Цыганский мажорный строй гитары

Цыганский мажорный строй гитары

Авторская песня — термин сравнительно молодой: возник он в середине шестидесятых годов, когда сама песня была уже вполне развитым и состоявшимся явлением. Ранее песни эти как только не называли — и туристскими, и альпинистскими, и студенческими. На конференции в Петушках в 1967 году было принято решение именовать их самодеятельными: очень хотелось противопоставить свежее дыхание новой песни закоснелому миру песни профессиональной, именовавшейся тогда, кстати, не иначе как «советская массовая песня». Незадолго перед этим, в публикации «Недели» №1 за 1966 год, такие разные авторы, как М. Анчаров, А. Галич, Ю. Визбор и Ю. Ким, единодушно утверждали несомненный для них факт приоритета литературы, поэзии в этом жанре, отдавая музыке подчинённую роль.

Как бы то ни было, образованные музыканты в среде авторов встречаются редко, в отличие от образованных литераторов; к тому же обучение гитаре в 50-60х гг. было поставлено достаточно слабо, что не могло не сказаться на самодеятельном, спонтанном характере гитарного аккомпанемента в АП.

Я гитарой не сильно владею
И с ладами порой не в ладах:
Обучался у местных злодеев
В тополиных московских дворах.

Так писал о своём гитарном «образовании» Ю. Визбор. И многие классики жанра обучались гитаре подобным же образом — методом изустной передачи, с миру по нитке. Однако нельзя отрицать очевидного: авторская песня стала самой собой именно с таким аккомпанементом. Ограниченность музыкальных средств вынуждала авторов искать и находить неожиданные «изюминки» совсем не там, где стал бы искать гитарист-профессионал. К тому же в «дворовом» аккомпанементе оказались зафиксированы некоторые фольклорные приёмы игры, не вошедшие в учебники.

Поголовно все классики АП играли на семиструнных гитарах, а культура семиструнки весьма специфична и решительно отличается от шестиструнной. Испанская по происхождению — что зафиксировано в классической школе Ф. Таррега, А. Сеговия и пр. — шестиструнка подверглась этапу американизации, породившему стиль кантри и блюз со всеми многообразными последствиями вплоть до тяжёлого рока. Семиструнка возникла на стыке испанской гитары и украинско-польской кобзы: не все знают, что любимый инструмент Тараса Шевченко отличался от «классической» семиструнной гитары только овальной, лютнеобразной формой корпуса, а семь струн, настроенных в соль-мажоре (d1 h g d H G D), точно такие же (по-крайней мере в одном из многочисленных вариантов строя).

Большое влияние на культуру семиструнки оказало её бытование в цыганских таборах, породивших обширный фольклор и своеобразную технику; впрочем, вся эта культура стала широко известна в 19-м веке в специфически-искажённой форме ресторанных цыганских хоров, оставивших в российской культуре весьма глубокий след. Ещё один недостаточно широко известный культурный слой, влияние которого впитала в себя семиструнка, еврейская культура черты оседлости, музыка местечковых оркестриков. Русский городской романс впитывал в себя разнородные музыкальные влияния, сплавляя их порой в весьма оригинальных сочетаниях. Революция 1917 года оказала разрушительное воздействие на отечественную гитарную культуру; гитара стала считаться чуждым пролетариату явлением, признаком мещанства и мелкобуржуазности.

Характерно, что некоторая часть гитарно-песенной культуры нашла себе прибежище в маргинальных слоях общества, не признававших не только советской власти, но и власти вообще, — речь идёт о блатных, воровских песнях (хорошо показана эта культурная коллизия в первом советском звуковом фильме «Путёвка в жизнь»). Значительная часть блатных песен происходила из воспетых Бабелем уголовных кругов Одессы — в этом вольном городе происходило взаимопроникновение русской и еврейской культур. Недаром один из первых удачных опытов профессиональной гитарной песни был выражен через образ слегка приблатнённого одессита — Дзюба (Марк Бернес) из кинофильма «Два бойца» пел под гитару типично одесскую «Шаланды, полные кефали» и вполне общенародную «Тёмную ночь», блестяще стилизованные композитором Никитой Богословским.

Но вернёмся к собственно авторской песне. Принято считать, что первым (после 1917 года) петь под гитару свои стихи стал Михаил Анчаров, до войны певший под пианино и имевший за плечами соответствующее музыкальное семилетнее образование. «…Я родился и вырос на Благуше. Благуша была окраиной Москвы. Время было голодное и тёмное. А Благуша была — текстильная, воровская, пацанская. И пацан без гитары там был на пацан. Потом, не знаю, как и почему, мне пришло в голову самому сочинять стихи и петь их под гитару. Тогда, в конце 30-х годов, этого ещё никто не делал, и никто даже не знал, что это называется авторской песней. Я пел о Благуше, о московских окраинах, о тех, кого знал и любил. Первую свою военную песню я сочинил и спел в июле 1941 года. Почти всю войну я не расставался с гитарой, пел и сочинял песни, когда это было возможно». Судьба, как видим, вполне для своего времени типичная. Совершенно нельзя исключить, что были в России и другие «пацаны», так же певшие под гитару и начавшие раньше Анчарова… Но война и отсутствие магнитофонов сделали своё чёрное дело, и из переживших и доживших — Анчаров, конечно же, первый.

Мне довелось вместе с Д. Дихтером записывать ноты для песенного сборника Анчарова. Сразу же, на уровне определения тональности, начались странности: гитара, по сравнению с классической семистрункой, оказалась настроенной существенно ниже. Вместо положенного соль-мажора — ми-мажор, на малую терцию ниже (h g# e H G# E H1).

В литературе подобный строй упоминался в связи с вышеупомянутыми цыганскими хорами, когда для расширения диапазона аккомпанирующей группы были введены гитары разновысотные — большая в ми-мажоре, терцовая в соль-мажоре, квартовая в ля-мажоре, квинтовая в до-мажоре и, кажется, ещё какое-то пикколо в ре-мажоре, — что позволяло иметь в диапазоне оркестра звуки от си контроктавы до ми второй октавы да ещё четыре добавочных баса на дополнительном втором грифе большой гитары, — видимо, ля, соль, фа и ми контроктавы. Соответственно, изготавливались гитары с разной мензурой — от 650 до 485 мм: чем короче гитара, тем выше её настраивали.

А. Городницкий вспоминает: «У Анчарова была удивительно обаятельная, уже утраченная ныне, «цыганская» темпераментная манера исполнения. В сочетании с сильным низким, «подлинно мужским» голосом она придавала особый колорит его песням. Да и гитара в его руках была старинная, инкрустированная, как мне тогда показалось, каким-то серебром и перламутром, чуть не из прошлого века».

Когда мне удалось взять в руки гитару Анчарова, оказалось, что она совсем миниатюрная, короче обычной сантиметров на пятнадцать, с очень узким корпусом, работы мастера Ивана Краснощёкова (1798-1875). Настоящая цыганская гитара. Я спросил тогда уже больного Михаила Леонидовича: «Михаил Леонидович, а как вы гитару настраиваете?» — имея в виду строй, от какой ноты какая струна и т.п. Он мне ответил: «А вот так: «Ка-пи-тан. » [«Капитан, капитан, улыбнитесь. », муз. И. Дунаевского]. Первая, вторая и третья струны. Остальные — по первым». Действительно, первые три струны настраиваются в мажорное трезвучие, при арпеджировании которого получается мелодия Дунаевского. Камертон показал ми-мажор — так Анчаров настраивал гитару под свой голос.

Итак: гитара с мензурой порядка 500 мм (при норме 650 мм) настраивается не выше номинала (как положено для квинт-гитары — в до-мажоре g1 c1 e g c E G), а ниже номинала. В результате струны (металлические — нейлона в те поры ещё толком и не было) начинают колебаться не вполне гармонически, появляется этакий гремящий тембр. Звук такой слабо натянутой струны сначала, в атаке, несколько ниже, потом, как бы завывая, приподнимается выше и на стадии затихания возвращается к исходной высоте: этакое «вау!» И именно такой строй — на всех известных мне фонограммах Анчарова, включая последний концерт 1981 года, где он играл на чьей-то семиструнке фабрики имени Луначарского (той самой, за 9 руб. 50 коп.), соответствующим образом её перестроив. В таком пониженном строе ре-минорные аппликатуры начинают звучать в си-миноре, а ре-мажорные — соответственно в си-мажоре, тональности вполне неожиданной при других строях инструмента. Анчаров, понятное дело, исключение — стоит себе особняком, как и во всех других своих проявлениях. Это у него в песне: «И гитары особой настройки…»

Но вслед за Анчаровым (именно вслед, т.к. на ранних записях гитары настроены стандартно) начали настраивать свои гитары в ми-мажоре и Б. Окуджава, и В. Высоцкий, и Ю. Ким. Именно ми-мажорный гремящий строй определил специфику тембра гитары Высоцкого. Будут как-нибудь повторять запись Высоцкого на «Кинопанораме» — проверьте: в начале передачи гитара настроена в ми-мажоре, ближе к концу строй ещё понижается (Не так! Там в самом начале, когда играется попурри из песен к фильму «Вертикаль», а также первое исполнение песни «Мы вращаем землю» (см. полную рабочую запись «Кинопанорамы»), гитара настроена на два с половиной тона ниже, то есть в Ре-мажоре, а потом Владимир Семёнович поднял строй гитары на полтона, то есть получил Ре-диез-мажор. В Ми-мажоре там гитара нигде не звучит. Максим) . Отсюда такие экзотические тональности у Высоцкого: ля-минорной аппликатуре соответствует фа-диез-минор, си-минорной — соль-диез-минор.

Вернёмся к Б.Окуджаве. Строй его гитары тоже не то чтобы необычен, но в учебниках не описан; в разговорах его называют попеременно то «русским», то «цыганским». Пятую струну обычной семиструнки настраивают на полтона выше: d1 h g d с G D. В результате две пары басов на открытых струнах — c_G и G_D — представляют значительные удобства для игры в тональностях до-мажор и до-минор. Большинство ранних записей Окуджавы — как раз в этих тональностях. Но уже в знаменитой записи Марлена Хуциева для фильма «Застава Ильича» в Политехническом «Сентиментальный марш» звучит в ля-мажоре; внимательный взгляд различит в кадре знакомые до-мажорные аппликатуры. Оказывается, в 1962 году Окуджава перестроил гитару на малую терцию ниже: h g# e H A E H1. Вместо до-мажора и до-минора в тех же аппликатурах звучат ля-мажор и ля-минор. Подобный строй сохранился у Окуджавы до последних дней, с одним лишь изменением: в «перестройку» автор обзавёлся гитарой с шестью струнами, которую стал настраивать h g# e A E H1, то есть как бы выкинув из строя четвёртую струну (на записи известного телеинтервью с Ф. Медведевым эта же гитара настроена ещё на тон ниже).

Точно так же настраивает свой шестиструнный «Fender» и Ю. Ким. А обе Матвеевых — и покойная Вера и здравствующая ныне Новелла — остались верны исходному d1 h g d с G D. На этом фоне приверженцы классической соль-мажорной семиструнки Ю. Визбор, Е. Клячкин и В. Туриянский (а также А. Дулов, В. Ланцберг, А. Загот и пр. и пр.) выглядят едва ли не ретроградами. Но вот Сергей Никитин кроме пятой перестраивает ещё и вторую струну — и получается совершенно необычный вариант d1 b g d с G D — уже не мажорный, а минорный. Уж и не знаю, смог бы Никитин на обычной семиструнке создать свой неповторимый стиль аккомпанемента; как-то он обмолвился, что стал играть на таком нестандартном строе специально, чтобы наработанные стереотипы не сковывали его музыкальную свободу. Другой последователь «никитинского» строя, С. Смирнов, более прозаичен: «У меня пальцы толстые, и прижимать струны «по науке», перпендикулярно к грифу, мне неудобно. А этот строй позволяет все аккорды брать так, чтобы пальцы лежали плашмя». Что ж, в этом есть свой резон.

Среди авторов следующего поколения невозможно не упомянуть Александра Иванова (Калининград) с ещё одним шестиструнно-семиструнным строем: d1 h g d H E. То есть как бы из семиструнки выкинули седьмую струну, а шестую перестроили на E. Для джазового стиля, которого придерживается А. Иванов, этот строй оказался весьма удобным. На фоне этого разнообразия уже не кажется удивительным пристрастие таких великолепных гитаристов-шестиструнщиков, как В. Луферов и А. Мирзаян, к настройке гитар на тон ниже (d1 a f c G D).

Завершая разговор о строях гитары в авторской песне, приведу на память байку, слышанную мною от семиструнщика Юрия Кукина (речь идёт о металлических струнах): «Первую струну настраивать надо точно. Она тонкая, высоты тона, когда прижимаешь, не меняет; верхний звук аккорда всегда хорошо слышен, он должен быть максимально точным. Вторая струна — самая толстая, самая жёсткая. При прижимании завышается. Настраиваем её слегка ниже. А вот третью, самую мягкую, наоборот, слегка завышаем. Басы при настройке надо чуть занижать — чем ниже бас, тем сильнее: когда их дёргаешь, они обязательно завышают тон. Вот негры в джазе, кстати, контрабасы вообще не настраивают, а играют получше наших. Я, когда молодой был, в джазе играл, на барабанах, наслушался. Лучше негров на басу никто не играет». Непростое это дело — гитару настроить.

Александр КОСТРОМИН. «Люди и песни», 2004 год.

Источник

Каким бывает строй гитары?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Струны любых струнных музыкальных инструментов, в том числе и разных видов гитар, настраиваются особым образом. Часто изобретатели или новаторы брали за основу какие-либо звуковые интервалы между соседними струнами (например, кварты, квинты, терции, сексты в чистых, уменьшенных или же увеличенных видах). В результате музыкальный инструмент принимал только ему присущий звуковой комплект струн, который называется «строй» (гитарный, балалаечный, виолончельный и так далее).

Однако на гитарах нередко стандартный (эталонный) строй либо частично видоизменяется, либо его вообще меняют на другой с целью расширения диапазона, удобства игры и по другим соображениям. В данной статье рассмотрены виды строя шестиструнной, семиструнной и других типов гитар.

Что это такое?

Гитарным строем называется высота звучания открытых струн в настроенном состоянии.

Открытыми считаются свободные струны, когда их не прижимают пальцами на ладах грифа.

В связи с тем, что настройка гитары, по сути, не является каким-либо фиксированным вариантом закрепления струн на одном звуке навсегда, то музыканту предоставляется возможность при необходимости изменить звук любой струны на другой вращением колка.

Правда, каждая струна инструмента имеет свой калибр (толщину), поэтому размах допустимого изменения высоты любой из них имеет небольшую вариацию — максимум тон на понижение или повышение.

  • При большем понижении высоты качество звучания ослабленной стандартной струны ухудшается, могут появиться биения о порожки ладов.
  • При чрезмерном повышении высоты звучания струны сверх стандарта имеется риск не только её разрыва, но и отрыва нижнего порожка, деформации грифа и даже повреждения корпуса инструмента.

Именно по последним причинам запрещается на классической гитаре, рассчитанной только на синтетические струны, применять металлические, имеющие значительно большую силу натяжения.

Следует отметить, что в отдельных случаях на акустических и электрогитарах с металлическими струнами настройку делают ниже стандарта на 2 тона и более. Но для этого комплект струн меняют на более толстые.

Гитарный ряд музыкальных инструментов подразделяется в первую очередь на типовые модели по признаку количества струн:

  • семиструнные;
  • шестиструнные;
  • пятиструнные;
  • четырёхструнные.

Каждая из перечисленных моделей инструмента имеет свой стандартный строй, но в любой момент может перестроиться в другой в пределах возможного по натяжению струн. Самыми распространёнными являются шестиструнные гитары — классические, акустические, полуакустические и электрогитары, у которых струны настраиваются на один и тот же строй — классический (испанский).

Обозначения

Обозначение строя обычно имеет буквенный вид. Например, для 6-струнной гитары в классическом строе это выглядит так: EADGBE. Буквы латинского алфавита обозначают звуки соответствующих струн. В нашем примере буква E — шестая струна, стандартно настраиваемая на ноту «ми», A — пятая струна («ля»), D — четвёртая струна («ре»), G — третья струна («соль»), B — вторая струна («си»), E — первая струна («ми», как и шестая).

Буквы взяты не случайным образом, а соответствуют буквенным обозначениям нот основного звукоряда в нотной грамоте:

  • До — C;
  • Ре — D;
  • Ми — E;
  • Фа — F;
  • Соль — G;
  • Ля — A;
  • Си — B.

Семь нот звукоряда обозначены буквами латинского алфавита. Это — международный стандарт. Буквенное обозначение звуков чаще всего используется для записи видов аккордов, указания тональности, а также и определения строя музыкальных инструментов (и не только струнных).

Применение электронных тюнеров для настройки разных видов инструментов иногда требует знания и иных обозначений. Например, для 6-струнной гитары в некоторых видах приборов приходится к букве звука каждой струны добавлять цифры в таком порядке: E2A2D3G3B3E4. Цифры здесь обозначают октавы, в которых должны звучать звуки струн: 2 — большая октава, 3 — малая октава, 4 — первая октава.

Если не выставить нужную цифру, то электронный настройщик не сможет понять, на какую ноту следует настраивать струну.

В тех случаях, когда перестройка гитарного строя или отдельных струн происходит на полутон, то в обозначении такой настройки возможны знаки альтерации — диез (#) либо бемоль (b): EADG#BE, EADGBbE.

Имеются и другие обозначения для строя струнных инструментов, но вряд ли они пригодятся для гитариста, начинающего свой музыкальный путь. А опытному музыканту даже тюнер не так важен, если со слухом всё в порядке.

Обзор видов для 6-струнной гитары

Теперь стоит ознакомиться с тем, на какой строй чаще всего любят подстраивать свои гитары музыканты, играющие на разных видах шестиструнной гитары, и почему.

Стандартный

Обычный строй 6-струнной гитары, называемый «классическим» (или «испанским»), не является единственным видом стандартной настройки.

Любой другой строй, выполненный по такому же принципу, что и классический (с таким же интервальным соотношением между соседними струнами), тоже считается стандартным.

Если, например, понизить все струны, имеющие нормальную — испанскую — настройку, на 2 тона, то в результате получится стандарт C. Для получения стандарта D необходимо все струны понизить на 1 тон.

Следует особо отметить строй баритон-гитары: BEADF#B. Он тоже является стандартным, так как от классической настройки находится на 2,5 тона ниже по всем струнам. Естественно, струны в комплекте отличаются своей толщиной. Этот инструмент является переходным от обычной гитары к бас-гитаре.

При повышении звучания струн на полутон результатом будет стандарт F. Правда, в этом случае лучше не трогать настройку открытых струн, а поставить каподастр на I лад грифа.

Дроп-строи

Здесь имеются 3 варианта гитарного строя.

  1. Drop D — понижение 6-й струны на 1 тон, все остальные струны находятся в классической настройке: DADGBE;
  2. Double Drop D — двойной дроп D, в котором на 1 тон понижают не только шестую струну, но и первую: DADGBD;
  3. Drop C — понижение 6-й струны на 2 тона от стандартной ноты E, а всех остальных — на 1 тон: CGCFAD. Популярен среди музыкантов, играющих хард-рок.

Низкий строй придаёт звуку инструмента больше «тяжести». Drop D часто используется и в классической гитаре для игры в некоторых тональностях, например, в Ре-мажоре. При настрое на двойной дроп D, кроме перечисленных преимуществ, можно отметить факт того, что значительно облегчается игра арпеджио. Последний вариант особенно любим рок-музыкантами в стиле металла.

Открытые

Открытый строй означает настройку всех струн гитары на определённый аккорд. Такой строй обозначается словом «Open» с добавлением основного тона получаемого аккорда.

Распространены следующие настройки:

  • Open D — блюзовый вариант настройки, популярен также и среди исполнителей народной музыки: DADF#AD;
  • Open G — вариант, приглянувшийся любителям шансона: DGDGBD;
  • Open C — в открытом виде струны звучат аккордом До-мажор: CGCGCE.

Открытые строи имеют преимущества при исполнении произведений, в которых много аккордовых созвучий — в такой настройке баррэ брать проще, а также удобны и другие аккордовые построения.

Альтернативные

Если испанский строй является стандартным, а принцип его построения — основой для других стандартов, то выходит, что уже рассмотренные Drop D, Double Drop D, Drop C и любой из открытых можно считать альтернативными настройками. Они создавались по принципам, отличным от классического.

Список альтернативных настроек на этом не заканчивается, но, по сути, каждый гитарист может позволить себе эксперименты с настройкой шестиструнного инструмента, чтобы изобрести собственный нестандартный нотный строй — удобный для игры и красивый по звучанию.

Но будет лучше, если слишком часто перестройку гитары не производить — её детали от этого изнашиваются.

Пониженный

При пониженных настройках (например, Drop и стандартов) в пределах 1 тона обычно обходятся ослаблением стандартных струн. При изменении звучания ещё ниже необходимо менять струнный комплект на более толстый.

Повышенный

В этом случае также допустимо изменить высоту звука на 1 тон. Если этого недостаточно, тогда следует приобрести более тонкий калибр струнного комплекта. Ещё один — очень правильный — вариант заключается в использовании каподастра.

Строй 7-струнной гитары

Имеется 2 основных строя семиструнок: русский и цыганский.

  • Русская 7-струнка настраивается на следующий классический вид: DGBDGBD. Первая струна звучит нотой «ре» первой октавы. Получается G-мажорный открытый строй.
  • Цыганская гитара имеет такую настройку (начиная с седьмой струны): DGBbDGBbD. В результате — G-минорный аккорд.

Отличие в настройках этих гитар заключается в тональности их строя: мажорный у русской, минорный у цыганской.

Строй других гитар

Из четырёхструнных гитар можно упомянуть:

  • португальскую гитару cavaquinho (кавакиньо), настраиваемую на следующие звуки (начиная с самой толстой): CGAD;
  • бразильскую разновидность кавакиньо, имеющую другой вид настройки: DGBD;
  • гавайскую гитару укулеле со своей настройкой: GCEA (где G — малая октава, а все остальные звуки — первая октава);
  • бас-гитару, которая стандартно настроена на те же ноты, что и 6-я, 5-я, 4-я, 3-я струны у обычной акустической гитары, но только на октаву ниже: EADG.

Из пятиструнных гитар наиболее популярна бразильская гитара baiana со строем CGDAE. Нередки сейчас и пятиструнные бас-гитары: BEADG. У шестиструнной модели басового инструмента настройка следующая: BEADGC. Указаны стандартные настройки, которые нередко изменяют на различные дроп-строи.

Как проверить?

Чтобы узнать строй любого струнного инструмента, в том числе и гитары, необходимо проверить звучание каждой его струны.

Легче всего это сделать с помощью хроматического педального тюнера.

Хроматический прибор в автоматическом режиме может сразу определить нужный музыкальный звук и вывести на дисплей его характеристику: название ноты в буквенном обозначении и номер октавы. Например, первую струну шестиструнной гитары, настроенную на стандарт, он покажет как E4. Это означает ноту «ми» первой октавы. Шестая струна обозначится E2 — нота «ми» большой октавы.

При настройке гитары и игре на ней важно помнить, что её партия пишется в скрипичном ключе, но звучит она на октаву ниже написанных нот. Это делается для удобства чтения нот для гитары. В ином случае нотный текст выглядел бы очень сложно — с множеством дополнительных линеек под нотным станом.

Источник

Оцените статью