У каждой ноты есть октава

Октавы на фортепиано

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Каждый, кто начинает обучение на фортепиано, сталкивается с понятием октав. Их знание помогает ориентироваться на клавиатуре, а также исключает ошибки в освоении произведений. Поэтому стоит рассмотреть, что такое октавы, сколько их на фортепиано и в какой последовательности они представлены.

Что это такое?

В переводе на русский октава означает «восьмой» или «8». Это соответствует количеству клавиш между нотами с одинаковыми названиями. Помимо этого, под понятие октава попадает набор клавиш, которые находятся в этом промежутке.

Чтобы облегчить поиск нот на фортепианной клавиатуре, существует разделение на белые и черные клавиши. Причем последние чередуются группами по 2 и 3. Началом октавы считается белая клавиша, расположенная слева от двух черных, а окончанием – белая клавиша справа от группы из трёх черных клавиш. В результате каждая полная октава содержит 7 белых и 5 черных клавиш.

Несмотря на идентичность состава, октавы различаются по высоте звучания и написанию нот. Слева от исполнителя находятся клавиши, издающие низкие звуки, а справа – верхний регистр инструмента.

Количество октав отличается в зависимости от инструмента. На акустическом или электронном фортепиано, на синтезаторе с 60 клавишами их 5. Большее или меньшее число клавиш электронных аналогов будет напрямую влиять на количество октав.

Названия и расположение октав

Неожиданностью для новичка становится факт, что нумерация фортепианных октав начинается с середины. Причем это справедливо и для пианино, имеющего полную клавиатуру, и для синтезатора, на котором всего 5 октав.

Так, первая октава обычно находится между пюпитром и исполнителем. Такое расположение имеет несколько обоснований:

  • звуки, образуемые клавишами первой октавы, чаще встречаются в диапазоне человеческого голоса;
  • с этих нот обычно начинается обучение музыкантов;
  • эти клавиши используются в музыке чаще, чем ноты, расположенные по краям клавиатуры.

Если следовать по схеме октав на фортепиано вправо, то следом за первой идут вторая, третья, четвертая. Пятая октава, представленная нотой до, имеется не у всех моделей пианино и роялей. На инструментах с меньшим количеством клавиш крайней справа может оказаться вторая или третья.

Для написания нот здесь задействуется преимущественно скрипичный ключ. Причем первая октава пишется до третьей строчки нотного стана. Вторая завершается выше первой добавочной линейки. Третья начинается с до, расположенной на второй добавочной линейке.

Для остальных октав чаще используется особый знак, означающий перенос музыки на октаву или две вверх. Это исключает путаницу в количестве дополнительных линеек.

Если двинуться от центра инструмента влево, то расположение октав будет в следующей последовательности:

С последней из них по факту начинается клавиатура. Однако в ней находится всего 3 клавиши, поэтому она тоже неполная.

Для нот, расположенных ниже первой октавы, разработан басовый ключ. Причем малая октава располагается выше второй линейки, на которой пишется си большой октавы. Контроктава в написании оказывается ниже второй нижней добавочной линейки. Для написания остальных нот также может быть использован дополнительный знак, предписывающий перенос нот октавой ниже.

В малой и первой октаве находятся ноты, которые имеют варианты написания в скрипичном и басовом ключах. Например, до может быть записана и на нижней добавочной линейке в скрипичном ключе, и на верхней добавочной линейке басового. При этом подразумевается одна и та же клавиша, что следует учитывать при разборе произведений. Разница в письме необходима для более целостного написания мелодии. Так, музыкальный фрагмент для левой руки будет по возможности записываться в басовом ключе, а для правой – в скрипичном. Хотя бывают и исключения.

Обозначение каждой клавиатуры тесно связано с нотным станом, где каждая клавиша отождествляется с нотой. Поэтому, чтобы хорошо ориентироваться в клавиатурах, нужно хорошо выучить нотную грамоту.

Как играть?

При обучении игре на фортепиано самые простые мелодии находятся в одной октаве. Это позволяет быстрее освоиться с часто используемыми клавишами. Затем освоение инструмента идет по принципу постепенного расширения диапазона – сначала в правую, а потом в левую сторону.

