У кота воркота шубка очень хороша ноты

У кота воркота шубка очень хороша ноты

Как известно, музыкальный диктант является одной из важнейших составных частей курса сольфеджио в ДМШ. Диктант является показателем всех знаний и навыков, получаемых в курсе сольфеджио. Здесь проявляются все формы работы – в тональности, от звука, пение по нотам, метроритмическая сторона. Любой пробел в одной из них тут же скажется в диктанте. «По опросам детской аудитории диктант считается самым нелюбимым видом деятельности на сольфеджио. Впрочем, и многие взрослые, которые в свое время закончили музыкальную школу, вспоминают о музыкальном диктанте как о чем-то малоприятном. Ни для кого не секрет, что подавляющая часть трудностей при написании диктанта имеют не слуховую, а психологическую природу» (39 с.36).

Существует множество видов диктанта: ритмический, устный, зрительный, мелодический. По мнению Г.И.Шатковского: «диктант должен стать завершающим этапом над каждой пройденной темой. Только тогда, когда ученики свободно слышат ступени, воспроизводят по нотному тексту различные мелодические и метроритмические упражнения, читают с листа доступные на данном этапе мелодии, могут анализировать, применять в собственных творческих работах изученные элементы музыкального языка, — только после этого можно приступить к диктанту» (40 с.111).

Нельзя работать над диктантом стихийно и бессистемно, необходимо опираться на известные принципы педагогики, системы и методики. Я считаю, что следует начинать работу с ритмических диктантов, опираясь на знакомые четверостишия. Уже со второго, третьего уроков после прохождения четвертных и восьмых длительностей можно записывать слова нотами – длительностями. Даже не зная размера можно отработать определенные группы длительностей. Например, следующее четверостишие можно оформить следующими длительностями:

У кота воркота, шубка очень хороша

II — I II — I — II — II — II — I

Где II – это восьмые длительности, а I – четвертные.

Устные диктанты – этот вид работы в классе сольфеджио применяется редко. Для этих диктантов используются мелодии с осмысленным музыкальным построением (мотив, фраза). Ученики поют мелодию с названием нот и играют на инструменте. «…именно устный диктант очень хорошо развивает быстроту реакции, концентрацию внимания, способность быстро «схватывать» и запоминать небольшие фрагменты, в которые включены самые важные интонационные трудности ( 30 с.3). Если ученики с легкостью справляются с устными музыкальными диктантами, то затем приступаем к написанию письменных диктантов.

Параллельно, с первых уроков, нужно заниматься контрольными списываниями, такие задания выполняются дома. Обязательно обращать внимание на запись самих нот – не шариками, а черточками. Ученикам объясняю, что «шариками» пишутся печатные ноты, а прописные пишутся черточками. За несколько уроков дети осваивают первую октаву – процесс тоже не быстрый как нам хотелось бы. После того, как пройден размер 2/4 приступаем к первым мелодическим диктантам с предварительным подробным анализом.

«Прежде чем приступить к написанию музыкальных диктантов, преподаватель должен достаточно гармонично подготовить к этому группу. Учащихся следует научить хорошо ориентироваться в ладовой звуковысотности, т.е. быстро определять конкретную ноту тональности, которая звучит в данный момент. Они должны также уметь разбираться в метроритмической структуре диктанта, фразировке, запоминать ритм и отдельные звуки» (41 с.3).

Я предлагаю следующие «действия» перед написанием диктанта:

1. поставить начальную черту и скрипичный ключ;

2. определить размер и количество тактов;

3. определить структуру диктанта (фразы, предложения, период);

4. формообразующие элементы – повторность, наличие секвенций;

5. метроритмические особенности;

6. линеарное построение мелодии – опорные звуки, скачки, отдельные интонационные обороты;

7. определить основу гармонического развития – движение мелодии по звукам аккордов.

Анализ осуществляется в классе коллективно, совместно с преподавателем и способствует успешной записи музыкального диктанта.

Различные формы диктантов.

1.Диктант показательный. Преподаватель вслух, перед всем классом рассказывает как записывать диктант. Вначале проигрывает на инструменте, определяет размер и количество тактов (все это фиксирует на доске), как он слушает, дирижирует, напевает мелодию. Цель и задача такого диктанта – показать на доске процесс работы над диктантом, его запись. Такой диктант полезен перед тем, как перейти после подготовительных упражнений к самостоятельной записи, а так же при освоении новых трудностей. Можно проводить такой диктант не педагогу, а ученику.

2. Диктант эскизный, по частям. Проиграв мелодию и проставив размер с тактами педагог предлагает учащимся записать какой – либо такт, например, последний. При следующем проигрывании записать, например, начало второго предложения. Можно записать мотив секвенции и т.д. В дальнейшем, овладев этим приемом, учащийся должен сам, самостоятельно записывать те фрагменты, которые он лучше всего запомнил

3. Диктанты для развития памяти. Для развития музыкальной памяти и внутреннего слуха применяются специальные формы диктантов. В них, главной задачей учащихся является запоминание, удержание в памяти исполняемого примера, а сама запись – в конце, без дальнейшего проигрывания. Например – педагог несколько раз играет мелодию. Затем, по знаку педагога, весь класс дирижируя поет мелодию на слог, затем мысленно повторяют мелодию с дирижированием. Если есть неясности и пробелы, то педагог играет еще один – два раза. После повторного пропевания можно записывать диктант.

4. «Самодиктант» или запись знакомой мелодии. В качестве проверки самостоятельности ученика в записи мелодии используется запись по памяти знакомой на слух музыки. Эта форма работы хорошо тренирует внутренний слух. Самодиктант можно использовать в условиях классной и домашней работы. Необходимое условие при записи – полная тишина и молчание в классе. Проводя проверку записей, лучше всего предложить каждому учащемуся спеть то, что он написал. Таким образом, можно сделать вывод, что использование на уроках сольфеджио различных видов и форм музыкальных диктантов способствует развитию музыкальной памяти, мышления, музыкального восприятия учащихся.

Список использованной литературы:

1. Берак О., Карасева М. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. – М., издательский дом «Классика XXI», 2009 г – 224 с.

2. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. – М., Амрита, 2010 г. 108 с.

3. Лежнева Л. Практическая работа на уроках сольфеджио. – М. Владос. 2003 г. – 66 с.

4. Фролова Ю. Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ Ростов-на Дону Феникс, 2011 г. – 41 с.

5. Долматов Н. Музыкальный диктант. – М., «Музыка», 1972 г. – 140 с.

Источник

У кота воркота шубка очень хороша ноты

Пение для малышей ВЕСЁЛЫЕ КРАЯ запись закреплена

Распевки для самых маленьких диапазоне голоса от примы до кварты.

Прима
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок,
Не тупи носок!
Пригодится носок
Клевать колосок!

Секунда
Раз, два, три четыре.
Кошку грамоте учили.
Не читать, не писать,
Аза мышками скакать.

Секунда
Приди, приди солнышко, под моё оконышко,
Лей щедрее, солнышко, золото в оконышко,
Будем греться в волю, как цветики в поле.
Деточки играют, тебя дожидают.

Терция
У кота – воркота, колыбелька хороша.
У кота- воркота заболела голова.
Я коту — воркоту тихо песенку спою.

Терция
Ох, и светлый день. Ночка тёмная.

Терция
Ходит зайка по саду , по саду.
Щиплет травку лебеду.
Они в рот-то не берёт, не берёт.
Своим деткам он несет, он несет.

Кврата
Украл котик клубочек, спрятался в уголочек.
Чтоб бабуся не узнала, серы ушки не намяла.

Кварта
Солнышко – вёдрышко,
Выгляни в окошечко.
Где твои детки?
Сидят на запечке,
Лепешки валяют
Тебя поджидают.

Кварта
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки –
желтые цыплятки.

Кварта
Что в лесу осинок, столько вам свинок
Что в лесу лозочек, столько вам козочек.
Что в лесу ёлок, столько вам коровок.

Источник

Нотный материал «Попевки для урока музыки»

специалист в области арт-терапии

Тихо сидим, ничего не говорим.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Ах ты, совушка-сова. Ты большая голова.

Веники, веники, да веники-полмелики, да по печи валялися, да с печи оборвалися.

Курочка Пеструшка, милая подружка.

Раз, два, три, четыре. Кошку грамоте учили. Не читать, не писать, а за мышками скакать.

А у нас ве-е-сна. А у нас о-о-сень.

Я пою. Хорошо пою.

Кукушка в лесу. Кукушка в лесу. Ку-ку. Ку-ку. Ку-ку

А мы просо сеяли, сеяли.

Ох, и светлый день. Ночка тёмная.

У кота-воркота колыбелька хороша. У кота-воркота заболела голова.

-Жук, жук, не жужжи, где ты прячешься, скажи! -Мой дом под кустом, под березовым листом.

В пределах кварты:

Как под горкой, под горой торговал мужик золой.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать. А за ней ребятки – жёлтые цыплятки.

Василёк, василёк, мой любимый цветок. Скоро ль ты, мне скажи, засинеешь во ржи?

В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

В пределах квинты:

-Здравствуйте, ребята! -Здравствуйте.

Кружатся листочки, осень к нам пришла

Едет, едет паровоз. Три трубы и пять колёс. Три трубы, пять колёс. Машинист – рыжий пёс.

Мы перебегали бере- га, перебегали берега.

Звонче, звонче пойте! Ля-ля-ля-ля-ля. Громко петь не надо! Ля-ля-ля-ля-ля.

-Кошка, где была? -Молоко пила.

В пределах сексты:

В погреб лезет Жучка, с нею кот. Если в небе тучка, дождь пойдет.

Милая мама. Милая мама. Милая мама. Милая мама.

В пределах септимы:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Кошка села на такси. Заплатила пят рублей и поехала в музей.

В пределах октавы:

По дороге Петя шёл, он горошину нашёл. А горошина упала, покатилась и пропала. Ох, ох, ох, ох – где-то вырастет горох.

Я гуляю во дворе, вижу домик на горе. Я по лесенке взберусь и в окошко постучусь.

Трезвучия мажорное и минорное:

А МАЖОР – светлый лад. А МИНОР – грустный лад

Полутон, полутон. Самый маленький он.

Два полутона – это тон.

Знак ДИЕЗ ноту повышает

Знак БЕМОЛЬ ноту понижает

Знак БЕКАР все знаки отменяет

Я зовусь ДИЕЗ, друзья. Повышаю ноту я.

Я зовусь БЕМОЛЬ, друзья. Понижаю ноту я.

Я зовусь БЕКАР, друзья. Отменяю знаки я.

Стишок на запоминание знаков в тональностях (до 2-х):

Мисс Элен сказала: — ЕС,

В СОЛЬ МАЖОРЕ ФА #.

В РЕ МАЖОРЕ ДВА ДИЕЗА:

— А у нас, — сказал король, —

В ФА МАЖОРЕ СИ ь.

В СИ БЕМОЛЬ МАЖОРЕ

ЦЕЛЫХ ДВА БЕМОЛЯ.

Ре, Ре, Ре, Ре, До, До. Фа,Фа,Фа, Фа, Ми, Ми. Ля,Ля, Ля, Ля, Соль, Соль. Си, Си, Си, Си, До, До.

Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые (со словами и с названием ступеней):

Мы поём, окружая ступень. Опеванием это зовём.

VII-II-I, II-IV-III,IV-VI-V VI-IV-V,IV-II-III,II-VII-I

Попевка на изучение устойчивых и главных ступеней лада (мотив: Во поле берёза стояла):

1. Мы ступени все изучаем,

И устойчивые точно знаем,

Прозвучат они, мы их узнаем,

Первая, и третия, и пятая.

2. Главные ступени изучали,

Как красиво все они звучали,

Зазвучали, мы их и узнали,

Первая, четвертая и пятая.

Мы поём трезвучие тоническое (поётся по звукам трезвучия)

До, Ми, Соль, Ми, До.

Т3 5 или любые другие 3 звука: игра «Живые клавиши»:

3 ученика протягивают ручку (она соответствует клавише — ноте), а 4-ый ученик нажимает на их ручки в разбивку: на чью нажмёт, тот поёт каждый свою ноту.

Мы споём здесь не от скуки

(и разрешаем) Соль, Ми, До. (позже -: До, Ми, Ми, Соль)

В мажоре: Солнце взошло, кругом светло.

В миноре: Солнце зашло, кругом темно.

Номер материала: ДВ-362373

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью