ОТКРЫТЫЙ УРОК на тему: «Развитие музыкально-творческих навыков младшего школьника на уроке фортепиано»
ОТКРЫТЫЙ УРОК на тему: «Развитие музыкально-творческих навыков младшего школьника на уроке фортепиано»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОТКРЫТЫЙ УРОК на тему: «Развитие музыкально-творческих навыков младшего школьника на уроке фортепиано» | 42.54 КБ |
Предварительный просмотр:
на тему: «Развитие музыкально-творческих навыков младшего школьника на уроке фортепиано»
Тип урока: комбинированный урок (закрепление изучаемого материала, обобщение и систематизация полученных знаний, мотивация на дальнейшую работу).
Вид урока: традиционный.
Цель: раскрыть для учащегося многообразие решений в работе над произведениями разных музыкальных жанров.
- закрепить знания аппликатурных принципов и правильность исполнения гаммы для преодоления технических трудностей в исполнении музыкальных произведений;
- закрепить навыки игры различными видами штриха (легато, стаккато, нон легато) для создания более точных образов в музыкальных произведениях;
- закрепить умение слушать и слышать себя в процессе исполнения.
- развивать координацию рук;
- формировать творческую активность учащегося через различные приемы исполнения (применение разных ритмов, штрихов, создание художественных образов);
- развивать эстетические эмоции, фантазию, воображение учащегося при исполнении музыкальных произведений.
- воспитывать эстетический, художественный вкус;
- воспитывать волю, усидчивость, умение управлять своим поведением;
- повышать уровень учебной мотивации;
- воспитывать сценическую культуру;
- воспитывать любовь к предмету.
- снятие мышечных зажимов;
- правильная организация пианистического аппарата.
Основные этапы урока:
- организационный;
- контроль и проверка знаний;
- обобщение и систематизация пройденного на уроке;
- информация о домашнем задании.
Фортепиано, нотные сборники, иллюстрации и фото разных цветов и бабочек.
- организационный момент;
- подготовка пианистического аппарата;
- проверка знаний;
- работа над этюдом;
- физкультминутка;
- работа над пьесой;
- работа над крупной формой;
- заключительная часть урока.
- Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
- Подготовка пианистического аппарата к исполнению гамм. Выполняем с учеником упражнение «Колечки».
- Проверка знания мажорной гаммы, аппликатурных принципов и приёмов звукоизвлечения с последующей игрой гаммы Соль-мажор каждой рукой отдельно в 2 октавы штрихом легато, затем стаккато и нон легато.
- Творческие виды работы над этюдом.
Ученик поясняет значение слова «этюд», затем исполняет Этюд в темпе и характере (легко, радостно, чётко артикулируя шестнадцатые ноты в правой руке и остро восьмые в левой руке).
Чтобы выработать ровность исполнения мелкой техники педагог предлагает ученику исполнить этюд в более медленном темпе пунктирным ритмом. Затем, играя ровными шестнадцатыми штрихом стаккато в неторопливом темпе.
Обращаем внимание на динамические оттенки. Отмечаем, что автор предоставил право творческой инициативы исполнителю — подобрать самостоятельно средства выразительности для этого Этюда.
Педагог предлагает ученику применять эти приёмы для домашней работы над этюдом, используя различные средства выразительности.
- Физкультминутка («Мельница», «Стирка», «Бокс», «Порхающие бабочки»).
- Исполнение учителем произведения Н. Тороповой «Цветок и бабочки».
Вместе с учителем ученик вспоминает средства музыкальной выразительности такие, как мелодия, ритм, динамика, темп, размер, штрих.
При помощи этих знаний ученик пытается создать художественный образ следующей пьесы Н. Тороповой «Цветок и бабочки».
Пьеса разделена на две части, в одной из которых нужно чётко изобразить образ цветка (нежно, бережно, плавно, певуче), а в другой передать движение, лёгкость, свободу порхающих над цветком бабочек.
Цветок будем изображать при помощи штриха легато, соблюдения движения и динамики внутри фраз.
Бабочки – будем добиваться лёгкого, стремительного арпеджио, имитируя движения крылышек.
Для наиболее полного представления образов преподаватель предлагает ученику иллюстрации и фото разных цветов и бабочек.
В конце работы учитель предлагает ученику исполнить всю пьесу целиком с вложенным в неё содержанием.
