Цой человек с гитарой
Как Вы работали с Цоем как композитором?
Во, классный вопрос! Отличный! В принципе, сейчас я могу с уверенностью сказать, что Цой настоящий «компаз». Я могу рассказать вам одну маленькую тайну, что он очень стеснялся показывать новый материал и трепетно, даже болезненно к этому относился. Если ему не нравилась слушательская реакция, он вообще мог песню забыть, выкинуть, поэтому мы всегда внимательно выслушивали то, что он поет. Он садился, пел нам под гитару какую-то песню, под простенький аккомпанемент, но при этом умел придумать нешаблонные гармонические решения, мелодику. Мы начинали думать над партиями, своими задачами, и дальше формировалась аранжировка. Работа с композитором? Я представляю, как работают с профессиональным композитором, это одно. Здесь совершенно другое. Здесь работа группы, она очень коллективная.
Расскажите, как вы справились с известием о смерти Виктора и как стали работать над материалом, который остался?
Давайте вкратце объясню. Во-первых, не буду ничего про смерть и так далее. Вообще никак не комментирую, потому что это все для меня личное. Справились мы тяжело. Мы тот момент писали «Черный альбом». Честно говоря, у меня все происходило в полуобморочном состоянии, была какая-то чудовищная психологическая перегрузка, потому что буквально за две недели мы это всё придумали и записали в Москве. Потом через несколько недель уехали в Париж сводить. На этом, конечно, настаивал Шприц. Я его в этом смысле поддерживал, потому что если бы мы тянули этот процесс, то «Черный альбом» мог вообще не выйти никогда. Потому что могло так случиться, что мы бы переполнились ощущением трагичности и опустили бы руки. А в итоге мы все-таки из последних сил с этим материалом поработали.
Латвия. Поселок Плииеньциемс, дом «Zeltini», в котором с 1987 по 1990 год в летнее время отдыхал Виктор Цой.
Фото: Диана Русова
Вы с некоторым пренебрежением сказали «Шприц». Вы имеете в виду продюсера Юрия Айзеншписа, правильно я понимаю?
Ну да, кого же еще?
В целом как вы оцениваете его роль в работе с группой?
Он прекрасный администратор. В целом отлично продавал билеты, рубил много денег. Ну и всё.
Но и про артистов не забывал, я так понимаю.
Про артистов не забывал. Я как раз и говорю: прекрасный менеджер.
Группа «Кино». Концерт в ДК «Невский», 4-й рок-фестиваль. Ленинград, 31 мая 1986 г. Фото: Дмитрий Конрадт
Концерт «Кино» в Ленинградском рок-клубе, 1985 г. Фото: Дмитрий Конрадт
Ему вы обязаны чем-то? Последним релизом?
Мы ему ничем не обязаны. Очевидно, что благодаря «Кино» он вышел в большой шоу-бизнес. Услышав модное слово «продюсер», он тут же примерил его на себя. Но французы просто хохотали в голос, когда он называл себя продюсером, ни разу не побывав на студии. Это само за себя говорит.
Расскажите, как появилась идея концертов «Кино 2020»?
Этот проект является уже следствием большой проделанной перед этим работы, ряда последовательных шагов. В свое время Рашид Нугманов пригласил нас к работе над фильмом «Игла Remix» (2010), для которого мы писали оригинальный материал, переписывали уже существующую музыку и т. д.
Дальше был проект «Атаман», где мы тоже поработали со старым материалом. И для «Иглы Remix», и для «Атамана» мне пришлось сделать сепарацию Витиного голоса из уже сведенной фонограммы — это очень непростая задача. Песню «Атаман» Витя спел под гитарку на бытовой магнитофончик, просто чтобы запомнить. Это просто чудовищное качество, лишь после реставрации записи была сделана аранжировка. Далее был проект «Симфоническое Кино», проекту тоже лет пять-шесть.
Получилось так, что это стало подготовкой к проекту «Кино 2020», который был инициирован, честно говоря, не участниками группы «Кино» (не мной, не Георгием, не Сашей). Андрей Алякринский, звукорежиссер «Добролета», который, кстати, работал над песней «Атаман», предложил: давайте, друзья, попробуем такую идею — оцифруем Витин голос и сыграем с ним вживую. Так, вкратце, родился проект «Кино 2020».
Клип на песню «Мама, мы все тяжело больны» очень рифмуется с нынешним временем.
Да, кстати, после 24-го (июня; речь идет об общероссийском голосование по поправкам в Конституцию, которое началось 25 июня. — Esquire ) Георгий Каспарян очень остроумно предложил переназвать его: «Мама, мы все сошли с ума». Просто эта песня изначально имеет два названия: «Мама, мы все сошли с ума», а потом все-таки «Мама, мы все тяжело больны». Но сейчас, после 24-го, мне кажется, надо переименовать клип, чтобы население понимало, что к чему.
Вы чувствуете, что вы сделали нечто, что людям нужно сейчас?
Мы вообще-то и старались это делать изначально, все два трейлера и три песни: «Троллейбус», «Музыка волн» и «Мама, мы все тяжело больны». Мы сразу сняли семь видео, это все было осенью, на студии «Добролет». Еще две песни в работе, они тоже выйдут в свое время. Если бы мы не считали, что это нужно людям, мы бы даже браться не стали за этот проект. Мы не любители халявы: каждый из нас уже давно занимается всеми этими вещами. Мы серьезно анализировали данные, прежде чем ввязаться в такую аферу.
Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Игорь Тихомиров на свадьбе Джоанны Стингрей и Юрия Каспаряна, Ленинград, 2 ноября 1987 г. Фото: Дмитрий Конрадт
Можете рассказать о живых выступлениях, которые будут сопровождать релиз?
Конечно, ситуация с коронавирусом совершенно сбивает наши планы, но мы надеемся, что они осуществятся. Самое главное: гигантский объем работы идет над визуальной составляющей. Наши прекрасные друзья из Москвы Firecat films занимаются видео; наши питерские ребята — светом. Мало того, летом мы планируем снять помещение, в котором у нас будут проходить репетиции и со светом, и с видео, чтобы выходить на большие площадки уже полностью готовыми.
Судя по заявленным площадкам, вы адаптировали материал под стадионный формат?
Мы сейчас строим программу таким образом, чтобы она была максимально масштабная. Да, конечно, мы не можем с нашими технологиями перебить каких-нибудь U2 , но мы в первую очередь ставим задачу, чтобы люди почувствовали настроение, которое было на концертах «Кино» при Викторе. Это важнейшая цель, она для нас является самой главной. Ну и второе: эффекта стадионности, единения мы тоже пытаемся добиться. Судя по отзывам, пока народ склоняется нам доверять.
Источник
Как в группе «КИНО» появился гитарист — Юрий Каспарян🎸🎵
В середине февраля 1983 года ленинградский рок-клуб запланировал очередную акцию — концерт групп-побратимов по записи альбома «45» — «Аквариума» и «КИНО». Перед Цоем и Рыбиным остро встает проблема расширения состава группы, ведь они по-прежнему оставались дуэтом. А музыка Цоя, по словам Рыбина, уже тогда «могла звучать только в электричестве, с полным составом».
Перед тем как уйти в армию, Олег — наш Гиперболоид — работал в одной командочке параллельно с нами, играл с ней на разных свадьбах, вечеринках — подхалтуривал, одним словом. Командочка, впрочем, была некоммерческой направленности: вокалист обожал Джона Леннона, гитарист торчал от «Creedence» — со вкусом у ребят было все в порядке. Я тогда познакомился с этой группой и теперь решил попытать счастья и созвонился с басистом, Максом. Выслушав мои предложения и условия, Макс согласился поиграть с «КИНО» в качестве сессионного музыканта. Я начал ездить к нему (он тоже жил в Купчино, недалеко от меня) и репетировать с ним Витькин материал. Однажды я ехал к Витьке на Гражданку — вышел из метро «Площадь Ленина» и ждал троллейбус, на котором нужно было проехать еще с полчаса, чтобы добраться до Витькиного нового дома. «Привет», — услышал я знакомый голос, повернул голову и увидел Макса с бас-гитарой в чехле, а рядом с ним — Юрку. Юрка тоже был с гитарой в руках — они, как выяснилось, ехали домой с какой-то очередной то ли халтуры, то ли репетиции, то ли еще чего-то. «Вы сейчас свободны?» — спросил я Макса и Юрку. «Свободны». — «Поехали к Витьке. Я как раз сейчас к нему на репетицию. Макс, ты уже можешь показать, что ты там напридумывал, может быть, Юра, и ты что-нибудь поиграешь — хотите? Можно попробовать». — «С удовольствием», — ответили продрогшие уже музыканты. Когда мы приехали к Витьке и я представил ему кандидатов в концертный состав «КИНО», Витька увел меня на кухню и неожиданно устроил мне небольшой нагоняй — впервые за все время нашей дружбы и совместной работы. Он был страшно недоволен тем, что я привел к нему в дом незнакомого ему человека — Каспаряна.
