического прогресса и сложностью в освоении азов исполнительства, в частности, связанных с рядом конструктивных особенностей инструмента, из которых, пожалуй, самая существенная – немалый вес инструмента.

Современный профессиональный пятирядный готово-выборный баян с полным диапазоном весит от 13 до 18 кг. Конечно, многочасовые занятия на таких инструментах неизбежно приводят к проблемам в опорно-двигательной системе исполнителя, а игра стоя на таких инструментах требует от исполнителя недюжинной физической выносливости. Тогда как цифровые баяны Roland для профессионалов весят от 8 до 11 кг. Например, на своём FR-3xb я играю только стоя, при этом практически не чувствую вес инструмента (8 кг.). Только вместо монотембрового инструмента (имеется в виду тембр баяна, как бы его не изменяли дополнительные регистры ) у меня в руках «целый оркестр».

Другая существенная конструктивная особенность, влияющая на интерес к баяну — аккордеону — это весьма сложная работа по меховедению, когда каждые несколько тактов исполнитель меняет направление меха, поддерживая звучание инструмента. На цифровом баяне делать это гораздо проще: датчик регулировки мехов ( по желанию исполнителя) позволяет свести смену меха к минимуму, при этом нет никакой потери в качестве звуко и меховедения, динамическая шкала распространяется от нежнейшего рр до любого f. Конечно, качество звучания любого синтезатора зависит от качества звукоусилительной аппаратуры, от правильно выстроенного эквалайзера, от правильно выбранного баланса между всеми элементами музыкальной фактуры.

Что ещё в цифровом баяне — аккордеоне может быть привлекательного с точки зрения консервативно настроенных музыкантов? То что он готово-выборный!

Это даёт широкие возможности в использовании инструмента в классическом баянном репертуаре, в традиционном исполнительстве не только в ДМШ, но и в музучилищах, в вузах. Выборная система в левой руке может отвечать как тембрами классических гармоник, так и оркестровыми тембрами (кларнет, гитара и т. д.), то же касается и баса! А для исполнителей с фантазией аранжировщика – это неисчерпаемый кладезь!

Ну и ещё один из плюсов цифрового баяна – это возможность избежать плохого баланса правой и левой клавиатур. Исполнители на традиционных баянах — аккордеонах постоянно испытывают дискомфорт из-за конструктивных особенностей инструментов и часто вынуждены садиться на сцене, слегка выдвигая правую клавиатуру в сторону зала. У цифрового баяна такой проблемы нет. Стоит только заранее правильно выстроить баланс — громкость баса, аккорда, или просто повернуть реле bass/treble в сторону усиления левой или правой клавиатур.

А встроенные наборы ударников делают игру на инструменте просто незабываемой. Исполнитель одновременно заменяет игру целого ансамбля. Представьте себе : в басах – звучание контрабаса, аккорды – гитара, основной тембр в правой клавиатуре – баян ( а их, в зависимости от выбранной модели, от 20 до 80), наложенный голос – флейта, да всё это в обрамлении «живых» ударников. Термин «живой» употребляю не для красивой фразы. В зависимости от силы удара пальцами в левой руке звуки ударных инструментов то нивелируются, то возрастают с необходимой вам мощью, при этом одновременно с ударниками звучат и бас и аккорды, звучание которых зависит и от туше и от меховедения.

Всё вышеизложенное касалось только живого звучания инструмента, без использования минусовок — фонограмм, которые можно закачать на USB – носитель и в нужный вам момент воспользоваться ими, включив нужную комбинацию клавиш. Я думаю, что использование минусовок в работе современного концертного исполнителя многократно могут повысить его шансы на успех у зрителя. Цифровой баян – новая веха в истории развития исполнительства на традиционном для России инструменте!

В своей статье я опиралась на личный опыт использования цифрового баяна Roland FR-3xb. Также в нашей стране получили распространение инструменты, имеющие иной, чем инструменты фирмы Roland принцип цифрового моделирования звуков. Это традиционные акустические инструменты со встроенной электроникой, преобразующей традиционное звучание баяна в дополнительную обширную линейку новых тембров. У таких инструментов, по сравнению с цифровыми баянами фирмы Roland, есть свои плюсы и минусы. Основные недостатки те же, что и у обычных традиционных инструментов, о которых я говорила выше.

