Творческий урок по фортепиано

ОТКРЫТЫЙ УРОК на тему: «Развитие музыкально-творческих навыков младшего школьника на уроке фортепиано»

ОТКРЫТЫЙ УРОК на тему: «Развитие музыкально-творческих навыков младшего школьника на уроке фортепиано»

Скачать:

Вложение Размер
ОТКРЫТЫЙ УРОК на тему: «Развитие музыкально-творческих навыков младшего школьника на уроке фортепиано» 42.54 КБ

Предварительный просмотр:

на тему: «Развитие музыкально-творческих навыков младшего школьника на уроке фортепиано»

Тип урока: комбинированный урок (закрепление изучаемого материала, обобщение и систематизация полученных знаний, мотивация на дальнейшую работу).

Вид урока: традиционный.

Цель: раскрыть для учащегося многообразие решений в работе над произведениями разных музыкальных жанров.

  • закрепить знания аппликатурных принципов и правильность исполнения гаммы для преодоления технических трудностей в исполнении музыкальных произведений;
  • закрепить навыки игры различными видами штриха (легато, стаккато, нон легато) для создания более точных образов в музыкальных произведениях;
  • закрепить умение слушать и слышать себя в процессе исполнения.
  • развивать координацию рук;
  • формировать творческую активность учащегося через различные приемы исполнения (применение разных ритмов, штрихов, создание художественных образов);
  • развивать эстетические эмоции, фантазию, воображение учащегося при исполнении музыкальных произведений.
  • воспитывать эстетический, художественный вкус;
  • воспитывать волю, усидчивость, умение управлять своим поведением;
  • повышать уровень учебной мотивации;
  • воспитывать сценическую культуру;
  • воспитывать любовь к предмету.
  • снятие мышечных зажимов;
  • правильная организация пианистического аппарата.

Основные этапы урока:

  1. организационный;
  2. контроль и проверка знаний;
  3. обобщение и систематизация пройденного на уроке;
  4. информация о домашнем задании.

Фортепиано, нотные сборники, иллюстрации и фото разных цветов и бабочек.

  1. организационный момент;
  2. подготовка пианистического аппарата;
  3. проверка знаний;
  4. работа над этюдом;
  5. физкультминутка;
  6. работа над пьесой;
  7. работа над крупной формой;
  8. заключительная часть урока.
  1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
  2. Подготовка пианистического аппарата к исполнению гамм. Выполняем с учеником упражнение «Колечки».
  3. Проверка знания мажорной гаммы, аппликатурных принципов и приёмов звукоизвлечения с последующей игрой гаммы Соль-мажор каждой рукой отдельно в 2 октавы штрихом легато, затем стаккато и нон легато.
  4. Творческие виды работы над этюдом.

Ученик поясняет значение слова «этюд», затем исполняет Этюд в темпе и характере (легко, радостно, чётко артикулируя шестнадцатые ноты в правой руке и остро восьмые в левой руке).

Чтобы выработать ровность исполнения мелкой техники педагог предлагает ученику исполнить этюд в более медленном темпе пунктирным ритмом. Затем, играя ровными шестнадцатыми штрихом стаккато в неторопливом темпе.

Обращаем внимание на динамические оттенки. Отмечаем, что автор предоставил право творческой инициативы исполнителю — подобрать самостоятельно средства выразительности для этого Этюда.

Педагог предлагает ученику применять эти приёмы для домашней работы над этюдом, используя различные средства выразительности.

  1. Физкультминутка («Мельница», «Стирка», «Бокс», «Порхающие бабочки»).
  2. Исполнение учителем произведения Н. Тороповой «Цветок и бабочки».

Вместе с учителем ученик вспоминает средства музыкальной выразительности такие, как мелодия, ритм, динамика, темп, размер, штрих.

При помощи этих знаний ученик пытается создать художественный образ следующей пьесы Н. Тороповой «Цветок и бабочки».

Пьеса разделена на две части, в одной из которых нужно чётко изобразить образ цветка (нежно, бережно, плавно, певуче), а в другой передать движение, лёгкость, свободу порхающих над цветком бабочек.

Цветок будем изображать при помощи штриха легато, соблюдения движения и динамики внутри фраз.

Бабочки – будем добиваться лёгкого, стремительного арпеджио, имитируя движения крылышек.

Для наиболее полного представления образов преподаватель предлагает ученику иллюстрации и фото разных цветов и бабочек.

