Учебник ларичева по гитаре

Учебник ларичева по гитаре

Ларичев Самоучитель. Гитара.

6. Ф. Сор. Анданте окончание стр.62
7. М. Джулиани. Аллегро 63
8. М. Джулиани. Этюд (ор. 100) 63 64
9. Ф. Каруллн. Андантино 64
10. М. Каркасси. Прелюдия 64
11. Ф. Карулли. Этюд 65
12. Э. Шварц-Рейфлинген. Прелюдия 65
13. Французская народная песня. Обработка Ж. Саратэ 66
14. И. Мертц. Пьеса 66
15. Вот мчится тройка почтовая. Русская народная песня. Обработка Е. Ларичева 67
16. П. Агафошин. Этюд.67
17. Над полями. Русская народная песня. Обработка Е. Ларичева 67 68
18. М. Каркасси. Прелюд 68
19. Е. Ларичев. Этюд 68
20. Раскинулось море широко. Русская народная песня. Обработка Е. Ларичева 69
21. Ж. Саратэ. Детская песенка 69
22. Как по морю синему. Русская народная песня. Обработка В. Лебедева 69
23. Светит месяц. Русская народная песня. Обработка Е. Ларичева 69
24. М. Каркасси. Аллегретто 70
25. А. Эшпай. Танец 70
26. П. Чайковский. Немецкая песенка 71
27. М. Каркасси. Этюд № 3 (ор. 60) 71 72
28. Е. Ларичев. Прелюдия 72 73 74
29. М. Джулиани. Этюд № 13 (ор. 100) 75 76
30. А. Гедике. Танец 76
31. Е. Ларичев. Степь да степь кругом. Вариации на тему русской народной песни 77 78 79 80
32. Д. Агуадо. Анданте 81
33. Г. Граупнер. Буррэ 81
34. Ф. Сор. Менуэт (соч. 10) 81 82
35. Е. Ларичев. Этюд 82 83
36. М. Глинка. Ах ты, ночь ли, ноченька. Русская песня 83
37. А. Бабаджанян. Лучший город земли. Песня о Москве 84 85
38. А. Мэйрантс. Этюд 85 86
39. Е. Ларичев. Этюд 87
40. Там вдали,за рекой.Комсомольская песня 88
41. К. Листов. В землянке 88
42. Ф. Таррега. Арабское каприччио. (Серенада) 89 90 91 мне очень нравится.
43. И. С. Бах. Анданте 91 92

Источник

Е. Ларичев — Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

Евгений Ларичев
Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

Это один из самых легких учебников для освоения шестиструнной гитары.
Курс представленный в книге, способен ознакомить начинающего гитарста с нотной грамотой. Книга содержит множество упражнений облегчающих освоение инструмента.
В издании детально разбираются композиции, все процедуры, сопровождаются иллюстрациями.


Самоучитель игры на шестиструнной гитаре
Евгений Ларичев
«Музыка», 1974г.
номер 6678
Только описание.

Глава I. Нотная система
Звук: высота, длительность, громкость, тембр. Музыкальная система. Звукоряд. Октава. Нота. Нотоносец. Скрипичный ключ. Диапазон. Знак переноса на октаву. Длительность нот. Метр. Ритм. Такт. Размер. Паузы.

Глава II. Постановка рук
Устройство гитары. Настройка. Посадка. Правая рука. Упражнения на открытых струнах. Приемы звукоизвлсчения. Левая рука

Глава III. Изучение первых позиций
Диатонический звукоряд. Аппликатура Лига. Точка. Фермата. Особые виды ритмического деления. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков. Знаки сокращения нотного письма. Интервалы Темп. Динамические оттенки. Аккорды. Упражнения в аккордах. Лад. Гамма. Натуральный мажор. Тональность. Диезные и бемольные мажорные тональности. Минор. Натуральный минор. Параллельные тональности. Диезные и бемольные минорные тональности. Гармонический минор. Мелодический минор. Гаммы и пьесы в наиболее употребительных на гитаре тональностях. Затакт. Хроматическая гамма. Позиции.

Глава IV. Приемы игры на гитаре

Репертуарное приложение
I. Во саду ли в огороде. Русская народная песня Обработка П. Агафошнна
2. Во поле береза стояла. Русская народная песня. Обработка Е. Ларичева
3. М. Кар касс и. Этюд
4. Д. Агуадо. Тема и вариация
5. М. Каркасси Аллегретто
6. Ф. Сор. Анданте
7. М. Джулианн. Аллегро
8. М. Джулиани. Этюд. Ор. 100 № 1
9. Ф Карулли. Андантино
10 М. Каркасси. Прелюдия
11. Ф. Карулли. Этюд
12. Э. Шварц-Рейфлинген. Прелюдия
13. Французская народная песня. Обработка Ж. Сарате
14. М. Каркасси. Вальс
15. Вот мчится тройка почтовая. Русская народная песня. Обработка Ларичева
16. П. Агафошии. Этюд
17. М. Каркасси. Андантино
18. М. Каркасси. Прелюдия
19. Е. Ларичев. Этюд
20. Раскинулось море широко. Русская народная песня. Обработка Е. Ларичева
21. Ж. Сарате. Детская песенка
22. Как по морю, морю синему. Русская народная песня. Обработка В. Лебедева
23. Светит месяц. Русская народная песня. Обработка Е. Ларичева
24. М. Каркасси. Аллегретто
25. А. Эшпай. Танец. Переложение Е. Ларичева
26. М. Каркасси. Менуэт
27. М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 3
28. Е. Ларичев. Прелюдия
29. М. Джулиани. Этюд. Op. 100 № 13
30. М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 7
31. М. Джулиани. Этюд. Ор. 100 №11
32. Д. Агуадо. Анданте
33. Г. Граупнер. Бурре
34. Ф. Сор. Менуэт. Op. 11 № 5
35. Е. Ларичев. Вариации на теку русской народной песни «Степь да степь кругом»
36. Е. Ларичев. Печальная капель. Этюд
37. Ф. Tappeга. Слеза. Прелюд
38. Ф. Таррега. Аде пита. Мазурка
39. Ф. Таррега. Арабское каприччио. Серенада
40. И. С. Бах. Анданте. Переложение А.Сеговии
41. М. Высоте кий Вариации на тему русской народной песни «Ах, что ж ты, голубчик». Редакция Е. Ларичева
42. Э. Вила-Лобос. Шоро. Бразильский танец
43. М. Л. Анидо. Песня из Юкатана
44. В. Энрике. Легенда об Амазонке
45. X. Кардосо. Венесуэльский вальс
46. Н. Листов. Я помню вальса звук прелестный. Переложение Е. Ларичева
47. С. Байиес. Вальс. Переложение П. Агафошина
48. А. Триллинг. Над заливом. Танго. Обработка Е. Ларичева
49. Аргентинская мелодия. Обработка А. Флери
50. Е. Ларичев. Вальс


Е. Ларичев
Классическая шестиструнная гитара
«Музыка», 1984г.
Только описание.

Источник

Самоучитель игры
на шестиструнной гитаре

HAШA PEKЛAMA:
500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD или на карте 64GB

