Народные песни Челябинской области
Методические рекомендации к народным песням подготовлены для руководителей хоров и ансамблей народной песни. Они могут быть рекомендованы студентам, выезжающим на дипломную практику работать с хором, а также для участников художественной самодеятельности и для широкого круга любителей народной музыки
В.Л. Хоменко
Народные песни Челябинской области
Методические рекомендации для руководителей самодеятельных хоров народной песни
Челябинск, 1980г.
Настоящие методические рекомендации подготовлены на нотном материале песен, собранных в районах Челябинской области от фольклорных ансамблей сел: Нижнепетропавловское, Катенино, Архангельское, Сары и др. Народную манеру пения, знание которой необходимо руководителям хоров народной песни, первыми усвоили студенты: Л. Трякина, А. Русских, Т. Подкорытова, Т Емельянова, Е. Тукмачева, Ф. Чурбаева, М. Колосова, 3. Уланова и другие.
Самым сложным в усвоении манеры пения является нахождение и привитие правильного звукообразования у певцов. Студенты учатся этому на уроках вокала, хора, методики хорового пения. Одним из наиболее эффективных способов усвоения манеры следует считать подражание пению народных певцов. Для этого необходимо, слушая, подпевать, стремясь петь так, как поют певицы из народа.
Песни, помещенные в настоящих методических рекомендациях, записаны в тех тональностях, в которых они звучали в народной среде. Сохранение тональностей является одним из необходимых условий для сохранения тесситуры песни. При транспонировании песни вверх или вниз меняется тесситура, возникает необходимость в большей или меньшей степени подключить головной или грудной резонаторы. Наличие в песне высоких звуков может привести к напряженному и даже крикливому пению.
Студенты С. Абрамова, А. Лобызнова, О. Антропова, Л. Полушина, В. Преснякова, Г.Садовская обладают высокими голосами, но у них нота «до» второй октавы звучит напряженно. Не следует народные песни, помещенные в рекомендациях, при исполнении фольклорным ансамблем транспонировать в другие тональности, т. к. это изменит тембральную окраску голосов, создаст неудобные для пения тесситурные условия.
При исполнении второго голоса народных песен необходимо добиваться ансамбля с некоторой доминантой звучания альтовой группы — первые голоса даже в меньшем количестве при удобных тесситурных условиях будут звучать ярко, тогда как партия второго голоса может прозвучать, при низкой тесситуре, слабо и неубедительно. Студенческая группа, исполняющая помещенные в рекомендациях песни, в составе И. Кубетовой, В. Спирковой, М. Челищевой не всегда звучала убедительно без низкого, сочного и крепкого организующего голоса Т. Девятковой.
При организации фольклорного ансамбля необходимо отбирать певцов с яркими, самобытными голосами. Не стремиться к большому количеству. Одним из условий, которое должен ставить руководитель перед певцом, должна быть любовь и понимание народной песни. Голос и слух — это первостепенные условия для принятия желающих в вокальный ансамбль фольклорной песни.
Некоторые замечания. При организации фольклорного ансамбля как концертной единицы и подготовке к концертам нужно обратить внимание на некоторые стороны бытования песни в народной среде. Прежде всего следует помнить, что народная песня никогда не создавалась для сцены, для показа — она является душевным откровением народа. Мы же, ломая традиционный подход к народному исполнительству, когда каждый волен петь то, что отвечает его настроению, выносим песню на сцену. Начинаем петь десять-пятнадцать строф на однообразный мотив, не задумываясь над тем, какое настроение у сидящих вызывает это пение, согласуется ли оно с чувством поющего или нет.
Мне приходилось видеть, когда сидящие в зале на смотре художественной самодеятельности, слушая бесконечно долгие песни, не выдерживали и уходили из зала. И такое будет повторяться, если мы не будем удовлетворять запросы слушателя, учитывать его интересы, до некоторой степени приспосабливаться к нему.
Но тогда возникает вопрос: как же тогда воспитывать вкус у слушателя, если мы будем идти на поводу у него? Это особый вопрос, и о нем должен идти отдельный большой разговор. Сейчас перед нами стоит задача овладеть слушательским интересом, заставить пришедшего на концерт школьника, студента, рабочего, колхозника, домохозяйку слушать народную песню. Привить любовь к народной песне тем, кто прошел мимо нее. И для этого нужно проявить настойчивость и изобретательность.
При показе народной песни со сцены, на наш взгляд, нужно настроить зрителя, подготовить его к слушанию песни, сосредоточить его внимание на определенных моментах текста, музыки, действа.
