У кого гитара гретч

Гитары фирмы Gretsch

Рано или поздно каждый человек осознаёт, что достоин в жизни большего, чем имеет на данный момент. В своё время это понял и герой нашей истории – основатель известной американской компании по производству музыкальных инструментов, Фредерик Гретч. Именно благодаря его целеустремлённости сегодня многие известные музыканты имеют возможность сыграть на гитаре легендарной фирмы Gretsch.

История создания инструментов Gretsch

Будучи шестнадцатилетним подростком, Фредерик Гретч понял, что не готов пойти по стопам отца-бакалейщика или дядюшки-винодела и захотел избрать своё призвание в этом мире.

Эмигрировав из Германии в США, он поселился в Бруклине – одном из районов Нью-Йорке, и нашёл себе работу. Компания Albert Houdlett & Son, в которую устроился паренёк, занималась производством и продажей музыкальных инструментов: популярных на тот момент банджо и ударных. Всё шло хорошо, но перспектива работы в чужой компании больше не удовлетворяла амбициозного Фредерика, и спустя 11 лет (в 1883 году) он решил уволиться и открыть свой собственный бизнес. Однако труд в Albert Houdlett & Son задал ему хороший старт: парень уже был знаком со многими тонкостями музыкального бизнеса, потому знал, что ему нужно делать и как продвигать своё детище.

Новое дело молодого предпринимателя носило имя Fred Gretsch Manufacturing Company. В Бруклине Фредерик и его команда производили различные музыкальные инструменты от банджо до бубнов и барабанов. С тех пор четыре поколения семьи Гретчей занимаются производством высококлассных и качественных гитар и ударных инструментов, известных всему миру. В возрасте пятнадцати лет сыну Фредерика – Фреду, пришлось взять на себя руководство компанией и продолжать дело отца. Предприимчивости юному Гретчу было не занимать, потому он решил действовать решительно: изучил рынок и определил востребованные инструменты и сменил офис на более внушительный для процветающей компании. Вместе с партнёром Дьюком Крамером Фред достиг того, благодаря чему стали востребованы его гитары – качественного звуку, который он и продавал. На смену Фреду поспешили его сыновья Уильям и Фред младший, унаследовавшие от отца предпринимательскую жилку. На то время, когда младший Гретч управлял семейным делом, пришёлся расцвет рок-н-ролла (50-е и 60-е года двадцатого века), а соответственно и росла востребованность гитары Gretsch.

Большим шагом для компании стало производство именных или «подписных» инструментов, которые не только рекламировали фирму в широких кругах, составляли имидж компании, но и значили принадлежность и поддержку инструмента определённым музыкантом.

Знаменитый и влиятельный Чет Аткинс стал визитной карточкой компании и владел именной гитарой G6122—1962 Chet Atkins Country Gentleman и ещё одной красавицей G6119 1959 Tennessean, именно благодаря ему судьба Gretsch кардинально изменилась.

Чет Аткинс с гитарой Gretsch

Gretsch G6122 1962 Chet Atkins Country Gentleman

Gretsch G6119 1959 Tennessean

Chet Atkins — Yakety Axe

Позже было решено продать семейный бизнес Gretsch одному из музыкальных гигантов того времени – Baldwin. К сожалению, компания, основанная и поднимавшаяся поколением семьи, быстро пришла в упадок. Спустя 20 лет один из наследников, являвшийся президентом компании на тот момент, выкупил семейное дело обратно и начал активную работу по восстановлению былого могущества. Сменив место локации, компания продолжила трудиться с новыми силами. Вдохновлённый Фред разработал новый винтажный дизайн гитар и ударных, что понравилось потенциальным покупателям. Так компания Gretsch восстановила своё лидерство на рынке музыкальных инструментов и процветает до сих пор.

Gretsch выпустила много гитар, которые раз за разом становились всё лучше, от Duo Jet, Silver Jet, арктопов Corvette, Streamliner, Jaguar Tan, до известных Hollow Body, Solid Body, Gretsch Convertible и White Falcon.

Компания производит линию потрясающих винтажных гитар, яркой представительницей которой является электрогитара G6136CST White Falcon Custom, Ebony Fingerboard, White. Стилизованная под самые ранние гитары середины 50-х – времён зажигательного рок-н-ролла. «Белый Сокол» — модель, выполненная в ретро-стиле.

Gretsch G6136CST White Falcon

Стильная электрогитара Gretsch G5620T-CB Center-Block с вклеенным грифом выполнена с полуакустическим корпусом, изготовленным из пятислойного клёна, и центральным блоком из ели.

Gretsch G5620T-CB Center-Block Demo

Главными преимуществами гитар фирмы Gretsch являются живое звучание, прозрачный звук и практическое отсутствие шума, удобная техническая составляющая, гибкость и отдача инструмента.

Gretsch в руках популярных музыкантов

В самом начале — джазистов Хэнка Гарленда, Аль Кейолы и Мэри Осборн, виртуозного рок-н-ролльного гитариста Эдди Кокрана, и члена легендарной группы The Beatles – Джорджа Харрисона.

Джордж Харрисон с гитарой Gretsch

Брайан Сетцер, стартовавший в мире музыки с группой Stray Cats, создал с Гретчем целую линейку стильных гитар, подписанных его именем, одной из которых является G6136SLBP Brian Setzer Black Phoenix.

Брайан Сетцер с гитарой Gretsch

Gretsch G6136SLBP Brian Setzer Black Phoenix

Stray Cats — Ubangi Stomp

Боно из U2 также стал обладателем именной RED G5623 Electromatic Center-Block Bono.

Боно с именной гитарой Gretsch

Поклонником Гретч является самобытный рок-музыкант Марк Нопфлер из Dire Straits, солист и гитарист ZZ Top Билли Гиббонс, Малькольм Янг из AC/DC и многие другие музыканты, заслуженно отдающие своё предпочтение именно Gretsch.

Источник

Открыть для себя Gretsch

Что делать, если вы любите Gibson и Fender, привыкли время от времени пополнять свою коллекцию гитар, а потом вдруг в один прекрасный момент обнаружили, что все гитары вашей мечты у вас уже есть? В таких случаях люди слабые духом и бедные на фантазию просто прекращают покупать гитары, пытаясь играть на уже имеющихся под рукой экземплярах. И только по-настоящему больные маньяки пытаются идти дальше.

Лично я, когда жизнь загнала в угол и Gibson/Fender перестали требоваться, поскольку «полным-полна моя коробочка», решил купить Gretsch, посчитав это наиболее адекватным по своему стилю продолжением коллекции. И вот десять дней назад в моей глупой жизни случился мой самый первый Gretsch, о котором, собственно говоря, и будет рассказ.

Почему именно Gretsch? Потому что это такая же классика, как и Gibson с Fender. Более того, если подумать о других старых классических брендах, которые до сих пор живы, то окажется, что их совсем не много. Rickenbacker мне никогда не нравились особо. А Danelectro я встречал в магазинах только корейские и китайские. По сути, остается только Gretsch. Тем более сейчас эти гитары достаточно модные, и все больше и больше музыкантов приобретают их. Достаточно сказать, что Gretsch есть у James Hetfield и John Frusciante, не говоря о море других типа Depeche Mode, U2, Dave Stewart… И даже у очень мною уважаемого актера Jeff Bridges (из «Большого Лебовски») есть свой Gretsch.

Еще одной причиной иметь Gretsch, которую я себе придумал, это некая дань уважения Chet Atkins, который, как известно, просто символ этих инструментов. Я очень много играю пальцами так называемый «фингерпикинг» и поэтому, ради этих целей хотя бы один Gretsch мне якобы нужен. Но, разумеется, мысль о Gretsch забиралась в мою голову не сразу, а постепенно. Сначала, как фанат телекастеров, я долго думал о Tele Cabronita, где как раз стоят «гретчевского» стиля датчики. Думал о том, чтобы просто поставить подобные звучки на какой-нибудь Gibson. Однако, все это казалось просто полумерами на фоне мысли о настоящем Gretsch.

Мы живем в такое время, когда хорошую гитару купить совсем не просто. И дело тут не в отсутствии приличных инструментов или финансовых проблемах, хотя, как показывает опыт, если вы живете в семье, то даже наличие работы не гарантирует вам стабильного потока средств на новую дозу гитарного барахла. Основная проблема в приобретении гитары — это невероятно мучительный выбор правильного варианта из сотен имеющихся в том или ином месте окружающей действительности.

Если вы не посоветовались со своим мозгом, схватили первую попавшуюся симпатичную гитарку, то скорее всего ваша совместная жизнь будет недолгой. Это как в женитьбе — семь раз отмерь, один раз отрежь — говорили наши предки в подобных сложных случаях. Поскольку я живу семейной жизнью и гитары удается покупать не так часто, как это происходило раньше во времена свободы, то мне действительно приходится очень много думать, прежде чем взять тот или иной инструмент. И покупка Gretsch не была исключением. Я тщательно все обмозговал и пришел к ряду выводов.

1. Мне не нужен был большой полуакустический инструмент, который называют в народе «банкой». Попытки подружиться с акустиками и полуакустиками были всю жизнь. Но ничего, кроме обладающей небольшим (практически леспольным) корпусом Gibson ES-339, не прижилось в моих кривых руках. Поэтому я считал, что мне нужен «маленький» Gretsch, то есть модель Jet. Такая была у George Harrison и у Jeff Beck, который записал на ней альбом Crazy Legs.

2. Если выбирать между «двурогими» и «однорогими» Jet, то я скорее всего склонялся бы к «двурогим», как, например, у Malcolm Young. И дело тут даже не в пресловутом доступе к 20-ым ладам. Просто «однорогие» выглядят достаточно похоже на Les Paul. И в моем лично мозгу это похоже на «криво вырубленный» закос под Les Paul. Но повторюсь, это мои личные заморочки. Хотелось, чтобы внешне инструмент был не похож на имеющиеся Gibson.

3. Разумеется, Bigsby! Раньше я никогда не любил это тремоло. Оно нравилось мне своим внешним видом, но во всем остальном вызывало отторжение. У меня в разное время были telecaster с bigbsy.

Во-первых, там сложно было менять струны. Нужно их просовывать под металлический валик и пытаться шариком на конце струны попасть на штырек. Проще научиться бросать шляпу так, чтобы она с трех метров попадала на крючок гардероба. Хотя в конце концов я дошел до того, что стал сгибать струны заранее и тогда с этой «клюкой» дело заладилось побыстрее.

Во-вторых, telecaster с bigsby на мой слух звучали заметно хуже, нежели без Bigsby. По моему мнению, это тремоло просто «крадет атаку», что для гитары с логотипом Fender просто смертельно. Примерно такие же впечатления у меня сложились после знакомства с некоторыми Gibson Les Paul, оснащенными Bigbsy. Однако, при всем этом, когда я покупаю Gretsch, то я не хочу, чтобы они были похожи на Gibson и Fender. Наоборот, пусть там будет меньше атаки и другой звук, в сравнении с моими другими инструментами.

И потом, как можно иметь Gretsch, на котором нельзя сделать ничего рокабильного в духе Brian Setzer? Или вечная классика в виде песен вроде Wicked Game от Chris Isaak, с неповторимо сладким звуком? Система Bigsby была нужна!

4. Меньше всего на свете я сомневался в цвете нового Gretsch. Большая часть Jet, которые я видел в магазинах и на фотографиях, были черные. Как у George Harrison и у Jeff Beck. Я, конечно, считаю, что самый правильный цвет Gretsch — это оранжевый. Он как желтый telecaster или санберстовый Les Paul. Но двурогих оранжевых Jet я никогда не видел в природе. И плюс применительно к модели Jet черный выглядел очень классически, не говоря о том, что гитары черного цвета исторически являются самыми популярными среди всех брендов. В этом гитары похожи на ботинки или носки, где черный цвет тоже превалирует.

После понимания, что мне нужен черный «двурогий» Jet с Bigsby, пришла пора обдумывания, чьего производства мне нужна гитара. В природе существуют американские, японские, корейские, китайские Gretsch. Разумеется, лучше бы взять что-то из США, как я поступил с Gibson и Fender, однако, «американцы» — это либо Custom Shop, которые дорого и «долго ждать», либо винтадж, что тоже очень дорого, и плюс «сложно найти». Еще один момент, отталкивающий от «винтаджа» — я слышал пару десятков Gretsch шестидесятых. Они звучали хуже новых и при этом все были какие-то хрупкие, «еле дыщащие». Правда, это были большие «банки». Поэтому вариант найти подходящий ретро-Gretsch я считал крайне утопичным.

По всему оставалась только Япония. Они всегда делали приличные гитары, чьим единственным недостатком, который вообще можно было найти, это пресловутое «японцы похуже американцев». Однако море профессиональных людей по всему миру играет на японских гитарах, в том числе Gretsch, и ни о чем не парится. Звучат они вполне «по-гретчевски». В моем случае я мог бы себе говорить, что японский Gretsch — это еще и память о Японии, стране, которую я очень люблю и где посчастливилось побывать неоднократно.

Десять лет назад, в мае 2003, будучи первый раз в Японии, я купил там свою первую японскую гитару — это был местного производства Fender с Bigsby. И вот в мае 2013, спустя ровно 10 лет, будучи в Стране восходящего солнца в десятый раз, у меня не было другого выхода — я пошел и купил Gretsch с Bigsby. Был в этом некий символизм. И плюс до моего дня рождения оставалось меньше месяца.

Скажем прямо, выбор того, что я хотел в магазинах Токио (да и других стран мира, включая Россию), был не очень большой. Мне досталась (других не было) модель G6128T-1962 Duo Jet, выпущенная аж в 2001 году, в так называемый «до-фендеровский» период (когда Fender еще не владели Gretsch). Гитара попалась естественным путем состаренная — сколы, вмятины, царапины, ржавчина, отсутствие крышки на одном из колков, пошарпанный полуобгорелый кейс в лохмотьях. Но зато всего $1000.

Большинство людей, видящих любой Jet, практически сразу думают, что это что-то невероятно похожее на Les Paul. Сходство есть — мензура, вклееный гриф, древесина, два датчика, бридж, голова с колками «3+3». Но звучит оно несколько в ином стиле. На это влияет ряд факторов.

Во-первых, у вас совсем иная система бриджа. Я говорю именно о системе, а не только о Bigsby. Дело в том, что в отличие от гибсоновского Tune’O Matic, чьи опорные винты вкручиваются в корпус, у гретчевского опорные винты входят в деревянную подставку, которая просто лежит на корпусе прижатая давлением струн. Кстати, на G6128T-1962 Duo Jet седла в бридже роликовые, что очень полезно, если у вас тремоло. Частенько гитары с Bigsby бывают с бриджами без роликовых седел, и много людей их потом меняет. Например, очень популярен вариант, когда на Gibson ставят соответствующие бриджи Schaller. Мой приятель Женя Ильницкий делал так, когда у него был Gibson Blueshawk.

Во-вторых, у Gretsch совсем иные датчики. В частности, на моей гитаре это High Sensitive Filter’Tron, которые выдают совершенно другой саунд, нежели гибсоновские хамбы. Я, кстати, подумываю о том, чтобы заменить эти хамбакеры на синглы DynaSonic, как у George Harrison (и опять-таки, Jeff Beck), чтобы звук был еще более чистым и далеким от Les Paul.

Конечно, крайне сложно описывать классический саунд, который в принципе давно всем въелся в мозги. Разумеется, если мы говорим о Gretsch, то это рокабилли, сёрф, фингерпикинг, «битловские дела». На чистом, в сравнении с Les Paul, звук более мягкий и сглаженный. Атака «утоплена», компрессии больше. Средние частоты чуть провалены и от того басы выдвинуты на передний план. Когда вы играете без медиатора, то низкие частоты звучат чуть ли не как бас-гитара. В звуке Jet больше акустического тона, нежели в Les Paul. Более того, если на чистом звуке на Les Paul мало кто играет (попробуйте назвать хоть одного музыканта), то Jet как раз очень приятен на чистом. При этом он не такой резкий и блюзовый, как ES-335. Я бы назвал это кошачьим звуком.

А вот при игре с перегрузом Jet заметно уступает Les Paul. Это гитара явно не для хайгейна. Да и странно бы выглядел хайгейн на инструменте с Bigsby. Максимум на что может сгодится Jet в плане перегруза — это классик-рок. Дипперпловский Smoke On The Water или цеппелиновский Heartbreaker идут на ура. И, разумеется, когда вы начинаете в Marshall играть аккордами по три-четыре струны, перед вами во весь рост встает тень Malcolm Young. Звук очень похожий, но при этом надо реально «рубить со всей силы». Сразу понимаешь механику группы AC/DC — старший брат, который зверским звукоизвлечением выколачивает эти гремучие риффы на Gretsch, и «мелкий заморыш» Angus c невесомым Gibson SG, на котором не надо прикладывать каких-то суперусилий — звук сам выплывает, словно самолет из-за облака. Кстати, по весу Jet достаточно легкий. Мой экземпляр 2,8 кг.

