Цыганская гитара
Семистру́нная гита́ра (семиструнка, также нередко называется русской или цыганской гитарой) — струнный щипковый музыкальный инструмент, одна из разновидностей семейства гитар.
Содержание
История
Инструмент появился в России в конце XVIII — начале XIX века. Её популярность связывают с музыкантом Андреем Осиповичем Сихрой, который для неё написал около тысячи произведений. Согласно одной из легенд, он и изобрёл этот инструмент. До Октябрьской революции семиструнная гитара в России доминировала, затем профессиональные музыканты обратились к классическому инструменту, а семиструнной продолжили пользоваться некоторые барды, а также живущие в России цыгане (откуда и название «цыганская»). Ныне она применяется, как правило, только при исполнении русских романсов. На профессиональной сцене семиструнная гитара появляется крайне редко, хотя некоторые композиторы написали для неё ряд концертных сочинений (например, «Русский концерт» Игоря Рехина)
Особенности настройки
Строй струн семиструнной гитары смешанный — терцово-квартовый: D, G, H, d, g, h, d 1 (ре, соль, си большой октавы, ре, соль, си малой октавы, ре первой октавы), таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Как и в случае с классической гитарой, ноты для семиструнной пишутся на октаву выше действительного звучания для удобства чтения.
Шестиструнную гитару можно настроить таким образом, чтобы её струны приблизительно повторяли строй семиструнной, например D, G, d, g, h, d 1
Распространённой практикой у исполнителей на семиструнной гитаре, использующих её для аккомпанемента голосу (например, у бардов) является изменение строя для подстраивания под возможности голоса либо для регулировки силы натяжения струн. Владимир Высоцкий часто настраивал гитару на тон (иногда на полтора) ниже.
Существуют и другие варианты семиструнного строя, например:
- D, G, c, d, g, h, d 1 (ре, соль большой октавы, до, ре, соль, си малой октавы, ре первой октавы; для игры в тональностях до мажор и до минор, использовался Булатом Окуджавой)
- D, G, c, d, g, b, d 1 (ре, соль большой октавы, до, ре, соль, си-бемоль малой октавы, ре первой октавы; используется Сергеем Никитиным)
Источник
Русская семиструнная (цыганская) гитара
Русская семиструнная, или, как в народе ее прозвали «цыганская» гитара, начала приобретать свою популярность примерно в конце восемнадцатого-начале девятнадцатого века.
Самым главным отличием этой гитары от обычной шестиструнной является особый строй и наличие семи струн. Но, например, корпус у этих двух инструментов практически одинаков.
До 1917 года данная гитара была самой популярной, на котором играло большинство народа, но ближе к началу двадцатого столетия ее популярность практически сошла «на нет».
Зачастую шестиструнная гитара ставится в противовес цыганской с семью струнами. Нередко цыганскую гитару использовали как аккомпанемент, — особенно часто ее использовали во время исполнения романтических и народных песен, но иногда и как основной инструмент на сольных выступлениях композиторов. Нередко данную гитару можно было заметить у исполнителей-цыган, за счет чего к ней прикрепилось определение «цыганская».
Интересный факт: для такой гитары ноты пишут на одну октаву выше для более комфортного чтения.
Из-за особенностей звучания семиструнной гитары, часть музыкантов стремятся улучшить свою шестиструнную гитару — для этого они стараются настроить ее так, чтобы звучание приблизительно напоминало семиструнную.
Виды семиструнной гитары
Всего существует три вида гитары: кварт-гитара, терц-гитара и большая гитара.
- Кварт-гитару отличает то, что размер ее мензуры составляет 550 миллиметров и строится она на целую кварту выше. В сравнении с остальными, имеет наиболее компактный размер.
- Терц-гитара имеет мензуру 585 миллиметров и ее строй на малую терцию выше, чем в классической семиструнной гитаре.
- Большая гитара является полноразмерной классической семиструнной гитарой, имеющая мензуру 650 миллиметров. Является классическом видом семиструнной гитары. Данную модель в качестве аккомпанемента использовали: Визбор, Высоцкий, Галич и другие.
Источник
Цыганская гитара
Русская семиструнная гитара | |
---|---|
Русская семиструнная гитара со струнодержателем и колками под металлические струны | |
Пример звучания | |
Диапазон (и строй) | Строй D-GHD-GHD и диапазон: ре большой октавы — си второй октавы (до 21 лада) |
Классификация | Гитара |
Медиафайлы на Викискладе |
Русская семиструнная гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент из семейства гитар. Получила распространение в России с конца XVIII века. Её основной особенностью является кварто-терцовый строй, основанный на мажорном трезвучии (в отличие от кварто-терцового строя классической шестиструнной гитары).
Содержание
История
Создание
Русская семиструнная гитара появилась в России в конце XVIII века. Точная судьба её становления неизвестна. По версии некоторых исследователей (М. А. Стаховича [С 1] [С 2] [GT 1] , М. И. Пыляева, А. В. и С. Н. Тихонравовых [1] ) изобретателем русской гитары является Андрей Осипович Сихра (1773—1850) — основоположник гитарного искусства в России, который написал для неё около тысячи музыкальных сочинений и обработок народной и академической музыки. Первый опыт создания и игры на русской гитаре был произведён им в Вильне (Вильнюсе) в 1793 году, с её последующим усовершенствованием в Москве, куда он переселился в 1795 году. [2]
Сихра играл также на шестиструнной гитаре, и, будучи одарен сильным музыкальным талантом и достигши степени виртуоза на арфе, он, в конце прошлого столетия был в Москве, придумал сделать из шестиструнной гитары инструмент, более полный и близкий арфе по арпеджиям, а вместе с тем и более мелодический, нежели арфа, и привязал седьмую струну к гитаре: вместе с тем он изменил ее строй.
Учитывая тот факт, что строй по мажорному трезвучию известен в Европе с XVI века [3] и использовался на английской гитаре (в тональности До, струны:
Андрей Сихра концертировал, издавал популярные гитарные журналы, много преподавал. По настоянию своего ученика, Моркова Владимира Ивановича (1801—1864) [5] , Сихра написал «Школу игры для семиструнной гитары», впервые изданную в 1832 году. Основным достоинством этого издания которой стали 580 аккордов, созданных Сихрой для игры гармонических прелюдий в разных тональностях. Помимо многочисленных произведений для семиструнной гитары Сихрой был также написан Концерт для гитары с оркестром. [6]
Несмотря на большое количество учеников и последователей, главной фигурой школы Сихры стал Семен Николаевич Аксенов (1784—1853), считавшийся в Москве лучшим гитаристом-виртуозом. [7] Именно ему Сихра посвятил «Экзерсисы для семиструнной гитары», изданные в 1818 году. В 1814 году Аксенов издает «Новый журнал для семиструнной гитары», впервые адаптирует для семиструнной гитары искусственные флажолеты и различные приемы звукоподражания, включая подражание малому барабану. [8] Впоследствии Аксенов стал учителем для одного из самых выдающихся гитаристов-семиструнников XIX века — Михаила Тимофеевича Высотского (1791—1837).
Высотским была создана своя школа семиструнной гитары, учениками которой стали Ветров Алексей Александрович (1812—1877), Белошеин Павел Федорович (1799—1869) [9] , Ляхов Иван Егорович (1813—1877), Липкин Николай Егорович (н.д.), Фалеев Василий Петрович (н.д.), Кладовщиков Павел Григорьевич (н.д.), Полежаев Александр Иванович (1804—1838), Горбунов Иван Федорович (1822—1864) и Аполлон Григорьев (1822—1864) — автор Венгерки, благодаря которому Стахович впоследствии написал «Историю семиструнной гитары». [10]
Как арфист Сихра, при создании своей «Школы игры на семиструнной гитаре», сделал акцент на постановку и работу правой руки (аппликатуру правой руки развивали и его ученики — Циммерман и Свинцов), в то время как Высотский уделил большое внимание приемам для левой руки, включая разработку техники исполнения легато и вибрато. [11] В. А. Русанов впоследствии отмечал, что несмотря на попытку Сихры создать семиструнную гитару для адаптации арфового строя,
…результаты, во всяком случае, получились совершенно обратные: плавность и разнообразие широких легато и глиссанд, мягкость и певучесть вибрации еще более удалили русскую семиструнную гитару от столь родственной гитаре арфы
С 1947 года [12] семиструнные гитары в СССР производила фабрика музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского, расположенная на улице Чехова, дом 15. Цена гитары составляла 17 рублей 50 копеек [13] .
Популярность
До Октябрьской революции семиструнная гитара являлась основным видом гитары в России, но к концу XX века перестала быть предметом массового использования. Из-за неполного понимания музыкальных свойств семиструнной и шестиструнной гитар, их часто противопоставляют между собой, хотя они являются разными музыкальными инструментами, каждая — со своими уникальными художественно-техническими особенностями [КМ 1] .
Семиструнная гитара широко использовалась для аккомпанемента при исполнении русских романсов и народных песен, в качестве солирующего инструмента при исполнении произведений русских композиторов. Очень часто применялась в песенно-музыкальном творчестве русских цыган (другое название гитары — «цыганская»).
Для русской гитары написан ряд концертных сочинений, например «Русский концерт» Игоря Рехина (1988) и «Концерт для гитары с оркестром» Алексея Агибалова (2007) [GT 2] .
Конструктивные особенности
Традиционные особенности, являющиеся не обязательными, а возможными вариантами в конструкции русской гитары:
- Круглый и тонкий гриф (от 46 до 50 миллиметров на верхнем порожке, от 54 до 60 мм. на нижнем порожке), длина струны 610-620 мм., радиусная накладка, напоминающая такую же на саксонской цистре, которая также была семиструнной [КС 2] .
- Гриф соединяется с корпусом гитары при помощи регулируемого винтового соединения [КС 2] . Чем сильнее винт прижимает пятку грифа к корпусу, тем больше опускается головка грифа и струны приближаются к порожкам на грифе. Между частью грифа и верхней декой гитары есть зазор.
- Пружины (деревянные планки внутри корпуса, выполняющие функцию рёбер жёсткости) располагаются по системе Шерцера[14] — параллельно друг другу и поперёк верхней деки[КС 3] .
Музыкальные свойства
Вот как описывает этот инструмент первый историк русской гитары Михаил Александрович Стахович [GT 1] :
…полнота и разнообразность движения голосов в самостоятельном пении каждой струны, роскошь арпеджиатур, соединяемая с самыми плавными и широкими лигатами, расширение диапазона гамм, наконец, густой ход басов, всегда возможный и вызывающий, так сказать, на музыкальное размышление, — все это останется непобедимым качеством семиструнной гитары перед эффектами шестиструнной. Инструмент в высшей степени романтический — гитара, достиг в семиструнной форме своего полного очарования, не потому ли он так и полюбился русскому народу? не потому ли так особенно, и почти исключительно и подладил он под русскую песню? Это остается показать и разъяснить следующему за нами периоду русской музыки, когда народные мотивы переработаются в музыку и выработают себе музыку.
Строй
Струна Нота Октава Нотация 1 d 1 (ре 1 ) Первая 2 h (си) Малая 3 g (соль) 4 d (ре) 5 H (Си) Большая 6 G (Соль) 7 D (Ре) Нотация гитары производится на октаву выше действительного звучания.
Звучание открытых струн образует строй гитары. Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ре (первой октавы); Си, Соль, Ре (малой октавы); Си, Соль, Ре (большой октавы). Этот строй является для русской гитары стандартным, академическим.
Строй смешанный — терцово-квартовый, образованный по мажорному трезвучию в тональности Соль:
g>, (буквенная нотация по Гельмгольцу). Всего в строе содержится два однотональных трезвучия, образованных группами струн 3—1 и 6—4, с интервалами в октаву между соответствующими ступенями трезвучий. Группа струн 7—5 образует Соль мажорный квартсекстаккорд (второе обращение Соль мажорного трезвучия) с утроенной квинтой Ре, удвоенными примой Соль и терцией Си [КИ 1] [КМ 2] .G>, D> Интервалы между соседними струнами: d 1 <м.3>h<б.3>g<ч.4>d<м.3>H<б.3>G<ч.4>D (м.3 и б.3 — малая и большая терции, ч.4 — чистая кварта). Таким образом, строй содержит в себе две одинаковые группы интервалов: <м.3, б.3, ч.4> <м.3, б.3, ч.4>— всего 2 кварты и 4 терции.
Диапазон звуковысот гитары от открытой седьмой до зажатой на XII ладу первой струны составляет 3 полных октавы (часть большой, малую, первую и часть второй). Количество звуков на первой струне после XII лада зависит от количества ладов на грифе.
Настройка
На гитаре, как и на некоторых других струнных музыкальных инструментах, струны настраиваются по принципу сравнения высоты звучания двух соседних струн, одна из которых зажимается на определённом ладу, а вторая остаётся открытой. В таком положении они должны звучать в унисон.
