Цифры над нотами для гитары

Содержание
  1. Игра на гитаре
  2. Как читать ноты?
  3. Обозначения.
  4. Как играть?
  5. Как читать табы (табулатуры) для гитары. Полное руководство для начинающих гитаристов.
  6. Что такое табулатура для гитары
  7. Виды табулатур
  8. Интернет запись
  9. Запись через редактор табулатур
  10. Как пользоваться табами новичку
  11. Обозначение боя
  12. Перебор или арпеджио
  13. Обозначение аккордов
  14. Мелодия
  15. Как читать табы обозначения и знаки
  16. Хаммер-он (Hammer On)
  17. Пулл-офф (Pull Off)
  18. Бенд -подтяжка (Bend)
  19. Слайд (Slide)
  20. Вибрато (Vibrato )
  21. Let Ring
  22. Глушение струны правой рукой (Palm Mute )
  23. Не звучащие или мертвые ноты (Mute)
  24. Нота призрак (Ghost Note)
  25. Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)
  26. Натуральный флажолет (Natural Harmonics)
  27. Каподастр (Capo)
  28. Тэппинг (Tapping)
  29. Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах
  30. Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре
  31. Размер
  32. Нумерация тактов
  33. Строй гитары
  34. Программа для табулатур
  35. Советы и рекомендации

Игра на гитаре

Как читать ноты?

Чтобы сыграть произведение, записанное в нотах, нужно просто сопоставить каждую нотку на нотоносце (нотных линейках) с нотой, сыгранной на гитаре. В начале каждой строки в гитарных нотах можно увидеть знак скрипичного ключа , он означает в точности то, что все ноты в строке имеют следующее соответствие со звуковым рядом гитары:

Для других инструментов – фортепиано, балалайки – чего угодно и скрипичного ключа, имеется свое соответствие. Например, для фортепиано:

То есть одни и те же ноты можно играть на разных музыкальных инструментах, но нужно иметь в виду, что гитарные ноты традиционно записываются на одну октаву выше, чем они звучат, как можно увидеть на рисунке. Существует множество других ключей – дискантовый, басовый, альтовый, в гитарной записи используется только скрипичный.

Ноты длительностью короче одной четвертой часто объединяются в группы косой чертой, никакого функционального значения она не имеет, а используется просто для красоты написания, то есть то же самое, что , а = . Точно так же, штиль ноты (вертикальная черта, идущая от кружочка), может быть направлен, как вниз, так и вверх = , = .

Перерывы в звучании музыкального произведения называются паузами. Формально, это тоже ноты, представляющие молчание (отсутствие звука):

  • – целая пауза, равна по длительности целой ноте,
  • – половинная пауза,
  • – четвертая,
  • – восьмая,
  • – шестнадцатая,
  • – тридцать вторая.

Нота с точкой. Точка, поставленная после ноты, увеличивает длительность ее звучания на половину.

  • = +
  • = +

Точка может стоять и у пауз.

    = +

  • = +
  • В первой строке после скрипичного ключа всегда идет размер произведения, обозначаемый числовой дробью. Просто объяснить значение размера, можно так: если произведение удобнее играть на счет „раз, два, три, раз, два ,три…“, то размер , а если на „раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре…“ – , исходя из размера оно „нарезается“ на такты вертикальной чертой.

    В начале каждого такта идут ударные (или сильные) ноты.

    Теперь об обозначении полутонов (диезов и бемолей). Если перед нотой какого-нибудь такта стоит знак диеза (бемоля ), то эта и все последующие ноты в такте такой же высоты (расположенные на одном уровне) играются выше (ниже) на пол тона, например,

    играется так: ФаPeСиФа ФаФа ФаPeСи.

    Знак бекара означает отмену диеза или бемоля для ноты, рядом с которой он стоит, и всех последующих в такте этой же высоты:

    ФаPeСиФа ФаФаФаPeСи.

    Диез или бемоль, поставленные рядом со скрипичным ключом влияют на все ноты в строке с этим же названием:

    Фа PeСиФа Фа СиФа PeСи. Обратите внимание, что вторая нота второго такта также подпадает под действие диеза.

    Стоящие при ключе знаки отменяются бекаром для конкретного такта, так, как описано выше, например,

    играется Фа PeСиФаФа ФаФа PeСи.

    Обозначения.

    Цифры в кружочке , , , , , – струны гитары, если какая-нибудь из них стоит рядом с нотой, это значит, что ее надо играть на указанной струне.

    Римские цифры I, II, III,…., XIX – лады. Нота играется на струне, зажатой на обозначенном ладу.

    Пальцы правой руки:

    • i – указательный,
    • m – средний,
    • a – безымянный,
    • p – большой.

    Указывают, каким пальцем нужно играть ноту.

    Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами без кружочка:

    Струна зажимается на нужном ладу именно этим пальцем. По аналогии, 0 означает, что нота играется на открытой струне.

    Как играть?

    Большой палец левой руки прикладываем к тыльной стороне грифа перпендикулярно ему. Он не вылезает за верхнюю кромку и находится между указательным и средним пальцами. Струны прижимаем подушечками пальцев как можно ближе к нижней металлической полоске лада (ближе к розетке), чтобы избежать дребезжания. Правую руку кладем предплечьем на гитару, кисть принимает такое положение, при котором она полностью расслаблена (это похоже на то, как будто в ладони зажат теннисный мячик, но пальцы остаются еле согнутыми). При игре кисть неподвижна – двигаются только пальцы, слегка касаясь струн, должно появляться ощущение, что струны при касании щекочут их.

    Обычно большой палец правой руки играет басовые струны, а безымянный, средний и указательный, соответственно, первую, вторую и третью, хотя для каждой композиции это подбирается индивидуально. Когда приходится играть одновременно несколько струн (в данном случае две), пальцы как бы сжимают мячик, не давая ему упасть. Паузы в десятом и одиннадцатом такте означают перерыв в звучании второго голоса (здесь два голоса: сольный и басовый, басовый играется на двух верхних струнах, сольный – на всех остальных).

    Обратите внимание на знаки сокращения нотного письма, использующиеся в пьесе. Реприза – означает повторение части произведения: сначала играется отрывок между знаками и , включая первую вольту , затем первая вольта выкидывается и заменяется второй . Если вольт нет, то играется просто два раза.

    Играем очень медленно, так, как в звуковом файле midi под нотами. Стараемся, чтобы мелодия перетекала плавно от ноты к ноте, соблюдались все длительности, и не было „заборов“. Обязательно играем и зажимаем именно теми пальцами, которые обозначены в нотах – так проще и эффективнее. Когда начинает получаться, ускоряем темп.

    Источник

    Как читать табы (табулатуры) для гитары. Полное руководство для начинающих гитаристов.

    Что такое табулатура для гитары

    Раньше песни записывались при помощи нот и нотных листов. Это было очень удобно, поскольку позволяло разложить и сыграть партии, не базируясь на особенностях инструментов, а также вносило единство игры оркестра на концертах. С появлением гитары ситуация не поменялась до тех пор, пока люди не поняли некоторое неудобство этой системы. В гитаре одни и те же ноты можно взять на совершенно разных ладах и в разных позициях, и, поскольку ноты не обозначают этого, то манера игры некоторых произведений становилась менее очевидной. Ситуацию исправил другой способ записи – табулатуры, который плотно вошел в обиход гитариста. Сколько нужно играть на гитаре для того, чтобы использовать табы? Чем раньше вы начнете это делать – тем лучше.

    Они представляют собой тот же самый нотный стан, только с шестью, по количеству струн, линий. На них вместо нот записаны гитарные лады, на которых следует зажимать обозначенные струны для получения нужного звука. Такой метод записи оказался намного удобнее, и поэтому сейчас каждый гитарист должен понять, как читать табулатуру для удобства разучивания произведений. Именно этому и посвящена данная статья. Это действительно стоит знать даже тем, кто учился в музыкальной школе – ведь то, как мы читаем табулатуры для гитары сильно различается с тем, как распознавать ноты.

    Виды табулатур

    Интернет запись

    Такой способ распространен на сайтах, где нет возможности записывать табы в специальных программах. В этом случае внешний вид полностью копируется и суть практически не меняется, за исключением способа обозначения приемов игры.

    Запись через редактор табулатур

    Самый популярный способ. В этом случае данный вид записи воспроизводит программа, которая при помощи специальных пресетов имитирует звуки гитары, включая различные приемы игры. Это гораздо удобнее, ведь помимо непосредственно цифр, в них, как правило, есть еще и ноты с их длительностями, что еще больше упрощает разучивание песни.

    Как пользоваться табами новичку

    Обозначение боя

    Обычно в табах бой обозначается стрелками напротив каждого отдельного аккорда, или их групп. Обратите внимание на то, что они показывают движение с реверсом – то есть стрелка вниз обозначает удар вверх, а вверх – удар вниз. Тот же принцип работает и со струнами – то есть верхняя линия будет первой, а нижняя – шестой.

    Перебор или арпеджио

    Переборы на гитаре обычно визуально видно сразу – вы можете понять, какую струну и когда дергать, какой лад зажимать, и какие приемы использовать. В случае с арпеджио номера ладов будут выстроены синусоидами – то есть дугами вверх-вниз. Заранее просматривайте весь такт, поскольку обычно зажав все участвующие струны вы получите нужный аккорд. Разумеется, это не относится к свип-соло, которые требуют иную постановку рук.

