Учебно методический комплекс гитара

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ.
методическая разработка на тему

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ.

Фактурные вопросы аппликатуры. Система определения аппликатуры. Определитель аппликатуры аккордов.

Скачать:

Вложение Размер
metodika_prepodavaniya_igry_na_gitare.docx 17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Санкт-Петербургская детская школа искусств на Петроградской»

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ.

Фактурные вопросы аппликатуры. Система определения аппликатуры. Определитель аппликатуры аккордов.

Автор: Чукуткин Владимир Алексеевич

Санкт-Петербург 2016 год.

Методика преподавания игры на гитаре.

Фактурные вопросы аппликатуры.

Система определения аппликатуры. Определитель аппликатуры аккордов.

Гитара – инструмент с особой историей отличной от многих академических инструментов судьбой. В современном мире найдется немного музыкальных инструментов, столь распространенных среди людей всех возрастов, независимо от рода их деятельности. Жанровый диапазон гитарного репертуара по своей универсальности и широте может сравниться с фортепианным или скрипичным репертуаром.

При всей демократичности гитары, она доставляет исполнителю много неприятных минут. При малейшем форсировании звука он становится трескучим. Гитарный звук быстро гаснет: чтобы продлить звучания его, гитаристу приходится пользоваться растяжками левой руки. Именно благодаря такому техническому приему удается выделит мелодическую линию в фактуре музыкального произведения.

Несмотря на многовековую историю гитарного исполнительства, устойчивые критерии эстетики гитарного звука только формируются, а следовательно не разработаны методики работы над звуком в учебном процессе. Поэтому одна из основных проблем для гитаристов- достижение плотного, объемного, певучего, красивого звука. Особенно актуальным становится вопрос художественного критерия в гитарной исполнительской практике, повышения уровня общей исполнительской культуры. Ведь порой беглость пальцев становится главной и единственной целью молодого гитариста.

Как преодолеть технические и художественные трудности, достичь красивого звука и исполнительской легкости. Это основные задачи, которые стоят перед начинающим исполнителем.

Распределение пальцев при игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, называется аппликатурой. Рассмотрим аппликатуру левой руки на грифе гитары.

При игре на гитаре может быть два типа аппликатуры левой руки – типовая и уникальная.

Типовой аппликатурой называются случаи, когда все звуки аккорда извлекаются на струнах, каждая из которых прижата к какому – либо ладу грифа. Уникальной – когда часть звуков аккорда извлекается на открытых струнах ( не прижатых к ладам).

Рассмотрим систему построения на основе типовой аппликатуры.

Поскольку буквенно-числовое обозначение не показывает порядка расположения звуков в аккорде, то имеет смысл изобразить аппликатуру в виде схем – рисунков участка грифа гитары, на которых указаны места прижатия струн пальцами левой руки.

Приведенная таблица дает возможность определить, каким приемом , и на каком ладу можно построить аккорд от заданной ноты.

Схемы-рисунки аппликатуры образуют 17 горизонтальных и 5 вертикальных рядов. Горизонтальные ряды носят названия разновидностей аккордов с буквенно-цифровыми обозначениями, вертикальные ряды условно названы «приемами».

Определение аппликатуры аккорда производится следующим образом. По таблице определяем, что аппликатуру аккордов от звука до можно построить пятью способами:

4-ым приемом на III ладу,

5-ым приемом на V ладу,

1-ым приемом на VII ладу,

2-ым приемом на X ладу,

3-им приемом на XII ладу.

После этого из горизонтального ряда мажорного трезвучия выбираем наиболее удобный прием.

На данных ладах устанавливается указательный палец левой руки, остальные пальцы расставляются, как указано на схемах-рисунках.

Чтобы получить минорный вид аккорда от до , следует вышеперечисленные приемы строить на тех же ладах:

4-ым приемом на III ладу,

5-ым приемом на V ладу,

1-ым приемом на VII ладу,

2-ым приемом на X ладу,

3-им приемом на XII ладу.

Но, брать эти приемы надо из горизонтального ряда, носящего название «минорное трезвучие».

Таким образом, чтобы получить любой другой вид аккорда от до , приемы аппликатуры, найденные в таблице, надо строить из горизонтального ряда, носящего название требуемого вида аккорда.

Пользуясь данной системой, можно построить на грифе гитары 17 видов аккордов от до или любой другой ноты звукоряда. Причем, система дает возможность построить каждый вид аккорда пятью приемами, что позволяет свободно и разнообразно подобрать аккомпанемент (сопровождение) на гитаре с учетом удобства исполнения и выразительности звучания.