Опорной струной, от которой начинается настройка, у гитары является первая. Зажатая на VII ладу она настраивается по камертону Ля, или открытая настраивается по фортепиано на тон Ре первой октавы. Дальнейший ход настройки определяется повторяющейся группой интервалов <м.3, б.3, ч.4>. Малая терция содержит 3 полутона, большая — 4, чистая кварта — 5 полутонов.
Каждый лад на грифе гитары изменяет высоту звучания струны на полутон, по сравнению с нижележащим ладом. Следовательно, номер лада, на котором зажимается струна, означает количество полутонов, на которое изменяется звучание открытой струны. Например, если настроить зажатую на III ладу 2-ю струну в унисон с 1-й, между ними же открытыми образуется малая терция; на IV ладу 3-ю струну в унисон со 2-й — большая терция и т. д.
Вышеприведённый способ настройки является базовым, среди других возможных, но при этом, не дающим точной настройки инструмента. Существуют определённые нюансы, определяющиеся, в частности, свойствами струн различной толщины, например, басовые струны требуют особо тщательной настройки [КМ 3] . Для уточнения настройки проверяют арпеджированное звучание интервалов на удалённых струнах и аккордов: например, открытых струн в группах: Ре (1, 4, 7), Си (2, 5), Соль (3, 6) — они должны звучать с разницей в октаву (две октавы между струнами 1, 7), и групп, образующих Соль мажорное трезвучие (1—3, 4—6).
Тональности
Наиболее удобными для игры на русской гитаре тональностями являются: мажорные Соль (самая лёгкая и звучная, по строю открытых струн), До и Ре (субдоминанта и доминанта по отношению к основной тональности Соль мажор); и минорные Ми, Ля, Си, Ре, Соль, До — эти девять тональностей являются наиболее используемыми. Менее удобные, средние по сложности исполнения тональности: мажорные Фа, Си, Си-бемоль, Ля, Ми, Ми-бемоль; и минорные Фа, Фа-диез. Остальные тональности наиболее сложны в применении и поэтому малоупотребительны, например: мажорные До-диез, Ре-бемоль, Фа-диез, Соль-бемоль, Ля-бемоль; минорные До-диез, Ре-бемоль, Соль-диез, Си-бемоль, Ми-бемоль [КИ 2] [КМ 4] .
Разновидности строя
Существуют модификации русского семиструнного строя:
Шестиструнную гитару можно настроить таким образом, чтобы её струны приблизительно повторяли строй русской гитары: d 1 , h, g, d, G, D (строй Open G, в котором играет Александр Розенбаум).
Семиструнная гитара, используемая в Бразилии, имеет строй классической шестиструнной гитары , а седьмая струна настраивается на тон H (такой же строй имеет и семиструнная электрогитара).
Разновидности
Существует 3 основных вида русской гитары различных размеров [КИ 4] :
- Большая гитара — стандартная полноразмерная гитара, описанная выше. Её мензура составляет 650 мм.
- Терц-гитара — средних размеров. Строится на малую терцию выше, по сравнению с большой гитарой (f 1 , d 1 , b, f, d, B, F — по Си-бемоль мажорному трезвучию). Мензура 585 мм.
Терц-гитара является транспонирующим инструментом, поэтому ноты на нотном стане для терц-гитары обозначают на терцию ниже тех же нот большой гитары. Например, если для большой гитары ноты обозначают гамму До мажор, то для терц-гитары эта же гамма будет записана как Ля мажор [15] .
- Кварт-гитара — малых размеров. Строится на чистую кварту выше (g 1 , e 1 , c 1 , g, e, c, G — по До мажорному трезвучию). Мензура около 550 мм.
Кварт-гитара также является транспонирующим инструментом. Ноты для неё обозначают на кварту ниже, по аналогии с терц-гитарой.
Терц- и кварт-гитары являются ансамблевыми инструментами, позволяющими расширить диапазон извлекаемых звуков, и тем самым обогатить музыкальные возможности гитарного ансамбля. Особенно удачным вариантом ансамбля является дуэт большой и кварт-гитары, где последняя, в большинстве случаев, как инструмент с более высоким звучанием, исполняет солирующую партию [15] .
Основные виды гитар
Вид Строй Нотация Мензура Длина Концертная d 1 , h, g, d, H, G, D 650 1010 [16] Обычная большая d 1 , h, g, d, H, G, D 610 938 Терц f 1 , d 1 , b, f, d, B, F 585 900 Кварт g 1 , e 1 , c 1 , g, e, c, G 540 825 Исполнители
Краткий список исполнителей и других деятелей, внёсших значительный вклад в историю семиструнной гитары:
Источник