Уважаемые коллеги баянисты-аккордеонисты! Призываю вас смелее осваивать инструментальные горизонты и получать настоящее удовольствие от всем знакомого по ощущениям при игре, но потрясающего нового по звучанию и возможностям инструмента – цифрового баяна!

Источник

Roland. Цифровой баян и цифровой аккордеон — новое направление?

Цифровой баян и цифровой аккордеон фирмы Roland возникли как результат развития современных технологий и быстро стали популярными во всех странах.

Конечно, этому в первую очередь способствовала мировая популярность японского производителя музыкальной продукции Roland, стоящей на передовых позициях в производстве электронных инструментов и музыкальной продукции, а также умелая «раскрутка» инструментов буквально по всем позициям: региональные и международные конкурсы (и как первый приз – вручение самых последних моделей инструментов), привлечение в свои ряды талантливой молодёжи, ну а самое главное – настоящее качество.

Roland просто не может выпускать плохие инструменты, имя не позволяет.

В 2010 году Roland прикупил старейшего в Италии производителя аккордеонов фирму Dallape существующей с 1876 года, что позволило ей не «изобретать велосипед», я имею в виду не разрабатывать самим механическую часть инструментов, обучать мастеров, а сразу одним махом получить в руки самые передовые технологии по производству аккордеонов и баянов, ну а уж цифровую начинку, благодаря своим новейшим разработкам, они смогли успешно создать. Как вы сами понимаете, цифровой баян и цифровой аккордеон – не самое главное в деятельности фирмы Roland, а только небольшая часть ассортимента.

Итак, цифровой баян и цифровой аккордеон Roland, рассмотрим его основные достоинства.

Надо заметить что в ассортименте Roland присутствуют как модели для детей — так и для взрослых, как аккордеоны(Piano) — так и баяны(Button), как инструменты для любителей — так и для профессионалов.

Как все знают — звучание аккордеонов в различных странах разное, есть даже термины определяющие его тембр. К примеру: французский, итальянский, ирландский, немецкий, альпийский и другие аккордеоны, включая также звучание баяна и органа. И все эти тембры очень натуральные!

Цифровой аккордеон по весу значительно легче и габариты меньше чем у таких же по классу инструментов .

Строй инструмента можно легко повышать и понижать по желанию.

Цифровой баян и аккордеон нечувствительны к переменам температур и не нуждаются в настройке, что удешевляет их эксплуатацию.

Можно переключать левую клавиатуру с готовой на выборную.

Кроме того у кнопочных моделей есть возможность выбирать между западной C-Griff (европейской/Europa), восточной B-Griff (баян/Bayan), бельгийской и финской системами. Кнопки правой клавиатуры легко переставить в зависимости от выбранной системы (Запасные — чёрные и белые, частично с маркировкой, входят в комплект).

Есть выход на наушники и внешние динамики, хотя сила звука собственных- вполне сопоставима с нормальными инструментами (её можно уменьшить регулятором).

Благодаря встроенному порту USB можно подключаться к компьютеру, скачивать и обновлять новые тембры, звучания и оркестровые комбинации, непосредственно производить запись, подключать MP3 и аудио и, наверное, многое другое.

Педаль, она же и зарядное устройство, позволяет не только переключать регистры, но и выполнять функцию правой педали фортепиано (но её использование не обязательно).

Высококачественный аккумулятор позволяет довольно долго — 5-6 часов у моделей FR-1/ FR-2/ FR-3 и 8 часов для FR-7x играть в автономном режиме. Заряжается он в течении 2-4-часов.

Как цифровой баян высшего класса FR-7xb, так и аккордеон, кроме всего прочего в левой руке имеет многие оркестровые комбинации звучания – с ударными инструментами (Drum-Funktion) и более 100 различных тембров ударных инструментов (Perkussions) можно запрограммировать самому.

Можно с помощью регулятора на левой крышке менять привычный для себя нажим меха и как у нормального баяна изменять динамику звука.

Встроенный метроном – также не лишняя деталь.

Ну и цены, например в Германии, от 999€ заFR1 и 5.300€ за FR7x — говорят сами за себя.

Используя свои последние разработки фирма Roland создала модуль,

позволяющий как на синтезаторе(Keyboards) задавать нужный стиль музыки и нажимая только аккорды получать характерное для этого стиля ритмическое сопровождение, ударные инструменты и бас. Хотелось бы отметить что одних только этих ритмов — более 1000, и столько же всевозможных тембров.

Конечно же такие возможности современного аккордеона и баяна позволяют не только играть лёгкую музыку, но и претендовать на серьёзную.

Цифровой аккордеон и цифровой баян находится ещё в процессе развития и изучения, последнее слово ещё не сказано.

V-Accordion фестиваль в России 2010

Играет Клавдия Тарабрина . Великолепное выступление юной аккордеонистки на международном московском Фестивале Баян и баянисты 2012

Roland FR-7x. Демонстрация регистров

Молодой итальянский аккордеонист Pietro Adragna играет на V-Accordion фестивале в Италии в 2011 году

Нидерландец Dominique Paats импровизирует на тему «Make you feel my love»

Источник

IST Knowledge

Бюджетный электронный аккордеон своими руками — eAccordeon

Как уже упоминалось на нашем сайте, электронный аккордеон и акустический — это совершенно разные инструменты с разными звуками, техниками и целями. Поэтому переделка акустического аккордеона в цифровой без сохранения живого звука сравнима с порчей инструмента.

Но в данной статье мы не будем придерживаться данного правила, т.к. у нас будут немного иные цели. А именно, получить электронный аккордеон за очень малые деньги и своими руками. А это накладывает определенные ограничения. Переделка аккордеона своими руками предполагает выполнение работ из подручных средств, и ручную работу следует максимально упростить. Поэтому мы не будем сохранять возможность воспроизводить живые звуки на аккордеоне после его переделки. Но мы также не будем безвозвратно портить инструмент. После переделки сохранится возможность в любой момент вернуть на место родные детали, если вдруг этого захотим и аккордеон вернется в исходное состояние.

Мы будем использовать старый акустический аккордеон 3/4, электронный модуль Arduino Mega 2560 Mini, неодимовые магниты и герконовые датчики с aliexpress. Все это подключим к персональному компьютеру и интегрируем с программным обеспечением для воспроизведения звука.

Для воспроизведения звуков с самодельного цифрового аккордеона мы будем использовать бесплатное программное обеспечение. Часть программного обеспечения мне пришлось написать самому для того, чтобы электронный модуль Arduino, встраиваемый в аккордеон мог передавать данные в цифровые звуковые рабочие станции или на встроенные устройства MIDI компьютера. Эту часть программного обеспечения я опубликовал в исходниках на Githab.

Электронный аккордеон будет формировать поток MIDI команд в компьютер, таким образом будет обеспечена его интеграция в любую цифровую звуковую рабочую станцию типа LMMS, FL Studio, Cubase или Logic Studio.

Т.к. цель нашего проекта — создание максимально бюджетного цифрового аккордеона, то из перечисленных программ больший интерес представляет бесплатная программа LMMS. Хотя, если вы уже пользуетесь другим инструментом, то это не проблема, он тоже подойдет.

Что касается характеристик, то наш бюджетный аккордеон нельзя будет сравнить с аккордеонами фирмы Roland. Тем не менее полученный результат все же сможет удивить вас и ваших знакомых!

Что будет уметь самодельный цифровой аккордеон?

  • Питание электронных модулей аккордеона и обмен данными с компьютером осуществляется по кабелю USB;
  • Система правой клавиатуры с возможностью программного переключения регистров и сдвига октавы;
  • Готовая система левой стороны с возможностью программного переключения регистров (выборная недоступна т.к. датчики будут устанавливаться на клапаны, а не на кнопки);
  • Изменение громкости звучания в зависимости от давления мехов (благодаря использованию датчика давления BMP180);
  • Возможность использования наборов звуков, доступных в используемой вами программе типа LMMS, FL Studio, Cubase или Logic Studio;
  • Наигрывание мелодий с последующим сохранением их в формате MIDI.

Какие навыки потребуются?

Для выполнения от вас работ потребуются следующие навыки:

  • Базовые знания электронных модулей Arduino;
  • Базовые знания схемотехники и владение паяльником;
  • Базовые знания языков C и C#, на случай, если собираетесь изменять программный код прошивки или программы электронного аккордеона.

Сколько времени это займет?

