У каких ударных инструментов есть нота ре

У каких ударных инструментов есть нота ре

Все наборы, предлагаемые Finale 2008, есть в списке в том же окошке, о котором я писал выше (cм. картинку). Их там много — прокрутите список. Чтобы просмотреть инструменты, входящие в их составы, выделите набор и нажмите Edit.

Относительно названий всех ударных на русском — наберите в Google Георгий Дмитриев УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: ТРАКТОВКА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ — по первой же ссылке можно скачать книгу с официального сайта этого композитора. В конце книги в Приложении есть таблица ударных инструментов с переводом на несколько языков.

. но там расписано для только для набора Drum Set. Вопрос:где можно посмотреть для других наборов.

Ударная установка Drum Set — записывается в отличие от других шумовых ударных не на «нитке», а на полноценном 5-ти линейном нотоносце. Воспользуйтесь для начала Setup Wizard. Выбрав там Drum Set, вы получите готовый, правильно настроенный нотоносец, где ножной барабан будет записываться между 1-й и 2-й линейками стана, малый барабан над 3-й итд.
Однако там есть ещё и «лишние», не имеющие отношения к Drum Set звуки.
Будете писать правильные ноты на этом нотоносце, как положено — не будет и лишних звуков. Drum Set можно рассматривать как «набор», т.к. входящих в ей состав шумовых — много.
А вот остальные шумовые ударные пишутся именно на нитке (однолинейный нотоносец). Нитка, это ни что иное, как средняя линейка пятилинейного нотоносца. Выбирая в настройках «нитку», вы просто даёте Финалу команду скрыть на 5-ти линейном нотоносце все линейки, кроме средней. И именно на ней при определенных настройках будет звучать нужный вам шумовой.
При смене настроек на нитке окажется уже другой шумовой. При этом тембров шумовых по-любому там много, но только нужный должен записываться и звучать именно на нитке.
Изучайте запись шумовых ударных на первых парах с помощью Setup Wizard — выбирайте инструмент и изучайте его настройки.

Финал использует обычный миди набор ударных инструментов. Есть ударные, которые никак не отображены, и на практике обычно помечают надписью над нотой. Например вы никак не отобразите line bell отдельной нотой, без доп пояснений. Некоторые инструменты отображаются одинаково, но без расшифровки не понятно что за инструмент. надо также учитывать, что в практике работы оркестров редко можно встретить больше 4-х ударников одновременно, каждый из которых может играть на нескольких инструментах. Так например вибрафон, ксилофон, колокольчики, колокола всех видов,маримба, могут быть записаны как на одной строчке, так и на разных. Треугольник, бубен, бубенцы, тамбурин, кастаньеты, малый барабан (и другие барабаны — французский, например), клавесы, флексатон, фруста, томы, могут находиться как в одной партии, так и в разных. Тарелки ( висячая тарелка), большой барабан, гонг, там-там и другие тоже. Всего же ударных инструментов больше 30, тех которые встречаются сравнительно часто. У меня была партитура оперы — 18 инструментов на 2-х исполнителей. Что бы не переделывать партии лучше посоветоваться с концертмейстером ударной группы — он поможет грамотно распределить инструменты по партиям.
Если вести речь про ударную установку, то опять же надо знать, какие инструменты в неё входят помимо стандарной бочки, сольника, трёх томов, хэта и 2-3 тарелок. Там тоже огромное разнообразие имеется — те же тарелки разной звуковысотности и звучания, прикреплённые коробочки, ковбелы, тамбурины и прочее. Ну и способы звукоизвлечения тоже отображаются зачастую только дополнительными пояснениями (щётки, по ободу и т.д.)
Что касается полноценного звучания в финале — некоторые инструменты можно озвучить более-менее похоже, но далеко не все. Это всё-таки программа нотного набора — программа, в которой записывается набор условных обозначений для человека или группы людей, владеющих нотной грамотой, понимающих смысл этих знаков и способных, согласно имеющихся указаний воспроизвести их.
Список соответствия нот и инструментов:
Для наборов ударных в стандарте General MIDI определено значение каждой клавиши. Используются клавиши от ре-диез нулевой октавы (номер 27) до ре-диез пятой октавы (номер 87). В следующей таблице приведены стандартные для General MIDI значения клавиш в наборе ударных.