Аппликатуру аккордов определяем, каким приемом, и на каком ладу строятся аккорды от данной ноты, находим в схемах-рисунках горизонтальный ряд с требуемым видом аккорда и в соответствии с таблицей переносим любой из пяти приемов аппликатуры на гриф гитары.

Рисунки с аппликатурой представляют схему участка грифа гитары.

Шесть горизонтальных линий соответствуют струнам гитары.

Верхняя горизонтальная линия – первая струна (тонкая), нижняя – шестая (бас).

Вертикальные линии обозначают лады на грифе гитары.

Расположение пальцев левой руки на ладах и струнах (аппликатурах) показано точками. Цифры, стоящие слева от точек, обозначают пальцы левой руки: 1-указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.

Звуки следует извлекать только на струнах, прижатых к ладам.

При типовой аппликатуре указательный палец левой руки часто прижимает на одном ладу несколько струн одновременно ( такой прием называется «барре»).

Можно пользоваться и уникальной аппликатурой, при которой ряд звуков аккорда извлекается на открытых струнах. Уникальная аппликатура образуется, когда роль указательного пальца левой руки выполняет верхний порожек грифа гитары.

На таблице с обозначением звуков до, ре, ми, соль, ля указаны номеров приемов, которыми можно строить аккорды этих звуков в уникальной аппликатуре.

При подборе аккомпанемента уникальную аппликатуру следует использовать в первую очередь, так как она технически легче для пальцев левой руки.

В таких случаях надо логично изменить обозначенную постановку пальцев, используя освобожденный указательный палец.

Система позволяет сделать удобное наглядное пособие для определения аппликатуры к аккомпанементам.

Источник

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ.
методическая разработка

Фактурные вопросы аппликатуры. Система определения аппликатуры. Определитель аппликатуры аккордов.

Скачать:

Вложение Размер
metodika_prepodavaniya_igry_na_gitare.docx 17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Санкт-Петербургская детская школа искусств на Петроградской»

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ.

Фактурные вопросы аппликатуры. Система определения аппликатуры. Определитель аппликатуры аккордов.

Автор: Чукуткин Владимир Алексеевич

Санкт-Петербург 2017 год.

Методика преподавания игры на гитаре.

Фактурные вопросы аппликатуры.

Система определения аппликатуры. Определитель аппликатуры аккордов.

Гитара – инструмент с особой историей отличной от многих академических инструментов судьбой. В современном мире найдется немного музыкальных инструментов, столь распространенных среди людей всех возрастов, независимо от рода их деятельности. Жанровый диапазон гитарного репертуара по своей универсальности и широте может сравниться с фортепианным или скрипичным репертуаром.

При всей демократичности гитары, она доставляет исполнителю много неприятных минут. При малейшем форсировании звука он становится трескучим. Гитарный звук быстро гаснет: чтобы продлить звучания его, гитаристу приходится пользоваться растяжками левой руки. Именно благодаря такому техническому приему удается выделит мелодическую линию в фактуре музыкального произведения.

Несмотря на многовековую историю гитарного исполнительства, устойчивые критерии эстетики гитарного звука только формируются, а следовательно не разработаны методики работы над звуком в учебном процессе. Поэтому одна из основных проблем для гитаристов- достижение плотного, объемного, певучего, красивого звука. Особенно актуальным становится вопрос художественного критерия в гитарной исполнительской практике, повышения уровня общей исполнительской культуры. Ведь порой беглость пальцев становится главной и единственной целью молодого гитариста.

Как преодолеть технические и художественные трудности, достичь красивого звука и исполнительской легкости. Это основные задачи, которые стоят перед начинающим исполнителем.

Распределение пальцев при игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, называется аппликатурой. Рассмотрим аппликатуру левой руки на грифе гитары.

При игре на гитаре может быть два типа аппликатуры левой руки – типовая и уникальная.

Типовой аппликатурой называются случаи, когда все звуки аккорда извлекаются на струнах, каждая из которых прижата к какому – либо ладу грифа. Уникальной – когда часть звуков аккорда извлекается на открытых струнах (не прижатых к ладам).

Рассмотрим систему построения на основе типовой аппликатуры.

Поскольку буквенно-числовое обозначение не показывает порядка расположения звуков в аккорде, то имеет смысл изобразить аппликатуру в виде схем – рисунков участка грифа гитары, на которых указаны места прижатия струн пальцами левой руки.

Приведенная таблица дает возможность определить, каким приемом, и на каком ладу можно построить аккорд от заданной ноты.

Схемы-рисунки аппликатуры образуют 17 горизонтальных и 5 вертикальных рядов. Горизонтальные ряды носят названия разновидностей аккордов с буквенно-цифровыми обозначениями, вертикальные ряды условно названы «приемами».

