У зари то у зореньки ноты для вокала

У зари то у зореньки ноты для вокала

У ЗАРИ-ТО, У ЗОРЕНЬКИ

У зари-то, у зореньки
Много ясных звезд,
А у темной-то ноченьки
Им и счету нет.

Всю-то, всю-то бы я ноченьку,
Не смыкая глаз,
Все бы, все б любовался я,
Звездочки, на вас.

Горят в небе звездочки,
Ясно так горят,
Моему-то сердцу бедному
Много говорят.

Говорят они о радостях,
О прошедших днях,
Говорят они о горестях,
Жизнь разбивших в прах.

Полноте вам, звездочки,
Ярко так сиять,
Полно вам жизнь прошедшую
Мне напоминать.

Вот одна из звездочек
С неба сорвалась,
По небу она катилася,
В вечность унеслась.

Кто мне эту звездочку
Может возвратить,
Кто мне мою милую
Сможет заменить?

Популярная песня предоктябрьского времени. Один из песенных вариантов (записано А.М. Новиковой в 1920-е гг. в Тульской области).

Русские народные песни. Вступ. статья, сост. и примеч. А.М. Новиковой. М., Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 443-444.

ВАРИАНТ

У зари-то, у зореньки
Много ясных звезд,
А у темной-то ноченьки
Им и счету нет.

Горят звездочки на небе,
Пламенно горят,
Моему-то сердцу бедному
Что-то говорят.

Говорят о радостях,
О прошедших днях,
Говорят они о горестях,
Жизнь разбивших в прах.

Звезды, мои звездочки,
Полно вам сиять,
Полно, полно вам прошедшее
Мне напоминать!

Я бы целу ноченьку,
Не смыкая глаз,
Все смотрела бы, звездочки
Милые, на вас.

Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005.

Источник

У зари то у зореньки ноты для вокала

Автор: В. Кудрявцева-Лемешева
Год: 1988
Издательство: Музыка
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 11,5 МВ
Язык: русский

Творчество Сергея Яковлевича Лемешева вписало одну из самых ярких страниц в историю советского вокального искусства. В его пении гармонично слились природная музыкальность, высокое мастерство и виртуозное владение красками вокальной палитры. Непосредственность и благородная простота, естественность пения Сергея Яковлевича всегда волновали слушателя, оказывали огромное эстетическое воздействие.
В предлагаемый сборник, конечно, не могли войти все песни обширного концертного репертуара С. Я. Лемешева. Естественно, что наиболее полно представлена в нем русская песня, ибо именно она была особенно любима певцом. Очень любил Сергей Яковлевич петь «Выхожу один я на дорогу». Его пленяла в этой песне поэзия Лермонтова, где стихи как бы сами ложатся на голос. Торжественная тишина природы сливается с приподнятым состоянием души певца в широком звучании мелодии. Не боль и разочарование царят в ней, а жажда свободы и жизни. В вокальной декламации Сергей Яковлевич был наследником Шаляпина. Еще в детстве, вслушиваясь и впеваясь в народную песню, он понял силу поэтического слова. Занимаясь с К. С. Станиславским в его студии (1924— 1925), он научился чувствовать, понимать и доносить слово во всей его многообразной выразительности, искать его психологические оттенки. Благоговейное отношение к слову осталось у Лемешева на всю жизнь. Он говорил: «Слово, смысл слова должны быть подкреплены соответствующей звуковой окраской, за словом всегда должна стоять логическая мысль, ясное чувство». В журнале «Русская речь» он писал: «Слово в пении сочетается с музыкой, как бы ложится на музыку, и поэтому слово у певца, чтобы не быть заглушённым музыкальным сопровождением, должно быть предельно ясно, выпукло, четко, выразительно». Он всегда был требователен к поэтическому тексту так же, как к музыке.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Русские народные песни
    • Ах ты, душечка. Обработка М. Черемухина
    • Хуторок. Обработка Ю. Чернова
    • Эх ты, Ваня! Обработка В. Авророва
    • У зари-то, у зореньки. Обработка А. В. Александрова
    • Ах, Настасья. Обработка неизвестного автора.
    • Родина (Вижу чудное приволье.). Обработка Н. Иванова
    • Ничто в полюшке не колышется. Обработка П. Триодина
    • Песня бобыля. Обработка С. Стучевского, слова И. Никитина
    • Выхожу один я на дорогу. Обработка В. Попонова, слова М. Лермонтова
    • Как ходил, гулял Ванюша. Обработка Ю. Чернова
    • Лучинушка. Обработка В. Попонова
    • Картошка моя. Обработка А. Балашова
    • Кабы Волга-матушка. Обработка А. Балашова
    • В деревне было Ольховке. Обработка В. Попонова
    • Не велят Маше. Обработка А. Глазунова
    • Вот мчится тройка удалая. Обработка неизвестного автора
    • Не одна во поле дороженька. Обработка Ю. Шапорина
    • Коробейники. Обработка В. Городовской, слова Н. Некрасова
    • Когда я на почте служил ямщиком. Обработка неизвестного автора, слова Л. Трефолева
    • Прощай, радость. Обработка неизвестного автора
    • У ворот, ворот батюшкиных. Обработка П. Триодина
    • Рябинушка. Обработка неизвестного автора
    • Во субботу, день ненастный. Обработка Д. Лернена
    • Дуня-тонкопряха. Обработка Ю. Чернова
  • Дивлюсь я на небо. Украинская думка. Обработка В. Зарембы, слова М. Петренко
  • Стоїть гора високая. Украинская народная песня. Обработка Н. Шульмана
  • Ти ж мене підманула. Украинская народная песня. Обработка Н. Шульмана
  • Там, де Ятрань круто в’ється. Украинская народная песня. Обработка Н. Шульмана
  • Повій, вітре, на Вкраїну. Украинская народная песня. Обработка Н. Шульмана
  • Чорнії брови. Украинская народная песня. Обработка Ф. Надененко
  • Не могу молиться богу. Чешская народная песня. Обработка Я. Малата, перевод С. Болотина
  • Висла. Польская народная песня. Обработка В. Иванникова, перевод С. Кондратьева
  • Влюбленный моряк. Неаполитанская народная песня. Обработка В. Мельо, слова С. Болоньезе, перевод М. Улицкого
  • Санта Лючия. Неаполитанская народная песня. Обработка Т. Коттрау, перевод А. Горчаковой
  • Марьянина. Неаполитанская народная песня. Обработка В. Мельо

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Русские народные песни — ноты для голоса

Репертуар для высоких, средних и низких голосов, представлены вокальные произведения русских и зарубежных композиторов различных жанров: романсы, арии из опер и оперетт, песни народов мира, дуэты и вокальные ансамбли.
Произведения, вошедшие в серию, расширят и украсят концертный репертуар вокалистов-профессионалов, а также могут быть использованы в учебном процессе учащихся музыкальных школ, студентов музыкальных училищ и консерваторий.


Русские народные песни из репертуара А. Эйзена
Для голоса и фортепиано
“Советский композитор”, 1986г.
номер с7621к

Еще ссылки по теме:

Огромна популярность русской народной песни в нашей стране и во всем мире. Вполне закономерно, что русская народная песня занимает значительное место в репертуаре солиста Большого театра, народного артиста СССР Артура Эйзена. Где бы он ни концертировал» он почти всегда исполняет эти песни, либо в основной программе, либо на бис. Это отчасти предопределило появление концертных обработок для голоса с фортепиано, содержащихся в данном сборнике. Ведь подавляющее большинство обработок русских народных песен, печатающихся в наших изданиях, сделано упрощенно и не годится для исполнения на высокой эстраде.

Народная песня — едва ли не самый трудный вокальный жанр у певцов, особенно академического толка. Спеть народную песню красивым выработанным голосом — это уже хорошо. Но этого совсем недостаточно. Глубина, мудрость, юмор, игривость, душевность народной русской песни —вся её многообразная и многообразная красота раскрывается только тогда, когда певец всем нутром своим чувствует душу песни, растворяется в ней. Этого не подменишь никакими ухищрениями показного вокального блеска, никакой эстрадной внешней бравадой, ни подражанием каким-то уже «апробированным» штампам. Исполнение народной песни непременно связывается с самобытностью, полнейшей искренностью и правдивостью чувства. Далеко не всем певцам удается народная песня, во всяком случае в таком её многообразии, как она представлена в репертуаре Артура Эйзена. В данном сборнике собрано далеко не всё, что он поёт. Но и то, что здесь есть, говорит само за себя широким охватом различных образов, содержащихся в каждой песне. Тут и «Славное море —священный Байкал» — песня, воплотившая извечное пламенное стремление русского человека к свободе, нашедшее столь прекрасное единение с могучей природной стихией, тут и задумчиво-философская проникновенная песня «Вечерний звон», уходящая корнями поэзии своей в далекие века, и которая так созвучна нашему сердцу своей неизбывной глубиной, любовью к родному дому, к отчизне; или шуточная песня «В деревне было в Ольховке», где разыгрывается жанровая потешная сценка в лицах; тут же бессмертная песня «Эй, ухнем!», в которой сквозь несколько угрюмый, «подневольный» мотив чуется и великая сила артельного мужицкого труда; или песня «Из-за острова на стрежень» с её картинной живописной сменой ракурсов действия, с её пейзажным и душевным фоном, создающим как бы живую перспективу; наконец, весёлая раздольная лирическая песня «Вселенная», ставшая теперь своим названием как-то особенно современной космическим нашим делам.

Берясь за исполнение народной песни, исполнитель, конечно, должен уметь «ставить» её, как режиссер ставит свой спектакль, то есть обдумывая и общую идею и мизансценные подробности. Певец должен раскрыть образный строй всеми выразительными средствами, доступными ему. Песню надо и рассказать, и пережить, и «сыграть», даже изобразить. Естественно, главное здесь —выразительная интонация голоса— квинтэссенция эмоций певца. Но и кроме голоса важны в той же мере и жест, мимика, поза, то, что называется актерским мастерством. Этими свойствами сполна владеет Артур Эйзен. Благодаря этому его исполнение становится особенно доступным самой широкой слушательской аудитории различных стран. Тот, кому пришлось хоть раз присутствовать где-либо за рубежом на концертных выступлениях Эйзена, знает, какой колоссальный взрыв слушательских эмоций вызывает исполнение им таких песен, как «Славное море — священный Байкал», «Из-за острова на стреженьж или «Вдоль по Питерской».
Одним из замечательных свойств Артура Эйзена является его чутье национальной природы народных песен, уменье быстро и верно схватывать особенности оригинального их языка и манеру исполнения. Автору этих строк неоднократно приходилось работать с Артуром Эйзеном над песнями различных национальностей, в частности, японскими, специфика которых, казалось бы, так далека от русской манеры пения. Однако, у слушателей японцев повсюду исполнение этих песен неизменно встречало самую восторженную реакцию. Японская народная «Песня рыбака», кстати, долгое время и в нашей стране не сходила с концертного репертуара певца, как своеобразный «шлягер».
Так же было дело с негритянской песней «Никто не изведал столько мук», американской «Песней ковбоя», белорусской «Бульбой», латышской «В кабачке» и другими.

Каждая из народных русских песен — это необозримое поле исполнительских возможностей для певца и его партнера-аккомпаниатора. Как концертный номер песня должна быть компактна, иметь вполне определенную достаточно законченную сюжетную линию; всё, что сопровождает голос, вся звучащая фактура аккомпанемента должна служить раскрытию общего замысла и отдельных образных деталей произведения. Музыка сопровождения должна от начала до конца выдерживать высокий эмоциональный тонус. Образное мышление солиста-певца, его артистические намерения неразрывно связуются с образным мышлением и исполнением партнера-пианиста. Из этих предпосылок исходил автор в своих обработках.
Прежде всего —отбор текста и мелодических вариантов. В тех песнях, которые в фольклорных списках имеют слишком много куплетов и различных версий отдельных слов, фраз, оставлены наиболее распространенные в народе варианты, с тем минимумом куплетов, что необходимы для понимания сюжетного смысла и для сохранения концертной компактности формы. То же в мелодических вариантах— они сведены к наиболее распространенным образцам. Данный сборник не может, конечно, служить справочником «ортодоксальных», канонических, запечатленных навечно эталонов текста и мелодии. Отдельные исполнители неизбежно пожелают привнести что-то свое. Это правомерно, лишь бы был соблюден исполнительский вкус, стиль, чувство меры, нарушение которых часто приводит к откровенной отсебятине.
Все проставленные в йотах обозначения темпа, динамические нюансы, в известной степени, условны. Каждый исполнитель — это не исключается — может проявить свое собственное толкование отдельных деталей. Тем не менее то, что указано здесь, может служить общим ориентиром исполнения, опирающимся на какие-то устоявшиеся традиции.

Две песни сборника — «Эй, ухнем!» и «Вдоль по Питерской» — переделаны для голоса с фортепиано по известным обработкам композитора Бориса Александрова, сделанным для состава Краснознаменного ансамбля Советской Армии имени А. В. Александрова. Песня «Ах ты, степь широкая!»— также переработка хорового изложения её, сделанного композитором Петром Триодиным.
К. Виноградов Издательство «Советский композитор», 1986 г.

  • Славное море —священный Байкал. Слова Д. П. Давыдова
  • Вечерний звон. Слова И. Козлова
  • Всю-то я вселенную проехал. Слова народные
  • По диким степям Забайкалья. Слова народные
  • Ах ты, степь широкая. Слова народные
  • Из-за острова на стрежень. Слова Д. Садовникова
  • Вдоль по Питерской. Слова народные
  • Эй, ухнем! Слова народные
  • В деревне было в Ольховке (шуточная). Слова народные
  • Дубинушка. Слова А. Ольхина

Скачать ноты

Источник

Ноты для хора — Русские народные песни

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf


ПОПУЛЯРНЫЕ РУССКИЕ ПЕСНИ
Для вокальных народных ансамблей
составитель А.Шелепнев
«Советский композитор», 1989г.
номер с8800к