В конце работы учитель предлагает ученику исполнить всю пьесу целиком с вложенным в неё содержанием.

  1. Работа над крупной формой (Н. Голубовская «Вариации»). Педагог выявляет проблемы, которые возникают у ученика при игре Вариаций. Работаем над «проблемной» частью текста, применяя различные способы произношения звуков. Так, например, в вариации № 2 верхнюю, первую из четырёх 16-х ноту удерживаем, а три последующие играем штрихом стаккато, — таким образом играем всю вариацию. Этот способ помогает выявить наиболее «слабые» места в тексте. Далее – работаем над каждой вариацией, определяем кульминацию, добиваемся завершённости каждой фразы. Определяем содержание пьесы – показ разных жанров: песня, танец, имитация игры на балалайке, смена лада из мажора – в минор; яркий, контрастный финал).

После этого вариации исполняются учеником полностью с ощущением единства музыкальной мысли. Учитель предлагает ученику закрепить пройденный на уроке материал при домашней работе.

  1. В конце урока ученик исполняет наиболее полюбившуюся из всего репертуара ему пьесу. (Мотив – концерт для гостей)
  2. Заключительная часть урока. Подведение итогов. Мотивация на дальнейшую работу. Отметка за урок и домашнее задание.
  1. Л. Шитте Этюд C-dur (25 Маленьких этюдов Соч.108, №16)
  2. Н. Торопова «Цветок и бабочки»
  3. Н. Голубовская Вариации
  4. К. Крит «Медвежонок Тедди»
  1. Упражнение «Колечки» ( Л. Смирнова)

Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — руки на столе, предплечья кверху, ладони повернуты друг к другу, пальцы врозь. Кончики больших пальцев соединить с указательными, образуя колечки. Остальные три пальца остаются выпрямленными. И далее поочередно с каждым пальцем. Колечки обеих рук приближать на расстояние 1,5–2 см, но не касаться друг друга. Затем всё в обратном порядке. То же с закрытыми глазами.
То же на каждый счет: большой палец правой руки поочередно с каждым пальцем образует колечко . Затем всё в обратном порядке.

Следить, чтобы колечко получалось круглым, а пальчики соединялись кончиками у самого ногтя, оставляя остальные три пальца выпрямленными. Вначале очень сложно сделать колечко круглым, т.е. касаться кончиками пальцев у ногтя, оставляя остальные прямыми. Можно предложить детям выполнять колечки сначала на одной руке, а другой придерживать пальцы.
Более сложный вариант: левой рукой образуют колечки, начиная с мизинца, а правой — с указательного пальца, и наоборот.
Скорость выполнения упражнения увеличивать постепенно. Еще сложнее точно рассчитать расстояние между колечками с закрытыми глазами. Однако при хорошей тренировке упражнение доступно старшим дошкольникам.
Упражнение можно считать освоенным, если дети выполняют его с закрытыми глазами под заданный счет, без напряжения и без ошибок три раза подряд.

Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад.
В упражнении «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены,
поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять и совершать движения расслабленными руками.

Пусть ученик представит, что он стирает, например, платье
для куклы. Постирал — надо стряхнуть. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо — брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками — все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле — звуки, как брызги: играешь свободными руками — звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми — они все здесь, у тебя остаются. И никто не услышит их».

Источник

Творческие задания на уроках фортепиано
методическая разработка по музыке на тему

Различные виды творческих заданий на уроке фортепиано представлены в игровой форме. Эти задания направлены на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средством его воплощения. Предназначены для работы с учениками начальных классов ДМШ.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_1.doc 900 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской

«Творческие задания на уроках

фортепиано в начальных классах»

Пояснительная записка…………………………………………3 стр.

Основная часть 4 стр.

Список литературы 12 стр.

Приложение 13 стр.

В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средством его воплощения. Передача впечатлений от музыкальных произведений осуществляется средствами живописи, речи, пластики, музицирования.

Цель – знакомство преподавателей с видами творческих заданий для учащихся начальных классов в ДШИ и ДМШ.

Задача систематизация творческих заданий для работы с учащимися на уроках фортепиано в начальных классах.

Творческие задания включают в себя развитие у детей представлений о различной высоте и продолжительности звучания музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонации, о понятиях лада, темпа, ритма, штрихов, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох.

