У кого была гитара 12 струн

12 струнная гитара:

Впервые 12 струнная гитара «официально» появилась в Америке в начале 20-го столетия. Итальянские мастера работающие на таких известных музыкальных фабриках США, как Оскар Шмидт и Ригал были первыми, кто включили гитару с 12-тью струнами в свои каталоги.По-этому именно Италия считает себя родиной 12-струнной гитары, тем более, что в итальянских традициях изготовлять инструменты со спаренными струнами, возьмем хотя бы знаменитые на весь мир итальянские мандолины.

Однако есть еще одна страна оспаривающая право быть родиной 12-струнки — это Мексика. В Мексике гитары с 12-тью струнами появились еще много столетий назад. Правда они были других размеров и струны на них были спарены несколько иначе, но все же на современную 12-струнку они были похожи гораздо больше, чем итальянская мандолина.

США в свою очередь, имеют право назвать себя родителем этого инструмента, так как именно гитары производства США разъехались по всему миру и сделали из 12-струнки едва ли не самый удобный инструмент для аккомпанимента. Но кто бы ни был настоящим родителем, дитя не осталось без присмотра: на этих чудесных инструментах играли и играют тысячи профессионалов от знаменитого Лио Коткэ, до не менее знаменитого Александра Розенбаума. И мне думается, что даже любой серьезный любитель не прочь добавить к своему гитарному арсеналу 12-струнку.

Читайте также:  Звуковые эффекты для бас гитары

Суть 12-струнной гитары:

Чем же, собственно отличается этот инструмент от «стандартной 6-струнной гитары»? Чисто внешне почти ничем, кроме того, что все 6 струн на нем спарены и настроены в унисон. Присмотревшись ближе видно, что начиная с третьей струны все пары не одинаковые — одна струна в паре толще (как на шестиструнке), а другая гораздо тоньше и без обмотки. Сделано это для того, что бы струны в парах настраивались одна на октаву выше другой. Другими словами — эти пары настроены хоть и в унисон, но одна из струн на октаву выше другой.

А теперь представьте на секунду какой при этом получается звук?! Объемный, мощный, почти такой как-будто играют два инструмента.

Строится 12-струнка так же как и ее 6-тиструнная сестричка. Естественно, учитывая то, что описано выше.

1 струна — E (ми) — обе струны одинаково
2 струна — B (си) — обе струны одинаково
3 струна — G (соль) — тонкая на октаву выше толстой
4 струна — D (рэ) — тонкая на октаву выше толстой
5 струна — A (ля) — тонкая на октаву выше толстой
6 струна — E (ми) — тонкая на октаву выше толстой.

Безусловно можно использовать и альтернативные настройки, учитывая схему приведенную выше. Более того, тем кто уже имеет опыт игры я даже рекомендую опустить струны на пол тона\тон и послушать результаты. Часто при такой «слегка заниженной» настройке звук даже лучше.

Теперь немного о тонкостях, которые внешне не видны, но очень сильно влияют на звук. Ни для кого не секрет, что натяжение струн в 6-тиструнной гитаре приблизительно равно 150 фунтам. Так же все знают, что пружины на внутренней стороне деки служат в первую очередь для того, что бы сдерживать это натяжение и предохранять деку от деформации, и уже только во вторую очередь эти пружины, вернее их форма, вес и расположение влияют на звук инструмента.

Что же получается? Увеличив вдвое натяжение за счет дополнительных струн на 12-струнке мы должны вдвое увеличить толщину деки и пружин. В противном случае наша гитара просто самоуничтожиться под неадекватным натяжением.

Но, дамы и господа, смею вас заверить, что если поступить именно так: просто увеличить вдвое толщину всего, что связанно с прочностью инструмента, мы получим стиральную доску со струнами. Играть это приспособление может как-то и будет, но звук этот желанным никак не назовешь. Могу даже описать этот звук, хотя никто такие гитары на выпускает. Это тонкий, слабый звук в котором много высоких и практически нет низких.

«Откуда я знаю какой будет звук, если никто не делает такие гитары?» — спросите вы. Дело в том, что многие дешевые 12-струнки так сконструированы. Конечно никто не делает деку ровно вдвое толще, но дабы упрочнить инструмент многие китайско\корейские фирмы для деки используют многослойную фанеру, которая хоть и прочнее, но вибрирует хуже. Кроме того эти компании наклеивают «дополнительные» пружины, что окончательно убивает вибрацию.Получается, что если любой профессионал скажет вам, что вы не сможете найти мало-мальски приличную гитару дешевле, чем за $200, то к этому я добавлю, что если разговор идет о 12-струнке, то эту сумму, как и количество струн придется увеличить вдвое.

Хотя, должен отметить, что на рынке пользованных инструментов попадаются и приятные исключения.Это что касается конструкции инструмента, а теперь немного о самых известных изготовителях.На сегодняшний день любая, даже самая захудалая фабрика выпускает 12-струнки. По-этому я приведу всего несколько примеров фирм, которые на мой взляд запустили в массовое производство наилучшие экземпляры и создали этому инструменту сегодняшнюю славу.

Пожалуй самая примечательная из всех компаний выпускающих гитары с 12-тью струнами — Гилд (Guild). В далекие 60-тые годы маленькая и еле сводящая концы с концами компания стала на какое-то время чуть ли не самой известной в Америке именно благодоря 12-стрункам к производству которых они обратились.До сих пор они считаются стандартом, таким же как Матрин в 6-тиструнках. Отличительная черта гитар Гилд, это двойной анкерный стержень и специальная конфигурация пружин увеличивающая прочность, но не уменьшающая звучание.Свой вклад в популяризацию 12-струнных гитар внесла так же и фирма Овейжен (Ovation).Их знаменитые модели Legend и Adamas наиболее популярны именно в 12-струнных вариантах.А звучание такой Овейжен подключенной к усилителю просто потрясающее!

Ярким примером является гитара того же Розенбаума, та самая Овейжен черного цвета, которую он использует на почти всех своих концертах.

На рынке электрогитар безусловным лидером является фирма Рикенбакер (Rickenbacher). Это классика электрических 12-струнных гитар.Пожалуй среди электро они самый популярные. У этих гитар очень необычное для 12-струнных расположение колков.Звучание их гитар можно услышать у самых знаменитых исполнителей и групп от Битлз до Тома Петти.Второе место среди 12-струнных электрогитар можно по праву отдать Fender Stratocaster XII — модели достаточно редкой, но при этом легендарной. Что касается более «экзотических примеров», то большое количество мастеров-одиночек и маленький мастерских выпускают совершено потрясающие 12-струнки, среди прочих особено хочется отметить фирму Бриидлав (Breedlove).

Их модели отличаются не только отличным звуком и качеством, но и экзотическим подбором дерева. Самая популярная 12-струнная модель, например, выпускается с задней стенкой корпуса из африканского полосатого дерева эбони.

Пока еще это довольна молодая и маленькая фирма и на вряд ли ее продукция известна российскому потребителю, но я уверен что за ней будущее.

Вот в общих чертах и все, что можно рассказать о 12-струнных гитарах. В качестве послесловия скажу, что хоть и наиболее распространенным видом игры на ней является аккомпанемент, многие мастера используют ее для соло партий и результаты превосходят все ожидания.

Благодаря тому, что по строю 12-струнка совпадает с 6-тистрункой переучиваться играть вообщем-то не нужно, нужно только «подстроить» свои пальцы под спаренные струны. Конечно же многие стандартные приемы игры, вначале получаются довольно неуклюжими, но со временем все становится на свои места. Думаю, что если вы еще не попробовали этот дивный инструмент, то вам необходимо пойти в музыкальный магазин. А дальше сердце подскажет!

Источник

Правильная настройка 12-струнной гитары и техника игры

Технически 12-струнная гитара мало чем отличается от привычной классики шести струн. Музыканты ее используют для исполнения акустических композиций. Но многие гитаристы после освоения гитары стандартной учатся играть на 12-струнной гитаре. Исполнение на ней очень сложно, но увлекательно.

В 60-е годы 20-го века многие музыканты стали экспериментировать со звуком. Легендарный гитарист Джимми Хендрикс впервые использовал перегруз выхода усилителя своей электрогитары. Таким образом, появился всем известный дисторшн. Рок-н-ролльный исполнитель Бадди Холли был первым, кто использовал наложение звука при записи песен.

Тогда и появилась первая гитара с 12 струнами. Сначала музыкант Джо Пасс исполнял свои соло на 12-струнной гитаре, тем самым популяризируя ее. В России впервые начал использовать этот инструмент Юрий Шевчук из группы «ДДТ».

Особенности настройки 12-струнной гитары

При игре на гитаре требуется большая точность при нажатии на струны. Первое время руки будут сильно уставать. Несмотря на то что звук несколько тише, чем у шестиструнной гитары, он мелодичный и объемный. Гитаристы исполняют соло-партии и аккомпанируют себе при исполнении песен.

Двенадцатиструнная гитара — инструмент, состоящий из шести парных струн. Учиться играть на ней сложнее из-за спаренности струн. Чтобы их зажать и извлечь чистое и мягкое звучание, нужно приложить немалые усилия. Гриф широкий и толстый, держать который тоже нужно правильно. От этого зависит качество игры.

