- Почему тяжело крутится руль в автомобиле
- Можно ли продолжать ездить, если руль тяжело вращается?
- Косвенные дефекты
- Низкое давление в шинах
- Отклонения в развал-схождении
- Сбилась балансировка колес
- Если у вас электроусилитель
- Если у вас гидроусилитель
- Проблемы с жидкостью для ГУР
- Неисправности гидроусилителя руля
- Неполадки с рулевой рейкой
- Объясняю, почему не надо соглашаться менять ГУР, если руль стал тугим
- Не соглашайтесь!
- Проверка на поднятом передке
- Туго крутится руль, причины, как исправить
- Общие причины
- Рулевое управление с гидроусилителем руля
- Уровень и состояние масла
- Воздух в системе
- Натяжение ремня ГУР
- Густое масло
- Антитечь в гидроусилитель
- Забит фильтр ГУР
- Клапан регулировки давления
- Скорый конец насоса
- Потеря мощности двигателя при поворотах
- Рулевая рейка
- ВАЗ 2105, 2106, 2107
- ВАЗ 2109 и другие модели
- Электрогидроусилитель руля (ЭГУР)
- Электроусилитель руля
Почему тяжело крутится руль в автомобиле
Давно прошли те времена, когда, чтобы выкрутить руль автомобиля в стационарном положении, нужно было проявить богатырскую силушку. Сегодня благодаря наличию гидроусилителя (ГУР) или электроусилителя, руль буквально можно крутить одним пальцем – он слушается беспрекословно. По этой же причине многие неисправности рулевой системы достаточно легко отследить. Если есть проблемы, то руль будет поворачиваться с немалым усилием. Причин, почему руль стал тяжело крутиться, может быть довольно много. Предлагаем рассмотреть наиболее распространенные из них, но прежде разберем один важный момент.
Можно ли продолжать ездить, если руль тяжело вращается?
Гидроусилитель отвечает не только за более легкий поворот рулевого колеса, но также позволяет лучше контролировать направление движения машины. Именно он не даст ей съехать с дороги, если внезапно начнет спускать колесо. А также он частично компенсирует удары во время преодоления разных препятствий, что также облегчает управление автомобилем. Если гидроусилитель вышел из строя, это значит, что во время опасной ситуации на дороге и при плохих условиях для вождения, риск попасть в аварию будет гораздо выше. Не говоря уже о том, что, продолжая прокручивать руль через силу, вы продолжите увеличивать урон рулевой системы, ремонт которой и так обходится совсем не дешево. Поэтому наилучшим решением будет сразу отогнать машину на автосервис либо самостоятельно разобраться в проблеме с рулем, если имеется достаточно опыта.
Косвенные дефекты
Гидроусилитель является сложной системой, которая состоит из бачка для жидкости, насоса, регулятора давления, силового гидроцилиндра и золотника. Электроусилитель является более простыми по конструкции, но электрика, как известно, тоже весьма капризна. Дефекты со временем могут возникнуть в любом месте. Но прежде давайте обсудим те причины, которые напрямую с гидро или электроусилителем не связаны.
Низкое давление в шинах
Если давление ниже заводского, то площадь колеса, которая соприкасается с дорогой, увеличивается, а это, в свою очередь и затрудняет поворот руля, ведь его усилие направлено как раз на колеса. Поэтому первым делом стоит проверить давление в шинах с помощью манометра. Если у вас его нет, то его можно найти на ближайшей заправке. Узнать, каким должно быть давление можно из информационных карточек-наклеек на автомобиле (на крышке бака, двери и других местах), инструкции по эксплуатации или у официального дилера. Если точно выяснить, до какого давления нужно накачивать шины автомобиля, не удалось, тогда можно воспользоваться общими рекомендациями. Для авто А-класса – это 1,5-1,8 атмосферы, для B, C, D – 2,0-2,5, для внедорожников – 3,0-3,5.
Отклонения в развал-схождении
Развал-схождение отвечает за то, чтобы колеса находились под правильными углами относительно друг друга и дороги. Если углы будут неправильными, тогда мы получаем всю ту же большую площадь соприкосновения колес с дорогой, что затрудняет поворот руля, а также это в целом серьезно подрывает устойчивость машины на дороге. Если руль стал тяжелее крутиться после того, как вы поездили по бездорожью, попали в глубокую яму, ударились в бордюр или слишком быстро проехали лежачего полицейского, то обязательно стоит одним из первых проверить развал-схождение.
