задания по общему фортепиано
учебно-методический материал по музыке
Задание по общему фортепиано
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_po_obshchemu_fortepiano_dlya_obuchayushchihsya_1-6_klassov.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
- Смотреть видеоуроки на выбор в любом порядке (см. ссылки на странице).
- Игра гамм: До мажор, Соль мажор, ля минор (3 вида) на 1 октаву отдельно каждой рукой (Таблица гамм аккордов и арпеджио. См. документ на странице).
- Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
- Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже).
- Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. в дневнике)
- Подбор по слуху знакомых мелодий в пределах 5 нот.
- Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
- Смотреть видеоуроки на выбор в любом порядке (см. ссылки на странице).
- Игра гамм: До мажор, Соль мажор; ля минор, ми минор (натуральный, мелодический, гармонический вид) на 1 октаву отдельно каждой рукой
- Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
- Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
- Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
- Подбор по слуху знакомых мелодий в пределах 5 нот.
- Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
- Смотреть видеоуроки на выбор в любом порядке (см. ссылки на странице).
- Игра гамм Ре мажор, Фа мажор, Си-бемоль мажор; си минор, ре минор, соль минор (3 вида), хроматической гаммы на 2 октавы каждой рукой отдельно, аккорды, арпеджио (Таблица гамм аккордов и арпеджио. См. отдельный документ на странице).
- Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
- Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
- Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
- Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
- Транспонировать 1 произведение на выбор.
- Игра мажорной, минорной и хроматической гаммы до 2-х знаков при ключе на 2 октавы двумя руками в комплексе, аккорды, арпеджио (Таблица гамм аккордов и арпеджио. См. отдельный документ на странице).
- Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Фортепиано 2 класс (см. ссылку ниже).
- Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
- Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
- Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Фортепиано 1 класс (см. ссылку ниже).
- Транспонировать 1 произведение на выбор.
- Игра мажорной, минорной и хроматической гаммы до 3-х знаков при ключе на 2 октавы в комплексе, аккорды, арпеджио.
- Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Фортепиано 3 класс (см. ссылку ниже).
- Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
- Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
- Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Фортепиано 2 класс (см. ссылку ниже).
- Транспонировать 1 произведение на выбор.
- Игра мажорной, минорной и хроматической гаммы до 4-х знаков при ключе на 4 октавы в комплексе, аккорды, арпеджио.
- Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Фортепиано 3 класс (см. ссылку ниже).
- Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
- Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
- Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Фортепиано 3 класс (см. ссылку ниже).
- Транспонировать 1 произведение на выбор.
Сборники для чтения с листа, транспонирования и самостоятельного разбора произведений:
- https://www.google.com/url?q=https://drive.google.com/file/d/0B7TPYDnPVSXZUWZYWk1XeUJSTGM/view&sa=D&ust=1586106922599000 — Чтение с листа. Пособие для юного пианиста.
- https://nmdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217334194/MILICh_MALENKOMU_PIANISTU.pdf — Б.Милич Маленькому пианисту
- http://www.косаченко.рф/wp-content/uploads/2013/11/243567_1283B_milich_b_e_sost_fortepiano_1_klass.rar — Б.Милич Фортепиано 1 класс
- http://www.косаченко.рф/wp-content/uploads/2013/11/Milich-2.pdf — Б.Милич Фортепиано 2 класс
- http://www.косаченко.рф/wp-content/uploads/2013/11/classon.ru_Milich-piano_3_class_dmsh1.pdf — Б.Милич Фортепиано 3 класс
План анализа музыкальных произведений для учащихся I — IV классов
1. Основная тональность произведения (модуляция, отклонение).
3. Особенности фактуры.
4. Форма произведения.
5. Интонационное строение мелодии (направление, интервальное строение, секвенции, опевания, повторения).
6. Особенности ритмического рисунка.
7. Исполнительские приѐмы: динамика; артикуляция (штрихи, акцентировка); темп; мелодические украшения.
8. Характер музыки,
9. Жанр и стиль. Что характерно для данного музыкального стиля или для данного композитора.
План исполнительско-методического анализа музыкальных произведений для учащихся V – VI классов
Источник
Методическая разработка на тему «Творческие задания на уроках Фортепиано (начальные классы)»
методическая разработка по теме
В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средством его воплощения. Передача впечатлений от музыкальных произведений осуществляется средствами живописи, речи, пластики, музицирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 911.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дошкольного образования детей
«Детская школа искусств №1»
«Творческие задания на уроках
Фортепиано (начальные классы)»
Колобова Светлана Алексеевна
Пояснительная записка…………………………………………3 стр.
Содержательная часть………………………………………… 4 -11 стр.
