Учебник блюза для гитары

Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих

Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.

С технической и композиционной точки зрения блюз не является чем-то невероятно сложным, и любой, даже начинающий гитарист, сможет сыграть и сочинить собственную блюзовую партию. Однако обходить стороной это довольно богатое направление однозначно не стоит. Главная причина в том, что блюз сейчас лежит в основе абсолютно любого музыкального направления – от классического хард-рока до экстремальных жанров, таких как sludge или grindcore. «Голубая скорбь» — предтеча всего, что сейчас творится на мировой музыкальной сцене, и его основы, хотя бы технические, стоит знать, хотя бы для того, чтобы разбираться в том, как работает современная музыка.

Немного из истории блюза

На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.

Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.

Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.

Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля

Слушать

Разумеется, прежде чем играть в каком-либо жанре, его надо отслушать, и особенно – послушать классику этого направления. Ниже собран список альбомов мировых блюзменов, которые вы обязательно должны поместить в плейлист, если хотите понять, как же блюз все-таки играется.

  1. Роберт Джонсон — The complete recordings (1990 г.)
  2. Мадди Уотерс — The Anthology (2000 г.)
  3. Хаулин Вулф — The Definitive Collection (2007 г.)
  4. Джон Ли Хукер — The best of John Lee Hooker (1992 г.)
  5. Ти-Боун Уокер — Stormy Monday Blues: The Essential Collection (1998 г.)
  6. Эрик Бибб — The Good Stuff (1998 г.)
  7. Биби Кинг — The Ultimate Collection (2005 г.)

Блюзовый ритм

Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.

То есть выглядит это так: раз – пауза –два — раз – пауза –два – и так далее.

Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.

Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.

Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.

Кроме непосредственно фразовых стандартов, существуют и блюзовые последовательности трезвучий, которые придают музыке то самое характерное звучание, и в ритме шаффла дают чистейший Blue Devils, о котором все так говорят.

Например, очень популярна следующая гармония:

И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.

Существует еще одна, совсем простая последовательность:

Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.

Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.

То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Тренировка игры под минус

Но, разумеется, для блюза надо понимать, как играть соло. Именно для этого и создан данный раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые мелодии, которые можно включить прямо из браузера, и под которые можно играть и импровизировать. Это – отличная практика для отработки шаффла и пентатоник, которые лежат в основе данного направления.

Jam Track — 70 bpm

Jam Track — 100 bpm

Блюзовая пентатоника

А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.

Приемы игры

Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.

  1. Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.
  2. Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну. Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.
  3. Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой. Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.
  4. Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.

Разбор других песен

Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.

Работа над фразировкой

Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.

Источник

Самоучители >Скачать самоучитель «Блюз на акустической гитаре»

Приветствую всех гитаристов и читателей Гитаршколы. Если Вы предпочитаете слушать и играть блюз, то эта статья для Вас. Сегодня я хочу предложить Вам скачать самоучитель «Блюз на акустической гитаре», выпущенный Хобби Центром.

Эта книга подойдет для тех, кто абсолютный новичок в блюзе, но имеет непреодолимое желание научиться играть блюз. Постигая все новые и новые открытия, изучая теорию и выполняя упражнения — сначала легкие, но потом все тяжелее и тяжелее. Самоучитель начинает учить Вас с того, как правильно читать ноты, Вы изучите длительности и всю обязательную терминологию начинающего блюз-гитариста.

Так же эта книга подойдет и для тех, кто чувствует себя в блюзе уже совершенно свободно. Скачайте самоучитель «Блюз на акустической гитаре», чтобы в этом убедится, а в довесок выполните блюзовые упражнения для акустической гитары, которые были опубликованы ранее.

Помните, важно знать основы блюза. Если Вы знаете десяток блюзовых соло — это мелочь по сравнению со знанием азов гитары и умением их применять при игре. А самоучитель «Блюз на акустической гитаре» как раз этому и научит.

Книга в формате PDF
Кол-во страниц 78
Страницы отсканированы
Размер 4 MB
Аудиоприложение —

Напишите свое имя и Email для получения ссылки на скачивание.

Источник

Блюз на акустической гитаре

От издателя:
Брошюра является базовым самоучителем по акустическому
блюзу. В ней читатель почерпнёт тот минимум сведений,
который необходим ля самостоятельных занятий. Кроме того, в
ней содержатся готовые блюзовые пьесы в различных тональностях.
Книга адресована энтузиастам акустической гитары, которых
интересуют приемы блюзового соло и аккомпанемента.
От себя:
Пособие для математиков по превращению в романтиков
Информация будет понятна тем, кто хоть чуть-чуть владеет гитарой, знает, как читать табулатуры и немного ноты,
подробно изложены основы блюзовой гармонии, все необходимые аккорды и приёмы исполнения, а также, упражнения по их отработке, при этом, последовательность изложения материала не напрягает, всё просто!
На закуску — несколько несложных блюзов для Вашего репертуара

Ну и, как сказал автор:
Эта книга для тех, кто очень смутно представляет себе, что
такое блюз, но чувствует к нему непреодолимое влечение.
Эта книга также и для тех, кто думает, что знает о блюзе всё, и ему
приятно в этом убедиться, небрежно полистав страницы.