  • УТЕС СТЕПАНА РАЗИНА. Обработка Н. Кутузова
  • СЛАВНОЕ МОРЕ — СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ. Обработка Н. Кутузова
  • ГЛУХОЙ, НЕВЕДОМОЙ ТАЙГОЮ. Обработка Н. Кутузова.
  • ПО ДИКИМ СТЕПЯМ ЗАБАЙКАЛЬЯ. Обработка Н. Кутузова
  • НЕ ШУМИ ТЫ, МАТЬ ЗЕЛЕНАЯ ДУБРАВУШКА. Обработка В. Григоренко
  • ТЫ ВЗОЙДИ, СОЛНЦЕ КРАСНОЕ. Обработка В. Григоренко
  • СПУСКАЕТСЯ СОЛНЦЕ ЗА СТЕПИ. Обработка В. Григоренко
  • СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ. Обработка В. Григоренко
  • ОЙ, ДА ТЫ, КАЛИНУШКА. Обработка Н. Кутузова
  • МЕЖ ВЫСОКИХ ХЛЕБОВ. Слова Н. Некрасова. Обработка В. Григоренко
  • У ЗАРИ-ТО, У ЗОРЕНЬКИ. Обработка В. Григоренко
  • ЧАС ДА ПО ЧАСУ. Обработка В. Григоренко
  • НЕДЕЛЬКА. Обработка В. Григоренко
  • МЕЖ КРУТЫХ БЕРЕЖКОВ. Слова М. Ожегова. Обработка В. Григоренко
  • СПОСЕЯЛИ ДЕВКИ ЛЕН. Обработка А. Громова
  • ИЗ-ЗА ГОР-ГОРЫ. Обработка А. Громова
  • МОЙ МУЖ МОЛОДОЙ. Обработка А. Громова
  • ТОНКАЯ РЯБИНА. Обработка В. Григоренко
  • ТО НЕ ВЕТЕР ВЕТКУ КЛОНИТ. Обработка В. Григоренко.
  • ЛЕТЕЛ ГОЛУБЬ. Обработка А. Громова
  • НА РАБОТУ, КУМА, НА РАБОТУ. Обработка А. Громова.
  • ЛЕТЯТ УТКИ. Обработка Н. Кутузова
  • СОЛОВЬЕМ ЗАЛЕТНЫМ. Слова А. Кольцова. Обработка В. Григоренко
  • ТЫ, РЕКА ЛИ МОЯ, РЕЧЕНЬКА. Обработка В. Григоренко
  • В ДЕРЕВНЕ БЫЛО ОЛЬХОВКЕ. Обработка В. Григоренко.
  • СНЕГИ БЕЛЫЕ, ПУШИСТЫ. Обработка В. Григоренко.
  • ВО СУББОТУ, ДЕНЬ НЕНАСТНЫЙ. Обработка Н. Кутузова.
  • ГОЛУБЬ, ГОЛУБЬ, ГОЛУБИНЬКА. Обработка Н. Кутузова.
  • ЛУЧИНУШКА. Обработка В. Григоренко
  • АХ ТЫ, НОЧЕНЬКА. Обработка В. Григоренко
  • ДВА МОЛОДЧИКА САДОЧКОМ ШЛИ. Обработка А. Громова
  • НЕ СЫРОЙ ЛИ ДУБИК РАЗГОРАЕТСЯ. Обработка А. Гродова
  • КАК ЗА НАШИМ ЗА ДВОРОМ. Обработка А. Громова.
  • НЕ ВЕЛЯТ МАШЕ ЗА РЕЧЕНЬКУ ХОДИТЬ. Обработка В. Григоренко
  • ПОЗАРАСТАЛИ СТЕЖКИ-ДОРОЖКИ. Обработка В. Григоренко
  • НИЧТО В ПОЛЮШКЕ НЕ КОЛЫШЕТСЯ. Обработка Н. Кутузова
  • ПЕРЕВОЗ ДУНЯ ДЕРЖАЛА. Обработка Н. Кутузова
  • ОЙ, МОРОЗ, МОРОЗ. Обработка Н. Кутузова
  • КАЛИНКА. Обработка Н. Кутузова
  • НЕ ОДНА ВО ПОЛЕ ДОРОЖЕНЬКА. Обработка В. Григоренко
  • УЖ ТЫ, ПОЛЕ МОЕ. Обработка В. Григоренко.
  • ПОСЕЮ ЛЕБЕДУ. Обработка В. Григоренко
  • РОДИНА. Обработка В. Григоренко

Скачать сборник


Русские народные песни
Н. Римский-Корсаков
для смешанного хора (партитура и голос)
«МУЗГИЗ», 1937г.
номер м1838г
(pdf, 1.14 Мб)

  • 1. Взойди ты, солнце, не низко, высоко
  • 2. Ай, во поле липонька
  • 3. Заплетися, плетень
  • 4. Посмотрите-ка, добрые люди
  • 5. Со вьюном я хожу

Текст песни:

Взайди, взайдика, солнышко, не низко а не высоко
Не низка а не высока, на новаи сени
Зайди, зайдика, братец, ка сестрице юв гости
Спраси, спрасика, братец, про сястрицено горе
Здэрова ль, моя сястрица, здэрова ль, моя родная,
Здэрова ль, моя родная, не очени я здэрова
Не очени я здэрова, есть чятыре у меня горя
Есть четыре у меня горя, пятая ж она крушина
Пятая ж она крушина, она меня сокрушила
Как первое мое горе – свёкор а он ворчаливый
А второе мое горе – ой да свекра воркотлива
А как третие- то горе–деверёк а он насмешник
Как четверытое горе – да золовушка-смутьянка
Пятая ж она крушина – а как муж жену не любит
Потерпи, моя сестрица, потерпи, моя родная
Свёкор а он ворчаливый, свёкор да он скоро помрет
Ой да Свекра воркотлива, за ним следом в землю пойдет
А что Деверк-насмешник, в чужих людях да он возьмёт
А Золовушка-смутьянка, сама она замуж выйдет
А что Муж жену не любит, он другою и не возьмёт
Он другую и не возьмет, а тебя а не минует
А тебя то не минует, да три раза поцелует

Скачать сборник


Н. Римский-Корсаков
Русские народные песни переложенные на народный лад

для женского, мужского и смешанного хоров без сопровождения
соч.19
“Музыка”, 1990г.
номер 14155

Тетрадь первая
1. СВАДЕБНАЯ. «Из-за лесу, лесу темного.»
2. СВАДЕБНАЯ «Как при вечере, вечере.»
3. ТРОИЦКАЯ «А и густо на березе листьё.»
4. СВАДЕБНАЯ «Зелена груша в саду.»
5. ВЕЛИЧАЛЬНАЯ «Как за речкою.»
Тетрадь вторая
1. ХОРОВОДНАЯ «Во лузях.»
2. ПРОТЯЖНАЯ «Что вились-то мои русы кудри.»
3. ПРОТЯЖНАЯ «Подуй, подуй, непогодушка.»
4. ПРОТЯЖНАЯ «Ах, талан ли мой.»
5. РАЗБОЙНИЧЬЯ «Ты взойди, взойди, солнце красное.»
Тетрадь третья
1. ХОРОВОДНАЯ «Взойди ты, взойди ты, солнце.»
2. ТРОИЦКАЯ ХОРОВОДНАЯ «Ай, во поле липенька.»
3. ВЕСЕННЯЯ ХОРОВОДНАЯ «Заплетися, плетень.».
4. ХОРОВОДНАЯ «Посмотрите-ка, добрые люди.»
5. ХОРОВОДНАЯ «Со вьюном я хожу.»

Скачать сборник


Двадцать пять народных песен
в обработке для смешанного хора
«МУЗГИЗ», 1936г.
номер м15026г

Русские народные песни
1. Ой, да ты калинушка
2. Уж и я ли молода
3. Мой муженька рабатешенька
4. Сеяли девушки яровой хмель
5. Ночка моя, ночка
6. Я на камушке сижу
7. Что ж ты, Ваня
8. Чтой-то звон
9. Вниз по матушке по Волге

Украинские народные песни
1. Нашуміла ліщинонька
2. Ой, з-за гори кам’яноі
3. Та нема гiрш нікому
4. Ой знати, знаті
5. Ой, від саду
0. Пливе човен води повен
7. Ой, горе тій чайці
8. Кучерява Катерина
9. Чом, чом не прийшов

Белорусские народные песни
1. А ў полі вярба
2. Зялёны дубочак
3. Ой, ты, рзчанька глибока
4. Ой, з-пад лесу, лесу цёмнага
5. Ой, зялёна, зялёна
6. Бульба
7. Янка

Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!


Народные песни в обработке Н.Кутузова
для хора без сопровождения и в сопровождении баяна
«Советский композитор», 1984г.
номер с5773к
(pdf, 3.88 Мб)

  • МОСКОВСКИЕ ПЕСНИ
    • Над Москвой заря занималася
    • А я по лугу
    • Как у бабушки козел
    • Перевоз Дуня держала
    • Куманек, побывай у меня
  • СМОЛЕНСКИЕ ПЕСНИ
    • Возле саду
    • А ты, пташка-канарейка
    • А мы просо сеяли
    • Будем перстни тресть
  • ВОРОНЕЖСКИЕ ПЕСНИ
    • Летят утки
    • Ой, мороз, мороз
  • ДОНСКИЕ ПЕСНИ (станицы Вешенской)
    • Уж ты, вёснушка-весна
    • Ай, на серебряной реке
    • Не пой ты, не пой, соловейко
    • Из-за леса, леса копий и мечей
  • БЕЛГОРОДСКИЕ ПЕСНИ
    • Не журись, девка
    • Жил я у пана
  • КУРСКИЕ ПЕСНИ
    • Хорошее наше дерево челядин
    • Вот сорву я красну розу
    • Ой, на горе калина стояла
  • КРАСНОЯРСКИЕ ПЕСНИ
    • Кари глазки, куда скрылись?
    • Колыбельная
    • На море уточка гнездо вьет
    • Подай балалайку
  • ОРЛОВСКИЕ ПЕСНИ
    • Кто у барина не жил
    • В саду роза белорозовая
  • САРАТОВСКИЕ ПЕСНИ
    • Летал по-над Волгой орел молодой
    • Эх, страданье, ты, страданье.
    • Я горошек молочу
    • Голубь, голубь, голубинька

Скачать сборник


Хоровые произведения
Русские народные песни

в обработке для хора в сопровождении фортепиано В.М. Орлова
«Музыка», 1983г.
номер 12017

История русского хорового искусства знает много имен композиторов, одаренных хормейстеров-дирижеров— ревностных собирателей и хранителей лучших народно певческих традиций.
Таким человеком был Василий Михайлович ОРЛОВ (1858—1901). Его недолгая жизнь была целиком и безраздельно отдана хоровому делу (к сожалению, в литературе мы находим лишь самые общие сведения о его творческом пути). Известно, что Орлов получил серьезное музыкальное образование: учеба в Московском синодальном училище, занятия в Московской (у Чайковского) и Петербургской (у Римского-Корсакова) консерваториях. В эти годы формируется его композиторский стиль (им написаны детские оперы, хоры, романсы, духовные сочинения), определяется глубокая привязанность к хоровой музыке, пробуждается интерес к русской народной песне, фольклору.

Свою композиторскую деятельность Орлов сочетал с постоянной хормейстерской практикой: это и хор духовной семинарии в городе Острожске, и хоровая капелла графа Строганова, где он работал до 1893 года, и, наконец, хор Казанского собора в Петербурге.
С особой любовью В. М. Орлов занимался изучением, собиранием и обработками русских народных песен Только в одной Тамбовской губернии им было записано 193 песни, среди которых мы встречаем и протяжные лирические («Взойдёт солнце, взойдёт красно», «Сохнет, вянет в поле травка», «Нападала роса», «Сестрицы, подруженьки» и др.), и шуточные игровые («У ворот в гусли вдарили», «Ой, во поле, на поляне», «В огороде трава»). Многие из собранных и записанных им песен представляют собой интересные варианты уже знакомых нам по другим сборникам. Таковы, например, «Уж ты поле мое», «Ой, не было ветру», «Ты река ли моя, реченька», «Земляничка ягодка» и другие.

В своих хоровых обработках русских народных песен В.М. Орлов очень чутко и бережно относится к основным принципам и свойствам народного многоголосия. В хоровой фактуре его обработок преобладают подголосочность, частые октавные дублировки партий, унисонные каденции. В гармоническом языке большую роль играют характерные для русской народной музыки несимметричные и переменные размеры.
Авторские переложения народных песен для четырехголосного смешанного хора и ф-п, включенные в настоящий сборник, сохраняя основные принципы народного хорового пения, отличаются масштабностью, яркостью, концертностью стиля. Большое значение приобретает в них куплетно-вариационное развитие. Вариации-куплеты — основная форма обработок композитора. Усложняется и ладогармонический язык: в отдельных куплетах-вариациях мы встречаем далекие тональные сдвиги («Как за реченькой»). Обработки В. М. Орлова отличаются богатством хорового письма: это и речитация, и лирическая кантилена, и легкое стаккато («Ой, веретены», «На заре-то было, на заре», «Вейся, вейся, капустка»).
Выпускаемые после долгого перерыва обработки В, М. Орлова не утратили своего художественного значения и в наши дни; они, несомненно, привлекут внимание профессионалов, а также любителей хорового пения к этой незаслуженно забытой, но интересной и своеобразной странице истории русской хоровой музыки.

  • Ой, веретёны!
  • Как за реченькой
  • Вейся, вейся , капустка
  • На заре-то было, на заре
  • Полянка

Скачать сборник


Народные песни Нечерноземья
Для хора без сопровождения и в сопровождении баяна
составитель А. Костенко
“Советский композитор”, 1985г.
номер с7310к

В данный сборник вошли народные песни областей Нечерноземья. Старинные песни, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение, из века в век, бессмертны тем, что в них сама жизнь, чувства и мысли, переживания, всегда близкие человеку любого поколения. Обработки народных песен сделаны советскими композиторами, хорошо знающими специфику и исполнительские возможности русского народного хора.
Думается, что публикуемые произведения займут достойное место в репертуарах хоровых коллективов и ансамблей.

ТЫ ЖИВИ, РОССИЯ, ЗДРАВСТВУЙ!
КАК ПОСЕЮ Я ЛЕНКУ. Обработка Н.Кутузова
ДА МИМО САДИЧКУ. Обработка С. Пушкиной
НА ГОРЕ, ГОРЕ
МЕЖДУ ДВУХ БЕЛЫХ БЕРЕЗ. Обработка А. Костенко
ВОЗЛЕ САДУ. Обработка Н.Кутузова
НА ТОЙ ГОРУШКЕ. Обработка Ю. Зацарного
БЕРЕЗА, БЕРЕЗА. Обработка А. Костенко
НЕ ОРЕЛ ЛИ С ЛЕБЕДЕМ КУПАЛИСЯ
ЗА КУБАНЬЮ, ЗА РЕКОЙ. Обработка Н. Кутузова
ДОРОЖКА ТОРЕНАЯ. Обработка Ю. Зацарного
КАК НА ГОРКЕ НА КРУТОЙ
ПО ЗАГОРОДУ ГУЛЯЕТ. Обработка И. Ельчевой.
ТРАВА МОЯ КОВЫЛЯ
ОХ, ПОД ЯБЛОНЬКОЙ ТАКОЙ
А ВСЕ КУМУШКИ ДОМОЙ. Обработка А. Костенко
СТРАДАНИЯ. Обработка А. Леванова
ЕФРЕМОВСКИЕ СТРАДАНИЯ. Обработка А. Федякина.
КАЛИНИНСКИЕ СТРАДАНИЯ. Обработка В. Клюева.
СОЛНЦЕ СЕЛО. Обработка Б. Киселева
ДЕКШИНСКИЕ ЧАСТУШКИ. Обработка А. Широкова
ПОЙДЕМ, ДРОЛЕЧКА, ДОМОЙ. Обработка В. Клюева.
РЯЗАНСКАЯ БАРЫНЯ. Обработка Е. Полова
ЧАСТУШКИ ПОД ГАРМОШКУ. Обработка Б. Молдавского
КАК У НАШЕЙ КАТИ. Обработка В. Маклакова
ПЕРЕКИНЬТЕ, ДЕВКИ, ШАПКУ. Обработка С. Пушкиной
ЗАВЛЕКЛИ, ТАК И ЛЮБИТЕ. Обработка А. Аверкина.
ИЗ АМБАРА БАБА ШЛА. Обработка И. Ельчевой
ОХ! ВЫ, РЕБЯТА. Обработка Е.Попова

Скачать сборник


Шесть Русских песен
Е. Земцов
для хоров без сопровождения
“Советский композитор”, 1982г.
номер с6036к

  • Черемушка
  • Ой, на дворе дождь
  • Красная калина
  • Поведу я тапочек
  • Села кукушка
  • Борушка, переборушка

Скачать сборник


Десять русских народных песен
в обработке для смешанного хора
“МУЗГИЗ”, 1937г.
номер м14001г

1. Ай во поле липенька, обр. Н. Римского-Корсакова
2. Заплетися, плетень
3. У ворот, ворот, обр. А. Кастальского
4. Дуня
5. Степан Разин.
6. Виноград в саду цветет, обр. Г. Лобачева.
7. Посею лебеду
8. Сею, вею
9. Ах ты, зорька
10. Эй, ухнем, обр. Вик. Калинникова

Скачать ноты


Русские песни
в обработке для смешанного хора
“Госкультпросветиздат”, 1949г.

ПРЕДИСЛОВИЕ
В 1947—1948 гг., по постановлению Совета Министров РСФСР, был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности.
«Смотр сельской художественной самодеятельности явился значительным событием в культурной жизни советской деревни и способствовал развитию художественной самодеятельности в РСФСР. В смотре приняло участие около полутора миллионов колхозников и колхозниц, рабочих и служащих МТС и совхозов, представителей сельской интеллигенции. В период смотра было создано 11 500 новых коллективов художественной самодеятельности. Районные и областные смотры сельской художественной самодеятельности, а также заключительные концерты в Москве содействовали идейно-художественному росту коллективов художественной самодеятельности, улучшению их репертуара, повышению культурного уровня участников смотра, выявлению лучших коллективов и отдельных талантливых исполнителей».

Смотр показал, что сельская художественная самодеятельность в нашей стране — это широкое массовое движение, неиссякаемый источник народных дарований, народных мастеров-исполнителей. Выступления из заключительных концертах смотра таких превосходных хоровых коллективов, как колхозный хор села Нижний Кисляй Лосевского района Воронежской области; хор Шалакушского сельсовета Няндомского района Архангельской области, Уральский хор Измоденовского, Сипаевского и Барабановского сельсоветов Свердловской области и многих других коллективов, продемонстрировали расцвет в колхозной деревне русской народной хоровой культуры. Виртуозы-баянисты братья Гр. и Л. Коваль — колхозники артели «Красный хутор» Краснодарского края — показали замечательные образцы виртуозного мастерства. Выступления певцов, инструменталистов и танцевальных коллективов Татарской, Башкирской, Кабардинской, Удмуртской, Чувашской, Марийской и других автономных республик РСФСР—свидетельство небывалого роста народного творчества в братских республиках.