- Работа над крупной формой (Н. Голубовская «Вариации»). Педагог выявляет проблемы, которые возникают у ученика при игре Вариаций. Работаем над «проблемной» частью текста, применяя различные способы произношения звуков. Так, например, в вариации № 2 верхнюю, первую из четырёх 16-х ноту удерживаем, а три последующие играем штрихом стаккато, — таким образом играем всю вариацию. Этот способ помогает выявить наиболее «слабые» места в тексте. Далее – работаем над каждой вариацией, определяем кульминацию, добиваемся завершённости каждой фразы. Определяем содержание пьесы – показ разных жанров: песня, танец, имитация игры на балалайке, смена лада из мажора – в минор; яркий, контрастный финал).
После этого вариации исполняются учеником полностью с ощущением единства музыкальной мысли. Учитель предлагает ученику закрепить пройденный на уроке материал при домашней работе.
- В конце урока ученик исполняет наиболее полюбившуюся из всего репертуара ему пьесу. (Мотив – концерт для гостей)
- Заключительная часть урока. Подведение итогов. Мотивация на дальнейшую работу. Отметка за урок и домашнее задание.
- Л. Шитте Этюд C-dur (25 Маленьких этюдов Соч.108, №16)
- Н. Торопова «Цветок и бабочки»
- Н. Голубовская Вариации
- К. Крит «Медвежонок Тедди»
- Упражнение «Колечки» ( Л. Смирнова)
Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.
Содержание и техника исполнения
И.п. — руки на столе, предплечья кверху, ладони повернуты друг к другу, пальцы врозь. Кончики больших пальцев соединить с указательными, образуя колечки. Остальные три пальца остаются выпрямленными. И далее поочередно с каждым пальцем. Колечки обеих рук приближать на расстояние 1,5–2 см, но не касаться друг друга. Затем всё в обратном порядке. То же с закрытыми глазами.
То же на каждый счет: большой палец правой руки поочередно с каждым пальцем образует колечко . Затем всё в обратном порядке.
Следить, чтобы колечко получалось круглым, а пальчики соединялись кончиками у самого ногтя, оставляя остальные три пальца выпрямленными. Вначале очень сложно сделать колечко круглым, т.е. касаться кончиками пальцев у ногтя, оставляя остальные прямыми. Можно предложить детям выполнять колечки сначала на одной руке, а другой придерживать пальцы.
Более сложный вариант: левой рукой образуют колечки, начиная с мизинца, а правой — с указательного пальца, и наоборот.
Скорость выполнения упражнения увеличивать постепенно. Еще сложнее точно рассчитать расстояние между колечками с закрытыми глазами. Однако при хорошей тренировке упражнение доступно старшим дошкольникам.
Упражнение можно считать освоенным, если дети выполняют его с закрытыми глазами под заданный счет, без напряжения и без ошибок три раза подряд.
Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад.
В упражнении «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены,
поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять и совершать движения расслабленными руками.
Пусть ученик представит, что он стирает, например, платье
для куклы. Постирал — надо стряхнуть. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо — брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками — все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле — звуки, как брызги: играешь свободными руками — звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми — они все здесь, у тебя остаются. И никто не услышит их».
Источник
Творческие задания на уроках фортепиано
методическая разработка по музыке на тему
Различные виды творческих заданий на уроке фортепиано представлены в игровой форме. Эти задания направлены на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средством его воплощения. Предназначены для работы с учениками начальных классов ДМШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_1.doc | 900 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской
«Творческие задания на уроках
фортепиано в начальных классах»
Пояснительная записка…………………………………………3 стр.
Основная часть 4 стр.
Список литературы 12 стр.
Приложение 13 стр.
В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средством его воплощения. Передача впечатлений от музыкальных произведений осуществляется средствами живописи, речи, пластики, музицирования.
Цель – знакомство преподавателей с видами творческих заданий для учащихся начальных классов в ДШИ и ДМШ.
Задача систематизация творческих заданий для работы с учащимися на уроках фортепиано в начальных классах.
Творческие задания включают в себя развитие у детей представлений о различной высоте и продолжительности звучания музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонации, о понятиях лада, темпа, ритма, штрихов, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох.