Источник
Состав группы КИНО
Последний состав группы Кино:
Виктор Цой — вокал, акустическая и 12-ти струнная гитара (1982-1990)
Юрий Каспарян — соло-гитара (1983—1990)
Георгий Гурьянов — драм-машина Yamaha RX-5, ударные (1984—1990)
Игорь Тихомиров — бас-гитара (1985—1990)
Бывшие участники группы Кино:
Алексей Рыбин — соло-гитара (1982—1983)
Олег Валинский — ударные (1982)
Александр Титов — бас-гитара (1984—1985)
Схема состава группы Кино по годам :
Кроме перечисленных на схеме, в 1985—1988 годах вместе с «Кино» играли многие их приятели и знакомые: Алексей Вишня, Юрий Лебедев, Дмитрий Анашкин («Электростандарт», «Оркестр А»), Игорь Борисов («Цивилизации Z», «Нате!») — гитары; Андрей Крисанов — бас; Дмитрий Павлов, Андрей Сигле, Сергей Курёхин — клавишные; Роман Баринов, Сергей Бугаев — барабаны, перкуссия; Джоанна Стингрей — бэк-вокал. В свою очередь, многие из музыкантов группы были участниками проекта «Поп-механика».
В молодости был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее Брюса Ли, имиджу которого начал подражать.
(подробнее см. биография Цоя,
а так же книгу Марианны Цой и Александра Житинского:
«Виктор Цой. Стихи, воспоминания, документы»
и книгу Алексея Рыбина:
«Кино с самого начала»)
В конце 70-х -начале 80-х началось тесное общение между Алексеем Рыбиным из любительской группы «Пилигримы» и Виктором Цоем, игравшим на бас-гитаре в группе «Палата № 6», оба они заходили в гости к Майку («Зоопарк») или к Свину. Свин — главный питерский панк, у которого на квартире репетировали «Автоматические Удовлетворители».
Там и происходили первые квартирники Виктора Цоя. Приобретя кое-какую известность, Виктор Цой и Алексей Рыбин в составе «Автоматических Удовлетворителей» ездили в Москву и играли панк-рок на квартирниках Артемия Троицкого. Во время одной из таких поездок, Виктора Цоя, поющего под гитару с компанией в электричке, заметил Борис Гребенщиков. Он предложил Виктору всевозможную помощь и поддержку не только со своей стороны, но и со стороны Тропилло, Курёхина и остальных.
Ю́рий (Гео́ргий) Дми́триевич Каспаря́н родился 24 июня 1963 года в Ленинграде. Сын энтомолога Дмитрия Рафаэлевича Каспаряна.
С 1970 по 1977 год — учился в детской музыкальной школе по классу виолончели, через год купил гитару, а к началу 1980-х годов вполне сформировался как индивидуально мыслящий музыкант со своей манерой игры.
В 1982 году с подачи своего друга Максима стал посещать репетиции группы Кино, где играл сначала на виолончели, а потом на гитаре. Спустя некоторое время подружился с Виктором Цоем и закрепился в составе группы вплоть до её распада в 1990 году. Принимал участие в записях восьми альбомов группы: 46, Ночь, Начальник Камчатки, Это не любовь, Группакрови, Звезда по имени солнце, Французский альбом, Черный альбом. Параллельно играл в проекте «Поп механика». Много гастролировал по городам СССР, Италии, Дании, Финляндии, Франции, Германии. Принимал участие в записи саунд-треков для фильмов: «Господин оформитель», «Игла», «Гуси лебеди».
В 1987 женился на американской певице Джоанне Стингрей, имя которой в значительной степени связано с популяризацией на Западе питерского рока, хотя в начале 90-х их брак распался. В начале 90-х Каспарян изредка сотрудничал с «Поп-механики», хотя позднее на несколько лет покинул сцену и занялся изучением эзотерики и философии.
Его возвращение в музыку после долгого молчания состоялось в 1996, когда музыкант записал инструментальный альбом «Драконовы ключи», изданный под лэйблом DDT Records, а позже начал тесное сотрудничество с бывшим лидером NAUTILUS POMPILIUS Вячеславом Бутусовым.
В 1997 Каспарян, Бутусов и их духовный наставник Сергей Де Рокамболь записали и совместный альбом под затейливым названием «Незаконнорожденный Альхимик Доктор Фауст-Пернатый Змей».
Летом 1998 вместе с сооснователем группы Кино Алексеем Рыбиным Каспарян принял участие в реставрации легендарной группы. Они выступили в Петербурге и — с неожиданно шумным успехом — совершили несколько вояжей по стране, что послужило поводом для планов воссоздания «Кино» на постоянной основе — в прессе сообщалось, что она предполагает записать ряд неизвестных (или не зафиксированных в своё время на плёнке) песен «Кино», а также работу над новым материалом, однако, в то время эти планы — по разным причинам — не были реализованы.
В 1999-2001 Каспарян работал над материалом своего второго соло-альбома.
В октябре 2001 он — вместе со Славой Бутусовым — собрал новую группу Ю-ПИТЕР, которая много гастролирует и работает в студии, а с 2005 в её репертуаре появилось целое отделение песен «Кино».
В 2014 году номинирован на премию «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» в номинации «Музыка».
Юрий Каспарян (один из ближайших друзей Цоя): «Поначалу мы с Витькой ходили — два таких дружка. Витя песенки сочинял, мы играли. Наверное, это и называется «был к нему ближе других». Хотя, если говорить о составе последних лет, с тех пор, как появился Игорь, то нельзя сказать, что я был дружнее с Цоем, чем Тихомиров или Георгий. Густав позже меня появился, но с Витькой они тоже общий язык нашли. Музыка, конечно, объединяла.»
Юрка Каспарян не блестяще играл на гитаре, но Витька его всегда защищал, исходя из того, что это правильный человек, а играть научится. И был абсолютно прав, как опыт показал.
— Борис Гребенщиков
«Первый же выбранный Цоем кандидат — гитарист Юрий Каспарян вызвал в среде коллег-музыкантов недоумение — «он совсем играть не умеет». Однако время расставило всё и всех по местам… искушённые мэтры, без энтузиазма встретившие Каспаряна, виновато разводят руками — ну кто бы мог подумать, что у Цоя такая интуиция.»
— «Московский комсомолец, 1988г.»
«Последнее время Цой любил напоминать, что все это держится только на дружбе. То есть, он нас терпит только потому, что мы — друзья. Но я хочу сказать, из-за чего возникали трения. Может быть, я смотрю с негативной точки зрения на все эти вещи. Но мне уже давно на гитаре играть не хочется. И я не играю. Музыку пишу на машинке, как у Курехина. А вообще, отлично все было. За границу ездили. Машины купили. Побились все на этих машинах. »
«Сейчас трудно стало. Сказать много можно, но не стоит, потому что другого ждут. Мифология творится, а мы в ней участвуем. Я сам не знаю, как к Витьке отношусь. Я и любил его, и ненавидел иногда. Это сложно, когда столько лет вместе. Но я его уважал всегда, потому что он был боец настоящий.»
Самый знаменитый инструмент Юрия — это электрогитара Yamaha SG-200 1984 года Made in Taiwan цвета «Pearl Blue», привезённая ему из Финляндии в 1985 году другом за 1200 рублей. Юрий стал активно использовать эту гитару после того как поставил на неё машинку Kahler летом 1987 года. Нельзя не отметить, что это едва ли не один из самых узнаваемых инструментов в истории русского рока именно благодаря Юрию Каспаряну. Перед ней музыкант использовал с 1984 по 1986 год немецкую электрогитару Musima De Luxe 25K, в 1986 году японский Squier Stratocaster черного цвета. Позже, начиная играть в Ю-Питере, Юрий использовал тоже Yamaha. Сейчас Юрий кроме Yamaha играет на Fender Stratocaster.
