Цвет нот по скрябину

Цветотональная система Скрябина

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — знакомая считалочка? Теперь давайте вспомним, о чем она. Ну, конечно же, о названиях семи цветов радуги. Раскрасить радугу просто: бери нужный цвет и рисуй. Главное — запомнить последовательность. А можно ли раскрасить музыкальные звуки и, если да, то – чем и как? Что такое музыкальная краска? Какие цвета могут соответствовать тому или иному звуку? И есть ли вообще подобное соответствие?

Для начала хочется сказать, что музыкальная краска — это не отдельные звуки, а целая последовательность звуков, проще говоря — гамма. Она образует собой лад, мажор или минор, и тональность. Даже само слово «тональность» происходит от слова «тон». В музыке это звук, а в живописи — цвет.

Одним из музыкантов, который мечтал установить такую «звуко-цветовую» связь был композитор Александр Николаевич Скрябин. Он обладал цветотональным слухом, то есть воспринимал тональности в определенном цвете. До-мажор – красным, соль-мажор – оранжево-розовым, ре-мажор – желтым, ля-мажор – зеленым, ми-мажор и си мажор для него были приблизительно одного сине-белесоватого цвета, фа-диез-мажор – ярко синий, до-диез мажор – фиолетовый, ля-бемоль мажор – пурпурно-фиолетовым, ми-бемоль мажор и си-бемоль мажор – оба стальные с металлическим блеском, фа-мажор – темно красный. Любопытно, что первые из названных тональностей точно повторяют цвета радуги, а остальные являются их производными. Кроме того, композитор делил тональности на «духовные»: фа-диез мажор и «земные», «материальные»: до-мажор, фа-мажор. Соответственно характеризовались им и цвета: красный — «цвет ада», синий и фиолетовый — цвета «разума», «духовные» цвета. На основе подобного цветовосприятия, А.Н. Скрябин объединял в своих музыкальных сочинениях нотную и цветовую партитуры. Например, в 1910 году, он создает первую в музыкальном искусстве световую партитуру в симфонической поэме «Прометей». Наряду с инструментальными партиями оркестра, он выписывает отдельно партию цвета –Luce. Она отражает не только смены тональных комплексов в крупных частях поэмы, но и различные тональные перемещения вокруг одного устоя в эпизодах формы.

Читайте также:  Вино уайт нот премиум зин зинфандель

Скрябин был уверен, что все люди воспринимают тональности также как он и окрашивают их в те же цвета, что и он. И был крайне удивлен, когда выяснилось, что это не так. Александр Николаевич был не единственным композитором, обладавщим подобным «цветным слухом». Кроме него таким же качеством слуха обладали Берлиоз, Лист, Вагнер, Римский-Корсаков. И все они по-разному соотносили цвет и звук. Например, Римский –Корсаков совсем по другому «слышал» цвета тональностей: до-мажор для него был белый, соль-мажор – коричневым, а вот синими цветами он «видел» ми-мажор (сапфировый, блестящий) и ми-бемоль мажор (темный, сумрачный, серо-синеватый).
Приходите в вечернюю музыкальную школу и мы вместе попытаемся разобраться во всех цветах и оттенках звуков!
http://jamschool.ru/

4 сентября 2020г. — Джем саундтреков

3 июля 2020г. — ABBA трибьют (фортепианный)

12 июня 2020г. — Джем хип-хопа, рэпа и R’n’B (ударный)

Источник

Цвет нот по скрябину

В своей книге «Мастер волшебного звона» (о К.К.Сараджеве, человеке
с уникальной способностью слышания — http://www.danilovbells.ru/bellsonrussia/articles1/sk..) Анастасия Цветаева приводит такой любопытный случай:

«Однажды между Римским-Корсаковым, Скрябиным и Рахманиновым зашёл разговор на тему звука и цвета. Скрябин и Римский-Корсаков были радостно поражены, узнав соответствие между собой: звук р е, оказывается, у обоих вызывал представление о жёлтом цвете, солнечном. Рахманинов же только иронизировал. Тогда кто-то из присутствовавших обратился с вопросом.
— Скажите, пожалуйста, освещение сцены вашей оперы «Алеко», конечно, было согласовано с вами? Мне помнится, сцена была освещена ярко-жёлтым прожектором?
Рахманинов отвечал утвердительно.
— А в какой тональности написана вами эта опера? — последовал неумолимый вопрос. И, видимо, со смущением уже ответил Рахманинов:
— В тональности ре мажор.
Любопытно, что у трёх композиторов тональность ре мажор соответствовала одному и тому же цвету, а у Котика — это тёмно-красновато-оранжевый.»

