Цикл для фортепиано карнавал
Р. Шуман «Карнавал»
Сюита для фортепиано, соч. 9
«Карнавал» — это романтическая фортепианная сюита, типично шумановская. Композитор разворачивает перед слушателем вереницу ярких картин и персонажей, образующих вместе законченное произведение. В этом чередовании свои контрасты: грустный «Пьеро» и веселый «Арлекин» — персонажи итальянского театра; поэтичный Эвсебий и энергичный Флостан — литературные персонажи самого Шумана. Здесь же и музыкальные портреты друзей: «Шопен», «Паганини», «Кларина» (Клара Вик, будущая жена Шумана). Портреты перемежаются вальсами, как и положено на карнавале.
4. «Благородный вальс»
8. «Реплика» («Разговор»)
11. «Танцующие буквы»
16. «Панталоне и Коломбина»
17. «Немецкий вальс»
22. «Марш давидсбюндлеров»
Шуману удалось объединить всё это мелькание красок в одном сочинении. В «Карнавале» есть свой музыкальный секрет — Шуман намекает на него в пьесе «Сфинксы», потом в «Танцующих буквах». Большинству пьес присуща общая группа интонаций, состоящая из четырёх звуков: A, Es, C, H (ля — ми-бемоль — до — си) или As, C, H (ля-бемоль — до — си). Эти буквы составляют название чешского города Аш (Asch), где жила возлюбленная Шумана Эрнестина фон Фриксен. Кроме того, три из них образуют первый звук фамилии композитора (SCH). Таким образом «Карнавал» несет в себе черты вариаций. Шуман-романтик соединил в «Карнавале» и цикличность, и вариационность, и сюитность. В результате получилось необычайно поэтичное, яркое, вобравшее в себя множество образов произведение.
Источник
Цикл для фортепиано карнавал
Тайный мир Р. Шумана в «Карнавале»
Роберт Шуман – один из интереснейших композиторов, чья жизнь одновременно восхищает, вызывает сочувствие и поражает. Его музыкальные произведения завораживают красотой, яркими образами, а личность полна загадок. Каким он был на самом деле? Исследователи отмечают, что Шуман находился в двух состояниях: безумно счастливом, что не мог даже разговаривать, либо необычайно подавленном, в котором не мог вымолвить и слово. К тому же он постоянно был погружен в свой мир мечтаний. Этот нереальный мир композитор и переносил в свои музыкальные произведения. Так, в «Карнавале» Шуман отразил все свои удивительные качества, всю противоречивую и эмоциональную натуру.
Историю создания «Карнавала» Шумана, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Практически первые десять лет своего творческого пути Роберт Шуман посвятил именно фортепианной музыке. Это были годы, наполненные небывалым энтузиазмом и надежд. Именно в фортепианной музыке раскрывается индивидуальный стиль композитора, а также проявляются характерные черты его творчества в целом. Многие из этих произведений, являющиеся настоящими шедеврами (Фантазия C dur, Крейслериана и др.), возникли буквально через несколько лет после того, как Шуман впервые начал сочинять музыку.
Это было особенное время для композитора, ведь он боролся за свою любовь. Отсюда во многих сочинениях присутствуют личные эмоции, переживания, а также биографичность. Зачастую те или иные произведения появлялись под влиянием литературных сюжетов. Чаще всего в них главный герой выступает в роли рассказчика, раскрывая перед слушателями картину происходящего, представленную в виде целой вереницы образов или ярких картин, сменяющих друг друга. Именно поэтому сюитный цикл миниатюр стал по-настоящему любимой формой композитора.
«Карнавал» Р. Шумана очень ярко воплотил идейно-эстетическую концепцию композитора. Её главной и первостепенной целью была борьба с рутиной и мещанством в жизни и в искусстве. Стоит отметить, что подобная публицистическая привязанность, какую можно наблюдать в фортепианном цикле, была новшеством в сфере композиции.
Замысел произведения очень тесно переплетен с основным содержанием очерка «Отчет Жанкири из Аугсбурга о последнем художественно-историческом бале редактора», опубликованном в 1937 году. В нем рассказывается о том, что на самом деле происходило на празднике, устроенном редактором «Новой музыкальной газеты». Первоначальная идея торжества была несколько иная, планировалось познакомить всех с новинками сезона, однако во время праздника случился некий конфликт между давидсбюндлерами и филистерами. После этого один из присутствующих там филистеров обрушился с резкой критикой на Карнавал, написав разгромную статью.
Фортепианный цикл представляет из себя скорее праздничную картину, где давидсбюндлеры сталкиваются с филистерами. Ярко показана сама атмосфера праздника, с мелькающими карнавальными масками. Их можно разделить на традиционные: «Панталоне и Коломбина», «Пьеро» и «Арлекин»; оригинальные: «Кокетка» и «Бабочки»; фантастические: «Танцующие буквы». Помимо них, в толпе появляются давидсбюндлеры: «Флорестан», Эвзебий, а также «Паганини» и «Шопен». Кроме того, перед слушателями предстают Клара с Эрнестиной, только они появляются под видом «Киарины» и «Эстреллы». Встречаются также пьесы, представляющие собой бытовые зарисовки – «Прогулка», «Встреча», «Признание», а также большая роль отводится танцам.
Интересные факты
- «Карнавал» — это цикл из небольших пьес, рисующих яркие картинки – гостей праздника и саму атмосферу. Казалось бы, в нем должны отражаться праздник, веселье и ничего больше, но не все так просто… Кстати, по иронии судьбы, тема карнавала связана с трагическими событиями в жизни композитора, случившимися несколько лет спустя. После неудачной попытки самоубийства, когда он бросился ночью в реку, и рыбаки его вытащили из ледяной воды, спасатели вели обезумевшего Шумана сквозь карнавальную толпу. Как известно, после этого он принял решение отправить в психиатрическую лечебницу, откуда уже не вернулся…
- В пьесе «Киарина» показан образ Клары Вик, на тот момент ученицы и приятельницы композитора. Это она, спустя некоторое время, станет известной пианисткой и супругой Шумана .
- В пьесе «Эстрелла» композитор воплотил образ Эрнестины фон Фриккен. Именно в нее был влюблен Шуман и молодые люди даже были помолвлены, однако вскоре Эрнестина была вынуждена уехать в Лейпциг и со временем их чувства охладели, а помолвка была расторгнута.
- Фортепианный цикл объединен не только одним общим замыслом, но и группировкой пьес. Все они располагаются по принципу парности и взаимодополняющего контраста героев. Кроме того, наблюдается и тональное единство цикла, в котором преобладают в основном бемольные тональности, а ведущая роль отведена тональности Ля бемоль мажор. Еще один признак, способствующий единству цикла – это периодическое возвращение к вальсовым интонациям. Можно предположить, что в данном случае жанр вальса выступает в роли рефрена.
- Еще одна интересная деталь кроется в персонажах, участвующих в карнавале. Они все здесь яркие и своеобразные, но особенно выделяются Эвзебий и Флорестан. Они совершенно противоположны, но одновременно неразрывно связаны друг с другом, а представляют не что иное, как самого композитора. Шуман сам признавался, что они рисуют его двойственную натуру: лирический, мечтательный Эвзебий и порывистрый, решительный Флорестан.
Содержание
Сам маэстро назвал свое произведение «Миниатюрными сценами на 4-х нотах». Эти ноты – звуки ASCH. Одновременно это и название городка в Чехии и буквы, взятые из фамилии композитора. Вся тайна зашифрованного послания находится в пьесе «Сфинксы» расположенной в середине цикла, перед номером 9. Написана пьеса непривычными для нас средневековыми нотами – бревисами, что усиливает эффект таинственности. Удивительно, но она обычно не исполняется музыкантами и не имеет номера в цикле, хотя в свое время ее мастерски показал А. Рубинштейн.
Все представленные миниатюры цикла контрастны друг другу, но в этой контрастности образов, которые стремительно сменяют друг друга, и кроется главный «секрет», помогающий удерживать внимание слушателей на протяжении всего произведения.
