- Зачем на пианино педали?
- Как называются педали на фортепиано?
- Зачем у пианино три педали?
- Какое пианино купить лучше: 2-х или 3-х педальное?
- Зачем нужны педали на пианино?
- Особенности
- Назначение левой педали
- Для чего нужна средняя?
- Роль правой педали
- Как пользоваться?
- Зачем пианино 3-я педаль?
- Какое пианино лучше купить: двух- или трехпедальное?
- Функция третьей педали на пианино
- Отрицательный эффект от использования третьей педали
Зачем на пианино педали?
Фортепиано – инструмент со сложным устройством, включающим не только корпус, клавиатуру и внутреннюю механику, но и, в отличие от синтезатора, такие важные детали, как ножные педали. Последние создавались мастерами с целью регулирования тембра и громкости звучания инструмента. Педальное устройство располагается у клавишных инструментов внизу – на уровне ног музыканта.
Как называются педали на фортепиано?
- правая (её также обозначают«форте»);
- левая («пиано»);
- средняя.
Три основных ножных педали в некоторых инструментах дополняются задерживающей педалью сустейна. Её часто можно встретить у продукции американских производителей.
Зачем у пианино три педали?
А теперь кратко расскажем, зачем нужны педали на пианино, что они делают и как правильно пользоваться ими.
- Правая (первая, «форте») призвана усиливать звук. В устройстве каждой клавиши есть специальный элемент (демпфер), который заглушает звук сразу, как только вы убираете с неё палец. Если же вы нажмёте педаль форте, действие демпферов прекратится и пианино будет звучать, даже когда исполнитель отнимет руку от клавиатуры.
- Левая педаль (она же вторая, «пиано») функционирует на клавишных инструментах по-разному. На пианино она придвигает молоточки к струнам, смягчая силу удара. Когда играете на рояле, разница в том, что нажатие «пиано» сдвигает внутренний механизм вправо, за счёт чего молоточек каждой клавиши ударяет лишь по двум струнам из положенных трёх. Зачем нужна левая педаль? Она задействуется, когда нужно сбавить громкость, приглушить тембр звука. Как видите, первые две педали при нажатия дают прямо противоположный эффект.
- Средняя или третья педаль приводит в действие модератор. Это миниатюрное устройство вроде перегородки между струной и молоточком. Когда «перегородка» опускается, льющаяся мелодия становится очень тихой. Если вы не обучаетесь игре в музыкальной школе, а часто упражняетесь на фортепиано дома, ничего не остаётся, как использовать среднюю педаль часто – чтобы никому не мешать.
Источник
Какое пианино купить лучше: 2-х или 3-х педальное?
Очень часто покупатели задаются этим вопросом, особенно когда речь идет не о новом инструменте. Дело в том, что массовое производство 3-х педальных пианино было налажено начиная с 1980 года. До этого момента в основном выпускались 2-х педальные инструменты, за исключением некоторых концертных моделей.
В принципе, разницы нет никакой, возьмете вы 2-х или 3-х педальный инструмент.
Отметим сразу, что данная тема касается именно пианино, наличие третьей педали у рояля — это совсем иное. Но не будем сейчас вдаваться в тонкости фортепианного исполнительства, скажем лишь, что третьей педалью на рояле иногда пользуются пианисты очень высокого уровня. Но и это не обязательно.
А вот 3-я педаль на пианино – совсем иное дело. Это модератор. Глушитель звука, выражаясь простым языком. То есть, между рядом молоточков, ударяющих по струнам при нажатии клавиш, опускается специальная планка к которой прикреплено сукно, и молоточек бьет по струне уже через это самое сукно. Звук в результате сильно приглушается.
Появилось такое приспособление благодаря возникшему на него спросу. Именно во второй половине двадцатого века во многих странах возникла проблема слышимости соседей, поэтому домашние занятия на пианино стали частенько мешать людям, живущим за стеной. Вот производители и разработали, а точнее перешли на потоковый выпуск пианино с третьей педалью, модератором.
