Цыганская гамма для гитары

Цыганская шкала

Цыганская гамма — это технический термин для обозначения гамм в народной и классической музыке , которые характеризуются двумя избыточными секундными шагами . По аналогии с основными типами мажор и минор, различают цыганский мажор и цыган минор .

Этот термин происходит от того факта, что эти гаммы используются, в частности, в музыке рома и синти . В западной музыке они получили известность благодаря Ференцу Листу ( Венгерские рапсодии ). Вы также можете найти их в испанском фламенко . Проблема с наименованием состоит в том, что цыганские гаммы, с одной стороны, не являются исключительной особенностью музыки рома и синти, с другой стороны, они не представляют собой объединяющий элемент музыки этой этнической группы, культура которой всегда формируется региональными традициями среды обитания.

Оглавление

Цыганский несовершеннолетний

Цыганские незначительные масштабы, также называемые венгерский масштабом , представляют собой варианты малой шкалы и соответствует гармоническому минору с повышенным четвертым уровнем. Это создает второй перерыв ( чрезмерную секунду ) между третьей и четвертой ступенями, который — аналогично гармоническому минору — создает особый восточный тон.

Жорж Бизе использует и цыганский минор, и цыганский мажор для «мотива судьбы» в своей опере « Кармен» , изображающей судьбу цыганки.

Читайте также:  Кабы не было зимы ноты для фортепиано легкие

Цыганский майор

The Gipsy Major — гамма , называемая даже арабской гаммой , является гептатонической гаммой, вдохновленной восточными звуковыми характеристиками. Как и цыганский минор , он типичен для музыки восточноевропейских синти и рома .

Цыганский мажор можно понимать как плагиатическую форму цыганского минора (начиная с 5-й степени).

Он построен симметрично и имеет большую треть.

Шкала может быть образована увеличением седьмой ступени доминирующей фригийской гаммы на полутон. Как и в случае с классической мажорной гаммой, это создает ведущий тон .

Другой способ образования цыганского мажора — это уменьшение второй и шестой ступеней мажора на полутон.

Структура из тетрахордов

Ференц Лист , который также интенсивно занимался теорией музыки в Древней Греции , получил цыганские тона «. от древнегреческого« хроматического тетрахорда ». Последний состоит из минорной трети и двух последовательных полутоновых шагов. Младшая треть соответствует звучанию чрезмерной секунды, с интервалом тона, который необходим западноевропейской теории только потому, что при фиксации гаммы (т. Е. Гаммы) ни один шаг не может быть пропущен ». (hiatus) равно, так построение цыганских гамм можно объяснить с помощью тетрахордов структуры полутон-перерыв-полутон :

  • С-Цыганские основнымы состоят из двух несвязанных (= отделены друг от целого тона) тетрахордов с-д-эф и г-а-Телевизор-HC .
  • Минор С Цыганским состоит из два тетрахорда D-ES-F с острым г и г-а-плоского-BC , соединенный общим тоном , масштаб завершается путем с добавленными ниже .

Источник

Девять экзотических гамм для гитары

Бывает так, что всё на свете немного надоедает. Хочется того, чего еще не было. Мы уже рассказывали о том, что жизнь можно разнообразить, играя в открытом строе в разных открытых строях ). А вот еще неплохая идея – экзотические гаммы.

Гаммы, которые описаны в этой статье, звучат непохоже на традиционные (и доставшие уже) минорные и блюзовые пентатоники. Они придадут музыке восточный колорит и заставят её зазвучать по-новому. А уж если вы связали жизнь со стилями вроде джаз-фьюжн или прогрессив, без них совсем никак.

Все примеры представлены для тональности “ля” и играются в пятой позиции. Гаммы можно транспонировать вверх-вниз по грифу, тоника остается на шестой и первой струнах. Конечно же, их стоит разучить для нескольких позиций, чтобы не быть ограниченным (как вооон тот пионер на диване) одной “коробочкой”. Кроме табулатуры будут показаны и ступени гаммы.

Из-за идиотского автоформатирования «Дзена» символ хэша-диеза превращается в какое-то непотребство, поэтому я его заменил знаком плюс (+).

Дорийская +4 гамма

Гаммы с большой секундой между несколькими ступенями всегда звучат интересно. Мы взяли дорийскую гамму, которую часто играем вместо натурального минора, и повысили на полтона четвёртую ступень. Такую гамму также называют дорийской +11, а еще римской, украинской дорийской и мишеберах (таки еврейская музыка).