Вступление изложено в свободной форме и начинается с призывных фанфар. Оно пронизано быстро сменяющимися жанровыми элементами (сочетание разной танцевальной музыки), что придает пьесе некую фантастичность.
«Пьеро» – вторая пьеса в цикле, рисует образ меланхоличного героя. Она резко контрастна вступлению и обладает декламационными интонациями и некой угловатостью. Музыка точно рисует портрет героя – медлительного, внутренне скованного Пьеро, который склонен больше к философствованию, но обязан веселить публику.
«Арлекин» – еще один герой из commedia dell’arte и он представляет собой полную противоположность Пьеро. Арлекин всегда в движении, ловкий и подвижный, что очень хорошо передал композитор в музыке с помощью звукоизобразительности.
«Благородный вальс» представляет из себя выразительную жанрово-танцевальную пьесу и служит для того, чтобы выделить появление героев, которые уже относятся к миру давидсбюндлеров — Флорестана и Эвзебия.
«Эвзебий» – это медленная, лирическая импровизационная пьеса. Основная мелодия состоит из вопросительных интонаций, хроматических ходов, рисуя лирический образ Эвзебия.
«Флорестан» представляет из себя противоположность Эвзебия. Он находится в постоянной смене динамических оттенков и музыкального материала. Настроение очень быстро сменяется от патетического монолога до стремительного вальса. Очень необычными приемами Шуман рисует портрет этого героя, который удивляет своей реалистичностью.
Сменяет «Флорестана» серия масок, каждая из которых также наделена яркими характеристичными чертами. «Кокетка» сочетает в себе танцевальные элементы с капризным ритмом. «Бабочки» — приковывают к себе внимание благодаря легким и изящным элементам. «Танцующие буквы» — представляет из себя вальс, но он изменен до такой степени, что звучит фантастично.
После череды масок, появляются снова портреты давидсбюндлеров.
«Киарина» и «Эстрела» оттеняют появление «Шопена», который предстает в «Карнавале» настоящими лириком, автором поэтических ноктюрнов. Шуман специально использует целый ряд приемов, которые очень характерны для фортепианного стиля Шопена , чтобы как можно ярче передать его образ. Любопытно, что в портреты реальных людей, которые появляются на карнавале, Шуман осознанно добавляет некую теплоту и лиризм.
Снова появляются маски «Панталоне и Коломбина», они скорее служат для того, чтобы ярче выделить образ, представленный в следующей пьесе «Немецкий вальс». Шуман рисует портрет Паганини , который показан настоящим романтиком. Для того чтобы подчеркнуть некую фантастичность образа известного маэстро, Шуман специально прибегнул к резкому преувеличению. В музыке содержатся скрипичные приемы (скачки, перемещающееся акцентирование, динамика и фактура в целом). Внезапно все это хаотичное звучание прекращается, возвращая отзвуки немецкого вальса.
Пьеса «Признание» насыщена лирическим чувством, а следующая за ней «Прогулка» наоборот, представляет из себя яркую жанровую сценку. Перед финалом происходит «сбор» всех представителей «Давидова братства» (в «Паузе») для того, чтобы выступить против филистимлян. Интересно, что музыкальный материал этой пьесы взят из «Вступления». Композитор таким образом замыкает вереницу карнавальных эпизодов, еще ярче выделяя финальную сцену.
«Марш давидсбюндлеров против филистимлян» — это сюжетное завершение бала и представляет из себя ярчайшую страницу фортепианного творчества Роберта Шумана. Давидсбюндлеры охарактеризованы веселым маршем, со всем блеском и великолепием. Филистимляне показаны с помощью старинной мелодии, которая олицетворяет собой консерватизм. Сам Шуман назвал ее «Тема XVII столетия». На самом деле, эта тема старинного танца под названием гросфатер. Завершается «Карнавал» победой давидсбюндлеров, под натиском которых филистимляне отступают.
«Карнавал» — гениальное произведение по своему замыслу и смелости воплощения. Особая его прелесть в том, что до сих пор эти миниатюрные сцены поражают и восхищают слушателей глубиной своего замысла, проникновенным лиризмом и потрясающим музыкальным материалом.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Карнавал» Шумана
Источник
Р. Шуман. Фортепианный цикл «Карнавал» Роберт Шуман 1810 – 1856 гг.