Если оценивать в стандартных трудоднях 5 дней в неделю и по 8 часов, то сроки выглядят примерно следующим образом:

  • Выполнить монтаж электроники, кабелей и датчиков в аккордеон, а также выпиливание отверстий и пайку проводов по готовой схеме реально за 2 недели;
  • На написание и отладку программ я потратил около месяца. Но вам потребуется лишь скачать готовые исходники;
  • Еще месяц или два я потратил на анализ проблемы, поиск и изучение аналогичных работ, ознакомление со спецификацией MIDI, устройством аккордеона. Я постарался довольно подробно описать собранную мной информацию, так что вам с этим будет проще.

В общем, если вы хорошо разобрались с устройством аккордеона и уже знаете что делать, то сама сборка может быть выполнена за 2 недели. Остальное время уйдет на освоение сопутствующих задач и материалов.

Спецификация

Я приведу перечень покупных изделий, из которого был мной изготовлен цифровой аккордеон. Цены привел в американских долларах, чтобы можно было в любой момент пересчитать по текущему курсу. Электронную часть закупал на aliexpress, сам аккордеон брал в своем городе по объявлению. Цену проводов я не стал указывать, т.к. использовал то, что у меня уже было.

Наименование Количество, шт Цена
БУ аккордеон 3/4 1 $100
Модуль Arduino Mega 2560 PRO 1 $5.51
Датчик Холла цифровой TLE4905L 100* $35
Транзистор BC817 NPN 45V 500mA 50* $0.9
Плата макетная 2х8 мм 10 $4.4
Неодимовый магнит в форме диска 5х3 мм 100* $3.6
Модуль Arduino BMP180 — датчик давления 1 $0.65
Провод МГТФ 0.12мм 100 м
Любой кабель в ПВХ оболочке 2 многожильных провода сечением около 0.12мм 10 м
Резистор выводной 0.25вт 100 КОм 34

* Количество указано с учетом кратности заказа на aliexpress
Спецификация для изготовления цифрового аккордеона собственными руками

Этапы реализации

Итак, после вводной информации пора описать порядок действий для создания электронного аккордеона своими руками.

Этап 1. Закупка комплектующих

Закупка производится по спецификации, приведенной на данной странице. Как я уже сказал, электронные компоненты я закупал на алиэкспресс и цены в спецификации указаны из моего собственного заказа.

Что касается аккордеона, то он у меня уже был. В моем случае — это аккордеон Weltmeister 3/4 с готовой системой левой стороны. Аккордеон устаревшей конструкции — у него длинная дека и наклонная форма черных клавиш. Хоть механика у аккордеона в порядке, но из-за устаревшей конструкции для прямого назначения он был забракован преподавателем по аккордеону. И я решил немного поменять его назначение путем переделки в электронный аккордеон.

На левой и правой клавиатурах моего экземпляра имеются кнопки переключения регистров, но скажу сразу, я их не задействовал, хотя технически это возможно будет сделать позже.

Кроме указанных в спецификации материалов стоит упомянуть, что потребуется еще ряд инструментов и материалов. Я не стал их указывать в спецификации, т.к. возможно, у вас найдутся подходящие инструменты и материалы под рукой. Я просто перечислю, что я что я использовал в этой работе.

Итак, обязательно потребуются паяльник, флюс и припой с изолентой. Также я использовал термоклей с пистолетом, хомуты для затягивания кабелей в жгуты, изоленту и клей типа «холодная сварка» для приклеивания магнитов к металлическим частям механизма.

Также из материалов я использовал листы фанеры, для замены на них планок с язычками, которые нужно будет извлечь из аккордеона из-за ненужности.

Из инструментов также потребуются дрель со сверлами, тиски, лобзик для резки фанеры, канцелярский нож для резки проводов и кабелей.

Этап 2. Подготовка электронных модулей Arduino Mega 2560 Pro к работе

Перед тем, как разбирать аккордеон и извлекать из него запчасти целесообразно убедиться, что у нас все в порядке с электроникой и мы готовы двигаться дальше. Необходимо будет прошить Arduino Mega 2560 Pro и попробовать залить в нее необходимую прошивку.

На этом этапе потребуется получить исходники проекта ардуино с github и залить в модуль Arduino Mega 2560 Pro.

Так же на этом этапе мы должны изучить схему электронной части аккордеона.

Источник

Оцените статью