Высота
Стандартное обозначение
Значение

A2
A#2
B2
C3
C#3
D3
D#3
E3
F3
F#3
G3
G#3
A3
A#3
B3
C4
C#4
D4
D#4
E4
F4
F#4
G4
G#4
A4
А#4
В4
С5
С#5
D5
D#5
HighQ
Slap
Scratch Push
Scratch Pull
Sticks
Square Click
Metronome Click
Metronome bell
Acoustic Bass
Drum
Bass Drum 1
Side Stick
Acoustic Snare

Hand Clap
Electric Snare

Low Floor Tom
Closed High Hat
High Floor Tom
Pedal High Hat
Low Tom
Open High Hat
Low-Mid Tom
High-Mid Tom
Crash Cymbal 1
High Tom
Ride Cymbal 1
Chinese Cymbal
Ride Cymbal Bell

Tambourine
Splash Cymbal
Cowbell

Crash Cymbal 2
Vibraslap
Ride Cymbal 2
High Bongo
Low Bongo
Mute High Bongo
Open High Bongo
Low Conga
High Timbale
Low Timbale
High Agogo
Low Agogo
Cabasa
Maracas
Short Whistle
Long Whistle
Short Guiro
Long Guiro
Claves
High Woodblock
Low Woodblock
Mute Cuica
Open Cuica
Mute Triangle
Open Triangle
Shaker
Jingle Bells
Belltree
Castanets
Mute Surdo
Open Surdo
Высокое Q
Слэп
Царапанье (от себя)
Царапанье (к себе)
Барабанные палочки
Электронный метроном
Метроном
Звенящий метроном
Акустический большой барабан
Большой барабан
Удар по ободу
Акустический малый
барабан
Хлопок в ладоши
Электрический малый
барабан
Низкий напольный томтом
Закрытый хэт
Высокий напольный томтом
Хэт (педалью)
Низкий томтом
Открытый хэт
Низкий средний томтом
Высокий средний томтом
Крэш-тарелка
Высокий томтом
Райд-тарелка
Китайская тарелка
Райд-тарелка (по центральной части)
Бубен
Сплэш-тарелка
Коровий (альпийский) колокольчик
Крэш-тарелка 2
Вибрирующий слэп
Райд-тарелка 2
Высокий бонго
Низкий бонго
Закрытый высокий бонго
Открытый высокий бонго
Низкая конга
Высокий тимбал
Низкий тимбал
Высокий агого
Низкий агого
Кабаса
Маракас
Короткий свисток
Длинный свисток
Короткое гуиро
Длинное гуиро
Клавес
Высокая коробочка
Низкая коробочка
Закрытая куика
Открытая куика
Закрытый треугольник
Открытый треугольник
Шейкер
Бубенцы
Бунчук
Кастаньеты
Закрытый сурдо
Открытый сурдо

Кроме того некоторые ударные ( в том числе звуковысотные) находятся в стандартном наборе General Midi

Таблица Миди инструментов целиком тут:http://pisali.ru/muzmart/36074/

Перевод названий инструментов оставляет, конечно, желать лучшего, но их, обычно, и не переводят.

Источник

Нотная грамота для барабанщиков

Руководство для чайников по нотной грамоте для барабанщиков.

Слыхали этот анекдот?

— Как озадачить музыканта?
— Забрать у него ноты.
— А как озадачить барабанщика?
— Поставить ноты перед ним…

Он очень хорошо отражает стереотип, о том, что барабанщику изучать ноты совершенно не нужно. В этой статье мы его будем развенчивать и учить тебя нотам, сразу все устаканить в голове, наверняка, не получится, но не сдавайся, когда разберешься в нотной грамоте для барабанщиков, это будет огромный шаг в мир профессиональной музыки.