    Обозначение аккордов

    Обычно над группой цифр, которые обозначают лады, пишутся также и аккорды, которыми эти группы и являются. Они находятся прямо над ними – далеко искать не надо.

    Мелодия

    Всю мелодию можно проследить внутри табов. В программе каждому инструменту отведена своя дорожка, благодаря чему вы легко сможете выучить нужную вам партию.

    Как читать табы обозначения и знаки

    Хаммер-он (Hammer On)

    На письменной табе он обозначается как буква «h» между двумя цифрами. Первая – номер лада, который вам требуется зажать, вторая – тот, на который надо положить палец для данного действия. Например, 5h7.

    В программе это действие контекстуально и обозначается дугой под двумя цифрами. Если первая меньше второй – то это хаммер.

    Пулл-офф (Pull Off)

    В письме этот прием пишется как буква «p» между также двумя цифрами. Первая – то, что вы зажимаете изначально, а вторая – то, какой лад играется после. Например, 6p4 – то есть вы должны сыграть сначала ноту на шестом ладу, а потом произвести пул-офф, зажав при этом четвертый.

    В программе он обозначается так же, как и хаммер – дугой под ладами, однако первая цифра будет больше второй.

    Бенд -подтяжка (Bend)

    На письме он обозначается как буква b после номера лада. Проблема в том, что существует несколько видов бэндов, и чтобы понять, какой используется сейчас, придется вслушиваться в композицию. Кроме того, иногда придется возвращаться в исходную позицию – и тогда писаться будет так – 4b6r4, то есть, буквой r.

    В программе все намного проще – там от лада будет прорисована дуга, которая покажет полноту подтяжки, а также необходимость туда возвращаться.

    Слайд (Slide)

    И на письме, и в программе, он обозначается линиями \ или / — если это нисходящий или восходящий слайд соответственно. При этом в программе вы также услышите характерный для слайда звук.

    Вибрато (Vibrato )

    На письме вибрато обозначается символами Х или

    возле номера нужного лада. В программе же изображается символом кривой линии над числовым обозначением.

    Let Ring

    Так пишут, когда надо дать струне или аккорду прозвучать – особенно это критично в басовых партиях фингерстайл-паттернов. В этом случае в программе над таблицей ладов будет надпись Let Ring и пунктиром будет проставлено, до какого момента это надо делать.

    Глушение струны правой рукой (Palm Mute )

    На письме этот прием тоже никак не обозначается. В программе же вы увидите значок PM над таблицей ладов, а также пунктирную линию, которая показывает, до какого момента аккорд играется так.

    Не звучащие или мертвые ноты (Mute)

    И на письме, и в программе, подобные вещи обозначаются знаком Х вместо номера лада.

    Нота призрак (Ghost Note)

    Эти ноты и в письме, и в программе для чтения табов, будут заключены в скобки. Играть их необязательно, но для полноты мелодики крайне желательно.

    Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)

    Они обозначаются символами V или ^ для движения вниз или вверх соответственно. Такое обозначение будет прямо над группой аккордов в табулатуре.

    Натуральный флажолет (Natural Harmonics)

    Натуральные флажолеты, помимо того, что на письме обозначаются в скобках <>, например, , еще и визуально показаны в программе – в виде более мелких по размеру нот и цифр. К слову, искусственные, обозначаются так – [].

    Каподастр (Capo)

    Обычно факт наличия капо пишется до начала табулатуры – в пояснениях во вступлении.

    Тэппинг (Tapping)

    Тэппинг и в письме, и в программе обозначается буквой T над играемым паттерном.

    Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах


    Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре

    Размер

    Размер обозначается в начале нужного такта – в виде двух чисел, которые находятся одно над другим.

    Темп обозначается в самом начале нужного такта, прямо над ним в виде картинки ноты и проставленного напротив него числа, обозначающего Bpm.

    Нумерация тактов

    Такты также нумеруются в начале каждого нового.

    Строй гитары

    Строй, если он не является стандартным, также обозначается в начале всей табулатуры – и не меняется на протяжении всей песни.

    Программа для табулатур

    Самая удобная программа для чтения табов – это Guitar Pro версий 5.2 или 6. Кроме того, существует Tux Guitar, однако этот вариант подойдет преимущественно для пользователей Linux.

    Советы и рекомендации

    Совет можно, по факту, дать только один – читайте табы внимательно, и по возможности, ориентируйтесь еще и по нотам. Постоянно слушайте и вслушивайтесь – все приемы обозначены в тексте, и поэтому вам будет только легче понять, как играется данная композиция. Не стесняйтесь при необходимости менять темп отдельных кусков трека, чтобы выучить его лучше, а также понять, как исполняется тот или иной отрезок. Ну и, разумеется, не забывайте про метроном.

    Источник

    Оцените статью