- Александр Даргомыжский — ноты для вокала — романсы и песни
- Даргомыжский Александр Сергеевич (1813—1869)
- У него ли русы кудри ноты
- Даргомыжский Александр Сергеевич (1813—1869)
- -Музыка
- -Рубрики
- -Поиск по дневнику
- -Статистика
- Обработки для баяна/аккордеона
- Содержание
- 1 КЛАСС
- 2 КЛАСС
- 3 КЛАСС
- 4 КЛАСС
- 5 КЛАСС
- 6 — 7 КЛАССЫ
- -Музыка
- -Рубрики
- -Поиск по дневнику
- -Статистика
Александр Даргомыжский — ноты для вокала — романсы и песни
Сборники с нотами романсов и песен композитора Александра Даргомыжского для голоса, вокала в pdf
Хоровые произведения
А. Даргомыжский
Петербургские серенады
для вокального ансамбля или хора
(альт, сопрано, тенор, бас)
“Музыка”, 1983г.
номер 11948
- Из страны, страны далекой. Слова Н. Языкова
- Где наша роза? Слова А. Пушкина
- Ворон к ворону летит. Слова А. Пушкина
- Приди ко мне. Слова А. Кольцова
- Что смолкнул веселия глас? Слова А. Пушкина
- Пью за здравие Мери. Слова А. Пушкина
- На севере диком. Слова М. Лермонтова (из Гейне)
- По волнам спокойным. Слова неизвестного автора
- В полночь леший. Слова неизвестного автора
- Прекрасный день, счастливый день! Слова А. Дельвига
- Буря мглою небо кроет. Слова А. Пушкина
- Говорят, есть страна. Слова А. Тимофеева
- Вянет, вянет лето красно. Слова А. Пушкина
Скачать ноты
Спасибо Шафаяту за сборник!
А. Даргомыжский
Избранные романсы
для среднего и высокого голосов в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1987г.
номер 13503
- Я вас любил. Слова А. Пушкина
- В крови горит огонь желанья. Слова А. Пушкина
- Ночной зефир струит эфир. Слова А. Пушкина.
- Шестнадцать лет. Слова А. Дельвига (из М. Клаудиуса)
- Голубые глаза. Слова В. Туманского
- Ты и вы. Слова А. Пушкина
- Не скажу никому. Слова А. Кольцова
- В минуту жизни трудную. Слова М. Лермонтова
- Слышу ли голос твой. Слова М. Лермонтова
- Поцелуй. Слова Е. Баратынского
- Каюсь, дядя, черт попутал. Слова А. Тимофеева
- Лихорадушка. Слова народные
Скачать романсы
А. Даргомыжский
Избранные романсы и песни
для среднего голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1990г.
номер 14279
Бушуй и волнуйся, глубокое море. Слова Е. Ростопчиной.
Восточный романс. Слова А. Пушкина
Я вас любил. Слова А. Пушкина
И скучно и грустно. Слова М. Лермонтова
Мне грустно. Слова М. Лермонтова
В минуту жизни трудную. Слова М. Лермонтова
Не скажу никому. Слова А. Кольцова
Расстались гордо мы. Слова В. Курочкина
Я всё еще его люблю! Слова Ю. Жадовской
Мне всё равно. Слова Ф. Миллера
Русая головка. Слова Я. Полонского
Каюсь, дядя, черт попутал! Слова А. Тимофеева
Не судите, люди добрые. Слова А.Тимофеева
Скачать ноты
А. Даргомыжский
Романсы
переложение для фортепиано Анатолия Мынова
(без голоса, только подтекстовка)
“Музыка”, 1990г.
номер 14702
(pdf, 2.05 Мб)
- Шестнадцать лет. Слова А. Дельвига (из М. Клаудиуса)
- Что делать с ней!.
- Голубые глаза. Слова В. Туманского
- Ножки. Слова А.Пушкина
- Я умер от счастья
- Юноша и дева. Слова А. Пушкина
- Мне грустно. Слова М. Лермонтова
- Русая головка. Слова Я.Полонского
- Я вас любил. Слова А.Пушкина
- У него ли русы кудри. Цыганская песенка
- Восточный романс. Слова А.Пушкина
- Вертоград. Восточный романс. Слова А.Пушкина.
- Испанский романс. Слова неизвестного автора
- Мельник. Слова А. Пушкина
- Старый капрал. Драматическая песня. Слова В. Курочкина (из Беранже)
Скачать ноты
Даргомыжский Александр Сергеевич (1813—1869)
«Великому учителю музыкальной правды» — в таких словах выразил Мусоргский свое отношение к Даргомыжскому, посвящая ему одно из своих вокальных произведений. Каков же был тот композитор, которого назвал великим гениальный Мусоргский? Место Даргомыжского в истории русской музыки определяется не столько масштабами таланта, сколько верно угаданными задачами, которые он ставил перед собой. Эти задачи были новыми, смелыми, и их решения надолго определили путь развития русской музыки.
Юные годы Даргомыжского прошли в Петербурге. Как многие молодые люди, воспитанные в среде дворянской интеллигенции, он охотно музицировал в дружеском кругу, играл на фортепиано и на скрипке, пел, сочинял романсы. Возможно, что он этим и ограничился бы, если бы не знакомство с великим русским композитором Глинкой, состоявшееся в 1836 году. Под влиянием старшего друга Даргомыжский решил серьезно заниматься музыкой, Глинка поддержал его в этом намерении и даже передал ему тетради записей своих занятий по композиции с теоретиком Деном. Не без влияния Глинки, заканчивавшего в это время свою работу над первой оперой, Даргомыжский тоже решил попробовать свои силы в оперном жанре. Однако ни в первой опере (это была «Эсмеральда» на сюжет романа Гюго «Собор Парижской богоматери»), ни в опере-балете «Торжество Вакха» (на сюжет Пушкина) композитор еще не нашел своего собственного пути к музыкальной правде. Оперные достижения были еще далеко впереди, и вехами на пути к ним стали романсы Даргомыжского, в которых ощущалась любовь и чуткость к поэзии, умение передать в музыке не только общее настроение стихотворения, но и своеобразие стиля поэта. Таковы романсы «Юноша и дева» на слова Пушкина или «Мне грустно» на слова Лермонтова. В этом монологе-размышлении о судьбе любящей женщины каждая фраза, каждая интонация наполнена драматизмом, и можно сказать, что это уже шаг к опере. Еще один шаг сделан в песне «Мельник» (на стихи Пушкина) — в комической сценке, рисующей ссору жены с подвыпившим мужем. Верно передавая интонации естественной речи, Даргомыжский создал в этом небольшом произведении два живых, контрастных характера: тяжелодума-мельника и его бойкой, разбитной жены.
Не менее важной ступенью к созданию оперы было и накопление жизненных и художественных впечатлений.
Даргомыжский был наблюдательным художником, он чутко подмечал особенности характера человека и проявление их не только в поступках и словах, но и в манере поведения, жестах, интонациях речи.