Зачем барабанщику изучать ноты?

Во-первых — ты должен мыслить в каких-то терминах в плане музыки, чтобы понимать что ты делаешь и уметь импровизировать. Во-вторых когда ты будешь снимать какие-то брейки у понравившегося барабанщика — ты не сможешь сделать это не зная нот. Ну а как же табулатуры!? скажешь ты. А я скажу тебе, что нотная грамота для барабанщиков — проста как двери, и читать ее гораздо проще чем табулатуру! И в-третьих — зная нотную грамоту — ты сможешь ротировать свой брейковый словарь, свой грувовый словарь — изобретать новые вещи станет гораздо проще!

Длительности и нотный стан

Музыку обычно записывают и визуализируют на специальном нотном стане, который выглядит как пять горизонтальных параллельных линий. Ноты так записываются для всех музыкантов, не только ноты для барабанщика. В самом начале нотного стана всегда ставится КЛЮЧ; барабанный ключ выглядит как вертикальный прямоугольник, который используется для перкуссионных инструментов без тональностей. Барабанная установка относится к «безтональным» перкуссионным инструментам, и ноты для ударной установки располагаются на разных линиях нотного стана, означая барабан, бас-бочку или тарелку. Нотный стан обычно делят на две части с помощью тонкой вертикальной линии. Размер каждой такой части (такта) задается цифрами, которые проставляются вначале.

Размеры тактов

Хорошая нотная грамотность для барабанщика подразумевает умение играть (и считать, без умения считать — умения играть не будет) музыку разных размеров. Размер такта обычно записывают как дробь. Верхняя цифра говорит, сколько в такте нот. Нижняя – указывает размер ноты. Например, при размере 5/4, отрывок состоит из пяти нот, четвертой длительности (одной четвертой целой ноты). Обычно длительность пишется вначале нотного стана, и дальше везде, где она меняется. Т.к. самый стандартный размер — 4/4, его часто обозначают буквой «С» — от английского «common» — «обычный».

Длины нот

Обученный нотной грамоте для барабанщиков человек знает все о длительностях нот. И поверьте, это просто как двери! Есть целые ноты. Есть половинные. Есть четвертные. Есть 1/3 ноты — ее называют триоль. Четвертная нота обычно делится на две восьмых, но если хотите разделить ее на три части, придется использовать триоль восьмой ноты. Она играется в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и была бы эквивалентен двенадцатой ноте, существуй такое обозначение. Записывается триоль восьмой ноты как три восьмые ноты, соединенные сверху, и с проставленной над соединением цифрой три. Любая из этих трех нот может быть заменена на восьмую, две шестнадцатых, четыре тридцать вторых и т.д. Можно посчитать триоли таким образом: “1 три оль 2 три оль 3 три оль 4 три оль .” Так же можно разбивать одну ноту на квинтоли (пять частей), секстоли (шесть частей), септоли, и так далее. Все просто как дроби, сечете в дробях — в нотах тоже разберетесь!

Продолжим заниматься нотной грамотностью для барабанщика

С точками

Ноты с точками и т.д.
Если вы видите ноту, или что-то еще с точкой – значит нота или это что-то еще (например, пауза), должно длиться на 50% длиннее

Паузы

Ноты и паузы могут быть разной длинны, и тоже обозначаются как дроби. Для каждой ноты есть соответствующая пауза. Различают ноты и паузы 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и 1/32. Эти дроби обозначают длину ноты или паузы. Например, 2/8=1/4, значит восьмые ноты в два раза быстрее четвертых. Ритмы пишутся на основе чередования нот и пауз, поэтому очень важно быстро запомнить все эти обозначения. Ноты запомнить легко – они отличаются наличием или отсутствием своеобразных флажков вверху а так же различием этих флажков.

Повторы


Самый легкий способ понять ритм – это найти в нем ноту самого маленького размера, и вести счет, основываясь на ней. Для большинства рок-музыки таковыми являются шестнадцатые ноты. В размере 4/4 шестнадцатые считаются так: “1 та и та 2 та и та 3 та и та 4 та и та ”. В таком случае 1/16 длится один счет, 1/8-два счета, 1/4-четыре счета, ну а целая нота — шестнадцать счетов. Знаки повторов используются что бы сэкономить бумагу. Несколько разных знаков повтора продемонстрированы на рисунке выше.

Вот и все, теперь ты официально прокачан в нотной грамоте для барабанщиков! Успехов!

Что дальше?

После того как ты немного познакомился с нотами, познакомься с одним из самых важных рудиментов для барабанщика (рудимент — это приём игры) — парадидлом.

Источник

У каких ударных инструментов есть нота ре

Нотная грамота (часть 1)

Чтение нотной записи для ударных инструментов, в частности, для ударной установки, описано на многих сайтах и в нескольких книгах, самой основной из которых, пожалуй, является новая книга «Guide to Standardized Drumset Notation» профессора Нормана Вейнберга, этого гуру нотной записи для барабанов. Однако, нижеследующая статья, вероятно, является первой и пока единственной в своем роде, поскольку она написана на русском языке.

Вообще говоря, следует различать собственно нотную грамоту, общую для всех музыкальных инструментов, и особенности чтения шумовых (атональных) ударных, к которым относится и ударная установка, поскольку здесь мы уже не можем сказать, что «высота расположения» ноты на нотном стане соответствует высоте звука. Ниже мы будем рассматривать оба эти аспекта нотной грамоты. Первая часть этой статьи посвящается скорее специфике обозначений ударных инструментов, а вторая часть – музыкальной нотации вообще (такты, размеры, длительности и тому подобное), поэтому если вы умеете читать обычные ноты, для вас достаточно проштудировать только первую часть.

В современной так называемой западной системе нотной записи, который пользуемся и мы, ноты записываются на нотном стане, представляющем собой обычно пять параллельных линеек, расположенных горизонтально. Линейки различают по номерам: нижняя считается первой. Для записи некоторых инструментов иногда используют нотные станы с меньшим количеством линеек.
На нотном стане располагают ноты, которые состоят из трех основных элементов – головки, штиля и флажка. Только головка является обязательным элементом: бывают ноты без штиля и без флажка. Кроме того, на нотном стане, над ним и под ним располагают различные надписи и графические обозначения, называемые знаками. Знаки нотами не являются, то есть сами по себе не означают никакого звука. Тем не менее, они дают важную дополнительную информацию о том, как именно следует понимать нотную запись.

Паузы.

Ноты не признают пустоты. Каждое мгновение музыки должно быть обозначено соответствующей нотой или нотами, которые звучат в этот момент. Однако музыка – это не только звук, но и тишина. Паузы в музыкальных партиях обозначаются специальными знаками, не похожими на ноты (см. рис.). Эти знаки так и называются – паузы.

Использование штилей, флажков и пауз в нотной записи ударных не отличается от нотации любого другого инструмента, поэтому мы рассмотрим их во второй части статьи вместе с прочими аспектами общей нотной грамоты.

Расположение нот на нотном стане.

Головка ноты может быть расположена на одной из линеек нотного стана, между линейками, а также на так называемых дополнительных линейках – коротеньких горизонтальных черточках, расположенных выше или ниже основных (см. рис.). Штили нот могут быть направлены вверх или вниз. Обычно, если головка ноты расположена выше середины нотного стана, то штиль направлен вниз, а если ниже – вверх. Тем не менее, расположение и направление штиля обычно не имеет значения: главное, на какой «высоте» на нотном стане находится головка ноты. Поэтому, если готовка ноты находится, например, на второй линейке, то говорят, что нота находится на второй линейке.

