Учебники нотной грамоте фортепиано
Автор: В. Жакович
Год: 2013
Издательство: Феникс
Страниц: 44
Формат: PDF
Размер: 3,6 МВ
Язык: русский
Эта книга посвящена одному из самых сложных навыков, развиваемых на уроке сольфеджио, — умению грамотно и быстро написать одноголосный мелодический диктант. Тема представляется весьма актуальной, так как именно музыкальный диктант вызывает у учеников наибольшее количество затруднений, страх и негативное отношение к предмету. Диктант является также самой «проблемной» формой работы и для педагога, которому нужно выработать навык его записи у всех учащихся без исключения, независимо от их способностей и качества музыкального слуха. Данная работа не претендует на создание новой методики. Скорее: это методические рекомендации, созданные на основе собственных практических наработок автора, а также анализа большинства популярных форм и методов работы, применяемых в процессе формирования навыков записи одноголосного музыкального диктанта в детской музыкальной школе.
Автор: И. Банникова
Год: 2012
Издательство: Орел: ОГИИК
Страниц: 99
Формат: PDF
Размер: 3,3 МВ
Язык: русский
В учебном пособии рассматриваются стилевые закономерности музыки эпохи барокко (XVII — первая половина XVIII века): стилеобразующие художественные идеи эпохи и их отражение в тонально-гармонических и композиционных структурах музыки барокко. Материал пособия предназначен для изучения дисциплин «Стилевая гармония» и «Стилевой анализ», а также может быть использован для формирования содержательного стилевого подхода к исполнению музыки этого периода в дисциплинах профессионального цикла направления подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство (бакалавриат).
Издание адресовано студентам и преподавателям высших и средних музыкальных учебных заведений, музыкантам-исполнителям, всем интересующимся проблемами музыкального стиля.
Автор: Э. Стручалина
Год: 2010
Издательство: Ростов-на-Дону: РГК им. С.В. Рахманинова
Страниц: 65
Формат: PDF
Размер: 1,1 МВ
Язык: русский
В темах пособия собраны важнейшие гармонические явления и техники эпохи романтизма (1820–1900 годы). В совокупности они показывают, какой предстает музыкальная гармония в данном историческом стиле.
Для студентов музыкальных учебных заведений и всех интересующихся проблемой эволюции музыки и гармонии.
Автор: В. Харишина
Год: 2015
Издательство: Челябинск: ЧГАКИ
Страниц: 100
Формат: PDF
Размер: 22,4 МВ
Язык: русский
Данное учебное пособие соответствует уровню требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; является необходимым дополнением к творческо-практической части курса гармонии, обязательного (базового) для студентов всех музыкальных специальностей очного и заочного отделений.
В предлагаемом вашему вниманию пособии сделана попытка пробудить глубокий интерес к гармонии
(гармониям, аккордам, аккордовым рядам), помочь вам, изучающим гармонию, интересующимся ею, чувствовать себя в ней свободно и уверенно («как у себя дома»). Помочь увидеть поистине безграничные возможности творческого саморазвития. Ведь творческое мышление есть высшая цель любого обучения, поскольку является наиценнейшей частью личности.
Автор: Н. Кончаловская
Год: 1984
Издательство: Музична Украiна
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 9,7 МВ
Язык: русский
Ты, конечно, любишь музыку, мой читатель? Слушаешь ее по радио и телевизору. А ведь каждую мелодию можно записать. И записывают мелодию нотами так, как слова записывают буквами.
Для того, чтобы научиться читать книжки, нужно знать буквы, а для того, чтобы научиться читать музыкальные пьесы, нужно знать ноты. В алфавите тридцать две буквы, а сколько нот в нотной азбуке? Их семь. И с ними ты познакомишься в этой книге. Но не только с нотами, но и с тактами, ключами, паузами, музыкальными знаками и с другими музыкальными понятиями.