Георгий Константинович Гурьянов родился в 1961 в Ленинграде — художник, актер, аранжировщик и барабанщик. Закончил городскую художественную школу No1. Поступил в училище Серова, проучился год и ушел оттуда, поскольку образование которое там предлагалось, ничего не давало. Это были времена процветания модернизма в искусстве. Чтобы этому противостоять, занимался не живописью, а музыкой. Виктор Цой, мой приятель, тоже учился в училище Серова. Был молодым, красивым, энергичным, хотелось на сцену: жанр альтернативной поп-музыки был тогда очень популярен. С детства учился в кружке игры на балалайке, домбре, пианино, гитаре, имеет очень чувствительные уши. Занятия музыкой кончились полным успехом. В середине 80-х был барабанщиком группы Кино, вокалистом и барабанщиком «Поп-механики». В 1982 встретился с Виктором Цоем. С 1984 стал барабанщиком в его группе и работал там до самой смерти Цоя и распада группы.
В 1980-е ничего не писал, поскольку считал, что настолько прекрасен, что сам является произведением искусства, и нужно только появляться в нужных местах в нужное время. Занимался разработкой образа звезды, но так и не выработал. Была некоторая ревность к Виктору Цою, — поскольку понимал, что не может так хорошо, как он, складывать слова в конструкции. Не понравилось быть поп-звездой и в 1988-1989 стал серьезно заниматься своим делом — живописью. Был художником еще до того, как познакомился с Тимуром Новиковым (приблизительно в 1979 году). Принимал участие в совместных проектах как «0-революция», «0-объект». Выставки проходили в ДК Кирова, ЛДМ, что было омерзительно, поскольку не хотелось идентифицировать себя с этими людьми. Всегда любил неоакадемизм. К этому обязывает жизнь в Петербурге. После просмотра фильма Фассбиндера «Кэрель» в живописи появилась матросская тема.
Как только стало возможным путешествовать, посетил Копенгаген и Амстердам (неприятный хипповский город), Париж, Рим, Будапешт, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Кадакес (любимый город Сальвадора Дали), долго жил в Берлине (очень понравился). В Лондоне полюбил Испанию (там был своеобразный культ Испании) и по приглашению друга посетил Мадрид. Там нашел все, что хотел. Мадрид и Лондон — любимые города: Лондон — как мегаполис, Мадрид — для радости, души и наслаждения. С тех пор работал только для того, чтобы вернуться в свой Мадрид. С 1993 учит испанский, в этом же году избирается профессором петербургской Новой Академии изящных искусств. Хочет быть британским подданным, иметь недвижимость в Испании, жить в Санкт-Петербурге.
После гибели Цоя, и распада «Кино«, Игорь играет в группе DDT на басу в программе «От и До», принимает участие в записи альбомов «Актриса Весна» и «Любовь». В данный момент продолжает сотрудничать с группой DDT, занимаясь звуковым решением программ и концертов группы.
В конце 90-х записал альбом «Сын солнца». Где и с кем – неизвестно. Работал в джазовом проекте с А. Ляпиным. Игорь является организатором и вдохновителем питерского рок-клуба «Полигон». В 2000-2001 г.г. Он принял участие совместно в проекте «Звездный Падл» с Юрием Каспаряном и Вячеславом Бутусовым.
Алексе́й Ви́кторович Ры́бин (прозвище «Ры́ба») родился 21 декабря 1960 года в городе Ленинграде — музыкант и писатель, участник первого состава группы «Кино».
Алексей Рыбин увлекся рок-музыкой, учась в школе. В 1976 году в качестве гитариста и вокалиста вошел в состав группы «Пилигрим», исполнявшей хард-рок.
После окончания школы поступил в Ленинградский ВТУЗ, где проучился более двух лет.
В 1978 году, ещё будучи студентом, познакомился с Андреем «Свином» Пановым и участниками первой в СССР панк-группы «Автоматические удовлетворители», вместе с которыми несколько раз выступал на различных подпольных концертах.