Система электроники на Jet достаточно странноватая, если сравнивать ее с Gibson. Целых три ручки громкости — одна общая (на роге), и по одной на каждый из звукоснимателей. Регулировки тембра нет. Но зато есть трехпозиционный переключатель (дополнительный к переключателю датчиков), который отрубает напрочь верха и звук получается таким, как если бы у вас была ручка тембра в положении полностью убранных верхов. В принципе, это удобно как на перегрузе, так и на чистом, когда вам хочется «дать джаза». Для многих людей положение переключателей будет весьма неудобным, и они будут задевать за них правой рукой. Но у меня правая никогда не болтается в воздухе, а всегда лежит на бридже, либо за бриджем. Поэтому никаких сложностей с географией переключателей не возникло.

Достаточно необычный гриф у Jet. Начнем с того, что у него мензура 24.6″ даже чуть меньше гибсоновской 24.75″, хотя это совсем не ощущается руками. Возле порожка установлен нулевой лад. Мне очень сложно понять, хорошо это или плохо. Но теоритически звук открытых струн по своему тембру должен быть полностью идентичен тому, что получается, когда мы прижимаем струну к ладам. Поскольку материал, на который опирается струна, всегда один и тот же — это метал ладовой проволки. Лады очень низкие. Невозможно не вспомнить телекастеры серии American Vintage. Когда создавались эти гитары (Gretsch 60-ых), никто и не думал о последующем изобретении приема бенд («подтяжка»). Поэтому большинству современных музыкантов с привычкой «бендить» эти лады будут не очень удобны. Хотя из можно и заменить.

Сам гриф имеет достаточно тонкий, можно сказать современный профиль. Удивило только, что его поверхность очень плоская, я бы даже сказал, «не по-винтаджному плоская, почти как у Ibanez». Однако при этом гриф очень узкий. Можно сказать — это «женский» гриф — узкий и маломензурный, на нем очень легко играть. Осложнения могут возникнуть с навигацией — маркеры очень небольшие и расположены по краям грифа. Если вы привыкли к точкам или трапециям, то поначалу глазу очень сложно уцепиться за новые едва заметные маркеры. Возможны ошибки при смене позиций.

На сайте Gretsch в описании этой модели написано, что рабочая поверхность грифа сделана из эбони, однако, на моем экземпляре просто очень темный палисандр. Не знаю, с чем это связано, но как варианты: изменение спецификаций по сравнению с 2001 годом, ошибка на сайте, либо просто экономия эбони. Последнее время этот материал стал очень редким. Ibanez давно от него отказались. Gibson практически его не используют. Не удивлюсь, если и с Gretsch похожая история. Очень многие люди придают этому очень большое значение, но я не разделяю их убеждений. Большая часть гитар, на которых сыграны почти все известные суперпесни, записаны без эбони на грифе. И вообще непонятно, откуда взялся этот культ поклонения черному дереву. Возможно, все дело в колдовстве. Либо в невежестве. Эти два явления исторически шли рука об руку.

Сейчас, когда у меня появился Gretsch, можно сказать, я ступил на новую для себя территорию и пока осторожно делаю шаги вправо и влево, опасаясь сделать что-либо неправильное. Гитара очень нравится. И сама по себе, и тем, как она отличается от других моих инструментов. Но при всем при этом, точно так же, как женщины, покупая очередные туфли, сразу же начинают мечтать о следующих, я тоже уже наметил точную жертву своих следующих «гретче-воздыханий». Есть среди однорогих Jet одна весьма симпатичная модель G6121-1955 Chet Atkins Solid Body Leather Trim. Она сделана в ковбойско-мексиканском стиле — это касается «кактусовой» инкрустации на грифе, и кожаного с узорами ремня по боковой грани корпуса. Надеюсь, в 2014 у меня такая появится и будет повод сыграть на ней гимн России в честь победы наших хоккеистов на Олимпиаде в Сочи.

Источник

Оцените статью