Автор: Д. Бергонзи
Год: 2016 (перевод)
Издательство: Advance Music
Страниц: 99 + 119 + 95 + 110 + 230
Формат: PDF + MP3
Размер: 41,3 МВ + 294 МВ
Язык: русский
Импровизация – вещь крайне индивидуальная. Пределы возможностей импровизатора ведомы только ему самому. Книги из серии «Анатомия импровизации» написаны понятным, доходчивым языком, они будут понятны начинающим музыкантам, но и опытные музыканты найдут в них кое-что интересное для себя. В первой книге серии мы поговорим о Мелодических структурах, во второй — о Пентатонике, в третьей — о Джазовых линиях, в четвертой — о Мелодии и ритме, и наконец в пятой книге вы найдете Тезаурус интервальных мелодий. Все книги снабжены аудиоприложением, с которым занятия станут намного проще.
Об авторе: Джерри Бергонзи (Jerry Bergonzi) — крупный музыкальный теоретик и практик, саксофонист, записавший несколько образцовых альбомов с ансамблем Дейва Брубека, выдающийся джазовый педагог, воспитавший не одно поколение современных саксофонистов-импровизаторов.
Автор: Е. Золина
Год: 2015
Издательство: Престо
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 3,5 МВ
Язык: русский
Данное пособие является справочником по музыкальной грамоте для учащихся младших (с 1 по 4) классов детских музыкальных школ. Существующие учебники по музыкальной грамоте и элементарной теории рассчитаны на учащихся старших классов и по объему материала, в котором трудно ориентироваться начинающим ученикам, и по стилю изложения.
Данный учебник составлен с учетом специфики детского восприятия и с целью сделать материал более доступным. Например, в некоторых разделах автор умышленно что-то недоговаривает и даже, с точки зрения взрослого человека, иногда допускает неточность. Например, говоря о ступеневой величине интервалов, автор не фиксирует внимание на том, что слова «секунда», «терция» — порядковые, а не количественные числительные, так как это внесло бы путаницу в детские головы. На данном этапе обучения главное — довести до сознания детей, что название интервала точно «говорит» о его ступеневой величине. А вот когда речь идет о ступенях тональности, следует подчеркнуть, что римские цифры, которыми обозначаются ступени, отвечают на вопрос, «какая по счету ступень», а не «сколько ступеней».
Наглядное изображение аккордов в виде «пирамидок» из интервалов-«кубиков» опять-таки рассчитано на детское восприятие. Опыт показывает, что ребенок, заучивший строение аккорда при помощи слов «сначала» и «потом», очень долго не может понять, почему соль, ми, си сверху вниз — квартсекстаккорд, а не секстаккорд. Все встает на свои места, если пользоваться словами «внизу» и «вверху» и воспринимать аккорд как вертикальную «конструкцию».
Справочник состоит из глав, а каждая из них — из нескольких небольших разделов, чтобы можно было не читать главу от начала до конца, но найти, как в словаре, сведения по интересующему конкретному вопросу.
Автор: Г. Гельмгольц
Год: 2013
Издательство: ТД «Либроком»
Страниц: 592
Формат: PDF
Размер: 28,7 МВ
Язык: русский
Вниманию читателей предлагается фундаментальный труд выдающегося немецкого физиолога, психолога, физика и математика Германа Гельмгольца (1821-1894), в котором он предпринимает попытку установить связь физической и физиологической акустики с музыкальной наукой и эстетикой. Книга состоит из трех частей (отделов). В первой части исследуется явление верхних гармонических тонов; определяется сущность этого явления, доказывается его отношение к различиям оттенков звука, анализируется ряд оттенков в отношении к их верхним гармоническим тонам. Вторая часть посвящена изучению нарушений одновременного звучания двух тонов, а именно комбинационных тонов и дрожаний; описываются явления консонанса и диссонанса. Наконец, в третьей части книги рассматривается сродство звуков; строение гамм и тонов выводится автором из результатов исследований, представленных в первых двух частях. Проводится обзор различных принципов музыкального стиля в развитии музыки, исследуется тональность гомофонической музыки, рассматриваются консонирующие и диссонирующие аккорды, приводятся основные законы голосоведения.
Книга рекомендуется как специалистам-физиологам, так и музыковедам, преподавателям музыки, студентам музыкальных училищ, а также всем, кто интересуется теорией музыки и ее физиологическими основами.
Автор: О. Камозина
Год: 2015
Издательство: Эксмо
Страниц: 88
Формат: PDF
Размер: 67,6 МВ
Язык: русский
Сольфеджио в сказках — новая книга автора уникальной методики преподавания музыкальной теории, Ольги Пантелеевны Камозиной. Ярко иллюстрированные сказки, карточки и наклейки делают книгу незаменимым помощником для дошкольников, решивших заниматься музыкой, и их родителей. Предлагаем малышам отправиться в путешествие по Музыкальной стране, где все звуки такие разные: весёлые и задумчивые, маленькие и высокие, приятные и не очень, начальники и подчинённые! Только благодаря их разнообразию музыкальный мир такой разноликий и огромный. В этом мире можно слушать музыку и петь песни. Можно играть на любом музыкальном инструменте. Можно подбирать аккомпанемент к любой понравившейся песенке. А можно даже самому сочинять песни.
Для старшего дошкольного возраста.
Автор: Д. Романец
Год: 2012
Издательство: Феникс
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 3,5 МВ
Язык: русский
«Нотная грамота» предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для родителей и педагогов. Рисунки для раскрашивания помогут маленьким читателям в зрительном восприятии выразительных средств музыки.
Это учебное пособие позволяет, учитывая возрастные особенности, развивать музыкальный слух, память, чувство ритма и творческие способности детей.
Автор: В. Живов
Год: 1987
Издательство: Музыка
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 5,2 МВ
Язык: русский
В пособии по исполнительскому анализу для дирижерско-хоровых факультетов впервые выделен исполнительский анализ хорового произведения как самостоятельный раздел хороведения. В нем рассматриваются вопросы методики исполнительского анализа хоровой партитуры, анализа средств музыкальной выразительности и дирижерских средств их воплощения, стилистического анализа.
Предназначается для студентов дирижерско-хоровых факультетов музыкальных вузов, педагогов-хоровиков и хормейстеров.
Автор: Г. Калинина
Год: 2016
Издательство: М.: самиздат
Страниц: 24
Формат: PDF
Размер: 3,1 МВ
Язык: русский
Музыкальные прописи — экспериментальное пособие для учащихся подготовительных групп и первого класса ДМШ и ДШИ, призванное помочь детям освоить нотное письмо в увлекательной форме.
Предложенные в Прописях упражнения и задания не только формируют у юных музыкантов навыки правописания музыкальных знаков, о и способствуют развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, пространственного и ассоциативного мышления.
Форма издания в виде книжки-раскраски предоставляет ребенку возможность чередовать выполнение инструктивных и игровых заданий, что положительно влияет на процесс обучения.
Данное учебно-методическое пособие позволит педагогам и родителям наиболее эффективно организовать классную и домашнюю работу детей, начинающих изучать основы музыкального искусства.
Автор: И. Русяева
Год: 2015
Издательство: М.: —
Страниц: 29
Формат: PDF
Размер: 1,6 МВ
Язык: русский
Учебное пособие предназначено для тренировки и проверки знаний у студентов исполнительских отделений колледжей, перед итоговым экзаменом по элементарной теории музыки.
В каждом билете находится максимум заданий, позволяющий продемонстрировать своё умение построить и разрешить любой интервал и аккорд, грамотно прочитать хроматическую гамму, звукоряд любого лада, определить тональности диатонического родства, сыграть пример в наиболее используемых в музыкальной практике ключах «до», разобрать период и т.д.
Надеюсь, что тесты помогут студентам всесторонне потренироваться перед экзаменом и достойно его сдать.
Автор: С. Нестико
Год: 2016
Издательство: Fenwood Music Co.
Страниц: 410
Формат: PDF + MP3
Размер: 122 МВ
Язык: русский
Для любого аранжировщика наиважнейшим является умение превратить написанные ноты в живую музыку, т.е. передать музыкальную идею от автора к слушателю. По этой причине аранжировщик должен быть не только оркестровщиком, если он пишет для оркестра, но и композитором, способным использовать аранжировку как поле для творчества.
