Учебно методические комплексы фортепиано

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

ДПОП В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

ДПОП В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА»

ДПОП В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ», «ФОРТЕПИАНО»,

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

ДПОП В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ», «ФОРТЕПИАНО», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

ДОП В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ», «ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

ДПОП В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ», ДОП «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ДПОП В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА»

ДОП В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Источник

УМК по предмету «Фортепиано»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное бюджетное учреждение

«Монастырщинская детская школа искусств»

на педагогическом совете директор МБУДО

МБУДО «Монастырщинская ДШИ»

«Монастырщинская «ДШИ» Е.Л.Титова

Протокол № от __________ Приказ № от _______2018г.

Учебно-методический комплекс по предмету

Музыкальный инструмент «Фортепиано»

в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

8-летний срок обучения

Составитель: Саврасова Т.А., преподаватель отделения «Фортепиано»,

высшая квалификационная категория

1. Пояснительная записка.

2. Структурные компоненты УМК учебного предмета «Фортепиано».

3. Рабочая программа учебного предмета «Фортепиано».

4. Методические рекомендации по изучению предмета.

5. Содержание предмета по годам обучения.

6. Контроль и критерии оценок изучения учебного предмета.

7. Учебная литература: нотные сборники, репертуарные сборники (перечень), учебно-методическая литература (перечень), электронные образовательные ресурсы (перечень).

8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

9. Самостоятельная работа обучающихся.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс по предмету Музыкальный инструмент «Фортепиано» (далее УМК) это оптимальная система (комплекс) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» в детской школе искусств.

Учебно-методический комплекс по предмету «Фортепиано» предназначен для реализации минимума содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».

Цель разработки УМК «Фортепиано» – создание необходимых условий для функционирования образовательного процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования, реализации целей обучения, воспитания и развития обучающихся, активизации их учебно-познавательной деятельности и управления ею.

Задачи УМК «Фортепиано»:

— подготовка учебно-методического обеспечения учебного предмета;

— систематизация содержания учебного предмета с учетом достижений исполнительской преподавательской школы, требований работодателя и потребителя образовательной услуги;

— оснащение образовательного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, которые способствуют подготовке одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

— внедрение инновационных преподавательских технологий и активных методов обучения в преподавании предмета согласно реализуемой технологии обучения;

— правильное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся, контроля результатов их обучения;

— разработка фонда оценочных средств, обеспечение возможности системного контроля качества образовательного процесса;

— создание учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, электронных учебно-методических пособий;

— обеспечение охраны жизнедеятельности при проведении учебных занятий.

Учебно-методический комплекс призван обеспечить целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

2. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

УМК учебного предмета «Фортепиано»

— Рабочая программа учебного предмета «Фортепиано».

— Методические рекомендации по изучению предмета.

— Содержание предмета по годам обучения.

— Контроль и критерии оценок изучения учебного предмета.

— Учебная литература: нотные сборники, сборники гамм и арпеджио, репертуарные сборники (перечень), учебно-методическая литература (перечень), электронные образовательные ресурсы (перечень)

— Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

— Самостоятельная работа обучающихся.

3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Фортепиано »

Рабочая программа по предмету «Фортепиано» является частью дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области искусства «Музыкальный фольклор».

Цель рабочей программы: обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства, выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, которая позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого обучающегося.

Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет.

Программа учебного предмета предназначена для использования в учебном процессе детской музыкальной школы.

Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства: музыкальное исполнительство.

Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:

Целями предмета являются:

— формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

— формирование комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющего использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

— изучение в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

— изучение художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

— изучение профессиональной терминологии.

Задачами предмета являются:

— развитие навыков чтения с листа и транспонирования музыкальных произведений разных жанров и форм;

— развитие навыков по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

— развитие навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

— формирование творческой инициативы, представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

— развитие музыкальной памяти, полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

— приобретение элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

— характерные особенности музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

— фортепианный репертуар, включающий произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

— многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

— грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

— самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

— создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Объем учебного предмета и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность, сольфеджио, музыкальная литература)

Тематический план и содержание учебного предмета

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Посадка и постановка игрового аппарата

Содержание учебного материала

Введение ребенка в мир музыки;

знакомство с музыкальным инструментом, его возможностями;

постановка пианистического аппарата;

Самостоятельная работа обучающихся

Приемы звукоизвлечения и приемы игры на фортепиано

Содержание учебного материала

Первые представления о характере мелодии, фразе, цезуре (дыхание), сходстве и контрастности мелодических построений;

выработка слуховых различий простейших длительностей;

основные приемы звукоизвлечения ( legato , non legato , staccato );

развитие элементарных навыков выразительного исполнения легчайших одноголосных мелодий.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над инструктивным материалом

Содержание учебного материала

Гаммы. Упражнения. Аккорды. Этюды.

