Учебник по чтению нот

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Источник

Библиотека старых советских учебников по Музыке и Пению

Скачать Советский учебник

Назначение: Брошюра предназначена для самостоятельного изучения, но может быть использована и в качестве учебного пособия в музыкальных самодеятельных кружках.

Задача настоящей брошюры — кратко изложить важнейшие понятия и правила, необходимые для чтения нот. Иначе говоря — изложить основы нотной грамоты.

© «Советский композитор » Москва 1962

Авторство: Л. КУЛАКОВСКИЙ

Формат: DjVu Размер файла: 1.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

§ 1. Основные правила нотной записи звуков . . 4

§ 2. Запись длительности звуков . .Г»

§ 3. Запись высоты звуков. Скрипичный ключ . . 7

§ 4. Понятие об октавах .8

§ 5. Понятие о клавиатуре .9

§ 6. Строй балалайки .13

§ 7. Строй мандолины .14

§ 8. Запись низких звуков. Басовый ключ . . .17

§ 9. Ключевые знаки; двойные знаки альтерации . 19

§ 14. Тридцать вторые и шестьдесят четвертые 24

§ 15. Такт, счет 25

§ 16. Группировка нот 27

§ 17. Группировка в вокальных произведениях; запись текста 28

§ 18. Певческие голоса, их запись 30

§ 19. Запись многоголосных произведений 32

§ 20. Знак октавы 34

§ 21. О точной длительности звуков, записанных нотами.

§ 22. Об абсолютной высоте звуков, употребляющихся в

§ 23. Знаки сокращения нотного письма . .38

§ 24. Главные сокращения способов исполнения .40

§ 25. Знаки динамики .42

§ 26. Главные Обозначения темпов .43

§ 27. Обозначения экспрессии и способа исполнении . 44

КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР — КАК НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ НОТЫ — Нотная грамота ( Л. КУЛАКОВСКИЙ) 1962 года

СКАЧАТЬ DjVu

Читать ноты — значит уметь играть или петь по нотам музыкальные произведения (при известной тренировке можно и мысленно представлять себе записанную нотами музыку).

Текст брошюры делится на три раздела: в первом содержатся важнейшие элементарные сведения, необходимые с самого начала изучения нотной грамоты; во втором — дополнительные сведения; третий раздел содержит справочные материалы.

Излагая данный курс, мы ориентировались на наиболее наглядные или наиболее распространённые музыкальные инструменты: фортепьяно, аккордеон, балалайку, мандолину. Описание игры на этих инструментах, конечно, не входило в задачу автора.

§ 1. Основные правила нотной записи звуков. Звуки, употребляемые в музыке — так называемые «музыкальные звуки», отличаются от «немузыкальных» звуков (треска, шороха, шелеста, скрипа, разных шумов и т. п.)’ своей определенной высотой и длительностью. Именно эти два свойства музыкальных звуков — их высота и относительная длительность — и отражены в нот* ной записи <.

Каждый отдельный музыкальный звук в нотной записи изображается особым знаком — нотой, стоящей на нотоносце: пяти горизонтальных параллельных линиях.

Нотоносец (нотный стан)

Как мы видим из рисунка, счет линейкам нотоносца (или «потного стана») ведется всегда снизу: нижняя линейка — первая, верхняя — пятая.

1 Общепринятая ныне нотная запись звуков не была изобретена сразу: она — результат долгого, многовекового развития. Помимо описываемой ниже нотно-линейной системы, в музыке пользуются и другими, облегченными методами записи: таковы, например, наша цифровая и китайская системы записи нот.

Начертание ноты указывает на относительную длительность звука; положение ноты на нотоносце — его относительную высоту. Чем более высок («тонок») звук, тем выше располагается нота на нотоносце. Этим достигается наглядность нотного письма: оно сразу показывает, как изменяется высота следующих друг за другом звуков (так, нота на 1-й линейке обозначает звук более низкий, чем нота на 2-й линейке; на 3-й линейке записывается еще более высокий звук и т. д.). Ноты ставятся как на линейках, так и между ними.

§ 2. Запись длительности звуков. В музыке употребляются звуки, весьма разнообразные по своей длительности (продолжительности); самые долгие — в сто и более раз продолжительнее, чем самые короткие. Основной вид соотношения звуков по их продолжительности — два к одному, то есть нота, обозначающая более долгий звук, делится на две половины; каждая из них — тоже на две равные части и так далее. Наиболее распространены в музыке ноты пяти категорий:

1. Целая нота о: пустой овал; делится на две половинные

2. Половинная нота J (или Р): овал с чертою («штилем»); делится на две четвертные

3. Четвертная нота Г (или J): заполненный овал со штилем; делится на две восьмые.

4. Восьмая нота J) (или Р): заполненный овал со штилем и одной «вязкой»; делится на две шестнадцатые.

5. Шестнадцатая нота (или р ): заполненный овал со штилем и двумя вязками.

Стоящие рядом восьмые или шестнадцатые ноты соединяются нередко друг с другом «ребрами» — по числу вязок:

Источник

Оцените статью