В самом начале своей карьеры я не мог найти преподавателя способного восполнить конкретные пробелы в моих знаниях. Каждый из них давал только базовые знания, не взирая на то, что они у меня уже были, и лишь немного помогал продвинуться в какой‐то отдельной стилистике, которой я занимался на тот момент. Не смотря ни на что я продолжал использовать любую возможность добыть новые знания, общаясь с опытными инструменталистами и впитывая как можно больше полезной информации. Главным методом в тот период для меня был метод проб и ошибок. Конечно, это очень медленный путь, но на сколько тяжелы бывали ошибки, на столько же упоительны были открытия.
Я заинтересовался работами Римского‐Корсакова, Равеля, Дебюсси, Чайковского и Стравинского. Изучение их партитур с одновременным прослушиванием музыки было чрезвычайно поучительным и стало бесценным опытом. Позже я снова обратился к записям любимых аранжировщиков ‐ Билла Финеганна (англ. Bill Finegan ‐ аранжировщик оркестра Гленна Миллера) и Нельсона Риддла (англ. Nelson Riddle ‐ аранжировщик дляоркестров Френка Синатры, Эллы Фитцжеральд, Нэта “Кинг” Коула, Джуди Гарланд, Пегги Ли и многих других). Анализ наиболее удачных эпизодов в их работах и желание разобраться в том, что именно делает их таковыми сделало и мои оркестровки более целостными и осознанными. Это именно тот случай, когда “сто раз увидеть” и “сто раз услышать” одинаково важно!
Автор: Ю. Фролова
Год: 2012
Издательство: Феникс
Страниц: 64
Формат: PDF + MP3
Размер: 121 МВ
Язык: русский
Настоящее учебное пособие адресовано педагогам, учащимся, а также всем любителям, желающим постичь азы записи музыкального диктанта. Оно представляет собой рабочую тетрадь, содержащую нотные примеры с «подсказками» и «ошибками», а также электронный диск с музыкальными примерами. Прослушивая мелодии, вам нужно будет лишь дописать недостающие ноты, размер или ритм. Работая с пособием, вы значительно ускорите приобретение необходимых навыков, а сам процесс записи диктантов превратите в азартную игру, доставляющую удовольствие и наслаждение.
Пособие может быть также использовано в домашней работе учащихся и всех любителей, желающих обрести и совершенствовать навыки записи музыкального диктанта.
Автор: Н. Ладухин
Год: 1981
Издательство: Музыка
Страниц: 88
Формат: PDF
Размер: 13,0 МВ
Язык: русский
Пособие «1000 примеров музыкального диктанта на 1,2 и 3» предназначено для систематического развития слуха. Для преподавателей и учащихся детских музыкальных школ, школ искусств и музыкальных колледжей.
Автор: И. Русяева
Год: 1998
Издательство: Престиж-АРИА
Страниц: 60
Формат: PDF
Размер: 2,0 МВ
Язык: русский
Предлагаемое вниманию преподавателей новое учебное пособие «Чтение с листа на уроках сольфеджио» рассчитано на учащихся начального, среднего и высшего уровня музыкальных школ разного профиля, студий, лицеев, училищ. Четыре выпуска сборника можно широко использовать на всех стадиях обучения юных музыкантов.
Как известно, чтение с листа является очень существенным упражнением, призванным вырабатывать необходимые практические навыки. Для того, чтобы приступить к такого рода заданиям, ребенок должен в достаточной мере овладеть музыкальной грамотой и получить определенную мелодико-ритмическую базу. Как невозможно читать текст, не зная алфавита, так и невозможно петь с листа нотный текст, не имея нужных музыкальных навыков. Работа над чтением с листа в классе является одной из важнейших составных частей предмета сольфеджио. Она планомерно ведется на протяжении всех лет обучения, начиная со второго класса, то есть со времени, когда малыши уже приобрели необходимые навыки, и заканчивая старшими классами, в которых подводится итог освоения очень сложных интонационных тем.
Упражнения по чтению с листа заключаются в том, что ученик без предварительного разучивания поет незнакомую песню, быстро просмотрев текст глазами и не играя его! Такой беглый анализ включает в себя: определение лада, тональности, размера, ритмических и интонационных особенностей, вынесенных в заглавие раздела. После получения информации ученик называет тональность, играет тонику и настраивается. Для этого нужно спеть тоническое трезвучие и гамму. После настройки ученик поет пример, обязательно дирижируя и ни в коем случае не подыгрывая себе на фортепиано. Если при небрежном исполнении возникают ошибки, то педагог должен прервать исполнение и попросить повторить не получившийся отрывок еще раз. Недопустимым является пение примера с ошибками до конца. Наиболее правильным, с методической точки зрения, является повторение дефектных мест, а затем пение всего примера еще раз от начала и до конца.