Работа преподавателя направлена на то, чтобы способствовать общему эстетическому развитию учащихся, что в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, развивает ритм, слух, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Детям изначально присуща талантливость. Они любопытны, экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом. Для них не существует правильной и неправильно работы в красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.

Виды творческих заданий

1. Цветовое, графическое моделирование музыки , то есть передача впечатлений от прослушанного произведения средствами живописи.

Здесь выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям.

Пример: П.Чайковский «Сладкая греза» (I и III части – розовый, II часть – фиолетовый).

На уроках можно применять словесное рисование общего настроения произведения, описание природы, внешнего облика персонажа в программных произведениях, тех или иных черт его характера, сравнение, противопоставление настроений или персонажей. Пример: Д. Кабалевский «Клоуны», П. Чайковский «Старинная французская песенка».

2. Следующие творческие задания направлены на звуковысотное и тембровое восприятие музыки.

На уроках музыкального инструмента можно дать следующие творческие задания:

— «расселить» в нижнем, среднем и высоком регистрах животных (медведь, кошка, мышка, птичка). Нарисовать рисунок с этими животными.

— «расселить» животных и их детенышей в разных октавах:

Медведь (субконтроктава) – медвежонок (контроктава);

Волк (большая октава) – волчонок (малая октава);

Кошка (первая октава) – котенок (вторая октава);

Мышка (третья октава) – мышонок (четвертая октава).

В более старших классах в этих заданиях проводится параллель с инструментами симфонического оркестра (контрабас, виолончель, скрипка — струнные; (туба, тромбон, флейта – духовые и т.д.).

— Исполнение простейших песенок голосами разных персонажей. Например, песня «Лепешки» (пекарь, бабушка, мама, сестренка).

3. Пластическое интонирование – одна из возможностей «проживания образов», когда любой жест, движение становится формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.

На уроках можно поиграть в дирижера – человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным «инструментом», как оркестр.

Исполнение музыки движением раскрепощает детей и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь».

Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловил эти изменения ребенок, а значит, настолько он был внимателен. Очень удобным для музыкального сопровождения музыкальное произведение Л. Бетховена «К Элизе».

Кроме этого, на уроках мы танцуем, исполняя импровизации.

4. Инструментальное музицирование – творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах (барабан, бубен, маракас, треугольник, металлофон и т. д). Инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокальным исполнением и импровизацией.

Приобщая детей к музыке через музицирование необходимо помнить следующее:

  • ученик действует так, как подсказывает его музыкальная интуиция;
  • преподаватель помогает выбрать инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
  • преподаватель помогает найти ученику прием исполнения.

Игра на инструментах – интересная, полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его, и вызвать стремление к собственному творчеству. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у ребенка, желание попробовать свои силы, потому что эта деятельность важна для творческого развития.

5. Создание «звуковой картины».

Во время творческого процесса преподаватель и ученик сидят за инструментом. Преподаватель рассказывает историю про дождь и грозу:

— Светит солнце – звучит мажорное трезвучие;

— Вдруг набегают тучи – звучит минорное трезвучие;

— Капает легкий грибной дождь – преподаватель исполняет разные звуки на staccato в верхнем регистре;

— Дождь усиливается – музыка звучит громче, быстрее;

— Вдруг пошел град – в исполнении изменяется регистр;

— Гром – преподаватель или ученик ударяет кулачком в нижнем регистре;

— Дождь постепенно стихает и заканчивается.

Все игровые приемы повторяются в обратном порядке.

— На небе появляется радуга – звучит мажорное трезвучие.

Подобным образом можно озвучить картину ночного неба.

6. Знакомство с направлением мелодии.

На уроках можно пользоваться «волшебной» лесенкой и игрушками. Порядок заданий должен быть построен от простого к сложному в пределах октавы. Задания сопровождаются стихотворным текстом.

а) «Девочка и песик»

Я шагаю вверх, Я шагаю вниз,

Я иду домой, Я иду домой

Дом мой наверху Домик мой внизу,

Здесь я отдохну. Здесь я отдохну .

б) « Я гуляю во дворе»

Я гуляю во дворе

Вижу домик на горе.

Я по лесенке взберусь

И в окошко постучусь.

7. Работа над ритмом.