Конечно, покой соседей – это важно, но есть ли толк от занятий при нажатом модераторе?
К сожалению, толку от таких занятий становится не много. Звук сильно приглушается, и мы не можем услышать чистого фортепианного звучания. Тогда к чему эти занятия, если мы плохо слышим, что исполняем? Клавиатура становится менее управляемой, и это мягко выражаясь. Данный момент совсем не положительный для развития техники. Тогда пусть лучше соседи потерпят, если мы будем заниматься в разрешенное законом время, ведь мы же терпим их постоянные ремонты, сверления и прочие радости, с этим связанные. А музыку всегда приятнее слушать, просто не все соседи это понимают.
Итак, если толку от 3-й педали нет, то и зацикливаться на ее присутствии вовсе не обязательно. Конечно, кто-то может справедливо заметить, что иногда очень хочется совсем поздно чуть-чуть позаниматься, и это лучше, чем не заниматься вообще, пусть даже на приглушенном звуке. Что ж, вполне справедливое замечание. Возможно, именно в этом случае 3-я педаль и не будет лишней. А так, по большому счету, какой-либо серьезной музыкальной функциональности она не несет.
Источник
Зачем нужны педали на пианино?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Фортепиано или пианино – это инструмент, имеющий непростое устройство. Оно включает корпус, клавиатуру и многое другое. Этот музыкальный инструмент изобрели еще в начале 1700-х годов. Педали же стали использоваться к концу XVIII века. А придумали их два англичанина. Изобретение правого педального механизма «форте» принадлежит Бейеру, а левого – «пиано» – Броудвуду.
Особенности
Педальный механизм инструмента – это рычаги, которые управляются при помощи ног. В настоящее время на пианино устанавливается от 2-х до 2-х педальных механизмов. Они были созданы для изменения звучания струн и имеют важное значение.
А ранее, до создания педальных механизмов, пользовались выдвижными рычагами, которые управлялись коленями.
На рояле или фортепиано такое устройство влияет на тембр звука, его продолжительность, громкость и динамику. Другими словами, они увеличивают выразительность звучания инструмента и украшают музыку. Именно благодаря им в свое время получилось придать звучанию пианино больше живости и яркости.
Необходимо подчеркнуть, что педали пианино или рояля значительно меняют и регулируют звучание. Использовать их необходимо грамотно. Давайте более подробно остановимся на каждой из педалей.
Назначение левой педали
Левая педаль (или вторая) уменьшает громкость звучания, так как под ее воздействием молоточки сдвигаются правее. В результате удар приходится на две струны. Другое название левой педали – «пиано». В переводе с итальянского это значит «тихо».
Следует отметить, что левый механизм на разных инструментах проявляет себя по-разному. Этот аспект относится и к другим педалям. На пианино он смещает молоточки к струнам вправо. На рояле же сдвигается весь механизм.
В нотах левая педаль имеет обозначение в момент нажатия как una corda. Когда же ее пора снимать, пишут tre corde или tutte le corde.
Для чего нужна средняя?
Этот механизм у пианино имеет задерживающие функции. Но устанавливается не везде, в основном у роялей. Он избирательно поднимает часть демпферов, и они работают лишь во время нажатия педали. Остальные демпферы не меняют функций в это время. Зачастую среднюю педаль применяют для задержки басовых нот.
Демпфером на фортепиано называется мягкая подушечка, которая глушит струны. А также демпферный механизм устраняет при игре нежелательный гул.
На рояле средняя педаль включает в работу модератор. Модератор – это устройство, которое опускается между молоточками и струнами. При этом звук становится тихим. Это позволяет играть на инструменте без помех для остальных.
Иногда она используется для имитации звука клавесина. Для этого на глушитель крепятся металлические «монетки», которые создают этот звук.