При пении с листа с самого начала нужно вырабатывать бережное отношение к нотному тексту: точности интонирования, качеству звука, правильной артикуляции, грамотной смене дыхания, темпу и четкому дирижерскому жесту. Исполнение должно сопровождаться хорошей фразировкой и быть содержательным музыкально и эмоционально. Формальное отношение типа кое-как спою и небрежно отмахаю, лишь бы поскорее закончить приносит только негативные плоды и должно пресекаться педагогом в корме. Неплохо, если наставник на первых порах сам покажет, как нужно правильно петь с листа. Очень важно заложить в данную форму работы уважительное отношение к исполняемой музыке, без которого воспитание музыканта становится проблематичным.
Автор: А. Александрова, Е. Фалалеева
Год: 2012
Издательство: Союз художников
Страниц: 110
Формат: PDF
Размер: 3,0 МВ
Язык: русский
Представления об основных теоретических понятиях учащиеся детских музыкальных школ, музыкальных лицеев и лицеев искусств получают, как правило, на уроках сольфеджио в весьма сжатой форме. В этих условиях «Шпаргалка по музыкальной грамоте» окажет помощь как учащимся для подготовки к контрольным урокам либо к экзаменам, так и преподавателям для объяснения того или иного теоретического материала. «Шпаргалка по музыкальной грамоте» отвечает современным требованиям, предъявляемым к абитуриентам средних специальных учебных заведений. Учащиеся, освоившие основные понятия данного пособия, могут считать себя подготовленными к поступлению в музыкальные училища и колледжи. Пособие состоит из двух разделов. Первый раздел — Теоретический — ставит целью дать определения и краткие сведения об основных элементах музыкального языка. Второй раздел — Практический — содержит построение различных элементов в тональностях. «Шпаргалка по музыкальной грамоте», в сравнении с другими изданиями данной серии, открывается темой «Нотное письмо», в которой выделены наиболее важные моменты, касающиеся грамотного написания нот, штилей, ребер, пауз, размера, лиг и т. д. Очевидно, что на пути становления музыканта — будь то профессионал или любитель — теоретические сведения о правильном оформлении нотного текста представляются весьма важными.
При создании пособия составители опирались на традиции Ленинградской-Петербургской теоретической школы. Вместе с тем были учтены теоретические сведения по некоторым темам на базе вышедших в последние годы учебно-методических пособий по теории музыки.
Автор: И. Русяева
Год: 2017
Издательство: —
Страниц: 75
Формат: PDF
Размер: 5,8 МВ
Язык: русский
Предлагаю вниманию преподавателей и учащихся новое учебное пособие, которое можно использовать для изучения элементарной теории музыки в специальных музыкальных учебных заведениях среднего звена.
Данное учебное пособие было задумано именно как справочник, который ни в коей мере не претендует на статус учебника или задачника. Опираясь на многолетний педагогический опыт, я пришла к выводу, что очень много драгоценного времени уходит на записывание учащимися под диктовку педагога или переписывание с доски той части теории, которая является весьма трудоёмкой. Намного проще взять в руки справочник, найти нужную тему и выучить её.
Надеюсь, что справочник сможет облегчить учащимся изучение и усвоение такого сложного предмета, каким является элементарная теория музыки. Преподаватели же смогут сэкономить время и уделить больше внимания практическим упражнениям.
Автор: Е. Давыдова, С. Запорожец
Год: 1966
Издательство: Музыка
Страниц: 172
Формат: PDF
Размер: 53,9 МВ
Язык: русский
В предлагаемом учебном пособии «Музыкальная грамота» авторы ставили своей целью создать практическое руководство для работы в классах музыкальной грамоты. На основе обобщения опыта лучших педагогов-музыкантов Москвы и Ленинграда авторы стремились выработать и изложить наиболее целесообразный и практически проверенный метод работы над развитием музыкальных способностей детей.
Источник