ВВЕДЕНИЕ
Гитара — щипковый инструмент, история которого начинается в древности. Родина щипковых инструментов — страны Ближнего н Среднего Востока. На стенах древнеегипетских пирамид и ассирийских архитектурных памятников встречаются изображения музыкальных инструментов, отдаленно напоминающих гитару. Прототипы щипковых — египетская набла и арабский эль-ауд, которые е средние века сменила лютия.
Конструкция шестиструнной гитары прошла ряд изменений, в настоящем своем виде гитара существует со второй половины XVIII века.
В первой половине XIX века наступает расцвет гитарного искусства. С этим периодом истории гитары связаны имена иопанскнх гитарнстов-внртуозов Ф. Сора и Д. Агуадо, итальянских — М. Джулиани. Л. Лениани, М. Каркасси и Ф. Карулли.
Прекрасным гитаристом был гениальный скрипач Н. Паганини. Для гитары писали такие композиторы как Ф. Шуберт, К.-М. Вебер, Г. Берлиоз.
Неоценимый вклад в развитие гитарного искусства внесли испанский гитарист-виртуоз Ф. Таррега (1852 — 1909), а также его последователи — выдающиеся гитаристы современности М. Льобет (1878 — 1938), Э. Пухоль (1888), А. Сеговия (1894), М. Л. Анидо (1907). Гитара завоевывает симпатии известных современных композиторов Э. Внлла-Лобоса, М. Кастельнуово-Тедеско, М. Понсе, X. Родриго и многих других.
Из русских гигаристов-шестиструнников в XIX веке широкой известностью пользовались М. Соколовский (1818 — 1883) н Н. Макаров (1810 — 1890).
После Великой Октябрьской социалистической революции лучшие традиции классической школы шестиструнной гитары развивали в нашей стране П. Агафошин, П. Исаков, В. Яшнев. Новое поколение гитаристов — А. Иванов-Крамской, Л. Андронов, Л. Седлецкая, — своей концертной н педагогической деятельностью способствуют росту популярности и исполнительской культуры шестиструнной гитары. Успешно работают на педагогическом поприще Я. Пухальскнй, П. Вещицкий, А. Попов, Г. Еманов и многие другие. Уважением и известностью пользовались среди гитаристов рано умершие Е. Макеева (1916 — 1967) и Е. Русанов (1911 — 1967).
Сейчас во многих музыкальных учебных заведениях создан класс гитары. Киевская и Свердловская консерватории, музыкальные училища и школы Москвы, Ленинграда г, других городов готовят сотни гитарнстов-шестиструнников
К гитаре в своем творчестве обращались выдающиеся советские композиторы Б. Асафьев и В. Шебалин. Много произведений для шестиструнной гитары создали Н. Иванов. И. Ильин. И. Речменскнй, Ю. Шишаков, А. Аксенов, И. Болдырев, Б. Страннолюбскнй н другие.
Советское гитарное искусство находится на подъеме, уже сейчас имеет значительные художественные достижения, и вне всякого сомнения, будет нх иметь еще больше в ближайшем будущем.
В СССР широкое распространение получила и семиструнная гитара, которая отличается от шестиструнной строем. Подробнее о семиструнной гитаре можно ппочитать в книге М Иванова «Русская семиструнная гитара».

ГЛАВА I
НОТНАЯ СИСТЕМА
Звук физическое явление, порождаемое колебательными движениями частиц воздуха или другой среды. Звуки бывают музыкальные и немузыкальные — шумы. Музыкальный звук имеет высоту, длительность, громкость и тембр.
Высота звука зависит от частоты колебаний. Чем чаще колебания, тем выше звук н наоборот. В музыке используются звуки, имеющие число колебаний от 16 до 4000 в секунду. Это обусловлено возможностями человеческой речи и пения
Длительность звука связана с продолжительностью колебаний звучащего тела.
Громкость звука зависит от размаха колебания, называемого амплитудой колебания.
Тембр илн окраска звука определяется количеством и качеством призвуков (обертонов), возникающих при колебании упругого тела. Возникновение обертонов объясняется тем, что упругое тело колеблется не только всей своей длиной, но и своими отдельными частями.
Музыкальные звуки образуют музы кал ьную систему; расположенные в восходящем или нисходящем порядке, они представляют собой звукоряд.
Наиболее наглядное представление о музыкальной системе н звукоряде дает фортепиано. Обычное количество звуков, которые можно извлечь на фортепиано — 88. Большее количество звуков в музыке практически не употребляется
Звукоряд состоит из периодически повторяющихся на разной высоте двенадцати звуков, из которых семь — это звуки с основными названиями (до, ре, ми, фа, соль, ля. си), а пять — звуки с производными названиями. На фортепиано звуки с основными названиями извлекаются иа белых клавишах, с производными — на черных.
буквенные с d е f g a h названия
Рис. I. Звукоряд фортепиано
Эти двенадцать звуков составляют октаву. Поскольку онн периодически повторяются на разной высоте, вся клавиатура фортепиано делится наоктавы: субконтроктаву (самая низкая), контрок-тапу, большую, малую, первую, вторую, третью, четвертую и пятую октавы.
Для записи звуков существует нотиая система Звуки записываются особыми графическими знаками — нотами. Нота представляет собой овал, внутри пустой -илн заполненный:
К опалу добавляется вертикальная палочка — штиль, которая пишется вверх справа нли вниз слева:
Справа к штилям мигут добавляться изогнутые линнн, называемые флажками:
группе нот флажкн как бы сливаются в общие прямые лннин, называемые рёбрами илн вязками.
Ноты записываются на нотном стане, или нотоносце, представляющем собой пять параллельных горизонтальных линеек. Счет им ведется снизу вверх. Ноты пишутся на линейках, между лннейкамн, над и под ними.
Так как на нотоносце нельзя изобразить весь звукоряд, то употребляются добавочные линейки, располагающиеся сверху и снизу нотоносца. Для добавочных линеек сверху счет ведется в восходящем порядке, для добавочных линеек снизу — в нисходящем:
Чтобы точно определить место ноты, в начале нотоносца выставляется ключ. Основные ключи — скрипичный и басовый. Но существуют н другие: сопрановый, альтовый, теноровый, баритоновый и др.
Чтобы записать звуки, извлекаемые на гитаре, употребляют скрипичный ключ соль Назван он так потому, что своим завитком охватывает вторую линию нотоносца, на которой записывается нота соль первой октавы. Зная местонахождеине этой ноты, легко определить расположение остальных нот — надо лишь воспользоваться названиями семи основных ступеней
Объем звукоряда, доступный музыкальному инструменту, называется его д и ; пазон шестиструнной гитары — от ми чалой октавы до си третьей октавы.