Роль правой педали
Правая педаль (или третья) служит для уменьшения силы звука. Она управляет демпферами. Как только музыкант снимает руки с клавиш, обычно струны сразу глушатся и перестают звучать. Эта педаль имеет эффект, обратный назначению левой.
При ее использовании контраст между затухающим звуком и звучанием струн смягчается. При этом включается вибрация остальных струн, и появляются вторичные звуки. Ее другое название «форте», которое имеет итальянские корни.
Механизм удлиняет и наполняет звучание инструмента. А также он является самым часто используемым на пианино.
Помимо описанных 3-х педалей существует и четвертый вид педального механизма. Применяют его не так часто. Это задерживающая педаль, которая называется по-другому sustaining pedal или sostenuto. В переводе, по-простому, сустейн. Этот механизм схож с правой педалью.
Как пользоваться?
Зачастую новички задаются вопросом назначения педалей на пианино. Следует отметить, что они используются для исполнения самых разнообразных музыкальных произведений. Правый механизм необходим для плавных переходов от одного звука к другому. И по-другому этого сделать никак нельзя.
Левый механизм приходится нажимать довольно редко. Обычно им ослабляют звучание басов. Чтобы правильно пользоваться педалями, нажимать и отпускать их следует плавно.
Для ухода за ними рекомендуется полировать их мягкой салфеткой и использовать средства для металлических поверхностей. Для предотвращения скрипа можно попробовать воспользоваться силиконовой смазкой.
Как научиться пользоваться правым механизмом? Его применение происходит для 2-х моментов. Для запаздывающего эффекта сначала нажимают клавишу инструмента, а потом педаль, а для прямого эффекта это делается одновременно.
Чтобы понять, когда необходимо применить педальный механизм, в нотах обозначается буква P или Ped. Момент снятия отмечают звездочкой.
В целом все педальные механизмы отвечают за звучание струн. А чаще всего музыканты применяют правый педальный механизм. Однако зачастую в музыкальных партитурах невозможно правильно и точно передать, где именно необходимо использовать тот или иной механизм. Эта та часть инструмента, которая применяется в зависимости от мастерства и чуткости исполнителя, и именно она определяет то, насколько хорошо играет музыкант.
Источник
Зачем пианино 3-я педаль?
В современных фортепиано присутствует две или три (на новейших моделях ― четыре) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.
Правая педаль (её называют иногда просто «педалью» , так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.
Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной) . В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.
Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль, или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.
Источник
Какое пианино лучше купить: двух- или трехпедальное?
В продаже можно встретить двух- и трехпедальные пианино — как новые, так и старые. На роялях она третья педаль тоже бывает, но её используют только опытные пианисты. Массовое производство трехпедальных пианино начато с 1980 года.
До этого выпускались преимущественно двухпедальные, за исключением отдельных концертных моделей. Стоит ли при покупке обращать внимание на третью педаль или отдать предпочтение классическим двухпедальным моделям?
Функция третьей педали на пианино
Во второй половине ХХ века у пианистов появилась проблема — звук от игры на инструменте мешал соседям. Чтобы сделать звук тише, и была придумана третья педаль. По сути, это глушитель звука, или по-научному, модератор. Педаль опускает планку с тканью между рядом молоточков, бьющих по струнам при нажатии клавиш. Молоточек ударяет по струне через ткань, в результате чего звук приглушается.
Отрицательный эффект от использования третьей педали
Забота о покое соседей идет в ущерб занятиям на пианино. Нажатая третья педаль не дает услышать чистого фортепианного звучания, поэтому эффект от игры теряется. Также она снижает управляемость клавиатуры, что негативно сказывается на развитии техники игры. Поэтому решите для себя, что вам важнее — развитие навыков игры или покой соседей.
Существование третьей педали оправдано, если вы хотите позаниматься на пианино в позднее время, когда законом запрещено шуметь. Играть на приглушенном инструменте — это лучше, чем не тренироваться вообще. В остальных случаях третья педаль не несет никакой пользы.
Источник