Работа преподавателя направлена на то, чтобы способствовать общему эстетическому развитию учащихся, что в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, развивает ритм, слух, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
Детям изначально присуща талантливость. Они любопытны, экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом. Для них не существует правильной и неправильно работы в красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
Виды творческих заданий
1. Цветовое, графическое моделирование музыки , то есть передача впечатлений от прослушанного произведения средствами живописи.
Здесь выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям.
Пример: П.Чайковский «Сладкая греза» (I и III части – розовый, II часть – фиолетовый).
На уроках можно применять словесное рисование общего настроения произведения, описание природы, внешнего облика персонажа в программных произведениях, тех или иных черт его характера, сравнение, противопоставление настроений или персонажей. Пример: Д. Кабалевский «Клоуны», П. Чайковский «Старинная французская песенка».
2. Следующие творческие задания направлены на звуковысотное и тембровое восприятие музыки.
На уроках музыкального инструмента можно дать следующие творческие задания:
— «расселить» в нижнем, среднем и высоком регистрах животных (медведь, кошка, мышка, птичка). Нарисовать рисунок с этими животными.
— «расселить» животных и их детенышей в разных октавах:
Медведь (субконтроктава) – медвежонок (контроктава);
Волк (большая октава) – волчонок (малая октава);
Кошка (первая октава) – котенок (вторая октава);
Мышка (третья октава) – мышонок (четвертая октава).
В более старших классах в этих заданиях проводится параллель с инструментами симфонического оркестра (контрабас, виолончель, скрипка — струнные; (туба, тромбон, флейта – духовые и т.д.).
— Исполнение простейших песенок голосами разных персонажей. Например, песня «Лепешки» (пекарь, бабушка, мама, сестренка).
3. Пластическое интонирование – одна из возможностей «проживания образов», когда любой жест, движение становится формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
На уроках можно поиграть в дирижера – человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным «инструментом», как оркестр.
Исполнение музыки движением раскрепощает детей и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь».
Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловил эти изменения ребенок, а значит, настолько он был внимателен. Очень удобным для музыкального сопровождения музыкальное произведение Л. Бетховена «К Элизе».
Кроме этого, на уроках мы танцуем, исполняя импровизации.
4. Инструментальное музицирование – творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах (барабан, бубен, маракас, треугольник, металлофон и т. д). Инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокальным исполнением и импровизацией.
Приобщая детей к музыке через музицирование необходимо помнить следующее:
- ученик действует так, как подсказывает его музыкальная интуиция;
- преподаватель помогает выбрать инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
- преподаватель помогает найти ученику прием исполнения.
Игра на инструментах – интересная, полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его, и вызвать стремление к собственному творчеству. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у ребенка, желание попробовать свои силы, потому что эта деятельность важна для творческого развития.
5. Создание «звуковой картины».
Во время творческого процесса преподаватель и ученик сидят за инструментом. Преподаватель рассказывает историю про дождь и грозу:
— Светит солнце – звучит мажорное трезвучие;
— Вдруг набегают тучи – звучит минорное трезвучие;
— Капает легкий грибной дождь – преподаватель исполняет разные звуки на staccato в верхнем регистре;
— Дождь усиливается – музыка звучит громче, быстрее;
— Вдруг пошел град – в исполнении изменяется регистр;
— Гром – преподаватель или ученик ударяет кулачком в нижнем регистре;
— Дождь постепенно стихает и заканчивается.
Все игровые приемы повторяются в обратном порядке.
— На небе появляется радуга – звучит мажорное трезвучие.
Подобным образом можно озвучить картину ночного неба.
6. Знакомство с направлением мелодии.
На уроках можно пользоваться «волшебной» лесенкой и игрушками. Порядок заданий должен быть построен от простого к сложному в пределах октавы. Задания сопровождаются стихотворным текстом.
а) «Девочка и песик»
Я шагаю вверх, Я шагаю вниз,
Я иду домой, Я иду домой
Дом мой наверху Домик мой внизу,
Здесь я отдохну. Здесь я отдохну .
б) « Я гуляю во дворе»
Я гуляю во дворе
Вижу домик на горе.
Я по лесенке взберусь
И в окошко постучусь.
7. Работа над ритмом.
Ритм рассматривается как один из основных элементов выразительности мелодии, заключающийся в закономерном чередовании звуков различной длительности. Пользуясь ритмизацией стиха и лесенкой, даже самый скромный по своим возможностям ученик способен выучить любую одноголосную песенку. Разучивание песенки начинается с ритмизации стиха. Можно выделить два этапа данной формы работы:
- Проговаривание стихов с выделением ударных слогов.
