Творческий путь и личная жизнь талантливой артистки. Как она сейчас живет. Валентина Пономарёва
От этой женщины можно было ожидать всё что угодно, казалось, для неё нет ничего не возможного. Яркая, темпераментная, смелая, с прекрасными вокальными данными и кипучей энергией, она заполоняла собой всё пространство, где бы ни была. Широте её диапазона завидовали многие, а превзойти безупречное мастерство — мало кто смог бы. Любое музыкальное направление ей под силу: джаз и народный фольклор, рок и классика.
Валентина Пономарёва родилась в творческой семье, родители окончили консерваторию, и были профессиональными музыкантами. Её предки принадлежат к дворянскому сословию, династия Лукашовых (материнская ветка), прочно переплелась со старинным цыганским родом Пономарёвых-Эрденко. Прадед Валентины был знаменитым на весь мир скрипачом — Михаил Эрденко, имел учёную степень и преподавал в академии.
С раннего детства девочку окружала прекрасная музыка, родители жили в общежитии. Как только дочка начала ходить и разговаривать, её обучали музыкальному искусству. Вскоре, Пономарёвы приобрели свой дом, принимали гостей. Валя участвовала в домашних концертах, чистый, звонкий голосок девушки выделялся среди поющих.
Родители мечтали видеть дочь профессиональной певицей, и Валентина поступила в Хабаровский Институт Искусств, обучаясь по классу фортепиано и вокалу. Дома, Валя всё чаще начала ловить по радиоприёмнику джазовую музыку, которую транслировали японские радиостанции. Джаз, стал первой её любовью, и по окончании института, она принимает решение отойти от классики.
Самое интересное, что Пономарева соглашается принять участие в пьесе «Живой труп», который ставили в театре. Получилось так, что девушку учили классике, мечтала она о джазе, а творческий путь начала с танцев и цыганских романсов. Премьера прошла очень успешно, и Валентину пригласили в знаменитый театр «Ромэн». Концерты проходили по всей стране, популярность девушки росла. Что ещё можно было желать? Валя грезила о джазе!
Пономарёва ушла из театра на пике популярности, и начала выступать с джазовыми произведениями. Пройдет совсем немного времени и ей присвоят титул – лучшая джаз певица 1992 года. Валентина записывает диск «Предсказательница», который оценили, и занесли в десятку самых престижных во всём мире альбомов.
В 1984 году Э. Рязанов снимает драму «Жестокий романс». Валентине Дмитриевне предложили спеть в картине романсы, и она дала «добро». Может быть потому, что встретила любимого человека, и её душа понимала, что такое настоящие чувства.
Первый раз певица вышла замуж в 23 года, свадьбу играли по цыганским традициям. Пир не начинали до тех пор, пока из покоев молодоженов не вынесут белую простыню окропленную алой кровью. Невеста должна была подтвердить свою непорочность. Убедившись, что девушка честная, гости начинали пить за здоровье супругов. Через год родился сын, и Валентина решила уйти от мужа. Отец держал дочку в «ежовых рукавицах», после развода, она почувствовала свободу, и вела раскрепощённый образ жизни.
У певицы много было увлечений, а потом она влюбилась. Избранником стал певец Владимир Мулявин, который позже руководил ансамблем «Песняры». Так получилось, что Валентина и Володя пели по молодости в одной группе, сначала была симпатия, которая перешла в большую любовь. Мулявин, гастролируя однажды за рубежом, привез ей красивый амулет. Когда они расстались, в репертуаре певицы появилась песня «Амулет», в которой пелось об их волшебном чувстве. Валентина всегда с нежностью и теплотой вспоминала талантливого певца и композитора.
Второй раз Пономарёва вышла замуж поздно, ей уже было 43 года. Она считала, что Константин — послан ей Богом. Встреча произошла на джазовом фестивале в Санкт-Петербурге. Пономарева, вместе с друзьями сидела за столиком, и ее внимание привлек молодой человек. Парень сидел тихо, и был не от мира сего: светлый, спокойный, с необычными глазами, чем то напоминающие рыбьи. Валентина подошла и предложила выпить кофе. Уже через два дня, Костя перебрался к ней, и изменил всю жизнь. Его семья была в шоке от этих отношений: единственный сын, такой перспективный и талантливый, связался с разгульной джазовой певичкой, да еще и на 15 лет старше его! Ужас!
Парень действительно был молод, красив и то, что они стали жить вместе, многих, мягко говоря, удивляло. Пономарёва позже признавалась, что после того, как они расписались, планировала подмять мужа под себя, и вить из него веревки. Привыкшая к свободе и зная свой характер, Валентина была уверена – она заведёт любовника. Даже было желание склонить супруга к измене, предложив заняться любовью втроем. Узнав, что ему нравились мулатки, не прочь была предложить Косте провести с какой-нибудь девушкой время.
Константин, оказался мудрым и терпеливым парнем: все выходки жены смог выдержать. Валентина сама не заметила, как постепенно её дурь и порочные мысли улетучились. Ей уже совершенно не хотелось ходить на тусовки, кокетничать с мужчинами, тем более делить с кем-то любимого человека. Она успокоилась, и стала мечтать о небольшой вилле на берегу моря. Чтобы рядом, кроме Кости, никого больше не было.Валентина Пономарёва
Супруги решили уйти из шоу-бизнеса, купили небольшой, но очень уютный домик. Правда не у синего моря, а в маленькой деревне, которая находится вдали от мирской суеты.
Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook , Вконтакте , Twitter , Одноклассники . Мы будем встречаться чаще 🙂
Источник
Юбилей у королевы романса — Валентины Пономаревой
Вокалисткой с аристократическим вокалом коллеги называют Валентину Пономарёву. Голос её в нашей стране знает большинство. Именно она проникновенно и страстно спела «А напоследок я скажу». Романс, который стал визитной карточкой знаменитой картины Эльдара Рязанова.
Репортаж Екатерины Качур.
Романс «А напоследок я скажу…» — ее боль и счастье. Боль, потому что долгие годы ее голосом пела другая актриса, и даже в титрах фильма не значилось — Валентина Пономарева. А счастье — в том, что ее жизнь буквально перевернулась. Пономарева, которую любили как исполнительницу джаза и цыганских песен в знаменитом трио «Ромэн», блистательно запела романсы.
Валентина Пономарева, певица: «Этот момент был очень сложный в моей жизни, я ушла из трио, я была одинока, у меня не было прописки в Москве. Я бродила, в общем, я была такая несчастная цыганская женщина, которая не знала, как продолжать жизнь».
Плюс ко всему на тот момент у Пономаревой была ангина и высокая температура. И тут позвонили от Эльдара Рязанова.
Эльдар Рязанов, режиссер: «Работать с ней было счастьем. У меня ощущение, что она вся соткана из нот, из музыки, из музыкальных переливов — это невероятно. С моей точки зрения, она одна из великих певиц».
Было еще одно обстоятельство, способствующее, как говорит сама Пономарева, «романсовой» ситуации. В этот год она безумно влюбилась. С мужем Константином они неразлучны 25 лет. Задолго до первой встречи он бредил джазом, который она пела наперекор всем запретам.
Пономаревой до сих пор сложно что-то запретить. Ее отец, кочевой таборный цыган, и мать, дворянка «голубых кровей», наградили ее особым чувством свободы.
Михаил Козаков, режиссер: «Она поразительно творческий человек, поразительно. У нее такой потенциал, что дай Бог, ей его использовать еще долго, долго, долго».
Несмотря на то, что все свои титулы Валентина Пономарева получила за рубежом, а в России не стала ни заслуженной, ни народной, она все равно любит выступать там, где родилась. Потому что ей не просто аплодируют, ее не просто любят, ей дарят пирожки с капустой и буквально рыдают на груди.
Валентина Пономарева, певица: «Здесь может выйти на сцену женщина, при всех стукнуть себя в грудь и сказать: «Ты знаешь, что ты поешь про меня?» Я говорю: «Что ты говоришь?» Совсем недавно она говорит: «Если хочешь, я сейчас спою». «Спой!» «А напоследок. » И поет, поет. Кто это может себе позволить за рубежом?»
Именно поэтому в свой юбилейный год Валентина Пономарева отказалась от приглашения выступать в США и планирует гастроли по всей России — от Новосибирска до Казани. Во многих этих городах ее ждут уже подросшие Валечки, названные в честь певицы после концертов, когда беременным женщинам Пономарева предсказывала рождение девочки. Она, как истинная цыганка, умеет видеть будущее. Но, как истинная аристократка, всегда отказывает, когда ее просят погадать. И всегда загадочно улыбается напоследок.
Источник
Валентина Пономарева
10 июля исполнилось 75 лет Валентине Дмитриевне Пономарёвой, российской джазовой певице (меццо-сопрано), исполнительнице романсов и цыганских песен.
Судьба Валентины Пономаревой, как и ее талант, поистине уникальна. Ее принадлежность к дворянскому роду Лукашовых по линии матери причудливым образом сплелась с древним цыганским родом Пономаревых — Эрденко. Это ее двоюродный прадед Михаил Эрденко был всемирно известным цыганом — скрипачом, профессором Московской консерватории, гастролировал по всей Европе. Не удивительно, что он породил плеяду блестящих скрипачей, среди которых был и Дмитрий Пономарев, отец Валентины.
В Московскую консерваторию Дмитрий приехал из Курска вместе со своей невестой, Ириной, талантливой пианисткой. Именно она, черноглазая красавица дворянских кровей, и родила ему в Москве дочь Валентину. Первыми звуками, погрузившими девочку в мир музыки, были звуки фортепиано и скрипки, — родители вместе с новорожденной дочерью жили в студенческом общежитии Консерватории. Конечно же, едва научившись ходить и говорить, маленькая Валентина стала ученицей мамы — пианистки. Так начиналось постижение классической музыки. Немного позже, находясь в среде многочисленной цыганской родни, юная Валентина попадает в иной музыкальный мир, зачарованно слушает романсы, зажигательные цыганские песни и сама принимает участие в домашних праздниках.
Казалось бы, музыкальное будущее уже предопределилось, но парадоксы творческих устремлений Валентины только начинались. В то время радиоприемники Хабаровска легко принимали японские радиостанции, постоянно транслировавшие джазовую музыку. Странные ритмы и гармонии неудержимо притягивали студентку Института Искусств. Валентина могла бесконечно слушать эту новую для себя музыку. Позже она часто будет говорить: «Джаз — моя первая любовь». Валентина заканчивает Институт Искусств, перепрыгивая через курсы, и сразу после выпускных экзаменов, вместо того, чтобы продолжить занятия классическим пением в Консерватории, неожиданно для всех принимает приглашение в драмтеатр на роль цыганки Машеньки в спектакле «Живой труп» по Л.Н. Толстому. И это очередной парадокс судьбы Валентины Пономаревой: училась классическому пению и музыке, мечтала о джазе, а дебютировала в театре в драматической роли, где еще и пела цыганские песни.
Тем не менее, тайная страсть к джазу берет свое, и вот новый виток: «цыганка Маша» отправляется в Таллинн на Международный джазовый фестиваль, где поражает всех удивительно высоким уровнем вокальных импровизаций. Неудивительно, что она становится солисткой джаз-оркестра А. Кролла, лучшего в то время джазового коллектива страны. Поет джазовую классику и тяготеет к инструментальной музыке, имитируя голосом звучание различных инструментов. Эта страсть в дальнейшем выльется в авангардные импровизации, но это все в будущем. А пока — очередной неожиданный шаг: Валентина Пономарева становится артисткой Московского цыганского театра «Ромэн». И, как и каждый поворот в судьбе Валентины, эта перемена будет еще одной ступенью на звездном пути.
В рамках театра возникает трио «Ромэн», которое в короткий срок оказалось едва ли не более известным и популярным, чем породивший его театр. Ошеломляющий успех в стране, гастроли по всему миру, выступления на телевидении и по радио, грамзаписи, — казалось, о чем еще можно мечтать? А Валентина Пономарева мечтает. о джазе! И при малейшей возможности в любой части света, где гастролирует трио, она разыскивает джаз-клубы и поет там, получая за это «замечания по поездке» от кураторов группы. По прошествии двенадцати лет, звездных лет в качестве солистки трио «Ромэн», очередной загадочный виток судьбы: на пике славы Валентина уходит из трио и погружается в совсем иной музыкальный мир, участвуя во многочисленных рок- и джаз- фестивалях, выступает и записывается с теми, чьи имена позже составят славу русского джаза. Результатом этого сотрудничества явился выход в 1991-92 годах сразу нескольких альбомов. Журнал «Джаз» называет Валентину Пономареву лучшей певицей года.
Казалось бы, все указывало на джазовую направленность творчества Валентины Пономаревой «послеромэнового» периода. Но Валентина не была бы собой, если бы не удивляла постоянно почитателей поразительными зигзагами своей творческой судьбы. По приглашению Андрея Петрова, и, может быть, неожиданно для самой себя, она соглашается спеть за кадром несколько романсов к фильму Эльдара Рязанова «Жестокий романс», и поет их так, что зрители буквально заваливают музыкальные редакции Всесоюзного радио просьбами передать эти романсы по радио и назвать фамилию исполнительницы (по непонятной причине имя ее не было упомянуто в титрах). Вскоре певица сама появилась в этом жанре на телевизионном экране и концертных площадках, и стало ясно: взошла новая звезда романса. «Я пришла к романсу не случайно, — говорит певица. — Их пела моя бабушка, мои тетки — прекрасные исполнительницы цыганских романсов. В юности мне это пение казалось скучным, тогда я больше реагировала на ритм и пульс в музыке. А позже поняла — исполнение романса требует духовного и жизненного багажа». Романс действительно наполнил ее жизнь новым смыслом, новыми устремлениями. . Не случайно ее программа, с которой она гастролировала по США, Канаде, Японии, Англии, Германии, а теперь и по всей России, названа «Душа моя — Романс». Уже более двадцати романсовых альбомов вышло с её участием, и сейчас в Англии готовится к выпуску новый сольный альбом цыганских романсов Валентины Пономаревой «Очи чёрные» на англо-американской фирме Arc Music Productions.
По существу после ран, нанесенных романсу в 20х — 30х годах в рамках борьбы за «пролетарскую культуру» и недолгого расцвета его во времена хрущевской оттепели, романс как профессиональный жанр практически отсутствовал на нашей эстраде. Появление Валентины Пономаревой на романсовом небосклоне удивительным образом совпало с новым всплеском интереса к этому прекрасному жанру, а, может быть, в значительной степени и вызвало этот всплеск. «Ее романсы превосходны. Она понимает о чем поет, это теперь такая редкость. Благородство и утонченность манеры — удивительны. » — так, услышав Валентину на концерте, отозвалась о ней живая легенда романса Изабелла Юрьева.
Многие события в жизни певицы кажутся удивительными совпадениями — или перстом судьбы? В 1983 году, накануне выхода фильма «Жестокий романс», она встречает долгожданного спутника жизни — своего мужа Константина. Может быть поэтому ее пение в фильме звучит с такой страстностью и глубиной чувства, которые способна ощутить и передать только любящая женщина. С тех пор они вместе, всегда и везде — и в жизни, и на сцене. Это ли не прекраснейший романс? Как очень точно сказал в своей книге искусствовед Мирон Петровский, «стрелка романсовых часов ходит по кругу, градуированному моментами любви».
Этот удивительный жанр современен и вечно нов, старинным его можно назвать только по происхождению и благородству формы. «Я отношусь к романсу как к искусству сегодняшнего дня.» — говорит Валентина Пономарева — «Глубоко уверена в том, что он обращен сегодня не только к людям старшего поколения. Близок и понятен он прежде всего молодежи: ведь главное содержание романса — это история любви, не случайно на своих концертах я вижу много молодых людей, получаю от них записки и письма с размышлениями, кассеты с романсами собственного сочинения. Мысль, что этот материал надо как-то систематизировать, а главное сохранить, давно преследовала меня. Наверное, это началось в те дни, когда на экраны кинотеатров вышел фильм «Жестокий романс». На меня тогда буквально обрушились со всех сторон предложения композиторов, поэтов, авторов — исполнителей. Накапливался интересный материал, и я все больше утверждалась в желании продолжить в своем пении судьбу «жестокого романса». Особенно трогали меня сочинения непрофессиональных авторов. Родилась идея пластинки, в которую могли бы войти песни и романсы, написанные в наше время и часто специально для меня. «. Так в 1992 году появилась пластинка «Романсы моих друзей». Но и после ее выхода со всей страны продолжают приходить кассеты и письма, полные взволнованных слов благодарности за приобщение к миру романса, к жанру, казалось бы, не столь популярному в наше время. Уже набирается материал на следующую пластинку, посвященную романсам молодых.
Про эту неутомимую женщину можно смело сказать, что, достигнув очередной творческой вершины, она тут же стремится к следующей, каждый раз удивляя неожиданностью и вместе с тем логичностью, закономерностью всего того, что она делает. И разве история со спектаклем «Бес фантазии» по мотивам произведений Набокова, в котором она сыграла главную драматическую роль, не свидетельство тому? Немало лет прошло со дня премьеры в роли Машеньки, которую до сих пор вспоминают в далеком Хабаровске, и вот снова выступление в драматическом амплуа. Впрочем, каждый ее выход на сцену — всегда маленький спектакль, в каком бы жанре она не появлялась перед зрителем, будь то драматическая роль в спектакле, джазово-авангардный перфоманс или романсовая миниатюра. «Валентина Пономарева — поистине уникальная певица. Ей подвластно всё: народная песня и джаз, классическая музыка и стиль рок.» — говорил композитор Андрей Петров. Как отмечают многие, главное, что объединяет все эти такие разные жанры в творчестве Валентины Пономаревой — это чувство стиля. Порой кажется, что на ее романсовых и джазовых концертах поют разные певицы — настолько полно она преображается.
А что же дальше? Конечно же, гастроли, концерты, работа в студии, запись новых дисков. И еще — прослушивания и отбор кандидатов со всей страны для участия во Всероссийском телевизионном конкурсе «Романсиада», членом жюри которого она является с самого начала его возникновения. И еще — постоянное участие в благотворительных акциях — концертах Московского Дома Актеров, проходящих по всей стране и за рубежом. И еще — творческие обязательства, которые накладывает на нее участие в жизни Центрального Дома Работников Искусств, ведь она — член Правления ЦДРИ.
А еще. Осуществление новых проектов, планов, идей. «Я жива, пока живут во мне мои душераздирающие идеи. » — говорит Валентина Пономарева.
У кого есть желание, узнать больше, можете почитать фрагменты из книги Григория Гаврилова «Валентина Пономарева цыганка с русскою душой»
Источник