У камелька ноты для фортепиано

«Времена года» — П.И.Чайковский — ноты для фортепиано

«Времена года » — цикл из 12 произведений Петра Чайковского для фортепиано, созданные в период декабря 1875 — 1876 годов. Количество произведений равно количеству месяцев; к каждому добавлен эпиграф — стихотворение известного русского поэта.

«Времена года» были написаны благодаря Н.М. Бернарду — издателю журнала «Нувеллист».

В архиве ниже Вы найдете ноты всех 12 произведений из цикла «Времена года» для фортепиано:

1. Январь. У камелька
2. Февраль. Масленица
3. Март. Песнь жаворонка.
4. Апрель. Подснежник
5. Май. Белые ночи
6. Июнь. Баркарола
7. Июль. Песнь косаря
8. Август. Жатва
9. Сентябрь. Охота
10. Октябрь. Осенняя песнь
11. Ноябрь. На тройке
12. Декабрь. Святки

МЫ ВКОНТАКТЕ — Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки

Популярные ноты:

Бах
Григ
William Gillock (Вильям Гиллок)
Christina Aguilera
Mariah Carey
Breaking Benjamin
OST, Нино Рота

Характер произведений цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского

Двенадцать пьес цикла созданы композитором как последовательный ряд картин русской природы и быта, подчиненных естественному годичному круговороту тепла и холода, расцвета и увядания. Написанные без притязаний на виртуозность блеск и эффектность, они отличаются привлекающей мелодичной выразительностью и тонкостью фортепианного листа. Каждая отдельная пьеса представляет собой самостоятельную по характеру, вся цель которых воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердца повествование о бесконечно дорого и близко композитору.

№1„У камелька”

Пушкинское четверостишие отражает уютность и поэзию зимнего вечера у камина. Это именно передает и музыка: она спокойная, светлая и в это же время не лишена меланхолии, это наиболее ощущается в средней части – ми минор. Мотив остается незавершенным. Его трижды подряд меняет легкий пассаж – восходящее арпеджио на основе минорного трех звучания. Выделяются две темы: нестойкий, незаконченный мотив скрытого сумму и легкого ветерка. Только на девятом такте на первый план выходит мелодия, она квантовыми ходами и частыми тональными отклонениями достигает полного господства над вторым планом, полностью подчиняет его себе и достигает патетического выражения. И на высоте эмоции прогресс исчезает и вновь начинается сопоставление двух планов.
На этот раз наблюдается более мягкая линия развития. Но конфликт не позволяет: под конец пьесы то же сопоставление повторится. Неустойчивый звукоряд повисает не решенным вопросом. В средней же части мелодическая линия, проходит через тональное отклонение ля – бемоль-мажор – до – минор, продолжает свое развитие. Но оно столь же неустойчивое; большие интервалы вносят в дальнейший ход мелодии много нового, но основная черта всей средней части – сплошная тональная неустойчивость – запоминается до вступления репризы.
Сплошное неустойчивое построение средней части только в конце получает доминантную окраску, вызванную потребностями перехода в основную тональность ля мажор. К этому моменту субдоминантовая функция значительно овладевает. Мы убеждаемся в глубоком меланхолическом характере этой музыки, вступающим в конфликт с заметным «благополучием» основной части пьесы. По ходу опять возвращается тот самый неустойчивый мотив средней части, но это мгновенное напоминание быстро уступает место в заключительной тонике.

№ 2„Масленица” — Ре мажор

Ритм этого произведения, напоминает собой ритм второй русской фортепианной пьесы – «Рынок в Лиможе» Мусорского ,- обладает изобразительный силой: его живая толчея в сочетании с некоторыми гармоническими пряностями, акцентами, имитациями, синкопами, большим количеством динамических оттенков дает разноцветную картину веселой уличной толпы. Средняя часть с ее октавными ходами, резким отделением определенных построений и с изменением регистров, причудлива по тональному плану. Эти же октавные ходы вновь напоминают о себе в басах, где они перебивают стремительное движение к конечной тоники. И контраст между основной и средними частыми вложенный еще в первом повторе пьесы в ре мажоре.

№3 „Песня жаворонка” Соль минор

Источники пьесы лежат в «жаворонке» Глинки. Две эти пьесы схожи печально-трогательным выражением. Эта пьеса Чайковского обладает своеобразной выразительностью. Достаточно обратить внимание на типичную фактуру сопровождения. Типичная романсовая формула аккомпанемента, подобного гитарному звучанию, мелодия имеет характерные черты статичности. В соединении с нисходящим движением мелодии такое распределение тональных функций, сопоставление простому, образует тупик, и для продолжения мелодии композитор вынужден применить имитацию баса. При подобном однообразии основных элементов важное значение приобретают вторичные элементы – звукоподражательные фигуры в средней части с форшлагами и синкопами верхнего голоса, выписано mordento в основной мелодии, и динамические оттенки.
В целом „Песня жаворонка” представляет собой типическое творение, с приемами лирико – элегического письма Чайковского.

№4”Подсежник” — си бемоль мажор

Сюжетная основа — двойное чувство личного горя вперемешку с радостью весны. Смешанное чувство, вызвано пробуждением природы, выражено прекрасной начальной мелодией, сочетает в себе плавное диатонические движение вверх с очередным трехкратным ходом вниз.
Трехкратная интонация очень выразительна и переводит, благодаря своей законченности, внимание слушателей в другую сферу – трауру. И в дальнейшем противостояние обеих тональностей – си бемоль мажор и ре минор – сохраняет свое красноречивое значение. Так, основная часть и реприза звучат в си бемоль мажор, а средняя в ре миноре.
В сравнение деликатной, нежно-чувствительной первой мелодией, лишь постепенно завоевывает себе все больший диапазон, мелодичный рисунок средней части широк и смелый.
Итак, элемент горя и печали превратился в активную, живую силу, значительно облегченную форму вальса. Эту пьесу можно назвать вальсом.

№5„Белые ночи” соль мажор

Спокойные арпеджированные аккорды, сопровождающие мелодию, придают музыке основному разделу характер рапсодичности. Развернутая средняя часть вносит большое оживление. Его „квадратный” мотив — си минор — бесспорно танцевальный; об этом свидетельствует уже сама структура первого восьми такта АВ АВ, характерный народным танцам, а оживший сопровождение придает танцевальной мелодии оттенок „жгучести”. Трудно сказать какой замысел такого Allegretto в его сопоставлении с широкой не торопливой мелодией основной части.

№6”Баркарола” соль минор

Пьеса почти не имеет примет баркаролы. Этот жанр „песни на воде” имеет размер 6\8. Да и сам эпиграф не дает и намека на баркаролу. По музыке пьеса приближается к любимому жанру Чайковского элегической инструментальной песни. Красивая основная мелодия, отличается от большинства элегий Чайковского: она протекает в окружении движущихся голосов, ее гармоничная структура сводится большей частью к полной тонической каденции.
Все это свидетельствует о живости эмоции, об отсутствии меланхолии. Средняя часть – соль мажор – светлая. В ее терцовых ходах есть что-то от настоящих баркарол. Переход в трех дольный размер и патетические акценты придают музыке подобие итальянских напевов.
Музыка „Баркаролы” имеет все качества, благоприятными широкому ее распространению: легкое запоминание прекрасной мелодии, совершенство формы, сопоставление теплой эмоции с живостью мелодического движения, с элементарной простотой гармонии и фактуры.

№7”Песня косаря” ми бемоль мажор

Энергичная, жизнерадостная мелодия моторного характера, подчеркнута сопровождением, задает ритм физического труда и не оставляет места рефлексии. Присоединяются также и другие интонации, не отрицающие основного характера, но дополняющие его новой тематикой – танцевальной и богатырской.
Реприза смягчает определенность моторности благодаря трехдольным орнаментальным фигурам среднего голоса и трехдольным вариантам мелодии. В результате основной ритм теряется уступая место сплошным трехдольным фигурам. Народность пьесы коренится в свежей, исключительной ритмической структуре и в могучих образах марша, танца и труда.

№8„Жатва” си минор

„Жатва” написана в трех частях — репризой и контрастной средней частью. В крайних частях описана постоянная работа жнецов в поле. Тема «Жатвы» описана на звукоряде гармонического минора. Наибольшей выразительности придает средняя часть, которая контрастирует с соседними. Она написана в параллельном мажоре и является более спокойной (видимо в это время крестьяне отдыхают).
Это красивое скерцо в его основном разделе, с постоянными переборами двух-и трехдольного размеров в последовательности и одно временности, передает оживленный много гласный гомон толпы. Напряженные ходы в разных голосах сопровождения насыщают музыку. Пьеса великолепна по темпераменту и форме.