В современной записи ударных также используют нотный стан, состоящий всего из одной линейки. Двухбарабанные инструменты (timbales, bongo, conga) записывают на стане с одной линейкой: ноты, обозначающие меньший (т. е. выше настроенный) барабан, рисуют выше линейки, а бóльший – ниже линейки. Партии одиночных ударных инструментов вроде треугольника также записывают на одной линейке, располагая головки нот на ней. Партии установок с количеством барабанов больше двух (quad-томы, quint-томы, том-томы, ударная установка) записывают обычно на пятилинеечном нотном стане (см. рис.).

Итак, если вы записываете мелодию, то пользуетесь нотным станом так же, как при записи, скажем, скрипки, даже если вы записываете партию курантов: расположение нот соответствует воспроизводимой высоте звука (т. е. основной частоте колебаний). Этот способ записи мы здесь рассматривать не будем. Если же вы записываете атональную перкуссию, то каждому инструменту будет соответствовать своя «полочка» на нотном стане, даже если ваш инструмент – скрипка (атональная перкуссия путем соударения корпуса скрипки с паркетным полом, например :).

Для тональных инструментов «высота» расположения головки ноты на нотном стане напрямую соответствует высоте обозначаемой ноты, то есть мы можем сказать, например, что если головка находится на первой линейке нотного стана, то она означает ноту «ми». Таким способом записывают, в том числе, и партии тональных ударных инструментов (ксилофон, литавры, маримба, куранты и т. п.), т. е. таких, на которых можно сыграть мелодию.

Для шумовых ударных инструментов обозначать высоту нот нет необходимости. Вместо этого расположение нот означает тот или иной барабан. Скажем, для ударной установки ноты между третьей и четвертой линейкой означают малый барабан.

Конечно, можно возразить, что, например, том-томы в ударной установке дают звук определенной высоты (т. е. набор том-томов в принципе можно использовать для игры мелодии). Тем не менее том-томы в составе ударной установки принято записывать как шумовые инструменты, потому что в ударной установке их (в основном) не используют для игры мелодии.

Артикуляция.

Возникает существенный вопрос: как же обозначать так называемую артикуляцию (это слово более знакомо перкуссионистам), то есть способ звукоизвлечения? Для любого перкуссионного инструмента можно использовать как минимум два способа звукоизвлечения – открытый (англ. open), когда по инструменту просто ударяют палочкой, колотушкой, рукой и т. п., и закрытый (заглушенный, англ. muted), когда при ударе инструмент каким либо образом приглушают, в результате чего звук получается более короткий и менее глубокий. Так играют, например, на треугольнике, conga и др. Для других инструментов может использоваться больше видов звукоизвлечения, каждый из которых обозначается своим способом. В ударной установке такие обозначения применяются к хай-хэту (ногой или палочкой, открытый, закрытый), тарелкам (игра по краю или цоколю), малому барабану (приемы rim shot и cross-stick, он же side stick). Более сложные приемы игры вроде глиссандо обычно подкрепляют пояснительными надписями на «человеческом» языке.

Чаще всего информацию о способе звукоизвлечения доверяют самой важной части ноты – головке. Обычно головка ноты имеет овальную форму с небольшим наклоном оси по отношению к горизонтали – вот так:

Именно такую форму имеют головки нот при нотной записи обычных тональных партий. При записи шумовых ударных форму головки нот иногда изменяют для обозначения специфических приемов игры (артикуляции), которые мы только что обсуждали. Например, обычная игра по малому барабану записывается обычными же нотами, как на предыдущем рисунке. Игра приемом rim shot (когда палочка ударяется телом об обод барабана, а головкой – о мембрану) записывается нотами, расположенными в том же месте нотного стана (между третьей и четвертой линейкой), потому что барабан тот же; однако форма головки ноты другая, Х-образная (см. рис.). Обычно так играют на малом барабане, однако встречается игра rim shot и на других барабанах. Иногда такой прием игры иногда также называют флажолетом по аналогии со струнными инструментами – ведь при игре rim shot основной тон глушится, и на передний план выступают гармоники.
Для обозначения приемов игры используют также кружок вокруг головки ноты. Для барабанов такой кружок обычно обозначает игру приемом cross-stick (он же side stick), когда задняя часть палочки лежит на мембране, а плечом палочки наносят удар по ободу. Обычно так играют на малом барабане.

