Учебник для джазового фортепиано

И. Бриль — Практический курс джазовой импровизации

Учебное пособие по джазу


Игорь Бриль
Практический курс джазовой импровизации

для фортепиано
издание второе, исправленное
«Советский композитор», 1982г.
номер с4491к

Трудно переоценить начинание тех советских музыкантов, которые начали работать над созданием учебно-методических пособий по джазовой н эстрадной музыке. Ценность и необходимость этих трудов бесспорна. Только поставив дело образования в этой области на подлинно профессиональные рельсы, можно бороться за хороший вкус, за высокое качество советских эстрадных и джазовых оркестров и ансамблей.
Одной из таких работ является предлагаемое пособие Игоря Бриля «Практический курс джазовой импровизации».
Игорь Михайлович Бриль — один из известных советских джазовых пианистов. Лауреат отечественных и зарубежных джазовых фестивалей, руководитель ряда созданных им джазовых ансамблей, он углубленно занимается искусством джазовой импровизации. Будучи музыкантом, получившим хорошее академическое образование (окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу профессора Т. Гутмана), И. Бриль сочетает серьезную пианистическую подготовку с ие менее серьезным отношением к джазовому исполнительству.

Накопленный им собственный большой опыт в этом направлении, а также внимательное изучение опыта лучших мастеров, работающих в области «джазового фортепиано», привело музыканта к педагогике.
Казалось бы, педагогика и такая спонтанная, вроде бы не поддающаяся никакому учету, область музицирования, как искусство импровизации. Какая здесь связь? Разумеется, далеко не каждый музыкант способен стать подлинным импровизатором. Но это не значит, что у этого искусства нет и своих законов. Они есть, и это доказывает работа Игоря Бриля. Другое дело, что только при определенных условиях — здесь и природные исполнительские данные, и композиторское чутье, и умение раскрывать в себе неожиданные резервы — музыкант может в полной мере постичь это трудное искусство.
Тем же, кому не суждено стать большими мастерами импровизации, для более г лубового постижения сути джазовой музыки очень важно изучить ее законы, так как без этого сколько-нибудь серьезная работа в этой области невозможна.
Искусство импровизации было характерно для музыки ряда эпох и стилей, и ему было суждено возродиться в XX веке в джазовой музыке.
В работе И. Бриля почти не встречается термин «генерал-бас», однако весь методический процесс, предлагаемый автором, строится на этом принципе — цифровая основа для импровизации ставится во главу угла.

Читайте также:  Как записать гитару с линейного входа

Работа состоит из трех разделов.
В первом разделе большое внимание уделяется изучению гармонии в практическом ее применении. Автор стремится к тому, чтобы учащиеся не только смогли хорошо знать гармонию, но и почувствовать ее, как бы пропустить через свое творческое «я», то есть свободно оперировать гармоническими комплексами, без чего искусство подлинной джазовой импровизации немыслимо.
Значительное внимание автором уделено развитию мелодических и ритмических навыков во втором разделе «Мелодия и ритм». Проникновение в ритмический климат джазовой музыки, обучение свободному оперированию непростым по интонационному складу мелодическим языком джаза является весьма важным для учащихся, постигающих законы импровизации.
«Хрестоматия» (третий раздел) дает представление о различных стилях фортепианной джазовой музыки и некоторых особенностях техники игры в каждом, что, безусловно, расширяет кругозор учащихся, обостряет у них чувство стиля.
«Практический курс джазовой импровизации» — первый отечественный опыт обобщения трудного и редкого искусства джазовой импровизация, и, думается, эта работа будет иметь самый высокий спрос у советских музыкантов, желающих глубоко изучить технологию современной джазовой музыки.
Ю. Саульский.

ОТ АВТОРА
Музыкант, склонный к джазовой импровизации, долгое время находился в затруднительном положении, так как знания в этой области не были систематизированы в каком-либо отечественном методическом пособии.
Цель данного издания — в подборе материала и его систематизации для приобретения учащимися необходимых навыков в эстрадно-джазовой музыке.
В качестве нотных примеров автор пособия использовал отрывки из зарубежной джазовой литературы, а также пьесы собственного сочинения (либо фрагменты из них). Нотные примеры без указания автора написаны мною специально для данного пособия.
Одним из источников при составлении «Практического курса» послужили тетради Д. Мехигана, преподавателя Джульярдской музыкальной школы, и собственный опыт, накопленный в процессе преподавания и практической деятельности.
Пособие предназначено для музыкальных училищ, но может быть использовано и музыкантами-практиками, работающими в эстрадных жанрах.
Подобное пособие может быть далеко от идеала, поэтому все деловые и объективные критические замечания в его адрес будут охотно приняты.
В заключение я считаю своим долгом выразить благодарность за ряд ценных советов М. А. Андреевой и Д. А. Блюму.

Читайте также:  Mozart lacrimosa для одной гитары

ГАРМОНИЯ
Общие сведения
Пять видов -аккордов
Альтерация звуков -аккордов.
Нонаккорд
Аккорды
Альтерация
Блюз. Гармония и форма
Блюз. Лад
Форма
Гармоническое обогащение сетки.
Тритоновая замена Vjc-аккорда
Аранжированные аккорды.
Расположение тонов в аранжированных аккордах
Расположение тонов в аранжированных аккордах (продолжение).
Соединение аранжированных аккордов. Форма А
Соединение аранжированных аккордов. Форма В
Соединение аранжированных аккордов. Форма С
Чередование интервалов терции и септимы
Открытая позиция.
Блок-аккорды
Буги-вуги

ХРЕСТОМАТИЯ
J. McShann. Dexter Blues.
J. McShann. Vine Street Boogie
C. Basic’ Blue and Sentimental
D. Winfree. China Boy. Solo by A. Tatum
B. Powell. Hallucinations
G. Shearing. To Be or Not to Bop
D. Brubeck. Strange Meadow Lark 0. Peterson. Ballad to the East
C. Brown. Joy Spring. Interpretation by О. Peterson
B. Evans. One for Helen.

Скачать учебник

Источник

Книжная полка: учебники и джазовые пособия

Находясь в стадии обучения, будущему музыканту необходима дополнительная помощь в виде правильной учебной литературы. Книги и методические пособия, полезные начинающим и профессиональным исполнителям

Музыка – особый вид искусства. Для некоторых она становится делом всей жизни. Независимо от того, какую стезю выберет человек, важно начать познавать мастерство исполнения с правильной литературы. Незаменимыми окажутся для начинающих музыкантов полезные учебники и джазовые пособия.

Ариадна Карягина – «Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих»

Талантливая певица, педагог, автор методики постановки, развития и коррекции голоса Ариадна Карягина выпустила в 2011 году новую книгу для начинающих певцов. Разработанная ею методика «Возвращение к голосу» помогла восстановить и улучшить голосовой аппарат многим вокалистам. Автор книги проживает в Петербурге, является художественным руководителем «Клуба профессиональной поддержки начинающих певцов» и школы современного вокального искусства «Вокализ».

Книга незаменима для тех, кто мечтает освоить джазовую стилистику и профессиональное вокальное исполнение. «Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих» состоит из 3-х частей, в которых постепенно рассказывается о главных вокальных навыках и понятиях. После изучения джазового пособия читатель сможет освоить многие технические приемы, углубиться в необходимые теоретические знания и применить их для самостоятельного обучения. Благодаря CD-диску, который прилагается к книге, вокалистам будет проще проводить ежедневные голосовые тренировки.

Адам Терацуян – «Джазовая импровизация. Курс для начинающих»

Многие современные учебные пособия по джазу для музыкантов содержат важную информацию о технических приемах в освоении инструмента. Сам по себе джаз немыслим без импровизации, такой навык необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Именно этому посвящена книга контрабасиста и педагога Адама Терацуяна. Автор является одним из самых известных музыкантов и джазовых деятелей России, доцентом на кафедре эстрадно-джазовой музыки Ростовской государственной консерватории имени Рахманинова.

Изданная им книга «Джазовая импровизация. Курс для начинающих» в 2016 году содержит множество полезных методик для освоения импровизации. Главное достоинство этого учебного пособия в том, что оно универсально и ориентировано для всех инструменталистов и даже вокалистов. Автор уделил повышенное внимание главнейшим составляющим джазовой импровизации, а именно ритму, форме, гармонии и мелодии. Несмотря на то, что в названии книги упомянуто слово «начинающие», издание все же рассчитано на тех, кто уже в достаточной степени освоил некоторые теоретические знания. Также для учащихся музыкальных вузов, колледжей и музыкантов, которые только пробуют учиться импровизации.

Юрий Чугунов – «Гармония в джазе: учебное пособие для фортепиано»

Известный московский джазовый композитор и педагог Юрий Николаевич Чугунов – человек с большим опытом выступлений и весомым «багажом» знаний. Музыкант выступал со знаменитыми российскими джазменами, был аранжировщиком и руководителем многих крупных отечественных оркестров. Он написал несколько книг о музыке: «Куда глаза глядят», «Музыка и все остальное», «Музыкальные пути», «Семь кругов джаза».