№9”Охота” соль мажор

Бодрая, наполненная сигнальными мотивами и подражания лошадиному топанию, пьеса близка маршу. Сама тема растянута за счет повторения, и представляет собой маршевую мелодию. Благодаря принятию противосторонього движения голосов, частой смены созвучий и частому, настойчивому повторению тех же трьохдольных фигур длинная тема приобретает беспокойное выражение, а дальнейшая музыка розрубного типа только усиливает его.
Реприза снова повторяет музыку основного раздела с некоторым ритмичными вариантами. Кода отсутствует. Все это свидетельствует о незначительности тематического материала и о неясной форме; маршевая тема теряется при модуляциях и тем самым теряет формообразную силу.

№10″ Осенняя песня » ре минор

«Осенняя песня» представляет яркий пример характерной для Чайковского мелодизации фортепианной фактуры. Музыкальная ткань пьесы непрерывно живет и дышит в сплетении самостоятельных поющих голосов.
На фоне аккордовой фактуры появляется мелодичный «поющий голос», основной мотив которого позднее опускается в средние голоса «виолончельный регистр», и дополняется подголосками в верхнем голосе. Все это характерно фортепинному стилю Чайковского.
Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную, неяркую по краскам русскую природу, тоже очень «немногословную». Гармонический склад пьесы не сложный, однако он имеет свойство постоянного развития. С помощью простых аккордов композитор создает неповторимое звучание пьесы. Аккорды побочных ступеней через альтерированные звуки плавно переходят из одного в другой, как бы переливая из одной краски в другую. Несмотря на минорный, печальный колорит пьесы появление альтерированных, «мажорных» ступеней, придает произведению особую прозрачность, а использование доминантных аккордов к побочным ступеням делают развитие пьесы непрерывным и естественным.
В средней части тональный план становится более неустойчивым (здесь появляются отклонения в тональности Ш и VI ступеней), что приводить к появлению новой, мажорной тональности (ми мажор). Несмотря на мажорный лад новая тональность не вносит большого контраста, она постепенно растворяется и затихает. Вновь появляется образ холодной, прозрачной осени.
Реприза звучит более напряженно, насыщенно в гармоническом плане. Али постепенное напряжение спадает, движение затихает, как бы успокаивая на длинном тоническом органном пункте. Происходит не только гармоничный, но и динамичный состав. Но композитор не ставит в конце произведения точку, останавливая на V ступени в мелодии, делая свой рассказ не законченным. Чайковский создает образ неповторимой русской природы, так дорогой ему и любимой.

№11„На тройке” — ми мажор

„На тройке”- одно из лучших произведений Чайковского для фортепиано. В ней присутствует высокая степень поэтического осмысления повседневности природы и людей. Чайковский в пьесе красиво передал картину дороги. Пьеса стала популярна благодаря чрезвычайному исполнению ее Рахманиновым. Произведение состоит из трех частей.

№12”Святки” ля бемоль мажор

Музыка грандиозного вальса передает скорее танец чем сцену гадания. Структура пьесы не нарушает трех частной форме с кодой. В пьесе трио выдает большую изобретательность. Интересно звучит звук си в теноровому голосовые, с повторяющимся каждые 4 такта – эффект народного бурдона! В целом мелодия вальса, с его двойственным размером типична для целой категории вальсов 19-ст.

Источник

Чайковский, «Времена года»

В январе 1876 года в журнале «Нувеллист» напечатана небольшая пьеса для фортепиано «Январь. У камелька». Автором этого произведения был Петр Ильич Чайковский. На протяжении всего года каждый месяц в нотном приложении журнала появлялась новая пьеса.

Таких пьес было двенадцать. Они составили цикл, названный композитором «Времена года». Петр Ильич запечатлел в музыке красоту природы. Каждая новая пьеса – пейзажная зарисовка, которая по характеру неразрывна с душевным состоянием человека, будь-то грусть, радость, мечта или раздумье.
Времена года изображались в музыке и другими композиторами – Гайдном, Вивальди. Слушая их музыку, мы зрительно представляем замечательные картины природы. Чайковский же не только изображает природу. Каждая его пьеса – это душевное состояние человека, которое перекликается с пейзажными зарисовками. Несмотря на то, что музыка каждой пьесы разная и по характеру, и по настроению, части цикла создают единую цельную картину. Перед каждой пьесой в нотах есть эпиграф – строки из стихотворений, которые родственны по настроению с музыкой.

«Январь. У камелька»

Январский вечер, за окном – зима, а у камелька (камина) уютно и тепло.

На душе – умиротворение. Звучит задумчивая, спокойная мелодия, будто размеренная речь.

Так приятно отдохнуть у камина! Можно просто глядеть на яркие языки пламени и прислушиваться к потрескиванию поленьев.

Звучит первая часть цикла – пьеса «Январь. У камелька»

Источник

Чайковский. Времена года. Январь — У камелька (для малышей)

МУЗЫКА и ВРЕМЕНА ГОДА

То, о чём я хочу тебе рассказать, произошло очень давно. В Петербурге издавался журнал, который назывался «Нувеллист» — от слова «новелла», что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и, конечно, в первом новогоднем номере читателей всегда ожидал какой-нибудь приятный сюрприз.

На этот раз в январском номере журнала появились ноты небольшой музыкальной пьесы для рояля, которая называлась «Январь». Автора пьесы уже тогда знали и любили. Это был композитор Пётр Ильич Чайковский.

«Январь» — это одна из пьес музыкального альбома Чайковского, который называется «Времена года». В этом альбоме — двенадцать небольших пьес — по числу месяцев в году.

Но почему же в журнале «Нувеллист» была напечатана только одна пьеса? Да потому, что это был сюрприз, подарок. Каждая из двенадцати пьес появлялась в журнале в том месяце, название которого она имела. И только потом все они были объединены в альбом «Времена года». Получился музыкальный календарь природы, о котором я и хочу тебе рассказать. Начнём мы, конечно, с января.

Январь. У камелька

И мирный неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.
(А. С. Пушкин)

Чайковский дал «Январю» ещё одно название — «У камелька».

«Камелёк» — какое уютное слово, правда? Ласковое-ласковое. Так и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате.

Прости, дружок, я и забыла, что, если ты живёшь в большом городе, в доме с паровым отоплением, ты можешь и не знать, как топится обыкновенная печка. Но в то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский, парового отопления вообще не было. Были печки, камины. Сидеть у камелька — это и есть сидеть у такой вот печки или камина.

Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет.

В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.

Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой. Но вот рояль зазвучал встревоженно и таинственно. Всё время повторяется небольшая музыкальная фразочка — тихая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке.

Что же нарушило тёплый уютный покой? Может быть, просто в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём-то тревожном и таинственном? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку. Но какой бы ни была эта картинка, что бы ни представлял себе человек, слушая эту музыку, настроение будет у всех, конечно, похожее — ощущение тревоги, таинственности. Затихает, успокаивается музыка — улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Та, которую мы слышали вначале. Только чуть-чуть изменённая. Словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след.

Я очень прошу тебя послушать внимательно эту музыку, а потом самому придумать маленький рассказик о зимнем вечере. Интересно, какие мысли навеет тебе пьеса «У камелька».

Ты стоишь на пороге огромной и прекрасной страны Музыка. Помни, что в этой стране ты всегда будешь желанным гостем и даже найдёшь друга, если только не испугаешься трудностей, которые неизбежны, когда человек открывает для себя новый, не известный ему ещё мир.

Тебе помогут книги, пластинки, радио и телевидение. Это очень хорошие помощники. Они могут сделать многое. Но самое главное зависит только от тебя.

Слушай музыку, слушай её как можно больше. И непременно думай над тем, что услышишь.

А пока всего тебе доброго, мой маленький друг.

Левашева Галина Яковлевна

Рекомендуется для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 7 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
П. И. Чайковский. Времена года. Январь. У камелька (в симфоническом исполнении), mp3;
П. И. Чайковский. Времена года. Январь. У камелька (в фортепианном исполнении), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Январь. Раскраска, jpg;
5. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Источник

Оцените статью