Осенью 1844 года Даргомыжский отправился в путешествие по Западной Европе, занявшее более полугода. Дольше всего пробыл он в Париже — центре европейской музыкально-театральной жизни. Он познакомился с видными музыкантами, посещал театры и концерты. Но не меньший интерес вызывали в нем жизнь, быт, нравы Парижа. Он охотно посещал, например, судебные заседания, где перед ним проходили различные характеры и судьбы, развертывались невыдуманные жизненные драмы. Изучение правды жизни было ступенью к правде в искусстве.
Первым зрелым произведением Даргомыжского стала опера «Русалка» на сюжет драмы Пушкина. История покинутой девушки, бросившейся в реку и превратившейся в русалку, была известна в десятках вариантов. Мы можем найти ее в народных сказках, романтических балладах, в сценических произведениях. В начале XIX века в Петербурге с огромным успехом шла волшебная опера Ф. Кау-эра — С. Давыдова «Леста, днепровская русалка».
Пушкин разработал традиционный сюжет по-своему. Романтическая сказка превратилась у него в реалистическую драму, в которой явственно прозвучала тема социального неравенства. Именно это и привлекло Даргомыжского. Его опера оказалась созвучной самым передовым устремлениям середины XIX века, когда в русском и западноевропейском искусстве все сильнее звучал протест против социальной несправедливости, царящей в обществе.
В музыке «Русалки» примечательнее всего ансамбли, где показаны действующие лица в их взаимоотношениях, в столкновениях. Таков, например, дуэт Князя и Мельника в третьем действии. В отличие от традиционных оперных дуэтов, где голоса гармонично сливаются, это свободно развивающаяся драматическая сцена. Музыка чутко передает все, что происходит в душе несчастного старика, потерявшего дочь, в его сознании, то спутанном, то проясняющемся.
Драматургом и чутким психологом Даргомыжский был не только в опере, но и в романсах. В некоторых его романсах, являющихся своего рода песнями-сценками, действуют не отвлеченные лирические герои, а живые, конкретные персонажи, наделенные характерным обликом, поведением, манерой речи. В письме к своей ученице Даргомыжский писал однажды: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». И действительно, композитор всегда стремился найти и передать в мелодии живую интонацию человеческой речи, выражающую чувство, наполняющее слова. Такова песня «Старый капрал» на слова Беранже в переводе Василия Курочкина. Композитор назвал это произведение «драматической песней», и оно действительно воспринимается почти как оперный монолог. Немногими, но очень меткими штрихами обрисован характер старого солдата — суровый, прямой, непреклонный. На слова Беранже написана и песня «Червяк». В ней звучит живая интонация речи униженного маленького человека, не привыкшего говорить во весь голос. Такие персонажи, внешне комичные, но вызывающие сочувствие к себе, не редкость в литературе тех лет. Мы найдем их и у Гоголя («Шинель», «Записки сумасшедшего»), и у Достоевского («Бедные люди»). Но в музыке это было совсем новым и смелым словом.
Опера «Русалка» и романсы принесли Даргомыжскому известность и успех. При этом он продолжал неутомимо поиски новых путей. Это особенно привлекало к нему молодых музыкантов, тогда только начинавших свой путь,— Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова. Им первым он показал новую оперу, над которой трудился до последнего дня жизни, но не успел закончить. Это была опера «Каменный гость» на сюжет одной из «маленьких трагедий» Пушкина. Работал Даргомыжский с упоением. «Пишу не я, а какая-то сила, мне неведомая»,— сообщал Даргомыжский своей ученице.
Середина XIX века была порой ожесточенных споров о судьбах оперного жанра. Все чаще стал высказываться взгляд на оперу как на один из видов драматического искусства, в котором музыка должна быть подчинена законам драмы. Проблемы эти тогда носились в воздухе, и не было ни одного сколько-нибудь значительного композитора, которой не пытался бы решить их в своем творчестве. Конечно, среди них был и Даргомыжский.
Музыка оперы «Каменный гость», точно следуя за текстом Пушкина, раскрывает и его глубокий психологический подтекст. Главное средство для этого — музыкально-речевая интонация. Вокальные партии иногда близки к интонациям обычной, бытовой речи — таковы, например, диалоги Дон Жуана и Лепорелло. А в моменты волнения, воодушевления мелодия приобретает напевность и широту, не утрачивая речевой выразительности. Например, интонации Дон Жуана в сцене объяснения его с Доной Анной на кладбище. Они вначале благочестивы и почтительны, как и подобает речи монаха, за которого выдает себя Дон Жуан. А потом мало-помалу в них начинает звучать пылкая молодая страсть, подчиняющая волю Доны Анны и пробуждающая в ней ответное чувство.
Меткими штрихами рисует Даргомыжский и других действующих лиц: слугу Дон Жуана Лепорелло — воплощение житейского здравого смысла, актрису Лауру. В партии Лауры, кроме декламационных эпизодов, есть и песни в духе испанской народной музыки.
«Конечно, это произведение будет не для многих» — так оценивал сам Даргомыжский «Каменного гостя». И по отношению ко времени создания оперы, да и последующим десятилетиям, он был прав. Но смелый опыт Даргомыжского послужил отправной точкой для дальнейшей работы композиторов над музыкальным претворением речевой интонации — мощным средством создания реалистических музыкальных образов. И его произведение, созданное сто двадцать лет тому назад, неожиданно оказывается близким и созвучным творческим исканиям композиторов нашего времени.
Основные произведения. Оперы: «Эсмеральда» (1841), «Торжество Вакха» (1848, опера-балет, в первой редакции — кантата), «Русалка» (1855), «Каменный гость» (1869, не окончена, завершена Ц. Кюи, инструментована Н. Римским-Корсаковым). Для оркестра: «Баба-Яга, или С Волги nach Riga» (1862, шутка-фантазия), «Малороссийский казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867). Для голоса с фортепиано: романсы и песни (около 100).
Источник
У него ли русы кудри ноты
Сборники с нотами романсов и песен композитора Александра Даргомыжского для голоса, вокала в pdf
Хоровые произведения
А. Даргомыжский
Петербургские серенады
для вокального ансамбля или хора
(альт, сопрано, тенор, бас)
“Музыка”, 1983г.
номер 11948
- Из страны, страны далекой. Слова Н. Языкова
- Где наша роза? Слова А. Пушкина
- Ворон к ворону летит. Слова А. Пушкина
- Приди ко мне. Слова А. Кольцова
- Что смолкнул веселия глас? Слова А. Пушкина
- Пью за здравие Мери. Слова А. Пушкина
- На севере диком. Слова М. Лермонтова (из Гейне)
- По волнам спокойным. Слова неизвестного автора
- В полночь леший. Слова неизвестного автора
- Прекрасный день, счастливый день! Слова А. Дельвига
- Буря мглою небо кроет. Слова А. Пушкина
- Говорят, есть страна. Слова А. Тимофеева
- Вянет, вянет лето красно. Слова А. Пушкина
Спасибо Шафаяту за сборник!
А. Даргомыжский
Избранные романсы
для среднего и высокого голосов в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1987г.
номер 13503
- Я вас любил. Слова А. Пушкина
- В крови горит огонь желанья. Слова А. Пушкина
- Ночной зефир струит эфир. Слова А. Пушкина.