А.Цветаева продолжает: «От А.А.Лебедева я также узнала, что А.Н.Скрябин связывал три звука и цвета очень определённо. Остальные были для него туманнее. Но единство музыки и цвета было его идеей. Итак, фа мажор он видел в красном цвете, фа-диез мажор казался ему в голубоватых оттенках, ре мажор, как уже сказано, солнечно-жёлтый, соль мажор — эта тональность представлялась ему оранжевой».

Приведя список цвето-звуковых ассоциаций К.К.Сараджева, Цветаева пишет: «Не так давно, знакомясь с чрезвычайно содержательной книгой И.Л.Ванечкиной и Б.М.Галеева «Поэма огня. Концепция светомузыкального синтеза А.Н.Скрябина» (Казань,1981),
я обратила внимание на цвето-тональные ассоциации А.Н.Скрябина, Н.А.Римского-Корсакова и Б.В.Асафьева. Материал показался мне настолько интересным, что я решила воспроизвести его «.

Следует таблица (её «асафьевскую» колонку мы опускаем):

Фа# мажор—|—— сине-яркий ——-|—— cеровато-зеленоватый ——|

Реb мажор—-|—— фиолетовый ——|—— темноватый, тёплый ——-|

Не возвращаясь к материалу статей, посмотрим на таблицу. Мы видим, что Римский-Корсаков не ограничивается цветовыми прилагательными; иногда он указывает ИСТОЧНИК ассоциации: прямо — с помощью существительных (вечная юность A-dur, грозовые тучи H-dur, крепости и грады Es-dur, весенние берёзки F-dur) или же косвенно — прилагательными, образованными от существительных (царственный, властный D-dur; ясный, весенний A-dur; сапфировый, ночной, тёмно-лазурный E-dur; мрачный, со свинцовым отливом H-dur; нежный, мечтательный As-dur), а также сочетаниями прилагательных, дающими смысловые «рефлексы» (например, блестящий ночной Es-dur — раз есть блеск, эта ночь лунная или хотя бы звёздная, в любом случае «синяя», а не чёрная; ясный весенний розоватый A-dur — может быть, цветение яблонь и чистое небо над ними, что так согласно с вечной юностью).
Попробуйте отыскать природу ВСЕХ тональностей; тогда у вас появится ключ для «чтения» содержания музыки.

(О неполноте). Заметим, что таблица ничего не говорит нам о минорах. Для них «источник» проще выбирать среди настроений, а не явлений; вам придётся делать это самим. Другой момент: таблица рассчитана на инструменты оркестра и имеет в виду 12 ступеней равномерно-темперированного строя; тональности даны в записи, легче ощутимой для слуха. Мы должны учитывать, что на СОЛЬНОМ фп. РЕАЛЬНО осуществимы пифагорейские Es-dur и Dis-dur (в диезной сфере играет пьесу «Июль» из «Времён года» Чайковского Константин Игумнов — c десятью диезами при ключе, а не с тремя бемолями). «Энгармонически равные» тональности звучат на рояле совсем различно, содержа в себе чуть ли не противоположные смыслы (сравните «черноклавишный» Этюд Шопена у Бузони и у Джейниса: первый играет его в Ges, как написано, а второй — в Fis, вызывая «искры»). Природу сложных тональностей (более чем 6-значных), не представленных в таблице, вы должны будете определить самостоятельно.

Кроме таблицы, помощь вам окажут традиции использования отдельных тональностей — сравнивайте образцы, написанные в одной и той же (пример удачного сопоставления: «Вечером» Шумана — «Вечерние гармонии» Листа, обе пьесы в Des-dur). Свойства т-стей, особенно минорных, ясно видны в «Хорошо темперированном клавире» Баха — это было сознательной целью автора. Посмотрите произведения сильного воздействия, т.н.»популярные» (Соната b-moll, Баллада As-dur, Баркарола Fis-dur Шопена, его Ноктюрны Des-dur и cis-moll, Этюд Ges-dur «на чёрных»; Cоната a-moll Моцарта, Соната Es-dur Гайдна, Сонаты c-moll и cis-moll Бетховена; «Шотландская» соната fis-moll Мендельсона, «На берегу ручья» As-dur Листа, «Смерть Изольды» H-dur Вагнера-Листа, Фантазия h-moll Скрябина и т.д.) — в таких сочинениях тональность всегда близко соответствует образу, чем и «выдаёт» свою природу.