Преподавателям рекомендуется долго не задерживаться на одной октаве, чтобы исключить формирование стереотипов у учеников, мешающих им развивать искусство игры. Выйти за пределы ограниченного мирка можно следующими способами.

  1. Исполнением гамм. Учащиеся младших классов исполняют звукоряд в две октавы, в старших классах диапазон гаммы расширяется до четырех. Помимо освоения пальцевой аппликатуры и техники, это помогает ученику чувствовать себя свободно, работаю с регистрами, расположенными на отдалении от него. Причем постепенно нужно переходить с до мажора на другие тональности, чтобы стимулировать работу с черными клавишами.
  2. Вводом в репертуар произведений, которые основаны на сопоставлении звучания отдельных звуков или мелодии в разных октавах. С одной стороны, такие пьесы не так сложны в освоении, поскольку ребенок логически понимает, что один и тот же материал повторяется на разной высоте, при этом сохраняется схожее расположение клавиш и аппликатура. С другой стороны, он видит в нотном тексте, что ноты, расположенные в разных октавах, написаны по-разному. В дальнейшем это поможет ему быстрее ориентироваться, где именно на клавиатуре исполняется написанный на бумаге текст.

Помимо белых, начинают изучаться и черные. Этот процесс связан с освоением знаков диеза, бемоля и бекара. Первый из них делает звук выше, второй приводит к понижению. Причем не всегда эти действия связаны с переходами на черную клавишу. Бекар необходим для отмены знака.

Приставка «дубль» перед названием знака указывает, что понижение или понижение происходит в удвоенном размере.

Отдельным этапом обучения становится освоение октавных этюдов. Для этого нужно иметь достаточно развитую руку, чтобы пальцы без большого напряга доставали до нужных клавиш. Поскольку расстояние, охватывающее 8 нот, довольно большое, его берут крайними (1 и 5) пальцами.

Размер руки старшеклассников также допускает замещение пятого пальца четвертым, что становится необходимым в освоении сложных пьес и этюдов. Так, если мелодия в пьесе записана с октавным удвоением, то в верхнем голосе ожидается плавность переходов из звука в звук. Поэтому аппликатура предполагает поочередное взятие интервалов 1-4 и 1-5 пальцами. Использование четвертого пальца в октаве необходимо, если она приходится на черную клавишу. В этом случае пятый палец будет нежелателен.

Ошибки

Практика обучения игре на фортепиано знает случаи, когда дети путали октавы, а также испытывали сложности с воспроизведением нот. Подобное часто происходит при наличии ошибок со стороны преподавателя.

  • Знакомство начинается сразу с клавиатуры. В результате ребенок начинает извлекать звуки, не понимания строения фортепиано и специфики его работы. Результатом становятся сложности в освоении клавиатуры, а в дальнейшем затруднения в поиске необходимого звукоизвлечения.

Предотвратить последствия можно, отведя первый урок общему знакомству с инструментом и его частями. Имеет значение наглядный показ способа появления звука, а также факторов, влияющих на его громкость, высоту и другие параметры.

  • Обучение начинается с конкретной ноты. Если до этого учащийся не получил полного представления о клавиатуре, то первая выученная клавиша станет для него своеобразной точкой отсчета, от которой он будет выстраивать всё остальное. Результатом станет искаженное представление о клавиатурном пространстве, где в зависимости от обстоятельств каждая нота может стать главной.

Более эффективная методика предполагает путь от общего к частному. Сначала осваиваются регистры как наиболее крупные структурные элементы. Затем следует разделение на октавы, зоны, образующиеся между черными клавишами, а на последнем этапе называются ноты. Такой метод ускорит освоение клавиатуры, а также снимет страх перед игрой в крайних регистрах.

  • Использование одной ноты в качестве стартовой точки приводит к затруднениям при поиске остальных клавиш. Ведь если каждый звук отсчитывать от «до», это займет больше времени, чем знание системы в целом. Выявить проблему можно, попросив учащегося назвать ноты в обратном порядке. Или предложив ему найти нужную клавишу без отсчета от старта. Если ребенок начал путаться, это означает, что он не запомнил реального расположения нот, что в дальнейшем затруднит подбор мелодий на слух, а также чтение с листа.

Выходом из ситуации становится упор на образное мышление, позволяющее сделать каждую ноту индивидуальной, придумать ей свой неповторимый образ.

  • Стремясь закрепить освоение черных клавиш, некоторые преподаватели не торопятся давать детям пьесы с черными. В результате формируется патологический страх, который препятствует изучению пьес в других тональностях, помимо до мажора. Кроме того, постоянное использование белых клавиш приводит к искажению постановки руки. Пальцы постепенно смещаются к краю, что приводит к опусканию запястий.

Выходом из ситуации становится переход к черным клавишам, как только учащийся освоится в белых. Доступ к большему количеству клавиш с самого начала приводит к более гармоничному развитию исполнителя.

Своевременное начало изучение черных клавиш исключает ещё одну ошибку, свойственную музыкантам. Она выражается в сформированном убеждении, что при появлении диеза или бемоля нужно обязательно нажать черную клавишу. На деле повышение нот ми и си на полтона приводит к нажатию соседней белой клавиши. Подобный результат даёт понижение фа и до.

Путаница в октавах часто свойственна ученикам, которые для домашних занятий покупают синтезатор. Хотя такое решение кажется практичным для скромных квартирных условий, оно имеет несколько слабых сторон.

  • Ребенок, привыкающий заниматься в условиях пяти октав, оказывается в растерянности перед полной фортепианной клавиатурой. В результате выученная пьеса может прозвучать выше или ниже требуемой октавы. Для таких учеников важно установить связь между разными клавиатурами.

Эталоном станет первая октава, расположенная строго посередине любого инструмента.

  • Многие электронные инструменты не чувствительны к силе нажатия клавиши. Поэтому теряется возможность работы над динамикой и штрихами. Решить это можно только усиленной работой в классе на акустическом инструменте.

Подведем итоги: знание строения и расположения октав – это незаменимая часть образования каждого, кто осваивает музыкальный инструмент. Это помогает быстрее освоиться в многообразии клавиш, а также открывает путь к чтению с листа, подбору на слух, импровизации и другим возможностям.

Источник

Ноты скрипичного ключа

Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого музыкальных регистров. В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы. Как выглядит скрипичный ключ, думается, все в курсе. Свое название он получил за то, что в нем удобно записывать ноты из рабочей тесситуры скрипки (от СОЛЬ малой октавы и до самых верхних нот).

Скрипичный ключ имеет второе название – КЛЮЧ СОЛЬ. Так его называют за то, что своим местоположением на нотном стане он привязан ко второй линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы. Поэтому закономерно, что нота СОЛЬ – это главная нота скрипичного ключа, своеобразная точка отсчета на нотном стане. Действительно, ближайшие соседи ноты СОЛЬ – это ФА (снизу) и ЛЯ (сверху), они занимают соответствующее положение по отношению к ноте СОЛЬ и на нотном стане.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе

Названия октав и их расположение на клавиатуре фортепиано подробно разбирается в материале Расположение нот на клавиатуре фортепиано. Ноты первой октавы занимают основное пространство (первые три линейки) нотного стана в скрипичном ключе.

  • Нота ДО первой октавы пишется на первой добавочной линии.
  • Нота РЕ первой октавы пишется под первой основной линией нотного стана.
  • Нота МИ первой октавы как бусинка на ниточке насажена на первую линию нотоносца.
  • Ноту ФА первой октавы следует писать между первой и второй линиями нотного стана.
  • Нота СОЛЬ первой октавы занимает свое коронное место на второй линейке.
  • Нота ЛЯ первой октавы располагается в промежутке между второй и третьей линейками.
  • Нота СИ первой октавы записывается на третьей линейке.

Ноты второй октавы в скрипичном ключе

Ноты второй октавы занимают вторую, верхнюю половину нотного стана, если записывать их в скрипичном ключе.

  • Нота ДО второй октавы занимает промежуток между третьей и четвертой линиями.
  • Нота РЕ второй октавы насажена на четвертую линейку нотоносца.
  • Нота МИ второй октавы расположена в последнем промежутке – между четвертой и пятой линиями.
  • Нота ФА второй октавы, ее место – пятая линейка, она на ней крепко сидит.
  • Нота СОЛЬ второй октавы прилипла к пятой линейке, пишется выше ее.
  • Нота ЛЯ второй октавы, ее адрес – первая добавочная линейка сверху.
  • Нота СИ второй октавы пишется над первой добавочной линейкой сверху.

Ноты третьей октавы в скрипичном ключе

Ноты третьей октавы можно записать двумя способами – либо на добавочных линейках сверху, либо точно так же, как ноты второй октавы, только со специальным знаком – ОКТАВНЫМ ПУНКТИРОМ (пунктирная линия с цифрой восемь).

Октавный пунктир имеет следующее действие: все ноты, которые он собой покрывает, играются на октаву выше. Октавный пунктир является очень удобным средством облегчения нотой записи – во-первых, благодаря ему уменьшается количество добавочных линий, затрудняющих прочтение нот, а, во-вторых, с помощью октавного пунктира нотная запись становится более экономной, компактной, более опрятной.

Если же все-таки ноты третьей октавы написаны без применения октавного пунктира, а с применением добавочных линеек, тогда:

  • Нота ДО третьей октавы пишется на второй добавочной линейке сверху.
  • Нота РЕ третьей октавы располагается выше второй добавочной линейки.
  • Нота МИ третьей октавы занимает третью добавочную линейку сверху.
  • Нота ФА третьей октавы помещается над третьей добавочной линией.
  • Нота СОЛЬ третьей октавы нанизывается на четвертую добавочную линейку сверху.
  • Нота ЛЯ третьей октавы пишется над четвертой добавочной линейкой.
  • Ноту СИ третьей октавы следует искать на пятой добавочной линейке сверху.

Ноты четвертой октавы в скрипичном ключе

Если писать ноты четвертой октавы на добавочных линейках, то этих самых вспомогательных линеек будет огромное количество. Это очень неудобно, поэтому так не делают. Когда нужно написать ноты четвертой октавы пользуются октавными пунктирами – простым, если его ставят над нотами третьей октавы, или двойным, если над нотами второй октавы.

Двойной октавный пунктир представляет собой точно такую же пунктирную линию, только с числом 15. Все ноты, которые располагаются, под такой линией, должны исполняться на целый две октавы выше.

Ноты малой октавы в скрипичном ключе

Из малой октавы в скрипичном ключе записываются, главным образом, всего три ноты – СОЛЬ, ЛЯ и СИ. Они пишутся на вспомогательных линейках, добавляемых снизу:

  • Нота СИ малой октавы может быть записана под первой добавочной снизу.
  • Нота ЛЯ малой октавы в скрипичном ключе пишется на второй добавочной линейке снизу.
  • Нота СОЛЬ малой октавы располагается под второй добавочной внизу нотного стана.

В целом, чаще всего на нотоносце со скрипичным ключом записываются наиболее ходовые, часто встречающиеся ноты малой, первой, второй и частично третьей октав. Ноты, для записи которых необходимо большое количество добавочных линеек, встречаются сравнительно реже.

Для лучшего запоминания нот во всех октавах, нужно больше тренироваться в их чтении и переписывании. Например, можно переписывать какие-нибудь мелодии в разные октавы (допустим, дана мелодия в первой октавы, переписать ее в малую, во вторую, в третью и т.д.). Попробуем. Скажем, возьмем простую известную народную песню «Ходит зайка» и перепишем ее мелодию в разные октавы.

Если вы учите ноты с ребенком, то познакомьтесь вот с таким руководством – Как выучить ноты с ребенком? И детям, и взрослым для лучшего усвоения нот скрипичного ключа будет полезно выполнить подборку упражнений из рабочей тетради Г. Калининой. Выполняя задания в простой и увлекательной форме, вы даже и не заметите, как выучите все ноты. Скачать данный комплекс упражнений можно здесь – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ!

Дорогие друзья! Мы надеемся, что данный материал хотя бы немного оказался вам полезен. Если у вас остались вопросы, если есть пожелания по улучшению работы сайта или по улучшению конкретно данной статьи, пожалуйста, отпишитесь в комментариях. Ваше мнение очень важно для нас!

И напоследок, предлагаем вам послушать немного хорошей музыки! Сегодня это будет:

П.И. Чайковский — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Источник

Оцените статью