Самостоятельная работа обучающихся

Методика разбора произведений

Содержание учебного материала

Чтение нот с листа. Особенности фактуры произведения. Анализ формы произведения. Фразировка, динамика, артикуляция. Средства музыкальной выразительности: мелодия, гармония, ритм.

Самостоятельная работа обучающихся

Детальная работа над музыкальным произведением

Содержание учебного материала

Работа над исполнительскими трудностями.

добиваться выразительного интонирования мелодии и осмысленного исполнения фразировки;

развивать слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани двумя руками одновременно;

совершенствовать мелкую технику и овладевать элементарными приемами аккордово-интервальной техники .

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка произведения к публичному выступлению

Содержание учебного материала

Работа над созданием художественного (музыкального) образа произведения.

Преодоление эстрадного волнения и умение создавать оптимальное концертное состояние перед предстоящим выступлением.

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение полифонических произведений

Содержание учебного материала

овладение навыками полифонического мышления и исполнения (имитационная полифония);

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение произведений крупной формы

Содержание учебного материала

формирование масштабного музыкального мышления при исполнении произведений крупной формы;

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение произведений малой формы

Содержание учебного материала

Произведения кантиленного и подвижного характера.

ориентации в стилевых и жанровых особенностях музыки;

Самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала

Экзамены. Технические зачеты.

Самостоятельная работа обучающихся

Четверть учебного года

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА

Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Урок в классе фортепиано является основной формой учебной работы. На преподавателя возлагается ответственная задача музыкального развития обучающегося, эстетического и нравственного воспитания. Это особенно важно, если впоследствии обучающийся собирается стать профессиональным музыкантом.

Проведение учебных занятий в классе специального фортепиано создает преподавателю необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка. Объективная оценка его возможностей: общего и физического развития, строения рук и приспосабливаемости к инструменту, музыкальных способностей обуславливает конкретные дифференцированные педагогические задачи и методы работы.

Практика показывает, что не все выпускники фортепианных отделений обладают хорошими пианистическими данными. Музыкальные способности и в особенности профессиональные данные выявляются постепенно в процессе обучения. От преподавателя требуется большое мастерство, творческая инициатива, умение терпеливо и кропотливо работать над развитием музыкальных данных детей. Успех педагогической деятельности преподавателя определяется его умением индивидуально подойти к каждому обучающемуся. Для этого необходимо систематически изучать личность ученика, знать, чем он живет и интересуется, какова окружающая среда. Важно уделять внимание наиболее ценному, самобытному, что есть в его индивидуальности, а также знать недостатки обучающегося и систематически работать над их устранением.

Предмет «Фортепиано» является основным по формированию начальных профессиональных навыков в освоении фортепиано (чтение нот с листа, транспонирование, аккомпанемент, ансамблевое музицирование и т.д.). Умение обучающегося самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум направлениям: развитие навыка тщательного разбора (анализа) и навыка беглого чтения с листа.

Преподавателям фортепиано необходимо учитывать и использовать в работе с обучающимися возможность взаимодействия с задачами других предметов, предусмотренных программой, например: сольфеджио, хоровой класс, концертмейстерский класс.

Кроме этого следует выделить ансамблевое музицирование как форму работы на уроке.

В документации преподавателя особое место занимают индивидуальные учебные планы, являющиеся важным документом, характеризующим процесс развития обучающегося. При их составлении необходимо рассматривать комплекс задач, которые учитывают индивидуальные способности конкретного ребенка.

Выбор репертуара — одно из средств музыкального воспитания обучающегося. Он должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, который необходимо обновлять и расширять, включая в него лучшие произведения классиков, а также современных русских и зарубежных композиторов. Для особо одаренных детей возможно включение в индивидуальный план произведений из репертуара следующего года обучения, и, наоборот, бывает педагогически оправданным включение в индивидуальный план репертуара предыдущего года.

На начальном этапе занятий важно не перегрузить ребенка, создать положительную эмоциональную атмосферу, развить мотивацию к познанию и творчеству. Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и навыков игры на инструменте определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования обучающихся. Основная задача преподавателя — научить слушать, чувствовать, переживать, слушая музыку, вызывать эмоциональный отклик на исполняемое музыкальное произведение.

При правильной и объективной оценке данных ученика, разумно и педагогически верно составленном плане работы и индивидуальном подходе каждый обучающийся может успешно завершить курс обучения в музыкальной школе.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Первый год обучения .

Донотный период: знакомство с инструментом и его устройством. Формирование правильной посадки за инструментом . Подбор по слуху от разных звуков с пением различных песенных попевок. Знакомство с нотной грамотой. Изучение нот в скрипичном ключе. Простейшие упражнения для постановки рук на клавиатуре. Чтения нот с листа. Освоение основных приемов игры ( non legato , legato , staccato ). Знакомство с различными музыкальными жанрами. Изучение простейших упражнений, этюдов и пьес. Ознакомление с построением мажорных гамм в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении — двумя руками при симметричной аппликатуре. Упражнения в виде различных проследований пальцев в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам. Упражнения с элементами гамм, аккордов, арпеджио.

Содержание: 1-е полугодие: изучение 8-10 музыкальных произведений.

2-е полугодие: изучение 8-10 музыкальных произведений, в том числе пьесы с элементами полифонии, этюды.

Развитие технических навыков: изучение 1-2 мажорных гамм в две октавы каждой рукой отдельно. Рекомендуется начинать с Ми мажора, как наиболее удобного для естественного расположения пальцев. Тонические трезвучия аккордами каждой рукой отдельно в той же тональности.

Второй год обучения.

Закрепление и развитие навыков, полученных ранее. Работа над звукоизвлечением, интонацией и фразировкой, ознакомление с простейшими приемами педализации. Чтение с листа пьес песенного склада, игра с преподавателем в четыре руки простых ансамблевых пьес различных жанров. Знакомство с пьесами с элементами полифонии. Подбор по слуху песенных мелодий, транспонирование простых попевок и знакомых песен.

Содержание: изучение 10-12 произведений, включающих 1-2 полифонических произведения; 1 произведение крупной формы, 3-4 разнохарактерных пьесы, 2-3 этюда, 2 ансамбля.

Развитие технических навыков : изучение 2-3 мажорных гаммы в прямом и противоположном движении двумя руками в две октавы. Минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) Ля минор, Ми минор каждой рукой отдельно в две октавы. Хроматические гаммы каждой рукой отдельно от нескольких звуков; тонические трезвучия с обращениями каждой рукой отдельно в пройденных тональностях.

Третий год обучения.

Закрепление и развитие навыков, полученных ранее. Изучение полифонических произведений. Знакомство и изучение простых примеров крупной формы. Закрепление навыков чтения с листа и транспонирования. Игра в ансамбле.

Содержание: изучение 10-12 произведений, включающих 1-2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 3-4 этюда; 3-4 разнохарактерных пьесы, 2-3 ансамбля.

Развитие технических навыков: изучение мажорных гамм до 3 знаков в ключе в прямом движении в две октавы. Минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) до 2 знаков в ключе в прямом движении двумя руками в две октавы. Хроматические гаммы каждой рукой отдельно от всех клавиш. Тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях каждой рукой отдельно, арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой отдельно.

Четвертый год обучения .

Работа над развитием навыков и техники, приобретенных ранее. Развитие навыков мелкой и аккордовой техники. Ознакомление с элементами крупной техники. Закрепление навыков чтения с листа, транспонирование в простейшие тональности. Дальнейшее развитие навыка игры в ансамбле и освоение навыка вокального аккомпанемента. Работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемых музыкальных произведений.

Содержание: изучение 10-13 произведений, включая 1-2 полифонических произведения; 1 произведения крупной формы; 3-4 разнохарактерных пьес; 2-3 этюда; 2-3 ансамбля.

Развитие технических навыков: изучение мажорных гамм до 4 знаков в ключе в прямом и противоположном движении в четыре октавы. Минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) до 3 знаков в ключе в прямом движении в четыре октавы. Ля минор и Ми минор — в противоположном движении (гармонический и мелодический). Тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие двумя руками, ломаные – каждой рукой отдельно.

Пятый год обучения .

Развитие и закрепление навыков и умений, приобретенных ранее. Дальнейшее изучение произведений различных жанров. Чтение с листа пьес различного характера.

Содержание : изучение 10-12 произведений, включающих 1-2 полифонических произведения; 1 произведения крупной формы; 3-4 разнохарактерных пьес; 3-4 этюда; 2-3 ансамбля.

Развитие технических навыков: изучение мажорных гамм до 5 знаков в ключе в противоположном движении в четыре октавы. Минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические) в прямом движении двумя руками, кроме гамм, начинающихся от черных клавиш. Хроматические гаммы от всех звуков в прямом и противоположном движении двумя руками. Тонические трезвучия с обращениями аккордами, арпеджио короткие и ломаные двумя руками, длинные – каждой рукой отдельно.

Шестой год обучения.

Закрепление навыков, пройденных ранее. Дальнейшее углубленное изучение произведений различных жанров. Продолжение работы над художественной интерпретацией, стилем и формой исполняемых произведений.

Содержание : изучение 10-15 произведений, включающих 2-3 полифонических произведения; 2 произведения крупной формы; 3-4 разнохарактерных пьесы; 3-4 этюда; 2-3 ансамбля.

Развитие технических навыков: изучение всех мажорных гамм в прямом и противоположном движении в четыре октавы. Все минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) в прямом движении. Хроматические гаммы в прямом и противоположном движении от любого звука. Тонические трезвучия с обращениями аккордами, арпеджио короткие, ломаные и длинные без обращения двумя руками.

Седьмой год обучения.

Закрепление знаний и умений, полученных ранее. Совершенствование технических и исполнительских навыков.

Содержание: изучение 8-10 произведений, включающих 2-3 полифонических произведения; 3-4 произведения крупной формы; 3-4 разнохарактерные пьесы; 3-4 этюда; 2-3 ансамбля.

Развитие технических навыков: изучение всех мажорных и минорных гамм в прямом и противоположном движении, хроматические гаммы в прямом и противоположном движении. Тонические трезвучия аккордами и все виды арпеджио во всех тональностях.

Восьмой год обучения.

Профессиональная ориентация обучающегося на занятиях в специальном классе и поступление в профессиональное образовательное учреждение творческой направленности. Совершенствование технических и исполнительских навыков.

Содержание: подготовка программы итоговой аттестации.

Развитие технических навыков: повторение и техническое совершенствование программы пройденного ранее.

Программы контрольных прослушиваний

Беркович. Маленькие этюды для фо-но:№4

1.Гнесина. Фортепианная азбука:№15

2.Аглинцева. Русская песня ля минор.

3.Гедике. Соч.36. Русская песня «Заинька»

Беренс. Соч.70,50 маленьких пьес без октав, №12

Шитте. 25 маленьких этюдов, соч.108,№13

Салютринская. Русская народная песня «Ивушка».

Бетховен. Немецкий танец До мажор.

В.Моцарт. Бурре ми минор.

Штейбельт. Сонатина До мажор.

Беренс. 50 маленьких этюдов без октав, соч. 70 №22

И.С.Бах. Менуэт ре минор.

Бетховен. Сонатина соль мажор 1 часть.

И.С.Бах. Менуэт соль минор из «Нотной тетради А.М.Бах».

Чимароза. Соната соль минор на 4/4.

Лемуан соч.37, Этюд № 10.

И.С.Бах. Маленькая прелюдия до минор из 2 тетради «Маленьких прелюдий и фуг».

Глиэр. Рондо соль мажор.

Барток. «Детям», тетрадь 1, №5 «Игра».

Циполи. Фугетта ми минор.

Гайдн. Сонатина ре мажор, 1 часть

Лемуан. Этюд №20 соч.37.

И.С.Бах. Маленькая прелюдия До мажор из 2 тетради «Маленьких прелюдий и фуг»

Кулау. Сонатина До мажор, соч 55 №1, 1 часть.

Гендель. Сарабанда с вариациями ре минор.

Грациоли. Соната соль мажор, 1 часть.

Лешгорн. Соч.65, этюд №31.

Гендель. Куранта из Сюиты №11 ре минор.

Клементи. Сонатина, соч.37 №1 ми бемоль мажор, 1 часть.

Дебюсси. Маленький негритёнок.

И.С.Бах. Двухголосная инвенция до мажор.

Гайдн. Пасторальная сонатина.

Черни. Соч.299, этюд №3

И.С.Бах. Двухголосная инвенция ре минор.

Клементи. Соч.36. Сонатина №6 ре мажор, 1 часть.

Мендельсон. Песня веницианского гондольера, соч.30 №6

И.С.Бах. Сарабанда из Французской сюиты си минор.

Гайдн. Дивертисмент ля мажор 1 часть.

Беренс. Соч.61, этюд №4

И.С.Бах. Аллеманда из Французской сюиты до минор.

Бетховен. 6 лёгких вариаций на собственную тему соль мажор.

Прокофьев. Гавот, соч. 32 №3.

6. КОНТРОЛЬ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Оценка качества реализации ДПОП «Музыкальный фольклор» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Текущий контроль проводится в течение всего образовательного процесса в ходе проведения учебных занятий.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются академические концерты, технические зачеты, прослушивания, устные опросы. Результаты текущего контроля выставляются преподавателем в классный журнал занятий и определяют успеваемость обучающегося в течение учебной четверти.

Промежуточная аттестация проводится по окончании периода обучения – учебной четверти, года обучения.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов и экзаменов. Зачёты и экзамены могут проходить в виде академических концертов, технических зачетов, исполнения концертных программ. Зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на учебных занятиях, завершающих период обучения – учебная четверть. Экзамены проводятся по окончании учебного года внеаудиторных учебных занятий по отдельному расписанию в соответствии с учебным планом.

Итоговая аттестация результатов обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Музыкальный фольклор» проводится в форме экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Обучающиеся на экзамене итоговой аттестации должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

Обучающийся должен исполнить:

— произведение крупной формы,

Содержание промежуточной и итоговой аттестации

Первый год обучения

II полугодие – экзамен: пьеса, пьеса с элементами полифонии, этюд.

Второй год обучения

I учебная четверть — технический зачет в соответствии с программными требованиями по году обучения.

II учебная четверть – академический концерт: полифоническое произведение, произведение крупной формы или пьеса.

III учебная четверть – зачет по чтению нот с листа.

IV учебная четверть – экзамен: полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьеса или этюд.

Третий год обучения

I учебная четверть — технический зачет в соответствии с программными требованиями по году обучения.

II учебная четверть – академический концерт: полифоническое произведение, произведение крупной формы или пьеса.

III учебная четверть – зачет по чтению нот с листа.

IV учебная четверть – экзамен: полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьеса или этюд.

Четвертый год обучения

I учебная четверть — технический зачет в соответствии с программными требованиями по году обучения.

II учебная четверть – академический концерт: полифоническое произведение, произведение крупной формы или пьеса.

III учебная четверть – зачет по чтению нот с листа.

IV учебная четверть – экзамен: полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьеса или этюд.

Пятый год обучения

I учебная четверть – технический зачет в соответствии с программными требованиями по году обучения.

II учебная четверть – академический концерт: полифоническое произведение, произведение крупной формы и этюд.

III учебная четверть – зачет по чтению нот с листа.

IV учебная четверть – экзамен: полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьеса или этюд.

Шестой год обучения

I учебная четверть – технический зачет в соответствии с программными требованиями по году обучения.

II учебная четверть – академический концерт: полифоническое произведение, произведение крупной формы и этюд.

III учебная четверть – зачет по чтению нот с листа.

IV учебная четверть – экзамен: полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьеса или этюд.

Седьмой год обучения

I учебная четверть – технический зачет в соответствии с программными требованиями по году обучения.

II учебная четверть – академический концерт: полифоническое произведение, произведение крупной формы и этюд.

III учебная четверть – зачет по чтению нот с листа.