На некоторых моментах хотелось бы остановиться особо:
1. Внешне ансамбль должен выглядеть нарядно и соответственно исполняемым песням. Если это народное гулянье, могут быть типичные для данной местности народные праздничные костюмы. При исполнении застольных или военных песен костюмы могут быть более строгими, а для показа новогодних сцен естественны ряженые. Костюмы не должны иметь крикливую расцветку и отвлекать внимание зрителя, но и не должны быть серыми, невыразительными. Нужно найти золотую середину и создать костюм, отвечающий нашему времени, если, конечно, не возникнет необходимости показа самобытного фольклорного ансамбля, когда потребуется «воскресить прошлое» и в звучании и в бытовой обстановке.
2. Желательно, чтобы сцена соответствовала содержанию программы: был необходимый для концерта расписанный задник, установлена декорация. Чтобы не получилось, что свадьбу играют вроде в избе, веснянки — вроде на лужайке. Нужно сценическим действием приблизить зрителя к обстановке бытования песни, помочь ему не только услышать, но и увидеть песню, проникнуть в ее содержание, не разрешить остаться равнодушным.
3. Неплохо обыграть сцену светом и либо отделить исполнителей от зрителя, либо приблизить к нему, но во всех случаях нужно продумывать свет, а не решать эту задачу механически.
4. Весьма желательно подавать песню в том виде и в той обстановке, в какой она жила раньше в народе, т. е. если это танцевальная — то в танце, если хороводная — в хороводе, проголосная — сидя в избе или на завалинке и т. д. Как можно меньше статичности, типичной для академического хора. Сценическое действо нужно тщательно продумывать, чтобы можно было не только слушать песню, но и смотреть. Именно тогда она перестанет казаться бесконечно долгой, однообразной. Если есть возможность, можно написать сценарий, объединив ряд песен в единый цикл. («Веснянки», «Девишник», «Проводы в армию», «Вечерки» и другие).
5. Всесторонне продумать сопровождение вокальной группы как со стороны состава исполнителей, так и относительно написания партитуры, необходимой силы звучания инструментов для поддержания ансамбля между вокальной и инструментальной группами, расположения музыкантов на сцене (сзади, сбоку, спереди). и т. д. Главная задача инструментальной группы — обогатить звучание песни, сделать ее более красивой, яркой, оно должно украшать песню, помогать исполнять ее. Текст должен ясно произноситься и хорошо должен быть слышен сидящим в зале. Следует помнить также, что не каждой песне требуется сопровождение. Так, лирическую проголосную лучше исполнять без сопровождения, а частушки— традиционно — с гармошкой или балалайкой. Зато плясовую можно исполнять в сопровождении всего инструментального состава. Конечно, каждый руководитель найдет свой ключ к решению тех или иных исполнительских задач и по-своему украсит песню, но во всех случаях нужно помнить, что главное в песне — это содержание, от которого и следует отталкиваться при написании сопровождения.
6. Хорошо бы привлечь руководителю в помощь хореографа, который смог бы поставить хоровод, народный танец, а также — режиссера для постановки отдельных сцен при обыгрывании песен. Однако, при наличии двух помощников необходимо следить, чтобы они не разрушили самобытное начало народной песни. При сценической постановке фольклорной песни не мешает постоянно спрашивать себя:
— Может ли так жить в народе песня с танцами и действом или хореограф и режиссер перестарались?
7. При выступлении фольклорного ансамбля с программой самобытных народных песен желательно сделать небольшое разъяснение. Оно не должно превращаться в лекцию, но должно настроить любителей народной музыки на восприятие песни. Необходимо найти несколько емких фраз, вобравших в себя все главное, что можно сказать о прослушиваемой песне. Направить внимание слушателя на раскрытие содержания поэтического текста или на отдельные нюансы исполнительского мастерства, на особенность в мелодическом строении многоголосия или переплетении голосов. Чтобы концерт проходил живо и интересно, его следует правильно построить.
Помимо внимания к тексту, которое проявляет руководитель при отборе песен по идейному и художественному содержанию, следует продумать и другие, казалось бы, второстепенные стороны, но которые также могут повлиять на качество программы в целом. А именно:
1. Чередовать номера программы — медленные с быстрыми, статичные с подвижными, вокальные с инструментальными. Стремиться к созданию кульминации к концу концерта, куда вынести наиболее яркие номера.
2. Не допускать пауз между отдельными номерами.
3. Не дергать занавес — проводить концерты на открытой сцене с начала и до конца.