- Шестнадцать лет. Слова А. Дельвига (из М. Клаудиуса)
- Голубые глаза. Слова В. Туманского
- Ты и вы. Слова А. Пушкина
- Не скажу никому. Слова А. Кольцова
- В минуту жизни трудную. Слова М. Лермонтова
- Слышу ли голос твой. Слова М. Лермонтова
- Поцелуй. Слова Е. Баратынского
- Каюсь, дядя, черт попутал. Слова А. Тимофеева
- Лихорадушка. Слова народные
А. Даргомыжский
Избранные романсы и песни
для среднего голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1990г.
номер 14279
Бушуй и волнуйся, глубокое море. Слова Е. Ростопчиной.
Восточный романс. Слова А. Пушкина
Я вас любил. Слова А. Пушкина
И скучно и грустно. Слова М. Лермонтова
Мне грустно. Слова М. Лермонтова
В минуту жизни трудную. Слова М. Лермонтова
Не скажу никому. Слова А. Кольцова
Расстались гордо мы. Слова В. Курочкина
Я всё еще его люблю! Слова Ю. Жадовской
Мне всё равно. Слова Ф. Миллера
Русая головка. Слова Я. Полонского
Каюсь, дядя, черт попутал! Слова А. Тимофеева
Не судите, люди добрые. Слова А.Тимофеева
А. Даргомыжский
Романсы
переложение для фортепиано Анатолия Мынова
(без голоса, только подтекстовка)
“Музыка”, 1990г.
номер 14702
(pdf, 2.05 Мб)
- Шестнадцать лет. Слова А. Дельвига (из М. Клаудиуса)
- Что делать с ней!.
- Голубые глаза. Слова В. Туманского
- Ножки. Слова А.Пушкина
- Я умер от счастья
- Юноша и дева. Слова А. Пушкина
- Мне грустно. Слова М. Лермонтова
- Русая головка. Слова Я.Полонского
- Я вас любил. Слова А.Пушкина
- У него ли русы кудри. Цыганская песенка
- Восточный романс. Слова А.Пушкина
- Вертоград. Восточный романс. Слова А.Пушкина.
- Испанский романс. Слова неизвестного автора
- Мельник. Слова А. Пушкина
- Старый капрал. Драматическая песня. Слова В. Курочкина (из Беранже)
Даргомыжский Александр Сергеевич (1813—1869)
«Великому учителю музыкальной правды» — в таких словах выразил Мусоргский свое отношение к Даргомыжскому, посвящая ему одно из своих вокальных произведений. Каков же был тот композитор, которого назвал великим гениальный Мусоргский? Место Даргомыжского в истории русской музыки определяется не столько масштабами таланта, сколько верно угаданными задачами, которые он ставил перед собой. Эти задачи были новыми, смелыми, и их решения надолго определили путь развития русской музыки.
Юные годы Даргомыжского прошли в Петербурге. Как многие молодые люди, воспитанные в среде дворянской интеллигенции, он охотно музицировал в дружеском кругу, играл на фортепиано и на скрипке, пел, сочинял романсы. Возможно, что он этим и ограничился бы, если бы не знакомство с великим русским композитором Глинкой, состоявшееся в 1836 году. Под влиянием старшего друга Даргомыжский решил серьезно заниматься музыкой, Глинка поддержал его в этом намерении и даже передал ему тетради записей своих занятий по композиции с теоретиком Деном. Не без влияния Глинки, заканчивавшего в это время свою работу над первой оперой, Даргомыжский тоже решил попробовать свои силы в оперном жанре. Однако ни в первой опере (это была «Эсмеральда» на сюжет романа Гюго «Собор Парижской богоматери»), ни в опере-балете «Торжество Вакха» (на сюжет Пушкина) композитор еще не нашел своего собственного пути к музыкальной правде. Оперные достижения были еще далеко впереди, и вехами на пути к ним стали романсы Даргомыжского, в которых ощущалась любовь и чуткость к поэзии, умение передать в музыке не только общее настроение стихотворения, но и своеобразие стиля поэта. Таковы романсы «Юноша и дева» на слова Пушкина или «Мне грустно» на слова Лермонтова. В этом монологе-размышлении о судьбе любящей женщины каждая фраза, каждая интонация наполнена драматизмом, и можно сказать, что это уже шаг к опере. Еще один шаг сделан в песне «Мельник» (на стихи Пушкина) — в комической сценке, рисующей ссору жены с подвыпившим мужем. Верно передавая интонации естественной речи, Даргомыжский создал в этом небольшом произведении два живых, контрастных характера: тяжелодума-мельника и его бойкой, разбитной жены.
Не менее важной ступенью к созданию оперы было и накопление жизненных и художественных впечатлений.
Даргомыжский был наблюдательным художником, он чутко подмечал особенности характера человека и проявление их не только в поступках и словах, но и в манере поведения, жестах, интонациях речи.
Осенью 1844 года Даргомыжский отправился в путешествие по Западной Европе, занявшее более полугода. Дольше всего пробыл он в Париже — центре европейской музыкально-театральной жизни. Он познакомился с видными музыкантами, посещал театры и концерты. Но не меньший интерес вызывали в нем жизнь, быт, нравы Парижа. Он охотно посещал, например, судебные заседания, где перед ним проходили различные характеры и судьбы, развертывались невыдуманные жизненные драмы. Изучение правды жизни было ступенью к правде в искусстве.
Первым зрелым произведением Даргомыжского стала опера «Русалка» на сюжет драмы Пушкина. История покинутой девушки, бросившейся в реку и превратившейся в русалку, была известна в десятках вариантов. Мы можем найти ее в народных сказках, романтических балладах, в сценических произведениях. В начале XIX века в Петербурге с огромным успехом шла волшебная опера Ф. Кау-эра — С. Давыдова «Леста, днепровская русалка».
Пушкин разработал традиционный сюжет по-своему. Романтическая сказка превратилась у него в реалистическую драму, в которой явственно прозвучала тема социального неравенства. Именно это и привлекло Даргомыжского. Его опера оказалась созвучной самым передовым устремлениям середины XIX века, когда в русском и западноевропейском искусстве все сильнее звучал протест против социальной несправедливости, царящей в обществе.
В музыке «Русалки» примечательнее всего ансамбли, где показаны действующие лица в их взаимоотношениях, в столкновениях. Таков, например, дуэт Князя и Мельника в третьем действии. В отличие от традиционных оперных дуэтов, где голоса гармонично сливаются, это свободно развивающаяся драматическая сцена. Музыка чутко передает все, что происходит в душе несчастного старика, потерявшего дочь, в его сознании, то спутанном, то проясняющемся.
Драматургом и чутким психологом Даргомыжский был не только в опере, но и в романсах. В некоторых его романсах, являющихся своего рода песнями-сценками, действуют не отвлеченные лирические герои, а живые, конкретные персонажи, наделенные характерным обликом, поведением, манерой речи. В письме к своей ученице Даргомыжский писал однажды: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». И действительно, композитор всегда стремился найти и передать в мелодии живую интонацию человеческой речи, выражающую чувство, наполняющее слова. Такова песня «Старый капрал» на слова Беранже в переводе Василия Курочкина. Композитор назвал это произведение «драматической песней», и оно действительно воспринимается почти как оперный монолог. Немногими, но очень меткими штрихами обрисован характер старого солдата — суровый, прямой, непреклонный. На слова Беранже написана и песня «Червяк». В ней звучит живая интонация речи униженного маленького человека, не привыкшего говорить во весь голос. Такие персонажи, внешне комичные, но вызывающие сочувствие к себе, не редкость в литературе тех лет. Мы найдем их и у Гоголя («Шинель», «Записки сумасшедшего»), и у Достоевского («Бедные люди»). Но в музыке это было совсем новым и смелым словом.