Определение аппликатуры аккорда производится следующим образом. По таблице определяем, что аппликатуру аккордов от звука до можно построить пятью способами:

4-ым приемом на III ладу,

5-ым приемом на V ладу,

1-ым приемом на VII ладу,

2-ым приемом на X ладу,

3-им приемом на XII ладу.

После этого из горизонтального ряда мажорного трезвучия выбираем наиболее удобный прием.

На данных ладах устанавливается указательный палец левой руки, остальные пальцы расставляются, как указано на схемах-рисунках.

Чтобы получить минорный вид аккорда от до , следует вышеперечисленные приемы строить на тех же ладах:

4-ым приемом на III ладу,

5-ым приемом на V ладу,

1-ым приемом на VII ладу,

2-ым приемом на X ладу,

3-им приемом на XII ладу.

Но, брать эти приемы надо из горизонтального ряда, носящего название «минорное трезвучие».

Таким образом, чтобы получить любой другой вид аккорда от до , приемы аппликатуры, найденные в таблице, надо строить из горизонтального ряда, носящего название требуемого вида аккорда.

Пользуясь данной системой, можно построить на грифе гитары 17 видов аккордов от до или любой другой ноты звукоряда. Причем, система дает возможность построить каждый вид аккорда пятью приемами, что позволяет свободно и разнообразно подобрать аккомпанемент (сопровождение) на гитаре с учетом удобства исполнения и выразительности звучания.

Аппликатуру аккордов определяем, каким приемом, и на каком ладу строятся аккорды от данной ноты, находим в схемах-рисунках горизонтальный ряд с требуемым видом аккорда и в соответствии с таблицей переносим любой из пяти приемов аппликатуры на гриф гитары.

Рисунки с аппликатурой представляют схему участка грифа гитары.

Шесть горизонтальных линий соответствуют струнам гитары.

Верхняя горизонтальная линия – первая струна (тонкая), нижняя – шестая (бас).

Вертикальные линии обозначают лады на грифе гитары.

Расположение пальцев левой руки на ладах и струнах (аппликатурах) показано точками. Цифры, стоящие слева от точек, обозначают пальцы левой руки: 1-указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.

Звуки следует извлекать только на струнах, прижатых к ладам.

При типовой аппликатуре указательный палец левой руки часто прижимает на одном ладу несколько струн одновременно (такой прием называется «барре»).

Можно пользоваться и уникальной аппликатурой, при которой ряд звуков аккорда извлекается на открытых струнах. Уникальная аппликатура образуется, когда роль указательного пальца левой руки выполняет верхний порожек грифа гитары.

На таблице с обозначением звуков до, ре, ми, соль, ля указаны номеров приемов, которыми можно строить аккорды этих звуков в уникальной аппликатуре.

При подборе аккомпанемента уникальную аппликатуру следует использовать в первую очередь, так как она технически легче для пальцев левой руки.

В таких случаях надо логично изменить обозначенную постановку пальцев, используя освобожденный указательный палец.

Система позволяет сделать удобное наглядное пособие для определения аппликатуры к аккомпанементам.

Источник

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Гитара» 5-летний срок обучения

Учебно-методический комплекс по предмету «Специальность» (далее УМК) – это оптимальная система учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области музыкального искусства «Гитара».

УМК по предмету «Специальность» предназначен для реализации минимума содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области музыкального искусства «Гитара».

Скачать:

Вложение Размер
00_umk_spetsialnost_gitara.docx 48.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа имени М.А. Балакирева» города Смоленска

«____» _______________2019 года

УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ПРЕДМЕТУ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ГИТАРА»

5-летний срок обучения

Структурные компоненты УМК учебного предмета «Специальность»

Программа учебного предмета «Специальность»

Методические рекомендации по изучению предмета

Содержание предмета по годам обучения

Контроль и критерии оценок изучения учебного предмета

Учебная литература: нотные сборники, сборники гамм и арпеджио, репертуарные сборники; учебно-методическая литература; электронные образовательные ресурсы

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Самостоятельная работа обучающихся

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс по предмету «Специальность» (далее УМК) – это оптимальная система учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области музыкального искусства «Гитара».

УМК по предмету «Специальность» предназначен для реализации минимума содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области музыкального искусства «Гитара».

Цель разработки УМК «Специальность» — создание необходимых условий для функционирования образовательного процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования, реализации целей обучения, воспитания и развития обучающихся, активизация их учебно-познавательной деятельности и управления ею.