Струны расположены далеко друг от друга, поэтому гитарист должен уметь растягивать кисть, особенно с аккордами с баррэ. Сначала пальцы не слушаются, сложно зажимать по две струны. Но необходимо терпение и опыт, и вы оцените объемное и яркое звучание.

Полезная информация перед настройкой

Старайтесь настроить 12-струнку при помощи тюнера или специальных программ. Новичок поначалу может путаться и настраивать хрупкий инструмент неправильно, что может привести к порче гитары.

Внимание! Если вы решили поменять струны на новые, то не снимайте все струны сразу. Когда на гриф резко перестает действовать привычная нагрузка, то гитара может испортиться: накрениться гриф или повредиться сама дека.

Натянуть сначала нужно первую и шестую струну, а потом все остальные. Настраивать шестую струну следует самой последней. Она имеет самое большое натяжение. Для начала настройте ее на тон ниже. После растяжения доведите ее до нужной ноты.

Особенность грифа заключается в том, что он способен выдержать натяжение всех струн. Но будьте крайне внимательны при натягивании дополнительных, так как нагрузка на инструмент увеличивается в два раза. При правильных и неспешных действиях вы избежите неприятного дребезжания.

Некоторые музыканты настраивают инструмент специально ниже стандартного строя, поставив каподастр на первый лад. Благодаря этому, гитара может прослужить намного дольше.

Строй 12-струнной гитары и отличие от 6-струнной

Настройка основных струн ничем не отличается от строя шестиструнной гитары. Проблема может возникнуть с добавочными струнами. Потребуется специальное оборудование или идеальный музыкальный слух. Две первых пары должны звучать в унисон, остальные выстраиваются так, что одна из струн ниже на октаву другой. Поэтому при игре на таком инструменте создается впечатление, что играют несколько гитар.

Алгоритм действий при настройке

Двенадцатиструнная гитара настраивается так же, как и шестиструнка. За исключением некоторых нюансов.

Алгоритм настройки достаточно прост:

  1. При необходимости поменяйте струны. Аккуратно снимите старые поочередно и натяните новые. Старайтесь не перенапрячь гриф.
  2. Первую струну сразу натяните, чтобы звучала нота «ми» первой октавы. Сделайте это при помощи тюнера, камертона или собственного слуха.
  3. Теперь настройте на ноту «ми» шестую — главную струну.
  4. Затем задайте стандартный строй всем остальным.
  5. Приступайте к дополнительным струнам. Первые две должны быть в унисон с главными, а остальные — на октаву ниже.
  6. Пусть гитара немного постоит — за это время струны растянутся.
  7. Проверьте строй, начиная с главных струн. Подтяните, где это необходимо.

При правильной и аккуратной настройке инструмент и струны прослужат очень долго.

Техника игры

После настройки инструмента, можно приступать к самой игре. Чтобы понять гитару, научитесь исполнять мелодии на открытых аккордах. В этом случае вы будете уже на полпути к цели. Техника почти не отличается от игры на шестиструнной гитаре.

Особенности и сложности перебора

При игре на 12-струнной гитаре очень устает левая рука, потому что форма грифа непривычна и расстояние между струнами большое. В особенности использование баррэ доставляет новичку неудобства, но в остальном техника игры ничем не отличается от обычного инструмента.

Перебор — это один из способов игры на гитаре. В отличие от гитарного боя, при переборе происходят щипки струн — звучат по отдельности. Для акустических романсов, фольклорных песен и красивых баллад этот способ звукоизвлечения подходит идеально. В случае игры на 12-струнной гитаре, щипок происходит посредством захвата парных струн, к чему нужно привыкнуть.

Существует много видов переборов, каждый из которых зависит от композиции, ее длительности. Вместе с оригинальной и необычной песней нужно заучивать не только аккорды и ноты, но и способ извлечения. Также есть стандартные виды приема. Они используются в большом количестве песен.

Самыми простыми видами перебора являются «шестерка» и «четверка». Они исполняются небольшим количеством струн или их пар в случае 12-струнки. В стандартной «четверке» задействован бас и три нижние. Сначала большим пальцем дерните одну из басовых, затем — третью, вторую и первую по очереди. Принципы других типов перебора заключаются в изменения последовательности нижних струн. Так, например, в одном случае после баса следует защипнуть третью, затем первую, а потом вторую. Другая последовательность — третья-вторая-третья.

Принцип «шестерки» похож на предыдущий, но в игре задействованы еще две ноты. После баса поочередное звучание третьей, второй, первой, второй, третьей пары. Также существуют приемы немного сложнее: «восьмерка» и вальсовые переборы.

Метод боя

Гитарный бой — простой и распространенный метод игры на любой гитаре. Он состоит из последовательных ударов кистью правой руки по струнам вверх или вниз. На 12-струнной гитаре музыкант захватывает все струны инструмента для получения необычного и объемного звука.

Сколько ритмических рисунков, столько и видов гитарного боя. Основные способы — шестерка, восьмерка, четверка, блатной штрих, вальсовый бой. Часто при таком способе звукоизвлечения гитарист глушит струны ребром ладони, чтобы достичь четкого и законченного звука. С технической точки зрения, глушение проставляет акценты и помогает музыканту ориентироваться в ритмическом рисунке.

Щипок на 12-струнной гитаре

Щипок на гитаре с двенадцатью струнами происходит при одновременном извлечении звука из нескольких пар нижних струн.

Щепок чередуется с басовой парой нот. Три или иногда четыре пальца одновременно защипывают струны. При помощи такого приема играют вальсовые мелодии. Этот способ широко распространен среди исполнения дворовых песен, но мало кто умеет правильно извлекать звук. Щипки быстрые и четкие. Ритм игры не должен сбиваться.

Игра медиатором

Игра медиатором — основной навык, которым должен овладеть любой гитарист. Звучание инструмента становится насыщенным, ярким, громким. В случае с 12-струнной гитарой, ее звук становится еще мощнее, чем при игре пальцами и кистью.

Медиатор — пластиковая пластинка. Гитарист зажимает ее между пальцами правой руки и бьет ею по струнам. При помощи медиатора играют бой и перебор. Вместо трех или четырех пальцев, используется один плектр, поэтому музыканту следует развить скорость и координацию. Этот способ требует правильной постановки руки для извлечения четких и ровных звуков.

Исполнение мелодий медиатором технически отличается от игры кистью или пальцами. Движение должно осуществляться не от плеча, а от кисти, используя небольшую амплитуду.

Советы при обучении

Занятия следует проводить каждый день. Они способствуют развитию пальцев, увеличивают способность играть синхронно. Также развивают чувства ритма, музыкальный слух.

Упражнение «1-2-3-4»

Название упражнения говорит само за себя. Оно предполагает извлечение звуков из одной пар струн на четырех ладах. Зажимайте указательным пальцем две первые струны на первом ладу, дергайте струну. Средний палец поставьте на второй лад, извлеките звук. После мизинец на четвертом ладу поднимайте на позицию вверх. Упражняйтесь вплоть до 12 лада, затем в обратной последовательности. Ноты должны звучать четко и громко.

Упражнение «1-3-2-4»

Это упражнение является немного измененной версией предыдущего. Разница в том, что звучат струны сначала на первом ладу, затем на третьем, втором и четвертом. Пробуйте играть это упражнение на всех струнах, поочередно зажимая пары следующих струн. Если вы его освоите, то координация движений улучшается на порядок.

Упражнение «1-4-3-2»

В этом упражнении последовательность нот в обратном порядке. Сначала играете первый лад, затем четвертый, третий и второй. Снова же поднимайтесь по другим парам струн, оттачивая координацию и четкое звукоизвлечение.

На заметку! Для развития скорости и гибкости пальцев разучивайте гаммы и упражнения для правой и для левой руки поочередно.

Вы можете использовать эти упражнения, а также подобные модификации уроков. Пробуйте играть в последовательности, которую придумаете сами. Уроки по игре на этом необычном инструменте можно найти на просторах интернета, а также в самоучителях и интерактивных занятиях.

Рекомендации по игре на 12-струнной гитаре

Умение слушать мелодию является одним из важных моментов при обучении.Прежде чем играть композицию, прочувствуйте песню, ее высоту тембр и громкость. Чтобы добиться ровного и четкого звучания, старайтесь поставить обе руки в правильное положение, иначе руки будут уставать, а ноты приглушаться.

Важно понимать, что игра на гитаре — это не работа. Если нет настроения или желания заниматься, то не делайте этого. Не заставляйте себя разучивать упражнения или гаммы, потому что это принесет только разочарование. Желание играть может вовсе пропасть. Старайтесь заниматься игрой на гитаре в хорошем настроении и с приподнятым расположением духа.

Все упражнения играйте медленно. Скорость игры придет к вам с опытом. Игра на 12-струнной гитаре отличается следующим — чтобы извлечь четкие звуки, необходимо приложить немного больше усилий. Поэтому запаситесь терпением и стремитесь к совершенствованию техники игры каждый день.

Источник

Оцените статью