Получились занятно: у нас теперь есть и блюзовые, и восточные оттенки в одной гамме. Попробуйте поиграть ее под минусовку песни Allman Brothers Band “Whipping Post”. Эта гамма хорошо ляжет на аккорды, входящие в минорную или дорийскую гамму.

Египетская пентатоника

Мы вроде бы говорили о том, что неплохо бы выйти за рамки стандартных аппликатур? Ну, сейчас мы вернемся назад. Египетская пентатоника – на самом деле та же минорная, но сыгранная от пятой ступени. Она напоминает натуральный или миксолидийский минор, но без 3 и 6 интервалов. Поэтому она хорошо звучит и в минорном, и в доминантовом контекстах. Немного необычно, но и правда работает.

Фригийская доминантовая гамма

Старая добрая фригийская гамма, но с мажорной третьей ступенью. Всего одно изменение – и гамма полностью теряет структуру минорного аккорда. Её можно использовать в соло на последовательность минорных аккордов, которая заканчивается на доминанту пятой ступени, как в андалузской последовательности (I–VII–VI–V). На доминантовом аккорде тоника гаммы должна совпадать с тоникой аккорда.

Хирайоши – японская гамма

В ней всего пять нот, так что правильнее будет назвать её пентатоникой. Но это не та обычная пентатоника, которую мы привыкли играть в блюзе и роке. Её издавна играли на сямисэне (такой японский трехструнный инструмент), а сейчас можно применить в джазе или ином “экспериментальном” жанре. Звучит классно.

Индийская гамма – эолийская доминантовая

Обычно мы строим гаммы от стандартных мажорных и минорных. А вот эта гамма не лезет ни туда, ни сюда, потому что у нас тут эолийский (натуральный) минор, но с мажорной терцией. Минорная шестая ступень звучит довольно меланхолично, а минорная седьмая добивает завершает картину.

Уменьшенная гамма

Все мы любим зловещее звучание уменьшенных (dim) аккордов. А уменьшенная гамма, как ни странно, на самом деле октатоническая, то есть в ней восемь, а не семь ступеней. Правда, толку от них не очень много. Эту гамму можно услышать в джазовой музыке, когда в гармонии встречаются уменьшенные аккорды.

Есть две версии этой гаммы, одна начинается с тона, другая – с полутона.

  • 1 – b2 – b3 – b4 – b5 – 5 – 6 – b7

Персидская гамма

Наверное, это самая странная гамма, с которой вам приходилось сталкиваться (после совсем уж непонятной локрийской, конечно). Как ясно из названия, её звучание напоминает средневосточные мелодии. Интересно, что она построена на не совсем “прямом” аккорде Maj7b5 и разбавлена по-восточному пряными хроматизмами.

Двойная гармоническая, или византийская гамма

Эта гамма сама по себе необычна, и вдобавок содержит две большие секунды. Если заменить в ней минорную 7-ю мажорной, то этой гаммой можно для разнообразия заменить фригийскую доминантовую.

Двойной гармонический минор, или венгерская гамма

Эта гамма – та же византийская, но сыгранная от четвертой ступени. Её называют венгерским или цыганским минором. Тут есть две большие секунды – 3–4 и 6–7 ступени, и трехнотная хроматическая последовательность. Её можно забавы ради играть вместо натурального или гармонического минора.

Источник

Цыганская гамма

Цыганская гамма, также венгерская гамма — октавный звукоряд из интервального рода гемиолики, характерной особенностью которого являются два полуторатоновых интервала (увеличенные секунды) между соседними ступенями. Этноним «цыганский» (или «венгерский») применяется условно (по образцу этнонимов так называемых «натуральных ладов»), поскольку описываемые звукоряды встречаются в музыке многих народов Европы и Азии.

Содержание

Цыганская минорная гамма

В этой разновидности гемиольного звукоряда полуторатон разделяет III/IV и VI/VII ступени звукоряда (см. нотный пример), причём III ступень находится на расстоянии полуторатона (малой терции) от основания (отсюда в названии «минорная»). В учении о гармонии в России и некоторых зарубежных странах этот звукоряд также (неправильно) называется дважды гармоническим минором [1] . Соответствует звукоряду арабского макама нава атар [2] .

Цыганская мажорная гамма

В этой разновидности гемиольного звукоряда полуторатон разделяет II/III и VI/VII ступени звукоряда (см. нотный пример), причём III ступень находится на расстоянии дитона (большой терции) от основания (отсюда в названии «мажорная»). В учении о гармонии этот звукоряд также (неправильно) называется дважды гармоническим мажором [3] . Другие названия: доминантовый лад, андалусийский лад, арабская гамма. Соответствует звукоряду арабского макама хиджаз кар [4] и, с точностью до микротоновых отличий — турецкого макама хиджазкар [5] .

Применение в музыке

Цыганская гамма — распространённый модализм в музыке западноевропейских романтиков XIX века, особенно часто её применял Ф.Лист (в «Венгерских рапсодиях», в Сонате h-moll). У Ж.Бизе цыганская гамма широко используется в его опере «Кармен»: минорная разновидность — в (лейтмотиве судьбы, мажорная — в антракте к IV действию. Другие примеры: Мазурка B-dur op. 7 № 1 (эпизод в тт. 45-52) Ф.Шопена. Цыганская гамма встречается и у русских композиторов (также в качестве модализма, часто в смешении с другими звукорядами). М.П.Мусоргский использовал цыганскую гамму в пьесе «Два еврея» (в цикле фортепианных миниатюр «Картинки с выставки») для характеристики богатого еврея, С.В. Рахманинов — во II части Третьего фортепианного концерта.

Цыганская гамма встречается в народной музыке Испании (в том числе, в музыке фламенко), Польши, Румынии, Венгрии, балканских стран.

Примечания

  1. В качестве точки отсчёта условно принимается звукоряд натурального минора, в котором говорят о «повышенной IV» и «повышенной VII» ступенях.
  2. Maqam World. Maqam Nawa Athar Family.
  3. В качестве точки отсчёта условно принимается звукоряд натурального мажора, в котором говорят о «пониженной II» и «пониженной VI» ступенях.
  4. Maqam World. Maqam Hijaz Kar Family.
  5. The Oud. Hicazkâr makamı.

Литература

  • Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988; репринт СПб., 2003.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Цыганская гамма» в других словарях:

Цыганская музыка — включает таборные песни цыган, усвоенные и переосмысленные цыганами песни разд. народов, живущих на территории стран, где кочевали цыгане, а также бытовую гор. музыку европ. проф. традиции 18 19 вв., вошедшую в репертуар цыганских капелл … Музыкальная энциклопедия

Гамма — (от греч. γαμμα третья буква греч. алфавита) 1) Термин, широко распространенный в искусствознании, обозначающий определенную последовательность к. л. однородных явлений, предметов, напр., красок ( красочная Г. ), цветов ( цветовая Г. ). 2) Назв.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Гемиолика — (от др. греч. ἡμιόλιος полуторный), в учении о гармонии Ю. Н. Холопова интервальный род, содержащий интервал полуторатона (trihemitonium), или полудитона (semiditonus), или увеличенной секунды. Прообраз современной гемиолики … Википедия

Модализм — У этого термина существуют и другие значения, см. Модализм (значения). Модализм (от лат. modus, букв. мера, в терминологическом значении ладовый звукоряд), мелодический или аккордовый оборот с модальными тонами внутри мажорно минорной… … Википедия

КРОВЬ — жидкость, циркулирующая в кровеносной системе и переносящая газы и другие растворенные вещества, необходимые для метаболизма либо образующиеся в результате обменных процессов. Кровь состоит из плазмы (прозрачной жидкости бледно желтого цвета) и… … Энциклопедия Кольера

Тициан — (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480 е гг. 1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Крупнейший представитель венецианской школы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился … Художественная энциклопедия

Глинка М. И. — Михаил Иванович (20 V (1 VI) 1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского р на Смоленской обл. 3 (15) II 1857, Берлин) русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Детские годы Г. прошли в деревне, в обстановке… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Гитаристы и их школы >Мрачный минор и еще мрачнее: разбираем лады для хэви-метала

Привет читателям Гитаршколы. Если Вы еще не подписаны на нашу рассылку, Вы пропускаете огромное количество полезной информаци про гитары, гитарное оборудование, а так же сами уроки гитары.

Если Вы серьезно хотите научиться играть на гитаре, подписывайтесь на нашу рассылку и получайте свежие ежедневные уроки гитары.

В этой статье я отвечаю на вопрос одного из читателей: «Какой гаммой чаще всего пользуются гитаристы, когда играют хеви-метал ?»

Что ж, спасибо за вопрос! Обычно гитаристы играют в гармоническом миноре — всегда звучит круто! Можно импровизировать сколько душе угодно, особенно сольные партии.

Из знаменитых гитаристов, кто играет в гармоническом миноре — Ингви Малмстин, Ритчи Блэкмор, Стив Вай, все играют в миноре. Моцарт очень любил гармонический минор.