- Прохлопывание ритмического рисунка «умными» ладошками.
Короткие длительности — хлопаем;
Очень долгие — руки на пояс.
Далее на нотоносце можно расположить пуговицами ноты, а затем карточками ритмический рисунок.
Первым творческим заданием по освоению ритма предлагается игра «Имена». Ребенок должен хлопками изобразить ритмические рисунки своего имени, имен родителей, друзей. Ударный слог – самый протяжный, поэтому от учеников пропевать его голосом и тянуть ладошками: « О – ля», «ма – РИ – на», «Ка – те — РИ – на», «НАС – тень – ка».
По той же схеме выполняются игры «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Сказочные герои», «Транспорт» и т.д.
Знакомясь с длительностями нот преподаватель просит помочь ученика поиграть на ноте соль второй октавы восьмыми, четвертными, половинными и целыми отрывок из пьесы П.Чайковского «Старинная французская песенка».
Более сложные творческие задания предполагают знание длительностей нот. (Приложение № 1. Задания № 1, 2)
8. Знакомство с динамическими оттенками.
На примере «Сказки о коте Василии» происходит знакомство с динамическими оттенками. (Приложение № 2)
На уроках музыкального инструмента можно использовать следующие творческие задания:
— заменить динамические оттенки на обычные слова, выразительно читая сказку и изображая пластикой действия персонажей;
— спеть громкую и тихую песенки – «Веселые путешественники», «Колыбельная».
Играя пьесы по специальности, «раскрасить» их динамическими оттенками с помощью карточек.
Читать стихотворение «Арбуз» с крещендо и диминуэндо:
а) crescendo к концу; б) diminuendo к концу; в) crescendo к середине.
Кроме того, детям нравится игра «Прятки», где преподаватель прячет в классе игрушку, а ученик ищет ее, внимательно прислушиваясь к громкости музыкального произведения: громко – тихо (горячо – холодно).
9. Знакомство со штрихами.
Ребенку предлагается пофантазировать и вспомнить примеры из жизни, когда какие-то действия или явления природы похожие на штрихи legato, non legato, staccato (тиканье часов, дождик, поступь солдат, катание на лыжах и т.д.) можно нарисовать).
Яркими примерами творческих заданий является стихотворная загадка:
Зайчик прыгает легато,
Лодка плавает стаккато,
Верно говорю, ребята?
Дятел долбит сук легато,
Самолет летит стаккато,
Нон легато плывет рыбка,
Здесь, по-моему, ошибка?
Ребенок активно «разоблачает» ошибки и телодвижением пытается доказать абсурдность текста. При повторном прочтении ошибки исправляются и предлагается движениями рук изобразить действия по тексту.
10. Знакомство с мажорным и минорным ладом.
С понятием лад мы знакомимся на материале сказки «Два брата». Один из братьев окрашивает произведение в грустные, печальные тона (минор), другой — любит яркие, веселые, жизнерадостные краски (мажор).
Познакомившись со сказкой, дети легче отличают мажорное по настроению звучание музыкальное произведение от минорного.
На уроках детям предлагается выполнить следующие творческие задания:
— спеть веселую и грустную песенки или прочесть стихи по своему желанию;
— нарисовать иллюстрацию к песенке «Два кота» Тургеневой и подобрать на фортепиано песенку от ноты «соль» и «фа»
Вот забавный рыжий кот
Тот, что весело живёт. (maj)
Вот печальный чёрный кот
Грустно он, лентяй, живёт. (min);
— определить лад в песенке «Про Лизу» и нарисовать рисунок.
11. Знакомство с нотами.
Для лучшего запоминания детьми нот, преподаватель может предложить им разгадывать ребусы. Можно начинать с простых:
— найти спрятанные в словах названия нот и записать их: ли си ца, ху до жник, зем ля ника, ал фа вит, ось ми ног, ст ре коза, соль феджио, фасоль , бе ре г.
— разгадать слова, зашифрованные с помощью нот. (Приложение № 3)
— прочитать стихи, используя названия нот, выделенные слоги заменить при написании нотами в разных ключах и октавах:
Шарик, жучка и Т ре зор
Съели в ми г из ми ски.