IV учебная четверть – экзамен: полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьеса или этюд.

Восьмой год обучения

II учебная четверть – прослушивание части программы итоговой аттестации.

III учебная четверть – прослушивание программы итоговой аттестации.

IV учебная четверть – итоговый экзамен: полифоническое произведение, произведение крупной формы, 1-2 разнохарактерные пьесы, 1-2 этюда.

Система и критерии оценок промежуточной

и итоговой аттестации

Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов: «5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2». Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» — отлично; «4» — хорошо; «3» — удовлетворительно; «2» — неудовлетворительно. В случае проведения зачета (без оценки) отражается достаточный уровень подготовки и исполнения программы на данном этапе обучения.

— увлеченность исполнением музыкальных произведений;

— художественное исполнение в соответствии с содержанием музыкального произведения;

— слуховой контроль собственного исполнения;

— корректировка игры при необходимой ситуации;

— убедительное понимание формы исполняемого музыкального произведения;

— ясность ритмической пульсации;

— яркое динамическое разнообразие и др.

— незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

— грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

— недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

— стабильность воспроизведения нотного текста;

— попытка передачи динамического разнообразия;

— единство темпа и др.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

— неустойчивое психологическое состояние на сцене;

— формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

— слабый слуховой контроль собственного исполнения;

— ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

— слабое реагирование на изменения фактуры, штрихов;

— однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

— частые «срывы» и остановки при исполнении музыкального произведения;

— отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

— ошибки в воспроизведении нотного текста;

— низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

— отсутствие выразительного интонирования;

— метро-ритмическая неустойчивость и др.

7. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОТНЫЕ СБОРНИКИ,

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие/ — М.: Российское музыкальное издательство, 1996.– 65 с.

Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Вып.1. — Л.: Советский композитор, 1980.

Бахмацкая О. Здравствуй, малыш. I, II вып. — М.: Советский композитор, 1975.

Бах И.С. Двухголосные инвенции. – М.: Музыка, 1970.

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны-Магдалины Бах. – М.: Музыка, 1982.

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги: Учебник/ред. И.А. Браудо. – СПб.: Композитор, 1997. – 48 с.

Бах И.С. — Кабалевский Д. «Маленькие органные прелюдии и фуги» — М.: Музыка, 1986.

Бах И.С. Партиты. – М.: Музыка, 1973.

Бах И.С. Французские сюиты. – М.: Музыка, 1980.

Бах И.С. Хорошо темперированный клавир, т. 1, 2 – М.: Музыка, 1980.

Беркович И. 24 прелюдии соч. 46. – М. Советский композитор, 1973.

Бетховен Л. Легкие сонаты. – М.: Музыка, 1988.

Бетховен Л. 32 сонаты т.1. – М.: Музыка, 1989.

Веселые нотки, сборник пьес для фортепиано, 3-4 кл ДМШ, вып. 1: учебно-метод. пособие/сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 38 с.

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. — М.: Музыка, 1988.

Гайдн Й. Избранные сонаты. – М.: Музыка, 1961.

Геталова О., Визная И. В музыку с радостью О.– Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 178 с.

Глинка М. Пьесы. – М.: Советский композитор, 1974.

Гнесина Е. Фортепианная азбука. — М.: Советский композитор, 1976.

Григ Э. Лирические пьесы. – М.: Музыка, 1985.

Дебюсси К. Детский уголок — М.: Музыка, 1994.

Для самых маленьких. Новые пьесы советских композиторов/ред. Э. Бабасян – М.: Музыка; 1973. – 57 с.

Джаз для детей. Средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие/сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д : Феникс, 2003 – 64с.

Игнатьев Б. и Игнатьева Л. «Я музыкантом стать хочу», ч. 1,2 – М.: Советский композитор, 1986.

Избранные этюды зарубежных композиторов, вып. 4 V — VI кл ДМШ: Учебное пособие/ред.-сост. А.Г. Рубах и В.А. Натансон — М.: Государственное муз. издательство, 1962. – 80 с.

Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1., I — II кл. ДМШ: Уч. пос./сост. А.Рубах и В. Натансон. — М.: Государственное муз. издательство, 1960. – 50 с.

Кобылянский А. Октавные этюды — Л.: Музыка, 1977.

Клементи М.-Таузиг К. Избранные этюды — М.: Музыка, 1979.

Коновалов А. ДоНОТЫши. — Курган, 1999.

Кончаловская Н. Нотная азбука — М.: Малыш, 1976.

Лешгорн А. Этюды соч. 66 – М.: Музыка, 1970.

Лещинская И., Пороцкий В. Малыш за роялем. — М.: Советский композитор, 1976.

Любомудрова Н. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (1 класс). М.: Музыка, 1980.

Ляховицкая С, Баренбойм Л. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, 1-ая часть. Изд.19. Л,: Музыка, 1979.

Лемуан А. Соч.37 50 характерных и прогрессивных этюдов, тетрадь I (№№ 1-25). – М.: Государственно муз. издательство, 1961. – 36 с.

Лист Ф. «Юношеские этюды» соч. 1 – М.: Музыка, 1967.

Майкапар С. Бирюльки. – М.: Музыка, 1978.

Моцарт В. А. Сонаты. Т.1 – Л.: Музыка, 1982.

Мошковский М. «15виртуозных этюдов» соч. 72 – М.: Музыка, 1986.

Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. – Н: Окарина, 2008. – 84 с.

Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4, сост. К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986 – 175 с.

Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.1, издание 4, сост. К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986 – 201 с.

Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.3, издание 4, сост. К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1989 – 215 с.

Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.4, издание 4, сост. К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1990 – 195 с.

Музыкальный альбом для фортепиано, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова – М.: Советский композитор, 1973. – 95 с.

Музыкальная коллекция, 2-3 кл ДМШ, сборник пьес для фортепино: Учеб – метод. пособие/ Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 66 с.

Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие/ сост. Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 178 с.

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для фортепиано: Сб./ сост. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976. – 166 с.

Прокофьев С. Альбом фортепианных пьес. – М.: Советский композитор, 1964.

Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В. Бахмацкая: — М.: Советский композитор, 1990. – 97 с.

Парфенов И. Детский альбом. — Курган, 1988.

Парцхаладзе М. Детский альбом: Учебное пособие под ред. А. Батаговой и Н.Лукьяновой. – М.: Советский композитор, 1963. – 40 с.

Соколов М., Натансон В., Копчевский Н. Современный пианист. Изд.2 — М.: Музыка, 1979.

Соколова Н. Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981.

Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Учебник — М.: Советский композитор, 1973. – 39 с.

Смирнова Т.И. Аллегро. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-17. – М.: 1986-1997.

Старинная клавирная музыка: Сборник/ред. Н. Голубовской, сост. Ф.Розенблюм. — М.: Музыка, 1978. – 70 стр.

Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/Сост. и редактор А. Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. – 22 с.

Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. 1 часть. — М.: Советский композитор, 1987.

Фортепиано 5 кл ДМШ ч. I : Учеб. пособие/сост.-редактор Милич Б.Е. — К.: Музична Украина. 1973. – 120 с.

Фортепиано 5 кл ДМШ ч. II : Учеб. пособие/сост.-редактор Милич Б.Е. — К.: Музична Украина. 1973. – 122 с.

Фортепиано 6 кл ДМШ ч. II : Учеб. пособие/сост.-редактор Милич Б.Е. — К.: Музична Украина. 1972. – 120 с.

Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/сост. В. Натансон, Л.Фощина. – М.: Музыка, 1988. – 182 с.

Фортепианные концерты для детей. Вып. 1-4. – М.: Советский композитор, 1989.

Хереско Л. Музыкальные картинки. — Л.: Музыка, 1980.

Хрестоматия для фортепиано ДМШ 5 класс, Пьесы, вып 1: Учебник./ Сост. М. Копчевский. – М.: Музыка, 1978.

Хрестоматия для фортепиано, 3 кл ДМШ: Учебник/Сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983. – 80 с.

Хрестоматия для фортепиано, 1 кл ДМШ: Учебник -/сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989. – 80 с.

Хрестоматия для фортепиано, 2 кл ДМШ: Учебник -/сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989. – 80 с.

Чайковский П. Детский альбом: Уч./редакция Я.Мильштейна и К.Сорокина.- М.: Музыка, 1973. – 33 с.

Чайковский П. Времена года — М.: Музыка, 1958.