Ритм рассматривается как один из основных элементов выразительности мелодии, заключающийся в закономерном чередовании звуков различной длительности. Пользуясь ритмизацией стиха и лесенкой, даже самый скромный по своим возможностям ученик способен выучить любую одноголосную песенку. Разучивание песенки начинается с ритмизации стиха. Можно выделить два этапа данной формы работы:

  1. Проговаривание стихов с выделением ударных слогов.
  2. Прохлопывание ритмического рисунка «умными» ладошками.

Короткие длительности — хлопаем;

Очень долгие — руки на пояс.

Далее на нотоносце можно расположить пуговицами ноты, а затем карточками ритмический рисунок.

Первым творческим заданием по освоению ритма предлагается игра «Имена». Ребенок должен хлопками изобразить ритмические рисунки своего имени, имен родителей, друзей. Ударный слог – самый протяжный, поэтому от учеников пропевать его голосом и тянуть ладошками: « О – ля», «ма – РИ – на», «Ка – те — РИ – на», «НАС – тень – ка».

По той же схеме выполняются игры «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Сказочные герои», «Транспорт» и т.д.

Знакомясь с длительностями нот преподаватель просит помочь ученика поиграть на ноте соль второй октавы восьмыми, четвертными, половинными и целыми отрывок из пьесы П.Чайковского «Старинная французская песенка».

Более сложные творческие задания предполагают знание длительностей нот. (Приложение № 1. Задания № 1, 2)

8. Знакомство с динамическими оттенками.

На примере «Сказки о коте Василии» происходит знакомство с динамическими оттенками. (Приложение № 2)

На уроках музыкального инструмента можно использовать следующие творческие задания:

— заменить динамические оттенки на обычные слова, выразительно читая сказку и изображая пластикой действия персонажей;

— спеть громкую и тихую песенки – «Веселые путешественники», «Колыбельная».

Играя пьесы по специальности, «раскрасить» их динамическими оттенками с помощью карточек.

Читать стихотворение «Арбуз» с крещендо и диминуэндо:

а) crescendo к концу; б) diminuendo к концу; в) crescendo к середине.

Кроме того, детям нравится игра «Прятки», где преподаватель прячет в классе игрушку, а ученик ищет ее, внимательно прислушиваясь к громкости музыкального произведения: громко – тихо (горячо – холодно).

9. Знакомство со штрихами.

Ребенку предлагается пофантазировать и вспомнить примеры из жизни, когда какие-то действия или явления природы похожие на штрихи legato, non legato, staccato (тиканье часов, дождик, поступь солдат, катание на лыжах и т.д.) можно нарисовать).

Яркими примерами творческих заданий является стихотворная загадка:

Зайчик прыгает легато,

Лодка плавает стаккато,

Верно говорю, ребята?

Дятел долбит сук легато,

Самолет летит стаккато,

Нон легато плывет рыбка,

Здесь, по-моему, ошибка?

Ребенок активно «разоблачает» ошибки и телодвижением пытается доказать абсурдность текста. При повторном прочтении ошибки исправляются и предлагается движениями рук изобразить действия по тексту.

10. Знакомство с мажорным и минорным ладом.

С понятием лад мы знакомимся на материале сказки «Два брата». Один из братьев окрашивает произведение в грустные, печальные тона (минор), другой — любит яркие, веселые, жизнерадостные краски (мажор).

Познакомившись со сказкой, дети легче отличают мажорное по настроению звучание музыкальное произведение от минорного.

На уроках детям предлагается выполнить следующие творческие задания:

— спеть веселую и грустную песенки или прочесть стихи по своему желанию;

— нарисовать иллюстрацию к песенке «Два кота» Тургеневой и подобрать на фортепиано песенку от ноты «соль» и «фа»

Вот забавный рыжий кот

Тот, что весело живёт. (maj)

Вот печальный чёрный кот

Грустно он, лентяй, живёт. (min);

— определить лад в песенке «Про Лизу» и нарисовать рисунок.

11. Знакомство с нотами.

Для лучшего запоминания детьми нот, преподаватель может предложить им разгадывать ребусы. Можно начинать с простых:

— найти спрятанные в словах названия нот и записать их: ли си ца, ху до жник, зем ля ника, ал фа вит, ось ми ног, ст ре коза, соль феджио, фасоль , бе ре г.

— разгадать слова, зашифрованные с помощью нот. (Приложение № 3)

— прочитать стихи, используя названия нот, выделенные слоги заменить при написании нотами в разных ключах и октавах:

Шарик, жучка и Т ре зор

Съели в ми г из ми ски.

