Турецкая гитара как называется

Турецкие музыкальные инструменты

Восточные мелодии, представляющие собой необычное смешение оригинальных звуков, невозможны без турецких инструментов. Музыкальные турецкие инструменты можно подразделить на смычковые, струнные, ударные и духовые.

Струнные инструменты

БАГЛАМА — щипковый струнный инструмент, напоминает мандолину. В Анатолии сегодня распространены три типа багламы: диван, тамбура и базук.

ТАР — струнный плекторальный инструмент, который распространен в Карской области, а также в Иране, Азербайджане, Грузии и Узбекистане. Его корпус изготавливается из тутовника и состоит из двух частей. Переднюю часть покрывают пленкой из сердца от крупного рогатого скота. Рукоять инструмента изготавливают из жесткого дерева, а струны — из лещины.

КЕБАБ КЕМАНЕ — это турецкая скрипка, струнный народный инструмент. Основу инструмента изготавливают из водяной тыквы, но иногда встречаются скрипки и из дерева, а рукоять изготавливают из жесткой древесины. Снизу основы инструмента проходит металлический или деревянный стержень, который устанавливается на колени, что помогает движению инструмента влево и вправо. Смычок вырезают из дерева, к его концам прикрепляют конские волосы. Сами струны в старину изготавливали из киши, сегодня в основном используют металлические струны.

ЧЕРНОМОРСКАЯ КЕМАНЧА — струнный народный инструмент, способный издавать параллельные звуки. Распространен он особенно на Черноморском побережье. Его основную часть изготавливают из тутовника, можжевельника или сливы, а смычок — из куста самшита или розы. У кеманчи есть только три струны.

Духовые инструменты

· ЗУРНА — духовой инструмент, который изготавливается из абрикосового и сливового дерева. Используют его из-за очень громкого звучания в открытой местности, например, в селах на свадьбах, проводах и гуляниях.

· МЕЙ — разновидность зурны, состоит из трубки, корпуса и щипца. Мей изготавливают из орешника, граба или сливы. Этот инструмент в Азербайджане называется балабаном.

· СВИРЕЛЬ — духовой инструмент, называемый в народе пастушьим рожком. Изготавливается она по определенным стандартам. Ее размеры могут изменяться. Свирель подразделяется на два вида — без мундштука и с мундштуком. Изготавливают свирель чаще всего из сливы.

· ВОЛЫНКА — духовой инструмент, который состоит из трех частей. Кожаная часть, где накапливается воздух; нав, через который проходит звук; и трубка, служащая для вдыхания воздуха.

Некоторые туры в Турцию предусматривают посещение консерваторий, концертных залов, где можно насладиться несравненной восточной музыкой.

Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы — воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30 или 912-80-20.
Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 17:00 по субботам.

  • Отдых и горящие путевки в Эфиопию, недорогие авиабилеты в Турцию и Австралию онлайн;
  • Недорогие экскурсионные туры в Европу и Израиль, горящие туры и авиабилеты в Эквадор онлайн.

Источник

Турецкая гитара как называется

Существует следующая классификация турецких народных музыкальных инструментов:

Струнные инструменты:
Исполняемые на плектре (Баглама)
Исполняемые на пальцах (Тар)

Смычковые инструменты
Скрипка
Черноморская кеманча

Духовые инструменты
Зурна
Свирель
Свистулька (вид свирели)
Мей (вид небольшой зурны)
Волынка
Флейта

Ударные инструменты
Барабан
Нагара
Бубен
Ложки

Добавлено (2007-06-12, 10:45 Pm)
———————————————
Свистулька (вид свирели)
Турецкий народный духовой инструмент. Изготавливается из костей крыльев ворона. Свистулькой пользуются пастухи. В наши дни этот инструмент уже практически не используется. Длина примерно 15-30 см. Состоит из 7 тонов, 6 из которых на верху, один – внизу.

Добавлено (2007-06-12, 10:46 Pm)
———————————————
Барабан
Самый старинный ударный музыкальный инструмент. Бывает разных размеров. Играют на нем на свадьбах, народных играх и различных торжествах. На деревянный обод в форме круга на 2 палочки натягивается кожа с помощью нитки или ремня.

Бьют в барабан с помощью ремня, сделанного из кожи или сотканного из нити весящего на плечах. На одной стороне барабана кожа потолще, а на другой потоньше. На тонкой стороне козья кожа, а на толстой – овчина. Часть где толстая кожа называется Токмак. В часть где тонкая кожа — бьют палочками. На палочках можно исполнять тремоло. В барабан весящий на ремне под мышкой можно играть на пальцах.

Добавлено (2007-06-12, 10:46 Pm)
———————————————
Баглама
Самый распространенный в употреблении cтрунный народный инструмент Турции. В зависимости от местности и размера данный инструмент называют Баглама, Диван- сазы, Бозук, Чогур, Копуз, Ирызва, Джура, Тамбура и т.д.

Самый маленький по размеру и тонкий по звуку из семейства Багламы это Джура. Чуть больше размером и одной актавой выше — Тамбура, а самый густой и сильный звук семейства Багламы имеет Диван-Сазы, который имеет звук на октаву выше Тамбуры.

Баглама состоит из трех оставных частей – рупости, грудной и задней. Задняя часть обычно изготавливается из тутового дерева, а также из дерева грецкого ореха, каштана, граба, можжевельника. Передняя часть (грудная часть) изготавливается из пинии, рукоятка из граба, белого граба или можжевельника.

На части рукоятки, расположенный поодаль от задней части инструмента, находятся части Бургу, при помощи которых берутся аккорды инструмента. На рукоятке расположены лады (тока) прикрепленные леской. Играют на Багламе плектром или же Тезенэ, изготовленной из корня дерева черешни или же пластмассы, а так же в некоторых областях Турции играют пальцами. Последний способ игры называется «Шельпе».

Баглама имеет три группы струн, по две или три струны каждая. Все группы имеют разные аккорды. К примеру один вид порядка Багламы издает следующие звуки : Нижняя струна Ля, средняя Ре, верхняя Ми. Помимо этого вида исполнения аккорда есть еще Кара Дузен, Мискет Дузени, Мустезат, Абдал Дузени, Раст Дузени и т.д.

Добавлено (2007-06-12, 10:47 Pm)
———————————————
Волынка
Турецкий народный духовой инструмент. Состоит из трех основных частей – кожаная часть, Нав и трубка. В кожаной части накапливается воздух при надавливании на который издается звук, проходящий через Нав. Нав состоит из двух частей, основной и языковой. Трубка же служит для вдыхания воздуха в инструмент.

Волынка встречается в Трабзоне, Ризе, Эрзуруме, Карсе, а также в Северной и Южной Анатолии и Тракии. Волынка изготовленная из кожи козленка и ягненка в Тракии называется «Гайда».

Добавлено (2007-06-12, 10:48 Pm)
———————————————
Тар
Плекторальный турецкий народный инструмент. Распространен в Карской области Турции, а также в Азербайджане, Иране, Узбекистане и в Грузии.

Инструмент, а вернее его корпус, состоит из двух частей и изготавливается из тутовника. Передняя часть покрыта пленкой из сердца крупного рогатого скота. Рукоять изготавливается из жесткого дерева. Струны изготавливаюстя только из лещины. На таре находятся две группы струн. Первая состоит из трех групп струн по две каждая и используются для обычного исполнения. Вторая группа же, называется «кек» и «зенк», настраивается по типу применения и используется для обогащения звука.

Добавлено (2007-06-12, 10:48 Pm)
———————————————
Бубен
Ударный турецкий национальный инструмент. На обод изготовленный из металла или дерева натягивается кожа.Делится на 2 вида: Бубен с колокольчикам, Бубен без колокольчика.

Добавлено (2007-06-12, 10:49 Pm)
———————————————
Кебаб Кемане (Скрипка)
Турецкий народный струнный инструмент. Имеет разновидности в зависимости от местности и формы. Кабак, Камане, Иклыг, Рабаб – наименования кемана, в Хатайском регионе так же называется Хегид. На юго-востоке Турции – Рубаба, в Азербайджане Каманча, в Средней Азии – Гджак, Гджек или же Гжек. Все вышеперечисленные названия, инструменты одного рода.

Основа инструмента изготавливается из водяной тыквы, а также встречается изделия из дерева. Рукоять изготавливается из жесткой древесины. Под основой (т.е. туловищем) инструмента находится деревянный или металлический стержень, который ставится на колени и таким образом обеспечивается движение инструмента вправо или влево. Смычок же представляет из себя приспособление из дерева к концам которого прикреплены волосы конского хвоста. Струны Кабак Кемане в старину изготавливались из киши, сейчас же используются металлические струны.

Данный инструмент не имеет определенного музыкального лада, поэтому издает любые хромотические звуки. Особенность звука заключается в его длине, и в возможности исполнения Легато, Стаккато и Пицикато.

Добавлено (2007-06-12, 10:50 Pm)
———————————————
Мей
Небольшой вид зурны. Турецкий народный духовой инструмент. Состоит из корпуса, трубки и щипца. Щипцы прикрепляются к трубке в трех местах, передвигаясь по которым вверх и вниз можно исполнить аккорд с разницей в один тон.

Мей, изготовленный из граба, орешника, сливы и т.п., имеет расстояние между звуками равное приблизительно одной октаве. Имеется в общем восемь тонов звука: семь на верху и один внизу. Мей бывает трех видов : Звонкий Мей, Средний Мей и Основной Мей. Помимо этого в Азербайджане мей называют Балабаном.

Источник

Небольшая экскурсия по миру восточных музыкальных инструментов и о происхождении дудука

Дутар. Ду — два. Тар — струна. Инструмент с навязными ладами и двумя струнами из жил. Думаете, чем меньше струн, тем проще играть?

Ну, тогда послушайте игру одного из лучших мастеров игры на дутаре — Абдурахима Хаита, уйгура из Синьцзяня, Китай.
Бывает еще туркменский дутар. Струны и лады у туркменского дутара металлические, корпус долбленный, из цельного куска дерева, звук очень яркий, звонкий. Туркменский дутар один из моих самых любимых инструментов на протяжении последних трех лет, а дутар, изображенный на фото, мне привезли из Ташкента совсем недавно. Восхитительный инструмент!

Азербайджанский саз. Девять струн разбиты на три группы, каждая из которых настроена в унисон. Аналогичный инструмент в Турции называется баглама.

Обязательно послушайте, как звучит этот инструмент в руках мастера. Если мало времени, то посмотрите хотя бы начиная с 2:30.
От саза и багламы произошел греческий инструмент бузуки и его ирландский вариант.

Уд или аль-уд, если называть этот инструмент по-арабски. Именно от арабского названия этого инструмента произошло название европейской лютни. Аль-уд — лют, лютня — слышите? Обычный уд не имеет ладов — лады на данном экземпляре из моей коллекции появились по моей инициативе.

Послушайте, как играет на уде мастер из Марокко.


От китайской двухструнной скрипки эрху с простеньким корпусом-резонатором и маленькой мембраной из кожи произошел среднеазиатский гиджак, который на Кавказе и в Турции получил название кеманча.

Послушайте, как звучит кеманча, когда на ней играет Имамйар Хасанов.

Рубаб имеет пять струн. Первые четыре из них сдвоены, каждая пара настроена в унисон, а басовая струна одна. Длинный гриф имеет лады в соответствии с хроматическим звукорядом почти на две октавы и небольшой резонатор с кожаной мембраной. Как вы думаете, что означают загнутые вниз рога, исходящие из грифа по направлению к инструменту? Его форма не напоминает вам баранью голову? Но ладно форма — какой звук! Вы бы слышали, какой звук у этого инструмента! Он вибрирует и дрожит даже своим массивным грифом, он заполняет своим звуком все пространство вокруг.

Послушайте звучание кашгарского рубаба. Но мой рубаб звучит лучше, честное слово.


Иранский тар имеет двойной долбленый корпус из цельного куска дерева и мембрану из тонкой рыбьей кожи. Шесть парных струн: две стальные, далее идет комбинация стальной и тонкой медной, а следующая пара настраивается в октаву — толстая медная струна настраивается октавой ниже тонкой стальной. У иранского тара навязные лады из жил.

Послушайте, как звучит иранский тар.
Иранский тар — предок нескольких инструментов. Один из них индийский сетар (се — три, тар — струна), а о двух других я расскажу ниже.

Азербайджанский тар имеет не шесть, а одиннадцать струн. Шесть таких же, как и у иранского тара, еще одна дополнительная басовая и четыре струны, на которых не играют, но они резонируют во время игры, дополняя звук эхом и делая звучание более продолжительным. Тар и кеманча, пожалуй, два главных инструмента азербайджанской музыки.

Послушайте несколько минут, начиная с 10:30 или хотя бы начиная с 13:50. Вы такого никогда не слышали и не могли предположить, что на этом инструменте возможно такое исполнение. Это играет брат Имамйара Хасанова — Руфат.

Есть гипотеза, что тар является родоначальником современной европейской гитары.

Недавно, когда я рассказывал об электроказане, меня упрекали — мол, я вынимаю душу из казана. Наверное, примерно то же самое говорили человеку, который 90 лет назад догадался поставить звукосниматель на акустическую гитару. Примерно тридцать лет спустя были созданы лучшие образцы электрогитар, остающиеся стандартом до сегодняшнего дня. Спустя еще десятилетие появились Битлз, Роллинг Стоунз, а следом за ними Пинк Флойд.
И весь этот прогресс никак не помешал производителям акустических гитар и исполнителям на классической гитаре.

Но не всегда музыкальные инструменты распространялись с востока на запад. Например, гармонь стала необычайно популярным инструментом в Азербайджане в 19-м веке, когда там появились первые немецкие переселенцы.

Мою гармонь изготовил тот же самый мастер, который создавал инструменты для Афтандила Исрафилова. Послушайте, как звучит такой инструмент.

Мир восточных музыкальных инструментов велик и разнообразен. Я не показал вам даже и части своей коллекции, а она далеко не полная. Но еще о двух инструментах я должен рассказать обязательно.
Дудочка с раструбом, что наверху, называется зурна. А инструмент под ним называется дудук или балабан.

Со звуков зурны на Кавказе, в Турции и Иране начинаются торжества и свадьбы.

Вот как выглядит аналогичный инструмент в Узбекистане.

В Узбекистане и Таджикистане зурну называют сурнай. В Средней Азии и Иране, к звукам сурная и бубнов обязательно добавляют протяжные звуки другого инструмента — карнай. Карнай-сурнай — устойчивое словосочетание, обозначающее начало праздника.

Интересно, что родственный карнаю инструмент существует в Карпатах, а название его знакомо многим — трембита.

А вторая дудочка, изображенная на моей фотографии, называется балабан или дудук. В Турции и Иране этот инструмент называют еще и мей.

Послушайте, как играет на балабане Алихан Самедов.

Мы еще вернемся к балабану, а пока я хочу рассказать о том, что я видел в Пекине.
Насколько вы поняли, я коллекционирую музыкальные инструменты. И как только во время поездки в Пекин у меня выдалась свободная минутка, я немедленно отправился в магазин музыкальных инструментов. Что я купил себе в этом магазине, я еще расскажу в другой раз. А сейчас о том, что я не купил и о чем страшно жалею.
На витрине стояла дудочка с раструбом, конструкцией в точности напоминавшая зурну.
— Как это называется? — спросил я через переводчицу.
— Сона, — ответили мне.
— До чего похоже на «сорна — сурнай — зурна» — подумал я вслух. А переводчица подтвердила мою догадку:
— Китайцы не произносят букву р в середине слова.

Подробнее о китайской разновидности зурны можете прочитать здесь.
Но, вы знаете, зурна и балабан ходят рука об руку. В их конструкции много общего — может быть, поэтому. И что вы себе думаете? Рядом с инструментом сона стоял другой инструмент — гуань или гуаньцзи. Вот как он выглядел:

Здесь об этом инструменте можно прочитать подробнее. Конструкция этого инструмента полностью идентична дудуку-балабану. Та же самая двойная трость из сплющенного с одной стороны камыша и трубка с отверстиями.
Мне стало интересно: неужели Китай дал миру не только порох, бумагу и лапшу, но еще и этот гениальный инструмент?
И вот, нахожу информацию:
Гуаньцзы – древний язычковый музыкальный инструмент, завезен в Центральный Китай из Синьцзяна примерно в эпоху династии Суй (581 – 618 гг. н.э.)
Вы понимаете, о чем речь? Инструмент завезен из Синьцзяна, то есть от уйгуров, как и зурна, приобретшая в Китае название сона. Дату запомните, пожалуйста — случилось это не очень давно. Пунктуальные китайцы привыкли все записывать.

А как же другие народы ЮВА? Может, и у них есть что-то похожее? Ввод иероглифов в строку поиска гугл дал очень интересный результат:
вот описание аналогичного корейского инструмента в той же Википедии. Кликаю по одному из иероглифов в названии инструмента и попадаю на эту страницу, где нахожу пояснение, что это tartar horn — татарская труба. О-па! Корейцы называют свой инструмент татарской трубой?
На страницах Британники нахожу дополнительную информацию с картинкой и образцами звучания. Все сомнения отпадают — это тот же самый инструмент, что мы называем балабан или дудук, только иного размера и звукоряда.
А как в Японии? Оказывается, и там есть совершенно аналогичный инструмент!

Вот, как он выглядит. Ребята, товарищи, господа, да ведь это дудук и есть!
А когда он попал туда? В восьмом веке. Следовательно, можно предположить, что попал из Китая — сроки и география совпадают.
Пока документально известно только то, что этот инструмент распространялся на восток со стороны Синьцзяня. Ну а как в современном Синьцзяне, играют на этом инструменте?

Смотрите и слушайте с 18-й секунды! Вы только послушайте, какой роскошный звук у уйгурского баламана — да, здесь он называется точно так же, как в азербайджанском языке (существует и такое произношение названия).

А давайте поищем дополнительную информацию в независимых источниках, например, в энциклопедии Ираника:
BĀLĀBĀN
CH. ALBRIGHT
a cylindrical-bore, double-reed wind instrument about 35 cm long with seven finger holes and one thumb hole, played in eastern Azerbaijan in Iran and in the Republic of Azerbaijan.

Или Ираника симпатизирует азербайджанцам? Хорошо, вот БСЭ тоже говорит, что слово дудук имеет тюркское происхождение.
Азербайджанцы и узбеки подкупили составителей?
Ну, хорошо, вот болгар в симпатии к туркам точно не заподозришь!
Смотрите, что написано на весьма серьезном болгарском сайте по слову дудук:
дудук, дюдюк; дудук, дюдюк (от тур. düdük), пищялка, сворче, гласник, доп — Народен дървен музикален инструмент от типа на аерофоните, полузатворени тръби.
Опять указывают на турецкое происхождение слова и называют его своим народным инструментом.
Распространен этот инструмент, как выяснилось, преимущественно среди тюркских народов, либо среди народов, контактировавших с тюрками. И каждый народ обоснованно считает его своим народным, национальным инструментом. Но только один приписывает себе его создание.

Ведь только ленивый не слышал, что «дудук — древний армянский инструмент». При этом намекают, что дудук был создан три тысячи лет назад — то есть, в недоказуемом прошлом. А факты и элементарная логика показывают, что это не так.

Вернитесь к началу этой статьи и еще раз посмотрите на музыкальные инструменты. Почти на всех этих инструментах играют и в Армении тоже. Но совершенно понятно, что все эти инструменты появились у гораздо более многочисленных народов с ясной и понятной историей, среди которых как раз и жили армяне. Представьте себе небольшой народ, живущий в рассеянии среди других народов, имеющих собственные государства и империи. Станет такой народ создавать полный набор музыкальных инструментов для целого оркестра?
Я, признаться, тоже думал: «Ладно, то были большие и сложные инструменты, оставим их в стороне. Но хоть дудочку армяне могли придумать?» А выясняется, что нет, не придумали. Если бы придумали, то у этой дудки было бы чисто армянское название, и не поэтическо-метафорическое циранопох (душа абрикосового дерева), а что ни будь попроще, понароднее, с одним корнем, либо и вовсе звукоподражательное. Пока же все источники указывают на тюркскую этимологию названия этого музыкального инструмента, а география и даты распространения показывают, что свое распространение дудук начал из Средней Азии.
Ну хорошо, давайте сделаем еще одно допущение и скажем, что дудук попал в Синьцзянь из древней Армении. Но каким образом? Кто принес его туда? Какие народы переселялись с Кавказа в Среднюю Азию на рубеже первого тысячелетия? Нет таких народов! А вот тюрки постоянно двигались из Средней Азии на запад. Они вполне могли распространить этот инструмент и на Кавказе, и на территории современной Турции и даже в Болгарии, на что указывают документы.

Я предвижу еще один аргумент защитников версии армянского происхождения дудука. Мол, настоящий дудук делается только из абрикосового дерева, которое на латыни называется Prúnus armeniáca. Но, во-первых, абрикосы в Средней Азии распространены ничуть не меньше, чем на Кавказе. Латинское название не указывает на то, что это дерево распространилось по миру с территории местности, носящей географическое название Армения. Просто именно оттуда оно проникло в Европу и было описано ботаниками примерно триста лет назад. Напротив, есть версия, что абрикос распространился с Тянь-Шаня, часть которого находится в Китае, а часть — в Средней Азии. Во-вторых, опыт весьма талантливых народов показывает, что этот инструмент можно изготовить даже из бамбука. А мой любимый балабан изготовлен из тутовника и звучит намного лучше абрикосовых, которые у меня тоже есть и произведены как раз в Армении.

Послушайте, как я научился играть на этом инструменте за пару лет. В записи участвовал народный артист Туркменистана Гасан Мамедов (скрипка) и народный артист Украины, мой земляк по Фергане, Энвер Измайлов (гитара).

При всем при этом я хочу отдать дань уважения великому армянскому исполнителю на дудуке Дживану Гаспаряну. Именно этот человек сделал дудук известным во всем мире инструментом, благодаря его труду в Армении возникла замечательная школа игры на дудуке.
Но говорить «армянский дудук» правомерно только о конкретных инструментах, если они изготовлены в Армении, либо о типе музыки, возникшей благодаря Дж.Гаспаряну. Указывать на армянское происхождение дудука могут только те люди, которые позволяют себе бездоказательные утверждения.

Прошу заметить, что я сам не указываю ни точного места, ни точного времени появления дудука. Вероятно, это уже невозможно установить и прообраз дудука древнее любого из ныне живущих народов. Но я строю свою гипотезу о распространении дудука, опираясь на факты и элементарную логику. Если кто-то пожелает возразить мне, то я хочу заранее попросить: пожалуйста, при построении гипотез точно так же опирайтесь на доказуемые и проверенные факты из независимых источников, не чурайтесь логики и попытайтесь найти иное внятное объяснение перечисленным фактам.

Источник

Оцените статью