Опера «Русалка» и романсы принесли Даргомыжскому известность и успех. При этом он продолжал неутомимо поиски новых путей. Это особенно привлекало к нему молодых музыкантов, тогда только начинавших свой путь,— Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова. Им первым он показал новую оперу, над которой трудился до последнего дня жизни, но не успел закончить. Это была опера «Каменный гость» на сюжет одной из «маленьких трагедий» Пушкина. Работал Даргомыжский с упоением. «Пишу не я, а какая-то сила, мне неведомая»,— сообщал Даргомыжский своей ученице.
Середина XIX века была порой ожесточенных споров о судьбах оперного жанра. Все чаще стал высказываться взгляд на оперу как на один из видов драматического искусства, в котором музыка должна быть подчинена законам драмы. Проблемы эти тогда носились в воздухе, и не было ни одного сколько-нибудь значительного композитора, которой не пытался бы решить их в своем творчестве. Конечно, среди них был и Даргомыжский.
Музыка оперы «Каменный гость», точно следуя за текстом Пушкина, раскрывает и его глубокий психологический подтекст. Главное средство для этого — музыкально-речевая интонация. Вокальные партии иногда близки к интонациям обычной, бытовой речи — таковы, например, диалоги Дон Жуана и Лепорелло. А в моменты волнения, воодушевления мелодия приобретает напевность и широту, не утрачивая речевой выразительности. Например, интонации Дон Жуана в сцене объяснения его с Доной Анной на кладбище. Они вначале благочестивы и почтительны, как и подобает речи монаха, за которого выдает себя Дон Жуан. А потом мало-помалу в них начинает звучать пылкая молодая страсть, подчиняющая волю Доны Анны и пробуждающая в ней ответное чувство.
Меткими штрихами рисует Даргомыжский и других действующих лиц: слугу Дон Жуана Лепорелло — воплощение житейского здравого смысла, актрису Лауру. В партии Лауры, кроме декламационных эпизодов, есть и песни в духе испанской народной музыки.
«Конечно, это произведение будет не для многих» — так оценивал сам Даргомыжский «Каменного гостя». И по отношению ко времени создания оперы, да и последующим десятилетиям, он был прав. Но смелый опыт Даргомыжского послужил отправной точкой для дальнейшей работы композиторов над музыкальным претворением речевой интонации — мощным средством создания реалистических музыкальных образов. И его произведение, созданное сто двадцать лет тому назад, неожиданно оказывается близким и созвучным творческим исканиям композиторов нашего времени.
Основные произведения. Оперы: «Эсмеральда» (1841), «Торжество Вакха» (1848, опера-балет, в первой редакции — кантата), «Русалка» (1855), «Каменный гость» (1869, не окончена, завершена Ц. Кюи, инструментована Н. Римским-Корсаковым). Для оркестра: «Баба-Яга, или С Волги nach Riga» (1862, шутка-фантазия), «Малороссийский казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867). Для голоса с фортепиано: романсы и песни (около 100).
-Музыка
-Рубрики
- Музыка (1561)
- Симфоническая (546)
- Фортепианная (399)
- Камерная (292)
- Скрипичная (187)
- Духовная (112)
- Хоровая (92)
- Народная (55)
- Органная (41)
- Композиторы (1503)
- Музыкальные жанры и формы (723)
- Концерт (244)
- Симфония (171)
- Соната (107)
- Вальс (81)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (444)
- Танцовщики (198)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (381)
- Певцы (354)
- Музыканты (352)
- Пианисты (180)
- Скрипачи (111)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (246)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (198)
- Музыкальная культура народов мира (162)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкотерапия (104)
- Музыкальный словарь (102)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (37)
-Поиск по дневнику
-Статистика
Александр Даргомыжский вместе с Глинкой является основоположником русского классического романса. Камерная вокальная музыка была для композитора одним из главных жанров творчества.
Он сочинял романсы и песни в течение нескольких десятилетий, и если в ранних произведениях было много общего с сочинениями Алябьева, Варламова, Гурилева, Верстовского, Глинки, то поздние некоторыми чертами предвосхищают вокальное творчество Балакирева, Кюи и особенно Мусоргского. Именно Мусоргский называл Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды».
Портрет работы К. Е. Маковского (1869)
Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Среди них — все популярные вокальные жанры того времени — от «русской песни» до баллады. Вместе с тем Даргомыжский стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окружающей действительности, и создал новые жанры — лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Червяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Титулярный советник» на слова П. Вейнберга).
Несмотря на особую любовь Даргомыжского к творчеству Пушкина и Лермонтова, круг поэтов, к стихам которых обращался композитор, весьма разнообразен: это Жуковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, поэты-искровцы Курочкин и Вейнберг и другие.
Вместе с тем композитор неизменно проявлял особую требовательность к поэтическому тексту будущего романса, тщательно отбирая лучшие стихотворения. При воплощении поэтического образа в музыке он по сравнению с Глинкой использовал иной творческий метод. Если для Глинки важным было передать общее настроение стихотворения, воссоздать в музыке основной поэтический образ, и для этого он использовал широкую песенную мелодию, то Даргомыжский следовал за каждым словом текста, воплощая свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Поэтому наряду с песенно-ариозными чертами в его вокальных мелодиях так велика роль речевых интонаций, которые часто становятся декламационными.
Фортепианная партия в романсах Даргомыжского всегда подчинена общей задаче — последовательному воплощению слова в музыке; поэтому в ней часто присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчеркивает психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими средствами.
«Шестнадцать лет» (слова А. Дельвига). В этом раннем лирическом романсе сильно проявилось влияние Глинки. Даргомыжский создает музыкальный портрет прелестной, грациозной девушки, используя изящный и гибкий ритм вальса. Краткое фортепианное вступление и заключение обрамляют романс и строятся на начальном мотиве вокальной мелодии с его выразительной восходящей секстой. В вокальной партии преобладает кантилена, хотя в некоторых фразах ясно слышны речитативные интонации.
Романс построен в трехчастной форме. Со светлыми и радостными крайними разделами (до мажор) отчетливо контрастирует средний со сменой лада (ля минор), с более динамичной вокальной мелодией и взволнованной куль-минацией в конце раздела. Роль фортепианной партии состоит в гармонической поддержке мелодии, а по фактуре она представляет собой традиционный романсовый аккомпанемент.
Романс «Мне грустно» (слова М. Лермонтова) принадлежит к новому типу романса-монолога. В размышлении героя выражена тревога за судьбу любимой женщины, которой суждено испытать «молвы коварное гоненье» лицемерного и бессердечного общества, заплатить «слезами и тоской» за недолгое счастье. Романс строится на развитии одного образа, одного чувства. Художественной задаче подчинены и одночастная форма произведения — период с репризным дополнением, и вокальная партия, основанная на выразительной напевной декламации. Экспрессивна уже интонация в начале романса: после восходящей секунды — нисходящий мотив с его напряженно и скорбно звучащей уменьшенной квинтой.
Большое значение в мелодике романса, особенно его второго предложения, приобретают частые паузы, скачки на широкие интервалы, взволнованные интонации-возгласы: такова, например, кульминация в конце второго предложения («слезами и тоской»), подчеркнутая ярким гармоническим средством — отклонением в тональность II низкой ступени (ре минор — ми-бемоль мажор). Фортепианная партия, основанная на мягкой аккордовой фигурации, объединяет насыщенную цезурами (Цезура — момент членения музыкальной речи. Признаки цезуры: паузы, ритмические остановки, мелодические и ритмические повторы, смена регистра и другие) вокальную мелодию и создает сосредоточенный психологический фон, ощущение душевной самоуглубленности.
Романс «Мне грустно»
В драматической песне «Старый капрал» (слова П. Беранже в переводе В. Курочкина) композитор развивает жанр монолога: это уже драматический монолог-сцена, своеобраз-ная музыкальная драма, главный герой которой — старый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на оскорбление молодого офицера и осужденный за это на смерть. Волновавшая Даргомыжского тема «маленького человека» раскрывается здесь с необыкновенной психологической достоверностью; музыка рисует живой правдивый образ, полный благородства и человеческого достоинства.
Песня написана в варьированной куплетной форме с неизменяющимся припевом; именно суровый припев с его четким маршевым ритмом и настойчивыми триолями в вокальной партии становится ведущей темой произведения, главной характеристикой героя, его душевной стойкости и мужества.
Каждый из пяти куплетов по-разному раскрывает образ солдата, наполняя его все новыми чертами — то гневными и решительными (второй куплет), то нежными и сердечными (третий и четвертый куплеты).
Вокальная партия песни выдержана в речитативном стиле; ее гибкая декламация следует за каждой интонацией текста, достигая полного слияния со словом. Фортепианное сопровождение подчинено вокальной партии и своей строгой и скупой аккордовой фактурой подчеркивает ее выразительность при помощи пунктирного ритма, акцентов, динамики, ярких гармоний. Уменьшенный септаккорд в партии фортепиано — залп выстрела — обрывает жизнь старого капрала.
Романс «Старый капрал»
Подобно траурному послесловию звучит в ми-норе тема припева, как бы прощаясь с героем. Сатирическая песня «Титулярный советник» написана на слова поэта П. Вейнберга, который активно работал в «Искре». В этой миниатюре Даргомыжский в музыкальном творчестве развивает гоголевскую линию. Рассказывая о неудачной любви скромного чиновника к генеральской дочери, композитор рисует музыкальный портрет, родственный литературным образам «униженных и оскорбленных».
Меткие и лаконичные характеристики персонажи получают уже в первой части произведения (песня написана в двухчастной форме): бедный робкий чиновник обрисован осторожными секундовыми интонациями piаnо, а надменная и властная генеральская дочка — решительными квартовыми ходами fortе. Аккордовое сопровождение подчеркивает эти «портреты».
Во второй части, описывая развитие событий после неудачного объяснения, Даргомыжский применяет простые, но очень точные выразительные средства: размер 2/4 (вместо 6/8) и стаккато фортепиано изображают неверную приплясывающую походку загулявшего героя, а восходящий, немного надрывный скачок на септиму в мелодии («и пьянствовал целую ночь») подчеркивает горькую кульминацию этой истории.
В исполнении Елены Образцовой звучат романсы и песни А. Даргомыжского.
Партия фортепиано — Важа Чачава.
Элегия «Я помню глубоко», стихи Давыдова
«Друг мой прелестный», на стихи В.Гюго
«Я все еще его люблю», стихи Ю.Жадовской
«Восточный романс», стихи А.Пушкина
«Лихорадушка», слова народные
«Не судите люди добрые», стихи Тимофеева
«Как мила ее головка», стихи Туманского
«Я вас любил», стихи А.Пушкина
«Вертоград» восточный романс, стихи А.Пушкина
Колыбельная песня «Баю-баюшки-баю», стихи Даргомыжской
«Шестнадцать лет», стихи Дельвига
Испанский романс
«Я здесь Инезилья», стихи А.Пушкина
«Расстались гордо мы», стихи Курочкина
«Ночной зефир, струит эфир», стихи Пушкина
«Как у нас на улице» Песня Ольги из оперы Русалка
«О милая дева» польский романс, стихи Мицкевича
«Юноша и дева», стихи А.Пушкина
«Мне грустно», стихи М.Лермонтова
«Моя милая, моя душечка», стихи Давыдова
«Влюблен я, дева-красота», стихи Языкова
«На раздолье небес», стихи Щербины
Болеро «Оделась туманами Сьерра-Невада», стихи В.Ширкова
«Не скажу никому», стихи Кольцова
«На балу», стихи Вирса
«Чаруй меня, чаруй», стихи Ю.Жадовской
» У него ли русы кудри»
«Без ума, без разума», стихи Кольцова
«Ревнуешь ты»
«Друг мой прелестный», стихи В.Гюго
Рубрики: | Композиторы Романс |
Метки: Даргомыжский русские композиторы Образцова
Процитировано 10 раз
Понравилось: 10 пользователям
(жирным шрифтом выделены видеоролики)
Ах, вы, сени(для балалайки и оркестра)*
Ах, улица(для балалайки и оркестра)*
Берёза (С.Есенин-А.Гореликова) (ноты, стихи)*
Валенки (Г.Пономаренко) (слова)
В амбар за мукой (видео — фрагмент, слова)
Виноград (из «Ивана Купала»)
Во лесочке много комарочков
В тихую лунную ночку (ноты, слова)
Гармонь, зачем ты вышла за ворота
Гляжу в озёра синие
Журчит вода по камушкам(ноты с текстом)
Загулял казак(слова, ноты)
За Уралом, за рекой, казаки гуляют
Значит твоя деревенька живёт(ноты с текстом)
И кто его знает
Как вставала я ранёшенько
Как живёшь ты, мама
Как жить(ноты, слова)
Как за нашим за двором
Как у нашего соседа
Как у наших у ворот
Как хотела меня мать
Когда-то песни матери нам пели
Колечко (из Велеславы) — партитура, минусовка
Крымская казачья (С. Ананьев)
Листвы караваны(слова, ноты)
Люблю я казаченьку
Моет косу в реке ива
Молитва матери(ноты, слова)
Молода я, молода (видео с текстом, ноты)
На всей деревне
На Ивана Купала
Ой, во поле травушка
Ой, да, ты, калинушка
Ой, на горке калина
Ой, не будите меня рано
Ой, цветёт калина
Ой, чай, ты мой чай
Оттепель («Золотое кольцо») — 3000
Ох, не будите меня рано
Параня (анс.»Карагод») — MD3000
Перевоз Дуня держала
Подъезжали мы под село
Пойду-выйду на улицу
Посею лебеду на берегу
Посеяла лён за рекою
Россия — любовь навсегда
Русь богатырская (Троценко)
Сыплет черёмуха снегом
Ты о чём грустишь, калина?(видео с текстом)
Уж ты, зоренька — партитура, минусовка
Уляна — MD9 (минусовка Korg) !
Хороши вечера на Оби
Четыре двора — 3000
Что ты, жинка, губы жмёшь?(слова)
Шкатулка (рус.нар.песня) — MD9(минусовка Korg)
Я на печке молотила(ноты с текстом)
*) — произведение готовится к публикации.
из репертуара Н. Кадышевой
Никто нас в церкви не венчал,
А вся душа горит в огне.
Зачем,казак,ты в степь умчал
На вороном своём коне?
Зачем ты встретился со мной,
Когда в Дону коня поил,
Зачем чубатой красотой
Казачке сердце покорил?
Припев:
Ах,судьба моя,судьба,ах,судьба,
Ах,судьба моя,скажи,почему,
Ах,судьба моя, разлука-судьба,
Я ответ никак найти не могу?
Зачем бросал сирень-цветы
В моё полночное окно?
Зачем всех в мире лучше ты,
Как солнца свет, когда темно.
Зачем желанный ты такой,
Как синеглазый вешний Дон?
Зачем в станице за тобой
Казачки ходят табуном?
Как у мечты своей спросить,
Бедой-разлукой не грозя?
Ни в чём винить, ни позабыть,
Ни разлюбить тебя нельзя.
Зачем взлетел ты на коня,
Умчал в лазоревый рассвет?
Ни у тебя, ни у меня,
Ни у судьбы ответа нет!
( есть минусовка в удобной для вас тональности)
1. Мой дружочек меня ждёт
Каждый вечер у ворот,
Но в такие холода
Мне без валенок – беда.
Чтобы к милому идти
Надо валенки найти.
Надо валенки найти.
Прячет моя маменька,
Всё равно я их найду,
На свидание пойду! (по 2 раза)
2. Говорят любить зимой —
Значит дома быть одной,
На морозе стынет кровь,
Не согреет и любовь.
Но не буду я страдать,
Только б валенки достать.
Только б валенки достать.
3. Разговоров не боюсь,
С милым в валенках пройдусь,
Пусть морозец горячей,
Сердцу только веселей
Буду в валенках ходить,
Буду милого любить.
Буду милого любить.
( есть минусовка в удобной для вас тональности)
Небольшой фрагмент аранжировки русской народной песни
«В амбар за мукой. «
В амбар за мукой, а на речку за водой
В амбар за мукой, а на речку за водой
В амбаре муки нет, да и на речке воды нет
В амбаре муки нет, да и на речке воды нет
Послала девку мать яровую житу жать
Послала девку мать яровую житу жать
Она жать не жавала, на мяжитке пролежала
Она жать не жавала, на мяжитке пролежала
Оглянулася назад, позади стоит казак
Оглянулася назад, позади стоит казак
Казак – казачек, казак – миленький дружек
Казак – казачек, казак – миленький дружек
На ней казачек с оборочкой юбочка
На ней казачек с оборочкой юбочка
Такой молодой, плясать будешь Любочка
Такой молодой, плясать будешь Любочка.
В амбар за мукой, а на речку за водой
В амбар за мукой, а на речку за водой
В амбаре муки нет, а на речке воды нет
В амбаре муки нет, а на речке воды нет.
из репертуара группы «Ивана Купала»
Обработки для баяна/аккордеона
Инструмент | Баян | Аккордеон |
Уровень сложности | для учащихся I-VII классов |
Количество страниц | 220 |
Переплет | Мягкий, на пластиковой пружине |
Инструмент | Баян | Аккордеон |
Уровень сложности | для учащихся I-VII классов |
Количество страниц | 220 |
Переплет | Мягкий, на пластиковой пружине |
- Содержание сборника
- О составителе
Содержание
1 КЛАСС
- «Игровая попевка» р.н.п
- «Колыбельный напев» р.н.п
- «Не летай, соловей» р.н.п
- «Простая песенка» р.н.п
- «Камаринская» р.н.п
- «Веселые гуси» р.н.п
- «Ах, улица, улица широкая» р.н.п
- «Около сырого дуба» р.н.п
- «Степь да степь кругом» р.н.п
- «Там, за речкой» р.н.п
- «Коровушка» р.н.п
- «Я на горку шла» р.н.п
- «Ой, джигуне, джигуне» укр.н.п
- «Трепак» р.н.п
- «Во поле береза стояла» р.н.п
- «Перепелочка» бел.н.п
- «За горою у колодца» р.н.п
- «Да ходила девушка» р.н.п
- «Марица» молд.н.п
2 КЛАСС
- «Во саду ли в огороде» р.н.п в обр. А. Иванова
- «Барыня» р.н.п в обр. В. Брызгалина
- «Как под яблонькой» р.н.п в обр. А. Иванова
- «Сел комарик на дубочек» р.н.п в обр. В. Брызгалина
- «Ой,лопнув обруч» укр.н.п в обр. Р. Корецкого
- «Я на горку шла» р.н.п. в обр. Ю. Назаркова
- «Гайда» ел.н.п в обр. В.Брызгалина
- «В хороводе были мы» р.н.п в обр. Г. Левкодимова
- Как у наших у ворот» р.н.п в обр. В. Брызгалина
- «Полосынька» р.н.п в обр. Ю. Назаркова
- «Катерина любко» р.н.п в обр. В. Брызгалина
- «Ой, джигуне,джигуне» укр.н.п в обр. Ю. Назаркова
- «Уж как звали молодца» р.н.п в обр. В. Брызгалина
- «Чернобровый,черноокий» р.н.п в обр. В. Бухвостова
- «Ай.все кумушки домой» р.н.п в обр. В. Брызгалина
- «Ой,ходила дивчина бережком» укр.н.п в обр. А. Черных
- «Ах ты, хмель мой. хмелек» р.н.п в обр. В. Бухвостова
- «Как за морем диво» р.н.п в обр. В. Брызгалина
3 КЛАСС
- «Месяц на небе» поль.н.п. в обр. В. Брызгалина
- «Писар гуси ганяе» укр.н.п. в обр. В. Бухвостова
- «Как со вечера дождь» р.н.п в обр. В. Брызгалина
- «Ходила младешенька по борочку» р.н.п в обр. Д. Самойлова
- «Ехал казак за Дунай» укр.н.п в обр. А. Иванова
- «Раз,два,три..» чеш.н.п. в обр. В. Брызгалина
- «Девичьи припевки с приплясом» р.н.п в обр. В. Брызгалина
- «Козел-хвастун» р.н.п в обр. В. Бухвостова
- «Кину кужиль на подицу» укр.н.п в обр. В. Логачева
- «Вечор матушка» р.н.п в обр. А. Доренского
- «Хор нашего Яна» эст.н.п в обр. А. Коробейникова
- «Как у нас то козел» р.н.п в обр. Д. Самойлова
- «И з сиром пироги» укр.н.п в обр. М. Самойленко
- «Через речку,через болото» укр.н.п в обр. А. Коробейникова
- «Во кузнице» р.н.п в обр. Д. Самойлова
- «Во горнице, во новой» р.н.п в обр. В. Баканова
- «Ой,Джигуне,Джигуне» укр.н.п в обр. А. Коробейникова
- «Петушок» лат.н.п в обр. А. Доренского
- «Ай, все кумушки домой» р.н.п в обр. В. Бухвостова
- «Проводы» р.н.п в обр. Ю. Назаркова
- «Зимний вечер» р.н.п в обр. В. Бухвостова
- «Мне моя матушка говорила» чеш.н.п в обр. Ю. Назаркова
- «Дощик» укр.н.п в обр. Ю. Назаркова
- «Белолица-круглолица» р.н.п в обр. П. Шашкина
4 КЛАСС
- «Трава,моятвавушка» р.н.п в обр. А. Доренского
- «Вдоль да по речке» р.н.п в обр. В. Белого
- «Во поле береза стояла» р.н.п в обр. А. Суркова
- «Вставала ранешенько» р.н.п в обр. В. Брызгалина
- «Ах, Самара-городок» р.н.п в обр. В. Бухвостова
- «Куманечек» р.н.п в обр. Ю. Назаркова
- «Я на горку шла» р.н.п в обр. А. Шелепнева
- «В сыром бору тропина» р.н.п в обр. Г. Беляева
- «Полосынька» р.н.п в обр. И. Алексеева
- «Не летай,соловей»- р.н.п в обр. А. Коробейникова
- «Метелица» укр.н.п в обр. В. Бухвостова
- «Утушка луговая» р.н.п в обр. Ю. Назаркова
- «Выйду я на улицу» р.н.п в обр. Н. Гнатюка
- «Выйду я на реченьку» р.н.п в обр. Е. Кузнецова
- «Во саду ли,в огороде» р.н.п в обр. А. Марьина
- «Мужик пашенку пахал» р.н.п в обр.Л. Смеркалова
5 КЛАСС
- «Выйду я на улицу» р.н.п. в обр. Н. Липова
- «Субботея» р.н.п в обр. Ю. Назаркова
- «Выйду я на реченьку» р.н.п. в обр. В. Бухвостова
- «Ветерок» закар.н.п в обр. В. Мотова
- «Субботея» р.н.п в обр. А. Коробейникова
- «Ой, загаем, гаем» укр.н.п в обр. Ю. Назаркова
- «Грицю, грицю» укр.н.п в обр. В. Гальчанского
- «Ты пойди моя коровушка домой» р.н.п в обр. Ю. Назаркова
- «Выйду я на улицу» р.н.п в обр. О. Бурьян
- «Заиграй.моя волынка» р.н.п в обр. А. Самохвалова
- «Посею лебеду на берегу» р.н.п в обр. Ю. Назаркова
- «Ах.ты степь широкая» р.н.п в обр. Р. Шайхутдинова
- «Ехал на ярмарку ухарь купец» р.н.п в обр. В. Мотова
- «Выйду я на реченьку»-р.н.п в обр. А. Марьина
- «Руллате» фин.н.п в обр. Е. Дербенко
6 — 7 КЛАССЫ
- А. Шалаев Вариации на тему р.н.п. «Утушка луговая»
- «Стоит орешина кудрявая» р.н.п в обр. В. Мотова
- «Когда б имел златые горы» р.н.п в обр. А. Прибылова
- «Не одна во поле дороженька» р.н.п в обр. В. Хаперского
- Е. Дербенко Вариации на тему р.н.п «Ах вы сени»
- «Ой, при лужку, при лужку» р.н.п в обр. Ю. Назаркова
- И. Паницкий Вариации на темы р.н.п «Среди долины ровныя» «Светит месяц»
- «Возле речки,возле моста» р.н.п в обр. В. Мотова
- «Камаринская» р.н.п в обр. Т. Шкербиной
- «У зори-то,у зореньки» р.н.п в обр. Н. Малыгина
- «В сыром бору тропина» р.н.п в обр. В. Шпаника
- «Ходила младешенька по борочку» р.н.п в обр. А. Яковлева
- «При тумане,при долине» р.н.п в обр. И. Матвеева
- «Как по травке» р.н.п. в обр. Е. Дербенко
- А. Мордухович Вариации на тему р.н.п «Я рассею твое горе
- «Ваталинка» сибирская шуточная А. Бызова
- «Молодая молода» р.н.п в обр. А. Прибылова
- Е. Дербенко Фантазия на тему р.н.п «Дорогой длинною»
- А. Кокорин Фантазия на тему р.н.п. Выхожу один я на дорогу
- Н. Малыгин «Ой при лужку,при лужку» свадебная казачья песня
- Е. Дербенко Фантазия на тему р.н.п «Ухарь-купец»
Трофименко Николай Николаевич — выпускник Ростовской Государственной Консерватории им. С.В. Рахманинова, преподаватель с более чем 40 летним стажем педагогической деятельности.
За десятилетия работы накопил громадный опыт работы в сложнейшем искусстве преподавания музыки детям. Его ученики становятся лауреатами и дипломантами региональных и всероссийских фестивалей и конкурсов.
Сборники произведений для баяна и аккордеона, составленные Н.Н. Трофименко имеют особую ценность, так как уже многие годы музыкальные издательства не издают, либо издают крайне малыми тиражами, специальную и так необходимую нотную литературу для музыкальных школ и училищ. Его сборники ценны ещё и тем, что в них собраны наиболее выигрышные произведения, для освоения и совершенствования навыков игры на баяне и аккордеоне.
-Музыка
-Рубрики
- Музыка (1561)
- Симфоническая (546)
- Фортепианная (399)
- Камерная (292)
- Скрипичная (187)
- Духовная (112)
- Хоровая (92)
- Народная (55)
- Органная (41)
- Композиторы (1503)
- Музыкальные жанры и формы (723)
- Концерт (244)
- Симфония (171)
- Соната (107)
- Вальс (81)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (444)
- Танцовщики (198)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (381)
- Певцы (354)
- Музыканты (352)
- Пианисты (180)
- Скрипачи (111)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (246)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (198)
- Музыкальная культура народов мира (162)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкотерапия (104)
- Музыкальный словарь (102)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (37)
-Поиск по дневнику
-Статистика
Александр Даргомыжский вместе с Глинкой является основоположником русского классического романса. Камерная вокальная музыка была для композитора одним из главных жанров творчества.
Он сочинял романсы и песни в течение нескольких десятилетий, и если в ранних произведениях было много общего с сочинениями Алябьева, Варламова, Гурилева, Верстовского, Глинки, то поздние некоторыми чертами предвосхищают вокальное творчество Балакирева, Кюи и особенно Мусоргского. Именно Мусоргский называл Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды».
Портрет работы К. Е. Маковского (1869)
Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Среди них — все популярные вокальные жанры того времени — от «русской песни» до баллады. Вместе с тем Даргомыжский стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окружающей действительности, и создал новые жанры — лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Червяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Титулярный советник» на слова П. Вейнберга).
Несмотря на особую любовь Даргомыжского к творчеству Пушкина и Лермонтова, круг поэтов, к стихам которых обращался композитор, весьма разнообразен: это Жуковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, поэты-искровцы Курочкин и Вейнберг и другие.