З.Ы: для тех кто ещё плохо владеет гитарой
на infanata имеется Букварь гитариста. Пособие для начинающих,
а также: Школа игры на гитаре Виктора Зинчука (DVD)

ну, а если Вы уже талантливый гитарист ,
возможно, Вас заинтересуют следующие книги на тему гитарного джаза, представленные в библиотеке infanata:
Техника джазового аккомпанимента на шестиструнной гитаре
Хрестоматия джазовых соло для гитары
Системный курс гармонии джаза

Источник

УЧИСЬ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ С НУЛЯ. “МАСТЕР-БЛЮЗ” – ГИТАРНЫЙ САМОУЧИТЕЛЬ.

ИМПРОВИЗАЦИЯ С НУЛЯ – ВИРТУАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК

Музыка – есть мост между чувством и явлением. (Г. Гейне)

Пройдя данный курс вы научитесь играть соло-партии и импровизировать в любой тональности. При этом, солировать вы сможете не только под блюзовый, но и практически под любой другой аккомпанемент, включая песни и аккорды. Для этого достаточно использовать лишь гамму минорной пентатоники, которая универсальна по своему строению и подходит для произведений, исполняемых музыкантами в различных стилях. Для понимания данной работы знать нотную грамоту вовсе не обязательно. Потребуется запомнить лишь два несложных шаблона гаммы пентатоники и несколько простых правил для их применения. Для тех, кто знает нотную грамоту и хочет структурно понять принципы импровизации, в конце курса будут приведены формулы и объяснения. Иметь электрогитару не обязательно. Классическая или акустическая гитары также подойдут.

Для удобства курс разделён на три урока. В конце каждого урока приведено домашнее задание, которое необходимо выполнить перед тем как переходить к следующему уроку. Задания не сложные.

Урок 1

Для начала просмотрите видео No1. Так выглядит блюзовая импровизация:

Возможно вам показалось это сложным, но на самом деле я импровизировал используя лишь два простых шаблона ПЕНТАТОНИКИ. Пока, условно скажем, что ПЕНТАТОНИКА (Minor Pentatonic Scale) – это такая гамма, которая как нельзя лучше подходит для импровизации. Итак, вначале вам нужно запомнить один простой шаблон (его можно играть начиная от любого лада):

Шаблон No1


Обратите внимание на то, что на рисунке, шестая (самая толстая) струна, расположена снизу. Обычно принято изображать схемы именно так. Если вам сложно понять рисунок (или если вы не привыкли видеть гриф гитары перевёрнутым) ниже будет приведено видео. Кружочки на картинке – это места куда нужно ставить пальцы. Начинаем с красного кружочка и играем поочерёдно все ноты (по направлению стрелочки). Неважно с какого лада шестой струны вы начинаете (начните пока, например с 3-го лада, так как я показываю это в приведённом ниже видео). Цифры в кружочках – обозначают пальцы левой руки. Очень важно играть именно указанными пальцами! 1 – указательный 3 – безымянный 4 – мизинец. Итак, для начала нужно просто сыграть ноты данного шаблона по порядку, а затем в обратном порядке:

ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.

ПОЖЕРТВОВАТЬ!

Если у вас электрогитара или акустическая гитара – играйте медиатором. Если ваша гитара классическая, можете играть пальцами. Медиатор рекомендуется использовать для более чёткого звукоизвлечения и для удобства при игре.

Для правильной игры медиатором необходимо знать следующее:
1. Локоть правой руки ни в коем случае не находится ниже верхней границы корпуса гитары (это касается любых видов гитар):

2. При игре соло медиатором, кисть правой руки всегда немного касается подставки струн (моста). При этом прижата не сильно, нужно чувствовать лишь небольшое касание и не перекрывать струны. При игре рука свободна и немного меняет местоположение по ходу игры – движется вверх или вниз (в зависимости от того на какой струне мы играем).

3. Медиатор всегда совершает двойное движение (в обе стороны) – как вниз так и вверх. Если одна нота сыграна вниз, играть вторую нужно движением медиатора вверх и т.д. поочерёдно. Так играют всегда, за исключением редких случаев. Данная техника называется (Double Picking).

4. Медиатор нужно держать двумя пальцами – большим и указательным, касаясь струн лишь кончиком медиатора и держа его всегда перпендикулярно струне. Остальные пальцы правой руки лучше держать открытыми. Не выдумывайте ничего лишнего, это вам не пригодится. Если до этого вы уже играли медиатором аккорды, то помните, что сольные партии играются по другому и не забывайте касаться подставки струн правой рукой. Если ваша гитара электрическая, лучше использовать маленький медиатор (Jazz 3), но и медиатор побольше тоже подойдёт.

Посмотрите ещё раз как работает правая рука на видео и начните играть данный шаблон таким же образом. Обратите внимание на технику и звукоизвелечение:

Итак, играйте это упражнение до тех пор, пока не достигните средней скорости, плавных переходов и хорошего звука. Шаблон нужно запомнить наизусть. Большой сложности это не составляет, так как всё очень симметрично.