Диапазон гитары
Запись звукоряда гитары в скрипичном ключе делается для удобства. Действительное звучание инструмента — на октаву ниже написанного.
Чтобы записать очень высокие или очень низкие звуки, приходится использовать большое количество добавочных линеек. Избежать зтого можно, применив знак переноса на октаву:
Если звук повышается на октаву, знак пишется над нотами; если понижается под ними:
Метрические доли времени образуют такты. Тактом называется отрезок музыкального про изведения, начинающийся с сильной доли и кончающийся перед следующей сильной долей. Верти кальная черта поперек нотоносца, разделяющая такты, называется тактовой чертой.
Нотное изображение метра называется размером. Размер представляет собой дробь, в знаменателе которой находится основная длительность, а в числителе — количество долей метра. В нотной записи знак дроби не ставится. Размер помещается после ключа н ключевых знаков.
В нотной записи существуют паузы — время молчания одного Длительность пауз измеряется так же, как и длительность нот.
нескольких звуков.
Пауза, равная о, изображается следующим образом —
1Пауза иа весь такт, независимо от его размера, изображается так же, как и целая.

ГЛАВА II
ПОСТАНОВКА РУК

Гитара — музыкальный инструмент, предназначенный для сольного н ансамблевого исполнения. Она состоит из корпуса (кузова), грифа и струн. Более подробно устройство инструмента показано на рис. 3.
Рис. 3. Конструкция гитары
Корпус гитары делается из дерева: верхняя дека — из ели, обечайка и нижняя дека — нз палисандра, красного дерева, клена, амаранда и других ценных пород.
Гриф изготавливается нз красного дерева, березы и других пород, иакладка на грнф — нз черного дерева.
В гриф врезают металлические лады (лорожки). Счет ладам ведется от верхнего порожка (см. рнс. 3).
Для игры на гитаре применяются нейлоновые н металлические струны. На металлических струнах играть труднее, онн не обладают такими высокими звуковыми качествами, как нейлоновые.
Гитарист должен иметь по возможности хороший инструмент. Это ослегчнт обучение игре на гитаре.
Инструмент должен иметь плоский и достаточно широкий грнф. Расстояние от струн до грифа не должно быть более 4 мм над ХН-м ладом. Иначе будет трудно прижимать струны пальцами левой рукн. Струны не должны находиться и слишком близко к грифу, т. к. в этом случае они будут дребезжать. Первая (самая тонкая) н шестая струны не должны быть расположены слишком близко к краям грифа, что может привести к нх соскальзыванию с грифа под нажимом пальцев.

Источник

Оцените статью