Цыганские струны для гитары

Русская семиструнная (цыганская) гитара

Русская семиструнная, или, как в народе ее прозвали «цыганская» гитара, начала приобретать свою популярность примерно в конце восемнадцатого-начале девятнадцатого века.

Самым главным отличием этой гитары от обычной шестиструнной является особый строй и наличие семи струн. Но, например, корпус у этих двух инструментов практически одинаков.

До 1917 года данная гитара была самой популярной, на котором играло большинство народа, но ближе к началу двадцатого столетия ее популярность практически сошла «на нет».

Зачастую шестиструнная гитара ставится в противовес цыганской с семью струнами. Нередко цыганскую гитару использовали как аккомпанемент, — особенно часто ее использовали во время исполнения романтических и народных песен, но иногда и как основной инструмент на сольных выступлениях композиторов. Нередко данную гитару можно было заметить у исполнителей-цыган, за счет чего к ней прикрепилось определение «цыганская».

Интересный факт: для такой гитары ноты пишут на одну октаву выше для более комфортного чтения.

Из-за особенностей звучания семиструнной гитары, часть музыкантов стремятся улучшить свою шестиструнную гитару — для этого они стараются настроить ее так, чтобы звучание приблизительно напоминало семиструнную.

Виды семиструнной гитары

Всего существует три вида гитары: кварт-гитара, терц-гитара и большая гитара.

  • Кварт-гитару отличает то, что размер ее мензуры составляет 550 миллиметров и строится она на целую кварту выше. В сравнении с остальными, имеет наиболее компактный размер.
  • Терц-гитара имеет мензуру 585 миллиметров и ее строй на малую терцию выше, чем в классической семиструнной гитаре.
  • Большая гитара является полноразмерной классической семиструнной гитарой, имеющая мензуру 650 миллиметров. Является классическом видом семиструнной гитары. Данную модель в качестве аккомпанемента использовали: Визбор, Высоцкий, Галич и другие.

Источник

Цыганская гитара

Семистру́нная гита́ра (семиструнка, также нередко называется русской или цыганской гитарой) — струнный щипковый музыкальный инструмент, одна из разновидностей семейства гитар.

Содержание

История

Инструмент появился в России в конце XVIII — начале XIX века. Её популярность связывают с музыкантом Андреем Осиповичем Сихрой, который для неё написал около тысячи произведений. Согласно одной из легенд, он и изобрёл этот инструмент. До Октябрьской революции семиструнная гитара в России доминировала, затем профессиональные музыканты обратились к классическому инструменту, а семиструнной продолжили пользоваться некоторые барды, а также живущие в России цыгане (откуда и название «цыганская»). Ныне она применяется, как правило, только при исполнении русских романсов. На профессиональной сцене семиструнная гитара появляется крайне редко, хотя некоторые композиторы написали для неё ряд концертных сочинений (например, «Русский концерт» Игоря Рехина)

Особенности настройки

Строй струн семиструнной гитары смешанный — терцово-квартовый: D, G, H, d, g, h, d 1 (ре, соль, си большой октавы, ре, соль, си малой октавы, ре первой октавы), таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Как и в случае с классической гитарой, ноты для семиструнной пишутся на октаву выше действительного звучания для удобства чтения.

Шестиструнную гитару можно настроить таким образом, чтобы её струны приблизительно повторяли строй семиструнной, например D, G, d, g, h, d 1

Распространённой практикой у исполнителей на семиструнной гитаре, использующих её для аккомпанемента голосу (например, у бардов) является изменение строя для подстраивания под возможности голоса либо для регулировки силы натяжения струн. Владимир Высоцкий часто настраивал гитару на тон (иногда на полтора) ниже.

Существуют и другие варианты семиструнного строя, например:

  • D, G, c, d, g, h, d 1 (ре, соль большой октавы, до, ре, соль, си малой октавы, ре первой октавы; для игры в тональностях до мажор и до минор, использовался Булатом Окуджавой)
  • D, G, c, d, g, b, d 1 (ре, соль большой октавы, до, ре, соль, си-бемоль малой октавы, ре первой октавы; используется Сергеем Никитиным)

Источник

Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Вопрос о цыганском (таборном) строе — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ

  • Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
  • >Русская гитара
  • >Все о семиструнной гитаре и русском стиле
  • Правила форума
  • Просмотр новых публикаций
  • 10 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Вопрос о цыганском (таборном) строе Оценка:

#1 SergikMak

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 815
  • Регистрация: 12 Сентябрь 14

#2 Dimuz

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 246
  • Регистрация: 25 Май 08

Александр Александрович Колпаков рассказывал, что в одной из песен, которую ему показывали в юности в таборе он использует минорный строй.
Кажется в этой

#3 mikegor

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 560
  • Регистрация: 08 Март 11

SergikMak (13 Сентябрь 2014 — 00:35) писал:

Нот под такой строй я не видел, и вряд ли они существуют.

SergikMak (13 Сентябрь 2014 — 00:35) писал:

Мажорный строй не случайно получил такое распространение. Он дал необходимый компромисс, позволяющий брать достаточное количество аккордов. Как всегда попытки изменить строй приводят к тому, что какие-то аккорды начинают браться проще, какие-то сложнее. Так и с минорным строем. Минорное трезвучие берется очень просто, зато теперь менее удобно берется мажорное трезвучие, пропадают многие любимые варианты обращений, вместо них появляются другие. В общем, однозначно нельзя сказать, нужно анализировать много аккордов.
Что касается игры большим пальцем, то необходимости в ней почти нет и в мажорном строе. В XIX веке практика использования кольцевого приема, видимо, сложилась, чтобы избегать баррэ и экономить силы. Соответственно и грифы тогда делали очень узкие. Но с этим приемом тогда здорово переборщили. В советских сборниках нередко видишь аппликатуры с большим пальцем, жутко неудобные, без всякой необходимости. Но тут надо помнить, что аппликатуры записаны именно в расчете на узкий гриф. С другой стороны, большой палец часто используют джазовые музыканты на 6-струнке.

SergikMak (13 Сентябрь 2014 — 00:35) писал:

Это интересный строй. Я когда-то в нем играл. У меня есть сборник песен Никитина со списком его аппликатур. Когда я решил серьезно заняться 7-стрункой, у меня была даже такая мысль: а не играть ли в этом варианте строя. Но потом я понял, что так делать не надо, потому что все ноты написаны для стандартного строя (изредка со скордатурами 7=C или 7=E).

Dimuz (13 Сентябрь 2014 — 01:38) писал:

Сообщение отредактировал mikegor: 13 Сентябрь 2014 — 09:08

#4 Dimuz

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 246
  • Регистрация: 25 Май 08

mikegor (13 Сентябрь 2014 — 09:07) писал:

Сообщение отредактировал Dimuz: 13 Сентябрь 2014 — 10:05

#5 mikegor

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 560
  • Регистрация: 08 Март 11

https://cloud.mail.r. 4%2Ftunings.zip
Если кому-то интересно сравнить разные строи, то предлагаю посмотреть этот архив. Здесь 27 файлов. При помощи своей программы ChordBuilder я построил аккорды от трех нот (до — c, ля — a, ре — d) трех типов (мажорное трезвучие, минорное трезвучие — m, септаккорд — 7) в трех строях (стандартный — std, минорный — min, «никитинский» — nik). Соответственно этому названы файлы. Например am-nik.txt — аккорд Am в Никитинском строе, c-std.txt — аккорд C в стандартном строе. Учтите, что программу я запускал с настройками на поиск максимального числа аппликатур, поэтому включены трудноисполнимые аппликатуры с большой растяжкой, с трудными баррэ или полу-баррэ и т.д.

Dimuz (13 Сентябрь 2014 — 10:05) писал:

Сообщение отредактировал mikegor: 13 Сентябрь 2014 — 10:09

#6 SergikMak

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 815
  • Регистрация: 12 Сентябрь 14

#7 mikegor

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 560
  • Регистрация: 08 Март 11

#8 mikegor

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 560
  • Регистрация: 08 Март 11

#9 SergikMak

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 815
  • Регистрация: 12 Сентябрь 14

#10 mikegor

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 560
  • Регистрация: 08 Март 11

Сообщение отредактировал mikegor: 17 Ноябрь 2014 — 12:00

#11 SergikMak

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 815
  • Регистрация: 12 Сентябрь 14

#12 mikegor

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 560
  • Регистрация: 08 Март 11

#13 7string

  • Активист
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 313
  • Регистрация: 04 Сентябрь 17

mikegor (13 Сентябрь 2014 — 09:07) писал:

Узкие грифы делали и в начале 20-го века. У меня один такой, Циммерманн. Верхний порожек 44 мм, мензура 620.
Интересно, имеется ли какое-нибудь описание или историческое упоминание манеры игры «кольцом»?
Получается, что «узкогрифный семиструн» — это почти что особенный инструмент.

Сообщение отредактировал 7string: 30 Ноябрь 2017 — 21:16

#14 anviknest

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 811
  • Регистрация: 02 Июль 08

#15 7string

  • Активист
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 313
  • Регистрация: 04 Сентябрь 17

anviknest (30 Ноябрь 2017 — 21:51) писал:

Мой экземпляр не видоизменялся. Гриф в идеальном состоянии.
Просто брали «parlour» гриф и ставили семь вместо шести.
У меня такая же 6-ти лежит, почти близнецы.
В Циммерманновском каталоге помню было указано «под малую ладонь». Найду если каталог. покажу

Сообщение отредактировал 7string: 30 Ноябрь 2017 — 22:02

#16 mikegor

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 560
  • Регистрация: 08 Март 11

7string (30 Ноябрь 2017 — 21:16) писал:

#17 anviknest

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 811
  • Регистрация: 02 Июль 08

7string (30 Ноябрь 2017 — 22:00) писал:

anviknest (30 Ноябрь 2017 — 21:51) писал:

Мой экземпляр не видоизменялся. Гриф в идеальном состоянии.
Просто брали «parlour» гриф и ставили семь вместо шести.
У меня такая же 6-ти лежит, почти близнецы.
В Циммерманновском каталоге помню было указано «под малую ладонь». Найду если каталог. покажу

#18 7string

  • Активист
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 313
  • Регистрация: 04 Сентябрь 17

anviknest (30 Ноябрь 2017 — 22:38) писал:

В данном случае факт. Я знаю историю этого инструмента.
Гитара лежала нетронутая в кофре с начала 1920-х годов.

#19 SergikMak

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 815
  • Регистрация: 12 Сентябрь 14

7string (30 Ноябрь 2017 — 21:16) писал:

#20 7string

  • Активист
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 313
  • Регистрация: 04 Сентябрь 17

mikegor (30 Ноябрь 2017 — 22:32) писал:

7string (30 Ноябрь 2017 — 21:16) писал:

Спасибо! Похоже у меня — терцгитара. Померил поточнее, все же 615, а не 620.
Там же у Заяицкого стр.10 (026 в pdf): » Явился гитарист с маленькою терцгитарою, с очень узким легко обхватываемым грифом. Моему учителю показался очень широким гриф. Скрепя сердце, в магазине согласились сделать гриф поуже, но немного. «.
В детстве, в 1978-м у меня тоже была гитара с узким грифом. Ее отец кому-то заказывал для мамы.
Надо спросить кому. Так и беру почти все аккорды «кольцом»

Сообщение отредактировал 7string: 01 Декабрь 2017 — 17:25

Источник

Читайте также:  Ноты для guitar hero
Оцените статью