Сбилась балансировка колес
Многие сомневаются, нужно ли делать балансировку колес в принципе. Нужно обязательно, так как она отвечает за равномерное распределение массы колеса относительно его центра. Ее неравномерное распределение приводит к скорейшему износу шин, дисков и подвески, а также вызывает сильную вибрацию кузова, которая хорошо чувствуется в салоне. Если руль ходит ходуном в руках, то поворачивать его и просто удерживать на месте будет крайне сложно. Поэтому при возникновении сильной вибрации, стоит провести балансировку колес.
Если у вас электроусилитель
Если рулевое колесо стало тяжело крутиться, то с вероятностью в 99 процентов ремонта уже не избежать. Наиболее частые неисправности электроусилителя руля заключаются в перегоревшем предохранителе или связаны с перегоранием мотора из-за контакта с влагой. Немного реже проблема кроется в отказе датчика вращения рулевого руля, ну и, конечно, банальный износ деталей отметать не стоит. В любом случае, чтобы выяснить точно и выполнить ремонт, вам понадобиться помощь профессионального автоэлектрика.
Если у вас гидроусилитель
Он, как уже отмечалось, имеет более сложную конструкцию, поэтому, чтобы выявить причину неисправности, придется попотеть.
Проблемы с жидкостью для ГУР
Абсолютно все жидкости в машине имеют важное значение для нормальной работы механизма, для которого они предназначены. Масло для гидроусилителя не является исключением. С ним могут случиться две большие неприятности.
- Уровень упал ниже минимально допустимого значения. Если жидкости для ГУР недостаточно, то руль станет очень тяжело крутиться, так как гидроусилитель в худшем случае перестанет выполнять свои функции полностью. Проверить уровень масла легко – просто посмотрите, не упало ли оно ниже отметки MIN в бачке. Если это произошло, не стоит ехать на автомобиле. Найдите другой способ добраться до ближайшей точки продажи жидкостей для авто и купить масло, а затем вернуться и долить его. Если вы не знаете, какую жидкость заливают в гидроусилитель, то ее можно узнать в одном из следующих источников:
- в технических документах на машину;
- на крышке бачка масла;
- в дилерских центрах.
А также можно проконсультироваться у продавцов, так как сегодня рынок предлагает большое разнообразие аналогов. После того, как дольете жидкость, не забудьте через некоторое время проверить ее уровень снова. Возможно, бачок утратил свою герметичность, и она просто постоянно выливается.
- Жидкость пришла в негодность. Со временем она теряет свои свойства, поэтому даже если масла достаточно в бачке, это еще не значит, что с ним все в порядке. Проверить, годится ли еще жидкость для работы, довольно просто. В нормальном состоянии она имеет темно-красный цвет. Если он уже больше напоминает темно-бордовый (коричневый, багряный), а само масло мутноватое, то пришло время его менять. Лучше доверить это дело специалистам, чтобы избежать появления воздушных пробок.
В целом при обычной эксплуатации авто менять жидкость ГУР необходимо один раз в два года при пробеге до 10 тысяч км в год. При интенсивном использовании машины – раз в год или каждые 30 тысяч км пробега.
Неисправности гидроусилителя руля
Если качество и уровень жидкости никаких вопросов не вызывают, тогда следует искать проблемы гидроусилителя руля. И вот они могут быть очень разнообразными.
- Износ гидронасоса. Руль может плохо поддаваться, если снижено помогающее усилие на рулевом колесе. Это происходит из-за того, что насос не обеспечивает нужное давление. В этом случае он будет гудеть или скрежетать в рабочем состоянии. Практически с полной уверенностью можно сказать, что проблема в нем, если руль плохо вращается на холостых или малых оборотах, но в движении на больших оборотах двигателя крутится легко. Решением здесь будет только капитальный ремонт гидронасоса.
- Слабое натяжение приводного ремня гидронасоса. Об этом будут свидетельствовать руль, который тяжело вращается на месте и писк ремня из-под капота. Иногда за компанию подклинивает и шкив насоса гидроусилителя. В этом случае нужно подтянуть ремень и проверить его состояние. Не должно быть трещин и оголения корда.
- Обрыв приводного ремня. Если это произойдет, гидроусилитель откажет полностью и выявить такую поломку достаточно просто визуально. Нужно будет заменить ремень, а если при обрыве пострадали шкивы, то и их тоже.
- Неисправность перепускного клапана. Случается, что его заклинивает в открытом положении, из-за чего насос перекачивает жидкость внутри себя, не обеспечивая нужного давления к рулевой рейке. Встречается такая поломка довольно редко, поэтому рассматривать ее стоит в последних рядах.
- Износ рулевого механизма. Проявляет себя повышенном люфтом руля и увеличенным сопротивлением его вращению. При этом рулевое колесо будет крутиться то тяжелее, то легче с периодическим закусыванием в определенном положении. А если вы вообще не можете повернуть руль, значит, рулевой механизм разрушился полностью.
- Есть воздух в системе. Когда воздух попадает в масло, гидроусилитель гудит, а руль плохо вращается. Чтобы его вывести можно попробовать несколько раз резко вывернуть руль из одного крайнего положения в другое. Если лучше не стало, тогда придется «сканировать» механизм и искать, где происходит подсос воздуха.
Это, конечно, далеко не все проблемы, которые могут случиться с гидроусилителем, но определить большинство остальных можно только полным разбором всего механизма, что без негативных последствий может сделать только профессионал. Да и для точного определения вышеперечисленных, кроме разве что обрыва ремня насоса, его помощь тоже пригодится.
Неполадки с рулевой рейкой
Отдельно стоит поговорить о рулевой рейке. Она не так уж редко становиться объектом пристального внимания автовладельцев и механиков, однако имеет свой характерный набор признаков поломки. Говорить о том, что с ней что-то не так, можно только в том случае, если помимо вращения руля с усилием, наблюдаются целый ряд «симптомов».
- постоянное снижение уровня жидкости ГУР в бачке;
- стук при езде, в особенности хорошо слышимый при движении по неровной дороге;
- поворот руля сопровождается гулом (иногда с вибрацией);
- после поворота рулевое колесо не возвращается в исходное положение или возвращается слишком медленно;
- при движении по прямой автомобиль не держит траекторию.
- закусывание руля и стук при его повороте;
- неравномерное усилие на рулевом колесе и его самопроизвольное вращение;
- на приборной панели горит красным индикатор руля.
Чем больше признаков наблюдается, тем более вероятно, что вам предстоит снятие и замена рулевой рейки. Нередко дефекты в этом механизме являются побочным эффектом других проблем с гидро- или электроусилителем, что является еще одной причиной как можно быстрее обратиться в автосервис.
Источник
Объясняю, почему не надо соглашаться менять ГУР, если руль стал тугим
Точнее, давайте скажем так: почему не надо сразу соглашаться и верить сервисменам. Ведь не секрет, что наши автосервисы особо шевелиться не привыкли, да и отвечать за свою работу у нас как-то не принято. Будут отмазываться и валить всё на вас до последнего — сами знаете, как это бывает. И если что-то ещё можно починить, но проще поменять в сборе — то настаивать будут именно на таком варианте. И когда вы приезжаете с проблемой типа «тугой руль» , то как правило, мастер, покрутив руль и минуту поковырявшись под капотом, грустно предлагает вам замену насоса гидроусилителя.
Не соглашайтесь!
Более того. Могут предложить перебрать и саму рейку за некислый ценник. Разумеется, без каких-либо гарантий, что поможет. И чтобы этого не было, рекомендую попробовать решить проблему самостоятельно . Во-первых , начните с замены жидкости гидроусилителя. СтОит она не так дорого, объем небольшой (около литра), а поменять можно самому. В 99% случаев процедура уже неоднократно описана на форумах по вашему авто и в «Руководстве по ремонту». Второй момент — фильтр гидроусилителя. Да-да, обычно он есть, и ставится непосредственно в бачок. Иногда он сменный (типа воздушного), а иногда обслуживаемый. Достаточно извлечь его из-под крышки бачка и как следует промыть.
Проверка на поднятом передке
Далее — возможно банальное заклинивание деталей рулевого управления. Достаточно вывесить передние колеса на двух домкратах. Разблокируйте замок зажигания (вставьте ключ) и покрутите руль — при вывешенных колёсах даже с заглушенным мотором он должен вращаться буквально пальцем. Если всё равно крутится туго- смотрите рулевой карданчик и подшипник рулевого вала . Часто именно они виноваты в «тугости» руля — карданчик ржавеет, а подшипник зачастую просто рассыпается.
В любом случае, все эти процедуры (даже если не помогут) лишними точно не будут, а вот если в процессе проблема тугого руля уйдёт — сэкономите вы от нескольких тысяч, до нескольких десятков тысяч рублей. Стоят ли они одного вашего выходного дня в гараже — решать вам.
Понравилась статья? Поддержите лайком!
Источник
Туго крутится руль, причины, как исправить
Чтобы понять почему туго крутится руль, нужно выяснить какой тип рулевого управления установлен на вашем автомобиле – обычный с рулевой рейкой, в дополнении с гидроусилителем (ГУР) и электроусилителем (ЭУР), комбинированный (ЭГУР), с превмоусилителем. Рассмотрим первые четыре случая, которые являются наиболее распространенными.
Сначала остановимся на общих причинах тугого руля, затем распределим их по типам рулевого управления, подробнее акцентируем внимание на ВАЗ 2105, 2106 (и других моделей из этой линейки), 2109, Шевроле Лачетти, BMW e39, Mazda 3, Volvo xc90, Рено Симбол и Газель.
Но важно понимать, что усилие на рулевом колесе проверяется только в движении или на вывешенных передних колесах. Если машина стоит на месте возникают большие нагрузки на элементы рулевого управления. Особенно это опасно для заднеприводных авто, к примеру, ВАЗ классика, где рулевая колонка крепится к лонжерону, который от больших нагрузок может треснуть.
Общие причины
Существуют причины, которые не зависят от типа и состояния элементов рулевого управления, к ним относятся низкое давление в шинах и неправильный развал-схождение колес, нарушение геометрии кузова и т.д.
В первом случае из-за большого пятна контакта шины с дорогой не только увеличивается износ резины, но и усиливается нагрузка на руль, который начинает туго крутиться. Во втором случае неправильные углы расположения колес тоже приводят к данной неисправности. Про влияние геометрии кузова мы поговорим позже.
Также следует обратить внимание на подшипник поворотного кулака, на примере Nissan Primera показано ниже. Из-за износа пыльника он ржавеет, в результате приходится больше прилагать усилия при повороте.
И еще, важно понимать, что, если на авто были установлены другие шины и они больше и шире, чем предыдущие, то крутится руль будет туго и это естественно, тут паниковать не стоит.
Также стоит обратить внимание на крестовины (карданчики) рулевой колонки. Их может быть одна или две (нижняя и верхняя), все зависит от конструкции. Крестовины могут закусывать или после установки новых, руль некоторое время будет тяжело вращаться.
Обязательно обратите внимание на пыльник кардана, к примеру, на Toyota Caldina 2.0 MT 4WD FULL он выглядит так.
Если он порван, то замените его, так как через время попавшие туда вода и грязь приведут к нехорошим последствиям. Первый признак, что проблема именно в крестовинах, это тугое вращение руля с циклическими рывками.
Также разное поведение руля возможно в результате линейного расширения деталей. Как правило, если допуски и посадки в деталях подобраны правильно, а это касается и крестовин, то после их нагрева или охлаждения не возникает заеданий, руль крутится легко и плавно.
Если же данные параметры выдержаны неправильно, а это больше касается не оригинальных запасных частей, тогда руль будет туго крутиться, с заеданиями как при холодном двигателе, так и на прогретом.
Рулевое управление с гидроусилителем руля
На большинство современных автомобилей, к примеру, Шевроле Лачетти, Volvo xc90, BMW e39 (не на всех моделях), Рено Симбол, Газель ГАЗ-3302 (не на всех моделях, на последних стоит ЭУР) устанавливался и продолжает устанавливаться гидроусилитель руля. Именно неисправности в его работе могут привести к тому, что придется прилагать не мало усилий для управления автомобилем.
Уровень и состояние масла
Первое, на что следует обратить внимание, если начал туго крутится руль, это наличие и состояние масла в бачке ГУР. Низкий его уровень — это наиболее вероятная причина проблемы. Но нужно учитывать, что уровень прогретой жидкости может отличаться от холодной.
Тут важно выяснить почему так произошло:
- естественный расход (вы просто долго не заглядывали в бачок);
- возникло подтекание в результате износа или повреждения уплотнительных элементов, шлангов и т.д.
Если масла в бачке минимальный уровень, то от дальнейшей эксплуатации авто в данной ситуации лучше отказаться, так как это может привести к выходу из строя насоса. В крайнем случае можно снять ремень привода ГУР и таким образом попытаться доехать или вызвать эвакуатор.
Также обратите внимание на состояние масла, спросите себя – «Когда вы его меняли и какое заливали?». Бывали случаи, когда простая его замена решала проблему. Но тут важно залить масло, прописанное в руководстве по эксплуатации именно вашей модели авто, а не экспериментировать.
Воздух в системе
Воздух в гидросистему усилителя может попасть по разным причинам, основная из них — неправильная замена рабочей жидкости (масла).
Понятно, что наличие воздушных пузырей в системе негативно скажется на передаче усилий в результате снижения давления, что и приведет к тугому вращению руля.
Чтобы решить эту проблему будет достаточным при заведенном двигателе несколько раз полностью вывернуть руль в правую и левую стороны. Этим вы обновите все масло в расширительном бачке и выдавите воздух.
Натяжение ремня ГУР
Проверьте состояние приводного ремня ГУР. При его проскальзывании, которое часто сопровождается звуком в виде свиста, насос не будет создавать нужного давления в системе. По этой причине руль будет вращаться туже.
Перетянутый же ремень будет создавать не нужную нагрузку на приводной вал и, соответственно, на двигатель, тем самым провоцируя быстрый износ подшипника, уменьшая КПД работы насоса и мотора.
Если же ремень натянут правильно, но заметно быстро изнашивается, то снимите его со шкива и проверните последней. Он должен свободно вращаться без скрежета и заеданий. В ином случае придется менять подшипник.
Принципиальная схема натяжения ремня ГУР УАЗ Патриот показана ниже.
Густое масло
Зимой, если начался туго крутится руль, обратите внимание на состояние масла в бачке. Если оно сильно загустело, значит не подходит для данных условий эксплуатации.
Убедитесь, что было залита рабочая жидкость согласно рекомендациям автопроизводителя. При необходимости замените на другое посовестившись со специалистами.
Антитечь в гидроусилитель
Временное восстановление работы гидроусилителя возможно с помощью специальных герметиков, которые благодаря своим свойствам и находящимся в них присадкам улучшают работу ГУР и устраняют течки в системе.
Но существует и обратная сторона медали. Не правильное их применение или использование поддельных средств приводит к изменению вязкости и других эксплуатационных качеств масла и, как следствие, оно может стать гуще и придется больше прилагать усилий для управления автомобилем.
Решается проблема путем замены масла и причин его подтекания с последующим исключением использования герметиков.
Забит фильтр ГУР
Выясните, предусмотрел ли конструктивно в ГУРе вашей модели авто масляной фильтр, который, как правило, находится в бачке. Первый признак что он забит, это когда крутить руль становиться туго при еще не разогретом двигателе.
Это происходит потому, что еще холодное и вязкое масло тяжело преодолевает фильтр. В дальнейшем проблема пропадает, так как оно уже разогретое и становиться более текучим.
Клапан регулировки давления
Клапан может перестать работать по многим причинам, от банального засорения, до перекоса поршня в результате механических воздействий по его корпусу, к примеру, при замене насоса.
Если давление в системе упало, стоит проверить состояние данного клапана.
Скорый конец насоса
Низкое давление в системе при нормальном уровне масла, правильном натяжении ремня привода, отсутствие перекручивания шлангов, целом клапане, может сигнализировать о том, что насос ГУР работает на приделе в результате износа его деталей. Решается проблема только его ремонтом или заменой.
Потеря мощности двигателя при поворотах
Бывают ситуации, когда руль начинает крутиться туго только на поворотах, а при движении прямо такая проблема не возникает. При этом мощность двигателя на повороте «просаживается».
Тут все дело в рулевой рейке. Полностью эта теме раскрыта в разделе про ВАЗ 2109.
В некоторых моделях авто тугое вращение руля обусловлено и другими, специфическими причинными, к примеру, на Volvo xc90 проблема может возникнуть из-за износа кольцевых насечек редукционного клапан FO 044VALVE и эллипса, по которому скользят лопатки ротора. Замена клапана может спасти ситуацию без замены всего насоса.
Но вся сложность здесь в том, что ГУР придется снимать. Для удобства работ понадобиться вороток с «Торекс 50».
Рулевая рейка
Является неотъемлемой частью рулевого управления автомобиля. Именно для облегчения перемещения ее элементов, а также рулевых тяг были разработаны ГУР, ЭУР и другие типы усилителей. Последние могут как устанавливается на машину, так и не устанавливаться.
В последнем случае управление авто осуществляется только за счет физического воздействия водителем на руль с последующем преобразованием вращательного момента в поступательное движение рулевых тяг.
Это преобразование осуществляется за счет зубчатой рейки именно из-за перетяжки которой крутить руль становится туго.
Проблема легко решается путем послабления регулировочного болта, который присутствует практически на всех рулевых рейках или рулевого редуктора как, к примеру, у ВАЗ 2105.
Рассмотрим на конкретных примерах.
ВАЗ 2105, 2106, 2107
Первое на что нужно смотреть, когда на ВАЗ 2105, 2106, 2107 и других машинах из этого модельного ряда, начал туго крутится руль, особенно при вывешенных передних колесах – редуктор (колонка) рулевого механизма.
Внешним осмотром убедитесь, что в узле нет подтекания масла через сальники. Проверьте уровень трансмиссионного масла в редукторе через заливную (контрольную) пробку. Убедитесь, что рулевая колонка отрегулирована правильно и не зажата.
Второе, что нужно сделать, проверить состояние шаровых опор. Их четыре, по две с каждой стороны, верхняя и нижняя. Если они износились и в них присутствует люфт, то это тоже может повлиять на увеличение усилий для вращения руля.
Далее проверяем не подклинила ли одна или обе шаровые опоры. Для этого отсоединяем рулевые наконечники от колонки. Делается это для того, чтобы можно было свободно вращать поворотный кулак.
Если он вращается тяжело со стуком, значит шаровые опоры подклинило и их придется заменить.
Далее проверьте на подклинивание левый и правый маятниковые рычаги, для этого отсоедините от них рулевые тяги и подвигайте рукой. Они должны ходить свободно, без скрежета. В ином случае замените их. К примеру, их может подклинить из-за перекоса капроновых втулок.
А лучше сразу замените маятники на втулках на аналог с шариковыми подшипниками. Сразу почувствуете, как легче стал крутиться руль.
Также проверьте наконечники рулевых тяг на наличие люфтов. Если наконечники были установлены новые, то некоторое время управлять авто будет тяжело, пока они не разработаются, приобретя легкий ход.
Угол наклона стойки (кастер).
Казалось бы, причем тут кастер и тугой руль. Как правило, угол наклона стойки (положительный или отрицательный) задан заводом производителем, и он не меняется при развале-схождении колес.
Но бывают ситуации, когда на ВАЗ классиках 2101 – 2107 на сервисе этот показатель меняют, к примеру, с 0 (заводской) на 1. Это приводит к тому, что руль начинает тяжелее вращаться, но при этом он быстрее возвращается в нулевое положение после завершения поворота.
Если вы больше ездите по городу, то кластер 0 более предпочтителен, так как руль при нем легче вращается, но и возвращается в исходное положение он не так быстро.
При кластере 1, происходит все наоборот, руль крутиться туго, а возвращается обратно быстро. Такой кластер предпочитают водителя, которые больше перемещаются за пределами города.
Про это мало кто знает, но на старых ВАЗ классиках возможно изменение геометрии кузова. По этой причине нарушаются кастеры и руль начинается туго крутиться.
Чтобы решить эту проблему найдите две шайбы толщиною 4 мм и подложите их в нижние рычаги с обеих сторон, но только в тем места, которые находятся со стороны водителя и пассажира, а не со стороны радиатора.
Благодаря этому рычаг будет расположен под углом по отношении к балке. Далее сделайте развал схождение, руль должен крутится легче.
ВАЗ 2109 и другие модели
Здесь устанавливается рулевая рейка. В результате износа ее внутренних деталей и увеличения зазора между ними со временем она начинает стучать. Это касается и других авто со сходим типом рулевого управления, ВАЗ 2110, 2114, 2115, Лада Приора, Калина, Гранта и т.д. Последние три модели уже идут в дополнении с ЭУР.
С помощью специального регулировочного болта зазор между приводной шестерней и зубчатой рейкой уменьшается и стук прекращается.
Но если перетянуть болт, как раз и возникнет ситуация, когда руль будет крутиться туго. Поэтому тут важно с этим не переборщить.
И еще. Важно понимать, что сама зубчатая рейка больше всего изнашивается в центральной своей части (движение прямо). На краях (при поворотах) износ меньший. Поэтому при регулировки центральная часть рейки прижимается нормально, а края пережимаются. В итоге, если авто движется прямо руль крутиться нормально, а при поворотах туго.
По этой же причине, если на авто стоит гидроусилитель руля, при поворотах возрастает нагрузка на насос. Через шкив и ремень она передается на двигатель, который и «просаживается», т.е. теряет мощность.
Выход из ситуации, немного ослабить болт или заменить рейку.
- Износ подшипников на верхнем валу рулевой колонки;
- Заклинивание опоры стойки или подшипника;
- Нет смазки в рулевой рейке.
Электрогидроусилитель руля (ЭГУР)
ЭГУР по принципу действия мало чем отличается от обычного ГУР. Основное отличие в том, что здесь насос гидроусилителя приводится в движение не от ДВС, а от электродвигателя. Также в системе предусмотрен электронный блок управления.
Сам насос (моторедуктор) может быть двух типов, лопастной и шестеренчатый. Второй тип считается более надежным.
ЭГУР устанавливается на многие иномарки, к примеру, Форд Фокус 2, Skoda Fabia, Mazda 3. А также на некоторые отечественные авто, к примеру, Lada X-Ray.
Рассмотрим, причины по которым туго крутится руль, на примере Mazda 3:
- Деформация рулевой рейки. Решается проблема только путем замены последней;
- Низкое напряжение в бортовой сети. Сел АКБ, сбой в работе генератора.
- Неправильная калибровка руля или ЭБУ вообще не видит его положение. Предыдущая и эта проблемы хорошо диагностируются на сервисе.
- Вышло из строя реле. На Мазда 3 оно находится под капотом в блоке предохранителей. Но возможно реле не вышло из строя, а сгнили контакты под самим блоком – это болезнь Мазда 3.
- Вышел из строя силовой предохранитель ЭГУР или обрыв цепи питания к электродвигателю. Иногда, чтобы найти обрыв цепи приходится снимать полностью насос. Проблема диагностируется на сервисе.
- Неправильно установлена рулевая рейка после ее ремонта или замене.
- Другие причины, связанные с гидроусилителем руля.
Электроусилитель руля
ЭУР по сравнению с ГУР и ЭГУР конструктивно проще, а значит надежнее. Он состоит из электромотора, который устанавливается непосредственно на рулевую колонку, набора датчиков и ЭБУ.
ЭУР устанавливается на большинстве современных автомобилей. Причислим отечественные модели – Лада Приора, Гранта, Калина, Нива (с 2009 года), последние модели Газель (ГАЗ 3302, 2705, 3221, 33023).
Если на авто с электроусилителем начал туго крутится руль проверьте:
- Горит ли индикатор ЭУР на панели приборов. При включении зажигания лампа должна загореться, после запуска двигателя погаснуть.
- Работает ли датчик скорости и спидометр, они работают синхронно с ЭУРом и взаимосвязаны. Чем выше скорость, тем меньше усилия передается на рулевую рейку и наоборот;
- Исправен ли датчик крутящего момента;
- Какое напряжение в бортовой сети;
- Перегорел или подгорели контакты у предохранителя ЭУР на 50 А. К примеру, на Лада Приора он находится под капотом, показан на схеме ниже.
Если проблема не пропала проверьте состояние рулевой рейки, опорных подшипников, карданов и т.д. Все это уже описано выше.
Если у вашего авто начал туго крутится руль, и вы не можете найти причину, задавайте вопросы в комментариях, мы постараемся ответить.
Источник