Список литературы…………………………………………… 12 стр.
Сведения об авторе…………………………………………… 13 стр.
В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средством его воплощения. Передача впечатлений от музыкальных произведений осуществляется средствами живописи, речи, пластики, музицирования.
Цель – знакомство преподавателей с видами творческих заданий для учащихся начальных классов в ДШИ и ДМШ.
Задача — систематизация творческих заданий для работы с учащимися на уроках фортепиано в начальных классах.
Творческие задания включают в себя представления о различной высоте и продолжительности звучания музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонации, о понятиях лада, темпа, ритма, штрихов, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох.
Работа преподавателя направлена на то, чтобы способствовать общему эстетическому развитию учащихся, что в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, развивает ритм, слух, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
Детям изначально присуща талантливость. Они любопытны, экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом. Для них не существует правильной и неправильно работы в красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
В музыкальной школе все чаще появляются дети — малыши, что и диктует введение в учебный процесс творческих заданий.
Существует множество типов творческих заданий :
1. Цветовое, графическое моделирование музыки , то есть передача впечатлений от прослушанного произведения средствами живописи.
Здесь выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Пример: П.Чайковский «Сладкая греза» (I и III части – розовый, II часть – фиолетовый).
На уроках можно применять словесное рисование общего настроения произведения, описание природы, внешнего облика персонажа в программных произведениях, тех или иных черт его характера, сравнение, противопоставление настроений или персонажей. Пример: Д. Кабалевский «Клоуны», П.Чайковский «Старинная французская песенка».
2. Следующие творческие задания направлены на звуковысотное и тембровое восприятие музыки.
На уроках музыкального инструмента можно дать следующие творческие задания:
— «расселить» в нижнем, среднем и высоком регистрах животных (медведь, кошка, мышка, птичка). Нарисовать рисунок с этими животными.
— «расселить» животных и их детенышей в разных октавах:
Медведь (субконтроктава) – медвежонок (контроктава);
Волк (большая октава) – волчонок (малая октава);
Кошка (первая октава) – котенок (вторая октава);
Мышка (третья октава) – мышонок (четвертая октава).
В более старших классах в этих заданиях проводится параллель с инструментами симфонического оркестра (контрабас, виолончель, скрипка — струнные; (туба, тромбон, флейта – духовые и т.д.).
— Исполнение простейших песенок голосами разных персонажей. Пример: «Лепешки» (пекарь, бабушка, мама, сестренка).
3 . Пластические интонирование – одна из возможностей «проживания образов», когда любой жест, движение становится формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
На уроках можно поиграть в дирижера – человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным «инструментом», как оркестр.
Исполнение музыки движением раскрепощает детей и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь».
Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловил эти изменения ребенок, а значит, настолько он был внимателен. Очень удобным для музыкального сопровождения музыкальное произведение Л.Бетховена «К Элизе». Кроме того, на уроках мы танцуем: вальс, польку, калинку, марш.
4. Инструментальное музицирование – творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах (барабан, бубуен, маракас, треугольник, металлофон и т.д). Инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокальным исполнением и импровизацией.
Приобщая детей к музыке через музицирование необходимо помнить следующее:
- ученик действует так, как подсказывает его музыкальная интуиция;
- преподаватель помогает выбрать инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
- преподаватель помогает найти ученику прием исполнения.
Игра на инструментах – интересная, полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его, и вызвать стремление к собственному творчеству. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у ребенка, желание попробовать свои силы, потому что эта деятельность важна для творческого развития.
5. Создание «звуковой картины».
Во время творческого процесса преподаватель и ученик сидят за инструментом. Преподаватель комментирует историю «Дождь и гроза»:
— Светит солнце – звучит мажорное трезвучие;
— Вдруг набегают тучи – звучит минорное трезвучие;
— Капает легкий грибной дождь – преподаватель исполняет разные звуки на staccato в верхнем регистре;
— Дождь усиливается – музыка звучит громче, быстрее;
— Вдруг пошел град – в исполнении изменяется регистр;
— Гром – преподаватель или ученик ударяет кулачком в нижнем регистре;
— Дождь постепенно стихает и заканчивается.
Все игровые приемы повторяются в обратном порядке.
— На небе появляется радуга – звучит мажорное трезвучие.
Подобным образом можно озвучить картину ночного неба.
6. Знакомство с направлением мелодии.
На уроках можно пользоваться «волшебной» лесенкой и игрушками. Порядок заданий должен быть построен от простого к сложному в пределах октавы. Задания сопровождаются стихотворным текстом.
а ) «Девочка и песик»
Я шагаю вверх, Я шагаю вниз,
Я иду домой, Я иду домой,
Дом мой наверху Домик мой внизу,
Здесь я отдохну. Здесь я отдохну.
Наша горка высока,
Наша речка глубока.
На горе стоит дубок,
По реке плывет челнок.
Сели птицы на дубок,
А мишутка в челнок,
Стали птицы песни петь,
А мишутка реветь.
Я гуляю во дворе
Вижу домик на горе.
Я по лесенке взберусь
И в окошко постучусь.
7 . Работа над ритмом.
Ритм рассматривается, как один из основных элементов выразительности мелодии, заключающийся в закономерном чередовании звуков различной длительности.
Пользуясь ритмизацией стиха и лесенкой, даже самый скромный по своим возможностям ученик способен выучить любую одноголосную песенку. Разучивание песенки начинается с ритмизации стиха. Можно выделить два этапа данной формы работы:
- Проговаривание стихов с выделением ударных слогов.
- Прохлопывание ритмического рисунка «умными» ладошками.
Короткие длительности — хлопаем;
Очень долгие — руки на пояс.
Далее на нотоносце можно расположить пуговицами ноты, а затем карточками ритмический рисунок.
Первым творческим заданием по освоению ритма предлагается игра «Имена». Ребенок должен хлопками изобразить ритмические рисунки своего имени, имен родителей, друзей.
Ударный слог – самый протяжный, поэтому от учеников пропевать его голосом и тянуть ладошками:
По той же схеме выполняются игры «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Сказочные герои», «Транспорт» и т.д.
Знакомясь с длительностями нот преподаватель просит помочь ученика пропульсировать на ноте соль второй октавы восьмыми, четвертными, половинными и целыми отрывок из пьесы П.Чайковского «Старинная французская песенка».
Более сложные творческие задания предполагают знание длительностей нот. (Приложение № 1. Задания № 1, 2)
8. Знакомство с динамическими оттенками.
На примере «Сказки о коте Василии» происходит знакомство с динамическими оттенками. (Приложение № 2)
На уроках музыкального инструмента можно использовать следующие творческие задания:
— заменить динамические оттенки на обычные слова, выразительно читая сказку и изображая пластикой действия персонажей;
— спеть громкую и тихую песенки – «Веселые путешественники», «Колыбельная».
Играя пьесы по специальности, «раскрасить» их динамическими оттенками с помощью карточек. Читать стихотворение «Арбуз» с крещендо и диминуэндо:
а) crescendo к концу; б) diminuendo к концу; в) crescendo к середине.
Кроме того, детям нравится игра «Прятки», где преподаватель прячет в классе игрушку, а ученик ищет ее, внимательно прислушиваясь к громкости музыкального произведения: громко – тихо (горячо – холодно).
9. Знакомство со штрихами.
— Ребенку предлагается пофантазировать и вспомнить примеры из жизни, когда какие-то действия или явления природы похожие на штрихи legato, non legato, staccato (тиканье часов, дождик, поступь солдат, катание на лыжах и т.д., можно нарисовать).
— Яркими примерами творческих заданий является стихотворная загадка:
Зайчик прыгает легато,
Лодка плавает стаккато,
Верно говорю, ребята?
Дятел долбит сук легато,
Самолет летит стаккато,
Нон легато плывет рыбка,
Здесь, по-моему, ошибка?
Ребенок активно «разоблачает» ошибки и телодвижением пытается доказать абсурдность текста. При повторном прочтении ошибки исправляются и предлагается движениями рук изобразить действия по тексту.
10. Знакомство с мажорным и минорным ладом.
С понятием лад мы знакомимся на материале сказки «Два брата». Один из братьев окрашивает произведение в грустные, печальные тона (минор), другой — любит яркие, веселые, жизнерадостные краски (мажор).
Познакомившись со сказкой, дети легче отличают мажорное по настроению звучание музыкальное произведение от минорного.
На уроках детям предлагается выполнить следующие творческие задания:
— спеть веселую и грустную песенки или прочесть стихи по своему желанию;
— нарисовать иллюстрацию к песенке «Два кота» Тургеневой и подобрать на фортепиано песенку от ноты «соль» и «фа»
Вот забавный рыжий кот
Тот, что весело живёт. (maj)
Вот печальный чёрный кот
Грустно он, лентяй, живёт. (min);
— определить лад в песенке «Про Лизу» и нарисовать рисунок.
11. Знакомство с нотами.
Для лучшего запоминания детьми нот, преподаватель может предложить им разгадывать ребусы. Можно начинать с простых:
— найти спрятанные в словах названия нот и записать их: ли си ца, ху до жник, зем ля ника, ал фа вит, ось ми ног, ст ре коза, соль феджио, фасоль , бе ре г.
— разгадать слова, зашифрованные с помощью нот. (Приложение № 3)
— прочитать стихи, используя названия нот, выделенные слоги заменить при написании нотами в разных ключах и октавах:
Шарик, жучка и Т ре зор
Съели в ми г из ми ски.
Ре пу, ре дьку, по мидо р,
Огу ре ц, со си ски.
На по ля х не маленький и кра си вый до мик,
А живет забавный в нем очень до брый гно ми к.
Ме до м лечит до ктор ми шку,
Травку он дает зайчишке,
А ли си чка всех хит ре й –
Ей цыпленочка ско ре й!
Постепенно творческие задания можно усложнять.
12. Знакомство со знаками альтерации.
Изучая знаки альтерации на уроках музыкального инструмента, преподаватель предварительно знакомит учащихся с понятием – тон и полутон на примерах детских песенок.
Очень грустный перезвон.
Целый тон, целый тон,
Стал смелее наш трезвон!
Ой, как больно мне,
Я пожалуюсь тебе,(полутон)
А теперь совсем здоров,
Мне не надо докторов.(тон)
Преподаватель предлагает учащимся следующие творческие задания:
— подобрать эту песенку от белых клавиш, петь по ролям;
— спеть песенки про знаки альтерации:
Знак диез, знак диез,
Что он означает?
Этот знак, этот знак
Что он означает?
Этот знак, этот знак
Знак бекар, знак бекар,
Что он означает?
И диез, и бемоль – всё он отменяет.
— исполнить песенку по ролям: преподаватель – вопрос, ученик – ответ, жестами показывая направление мелодии (диез – подняться на цыпочки, бемоль – присесть, слегка согнув колени).
13. Сочинение мелодии.
В начальных классах сочинять мелодии можно начинать с простых попевок на двух, трех, четырех звуках. Преподаватель предлагает учащимся следующие творческие задания:
— сочинить мелодию на заданный текст и ритм:
Весь в иголочках.
Покружу над цветком,
Угощу ребят медком.
Строит мишка новый дом,
Много места в доме том,
В этом доме до весны,
Мишка спит и видит сны.
— сочинить слова к разучиваемым произведениям, для усвоения ритмического рисунка.
С помощью преподавателя учащиеся сочиняют слова к пьесам. Пример: «Украинская народная песня»
Мы сегодня гулять пойдем/ 2 раза
Я иду – ты идешь,
Я пою – ты поешь,
Все мы идем, все мы поём.
Пример: «Колыбельная» И.Филипп.
Баю – баю куколку качаю,
Баю – баю, кукла засыпай.
Сладкий сон придет сегодня пусть к тебе,
Завтра снова будет новый день.
Баю – баю, куколку качаю,
Баю – бай, поскорее засыпай.
В старших классах ритмические группы можно усложнять.
Пьеса «Мороженое» Э Градески.
Как же я морожено люблю,
И сегодня я его куплю,
В магазинах много продают,
Вот где вкуснятина!
Эскимо тут и пломбир тут,
Ну и вкуснятина!
Папочка, купи еще мне,
Мамочка, купи еще мне,
Папочка, купи ещё, мне мало,
Хватит! Мало… Хватит!
В. Лессер «Выходной день»
Воскресенье выходной, выходной, выходной,
И суббота тоже выходной. 2 раза
Мы в субботу в парк пойдём, и в кино пойдём,
В воскресенье мы друзей в гости ждём.
Воскресенье выходной, выходной, выходной,
И суббота выходной.
14 . Подбор по слуху.
Подбор по слуху на уроках музыкального инструмента можно начинать с первых занятий. Подбирая по слуху, преподаватель может учащимся предложить подбор простых мелодий, используя при этом 2, 3,4 звука.
— подобрать мелодию к стихотворению «Прогулка», используя два звука;
— подобрать мелодию к стихотворению «Котя – коток», используя три звука;
— подобрать мелодию к стихотворению «Василек» , используя четыре звука.
Для развития ладового слуха преподаватель может предложить ученику выполнить следующие творческие задания:
— подобрать по слуху одну мелодию в мажоре, другую – в миноре:
С неба солнышко глядит, Ночь на землю к нам сошла,
Встань, дружок, мне говорит! Ясный месяц нам зажгла.
— подобрать аккомпанемент, используя тоническую квинту.
— подобрать аккомпанемент к песенке «В траве сидел кузнечик», используя трезвучия.
Для педагога важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно проживал свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога.
Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ученик внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях.
Источник