Творческие задания по фортепиано

задания по общему фортепиано
учебно-методический материал по музыке

Задание по общему фортепиано

Скачать:

Вложение Размер
zadaniya_po_obshchemu_fortepiano_dlya_obuchayushchihsya_1-6_klassov.docx 19.87 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Смотреть видеоуроки на выбор в любом порядке (см. ссылки на странице).
  2. Игра гамм: До мажор, Соль мажор, ля минор (3 вида) на 1 октаву отдельно каждой рукой (Таблица гамм аккордов и арпеджио. См. документ на странице).
  3. Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
  4. Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже).
  5. Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. в дневнике)
  6. Подбор по слуху знакомых мелодий в пределах 5 нот.
  7. Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
  1. Смотреть видеоуроки на выбор в любом порядке (см. ссылки на странице).
  2. Игра гамм: До мажор, Соль мажор; ля минор, ми минор (натуральный, мелодический, гармонический вид) на 1 октаву отдельно каждой рукой
  3. Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
  4. Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
  5. Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
  6. Подбор по слуху знакомых мелодий в пределах 5 нот.
  7. Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
  1. Смотреть видеоуроки на выбор в любом порядке (см. ссылки на странице).
  2. Игра гамм Ре мажор, Фа мажор, Си-бемоль мажор; си минор, ре минор, соль минор (3 вида), хроматической гаммы на 2 октавы каждой рукой отдельно, аккорды, арпеджио (Таблица гамм аккордов и арпеджио. См. отдельный документ на странице).
  3. Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
  4. Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
  5. Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
  6. Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
  7. Транспонировать 1 произведение на выбор.
  1. Игра мажорной, минорной и хроматической гаммы до 2-х знаков при ключе на 2 октавы двумя руками в комплексе, аккорды, арпеджио (Таблица гамм аккордов и арпеджио. См. отдельный документ на странице).
  2. Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Фортепиано 2 класс (см. ссылку ниже).
  3. Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
  4. Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
  5. Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Фортепиано 1 класс (см. ссылку ниже).
  6. Транспонировать 1 произведение на выбор.
  1. Игра мажорной, минорной и хроматической гаммы до 3-х знаков при ключе на 2 октавы в комплексе, аккорды, арпеджио.
  2. Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Фортепиано 3 класс (см. ссылку ниже).
  3. Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
  4. Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
  5. Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Фортепиано 2 класс (см. ссылку ниже).
  6. Транспонировать 1 произведение на выбор.
  1. Игра мажорной, минорной и хроматической гаммы до 4-х знаков при ключе на 4 октавы в комплексе, аккорды, арпеджио.
  2. Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Фортепиано 3 класс (см. ссылку ниже).
  3. Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
  4. Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
  5. Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Фортепиано 3 класс (см. ссылку ниже).
  6. Транспонировать 1 произведение на выбор.

Сборники для чтения с листа, транспонирования и самостоятельного разбора произведений:

  1. https://www.google.com/url?q=https://drive.google.com/file/d/0B7TPYDnPVSXZUWZYWk1XeUJSTGM/view&sa=D&ust=1586106922599000 — Чтение с листа. Пособие для юного пианиста.
  2. https://nmdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217334194/MILICh_MALENKOMU_PIANISTU.pdf — Б.Милич Маленькому пианисту
  3. http://www.косаченко.рф/wp-content/uploads/2013/11/243567_1283B_milich_b_e_sost_fortepiano_1_klass.rar — Б.Милич Фортепиано 1 класс
  4. http://www.косаченко.рф/wp-content/uploads/2013/11/Milich-2.pdf — Б.Милич Фортепиано 2 класс
  5. http://www.косаченко.рф/wp-content/uploads/2013/11/classon.ru_Milich-piano_3_class_dmsh1.pdf — Б.Милич Фортепиано 3 класс

План анализа музыкальных произведений для учащихся I — IV классов

1. Основная тональность произведения (модуляция, отклонение).

3. Особенности фактуры.

4. Форма произведения.

5. Интонационное строение мелодии (направление, интервальное строение, секвенции, опевания, повторения).

6. Особенности ритмического рисунка.

7. Исполнительские приѐмы: динамика; артикуляция (штрихи, акцентировка); темп; мелодические украшения.

8. Характер музыки,

9. Жанр и стиль. Что характерно для данного музыкального стиля или для данного композитора.

План исполнительско-методического анализа музыкальных произведений для учащихся V – VI классов

Источник

Методическая разработка на тему «Творческие задания на уроках Фортепиано (начальные классы)»
методическая разработка по теме

В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средством его воплощения. Передача впечатлений от музыкальных произведений осуществляется средствами живописи, речи, пластики, музицирования.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka.doc 911.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дошкольного образования детей

«Детская школа искусств №1»

«Творческие задания на уроках

Фортепиано (начальные классы)»

Колобова Светлана Алексеевна

Пояснительная записка…………………………………………3 стр.

Содержательная часть………………………………………… 4 -11 стр.

Список литературы…………………………………………… 12 стр.

Сведения об авторе…………………………………………… 13 стр.

В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средством его воплощения. Передача впечатлений от музыкальных произведений осуществляется средствами живописи, речи, пластики, музицирования.

Цель – знакомство преподавателей с видами творческих заданий для учащихся начальных классов в ДШИ и ДМШ.

Задача — систематизация творческих заданий для работы с учащимися на уроках фортепиано в начальных классах.

Творческие задания включают в себя представления о различной высоте и продолжительности звучания музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонации, о понятиях лада, темпа, ритма, штрихов, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох.

Работа преподавателя направлена на то, чтобы способствовать общему эстетическому развитию учащихся, что в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, развивает ритм, слух, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Детям изначально присуща талантливость. Они любопытны, экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом. Для них не существует правильной и неправильно работы в красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.

В музыкальной школе все чаще появляются дети — малыши, что и диктует введение в учебный процесс творческих заданий.

Существует множество типов творческих заданий :

1. Цветовое, графическое моделирование музыки , то есть передача впечатлений от прослушанного произведения средствами живописи.

Здесь выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Пример: П.Чайковский «Сладкая греза» (I и III части – розовый, II часть – фиолетовый).

На уроках можно применять словесное рисование общего настроения произведения, описание природы, внешнего облика персонажа в программных произведениях, тех или иных черт его характера, сравнение, противопоставление настроений или персонажей. Пример: Д. Кабалевский «Клоуны», П.Чайковский «Старинная французская песенка».

2. Следующие творческие задания направлены на звуковысотное и тембровое восприятие музыки.

На уроках музыкального инструмента можно дать следующие творческие задания:

— «расселить» в нижнем, среднем и высоком регистрах животных (медведь, кошка, мышка, птичка). Нарисовать рисунок с этими животными.

— «расселить» животных и их детенышей в разных октавах:

Медведь (субконтроктава) – медвежонок (контроктава);

Волк (большая октава) – волчонок (малая октава);

Кошка (первая октава) – котенок (вторая октава);

Мышка (третья октава) – мышонок (четвертая октава).

В более старших классах в этих заданиях проводится параллель с инструментами симфонического оркестра (контрабас, виолончель, скрипка — струнные; (туба, тромбон, флейта – духовые и т.д.).

— Исполнение простейших песенок голосами разных персонажей. Пример: «Лепешки» (пекарь, бабушка, мама, сестренка).

3 . Пластические интонирование – одна из возможностей «проживания образов», когда любой жест, движение становится формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.

На уроках можно поиграть в дирижера – человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным «инструментом», как оркестр.

Исполнение музыки движением раскрепощает детей и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь».

Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловил эти изменения ребенок, а значит, настолько он был внимателен. Очень удобным для музыкального сопровождения музыкальное произведение Л.Бетховена «К Элизе». Кроме того, на уроках мы танцуем: вальс, польку, калинку, марш.

4. Инструментальное музицирование – творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах (барабан, бубуен, маракас, треугольник, металлофон и т.д). Инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокальным исполнением и импровизацией.

Приобщая детей к музыке через музицирование необходимо помнить следующее:

  1. ученик действует так, как подсказывает его музыкальная интуиция;
  2. преподаватель помогает выбрать инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
  3. преподаватель помогает найти ученику прием исполнения.

Игра на инструментах – интересная, полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его, и вызвать стремление к собственному творчеству. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у ребенка, желание попробовать свои силы, потому что эта деятельность важна для творческого развития.

5. Создание «звуковой картины».

Во время творческого процесса преподаватель и ученик сидят за инструментом. Преподаватель комментирует историю «Дождь и гроза»:

— Светит солнце – звучит мажорное трезвучие;

— Вдруг набегают тучи – звучит минорное трезвучие;

— Капает легкий грибной дождь – преподаватель исполняет разные звуки на staccato в верхнем регистре;

— Дождь усиливается – музыка звучит громче, быстрее;

— Вдруг пошел град – в исполнении изменяется регистр;

— Гром – преподаватель или ученик ударяет кулачком в нижнем регистре;

— Дождь постепенно стихает и заканчивается.

Все игровые приемы повторяются в обратном порядке.

— На небе появляется радуга – звучит мажорное трезвучие.

Подобным образом можно озвучить картину ночного неба.

6. Знакомство с направлением мелодии.

На уроках можно пользоваться «волшебной» лесенкой и игрушками. Порядок заданий должен быть построен от простого к сложному в пределах октавы. Задания сопровождаются стихотворным текстом.

а ) «Девочка и песик»

Я шагаю вверх, Я шагаю вниз,

Я иду домой, Я иду домой,

Дом мой наверху Домик мой внизу,

Здесь я отдохну. Здесь я отдохну.

Наша горка высока,

Наша речка глубока.

На горе стоит дубок,

По реке плывет челнок.

Сели птицы на дубок,

А мишутка в челнок,

Стали птицы песни петь,

А мишутка реветь.

Я гуляю во дворе

Вижу домик на горе.

Я по лесенке взберусь

И в окошко постучусь.

7 . Работа над ритмом.

Ритм рассматривается, как один из основных элементов выразительности мелодии, заключающийся в закономерном чередовании звуков различной длительности.

Пользуясь ритмизацией стиха и лесенкой, даже самый скромный по своим возможностям ученик способен выучить любую одноголосную песенку. Разучивание песенки начинается с ритмизации стиха. Можно выделить два этапа данной формы работы:

  1. Проговаривание стихов с выделением ударных слогов.
  2. Прохлопывание ритмического рисунка «умными» ладошками.

Короткие длительности — хлопаем;

Очень долгие — руки на пояс.

Далее на нотоносце можно расположить пуговицами ноты, а затем карточками ритмический рисунок.

Первым творческим заданием по освоению ритма предлагается игра «Имена». Ребенок должен хлопками изобразить ритмические рисунки своего имени, имен родителей, друзей.

Ударный слог – самый протяжный, поэтому от учеников пропевать его голосом и тянуть ладошками:

По той же схеме выполняются игры «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Сказочные герои», «Транспорт» и т.д.

Знакомясь с длительностями нот преподаватель просит помочь ученика пропульсировать на ноте соль второй октавы восьмыми, четвертными, половинными и целыми отрывок из пьесы П.Чайковского «Старинная французская песенка».

Более сложные творческие задания предполагают знание длительностей нот. (Приложение № 1. Задания № 1, 2)

8. Знакомство с динамическими оттенками.

На примере «Сказки о коте Василии» происходит знакомство с динамическими оттенками. (Приложение № 2)

На уроках музыкального инструмента можно использовать следующие творческие задания:

— заменить динамические оттенки на обычные слова, выразительно читая сказку и изображая пластикой действия персонажей;

— спеть громкую и тихую песенки – «Веселые путешественники», «Колыбельная».

Играя пьесы по специальности, «раскрасить» их динамическими оттенками с помощью карточек. Читать стихотворение «Арбуз» с крещендо и диминуэндо:

а) crescendo к концу; б) diminuendo к концу; в) crescendo к середине.

Кроме того, детям нравится игра «Прятки», где преподаватель прячет в классе игрушку, а ученик ищет ее, внимательно прислушиваясь к громкости музыкального произведения: громко – тихо (горячо – холодно).

9. Знакомство со штрихами.

— Ребенку предлагается пофантазировать и вспомнить примеры из жизни, когда какие-то действия или явления природы похожие на штрихи legato, non legato, staccato (тиканье часов, дождик, поступь солдат, катание на лыжах и т.д., можно нарисовать).

— Яркими примерами творческих заданий является стихотворная загадка:

Зайчик прыгает легато,

Лодка плавает стаккато,

Верно говорю, ребята?

Дятел долбит сук легато,

Самолет летит стаккато,

Нон легато плывет рыбка,

Здесь, по-моему, ошибка?

Ребенок активно «разоблачает» ошибки и телодвижением пытается доказать абсурдность текста. При повторном прочтении ошибки исправляются и предлагается движениями рук изобразить действия по тексту.

10. Знакомство с мажорным и минорным ладом.

С понятием лад мы знакомимся на материале сказки «Два брата». Один из братьев окрашивает произведение в грустные, печальные тона (минор), другой — любит яркие, веселые, жизнерадостные краски (мажор).

Познакомившись со сказкой, дети легче отличают мажорное по настроению звучание музыкальное произведение от минорного.

На уроках детям предлагается выполнить следующие творческие задания:

— спеть веселую и грустную песенки или прочесть стихи по своему желанию;

— нарисовать иллюстрацию к песенке «Два кота» Тургеневой и подобрать на фортепиано песенку от ноты «соль» и «фа»

Вот забавный рыжий кот

Тот, что весело живёт. (maj)

Вот печальный чёрный кот

Грустно он, лентяй, живёт. (min);

— определить лад в песенке «Про Лизу» и нарисовать рисунок.

11. Знакомство с нотами.

Для лучшего запоминания детьми нот, преподаватель может предложить им разгадывать ребусы. Можно начинать с простых:

— найти спрятанные в словах названия нот и записать их: ли си ца, ху до жник, зем ля ника, ал фа вит, ось ми ног, ст ре коза, соль феджио, фасоль , бе ре г.

— разгадать слова, зашифрованные с помощью нот. (Приложение № 3)

— прочитать стихи, используя названия нот, выделенные слоги заменить при написании нотами в разных ключах и октавах:

Шарик, жучка и Т ре зор

Съели в ми г из ми ски.

Ре пу, ре дьку, по мидо р,

Огу ре ц, со си ски.

На по ля х не маленький и кра си вый до мик,

А живет забавный в нем очень до брый гно ми к.

Ме до м лечит до ктор ми шку,

Травку он дает зайчишке,

А ли си чка всех хит ре й –

Ей цыпленочка ско ре й!

Постепенно творческие задания можно усложнять.

12. Знакомство со знаками альтерации.

Изучая знаки альтерации на уроках музыкального инструмента, преподаватель предварительно знакомит учащихся с понятием – тон и полутон на примерах детских песенок.

Очень грустный перезвон.

Целый тон, целый тон,

Стал смелее наш трезвон!

Ой, как больно мне,

Я пожалуюсь тебе,(полутон)

А теперь совсем здоров,

Мне не надо докторов.(тон)

Преподаватель предлагает учащимся следующие творческие задания:

— подобрать эту песенку от белых клавиш, петь по ролям;

— спеть песенки про знаки альтерации:

Знак диез, знак диез,

Что он означает?

Этот знак, этот знак

Что он означает?

Этот знак, этот знак

Знак бекар, знак бекар,

Что он означает?

И диез, и бемоль – всё он отменяет.

— исполнить песенку по ролям: преподаватель – вопрос, ученик – ответ, жестами показывая направление мелодии (диез – подняться на цыпочки, бемоль – присесть, слегка согнув колени).

13. Сочинение мелодии.

В начальных классах сочинять мелодии можно начинать с простых попевок на двух, трех, четырех звуках. Преподаватель предлагает учащимся следующие творческие задания:

— сочинить мелодию на заданный текст и ритм:

Весь в иголочках.

Покружу над цветком,

Угощу ребят медком.

Строит мишка новый дом,

Много места в доме том,

В этом доме до весны,

Мишка спит и видит сны.

— сочинить слова к разучиваемым произведениям, для усвоения ритмического рисунка.

С помощью преподавателя учащиеся сочиняют слова к пьесам. Пример: «Украинская народная песня»

Мы сегодня гулять пойдем/ 2 раза

Я иду – ты идешь,

Я пою – ты поешь,
Все мы идем, все мы поём.

Пример: «Колыбельная» И.Филипп.

Баю – баю куколку качаю,

Баю – баю, кукла засыпай.

Сладкий сон придет сегодня пусть к тебе,

Завтра снова будет новый день.

Баю – баю, куколку качаю,

Баю – бай, поскорее засыпай.

В старших классах ритмические группы можно усложнять.

Пьеса «Мороженое» Э Градески.

Как же я морожено люблю,

И сегодня я его куплю,

В магазинах много продают,

Вот где вкуснятина!

Эскимо тут и пломбир тут,

Ну и вкуснятина!

Папочка, купи еще мне,

Мамочка, купи еще мне,

Папочка, купи ещё, мне мало,

Хватит! Мало… Хватит!

В. Лессер «Выходной день»

Воскресенье выходной, выходной, выходной,

И суббота тоже выходной. 2 раза

Мы в субботу в парк пойдём, и в кино пойдём,

В воскресенье мы друзей в гости ждём.

Воскресенье выходной, выходной, выходной,

И суббота выходной.

14 . Подбор по слуху.

Подбор по слуху на уроках музыкального инструмента можно начинать с первых занятий. Подбирая по слуху, преподаватель может учащимся предложить подбор простых мелодий, используя при этом 2, 3,4 звука.

— подобрать мелодию к стихотворению «Прогулка», используя два звука;

— подобрать мелодию к стихотворению «Котя – коток», используя три звука;

— подобрать мелодию к стихотворению «Василек» , используя четыре звука.

Для развития ладового слуха преподаватель может предложить ученику выполнить следующие творческие задания:

— подобрать по слуху одну мелодию в мажоре, другую – в миноре:

С неба солнышко глядит, Ночь на землю к нам сошла,

Встань, дружок, мне говорит! Ясный месяц нам зажгла.

— подобрать аккомпанемент, используя тоническую квинту.

— подобрать аккомпанемент к песенке «В траве сидел кузнечик», используя трезвучия.

Для педагога важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно проживал свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога.

Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ученик внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях.

Источник

Оцените статью