Черни К. Избранные фортепианные этюды: сборник под ред. Г. Гермера. – М. Музыка, 1971.

Черни К. Искусство беглости пальцев, соч.740 – М.: Музыка, 1980.

Шитте А. 25маленьких этюдов, соч.108 – М.: Музыка, 1959.

Шитте А. 25этюдов, соч. 68 – М.: Музыка, 1988.

Школа игры на фортепиано для второго года обучения: Уч/Сост. Н.Кувшинников, М.Соколов.- М.: Музыка, 1964. – 120 с.

Школа игры на фортепиано: Учебник/сост. А.Николаев, В. Натансон. – М.: Музыка, 1964. – 220 с.

Шостакович Д. Избранные пьесы. – М.: Советский композитор, 1987.

Щуровский Ю. 100 песен народов мира. – Киев: Музична Украина, 1990.

Шуман Р. Альбом для юношества: Уч./редакция В. Мержанова — М.: Музыка, 1982. – 70с.

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ., вып. II .: Учеб. пособие/сост. и редакция Л.И.Фойзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967. – 152 с.

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ., вып. II . : Учеб. пособие/сост. и редакция Л.И.Фойзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1973. – 176 с.

Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для Уч-ся ДМШ: Учеб.-метод. пособие/Сост.Г. Цыганова, И. Королькова, Изд. 3-е, — Ростов на Д: Феникс, 2008. – 149 с.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.. Юдовина – Гольперина Т. «За роялем без слез, или я – детский педагог». – СПб. Союз художников, 2002.

Электронные образовательные ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/ Социальная сеть работников образования

http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества

http://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/makarov.htm/ Методика обучения игре на фортепиано в детской музыкальной школе. В.Макаров

http :// music — education . ru / obuchenie — detej — igre — na — fortepiano — chto — delat — na — pervy — h — urokah / Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

http :// samlib . ru / l / luchinina _ o / pianoteaching . shtml / Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы

Pianomet . narod . ru / metodika . htm / Методика обучения игре на фортепиано

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Материально-технические обеспечение предмета «Фортепиано» при реализации ДПОП «Музыкальный фольклор» дает возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.

Для реализации предмета «Фортепиано» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

— концертный зал с концертным роялем;

— помещение для работы со специализированными материалами -фонотеку;

— учебные аудитории для индивидуальных занятий, оснащенные роялями или пианино.

Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 12 кв.м.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

В школе создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта роялей и пианино.

9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена ФГТ ДПОП «Музыкальный фольклор». Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Фортептано» определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности, которую определяет сам преподаватель.

Самостоятельная работа предусматривает выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебной, учебно-методической и нотной литературой, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по учебному предмету.

В результате самостоятельной работы у обучающихся развиваются способности к музыкальной деятельности: понимание формы, композиции и содержания. Дети становятся самостоятельными, способными проявлять творчество, создавать интересный, выразительный, яркий музыкальный образ. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения осуществляется их эстетическое воспитание.

Важный стимул для самостоятельного творчества – положительное отношение преподавателя к обучающемуся. Для развития самостоятельного творчества необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которым ребенок обучается непосредственно на уроке, а после, приобретенные навыки, использует для самостоятельных занятий дома.

Целесообразно освоить такой навык самостоятельной работы, как умение обучающегося слушать себя при исполнении музыкальных произведений.

Необходимо научить ребенка самостоятельной работе над свободными исполнительскими движениями. Обучающийся, усвоивший правильные пианистические приемы, играющий свободно и непринужденно, всегда имеет возможность лучше и ярче слышать свое исполнение.

Важный навык самостоятельной работы – это сознательное усвоение ритма, который должен увязываться с конкретным музыкальным звучанием.

В процессе обучения игре на фортепиано с музыкальными образами следует увязывать динамику. Часто домашним заданием является указание динамических оттенков в конкретном произведении. Музыка с правильно расставленной динамикой будет ярче, выразительнее. Данная работа поможет обучающемуся понять как произведение должно звучать.

Систематичность в развитии навыков самостоятельной работы обучающихся способствует качественному учебному процессу. Воспитав у обучающихся волю и любовь к труду, научив их планомерно работать над музыкальными произведениями, преподаватель, безусловно, достигнет положительных результатов.

Источник

Оцените статью