Вместе с тем композитор неизменно проявлял особую требовательность к поэтическому тексту будущего романса, тщательно отбирая лучшие стихотворения. При воплощении поэтического образа в музыке он по сравнению с Глинкой использовал иной творческий метод. Если для Глинки важным было передать общее настроение стихотворения, воссоздать в музыке основной поэтический образ, и для этого он использовал широкую песенную мелодию, то Даргомыжский следовал за каждым словом текста, воплощая свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Поэтому наряду с песенно-ариозными чертами в его вокальных мелодиях так велика роль речевых интонаций, которые часто становятся декламационными.
Фортепианная партия в романсах Даргомыжского всегда подчинена общей задаче — последовательному воплощению слова в музыке; поэтому в ней часто присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчеркивает психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими средствами.
«Шестнадцать лет» (слова А. Дельвига). В этом раннем лирическом романсе сильно проявилось влияние Глинки. Даргомыжский создает музыкальный портрет прелестной, грациозной девушки, используя изящный и гибкий ритм вальса. Краткое фортепианное вступление и заключение обрамляют романс и строятся на начальном мотиве вокальной мелодии с его выразительной восходящей секстой. В вокальной партии преобладает кантилена, хотя в некоторых фразах ясно слышны речитативные интонации.
Романс построен в трехчастной форме. Со светлыми и радостными крайними разделами (до мажор) отчетливо контрастирует средний со сменой лада (ля минор), с более динамичной вокальной мелодией и взволнованной куль-минацией в конце раздела. Роль фортепианной партии состоит в гармонической поддержке мелодии, а по фактуре она представляет собой традиционный романсовый аккомпанемент.
Романс «Мне грустно» (слова М. Лермонтова) принадлежит к новому типу романса-монолога. В размышлении героя выражена тревога за судьбу любимой женщины, которой суждено испытать «молвы коварное гоненье» лицемерного и бессердечного общества, заплатить «слезами и тоской» за недолгое счастье. Романс строится на развитии одного образа, одного чувства. Художественной задаче подчинены и одночастная форма произведения — период с репризным дополнением, и вокальная партия, основанная на выразительной напевной декламации. Экспрессивна уже интонация в начале романса: после восходящей секунды — нисходящий мотив с его напряженно и скорбно звучащей уменьшенной квинтой.
Большое значение в мелодике романса, особенно его второго предложения, приобретают частые паузы, скачки на широкие интервалы, взволнованные интонации-возгласы: такова, например, кульминация в конце второго предложения («слезами и тоской»), подчеркнутая ярким гармоническим средством — отклонением в тональность II низкой ступени (ре минор — ми-бемоль мажор). Фортепианная партия, основанная на мягкой аккордовой фигурации, объединяет насыщенную цезурами (Цезура — момент членения музыкальной речи. Признаки цезуры: паузы, ритмические остановки, мелодические и ритмические повторы, смена регистра и другие) вокальную мелодию и создает сосредоточенный психологический фон, ощущение душевной самоуглубленности.
Романс «Мне грустно»
В драматической песне «Старый капрал» (слова П. Беранже в переводе В. Курочкина) композитор развивает жанр монолога: это уже драматический монолог-сцена, своеобраз-ная музыкальная драма, главный герой которой — старый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на оскорбление молодого офицера и осужденный за это на смерть. Волновавшая Даргомыжского тема «маленького человека» раскрывается здесь с необыкновенной психологической достоверностью; музыка рисует живой правдивый образ, полный благородства и человеческого достоинства.
Песня написана в варьированной куплетной форме с неизменяющимся припевом; именно суровый припев с его четким маршевым ритмом и настойчивыми триолями в вокальной партии становится ведущей темой произведения, главной характеристикой героя, его душевной стойкости и мужества.
Каждый из пяти куплетов по-разному раскрывает образ солдата, наполняя его все новыми чертами — то гневными и решительными (второй куплет), то нежными и сердечными (третий и четвертый куплеты).
Вокальная партия песни выдержана в речитативном стиле; ее гибкая декламация следует за каждой интонацией текста, достигая полного слияния со словом. Фортепианное сопровождение подчинено вокальной партии и своей строгой и скупой аккордовой фактурой подчеркивает ее выразительность при помощи пунктирного ритма, акцентов, динамики, ярких гармоний. Уменьшенный септаккорд в партии фортепиано — залп выстрела — обрывает жизнь старого капрала.
Романс «Старый капрал»
Подобно траурному послесловию звучит в ми-норе тема припева, как бы прощаясь с героем. Сатирическая песня «Титулярный советник» написана на слова поэта П. Вейнберга, который активно работал в «Искре». В этой миниатюре Даргомыжский в музыкальном творчестве развивает гоголевскую линию. Рассказывая о неудачной любви скромного чиновника к генеральской дочери, композитор рисует музыкальный портрет, родственный литературным образам «униженных и оскорбленных».
Меткие и лаконичные характеристики персонажи получают уже в первой части произведения (песня написана в двухчастной форме): бедный робкий чиновник обрисован осторожными секундовыми интонациями piаnо, а надменная и властная генеральская дочка — решительными квартовыми ходами fortе. Аккордовое сопровождение подчеркивает эти «портреты».
Во второй части, описывая развитие событий после неудачного объяснения, Даргомыжский применяет простые, но очень точные выразительные средства: размер 2/4 (вместо 6/8) и стаккато фортепиано изображают неверную приплясывающую походку загулявшего героя, а восходящий, немного надрывный скачок на септиму в мелодии («и пьянствовал целую ночь») подчеркивает горькую кульминацию этой истории.
В исполнении Елены Образцовой звучат романсы и песни А. Даргомыжского.
Партия фортепиано — Важа Чачава.
Элегия «Я помню глубоко», стихи Давыдова
«Друг мой прелестный», на стихи В.Гюго
«Я все еще его люблю», стихи Ю.Жадовской
«Восточный романс», стихи А.Пушкина
«Лихорадушка», слова народные
«Не судите люди добрые», стихи Тимофеева
«Как мила ее головка», стихи Туманского
«Я вас любил», стихи А.Пушкина
«Вертоград» восточный романс, стихи А.Пушкина
Колыбельная песня «Баю-баюшки-баю», стихи Даргомыжской
«Шестнадцать лет», стихи Дельвига
Испанский романс
«Я здесь Инезилья», стихи А.Пушкина
«Расстались гордо мы», стихи Курочкина
«Ночной зефир, струит эфир», стихи Пушкина
«Как у нас на улице» Песня Ольги из оперы Русалка
«О милая дева» польский романс, стихи Мицкевича
«Юноша и дева», стихи А.Пушкина
«Мне грустно», стихи М.Лермонтова
«Моя милая, моя душечка», стихи Давыдова
«Влюблен я, дева-красота», стихи Языкова
«На раздолье небес», стихи Щербины
Болеро «Оделась туманами Сьерра-Невада», стихи В.Ширкова
«Не скажу никому», стихи Кольцова
«На балу», стихи Вирса
«Чаруй меня, чаруй», стихи Ю.Жадовской
» У него ли русы кудри»
«Без ума, без разума», стихи Кольцова
«Ревнуешь ты»
«Друг мой прелестный», стихи В.Гюго
Рубрики: | Композиторы Романс |
Метки: Даргомыжский русские композиторы Образцова
Процитировано 10 раз
Понравилось: 10 пользователям
Источник