Задачи УМК «Специальность»:

  • подготовка учебно-методического обеспечения учебного предмета;
  • систематизация содержания учебного предмета с учетом достижений исполнительской преподавательской школы, требований работодателя и потребителя образовательной услуги;
  • оснащение образовательного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, которые способствуют подготовке одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • внедрение инновационных преподавательских технологий и активных методов обучения в преподавании предмета согласно реализуемой технологии обучения;
  • правильное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся, контроля результатов их обучения;
  • разработка фонда оценочных средств, обеспечение возможности системного контроля качества образовательного процесса;
  • создание учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, электронных учебно-методических пособий;
  • обеспечение охраны жизнедеятельности при проведении учебных занятий.

УМК призван обеспечить целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

2. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УМК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

  • Программа учебного предмета «Специальность».
  • Методические рекомендации по изучению предмета.
  • Содержание предмета по годам обучения.
  • Контроль и критерии оценок изучения учебного предмета.
  • Учебная литература:
  • нотные сборники, сборники гамм и арпеджио, репертуарные сборники;
  • учебно-методическая литература;
  • электронные образовательные ресурсы.
  • Материально-техническое обеспечение учебного предмета
  • Самостоятельная работа обучающихся

3. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Программа учебного предмета «Специальность» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Гитара».
  • Цель программы: обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области гитарного исполнительства, выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на гитаре и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная, которая позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития обучающегося.

РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА:

максимальной учебной нагрузки обучающегося: – 1777 часов, в том числе

обязательной аудиторной учебной нагрузки: — 592 часов;

самостоятельной работы обучающегося: — 1185 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Тема 1. Донотный период

Постановка рук исполнителя.

Преодоление мышечных напряжений.

Координация правой и левой руки.

Подбор по слуху несложных попевок.

Развитие музыкально-слуховых представлений и памяти. Ритмические упражнения. Освоение legato.

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2. Начальный нотный период обучения

Приемы игры на инструменте. Аппояндо. Тирандо. Легато.

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 3 . Изучение произведений старинной музыки и полифонических произведе ний

Произведения старинной музыки с элементами полифонии. Старинные вариации. Куплетное рондо. Подголосочная полифония. Имитационный контрапункт.

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 4. Произведения крупной формы

Классические вариации. Рондо. Сюиты. Сонатины. Сонаты. Сонатные циклы. Инструментальные концерты.

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 5. Техническая подготовка обучающихся

Гаммы, этюды, упражнения, арпеджио, барре, стаккато, глиссандо, вибрато, тамбурин, аккорды флажолеты, пиццикато, тремоло.

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 6. Произведения малой формы

Произведения различных стилей и жанров.

Работа над произведениями кантеленного и подвижного характера. Оригинальные произведения. Переложения и аранжировки.

Обработки народных мелодий.

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 7. Концертные, характерные и виртуозные пьесы

Виды, жанры и стили пьес. Особенности формообразования. Преодоление технических трудностей в виртуозных пьесах. Выстраивание художественного образа. Программные пьесы (исполнительские задачи).

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 8. Чтение с листа

Основы чтения с листа. Освоение методов и приемов, развивающих навык чтения с листа. Чтение несложных пьес. Чтение пьес с простым аккомпанементом и/или несложных партий в ансамбле. Чтение пьес в простых формах. Воспитание музыкально-слуховых представлений. Предварительный анализ нотного текста, умение прочитать основные параметры произведения. Ритмические формулы и чтение аккордов. Умение упрощать сложную фактуру. Применение целесообразной аппликатуры.

Самостоятельная работа обучающихся

СОДЕРЖАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Четверть учебного года

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА

Обучение игре на гитаре — сложный и многогранный процесс. Урок в классе гитары является основной формой учебной работы. На преподавателя возлагается ответственная задача музыкального развития обучающегося, эстетического и нравственного воспитания. Это особенно важно, если впоследствии обучающийся собирается стать профессиональным музыкантом.

Проведение учебных занятий в классе гитары создает преподавателю необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка. Объективная оценка его возможностей: общего и физического развития, строения рук и приспосабливаемости к инструменту, музыкальных способностей обуславливает конкретные дифференцированные педагогические задачи и методы работы.

Практика показывает, что не все выпускники класса гитары обладают хорошими данными. Музыкальные способности и в особенности профессиональные данные выявляются постепенно в процессе обучения. От преподавателя требуется большое мастерство, творческая инициатива, умение терпеливо и кропотливо работать над развитием музыкальных данных детей. Успех педагогической деятельности преподавателя определяется его умением индивидуально подойти к каждому обучающемуся. Для этого необходимо систематически изучать личность ученика, знать, чем он живет и интересуется . Важно уделять внимание наиболее ценному, самобытному, что есть в его индивидуальности, а также знать недостатки обучающегося и систематически работать над их устранением.

Предмет «Специальность и чтение с листа» является основным по формированию начальных профессиональных навыков в освоении гитары (чтение нот с листа, транспонирование, аккомпанемент, ансамблевое музицирование и т.д.). Умение обучающегося самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум направлениям: развитие навыка тщательного разбора (анализа) и навыка беглого чтения с листа.

Преподавателям гитары необходимо учитывать и использовать в работе с обучающимися возможность взаимодействия с задачами других предметов, предусмотренных программой, например: сольфеджио, хоровой класс.

Кроме этого следует выделить ансамблевое музицирование как форму работы на уроке.

В документации преподавателя особое место занимают индивидуальные учебные планы, являющиеся важным документом, характеризующим процесс развития, обучающегося. При их составлении необходимо рассматривать комплекс задач, которые учитывают индивидуальные способности конкретного ребенка.

Выбор репертуара — одно из средств музыкального воспитания обучающегося. Он должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, который необходимо обновлять и расширять, включая в него лучшие произведения классиков, а также современных русских и зарубежных композиторов. Для особо одаренных детей возможно включение в индивидуальный план произведений репертуара следующего года обучения, и, наоборот, бывает педагогически оправданным включение в индивидуальный план репертуара предыдущего года. На начальном этапе занятий важно не перегрузить ребенка, создать положительную эмоциональную атмосферу, развить мотивацию к познанию и творчеству. Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и навыков игры на инструменте определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования обучающихся. Основная задача преподавателя — научить слушать, чувствовать; переживать, слушая музыку, вызывать эмоциональный отклик на исполняемое музыкальное произведение.

При правильной и объективной оценке данных ученика, разумно и педагогически верно составленном плане работы и индивидуальном подходе каждый обучающийся может успешно завершить курс обучения в музыкальной школе.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Аппликатурные обозначения. Освоение приемов апояндо и тирандо. Игра большим пальцем правой руки по открытым басовым струнам и с привлечением левой руки в средних позициях (V-VII). Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах и изучение четырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции. Нотная грамота и чтение нот в первой и второй позициях. Работа над звуком и ритмом. Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Восходящее и нисходящее легато. Ознакомление с настройкой инструмента.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 15-20 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды. Продвинутым учащимся рекомендуется освоение легких пьес с элементами полифонии, несложных вариаций, гамм в одну — две октавы в первой позиции, ознакомление с приемом баррэ.

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением, ритмом. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Повышение требовательности к качеству исполнения. Работа над динамикой. Знакомство с грифом в пределах пяти позиций, Развитие начальных навыков смены позиций и чтения нот с листа. Элементарные виды флажолетов. Развитие техники баррэ.

В течение учебного года необходимо проработать с учеником 10-15 различных произведений. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включение в план 1-2 произведения с элементами полифонии, а также изучение гамм в пределах четырех первых позиций.

Развитие музыкально- образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато, баррэ. Смешанное легато. Освоение навыка вибрации. Подготовка к изучению крупной формы.

В течение учебного года необходимо проработать с учеником 12-14 различных произведений, в том числе 1-2 полифонических пьесы, 1 произведение крупной формы, этюды на различные виды техники. Продвинутым учащимся рекомендуется изучение нетрудных мажорных гамм в аппликатуре А. Сеговии формулами i-m, и m-a, а также упражнения для развития техники арпеджио и легато.

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Развитие уверенности беглости пальцев обеих рук. Работа над динамикой, ритмом. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато. Мелизмы. Закрепление навыков игры в высоких позициях. Искусственные флажолеты.

В течение года следует проработать с учеником 12-14 различных музыкальных произведений, в том числе 2 полифонические пьесы, 1-2 произведения крупной формы, этюды. Двухоктавные минорные мелодические гаммы.

Продвинутым учащимся предлагается включать в план не менее 2 полифонических пьес, 2 произведения крупной формы, 2 этюда на различные виды техники, а также гаммы в аппликатуре А. Сеговии формулами im-ma.

Совершенствование знаний, полученных за время обучения. Подготовка выпускной программы. Повышение уровня музыкально-художественного мышления учащихся, углубленная работа над звуком и техникой исполнения. Для профориентированных учащихся необходимо освоение гамм в аппликатуре А. Сеговии дуолями, триолями, квартолями, различными аппликатурными формулами правой руки. Изучение различных по стилю и жанрам 8-10 произведений

6. КОНТРОЛЬ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Оценка качества реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Гитара» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации обучающихся.

Текущий контроль проводится в течение всего образовательного процесса в ходе проведения учебных занятий.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются академические концерты, технические зачеты, прослушивания, устные опросы, в которые рекомендуется включать вопросы по учебным предметам «Специальность», «Ансамбль».

Результаты текущего контроля выставляются преподавателем в классный журнал посещаемости и успеваемости обучающихся и определяют успеваемость обучающегося в течение учебной четверти.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов и экзаменов. Зачеты могут проводиться в форме академических концертов, технических зачетов, контрольных уроков, исполнения концертных программ. Зачеты (академические концерты, технические зачеты, контрольные уроки) в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторных занятий. Экзамены проводятся в форме переводного экзамена, исполнения концертных программ и проводятся по окончании учебного года за счет экзаменационной недели по отдельному расписанию в соответствии с учебным планом.

Итоговая аттестация результатов обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Гитара» проводится в форме выпускного экзамена, представляющего собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Обучающиеся на экзамене итоговой аттестации должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения гитарой для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

Обучающийся на экзамене итоговой аттестации должен исполнить:

  • полифоническое произведение,
  • произведение крупной формы,
  • обработку народной мелодии,
  • пьесу.

СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

  1. Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
  1. Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:
  1. Музыкальное исполнительство. Учебный предмет Специальность.

Оценка «5» (отлично):

  • артистичное поведение на сцене;
  • увлечённость исполнением;
  • художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
  • слуховой контроль собственного исполнения;
  • корректировка игры при необходимой ситуации;
  • свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
  • убедительное понимание чувства формы;
  • выразительность интонирования;
  • единство темпа;
  • ясность ритмической пульсации;
  • яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» (хорошо):

  • незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
  • грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
  • недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
  • стабильность воспроизведения нотного текста;
  • выразительность интонирования;
  • попытка передачи динамического разнообразия;
  • единство темпа.

Оценка «3» (удовлетворительно):

  • неустойчивое психологическое состояние на сцене;
  • формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
  • слабый слуховой контроль собственного исполнения;
  • ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
  • темпо — ритмическая неорганизованность;
  • слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
  • однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» (неудовлетворительно):

  • частые «срывы» и остановки при исполнении;
  • отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
  • ошибки в воспроизведении нотного текста;
  • низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
  • отсутствие выразительного интонирования;
  • метро — ритмическая неустойчивость.

7. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОТНЫЕ СБОРНИКИ, СБОРНИКИ ГАММ И АРПЕДЖИО, РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ,

Список учебной литературы:

1. Калинин В. Юный гитарист. М., 2004.

2. Педагогический репертуар гитариста. Средние классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып.1 / Сост. А. Гитман. М., 2004.

3. Хрестоматия: Гитара средние классы ДМШ ч.1/ Сост. В. Агабабов. Изд. «Кифара», 2006.

4. Школа радости. Пособие по обучению игре на шестиструнной гитаре. 2-3 годы обучения/ Сост. Л. Иванова. С-П., 2005.

5. Хрестоматия гитариста: для учащихся старших классов ДМШ: учебно – методическое пособие/ сост. и общ. Ред. Н. Ивановой – Крамской. – Рстов н/ Д: Феникс, 2007. – 106, (1) с. – (Хрестоматия педагогического репертуара).

6. Пьесы для гитары: Маленький гитарист/ Ю. Литовко. – Спб.: Союз художников, 2005.

7. Всемирный банк мелодий: Гитара – От Шопена до Жобима/ арр. Валерия Бровко. – Спб.: Азбука, 2006.

8. Хрестоматия гитариста, тетрадь вторая: Библиотека начинающего гитариста/ сост. Фетисов Г. А. – Изд. Владимира Катанского, 2006.

9. Старинные русские романсы в сопровождении гитары. – Харьков: «Фактор», 2007. – 32с.

10. Русские народные песни в переложении для шестиструнной гитары / Т. П. Иванников. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. – 54, (2) с.: ил.

11. Хрестоматия гитариста. Сонаты и сонатины. – Феникс, 2009. – 104с.

12. Хрестоматия гитариста. Старинная музыка. – Феникс, 2009. – 112с.

13. Хрестоматия гитариста. Этюды. – Феникс, 2009. – 104с.

14. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре. 2 класс. – АСТ, Сталкер, Харвест, — 2008. – 56с.

15. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре. 5 класс. – АСТ, Сталкер, 2006. – 56с.

16. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре. 4 класс. – АСТ, Сталкер, 2008. – 88с.

17. Хрестоматия юного гитариста. Для учащихся 1-3 классов ДМШ. – Феникс, 2013. – 88с.

18. Хрестоматия юного гитариста. – Феникс, 2009. – 160с.

19. Школа игры на шестиструнной гитаре. А.М. Иванов-Крамской, Феникс, 2012. – 152с.

20. Этюды технические и программные для шестиструнной гитары. 1-6 классы ДМШ и ДШИ, Олег Малков: Композитор, Спб., 2011. – 36с.

21. Нотная тетрадь юного музыканта. Класс гитары, Канунова О.А.: Феникс, 2012.

22. Хрестоматия гитариста. Пьесы.: Феникс, 2009.

23. Школа игра на гитаре.Сор. Ф.: Феникс, 2008.

24. Юному гитаристу. Хрестоматия для начинающих.: Композитор, Спб., 2004.

25. Переложения и пьесы для шестиструнной гитары, «Альбом для домашнего музицирования» №14, О. А. Копенков: Минск, 2014.

26. Иванова Л., Лёгкие пьесы для гитары: «Композитор», Спб. 2014

27. Кофанов А., Лирические пьесы для гитары: «Композитор», Спб. 2015

28. Ильин В., Альбом гитариста. Для шестиструнной гитары: «Композитор», Спб. 2014

29. Агафошин П.С. Школа игры на классический гитаре. – Переизд. – М.: Музыка. 2001

30. Дмитриева Н.Н. Нотная папка гитариста №1. Начальный этап обучения. Изд.: Дека – ВС, 2008. – 168с.

31. Дмитриева Н.Н. Нотная папка гитариста №2. Начальные классы музыкальной школы. Изд.: Дека – ВС, 2009. – 292с.

32. Дмитриева Н.Н. Золотая библиотека педагогического репертуара. Изд.: Дека – ВС, 2008. – 168с.

33. Кузнецов В. Произведения для классической гитары. Ступени к мастерству. Выпуск 1. Изд.: Владос, 2005. – 80с.

34. Иванова – Крамская Н. Школа исполнительского мастерства. Изд.: Феникс, 2009. – 160с.

35. Хрестоматия юного гитариста для учащихся ДМШ 3 – 5 классы. Изд.: Феникс, 2007. – 96с.

36. Хрестоматия юного гитариста для учащихся ДМШ 2 – 4 классы. Изд.: Феникс, 2007. – 80с.

37. Иванова – Крамская Н. Хрестоматия гитариста для учащихся 3 – 4 классов ДМШ. Изд.: Феникс, 2007. – 88с.

38. А. Катанский, Детский альбом гитариста. Тетрадь 1. Изд.: Владимира Катанского, 2006. – 32с.

39. А. Катанский, Детский альбом гитариста. Тетрадь 2. Изд.: Владими Катанского, 2006. – 32с.

40. А. Катанский, Детский альбом гитариста. Тетрадь 3. Изд.: Владими Катанского, 2006. – 32с.

41. Н. Иванова – Крамская, Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Тетрадь 4. Изд.: Классика – XXI, 2006. – 68с.

42. М. Александрова, Азбука гитариста. Изд.: «Кифара», М. 2009. – 115с.

43. М. Александрова, Латинская гитара. Пьесы для классической гитары. Изд.: «Кифара», М. 2010. – 54с.

44. М. Александрова, Испанская гитара. Изд.: «Кифара», М. 2008.

45. М. В. Александрова, Гитара. Семь шагов к мастерству. Изд.: Московская музыкальная школа имени Гнесиных, 2008. – 86с.

46. Латино – американская музыка для гитары. С. Любимые мелодии. Изд.: Феникс, 2009. – 80с.

47. Луис Милан – Собрание сочинений для гитары соло. Маэстро. Часть 1. Изд.: АСТ, Астрель, 2006. – 72с.

48. Луис Милан – Собрание сочинений для гитары соло. Маэстро. Часть 2. Изд.: АСТ, Астрель, 2006. – 94с.

49. Франсиско Таррега – Сочинения для гитары. Изд.: АСТ, Астрель, 2005. – 96с.

50. Роббер де Визе – Сюиты и танцы для гитары. Изд.: АСТ, Астрель, 2005. – 88с.

51. Ноты для гитары: Мауро Джулиани – Вариации для гитары. Изд.: АСТ, Астрель, 2005. – 112с.

52. Фернандо Сор, Маттео Каркасси – Классические этюды для гитары. Изд.: АСТ, Астрель, 2005. – 96с.

Список учебно-методической литературы:

  1. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: Справочник. – М.: Композитор, 1999. – 326 с.
  2. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. – 152 с.
  3. Информационные бюллетень «Народник» № 1-58./Ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров. – М.: Музыка, 1998-2007.
  4. Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI, 2006, — 200 с.
  5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
  6. Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебно-методическое пособие. – И.: Катанский, 2008. – 248 с.
  7. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
  8. Ноуд Фредерик. Самоучитель игры на гитаре. – М.: Астрель, 2005. – 270 с.
  9. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор. – 189 с.

10.Сор Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: 2007, — 165 с.

11.Шумидуб А. Школа игры на гитаре.- М.: Шумидуб, 2002, — 127 с.

  1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1934, 1938, 1983, 1985.
  2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978.
  3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М., 2002.
  4. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. М.,2004.
  5. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л., 1973.
  6. Бирмак А. О художественной технике пианиста. М., 1973.
  7. Браудо И. Артикуляция. Л., 1973.
  8. Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. М., 2004.
  9. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. М., 2002.
  10. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1995, 1999, 2002.
  11. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. М., 2003.
  12. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961.
  13. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., 2006
  14. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.,1964-2002.
  15. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1964-2002.
  16. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991.
  17. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М., 2004.
  18. Коган Г. Работа пианиста. М., 2004.
  19. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1987.
  20. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М., 2004.
  21. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.,1977-1987.
  22. Фейгин М. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. М., 1973.

23.Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. М.,2004.

24.Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. М., 2004.

25.Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., 2006.

26.Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М., 2004.

27.Коган Г. Работа пианиста. М., 2004.

28.Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М., 2004.

8.. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Материально-техническое обеспечение предмета «Специальность» при реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Гитара» дает возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.

Реализация учебного предмета Специальность и чтение с листа» требует наличия:

  • учебной аудитории для индивидуальных занятий площадью не менее 12 кв. м.,
  • зала для концертных выступлений,
  • нотной библиотеки.

Оборудование учебной аудитории: 2 гитары. Технические средства обучения: пюпитр, подставка под ногу, метроном, тюнер, зеркало, музыкальный центр, наличие аудио и видеозаписей, шкаф для нот.

В Учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена ФГТ дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Гитара». Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Специальность» определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности, которую определяет сам преподаватель.

Самостоятельная работа предусматривает выполнение домашнего задания обучающихся, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, концертно-просветительской жизни школы,

Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебной, учебно-методической и нотной литературой, аудио и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по учебному предмету.

В результате самостоятельной работы у обучающихся развиваются способности к музыкальной деятельности: понимание формы, композиции содержания. Дети становятся самостоятельными, способными проявлять творческие наклонности, создавать интересный, выразительный, яркий музыкальный образ. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения осуществляется их эстетическое воспитание.

Важным стимулом для самостоятельного творчества является положительное отношение преподавателя к обучающемуся. Для развития самостоятельного творчества необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которым ребенок обучается непосредственно на уроке, а приобретенные навыки использует для самостоятельных занятий дома.

Целесообразно освоить такой навык самостоятельной работы, как умение обучающегося слушать себя при исполнении музыкальных произведений.

Необходимо научить ребенка самостоятельной работе над свободными исполнительскими движениями. Обучающийся, усвоивший правильные пианистические приемы, играющий свободно и непринужденно, всегда имеет возможность лучше и ярче слышать свое исполнение.

Важный навык самостоятельной работы – это сознательное усвоение ритма, который должен увязываться с конкретным музыкальным звучанием.

В процессе обучения игре на гитаре с музыкальными образами следует увязывать динамику. Часто домашним заданием является указание динамических оттенков в конкретном произведении. Музыка с правильно расставленной динамикой будет ярче, выразительнее. Данная работа поможет обучающемуся понять, как произведение должно звучать.

Систематичность в развитии навыков самостоятельной работы, обучающихся способствует качественному учебному процессу. Воспитав у обучающихся волю и любовь к труду, научив их планомерно работать над музыкальными произведениями, преподаватель достигнет положительных результатов.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1.Калинин В. Полька

Р.н.п. «Как у наших у ворот»

2.Укр. н. песня «Нич яка мисячна»

Санз Г.Старинный испанский танец Вильяно

3. Карулли Ф. Вальс

1.Паганини Н. Вальс

Калинин В. «Маленький испанец»

2. Мертц Й. Чардаш

Р.н.п. «Утушка луговая», обр.А. Иванова-Крамского

3. Де Визе Р. Менуэт

Паганини Н. Сонатина Фа мажор

1. Павлюченков В. «Голубая лагуна»

Р.Н.П. «Пойду ль я, выйду ль я» обр. Иванова–Крамского

2. Молино Ф. Рондо до мажор

3. Неизв. Автор Жига Ре мажор

Кост Н. Рондолетто

2. Роч П. Хабаненра

Санз Г. Эспаньолета и Руджеро

3.Р. де Визе Пассакалия

Лауро А. Венесуэльский вальс («Негрито»)

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Санз Г. Прелюдия ми минор

Анидо М. Аргентинская мелодия

2. Р.Н.П «У ворот, ворот», обр. Иванова-Крамского

Источник

Читайте также:  Две тетери муз м щеглова сл народные ноты
Оцените статью