Игра так называемых «мёртвых» нот (англ. ghost note, grace note) обозначается нотами, головка которых записывается как бы в скобках, как показано на рисунке. Такая запись может относиться как к барабанам, так и к тарелкам; в последнем случае ноты тарелок также записывают как бы в скобках.

Исторически сложилось так, что барабаны, издающие звук определенной высоты, обозначают нотами с головкой, имеющей стандартную овальную форму, как для любых тональных инструментов. В свою очередь тарелки, являющиеся шумовыми инструментами, всегда обозначают нотами с головкой в виде буквы Х, а перкуссия обозначается нотами с ромбовидной головкой. Эта традиция часто сохраняется даже при записи одиночной тарелки или другого шумового инструмента, даже на нотном стане, состоящем из одной линейки.

Тарелки.

Тарелки обычно обозначают нотами, расположенными в верхней части нотного стана. В составе ударной установки нотами с Х-образной головкой обозначают игру по краю (периферии) тарелки (англ. bow). Для обозначения игры по цоколю тарелки (англ. bell, он же ping, он же (редко) sock) используют ноты с Х-образной головкой в кружке (см. рис.). Иногда бывают исключения: ride-тарелки: игра по их цоколю, дающая прорезающий колокольный звук (англ. ride bell), иногда записывают аналогично перкуссии – с головкой ромбовидной формы (см. рис.).

Другие приемы игры на тарелках, такие как акцент с глушением рукой (англ. choke) или крещендо (англ. build) обозначают при помощи знаков стакатто и трели, которые используются в «общемузыкальной» нотации, поэтому мы рассмотрим их во второй части статьи.

Хай-хет с точки зрения нотной записи также относят к тарелкам, поэтому обозначают его нотами с Х-образными головками, расположенными между четвертой и пятой линейкой, на пятой линейке или выше пятой линейки. Однако для обозначения открытого или закрытого положения тарелок хай-хета используют не различные формы головки, а знаки (см. рис.). Кружком, расположенным выше или ниже ноты, обозначают открытый хай-хет. Все последующие ноты хай-хета, если рядом нет никакого знака, также будут означать открытый хай-хет, до тех пор, пока не встретится знак закрытого хай-хета в виде плюса (см. рис.). И наоборот, после знака в виде плюса все последующие ноты хай-хета означают закрытый хай-хет, пока не встретится знак в виде кружка. Такими же знаками иногда обозначают открытую (англ. open) и закрытую (англ. muted) игру на перкуссии (conga и т. п.).

Для обозначения игры на хай-хете ногой также используют ноты с Х-образной головкой, но расположенные ниже первой линейки (см. рис.). Это позволяет зрительно отделить игру на хай-хете палочкой и ногой.

Стандартные обозначения инструментов ударной установки.

К сожалению, таковые пока не существуют. Несмотря на вышеупомянутый монументальный труд профессора Вейнберга, барабанщики всего мира так и не пришли к абсолютно единому мнению о том, какими именно нотами обозначать различные барабаны и тарелки в ударной установке, поэтому к каждой нотной записи партии ударных обычно прилагается так называемый ключ (англ. key), иначе говоря, условные обозначения (англ. legend), в которых указано, какой барабан какой нотой обозначается. Тем не менее, уже давно сформировались определенные традиции.

Очевидно, что традиционными стали обозначения тех инструментов, которые традиционно входят в ударную установку: большой и малый барабаны, том-томы, хай-хэт. Хуже обстоит дело с различными тарелками и перкуссией, поскольку у разных барабанщиков их разное количество и разные виды. Кроме того, обозначения даже традиционных барабанов несколько отличаются на европейской и американской части земного шара, и даже на одном и том же континенте появляются различные отклонения в записи ударных. Однако это не мешает нам читать ноты для ударной установки, поскольку обозначения похожи, а для полной ясности к каждой нотной записи прикладывают «ключ».

  • Большой барабан:
Рассмотрим теперь наиболее распространенные обозначения элементов ударной установки. Начнем, конечно, с большого барабана. Чаще всего большой барабан записывают нотами между первой и второй линейками нотного стана, но иногда на первой линейке. В последнем случае нота между первой и второй линейкой может означать второй бас-том (второй напольный том, см. ниже). Иногда даже встречается запись большого барабана ниже первой линейки. Во всех случаях большой барабан записывается «в окрестностях» первой линейки штилем вниз (кроме одноштилевой системы), поэтому узнать его обычно не представляет труда.

  • Малый барабан:
Малый барабан записывают нотами между третьей и четвертой линейкой, хотя (очень редко) встречается запись нотами на третьей линейке. Штиль всегда направлен вверх. Для обозначения приема cross-stick (он же side stick) чаще всего применяют ноты в кружке, а для обозначения rim shot – ноты с Х-образными головками (см. рис.). Тем не менее, Х-образной головой иногда обозначают cross-stick, а иногда даже удар палочкой о палочку или палочкой по ободу. Если вы сомневаетесь, на всякий случай посмотрите на «ключ».

  • Том-томы:
Том-томы обозначают обычными нотами штилями вверх. Чем меньше по диаметру (т. е. выше по тону) том-том, тем выше расположена нота на нотном стане – как бы в соответствии с издаваемой им нотой. Есть даже предположение, что основные барабаны ударной установки изначально настраивали именно на те ноты, которыми их обозначают в современной нотации для ударной установки, в результате чего малый барабан и «попал в середину» между маленькими и большими том-томами.

Бас-том (напольный) практически всегда обозначают нотами между второй и третьей линейкой. «Место» между третьей и четвертой линейкой уже «занято» малым барабаном, и навесной том-том (альт) обозначают нотами между четвертой и пятой линейкой. Таким образом, «базовый» набор барабанов ударной установки представляет собой весьма стройную систему (см. рис. справа).

Эта система начинает потихоньку рушиться, когда добавляются дополнительные том-томы. В отличие от барабанов времен Джона Бонэма, современные ударные установки имеют минимум три том-тома – два навесных и один напольный. Второй навесной том-том (тенор-том) записывают на четвертой линейке (как бы между первым том-томом и малым барабаном, см. рис.).

Сегодня барабанщики доходят до полного сумасшествия в плане количества используемых том-томов, а современная нотация ударных, безнадежно отставая от самых ретивых барабанщиков, предусматривает максимум шесть том-томов в одной ударной установке. Здесь уже нет ни какой речи о стройной системе, поскольку том-томы занимают все свободные «места» на нотном стане. Тем не менее, существуют два «течения»: «классическая» нотация для большого барабана использует ноты между первой и второй линейкой, третья линейка остается свободной для перкуссии вроде cow-bell’а, а место между третьей и четвертой линейкой резервируют для малого барабана (на рисунке вверху). Альтернативное течение записывает большой барабан на первой линейке, положение малого барабана незыблемо – между третьей и четвертой линейкой, – а cow-bell можно записать и выше пятой линейки. В любом случае при наличии в партии такого количества барабанов следует внимательно изучить прилагаемый «ключ».

  • Хай-хет:
Хай-хет при игре ногой в подавляющем большинстве случаев записывают под первой линейкой, а иногда на первой линейке, но в обоих случаях штилем вниз (кроме одноштилевой системы). Нотация хай-хета при игре палочкой встречается самая разная: между четвертой и пятой линейкой, на пятой линейке, выше пятой линейки (см. рис.). Правда, обозначение открытого и закрытого хай-хета везде одинаково: при помощи знаков в виде кружка и плюса. Чтобы не путать хай-хет с тарелками, всегда полезно заглянуть в «ключ».

  • Тарелки:

Запись тарелок – это самый «неухоженный» участок нотации для ударной установки – а причина та же, что и в случае том-томов. В дремучие, почти доисторические времена, когда бронтозавры джаза еще даже не различали crash— и ride-тарелок, в базовую ударную установку входили всего лишь хай-хет и две тарелки, которые называли просто «левая» и «правая». Это мизерное по современным меркам количество тарелок очень легко отобразить на нотном стане.

Пример такой «классической» формы записи показан на рисунке: хай-хет (палочкой) записывают между четвертой и пятой линейкой, ride – на пятой линейке, а crash – на первой добавочной линейке. Опять получается стройная система (вспомните том-томы), но и в этом случае хорошая идея снова пасует перед сумасшествием современности: появление невообразимого количества тарелок всяческих видов и размеров не оставляет ей шансов. Если еще можно говорить пусть не о стандартизации, но о обычной практике обозначения трех-четырех тарелок в составе ударной установки, то бóльшее их количество просто ни в какой нотный стан не влезает. Да и о каком стандарте может идти речь, если буквально каждый барабанщик считает своим долгом использовать только ему одному свойственный комплект тарелок?

При чтении современной нотации ударных всегда приходится предварительно обращаться к прилагаемому «ключу», чтобы не перепутать тарелки. Тем не менее, попробуем указать на некоторую сложившуюся практику.

Другим (также квази-стандартным) способом является запись хай-хета на пятой линейке, ride – выше пятой линейки, crash – на первой дополнительной (см. рис.). Какие-либо эффект-тарелки здесь, очевидно, не предусматривают.
Одним из современных квази-стандартных способов обозначения тарелок является следующий: хай-хет записывают выше пятой линейки, crash на первой добавочной, ride на пятой линейке (см. рис.). Эффект-тарелку (например, splash или china) записывают выше первой добавочной линейки, а второй ride или bell – на четвертой линейке (см. рис.). Здесь просматривается другая логика: crash-тарелки записывают выше хай-хета, а ride-тарелки – ниже.

Наконец, во многих записях для ударной установки авторы, уставшие от бесконечных разночтений, просто пишут над всеми «тарелочными» нотами поясняющие сокращения, например, H. H. (hi-hat), R. C. (ride cymbal), C. C. (crash cymbal) и т. п. При этом все тарелки записывают нотам с Х-образной головкой, расположенными выше пятой линейки или на пятой линейке. А это – уже первый шаг к табулатуре. Серьезный недостаток такой записи: проблематично записать одновременную игру на разных тарелках.

Табулатура (англ. tablature) – способ записи музыки без нот, которая используется не только для ударных, но и для гитар, баса и т. д. Здесь также есть линеечки (что-то вроде нотного стана), каждая линеечка соответствует отдельной струне (для гитар) или отдельному барабану. Слева пишут, какая линейка какому барабану соответствует, а сами ноты обозначают крестиками или точками. Здесь также используются нотные размеры, но не длительности нот. Каждый крестик просто обозначает момент удара – и всё.

Также существуют «гибридные» способы записи ударных – когда используют ноты, по всем правилам записанные на нотном стане, с длительностями, размерами и тактами, однако нотный стан имеет произвольное число линеек, и каждая из них отвечает за один единственный барабан – аналогично табулатуре. Соответственно, слева обычно указывают, какая линейка какому барабану соответствует, поэтому такая нотная запись прекрасно обходится без пояснений и «ключей» (см. рис.).

Во второй части статьи будут разбираться «общемузыкальные» аспекты нотной записи – такты, размеры, длительности и тому подобное. В этом смысле запись ударных не отличается от записи любого другого инструмента, поэтому если вы умеете читать ноты для других музыкальных инструментов, то вторая часть статьи вам не нужна.

Источник

Оцените статью