Учебники гармонии — для вуза, училища, консерватории
Учебные пособия по гармонии для консерваторий, училищ, заочного обучения
Учебник гармонии
«Музыка», 1965г.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Тема 1. Большие и малые трезвучия. Четырехголосный склад
Тема 2. Функциональная система главных трезвучий
Тема 3. Соединение основных трезвучий
Тема 4. Гармонизация мелодии главными трезвучиями
Тема 5. Перемещение аккорда
Тема 6. Гармонизация баса
Тема 7. Скачки терций
Тема 8. Каденции. Период. Предложение
Тема 9. Кадансовый квартсекстаккорд
Тема 10. Секстаккорды главных трезвучий
Тема 11. Скачки при соединении трезвучия с секстаккордом
Тема 12. Соединение двух секстаккордов
Тема 13. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды.
Тема 14. Основной доминантсептаккорд (D7)
Тема 15. Обращения доминантсептаккорда
Тема 16. Скачки при разрешении доминантсептаккорда в тонику.
Тема 17. Полная функциональная система мажора и гармонического мннора. Диатоническая система
Тема 18. Секстаккорд и трезвучие II ступени (Slle и SII).
Тема 19. Гармонический мажор
Тема 20. Трезвучие VI ступени (TSVI). Прерванная каденция. Приемы расширения периода
Тема 21. Субдоминантсептаккорд (Sib)
Тема 22. Вводные септаккорды (DVIb)
Тема 23. Доминантнонаккорд (D9)
Тема 24. Менее потребительные аккорды доминантовой группы.
Тема 25. Натуральный минор во фригийских оборотах
Тема 26. Диатонические (тональные) секвенции. Побочные септаккорды (секвенцаккорды)
Тема 27. Диатонические лады в русской музыке
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Тема 28. Двойная доминанта в каденции
Тема 29. Двойная доминанта внутри построения
Тема 30. Альтерация в двойной доминанте
Тема 31. Типы тональных соотношений
Тема 32. Отклонения. Хроматическая система
Тема 33. Хроматические секвенции. Отклонения
Тема 34. Модуляция
Тема 35. Модуляция в тональности первой степени родства.
Тема 36. Приготов1енное задержание в одном голосе
Тема 37. Приготовленное задержание в двух и трех голосах.
Тема 38. Диатонические проходящие звуки в одном голосе
Тема 39. Диатонические проходящие звуки во всех голосах
Тема 40. Диатонические и хроматические вспомогательные звуки
Тема 41. Хроматические проходящие звуки
Тема 42. Предъем
Тема 43. Скачковые вспомогательные звуки (неприготовленные и неразрешаемые)
Тема 44. Различные виды задержаний
Тема 45. Запаздывающее разрешение неаккордовых звуков.
Тема 46. Альтерация аккордов доминантовой группы
Тема 47. Альтерация аккордов субдоминантовой группы
Тема 48. Органный пункт
Тема 49. Мажоро-минорные системы
Тема 50. Трезвучие VI низкой ступени (tsVI) мажоро-минора.
Тема 51. Степени родства тональностей. Модуляция на два знака
Тема 52. Модуляция на 3—6 знаков
Тема 53. Модуляция через трезвучие VI низкой ступени (tsVI) мажоро-минора и через неаполитанский аккорд
Тема 54.Модуляция через одноименную тонику
Тема 55. Модулирующие секвенции
Тема 56. Эллипсис
Тема 57. Энгармоническая модуляция. Модуляция через уменьшенный септаккорд
Тема 58. Модуляция через энгармонизм доминантсептаккорда
Тема 59. Основные принципы построения тонального плана произведения
Тема 60. Некоторые вопросы гармонического анализа 41
Учебник гармонии
издание третье, дополненное
«Музыка», 1986г.
Предисловие ко второму изданию
Настоящий учебник гармонии предназначается для учащихся специальных курсов музыкальных училищ, общих курсов консерваторий, а также для заочного обучения. Для композиторов и музыковедов консерваторий требуется более расширенный и углубленный специальный курс повышенного типа, Однако этот учебник, как показывает педагогическая практика, может быть частично (во второй своей части) использован и для этих специальностей.