В 1980 году Рыбин познакомился и подружился с Виктором Цоем, вместе с которым летом 1981 года основал группу «Гарин и гиперболоиды» (её третьим участником был перкуссионист Олег Валинский), впоследствии переименованную в «Кино». В составе «Кино» Рыбин выступал в качестве гитариста, а также в течение некоторого времени исполнял обязанности директора группы. При участии Алексея Рыбина был записан первый альбом «Кино», называвшийся «45». В 1983 году он покинул группу в результате личного конфликта с Цоем.
В том же году Рыбин перебрался в Москву, где в течение года работал вместе с известным музыкантом Сергеем Рыженко. Вернувшись в Ленинград, поступил в институт культуры, увлекался пантомимой, выступал в театре «РазДваТри» в качестве артиста оригинального жанра. Отучившись четыре курса, бросил институт и уехал в США.
По возвращении в 1991 году Рыбин организовал группу «Оазис Ю», с которой записал альбомы «Воспитание детей красотой подводной жизни» (1991) и «Спорт обречён» (1994). В 1992 году вышла в свет его первая книга «„Кино“ с самого начала» — художественное изложение истории группы «Кино» и ленинградского андерграунда 1980-х. В 1996 году создал электронный дуэт «No More Fucking Jass», в составе которого записал альбом «Асфальт» (1998). В 1998 году выступил в качестве продюсера альбома песен Майка Науменко «Парк МАЙКского периода».
В настоящее время Алексей Рыбин занимается литературной, продюсерской, издательской деятельностью, журналистикой и музыкой, работает ведущим на петербургском «Радио Рокс». Рыбин — автор многочисленных публикаций о рок-музыкантах, двух киносценариев и более чем десятка остросюжетных романов.
Александр Титов (бас-гитара, первый состав)
Александр Валентинович Титов родился 18 июля 1957 года в Ленинграде.
Проживание в районе, называемом Петроградская сторона, во многом определило, как показало будущее, его жизненный и творческий путь.
Он учился в одной школе с Дюшей и Александром Ляпиным, правда на класс младше. В общем, это была одна компания, хотя Александр учился еще в четырех школах.
Кстати, одноклассником Титова в той же школе был Михаил Малин, известный питерский музыкант, первооткрыватель intellegent dance music в Ленинграде, приятель Брайана Ино, неоднократно с ним работавший в Англии.
Музыкального образования даже в детстве Титов не получил.
В 20 лет он, впрочем, проучился полгода в платной музыкальной школе.
После школы полтора года учился в Технологическом институте на инженера-технолога. Отслужил в армии рядовым.
На бас-гитаре научился играть самостоятельно.
В 1977 году Александр некой играл в группе вместе с Михаилом Малиным и Александром Ляпиным.
База, а одновременно съемная квартира Малина и Титова была ограблена, и Александр устроился работать в Ленконцерт грузчиком.
В то же время он стал снимать комнату в знаменитом доме Фалалеева на Каменном острове, где в разное время на тех же условиях проживали Гребенщиков и Ляпин.
На первом этаже того же дома в тот момент жил Юрий Ильченко, культовый питерский гитарист из группы «Мифы», впоследствии игравший в «Машине времени», «Интеграле» и «Землянах».
Знавший о безработном положении Титова Ильченко позвал его в 1979 году играть в «Земляне».
После «Землян» Титов оказался в другой ленконцертовской группе «Август» (ее тогдашний лидер Олег Гусев — ныне модный клипмейкер, снявший клипы Киркорова, «Иванушек Интернэшнэл», Ирины Салтыковой и кучи других деятелей), где играл до осени 1983 года.
В свете юношеской дружбы с Дюшей Титов даже в свой ленконцертовский период был знаком с творчеством «Аквариума» и его персоналиями, ходил на концерты.
По собственной версии в 1977 году он даже чуть не вышел с ними на сцену — Файнштейн служил в армии, его приезд на московский концерт в издательство «Молодая гвардия», организованный А. Троицким был под вопросом.
Титов, Ляпин и Губерман прошли программу, но приезд Файнштейна сделал участие Титова лишним.
Своим появлением в «Аквариуме» в 1983 году он обязан случайным предложением Дюши зайти на запись «Радио Африки» в передвижную студию «Мелодии».
В виду отсутствия в студии в этот день Файнштейна и необходимости беречь чудом полученное студийное время Титов сыграл бас на «Времени Луны».
На летнем фестивале в Выборге Гребенщиков предложил ему окончательно перейти в «Аквариум».
Источник