Основные произведения: Фортепианные произведения – около 50 сборников и пьес («Бабочки», «Карнавал», «Симфонические этюды», «Танцы давидсбюндлеров», «Фантастические пьесы», «Альбом для юношества», «Детские сцены», «Крейслериана», новеллетты, фантазия C-dur, 3 сонаты).
Вокальные произведения – более 200 песен, «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Мирты», «Круг песен».
4 симфонии, концерты, трио, квартеты, квинтет, опера «Геновева».
Карнавал».
Фортепианный цикл «Карнавал» создан в 1834-1835 гг. Это произведение оригинально, необычно по содержанию, идейной направленности, приемам развития. По форме «Карнавал» сочетает черты сюиты, цикла миниатюр и вариаций. Состоит цикл из 20 контрастных пьес, каждая из которых является вариацией на очень своеобразную тему. Эта тема не имеет самостоятельного художественного значения и складывается из 4-х нот: Asch. Буквы составляют название города в Чехии, в котором жила Эрнестина Фрикен, любимая девушка Шумана. Название города он трактует как название нот (ля, ми-бемоль, до, си) и записывает их в трех вариантах. Шуман помещает эту своеобразную тему не в начале произведения, как это принято в вариациях, а между 8 и 9 пьесами. Записывает в басовом ключе старинными нотами бревис и называет тему «Сфинксы». Долгое время «Сфинксы» не исполнялись. Начиная с Антона Рубинштейна, «Сфинксы» стали исполнять, придавая им величавое, таинственное звучание. Каждая пьеса является своеобразной вариацией на различные сочетания этих четырех нот. Цикл отличается единством, цельностью развития. Это достигается благодаря тому, что:
1. Все пьесы вырастают из варианта одной темы.
2. Пьесы чередуются по принципу контраста.
3. Преобладают бемольные тональности.
4. Цикл обрамляется пьесами, близкими по характеру, музыкальному материалу.
Каждая миниатюра имеет название. Названия Шуман дал после написания музыки для более ясного представления замысла. Произведение связано с критической деятельностью композитора. Программой служит одна из статей Шумана, где говорится о карнавале, на котором, якобы, давидсбюндлеры дали отпор филистерам. В критических статьях Шуман упоминал о Давидовом братстве – давидсбюндлерах. Братство Давида, так как покровителем избрал легендарного певца царя Давида, который силой искусства побеждал врагов своего народа – филистимлян. Это вымышленный союз, объединяющий всех прогрессивных музыкантов прошлого, настоящего и будущего. Основная борьба давидсбюндлеров, а следовательно самого Шумана, была направлена против филистерства, то есть мещанства, обывательской ограниченности.
Шуман назвал «Карнавал» маленькими сценами. Действительно, в пьесах показаны зарисовки сцен карнавала, даются яркие музыкальные портреты масок, давидсбюндлеров, реальных людей. Начинается цикл развернутой пьесой №1 «Вступление». Это словно парад масок, открывающих празднество. Интересна ремарка Шумана — Quasi maestoso – вроде величественно, что подчеркивает шутливый характер этой торжественности. Основная тема аккордовая, с четкой акцентировкой, пунктирным ритмом, имеет маршевый характер, хотя размер ¾. Затем вступает вальсовое движение, словно все смешалось в пестрой карнавальной толпе. Завершается в быстром темпе, в ритме галопа.
Следующие две пьесы – маски клоунов, №2 «Пьеро» и №3 «Арлекин». Это два контрастных музыкальных портрета. «Пьеро» — старый клоун, который уже тяготится своей ролью, он внимательно всматривается в окружающих, в его речах слышны скорбные нотки. Спокойные, на пиано, аккорды сопоставляются с неожиданными фразами на форте. Но эти неожиданные всплески энергии тут же гасятся. Пьеса в умеренном темпе, преобладает нисходящее движение, используются хроматизмы. Штрих стаккато сглаживается легато. «Арлекин» молодой клоун, весь в движении, гибкий, ловкий. Характерны скачки на большие интервалы, неожиданные акценты на слабой доле, четкие ходы стаккато – как бы разгон перед новым прыжком. Пьеса в быстром темпе, с яркой динамикой, преобладает восходящее движении. №4 «Благородный вальс» — жанрово-бытовая зарисовка, своеобразная связка.
Следующие два номера – портреты давидсбюндлеров, №5 «Эвзебий» и №6 «Флорестан». Это два вымышленных персонажа, герои его критических статей. Мечтатель и поэт Эвзебий и бурный, порывистый, темпераментный Флорестан. Эти герои как бы раскрывают две стороны характера самого Шумана и его музыки. Таким образом, в «Карнавале» Эвзебий и Флорестан составляют вместе как бы музыкальный автопортрет. Пьеса №5 «Эвзебий» — лирическая, поэтическая. Мечтательность. отрешенность от обыденности подчеркивается мелодической и ритмической зыбкостью, текучестью. Используются септоли, триоли, полиритмия, сползания по хроматизмам. Мечты Эвзебия разрушает пламенный «Флорестан» №6. Его настроения изменчивы. В пьесе постоянная смена динамики, фактуры, ритма, господство диссонирующих гармоний. К концу темп ускоряется, заканчивается пьеса неожиданно, неустойчиво, подчеркивается неуравновешенность характера Флорестана.
«Кокетка» — карнавальная маска, грациозная, изящная, с капризным ритмом. Пьеса №8 «Реплика», словно чья-то осуждающая реплика на предыдущий образ. После этой миниатюры появляются «Сфинксы». Далее идут карнавальные маски №9 «Бабочки» и №10 «Танцующие буквы».
И вновь три музыкальных портрета. Здесь под вымышленными именами появляются реальные лица. №11 «Киарина» — это Клара Вик (впоследствии стала женой Шумана, но встретил он ее еще 9-летней девочкой). Пьеса раскрывает душевный мир девочки-подростка. Основана на движении вальса, на выразительных напевных интонациях. В то же время пунктирный ритм, постепенно расширяющийся диапазон подчеркивают внутреннюю страстность, порывистость, темперамент, которые переплетаются с поэтичностью.
«Шопен» — одна из самых поэтичных, лирических пьес. Миниатюра является стилизацией ноктюрна Шопена. Шуман использует типичные Шопеновские приемы: арпеджированный гармонический фон, певучую мелодию, большой скачок и его заполнение, любимый Шопеном нонаккорд.
«Эстрелла» — бурная, темпераментная, порывистая, стремительная. Этим именем названа Эрнестина Фрикен, девушка, которая жила в городе Asch.
№14 «Признательность» — лирико-жанровая зарисовка, №15 «Панталон и Коломбина» — скерцозная, изящная сценка.
«Немецкий вальс» — сдержанная, чопорная, строгая, словно олицетворение самодовольного мещанства. Средним разделом является интермеццо (вставка) – музыкальный портрет Паганини (знаменитый скрипач) – бурный, страстный, неистовый. Он словно взрывает это мещанское благодушие. Используются сложные скачки, имитируется игра на скрипке. В репризе возвращается невозмутимый вальс.
«Признание» — лирическая сценка. Вырастает из мягких, нежных интонаций, искренняя, проникновенная. №18 «Прогулка» и №19 «Пауза» — зарисовки карнавальных сцен, подготавливают заключительный номер.
«Марш давидсбюндлеров против филистимлян» — вывод произведения, выступление против мещанства. Марш на ¾. По музыкальному материалу, по характеру перекликается с первой пьесой. Музыка радостная, наступательная, яркая, мощные аккорды – это характеристика давидсбюндлеров. Затем в басу появляется тема XVII столетия. Это тема старинного немецкого танца гросфатер («Как бабушка за дедушку замуж выходила», им обычно заканчивались семейные вечеринки в патриархальных бюргерских домах). Тема олицетворяет филистеров. Повторяется два раза, развивается, но под натиском музыки давидсбюндлеров отступает. Завершается цикл радостной, стремительной музыкой давидсбюндлеров.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 3383 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник