Турман гитара для высоцкого

Турман гитара для высоцкого

2) ”В конце 1966 года (после съемок картины «Вертикаль») Владимир Высоцкий купил у вдовы Алексея Дикого, Александры Александровны, гитару, которую тому подарили цыгане»- вспоминает Лариса Лужина. Об этой гитаре Владимир Высоцкий рассказывает у Ю.Манина 10 ноября 1966 года:
«Это очень ценная гитара: ее делал какой-то мастер австрийский 150 лет назад. Ее купили князья Гагарины, а у них перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому Алексею Денисовичу. Эта гитара висела у вдовы одиннадцать лет, она ее не трогала, берегла, как реликвию. На ней никто не играл.
Потом однажды эта самая вдова пошла в какую-то компанию и услышала там песню лагерную мою. Ей это страшно понравилось, потому что она сама сидела четыре года в лагерях, и, значит, ей все знакомо. Она поплакала и сказала: «Приведите!»
Я пришел, естественно, с нехорошей целью. Попел несколько песен, а потом говорю: «Вы знаете, мне очень эта гитара нравится. » Она говорит: «Ну, что ж. Я думаю, что Алексей Денисович не расстроился бы. » И отдала мне. Не отдала, а продала, естественно, эту вот гитару. Вот она у меня — гитара князей Гагариных . Что в ней прекрасного — такая вот изогнутая спинка, как у скрипки. Это у гитар уже сейчас не делают. Поэтому у нее такой прекрасный звук».

Источник

Турман гитара для высоцкого

Ребята, у кого есть фотки в хорошем размере и качестве последней гитары Высоцкого? Выкладывайте на форум.

Это та палисандровая гитара с вырезом, что участвует в записи для «Кинопанорамы» и в выступлениях последних 1-2 лет. Гитара мастера А.В.Шуляковского.

Я хочу со временем заказать точную копию такой гитары. И ещё один человек изъявил желание (пишет мне в письме). Я знаю, что эта гитара висит в музее Высоцкого, в шкафу за стеклом. Но сфотографировать и потрогать её, понятное дело, не дадут. Особенно мне

Так что если есть фотки этой гитары в хорошем качестве, то буду благодарен.

Сообщение отредактировал Sergey_T — 12.2.2014, 11:48

А Высоцкий в той поездке использовал именно ту гитару,что в музее?
«Вектор гнева»-чьего? Я думаю,что его нет. Несколько человек на форуме-не показатель.

Сообщение отредактировал Алексей Журавлев — 7.12.2011, 10:06

Марк, это можно, но я не умею. К тому же были и фото с кинопанорамы хорошего качества. Я подумал, может, кто-то специально в Музее эту гитару фоткал со всех сторон?

Евгений, они экономили на всём Ведь на озвучке голоса тоже сэкономили и взяли наихудший вариант.

Алексей, во-первых, это чертовски приятно — держать в руках гитару, точную копию любимой гитары Высоцкого, и хвастать этим перед друзьями. Во-вторых, 7-струнную гитару всё равно надо делать под заказ у хорошего мастера, ибо в магазине хорошей русской гитары не купишь. В-третьих, гриф нужен короткий, до 12 лада, что сейчас не делают, а для игры Высоцкого нужен именно короткий гриф — так гитара лучше держит звук при понижении строя. И в-четвёртых, с вырезом чуть удобнее ставить аккорды в районе 12 лада, а Высоцкий часто бегал в эту область грифа.

Сообщение отредактировал Максим — 7.12.2011, 10:48

Источник

Высоцкий. Глава 133. Последняя гитара


МВТУ им. Баумана, 19 марта 1978 года

В прошлой Главе мы говорили о том, насколько образ Владимира Высоцкого неразрывно связан с его семиструнной гитарой, о том, как мама, Нина Максимовна подарила ему самый первый инструмент, и как самоучка Высоцкий нашел свою характерную манеру игры, и как ему в этом помогли советы его ближайших друзей.
Гитар у Высоцкого было много. Были среди них инструменты удивительные, с историями под стать самому Владимиру Семеновичу.


Казань, октябрь 1977 года

Составить точный список всех гитар, на которых играл Высоцкий, невозможно.
Да и приблизительный список все равно будет неполным. Особенно это касается ранних лет, когда гитары у молодого актера и начинающего автора-исполнителя были совсем простые, ширпотребовские. Такие можно было купить в любом музыкальном магазине. Обычно это ничем непримечательные на вид советские инструменты. После реформы 1961 года такие стоили примерно 6 рублей 50 копеек. Разве что одну из них можно отличить по заметному узкому черному канту резонансного отверстия.

Так что все ранние песни, в том числе практически все так называемые блатные, сыграны под аккомпанемент вот таких гитар.


Ленинград, апрель 1963 года

Простые гитары, незамысловатые аккорды и песни пока еще несложные.
Впрочем, не все, конечно.

«За меня невеста отрыдает честно…»: слушать

После съемок «Вертикали» у Высоцкого появляется уже совсем другой инструмент.
Инструмент в буквальном смысле с историей. Записи выступления Высоцкого во ВГИКе случайно и услышала Александра Александровна Дикая, вдова знаменитого артиста Алексея Дикого.


Алексей Дикий

Алексей Денисович сам прошел сталинские лагеря, а потом по иронии судьбы играл Сталина и был лауреатом Сталинской премии.
И владел уникальной гитарой. Ну а как она попала к Высоцкому, об этом он сам рассказывал 10 ноября 1966 года в гостях у Юрия Мамина: слушать


1966 год

Характерной приметой гитары князей Гагариных, назовем ее так, была не только изогнутая, как у скрипки спинка, но и отсутствие обозначения ладов.
На различных съемках эта гитара появляется вплоть до 1979 года. Где она теперь, к сожалению, неизвестно.


Москва, 1972 год. Фото Аркадия Гершмана

Ее часто путают с другой гитарой, внешне похожей на нее.
Но мы не зря отметили, что у гитары князей Гагариных лады не обозначены. А у похожей на нее гитары лады отмечена шестью белыми кружочками: 3+2+1.

Инструмент, приобретенный у вдовы Алексея Дикого, был не единственной раритетной гитарой Высоцкого.
В спектакле «Преступление и наказание», поставленном в Театре на Таганке в 1979 году, Высоцкий играл на гитаре, принадлежавшей кинорежиссёру Владимиру Аленикову.


Владимир Алеников

Алеников отдал ее для этой роли Высоцкому, которому гитара очень понравилась своим антикварным видом.
И окраска у нее была необычная, и звук несовременный.


Владимир Высоцкий в роли Свидригайлова в спектакле «Преступление и наказание», 1979 год. Фото Александра Стернина

Гитару сделал известный петербургский мастер Ягодкин.
После смерти Высоцкого Владимир Алеников попросил разыскать гитару, ее нашли, но из Театра вернули в совершенно плачевном состоянии, и в Союзе никто не взялся за ремонт. В 1991 году Алеников увёз инструмент в Штаты, где её привёл в полный порядок гитарный мастер, индеец Рик Тернер. А фотография гитары появилась на обложке журнала «Acoustic Guitar» под именем «Высоцкий».

Близкий друг Высоцкого Бабек Серуш справлял новоселье на Речном Вокзале, и Высоцкий подарил ему необычную гитару.


Бабек Серуш

Бабек сам не играл, но Высоцкий ему ответил: мол, стану приезжать к тебе в гости – будет на чем играть.
Гитаре потребовался ремонт. Знакомый Бабека композитор Леонид Гарин показал инструмент специалистам, и те сказали, что это не просто гитара. Ее изготовил знаменитейший гитарный мастер Василий Климов, делавший в конце 19 – начале 20 века инструменты с удивительным звучанием.

Была у Владимира Семеновича гитара, которую можно назвать даже пижонской.


Кентау, август 1970 года. Фото Н.Алексеева

Темная, близкая к вишневой, с двумя вырезами, лады обозначались крупными ромбами, и некоторые в начале 1970-х по ошибке вообще принимали ее за электрогитару.

В одной из первых Глав нашего цикла мы рассказывали о скандальных концертах Высоцкого в Новокузнецке в 1973 году.


Новокузнецк, февраль 1973 года. Фото Владимира Богачева

Между тем и гитара тогда в руках у Высоцкого была необычная.
Одна из самых красивых, безусловно. Почти черная, с белой окантовкой с узорами вокруг отверстия. Мы можем видеть этот инструмент у Владимира Семеновича и на съемках в Будапеште и в Париже, где он был в гостях у Михаила Шемякина (1978 год).

К слову, одна из гитар Высоцкого, судьба которых известна и после его смерти, осталась именно у Михаила Шемякина.


Мастерская Михаила Шемякина в Сохо. Лондон, 1981 год

Сохранилась и, пожалуй, самая оригинальная из всех гитар, на которых играл Владимир Семенович – гитара с двумя грифами.
Одна из гитар хранится, по его словам, у Михаила Боярского.

Среди многочисленных гитар, под аккомпанемент которых исполнял свои песни Высоцкий, были, разумеется, и такие, что оказывались у него в руках совершенно случайно, порой вообще единожды в жизни.


Теплоход «Аджария», октябрь 1969 года. Фото М.Ганкина

Далеко не каждому такому инструменту повезло сохраниться, а уж тем более стать впоследствии памятным экспонатом.

На гитаре, которую предложили Высоцкому во время их пребывания в Касабланке с Мариной Влади, он после импровизированного концерта оставил на память хозяевам вот такой поэтический автограф:
В желтой жаркой Африке,
Забыв мороз московский,
Как-то вдруг вне графика
Выступил Высоцкий.
Африка, Касабланка, 1976 г., апрель
Хасану
Володя

Спустя сорок лет, уже в наши дни, этот инструмент был подарен польскому Музею Высоцкого в Кошалине, где его сохранила легендарная Марлена Зимна.


Музей Владимира Высоцкого в Кошалине. Польша, 2014 год. Фото Наталии Рахмановой

Мы чуть выше упоминали инструмент, похожий на электрогитару, на которых тогда играли музыканты вокально-инструментальных ансамблей.
Когда ВИА станут называть уже рок-группами, в моду войдут гитары с двумя грифами.


Воскресенск, 8 декабря 1976 года. Фото Виктора Васенина

Но та, которая была у Высоцкого, никакого отношения к року не имела.
Это старинная цыганская разновидность гитары. Струны на добавочном грифе не прижимаются и создают полноту звучания.


Москва, Дом культуры АЗЛК, 7 января 1977 года. Фото Игоря Данилова

Впрочем, вторым грифом Владимир никогда не пользовался – гитара ему просто понравилась своим необычным видом.
28 ноября 1976 года во время концерта в Кунцево на заводе «Красный богатырь» Владимир Семенович аккомпанировал себе именно на этом инструменте.


Москва, ДК завода «Красный богатырь», 28 ноября 1976 года. Фото Евгения Миткевича

Гитару с двумя грифами для Владимира Высоцкого изготовил Александр Шуляковский.
Инженер-электрик по образованию, во время Великой Отечественной трудившийся за Уралом на танковом заводе, Шуляковский еще до войны отучился в Киевской консерватории и прекрасно играл на гитаре, домбре, балалайке, а в послевоенные года стал главным инженером черниговской фабрики музыкальных инструментов.


Александр Шуляковский. Фото из архива Александра Стернина

Он сам разрабатывал модели, эскизы, преподавал игру на гитаре.

А с Высоцким Александр Шуляковский познакомился благодаря сыну – актеру Театра на Таганке Виктору Шуляковскому.
Высоцкий однажды взял в руки инструмент Виктора, попробовал и пришел в восхищение. А узнав, что гитару сделал его отец, попросил и себе такую же. И мастер Шуляковский сделал знаменитую гитару с головкой грифа в виде лиры.


МВТУ им. Баумана, 26 декабря 1976 года. Фото Николая Демчука

Высоцкий не просил об этом – просто Шуляковскому захотелось сделать инструмент именно таким, в буквальном смысле «лирическим».
Он известен по многим фотографиям и записям. Например, в МВТУ им. Баумана 6 марта 1976 года.

День святого никогда: слушать


МВТУ им.Баумана, 6 марта 1976 года. Фото Александра Веселухина

Шуляковский сделал для Высоцкого еще несколько гитар, но как ни парадоксально, наиболее известная из них Владимиру Семеновичу формально не принадлежала.

Эту гитару многие из нас сразу узнают по характерному пятну.
Пальцы Высоцкого безжалостно били по струнам, а заодно сбивали краску под резонансным отверстием.

Но изначально эту гитару Александр Шуляковский сделал не для Высоцкого, а для сына Виктора.


Виктор Шуляковский

Высоцкому же он изготовил шикарную красную гитару из крашеного клена.
И это была одна из последних работ великолепного мастера. Вскоре Александр Викторович ушел из жизни. Но увы, когда он делал свою последнюю гитару для Высоцкого, он где-то просчитался – и гитара быстро рассохлась и треснула. Чинить было уже некому. А другой концертной гитары у Высоцкого в тот момент не было. И тогда Виктор Шуляковский на время дал ему свою, палисандровую. Ту самую, с пятном.


Нью-Йорк, Квинс Колледж, 19 января 1979 года. Фото Игоря Высоцкого

Высоцкий был с ней и в Америке, и во время последнего публичного выступления, снятого на кинопленку на малой сцене БДТ 16 апреля 1980 года.
И во время легендарной записи для «Кинопанорамы»: слушать

К сожалению и эта гитара из палисандра и во время съемок в Останкино, и даже раньше уже была повреждена.


Москва, Останкино, ЦТ СССР, 22 января 1980 года. Фото Бориса Палатника

Владимир Семенович не очень бережно обращался со своими инструментами.
Он их ронял, бил. Однажды Шуляковский восстановил гитару, которую Высоцкий просто привез ему в мешке, разбитую почти в щепки!

Палисандровая гитара с пятном была превосходной.
Но из-за повреждения постоянно теряла строй, фальшивила, и Высоцкий с ней намучился. Однако именно этот инструмент, который каждый сегодня может увидеть в Доме Высоцкого на Таганке, был с ним на всех последних выступлениях.

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.


Белгород, ДК Энергомаш, 17-19 апреля 1978 года. Фото Юрия Марченкова

Давно нет на свете никого из тех мастеров, на чьих гитарах играл Владимир Высоцкий.
Не так много сохранилось и самих инструментов. Но Гитара Высоцкого жива. Как жив его голос и живы его песни.

«Один музыкант объяснил мне пространно…»: слушать


Ленинград, малая сцена БДТ, 16 апреля 1980 года. Фото Владимира Меклера

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Лариса Симакова. «У меня гитара есть…»;
– Валерий Перевозчиков. «Гитары Высоцкого»;
– 10 гитар Владимира Высоцкого;
– Гитары Высоцкого.

Дорогие друзья проекта «Один Высоцкий»!

Пока не можем вас порадовать совсем и окончательно, но хорошие новости у нас всё-таки есть.

Напомним, что наше мультимедийное издание состоит из двух частей.
Первый том – непосредственно книга. Второй «том» – этот как раз та часть, где «живут» полный звук всех ста Глав и электронная версия каждой Главы.

Мы уже сообщали вам, что весь звук записан нами на флешки.
А теперь докладываем, что и второй том целиком отпечатан в типографии. Между прочим, с технической точки зрения его изготовить было сложнее, чем напечатать книгу.

Как свидетельство того, что работа, хоть и с неимоверными трудностями, но упорно продвигается вперёд – ещё несколько отрывков из книги в уже свёрстанном виде.

Посмотрите по номерам глав, и вы поймёте, что финиш действительно всё ближе.

А мы постараемся, как говорил на своих выступлениях Владимир Семёнович, отработать в ближайшие недели «не только всю программу, но даже с перевыполнением», то есть ускориться как только возможно – НО! – не в ущерб качеству!

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

Источник

Оцените статью