Дополнением к учебнику служит отдельно изданный задачник, в котором разнообразные практические упражнения (письменные и по игре на фортепиано) даются в систематическом порядке применительно к каждой главе (уроку). К задачнику, в свою очередь, прилагаются в отдельном издании образцы решений письменных задач, особенно необходимые для самостоятельного и заочного изучения гармонии.
ЧАСТЬ I
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Основные понятия
Глава 2. Строение аккордов
Глава 3. Ладовая основа гармонии
Глава 4. Основные функции аккордов
Глава б. Переменные функции аккордов
Глава 6. Голосоведение
Глава 7. Музыкальная фактура
Глава 8. Построение гармонических задач
ОТДЕЛ I
Глава 1. Главные трезвучия
Глава 2. Гармонизация мелодии
Глава 4. Гармонизация баса
Глава 5. Голосоведение со скачками
ОТДЕЛ II
Глава 6. Медианта
Глава 7. Медианта (продолжение)
Глава 8. Секстаккорд II ступени
Глава 9. Трезвучие II ступени
Глава 10. Свободное голосоведение
Глава 11. Секвенции
ОТДЕЛ III
Глава 12. Секстаккорды главных ступеней
Глава 13. Секстаккорды главных ступеней (продолжение)
Глава 14. Секстаккорды (продолжение)
Глава 15. Свободное голосоведение
Глава 16. Квартсекстаккорды
ОТДЕЛ IV
Глава 17. Домннантсептаккорд
Глава 18. Обращения доминантсептаккорда
Глава 19. Свободное голосоведение
Глава 20, Септаккорд II ступени
Глава 21. Септаккорд II ступени (продолжение)
Глава 22. Свободное голосоведение
ОТДЕЛ V
Глава 23. Доминанта с секстой
Глава 24. Секстаккорды VII и VI ступеней
Глава 25. Вводный септаккорд
Глава 26. Вводный септаккорд (продолжение)
Глава 27. Нонаккорд
Глава 28. Гармонический мажор
ОТДЕЛ VI
Глава 29. Верхняя медианта
Глава 30. Трезвучия натурального минора
Глава 31. Органный пункт
Глава 32. Второстепенные септаккорды
Глава 33. Секвенции
ЧАСТЬ II
ОТДЕЛ I
Глава 1. Ладовая альтерация в мажоре
Глава 2. Ладовая альтерация в миноре
Глава 3. Ладовая альтерация (продолжение)
ОТДЕЛ II
Глава 4. Общая теория модуляций
Глава 5. Модуляции в тональности I -й степени родства
Глава 6. Модуляции п тональности 1-й степени родства (продолжение)
Глава 7. Модуляции и тональности 1-й степени родства (продолжение)
ОТДЕЛ III
Глава 8. Модуляции через доминанту
Глава 9. Модуляции через доминанту (продолжение)
Глава 10. Побочные доминанты в мажоре
Глава 11. Побочные доминанты в миноре
Глава 12. Побочные доминанты (продолжение)
Глава 13. Модуляционное развитие
ОТДЕЛ IV
Глава 14. Мелодическая фигурация
Глава 15. Задержание
Глава 16. Приемы мелодической фигурации (продолжение)
Глава 17. Орнаментальное изложение
ОТДЕЛ V
Глава 18. Ладовая модуляция
Глава 19. Мажоро-минор
Глава 20. Модуляции в тональности 2-й степени родства нэ мажора
Глава 21. Модуляции в тональности 2-й степени родства (продолжение)
Глава 22. Модуляции в тональности 2-й степени родства из минора
Глава 23. Модуляции в тональности 2-й степени родства (продолжение)
ОТДЕЛ VI
Глава 24. Мелодико-гармоническая модуляция
Глава 25. Энгармоническая модуляция
Глава 26. Энгармоническая модуляция (продолжение)
Глава 27. Модуляции о отдаленные тональности
ОТДЕЛ VII Дополнение
Глава 28. Модуляции
Глава 29. Усложненная гармония
Глава 30. Натурально-ладовая гармония
Источник
Н. Римский–Корсаков — Практический учебник гармонии
Учебные пособия, задачи по гармонии для музыкальных заведений
Н. Римский–Корсаков
Практический учебник гармонии
19-е издание под редакцией М.О.Штейнберга
“Государственной музыкальное издательство”, 1956г.
ПРЕДИСЛОВИЕ К 1-му ИЗДАНИЮ
В большей части существующих учебников гармонии мы встречаем подробный разбор всевозможных аккордов и их разрешений, ключ к чтению мало кому нужного в настоящее время цифрованного баса, старания объяснить всякого рода гармонические явления, напр., причины, почему запрещаются параллельные квинты, и т. д., но находим мало или почти совсем не находим практических указаний и постепенных педагогических приемов для гармонизации мелодий и хорошего выбора аккордов. То же можно сказать касательно учения о модуляции. Учебники, выставляя как модуляционные средства разные диссонирующие аккорды, обходят главное основание модуляции—сродство строев и общие аккорды. Ознакомившись основательно с таким учебником, ученик все-таки не знает» как приступить к гармонизации мелодии, как сочинить прелюдию в несколько тактов и как применить модуляционные средства. Аккорды, даже консонирующие, выходят у него дико и нелепо, а модуляции звучат жестко и неожиданно; он приходит в отчаяние или приводит в таковое своего экзаменатора от нескладности и бессвязности своей музыкальной речи.
Хотя я убежден, что учебник мой изобилует многими недостатками, но тем не менее склонен думать, что мне удалось изложить приемы гармонизации мелодии и модуляции довольно полно и притом постепенно, переходя от простейших средств к более сложным, в чем я обязан дружескому содействию Анатолия Константиновича Лядова, которому и посвящаю с благодарностью свой труд.
Составляя это руководство, я старался, во 1-х, сделать его по возможности сжатым; во 2-х, приспособить его к прохождению курса гармонии сообразно с тем, как это установлено в настоящее время в С.-Петербургской Консерватории, Придворной Капелле и других музыкальных школах; в 3-х, приспособить его по мере возможности к самообучению. Я снабдил его значительным числом гармонических образцов и задач. Выполнение учеником этих задач должно идти совместно с составлением подобных же задач или примеров собственного сочинения.
Я ограничился в моем учебнике изложением четырехголосного сложения. Паузы, поочередное вступление голосов, имитации, применение мотивов, различные фигуры аккомпанемента—я отношу, с одной стороны, к учению о контрапункте, с другой—к изучению свободного сочинения и форм композиции.
Ученик, приступающий к изучению контрапункта и свободного сочинения, доканчивая курс гармонии, должен быть в состоянии выполнить следующие задачи:
1) Гармонизировать хоральную мелодию строго аккордами
2) Гармонизировать хорал с строгою мелодическою фигурацией в трех нижних голосах, оставляя мелодию неприкосновенною
3) Гармонизировать хорал свободно, с значительным числом диссонирующих аккордов и ложными последовательностями
4) Гармонизировать мелодию, заключающую в себе свободную мелодическую фигурацию
5) Написать модуляционную задачу с постепенными переходами в аккордах
6) Написать модуляционную прелюдию, по возможности в трехчастной форме, придавая голосам, в особенности верхнему, некоторое мелодическое содержание
7) Сделать несколько гармонических вариаций на заданное простейшее предложение
Сверх того, он должен уметь сыграть на ф-п. всякую заданную модуляцию, постепенную или внезапную, в аккордах, а также уметь прелюдировать, преимущественно аккордами (4-голосно) в любом строе, играть всякие секвенции и последовательности.
Ученик, проходящий специально теорию композиции и не слишком отягченный другими музыкальными занятиями, может пройти этот курс в 8 учебных месяцев. Для прохождения такого гармонического курса необходимы: знание элементарной теории, хороший слух, уменье сольфеджировать и угадывать интервалы и игра на фортепиано. Если гармония проходится в качестве обязательного (т. е. музыкального общеобразовательного) предмета,— курс может быть значительно сокращен.
Для большей дешевизны учебника все задачи для решении приложены в конце, внутри же учебника указаны только №№ задач; полагаю, что это не представит ни для кого затруднений.
Н. Римский-Корсаков. С.-Петербург 1886 г.
Введение
Отдел I. Предварительные понятия.
Трезвучия
Септаккорды.
Натуральные и искусственные лады. Главные и побочные аккорды.
Трезвучия
Септаккорды
Соотношение трезвучий
4-голосное сложение. Голосоведение
Удвоения. Тесное и широкое расположение. Мелодическое положение трезвучий
Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий
Запрещенные последовательности и ходы
Отдел II. Гармонизация аккордами в пределах одного строя.
Консонирующие сочетания.
Соединение основн. трезвучий I с IV и I с V ступ, и обратно.
Соединение основн. трезвучий IV и V ступеней
Соединение секстаккордов с трезвучиями I—IV и I—V ступень
Соединение секстаккорда IV ступ, с основн. трезвучием V
Соединение основн. трезвучия IV ступ, с секстаккордом V
Соединение двух секстаккордов IV и V ступеней
Простые полные аутентические и плагальные кадансы
Сложный каданс с последовательностью субдоминанты н доминанты.
Сложный каданс с квартсекстаккордом I ступени
Проходящий кварт секстаккорд.
Половинные кадансы
Скачки на кварты и квинты в мелодии и средних голосах
Скачки терцовых тонов в мелодии
Скачки терцовых тонов в басу
Секстаккорд уменьшенного трезвучия VII-ступ
Трезвучие и секстаккорд II ступ
Основное трезвучие VI ступ.; прерванный каданс.
Основное трезвучие III ступ, в мажоре
Основное трезвучие Ш натуральной ступени в миноре. Фригийский
каданс 1-го рода
Основное трезвучие VII натуральной ступ, в миноре. Фригийский каданс 2-го рода.
Гармонизация хорала (без модуляции)
Минорное субдоминанте вое трезвучие и секстаккорд И ступени гармонического мажорного лада
Диссонирующие сочетания.
Доиинант-септаккорд. Основной вид.
Обращения доминант-септаккорла
Вводные септаккорды VII ступени: малый и уменьшенный.
Септаккорд II ступ, и его обращения
Особые фэгыы плагальных кадансов
Применение септаккордов к гармонизации хорала.
Нонаккорд
Соотношение всех трезвушй лада. Секвенции из трезвучий
Соединение всех септаккордов лада. Секвенция из септаккордов. Прибавление. Свободное употребление всех ступеней лада.
Отдел III Модуляция.
Предварительные понятия.
Близкие строи или 1-я степень сродства.
Модуляция без хроматизма,
Модуляция через параллельный строк
Участие трезвучия IV сг. мелодического мииора
Модуляция непосредственно чрез тоническое трезвучие последующего строя
Хроматизм и ложные последовательности. Переченье.
Хроматическая модуляция
Влияние трезвучии IV ст. мелодического минора.
Переходы и отклонения
Применение модуляции к гармонизации мелодий. 2-я степень сродства. Модуляционные планы.
Модуляция совершенная,.
Модуляция несовершенная
Далекие иди отдаленные строи
Органный пункт
Прибавление. Верхние и средние выдержанные тоны
Отдел IV. Мелодическая фигурация.
Проходящие ноты. Обшие понятия
Диатонические проходящие ноты
Хроматические проходящие ноты
Простые, двойные н т. п. хроматические проходящие
Вспомогательные или украшающие ноты.
Задержания. Общие положения
Задержания нисходящие
Задержания восходящие, двойные и тройные
Прибавление. Задержание уменып. октавы или увелич. примы.
Строгая мелодическая фигурация
Фигурнроваиный хорал и гармонизация мелодий, содержащих мелодическую фигурацию
Свободная мелодическая фигурация
Отдел V. Энгармонизм и внезапная модуляция.
Хроматнчески-вндоизмененные аккорды
Ложный доминант-септаккорд и ложный уменьш. септаккорд II ступени.
Мажорное треавучне на пониженной II ступени гармонического мажора к миноре и доминанг-септаккорд с пониженной квинтой
Аккорды с увеличенной квинтой
Аккорды с увеличенной секстой
Средства для энгармонической модуляции.
Энгармонизм аккордов с увелнч. секстой
Энгармонизм уменьшенного септаккорда
Энгарчоншм увеличенного трезвучия
Ложны г последовательности. Общие понятия
Ложные кадансы
Ложные последовательности трезвучий
Луные последовательности домнвакрсептаккордов.
Применение ложных последовательностей к внезапной модуляции.
Гармонииция хорала
Прибавление I. Понятие о гармонической фигурации и фигурации органного пункта
Прибавление II. Некоторые отступления от строгих правил голосоведения
Прибавление. Секвенцеобразное применение ложных последовательностей (наиболее употребительные приемы)
Образцы. Гармонические вариации.
Свободная модуляционная прелюдия
Задача
Источник