Песни, исполнявшиеся на смотре, глубоко отобразили горячую любовь народа к нашей великой Родине, к нашему великому вождю и учителю товарищу Сталину.
Совет Министров РСФСР в своем постановлении «Об итогах Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности» принял решение об издании сборника «Лучших народных старинных и современных советских песен, исполненных во время смотра сельской художественной самодеятельности».
Настоящий сборник содержит лучшие образцы новых советских и старинных русских народных песен, исполнявшихся на заключительных концертах смотра в Москве, на областных и районных смотрах. Вместе с тем, по разделам песен, недостаточно широко представленных на смотре, сборник дополнен рядом произведений из материалов экспедиций 1947—48 гг. Института этнографии Академии наук СССР, Всесоюзного дома народного творчества имени Н. К. Крупской и Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского.
В соответствии с репертуарным характером сборника, в записи песен внесены незначительные редакционные изменения. Все они оговорены в примечаниях. Там же по возможности приведены сведения о происхождении новых советских народных песен и указаны все установленные авторы слов и напевов.
В первый раздел сборника вошли песни советских поэтов и композиторов в авторских или авторизированных редакциях (сопровождение в них дано в переложении для баяна); во второй — народные советские песни; в третий — старинные народные песни.
Все музыкальные записи второго и третьего разделов точно воспроизводят народное хоровое многоголосное пение и народное баянное сопровождение. Исключение представляют лишь отдельные песни, к которым написано сопровождение для баяна композиторами В. Г. Захаровым и А. Г. Новиковым.
Записи исполнявшихся на смотре песен произведены кафедрой народной музыки Московской Государственной Консерватории имени П. И. Чайковского и Всесоюзным Домом Народного Творчества имени Н. К. Крупской.

ПЕСНИ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Кантата о Сталине. Музыка А. В Александрова, слова М. Инюшкина
Величальная И. В. Сталину. Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского.
Слава Родине Музыка Н. Некрасова, слова Л. Кондырева и Л. Ошанина
Шумели ветры. Музыка В. Захарова, слова А. Пришельца.
Слава новой Москве. Музыка А. Новикова, слова С. Васильева
Привет Москве. Музыка В. Захарова, слова А. Пришельца.
Колхозная песня о Москве. Музыка Ф. Маслова, слова В. Гусева
Лети в Москву, соловушко Музыка Д. Васильева-Буглая, слова Я. Шведова
Расцветай, земля колхозная Музыка С Туликова, слова Л. Ошанина
К нам в далекие села. Музыка Л Лядовой, слова И Крутского.
Лучше Родины на свете не найдешь Музыка Б. Мокроусова, слова С. Алымова
Урожайная. Музыка К.Массалитинова, слова О Фадеевой.
Ой, ты, полюшко колхозное Музыка Н Некрасова, слова О. Ковалевой
Колхозная хороводная. Музыка К Массалитинова, слова М Мордасовой
На перекрестке. Музыка В. Захарова, слова М Исаковского.
СОВЕТСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Два сокола Дороженька
Тучи над Волгой клубятся (песня о Сталинграде)
Под славным Сталинградом
Шел ленинградский паренёк
Возле города Ростова
Тишина, ни огонька, ни звука (песня о Зое Космодемьянской)
В темной роще глухой (песня брянских партизан)
Под горой растут цветочки
Все сады, мои садочки
За горою у колодца (трудовая колхозная)
Пинежские припевки.
Воронежские припевки («Долие-раздолие»).
Вологодские припевки
Касимовские припевки
Пензенские припевки
Орловские припевки
Рязанские страдания
Архангельские припевки
Уральские припевки
Бряночка. Рязанские плясовые припевки Елецкий.
Рязанские плясовые припевки.
Череповецкие плясовые припевки
Колхозная полька «Кубанка» (для двух баянов)
Вариации на темы русских народных песен (для баяна)
СТАРИННЫЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Бородино. Обработка А. Новикова.
Ермак. Обработка В Захарова.
Варяг. Обработка А. Новикова.
Славное море — священный Байкал. Обработка В. Захарова
Есть на Волге утес Обработка А. Новикова.
Уж ты, степь ли моя, степь
Из-под горки все туман
Ой, на горке, на крутой
Калинушка.
Сегодня день такой печальный
Соловей мой, соловей.
Снеги белые, пушистые.
Сохнет-вянет.
Соловей-соловушек.
Перепёлка
Вечор моя милая
Не сиди-ка ты, Дуняша
Стелется и вьётся
По улице травка
Ой, да я по зореньке гуляла
Уж ты, любка-голубка моя
За реченькой диво
Чечётка.
Заставил меня муж

Скачать ноты

Источник

Читайте также:  Гитара самоучка точка ру
Оцените статью