Еще в советское время, когда джазовые пособия отсутствовали, Чугунов стал первым автором книги «Гармония в джазе: учебное пособие для фортепиано». Она была выпущена в 1978 году, после чего переиздавалась «Советским композитором» в 1988. Труд посвящен важному аспекту в профессиональном исполнительстве – гармоническому языку. Большую часть книги Юрий посвятил подробному обсуждению теоретических знаний и практических применений. Кроме того, пособие содержит полезную информацию и о гармонической структуре блюза, которую Чугунов рассмотрел особенно подробно.

Владимир Иванов – «Основы индивидуальной техники саксофониста»

Российский дирижер, педагог, кларнетист и саксофонист Владимир Иванов окончил Московскую консерваторию, где обучался игре на кларнете и саксофоне, инструментовке и сочинению. В 1988 году автор успешно защитил диссертацию на тему «Основные проблемы теории и практики игры на саксофоне». Повышенный педагогический интерес и успехи в этой области принесли ему возможность публикаций за рубежом.

Его учебное пособие очень поможет начинающим саксофонистам, которые почерпнут в нем необходимые теоретические знания и практические наставления. В книге можно найти полезные методики, которые описаны простым и в то же время профессиональным языком на основе личного исполнительского опыта автора. Поможет развить собственное ощущение мелодичности, узнать о специфике академического исполнения и повысить собственные инструментальные достижения.

Валерий Белинов – «Школа блюза для фортепиано. Гармония блюза»

Валерий Белинов – профессиональный гитарист, певец, композитор и педагог родом из Риги. Музыкант быстро прославился и получил заслуженное признание в Латвии, России и Америке, в которой жил более 10 лет. Валерий долгое время занимался творческой деятельностью в Санкт-Петербурге. Более того, он поспособствовал открытию первого блюзового клуба в Северной столице – Jimi Hendrix в 90-х годах. Валерий сотрудничал с известными зарубежными и российскими музыкантами.

В 2015 году вышло его учебно-методическое пособие «Школа блюза для фортепиано. Гармония блюза», в которое вошел многолетний опыт игры и исследования музыки. Валерий разработал собственный метод, основываясь на глубоком изучении психологии усвоения материалов и творческого процесса. Еще один плюс этого издания в прилагаемом к нему DVD-диске с авторскими упражнениями в дополнение к основной информации. Книга подойдет для музыкантов любого уровня подготовки, так как обучающий материал подается от самых простых до усложненных примеров.

Источник

Учебник для джазового фортепиано

Автор: Ю. Щеткин
Год: 2009
Издательство: Эмузин
Страниц: 40
Формат: PDF + MP3
Размер: 1,2 МВ + 58,7 MB
Язык: русский

Описание: Учебное пособие для музыкантов, изучающих джазовую музыку. Книга является продолжением ранее вышедших книг «Основы джазового языка» и «Основы джазового языка. Гаммы и пентатоники». Материал книги построен на гармоническом обороте, часто называемом «качели» или «вертушки». Пособие комплектуется аудиоприложением, в котором приведено достаточное количество примеров из практики выдающихся джазовых мастеров.

Автор: не указан
Год: 2010
Издательство: ИД Катанского
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 4,5 МВ
Язык: русский

Мы предлагаем Вашему вниманию наше новое издание: «Учимся играть ДЖАЗ на гитаре». В последнее время этот необычайно популярный и разнообразный стиль приобрёл множество поклонников из числа молодых музыкантов, ценителей и слушателей по обе стороны сцены. Джазовые отделения уже не редкость как в ВУЗах, так и в училищах и музыкальных школах. Соответственно растёт и число нотных изданий, посвящённых этому замечательному искусству.

Автор: Г. Бондаренко
Год: 2004
Издательство: Альфа-принт
Страниц: 92
Формат: PDF
Размер: 2,6 МВ
Язык: русский

Практическое руководство по гармонии джаза для фортепиано. Книга является обобщением личного исполнительского опыта автора и глубокого изучения творчества выдающихся джазовых музыкантов.
Учебно-методическое пособие состоит из двух разделов. В первом рассматриваются вопросы джазовой гармонии: от видов расположения аккордов до приемов аранжировки с практическими примерами.
Во втором разделе представлена хрестоматия, в которой приводятся примеры аранжировок тем различного характера — от народной песни и эстрадного шлягера до джазового стандарта.

Автор: А. Терацуян
Год: 2011
Издательство: Феникс
Страниц: 56
Формат: PDF
Размер: 3,6 МВ
Язык: русский

Джазовая импровизация — это музыкальный язык, посредством которого исполнитель способен общаться и выражать свои мысли непосредственно в момент исполнения музыки. Универсальность данного учебного пособия состоит в том, что оно ориентировано на все инструменты, включая вокал. Эта работа проверена временем и имеет прекрасные практические результаты. Во всех случаях применения методики рассмотренной в данной работе, результат превосходит всякие ожидания, так как все составные части джазовой импровизации: ритм, гармония, форма, мелодия рассматриваются отдельно, а затем вплетаются в единый процесс, который в итоге становится механизмом джазового импровизатора. В данном пособии в большей степени рассматривается не то, что исполнять, а то, как исполнять.

Автор: Э. Кунин
Год: 2001
Издательство: Синкопа
Страниц: 56
Формат: PDF
Размер: 2,3 МВ
Язык: русский

Впервые предложена методика освоения основ ритмики современных музыкальных жанров. Работа адресована обучающимся игре на клавишных инструментах, бесспорно будет интересна всем музыкантам, играющим джазовую, популярную и рок-музыку.

Автор: Ю. Чугунов
Год: 1997
Издательство: Муравей
Страниц: 170
Формат: PDF
Размер: 32,5 МВ
Язык: русский

Ю. Н. Чугунов, известный композитор и педагог, автор получивших широкое распространение учебных пособий, рассматривает в настоящей книге пути развития гармонического языка джаза от истоков этого искусства по настоящее время. Пособие предназначено для студентов музыкальных вузов и всех, кто интересуется данной проблемой.

Автор: В. Романенко
Год: 2008
Издательство: Хобби-Центр
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 1,6 МВ
Язык: русский

Цель данного пособия — познакомить начинающих музыкантов с элементарными навыками игры рок-н-ролла. В курсе обучения затрагиваются вопросы стилистики жанра, манеры исполнения, музыкального развития и импровизации. Книга предназначена для музыкальных учебных заведений, а также любителей музыки.

Автор: О. Хромушин
Год: 2002
Издательство: Композитор
Страниц: 56
Формат: PDF
Размер: 4,3 МВ
Язык: русский

Сегодня джаз отстоял свое место в детских музыкальных школах, рядом с классикой, вместе с классикой. Но джазу, в отличие от «старых» музыкальных дисциплин, катастрофически не хватает учебников, особенно детских учебников, по которым шаг за шагом можно двигаться вверх. Данный учебник предназначен для учащихся 3–7 классов ДМШ.

Автор: Л. Ивэнс
Год: 1986
Издательство: Музична Украина
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 4,1 МВ
Язык: русский

В предлагаемом пособии американского педагога и композитора Ли Ивэнса изучаются различные виды синкопирования (от простейших до сложных), полиритмии, триоли. Наряду с упражнениями автор приводит собственные оригинальные джазовые пьесы.

Автор: Э. Меркс
Год: 1996
Издательство: Композитор
Страниц: 18
Формат: PDF
Размер: 1,8 МВ
Язык: русский

Пособие предназначено для учащихся любого возраста, уже занимавшихся в течение нескольких лет классическим фортепиано, но еще никогда не соприкасавшихся с джазом. Пособие может быть также полезно педагогам классического фортепиано — оно поможет им направить интересы учащихся к джазовой импровизации. Язык пособия прост, намеренно избавлен от любых музыкально-теоретических сложностей, адресован именно новичкам.

Автор: Ю. Щеткин
Год: 2006
Издательство: Эмузин
Страниц: 44
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский

В пособии предложены серии упражнений, способствующих скорому навыку освоения игры на гитаре в блюзовом стиле. В частности, в книге представлены основные блюзовые гармонические прогрессии, «каденции» и продемонстрированы эффективные способы овладения ими. Наличие CD с «минусовыми» трэками позволяет упростить процесс освоения материала и сделать его увлекательным.

Автор: Н. Дощечко
Год: 1983
Издательство: Изд-во МГИК
Страниц: 80
Формат: PDF
Размер: 24,6 МВ
Язык: русский

Учебное пособие для студентов эстрадно-духовой специализации. Цель пособия — помочь будущим руководителям духовых и эстрадных самодеятельных коллективов в овладении некоторыми особенностями гармонического языка джазовой и эстрадной музыки.