А теперь применим этот шаблон на практике. Применять его можно в любой тональности. Для начала давайте условно скажем, что тональность – это аккорд или нота с которой обычно начинается произведение. Если первая нота нашего шаблона будет соответствовать тональности произведения, то и все остальные ноты шаблона будут звучать гармонично. У “тональности” есть и более широкое определение, но пока нам это не понадобится. В следующем видео я покажу как, используя данный шаблон, можно с лёгкостью солировать с различными произведениями и расскажу как правильно выбирать точку отсчёта для начала импровизации.

*Примечание к видео: Аккорд с маленькой буквой m (например Am) – аккорд минорный (грустный, лирический по своему звучанию). Аккорд без маленькой mмажорный (радужный, весёлый). Тональность тоже бывает мажорной или минорной, но на данном этапе следует относится только к заглавной букве аккорда, не зависимо от того что за ней следует. О том, как пентатоника взаимодействует с различными гармоническими структурами, я расскажу в продолжении курса.

Итак, теперь ваша собственная первая импровизация. Нажмите play и начните игру с пятого лада шестой струны (ноты А).

Guitar Blues Backing Track in A:

Надеюсь что у вас получилось. По тому-же принципу, мы можем играть и в любой другой тональности, как-бы “передвигая” шаблон и начиная его с подходящей ноты. Например, если какая-нибудь песня начинается с аккорда Bm, то и шаблон нужно начинать с ноты B на шестой струне.

А теперь дам расположение нот на шестой струне, для того, чтобы вы смогли играть в любой тональности. Постепенно вы их запомните.
Вообще, каждый лад гитары – это отдельная нота, но так как существует семь “основных” нот, имеющих своё специфическое название, и ещё пять, так называемых “диезных/бемольных” нот, (вспомните чёрные клавиши фортепиано), то сначала легче запомнить только семь “основных” – До Ре Ми Фа Соль Ля Си. В буквенном обозначении это – C D E F G A B. Эти ноты соответствуют белым клавишам фортепиано:

Если вы не понимаете принципа нотной последовательности, очень рекомендую ознакомится с материалом на следующих страницах:

Вот расположение нот на 6-й струне гитары:

Шестая струна гитары начинается с ноты Е. Эта нота – открытая струна и с неё мы начинаем отсчёт: Е F G A B C D… Как уже было отмечено выше, ноты в кружочках – соответствуют белым клавишам фортепиано. Лады шестой струны, не отмеченные кружочком на рисунке – соответствуют чёрным клавишам (о них мы поговорим позже). Обратите внимание на то, что между нотами E F и B C, черная клавиша отсутствует. Это значит, что на гитаре (как впрочем и на любом другом инструменте, имеющим диатоническую структуру) между эти нотами расстояние всегда полтона, то есть – один лад.
Если вы хотите узнать больше про музыкальную шкалу и про нотную грамоту, скачайте мой курс “Гитара по нотам – первый класс“: https://guitarmaestro.ru/read-notes-course-1/
Итак, самый простой способ запомнить все эти ноты на шестой струне:

1. Сначала запомните ноты с пятого по десятый лад: A BC D

2. А теперь ноты от начала грифа до третьего лада: EF G

Начиная с 12- ого лада 6-й струны, нотный цикл повторяется: E F G A B C D… (12-й лад гитары всегда имеет ноту, идентичную открытой струне, с разницей в одну октаву).
Вообще, на данном этапе ноты заучивать не обязательно. Пока пользуйтесь рисунком, а ноты запомнятся сами собой в процессе работы.
А теперь попробуйте поиграть с новой композицией. Это трек в тональности Gm. Соответственно, игру нужно начать с ноты G (3-й лад 6-й струны). Кроме этого – нота G находится ещё и на 15-ом ладу (из-за начала нового цикла с 12-ого лада). Если у вас электрогитара, игра в этом регистре будет очень полезной и интересной. Можете начать с 3-го лада и, поиграв немного, перейти на 15-й ?.

Minor Blues in Gm:

Ну как? Получилось?
Если да, то переходите к домашнему заданию. Этот урок окончен.

Домашнее задание:

Играть со следующими композициями :
1 Blues Backing Track (Т ональность – C):

2 Rock Backing Track (Тональность – Bm):

3 Владивосток 2000 – Муммий Тролль (Тональность – Am):

В принципе, вы и сами можете выбирать себе сопровождение. Достаточно написать в Ютуб: “Blues Backing Track“. Вы найдёте их там огромное количество, а тональность будет всегда указана. Можете написать “Guitar Backing Track“, тогда треки будут разнообразными – не только блюзовыми. В этом случае лучше выбирайте треки в минорной тональности (*с маленькой буквой m, например Cm). Треки, которые начинаются с мажорного аккорда (без буквы m) могут не подойти, так как наша пентатоника имеет минорную структуру. В одном из следующих уроков я объясню как сделать так, чтобы наш шаблон подходил и к мажорным трекам.
После того как потренируетесь и почувствуете что способны на новые подвиги, переходите к следующему уроку.

Следующий урок >>

ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.

Источник

Оцените статью