4. Концерт не затягивать, лучше проводить в одном отделении в сорок пять — пятьдесят минут.
Песен, помещенных в настоящей разработке, должно быть достаточно, чтобы построить программу на один концерт, но при желании можно дополнить репертуарным материалом из других сборников Южного Урала или воспользоваться собственными записями. Инструментальные и танцевальные номера можно брать в других кружках художественной самодеятельности Дворца или Дома культуры. Желательно, чтобы вся программа была построена в народном плане. В дальнейшем участникам ансамбля необходимо поддерживать связь с народными певцами, знатоками народных песен, которые будут служить для пополнения программ будущих концертов.
- I. ВОЕННЫЕ ПЕСНИ
- Красноармеец был герой
- Из-за лесу копия мечей
- Раным раненько, на зорьке, в ледоход
- А люблю я козаченька
- II. ЛИРИЧЕСКИЕ
- На горе колхоз
- Цыганочка Галя
- Туман яром
- Зийшло сонцэ за виконцэ
- Была мэнэ маты
- III. ПЛЯСОВЫЕ, ШУТОЧНЫЕ, ЧАСТУШКИ
- Хороша наша Татьяна
- Овечушки-косматушки
- От пенечка до пенечка
- Бела заинька
- У Катюши муж гуляка
- Расскажу тебе, кума
- Ты скажи-ка, моя Марусенька
- Захотела меня мать
- Частушки
- Припевки
- IV. ОБРЯДОВЫЕ
- Ой, конь у ворот
- Ой, вьюн во реке
- Вереюшки пошатилися
- Сидит петушок на вереюшке
- Примечания
- Тексты. Указания
Скачать ноты
Источник
У катюши муж гуляка ноты
Текст песни
1-й куплет:
У нашей Кати горя много
У нашей Кати горя много
Припев:
Калина — малина
Черёмуха — рябина,
Конфетка моя
Ледянистая.
Полюбила я такого
Румянистого.
2-й куплет:
Горя много: муж гуляка
Поздно вечером гуляет
3-й куплет:
Про Катюшу забывает
А Катюша не унывает
4-й куплет:
Запрягай-ка, милый, тройку
Тройка коней вороные
5-й куплет:
Три седельца золотые
Три дужонки зеленые
6-й куплет:
Три дужонки низко гнутся
А у Кати слёзы льются
Объявления: Баян
Господа баянисты (аккордеонисты). Антология для многих инструментов уже запущена и многие музыканты уже играют реальный джаз в ансамбле на нашем сайте ОнЛайн. Если у вас имеется желание, пишите в комментариях, будем делать переложения для ваших инструментов. Только не забудьте указывать: для готовой или выборной клавиатуры записывать ноты.
Источник
Русская песня
У нашей Кати
У нашей Кати горя много,
У нашей Кати горя много.
Припев:
Калина-малина, черёмуха-лебеда,
Конфетка моя леденистая,
Полюбила я такого румянистого.
Горя много, муж — гуляка,
Муж — гуляка, забияка.
Поздно вечером гуляет,
Про Катюшу забывает.
У Катюши слёзы льются,
Все над Катенькой смеются.
Катя шубку надевает,
В косы ленты заплетает.
В санки лёгкие садится,
По селу летит как птица.
Муж пришёл, а Кати нету,
Нет обеда, нету свету.
И некормлена корова, нет порядка никакого,
Нет дровишек, нет водицы — не попить и не умыться.
Нет да нет, как сарай, хоть ложись и помирай.
рай. рай. рай. рай.
Лёд холодный на полати —
Ох, как трудно жить без Кати!
С той поры муж не гуляет,
Очень Катю уважает!
Источник
В.Хоменко — Народные песни Челябинской области
КРАСНОАРМЕЕЦ БЫЛ ГЕРОЙ
Песня записана в 1975 году во время встречи фольклорных ансамблей института с исполнителями народных песен села Нижнепетропавловское Красноармейского района от группы женщин: Кожевниковой Е. В.— 1929 г.р.; Щелкановой А. С. — 1914 г.р.; Кусковой Е. П.— 1908 г.р.; Щелкановой М. П.— 1913 г.р.; Савиновсских А. А. — 1910 г.р.; Крапивиной А. Е.— 1917 г.р.
Этой песней можно начинать выступления фольклорного ансамбля, как это делал первый состав институтского ансамбля. Петь следует бодро и несколько сурово в манере нижнепетропавловцев. Запев поручить лучше альту, певцу, обладающему голосом с сочным и густым нижним регистром.
Разучивание песни может пройти быстрее, если будет возможность услышать исполнение этой или подобной песни от сельских песельниц. Значительно сложнее добиться необходимого характера исполнения. Можно пробовать различные варианты исполнения — представлять себя в строю, петь маршируя, как бы озвучивать картину с марширующим отрядом и т. д. Для четкости исполнения может помочь несколько утрированное произношение согласных звуков. Естественно, что сельские песельницы могут исполнять песню менее четко, плохо произнося текст. Но, вынося песню на сцену, необходимо придать ей некоторую нарядность и помнить, что в концертном исполнении у нее иные функции, нежели те, которые возлагались, когда ее исполняли в строю.
Некоторой особенностью произношения слов этой песни следует считать типичное для Урала опускание гласного звука: «за советску/ю/, «красно/а/рмеец» и т. п.
Подобный вариант песни под названием «Наш разведчик был герой» встречается в сборнике поэтических текстов В. Е. Гусева «Русские народные песни Южного Урала» (1957, с. 100) и в книге «Современное народное песенное творчество Свердловской области» Л. Л. Христиансена (1954, с. 93), «Красноармеец молодой» в сборнике А. М. Новиковой «Русские народные песни» (1957, с. 552) Все эти варианты отличаются от предложенного нами большим количеством строф и некоторым изменением в тексте.
Красно/а/рмеец был герой,
На разведку боевой, да
Припев:
Э-эй-эй, герой,
На разведку боевой!
На разведку он ходил,
Все начальству доложил, да
Припев:
Тут разъезд его схватил
И к допросу приступил, да
Припев:
Ты скажи, скажи нам, враг:
Сколько есть у вас солдат, да
Припев:
— Ничего я не скажу,
За советску/ю/ власть иду, да
Припев:
Красно/а/рмеец не сказал.
Штык стальной в груди торчал, да.
ИЗ-ЗА ЛЕСУ КОПИЯ МЕЧЕЙ
Песня записана в 1974 году и селе Архангельское Сосновского района Челябинской области от группы женщин: Красильниковой Н. С.— 1925 г.р., Заволынцевой Т. Ф.— 1929 г.р., Воронцовой В. С.— 1921 г.р., Карпаевой Е. В.— 1914 г.р., Мещеряковой А. К.— 1924 г.р.
Мелодия песни не сложная и легко запоминается. За одно занятие можно выучить напев и весь поэтический текст. Архангельцы исполняли песню четко, упруго. На начальном этапе разучивания можно пропевать текст в полсилы. Такое пение можно рекомендовать также при разучивании песни с «голоса» прослушивая запись на магнитофоне. После того, как песню в коллективе выучат, можно попеть «во весь» голос — ярко и сочно. Все время должно быть ощущение подтянутости, собранности.
Во время разучивания новых песен не следует в одно занятие разучивать разные по характеру песни, особенно это относится к молодому по стажу коллективу.
Руководитель фольклорного ансамбля должен понимать, что для каждой песни требуется особое настроение. Каждому певцу ансамбля приходится, как актеру, перевоплощаться перед исполнением новой песни — для начинающих певцов это очень сложное задание. Именно в силу того, что многие исполнители ансамблей, а часто и хоров не справляются с этим заданием, многие песни в их исполнении звучат одинаково серо, однообразно и неинтересно.
Хорошо чередовать скорые песни с проголосными, но чтобы песня звучала правдиво, необходимо достичь мастерства драматического артиста. Вначале песню необходимо прочувствовать, а после исполнять. В отличие от актера театра на «вхождение в роль» певцу выделяется времени не более минуты — время объявления следующего номера концертной программы.
Песня бытует в двух вариантах: как старая солдатская и красноармейская. См. «Русские народные песни». Песенник. (1977, с. 27), «Русские народные песни» (1957, с. 555), «Песни донских казаков». А. Листопадов, т. 2, с. 521, «Песни Ленинградской области» (1978, с. 174), «Уральские народные песни» (1969, с. 102).
Из-за лесу, лесу копия мечей —
Едет сотня буденовцев-лихачей.
Припев:
Эй, жми, коли, руби,
Едет сотня буденовцев-лихачей.
Попереди командирик молодой
Ведет сотню буденовцев за собой.
Припев.
Проезжаем мы колхозные поля —
Все колхозники кричали нам «Ура».
Припев.
Проезжаем мы колхозные дворы —
Все колхозники дарили да нам цветы.
Припев.
Вот поедем на границу воевать,
Разобьем мы весь германовский отряд.
Припев.
Разобьем мы весь германовский отряд
И вернемся мы на Родину опять.
Припев:
Эй, жми, коли, руби,
И вернемся мы на Родину опять.
РАНЫМ РАНЕНЬКО, НА ЗОРЬКЕ, В ЛЕДОХОД
Эту песню в фольклорный коллектив принесли его участницы Лариса Трякина и Лина Русских. Выучили они ее от сельских песельниц в селе Кочкарь Пластовского района, когда находились на производственной практике. В Кочкарском коллективе более тринадцати человек. Руководила тогда Евсеенко А. С. Этот ансамбль знает много старинных обрядов. В его составе: Сухомятина К. Я.— 1906 г.р., Курышева 3. Н.— 1904 г.р., Кокшарова Е. А.— 1908 г.р., Недоспасова Е. Н.— 1908 г.р., Клементьева А. М.— 1913 г.р., Подгорных С. С.— 1925 г.р., Палкина П. Д. — 1910 г.р., Лихачева М. П.— 1909 г.р. и др.
Песня времен Великой Отечественной войны вошла в народ как бытовая. Ее исполняют на вечеринках, на привале, у костра. К ней привыкли, как ко многим военным песням военных лет. Подобные песни исполняют спокойно, ровно, как бы между прочим. Иногда подобное пение выносят и на сцену, но выступление, как правило, проходит бледно и успеха не приносит. Зритель требует выразительного, художественно отточенного исполнения.
Песня «Кисет» может нравиться своей напевностью, задушевностью, лиричностью, но для показа со сцены требуется большая подготовительная работа. Нужно продумать ее сценическое решение, либо создать картинку, в которую вписывалась бы песня, либо разнообразить ее музыкально-художественными средствами.
Следует заметить, что подготовить бытовую песню к сценическому исполнению сложно и, прежде всего, потому, что нужно преодолеть психологический барьер отношения к этой песне как к «костровой» и создать новый микроклимат для ее существования. Необходимо увидеть песню в новом звучании, существенно отличающемся от предыдущего, найти способ заставить сначала исполнителей, а затем и слушателей полюбить это новое.
О вариантах песни как авторской (муз. М. Блантера, слова Суркова), так и народных можно прочесть в книге Т В. Поповой «О песнях наших дней», с. 268—271. Все примеры, о которых говорит Т. В. Попова, даны в более развернутом виде с характерной кульминацией во второй части, которая опущена в челябинском варианте.
Эту песню исполняли нижнепетропавловцы, но заканчивают ее они несколько иначе. Введение слов из другой песни делает конец счастливым. Интереснее, на наш взгляд, и некоторые обороты, которые вводят исполнители в свой вариант.
Раным-раненько, на зорьке, в ледоход
Провожала я милого во поход.
На кисете—на добро ли, на беду —
Красным шелком шила, вышила звезду.
Раным-раненько, на зорьке, на заре,
Застучала подворотня во дворе.
И приносят мне от милого ответ —
Шитый шелком, кровью крашенный кисет.
Я обиды никому не расскажу,
Кровью крашенный кисет я сберегу.
Буду плакать, буду горе горевать,
На дорожку буду слезы проливать.
А потом, когда я вдовушкой была,
Пятерых уж дочек (в) замуж отдала.
К нам приехал на квартиру генерал,
Весь израненный, так жалобно стонал
Посмотрела, встрепенулася душа,
Это тот же, тот же парень молодой.
Та же удаль, тот же блеск в глазах,
Только много седины в его кудрях.
И опять я целу ночку не спала
И опять душой молоденькой была.
Ранним-раненько, на зорьке в ледоход
Провожала я любимого в поход.
На кисете — на добро ли, на беду —
Шила, вышила я милому звезду.
Шила, вышила удалой голове
Серп и молот красным шелком на канве.
И уехал он, кручинушка моя,
Биться с немцами в далекие края.
Прогремела уж отважная пора,
Пастухи пригнали на зиму стада.
Только нет от дорогого моего
Ни ответа, ни привета — ничего.
Как то рано в студеном январе.
Проскрипела вдруг калитка во дворе
И вручили мне от милого пакет,
Шитый шелком, кровью залитый кисет.
Я обиды никому не расскажу,
Пойду в поле, там я сяду на межу,
Буду плакать, буду горе горевать,
Буду слезы на дорогу проливать.
О любви я никому не расскажу,
А кисет я, шитый шелком, сохраню.
И про кудри, милый, русые твои
Будут петь мне, одинокой, соловьи.
Источник