Послушай, как использует эту гамму Dave Reffett в своей песне Devils Roadmap:

Прислушайтесь к соло с 3:22 до 3:40 — там как раз гармонический минор.

Пентатоника тоже классная штука. Закк Уайлд, Фрэнк Мариино и Дэйв Мустейн часто используют ее в своих композициях.

Пентатоническая гамма

(1, b3, 4, 5, b7). Например, Если играем в тональности E, ноты будут E, G, A, B, D.

Соло в песне “I Just Don’t Want to Say Goodbye” играется в пентатонике. С 3:26 по 4:37:

Хоть Dave Reffett давно играет, но он многому учился сам. Обычно,он играет на слух, и он подсказывает ему, правильно ли он играет или нет. Но знание гамм — это как основа, базис, который поможет совершать меньше ошибок.

Когда-то он учился у одного музыканта, он выпускал обучающие DVD, и там он говорил, что можно придумывать свои собственные гаммы так же просто, как подобрать рифмы к словам. Безумно, конечно, но очень креативно.

Своих учеников Дэйв тоже учет думать свободно и творчески. Слушать риф и подобрать к нему соло, выбирая ноты из хроматического ряда опираясь только на слух. Это очень развивает.

Если взять «неправильную» ноту, она будет звучать некрасиво и противно. Хотя, иногда они бывают в тему! Добавляют изюминку, так сказать. Не надо себя ограничивать.

Ниже я привожу список интересных гамм. Они все начинаются с Ми, но вообще двигаться можно откуда душе угодно:

• Гармонический минор (1, 2, b3, 4, 5 b6, 7) или (E, F#, G, A, B, C, D#). Ингви Малмстин, Ритчи Блэкмор большие любители этой гаммы.

• Персидский лад (1, b2, 3, 4, 5, b6, b7) или (E, F, G#, A, B, C, D). Это мажорный лад. Слушай Iron Maiden “Powerslave”.

Al Di Meola “Egyptian Danza” — отличный пример этого лада. Звучит прямо по-египетски!

• Византийский лад (1, b2, 3, 4, 5, b6, 7) or (E, F, G#, A, B, C, D#). Похож на персидский, но более магически-загадочный. “Gates of Babylon” Ронни Джеймса — хороший пример.

• Цыганский лад (1, 2, b3, #4, 5, b6, 7) or (E, F#, G, A#, B, C, D#). Еще называют венгерским минором. Megadeth “Head Crusher” с 2:58 по 3:24.

• Персидский лад (1, b2, 3, 4, b5, b6, 7) or (E, F, G#, A, Bb, C, D#). Звучит просто крышесносно! Обязательно попробуйте его в своих соло. Его использует Мерлин Мэнсон.

• Японский лад (1, b2, 4, 5, b6) или (E, F, A, B, C). Фридман, Джейсон Беккер и много других гитаристов его активно используют. Это пентатоника.

Ну и в завершении урока я хочу предложить Вам таблицу с формулами всех ладов. Обязательно добавьте в закладки эту страницу, потому как она Вам еще очень много раз пригодится.

Название Формула Тип
Арабский 1 2 b3 4 #4 #5 6 7 минорный
Цыганский 1 2 b3 #4 5 b6 7 минорный
Румынский 1 2 b3 #4 5 6 b7 минорный
Индийский 1 b2 4 5 b6
1 b2 b3 4 5 b6 b7
нейтральный
минорный
Персидский 1 b2 3 4 b5 b6 7 мажорный
Византийский 1 b2 3 4 5 b6 7 мажорный
Восточный 1 b2 3 4 b5 6 b7 доминантный
Еврейский 1 b2 3 4 5 b6 b7 доминантный
Японский 1 2 4 5 b6 нейтральный

Если остались вопросы или дополнения, смелее пишите их в комментарии ниже.

Интересно всё же сколько направлений минора. Вроде как не похожи друг на друга, но всё же что-то их сближает. Тяжелая всё же музыка, на любителя.

Как же я люблю этот мрачный минор! В исполнении Yngwie Malmsteena уже настоящая классика. Спасибо Вам за роскошную подборку, что дали возможность услышать лад в разных стилях. Настоящее счастья для меломана.

Сперва пишите: Персидский лад (1, b2, 3, 4, 5, b6, b7) или (E, F, G#, A, B, C, D).
Затем: Византийский лад (1, b2, 3, 4, 5, b6, 7) or (E, F, G#, A, B, C, D#)
И в конце: Персидский лад (1, b2, 3, 4, b5, b6, 7) or (E, F, G#, A, Bb, C, D#).

Источник

Оцените статью