Автор: Ю. Чугунов
Год: 2009
Издательство: Музыка
Страниц: 94
Формат: DJVU
Размер: 4,5 МВ
Язык: русский

Автор, композитор и педагог, предлагает в настоящем пособии собственные темы для гармонизации в стиле джазового «мэйнстрима». Подобная работа должна способствовать развитию гармонического мышления у студентов эстрадно-джазового профиля.

Автор: И. Бриль
Год: 1985
Издательство: Советский композитор
Страниц: 112
Формат: DJVU
Размер: 3,9 МВ
Язык: русский

Практический курс джазовой импровизации — первый отечественный опыт обобщения трудного и редкого искусства джазовой импровизации. Работа состоит из трех разделов. В первом разделе большое внимание уделяется изучению гармонии в практическом ее применении. Значительное внимание автором уделено развитию мелодических и ритмических навыков во втором разделе. Третий раздел дает представление о различных стилях фортепианной джазовой музыки и некоторых особенностях техники игры в каждом.

Автор: Х. Траум
Год: 1997
Издательство: ГИД
Страниц: 112
Формат: DJVU
Размер: 9,6 МВ
Язык: русский

В этот выпуск СК-1 включён перевод книги Хэппи Траума «Гитара в стиле Блюграсс”; Вы ознакомитесь с краткой историей блюграссовой гитары, а также с нюансами специфической техники этого стиля: основные аккорды, работа медиатором, постановка, звукоизвлечение, фирменные пассажи, вступления и концовки. В сборник помещён классический блюграссовый репертуар, песни с аккомпанементом, блюграссовые соло, импровизации, проигрыши. Статьи: Ньюграсс — современный стиль в кантри-музыке. Покупка гитары и уход за ней. Практические советы гитаристам.

Автор: Й. Вогель
Год: 2001
Издательство: Guitar College
Страниц: 40
Формат: PDF + MP3
Размер: 11,6 МВ + 23,6 МВ
Язык: русский

Еще один лакомый кусочек для ищущего гитариста — фанковые ритмы. Не так просто придумать сбалансированный фанковый контрапункт. Еще сложнее добиться правильного звука. Все это вы найдете на учебной кассете: хрестоматийные примеры гитарных партий в стилях диско и поп-фанк. В основе аранжировок большинства современных хитов лежат именно такие `фишки`. Не проходите мимо!

Автор: С. Фримен
Год: 2001
Издательство: Guitar College
Страниц: 52
Формат: DJVU + MP3 (одним архивом)
Размер: 21,1 МВ
Язык: русский

Эти фразы непросто снять, проанализировать, а тем более сочинить профессиональному гитаристу. В этой аудиошколе Стив Фримен поделится с вами своим запасом мелодических идей.

Автор: С. Тровато
Год: 2004
Издательство: Guitar College
Страниц: 36
Формат: DJVU + MP3 (одним архивом)
Размер: 16,1 МВ
Язык: русский

Замысловатые пассажи, основанные на кантри-блюз-рок-гаммах (мажорная пентатоника с опеваниями аккордовых тонов) прекрасно работают во всех стилях от рока до джаза. Послушайте Стива Тровато — острая атака, щелкающие акценты, плотный чистый звук, безупречная техника и высокая энергетика — все это достойно подражания. Экологически чистый стиль игры и безупречная техника Стива давно стали эталоном для всех гитаристов, интересующихся жанрами блюграсс, кантри и кантри-рок, а также для тех, кто просто хотел бы добиться большей скорости игры и аккуратности в звукоизвлечении.

Автор: Дон Мок
Год: 2001
Издательство: Guitar College
Страниц: 40
Формат: DJVU + MP3 (одним архивом)
Размер: 25,8 МВ
Язык: русский

Великолепный мелодический материал, изобретательная фразировка и тонкое взаимоотношение предложенных пассажей с гармонией делают эту школу незаменимой не только для гитаристов, но и для любого импровизатора.

Автор: Р. Форд
Год: 2001
Издательство: Guitar College
Страниц: 44
Формат: DJVU + MP3 (одним архивом)
Размер: 24,1 МВ
Язык: русский

Признанный мэтр блюз-рока и фьюжн-блюза Роббен Форд со своей группой «Blue Line» занимает лидирующие позиции в этих направлениях. Изысканная фразировка и звук. Фразу за фразой Роббен разбирает свои соло. Слушая запись и повторяя ноту за нотой, Вы не заметите, как пропитаетесь звуком и фразировкой мастера.
Части 1 и 2 выкладывались на сайте ранее.

Источник

Оцените статью