Ре пу, ре дьку, по мидо р,
Огу ре ц, со си ски.
На по ля х не маленький и кра си вый до мик,
А живет забавный в нем очень до брый гно ми к.
Ме до м лечит до ктор ми шку,
Травку он дает зайчишке,
А ли си чка всех хит ре й –
Ей цыпленочка ско ре й!
Постепенно творческие задания можно усложнять.
12. Знакомство со знаками альтерации.
Изучая знаки альтерации на уроках музыкального инструмента, преподаватель предварительно знакомит учащихся с понятием – тон и полутон на примерах детских песенок.
Очень грустный перезвон.
Целый тон, целый тон,
Стал смелее наш трезвон!
Ой, как больно мне,
Я пожалуюсь тебе, (полутон)
А теперь совсем здоров,
Мне не надо докторов. (тон)
Преподаватель предлагает учащимся следующие творческие задания:
— подобрать эту песенку от белых клавиш, петь по ролям;
— спеть песенки про знаки альтерации:
Знак диез, знак диез,
Что он означает?
Этот знак, этот знак
Что он означает?
Этот знак, этот знак
Знак бекар, знак бекар,
Что он означает?
И диез, и бемоль – всё он отменяет.
— исполнить песенку по ролям: преподаватель – вопрос, ученик – ответ, жестами показывая направление мелодии (диез – подняться на цыпочки, бемоль – присесть, слегка согнув колени).
13. Сочинение мелодии.
В начальных классах сочинять мелодии можно начинать с простых попевок на двух, трех, четырех звуках. Преподаватель предлагает учащимся следующие творческие задания:
— сочинить мелодию на заданный текст и ритм:
Весь в иголочках.
Покружу над цветком,
Угощу ребят медком.
Строит мишка новый дом,
Много места в доме том,
В этом доме до весны,
Мишка спит и видит сны.
— сочинить слова к разучиваемым произведениям, для усвоения ритмического рисунка.
С помощью преподавателя учащиеся сочиняют слова к пьесам , например, к украинской народной песне:
Мы сегодня гулять пойдем/ 2 раза
Я иду – ты идешь,
Я пою – ты поешь,
Все мы идем, все мы поём.
Р. Филипп. «Колыбельная»
Баю – баю, куколку качаю,
Баю – баю, кукла засыпай.
Сладкий сон придет сегодня пусть к тебе,
Завтра снова будет новый день.
Баю – баю, куколку качаю,
Баю – бай, поскорее засыпай.
Э. Градески. «Мороженое»
Как же я морожено люблю,
И сегодня я его куплю,
В магазинах много продают,
Вот где вкуснятина!
Эскимо тут и пломбир тут,
Ну и вкуснятина!
Папочка, купи еще мне,
Мамочка, купи еще мне,
Папочка, купи ещё, мне мало,
Хватит! Мало… Хватит!
В. Лессер «Выходной день»
Воскресенье выходной, выходной, выходной,
И суббота тоже выходной. 2 раза
Мы в субботу в парк пойдём, и в кино пойдём,
В воскресенье мы друзей в гости ждём.
Воскресенье выходной, выходной, выходной,
И суббота выходной.
14. Подбор по слуху.
Подбор по слуху на уроках музыкального инструмента можно начинать с первых занятий. Подбирая по слуху, преподаватель может учащимся предложить подбор простых мелодий, используя при этом 2, 3,4 звука.
— подобрать мелодию к стихотворению «Прогулка», используя два звука;
— подобрать мелодию к стихотворению «Котя-коток», используя три звука;
— подобрать мелодию к стихотворению «Василек», используя четыре звука.
Для развития ладового слуха преподаватель может предложить ученику выполнить следующие творческие задания:
— подобрать по слуху одну мелодию в мажоре, другую – в миноре:
С неба солнышко глядит, Ночь на землю к нам сошла,
Встань, дружок, мне говорит! Ясный месяц нам зажгла.
— подобрать аккомпанемент, используя тоническую квинту.
— подобрать аккомпанемент к песенке «В траве сидел кузнечик», используя трезвучия.
Для педагога важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно проживал свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога.
Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ученик внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях.
Важно развивать с самых первых занятий с ребенком его творческие
способности, его эмоциональность, его фантазию и воображение. Понятно, что введение в урок игровых методов обучения способствует гармоничному развитию юного музыканта.
Источник