У композитора не было пианино

У композитора не было пианино

У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения. Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации.Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, — это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.

Первый клавишный инструмент, у которого были струны, — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуендо.

Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке.
В данном случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина — довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента. ( Коллекцию клавесинов можно увидеть на сайте Сант-Петербургского музея музыкальных инструментов).

Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, — это спинет. По сути спинет — это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он как правило был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).

Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот.

Самое замечательное в фортепиано — это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников — это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725-1775) — период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.

Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром — новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Долгое время клавесин был аккомпанирующим инструментом, очень редко выступая в роли солирующего. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы.

Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только в дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано.

На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Бетховена и Шумана,Листа, Шопена.И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. Произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.

В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов.

Все же необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают писать музыку для этого инструмента, клавесины производятся в достаточно больших количествах.

Очевидно, что появление фортепиано — казалось бы такое незначительное событие — стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта — будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач — у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката.

Источник

Фортепиано и известные композиторы

Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент. У фортепиано есть родственники — рояли и пианино. Свое название инструмент берет от итальянских слов forte — «громко» и piano — «тихо».

История фортепиано

Прародителями фортепиано можно назвать клавесин и клавикорд. У них существовали серьезные недостатки – отсутствие изменения громкости и быстро затухающий звук. Все это делало практически невозможным использование данных инструментов при концертных выстпуплениях в больших залах.

Механику фортепиано изобрели в Италии в 1709 году, похожие конструкции были разработаны во Франции в 1716 и Германии в 1717 годах. Массовое производство фортепиано в России осуществлялось Тишнером и Виртой в 1818-1820 годах.

На данный момент все крупные производители фортепиано используют схожие механики инструмента.

20 век был чрезвычайно богат на появление новых инструментов. В том числе появились электронные пианино и синтезаторы.

Непосредственно для фортепиано первое произведение было написано в 1732 году, в Италии. Но массово композиторы стали писать для данного инструмента только через полвека. На популяризацию инструмента сильно повлияли известные композиторы Гайдн и Моцарт.

На уроки фортепиано вы можете записаться на сайте

Известные композиторы

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Один из самых популярных композиторов в мире. Писал для оперы, балета, для спектаклей и не только. Крайне любопытны его произведения для фортепиано, скрипки, виолончели.

Одно из произведений он хотел посвятить Наполеону, но после того, как тот провозгласил себя императором Бетховен назвал третью симфонию «Героическая».

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Немецкий композитор эпохи барокко. Один из самых невероятных композиторов в мире, при этом крайне плодовитый. Написал более 100 произведений. Основатель самой известной музыкальной династии в мире.

Во время своей жизни его не ценили (было опубликовано менее 10 его произведений)

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Австрийский композитор, представитель Венской классической школы, невероятный скрипач, органист, дирижер. Обладал потрясающей памятью и способностью к импровизации. Одни из величайших композиторов классической музыки.

Рихард Вагнер (1813-1883)

Немецкий композитор, дирижер. Являлся значимой фигурой не только на музыку, но и на всю европейскую культуру 19-20 века. Оперы Вагнеры поражают воображение своим масштабом.

Вагнер был участником революции 1848-1849 годов в Германии.

Источник

10 величайших композиторов за всю историю (ФОТО, ВИДЕО)

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

1.Франц Шуберт.

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

2.Иоганнес Брамс

Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».

3.Гендель.

Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 1727 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

5.Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

6.Фредерик Шопен

Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

7.Антонио Вивальди

Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов.

9.Бетховен

Немецкий композитор и пианист Людвиг ван Бетховен является ключевой фигурой западной классической музыки. Он написал 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано и множество других произведений.

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

СХОЖИЕ СТАТЬИБОЛЬШЕ ОТ АВТОРА

Лучшее на Евровидении

5 советских хэви-металл групп, которые нужно знать

Как создать группу? Начните с 11 проверенных шагов

7 классных идей подарков для меломана

Слушание грустной музыки может на самом деле заставить вас чувствовать себя лучше, и вот 7 причин, почему

Как выглядят рок-иконы 2000-х годов сегодня

10 лучших музыкальных клипов 2018 года

Музыка, баксы и золото: первые звезды хип-хопа — в фотографиях

Самые известные и красивые оперные театры в мире

2016 Billboard Music Awards – лучшие и худшие наряды

Мадонна: 35 лет на вершине успеха

Неизвестные фотографии The Beatles

33 КОММЕНТАРИИ

Даун вальс дождя Кузнецова а не Шопена

Даун-это ты! Вальс дождя Шопена

К Шопену эта музыка не имеет никакого отношения. Современная, нагло раскрученная под его именем.

Сергей Бугримов пацан не тупи

За Вивальди и Шопена обидно….

Неужели не нашлось подлинных произведений Шопена и Вивадьди?

Да уж, партия ударных чет не шопеновская.

Есть опечатка на 6 композиторе, написано про мужской пол а там женский

А как же Вагнер?

а где с.и.глинка он тоже величайший композитор

там же где и Бах

прекрасная музыка, душа поёт

да вы бредите, это все лож и выдмки, никаких этих композерв не было и в помине, вот Чайковский был, Мусоргский, Скрябин, Римский Корсаков, Розманинов, Бородин, и до русские. А этих европцев никогда не существовало, откуда я знаю. у меня все хорошо с логикой, если посмотреть сколько наши композиторы написали за свою жизнь это от 40 до 80 музыкальных произведений различной сложности и размера, а что мы видим в псевдоевропских лживых брехливых выдумках. Бах-1000, Бетховен- 600, вагнер -220, шуман -300,шуберт-700, брамс-500, вивальди 90 опер. и еще 600, и так практически все композеры уйропские, проверьте если не верите. а еще они вели концертную деятельность, и кропали статейки сотнями, еще у них были ученики, и если вы прочитаете про здоровье легче перечислить чем эти якобы композеры не болели,Думайте моском а не опой, можно ли при таких раскладах за 10-20 лет написать такое количество. Ну конечно есть второй вариант, но брехня и здесь не заканчивается, они этого ничего не писали, а все эти сотни и тысячи. несуществуют и брехливо приписываются.

Писать научись, идиот…

Сумошедший…. Ты кажется бредиш,иди к врачу!

Кхм. Идиот? Я не про книгу Достоевского, а про твой IQ. Если ты не знаешь этих великих композиторов, то это твои проблемы

даун ты просто эх….

Комментарии — удивляют и бесят. Благодарю автора статьи за великолепную подборку и оформление — Спасибо ! Конечно композиторов — много, всех сюда не вставишь , да и цель была просто поделиться- МОЯ ПОДБОРКА ! Любой мог бы собрать свое количество … но что- ПОЛЕНИЛИСь. А я вспомнила , и поплакала — СТАТьЯ ТРОНУЛА ДО СЛЕЗ.

Без Листа не может быть ничего.
Понятно, что Гендель — мимо. Это — при любом подходе. Он, будучи современником Вивальди и Баха, не создал таких шедевров, как они. Хотя зарабатывал гораздо больше.
В принципе же, идея создания всяких «десяток» ущербна. Как сравнить, например, Шуберта, с его вокальными циклами, которые очень редко исполняются в концертах целиком, и Пуччини, оперы которого идут во всех оперных театрах мира? Как сравнить Шопена и Рахманинова? Понятно, что музыка русского композитора — это совершенно другой уровень, недоступный Шопену, но и жили-то они в разное время. А как сравнить Бетховена и Шостаковича? Как сравнить concerti grossi Корелли и Шнитке? Даже в спорте, где есть очень точные критерии, как, например, время в лёгкой атлетике, невозможно сравнивать чемпионов разных лет. Меняется качество беговых дорожек (сравните гаревые дорожки 60-х и сегодняшние), меняется обувь, движется вперёд фармакология и т.д. Музыка, искусство вообще, хороши тем, что есть гораздо больше 10 вариантов того, как проявить свою гениальность.

Уберите, пожалуйста, этот отвратительный «Вальс дождя», не писал его Шопен.

Есть у Шопена прелюдия, с чьей-то легкой руки ее называют «Прелюдия «капли дождя».
Но это совершенно неофициальное название, хотя среди музыкантов и просвещённых любителей музыки название известное. А «Вальса дождя» нет.

Самый великий композитор — Рихард Вагнер

ой какие вы все крутые и как много знаете . вы прям сами как композиторы . какие умные и уберите вальс дождя и дауны . можно подумать сами композиторы .

Слушаю в данный момент концерт Сибелиуса дирижёр Петров, по каналу Россия-культура. В интернете решил узнать о композиторе, но вошёл на этот сайт, просмотрел, не во всём согласен, прочитал комментарии, немного удивился а концерт закончился. Но аплодисменты перешли в бурные овации и долго не кончались пока телеканал не отключил передачу. Я к тому что у каждого своя десятка лучших и овации тому подтверждение

Тут полный дурдом…

Кокой дурдом! Надо подписываться, что это ваше личное — тупое видение. Не смешите людей в будущем.

Спасибо помогли всё круто

а вот мне кажется что самый классный композитор Моргенштерн. Вы представляете что он за неделю целый альбом в примом эфире написал. И все треки годные получились) Добавьте его пожалуйста на 11 место!

« Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года…»

Это опечатка?
Он родился спустя 700 лет после этой даты

Сегодня я бы добавил Морриконе (.

Великая музыка не нуждается в аплодисментах и комментариях. Муза (поэзия) и музыка — две радости в нашей жизни и совершенствования души. За гармонию в этом мире.

Источник

Оцените статью