Ре пу, ре дьку, по мидо р,

Огу ре ц, со си ски.

На по ля х не маленький и кра си вый до мик,

А живет забавный в нем очень до брый гно ми к.

Ме до м лечит до ктор ми шку,

Травку он дает зайчишке,

А ли си чка всех хит ре й –

Ей цыпленочка ско ре й!

Постепенно творческие задания можно усложнять.

12. Знакомство со знаками альтерации.

Изучая знаки альтерации на уроках музыкального инструмента, преподаватель предварительно знакомит учащихся с понятием – тон и полутон на примерах детских песенок.

Очень грустный перезвон.

Целый тон, целый тон,

Стал смелее наш трезвон!

Ой, как больно мне,

Я пожалуюсь тебе, (полутон)

А теперь совсем здоров,

Мне не надо докторов. (тон)

Преподаватель предлагает учащимся следующие творческие задания:

— подобрать эту песенку от белых клавиш, петь по ролям;

— спеть песенки про знаки альтерации:

Знак диез, знак диез,

Что он означает?

Этот знак, этот знак

Что он означает?

Этот знак, этот знак

Знак бекар, знак бекар,

Что он означает?

И диез, и бемоль – всё он отменяет.

— исполнить песенку по ролям: преподаватель – вопрос, ученик – ответ, жестами показывая направление мелодии (диез – подняться на цыпочки, бемоль – присесть, слегка согнув колени).

13. Сочинение мелодии.

В начальных классах сочинять мелодии можно начинать с простых попевок на двух, трех, четырех звуках. Преподаватель предлагает учащимся следующие творческие задания:

— сочинить мелодию на заданный текст и ритм:

Весь в иголочках.

Покружу над цветком,

Угощу ребят медком.

Строит мишка новый дом,

Много места в доме том,

В этом доме до весны,

Мишка спит и видит сны.

— сочинить слова к разучиваемым произведениям, для усвоения ритмического рисунка.

С помощью преподавателя учащиеся сочиняют слова к пьесам , например, к украинской народной песне:

Мы сегодня гулять пойдем/ 2 раза

Я иду – ты идешь,

Я пою – ты поешь,
Все мы идем, все мы поём.

Р. Филипп. «Колыбельная»

Баю – баю, куколку качаю,

Баю – баю, кукла засыпай.

Сладкий сон придет сегодня пусть к тебе,

Завтра снова будет новый день.

Баю – баю, куколку качаю,

Баю – бай, поскорее засыпай.

Э. Градески. «Мороженое»

Как же я морожено люблю,

И сегодня я его куплю,

В магазинах много продают,

Вот где вкуснятина!

Эскимо тут и пломбир тут,

Ну и вкуснятина!

Папочка, купи еще мне,

Мамочка, купи еще мне,

Папочка, купи ещё, мне мало,

Хватит! Мало… Хватит!

В. Лессер «Выходной день»

Воскресенье выходной, выходной, выходной,

И суббота тоже выходной. 2 раза

Мы в субботу в парк пойдём, и в кино пойдём,

В воскресенье мы друзей в гости ждём.

Воскресенье выходной, выходной, выходной,

И суббота выходной.

14. Подбор по слуху.

Подбор по слуху на уроках музыкального инструмента можно начинать с первых занятий. Подбирая по слуху, преподаватель может учащимся предложить подбор простых мелодий, используя при этом 2, 3,4 звука.

— подобрать мелодию к стихотворению «Прогулка», используя два звука;

— подобрать мелодию к стихотворению «Котя-коток», используя три звука;

— подобрать мелодию к стихотворению «Василек», используя четыре звука.

Для развития ладового слуха преподаватель может предложить ученику выполнить следующие творческие задания:

— подобрать по слуху одну мелодию в мажоре, другую – в миноре:

С неба солнышко глядит, Ночь на землю к нам сошла,

Встань, дружок, мне говорит! Ясный месяц нам зажгла.

— подобрать аккомпанемент, используя тоническую квинту.

— подобрать аккомпанемент к песенке «В траве сидел кузнечик», используя трезвучия.

Для педагога важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно проживал свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога.

Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ученик внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях.

Важно развивать с самых первых занятий с ребенком его творческие

способности, его эмоциональность, его фантазию и воображение. Понятно, что введение в урок игровых методов обучения способствует гармоничному развитию юного музыканта.

Источник

Оцените статью