СРАВНЕНИЕ ДВУХ СИСТЕМ.

Мы совсем не говорили об ассоциациях Скрябина, чувствовавшего по цвету 3 тональности; он дополнил свои представления, наложив спектр на квинтовый круг — при этом всё сошлось. Л.Сабанеев в книге «Воспоминания о Скрябине» много пишет о непостоянстве цветоощущений композитора: последний аккорд «Прометея», т.е. С-dur, должен был сопровождаться ослепительно белым светом, хористы — петь в белых одеждах. Итак, С-dur у Скрябина — белый, как и у Римского-Корсакова, что отвечает общехристианским представлениям о Боге. В детстве Скрябин сердечно веровал, живая любовь близких и эта внутренняя вера сформировали его личность (совершается это, согласно современным представлениям, к 12-ти годам). — «Царский» же красный цвет можно приписать тональности His-dur, передающей Воскресение и применяющейся только иносказательно, как в конце Прелюдии Скрябина ор.31 №1 (долгожданное освобождение автора от изнурительных обязанностей по консерватории).
Тональность F-dur в эпоху «Прометея» воспринималась Скрябиным как красная лишь по идейным соображениям (грубый цвет — бессознательная Природа, подлежащая «дематериализации»). Послушайте воздушный, прозрачный наигрыш свирели в Прелюдии F-dur из ор.11, вспомните «Сонату леса» (№10) ор.70 — чтобы увидеть действительное отношение Скрябина к этой тональности.
«Зелёный» скрябинский A-dur — та же вечная юность, какую слышал в ля-мажоре Римский-Корсаков; Прелюдия ор.11 №7 Скрябина — шум свежей листвы и колокола Весны-Пасхи (Вечной Жизни).
Есть отличие в восприятии Fis-dur: «сине-яркий» цвет, предполагаемый Скрябиным (цвет чистого Сознания), и корсаковский «серовато-зеленоватый» (малахитовый?) — оба они заставляют думать, что речь идёт о Ges-dur. Римский-Корсаков только на бемоли набрасывает серую тень; послушав же у Скрябина Прелюдию ор.37 №1 — праздник, блистающий многоцветными лучами, — или, может быть, хрустальную Поэму ор.32 №1, — мы видим, что сине-ярким Скрябин может называть только Ges-dur (такой цвет «горит» в мавзолее Галлы Плацидии). Шестибемольный мажор — тональность Эфира, души как тайны (посмотрите Экспромт ор.90 №3 Шуберта, где тихий свет Идеала); своим описанием Скрябин передаёт «фон» этой тональности, а Римский-Корсаков — её «закрытость», словно душа — это шкатулка. Сам Эфир («квинтэссенцию», тончайшую духовную материю) выразил совершенно один только Шуберт; его Экспромт по концентрации образа превосходит всё, что было написано в Ges-dur.

Константин Бальмонт считал цветовые системы, построенные Скрябиным и Римским-Корсаковым, глубоко родственными — см. конец его работы «Светозвук в природе». Поэт обладал замечательной интуицией: все внешние противоречия двух систем оказались устранимыми. В описаниях остальных тональностей резких расхождений нет. — Итак, мы можем говорить о единой цвето-звуковой системе и присвоить ей двойное имя (Скрябина — Римского-Корсакова).

Источник

Цвет нот по скрябину

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

Цветные ноты для малышей

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты — сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “Тайны семи нот”.

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков — волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

До — красного цвета;
ре — оранжевого;
ми — желтого;
фа — зеленого;
соль — голубого;
ля — синего;
си — фиолетового .

Семь нот — семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно — это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет

Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой — это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту

Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества

И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

На основе этой методике я придумала героев — нотную семейку. Это дедушка ДО, бабушка РЕ, мама МИ-МИ, папа ФА, девочка СОЛЬ, мальчик ЛЯ и собачка СИ-СИ. Вместе с героями в веселых музыкальных играх ребенок знакомится с удивительным миром музыки.

Предлагаем прямо сейчас послушать песенку о том, как смелые котята спасли нотный домик от наглых мышей! А заодно поиграть в музыкально-математические игры. Перейдите по ссылке ниже, введите свой имейл в форму — и через несколько минут игры и песенка придут вам на почту.

Источник

Оцените статью