Учебно тематический план фортепиано

Рабочая программа по предмету » Общее фортепиано.»
рабочая программа по музыке на тему

Скачать:

Вложение Размер
364193.docx 18.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Детская искусств им. Б. Н. Молчанова.»

по предмету «Общее фортепиано»

Составила: преподаватель Неверли Галина Вениаминовна

г. Дудинка 2014 г.

3.Контроль и учет успеваемости.

4.Годовые требования.7-летнее обучение

6.Годовые требования. 5-летнее обучение.

7.Список методической литературы.

Предмет «Общее фортепиано» наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально- педагогического воспитания учащихся-инструменталистов ДШИ.

Данная рабочая программа представляет собой учебный курс по предмету «Общее ф-но» для учащихся 1-7 классов оркестрового, струнно-народного и народного отделений. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, муз. грамота).

Составлена программа на основе программы «Класс общего ф-но» для детских музыкальных школ, разработанная министерством культуры (1966, 2003); Программа представляет собой адаптированную программу на базе типовой семилетней программы для учащихся ДШИ, с учетом их уровня подготовки.

Отличием данной программы от традиционной является возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, муз. способностям и др. индивидуальным данным.

Обоснованием необходимости и внедрения программы является то, что дети в ДШИ принимаются без конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований. Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе, посещение кружков, интернет- все это отвлекает детей от занятий музыкой. Отсутствие дома фортепиано не позволяет детям подготовиться к уроку дома.

Цель и задачи данного курса :

-Обучение игре на ф-но и овладение им как вторым инструментом (дополнительным к основному).

-Развитие муз. способностей, приобретение основных исполнительских навыков игры на фортепиано, исполнение произведений различных жанров и стилей, приобретение навыков ансамблевой игры и необходимых навыков для самостоятельного музицирования, чтение с листа.

— -Помощь в освоении других дисциплин: сольфеджио, муз. литература, хор (умение исполнить на инструменте сольфеджируемый номер, фрагмент изучаемого на муз. литературе произведения знание клавиатуры и т.д.)

В процессе занятий по общему ф—но учащийся овладевает техническими приемами игры на ф— но (двигательные навыки, приемы звукоизвлечения), а также учится правильно понимать характер исполняемых произведений.

Занятия с учащимися проводятся в соответствии с индивидуальным планом, составляющимся по полугодиям и рассчитанного в большей степени на работу на уроке, чем на домашнюю работу. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки.

Учитывая, что далеко не все учащиеся имеют хорошую муз. память, на зачетах разрешается исполнять произведения по нотам. Это позволяет пройти по нотам большее количество полезных и интересных пьес, что гораздо важнее, чем тратить огромные усилия и массу времени на запоминание наизусть.

Работа начинается со знакомства с клавиатурой, постановки рук, знакомства с элементарными приемами звукоизвлечения. Со второго года обучения изучаются гаммы в ознакомительном порядке.

Неотъемлемой частью занятий по общему ф-но с первого года обучения является чтение нот с листа.

Кроме работы над произведениями, подбора по слуху, чтения с листа часто на уроке общего ф-но уделяем внимание заданиям по сольфджио (проигрывание номеров, подбор песенок, построение аккордов, интервалов и т.д.)

Обучение рассчитано на семь лет. Занятия проводятся индивидуально по 0,5(1) академ. часа в неделю. Индивидуальная форма занятий позволяет проводить работу с учетом возможностей каждого ученика.

Обучение ведется по следующим направлениям:

1.Изучение классического репертуара (учитывая индивидуальные способности учащихся, а также то, что данный курс – дополнительный и на него запланировано меньше учебного времени, поэтому и репертуарные требования могут быть на 2-3 класса ниже).

2.Исполнение популярной музыки в переложении для ф—но.

3.Техническое развитие (этюды, гаммы).

4.Чтение с листа.

5.Приобретение навыков ансамблевой игры(с педагогом или учеником).

6.Развитие творческих способностей (подбор по слуху).

7.Самостоятельная работа над произведением, начиная от разбора текста до его исполнения.

Источник

Календарно-тематическое планирование для обучения игре на фортепиано

специалист в области арт-терапии

1-й класс
На начальном этапе обучения с изучением нотной грамоты педагог занимается с учащимся подбором по слуху, пением песенок. С первого урока – знакомство с фортепиано. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 20-30 мелких произведений, освоить основные приёмы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более подвинутых учащихся) лёгкие сонатины и вариации Возможны разные варианты экзаменационных программ. На каждом уроке ведется запись в рабочей тетради « Сольфеджио — 1 класс» Ф.Г. Калинина.

2 класс
Требования на год:1- 2 полифонических произведения, 2 крупные формы, на усмотрение педагога, 2-4 этюда, 4-6 пьес. Чтение с листа, игра ансамблей, работа над гаммами и упражнениями.

На каждом уроке ведется запись в рабочей тетради « Сольфеджио — 2 класс» Ф.Г. Калинина

3 класс
Требования совпадают со вторым классом, но с учётом усложнения программ. 1-2 полифонических произведения, 2 крупные формы, 4 этюда, 4-5 пьес (среди них обязателен ансамбль ). С 3-го класса учащиеся начинают сдавать гаммы в классе, в рабочем порядке. Требования к гаммам: на 2-4 октавы, в прямом и противоположном движении, аккорды, короткие и длинные арпеджио, хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение педагога.

На каждом уроке ведется запись в рабочей тетради « Сольфеджио — 3 класс» Ф.Г. Калинина

4 класс
Обязательные требования: полифония — прелюдия; 4-5 этюдов на разные виды техники, 3-5 пьес, произведения крупной формы. Требования к переводному экзамену: полифония, этюд, крупная форма, пьеса.

На каждом уроке ведется запись в рабочей тетради « Сольфеджио — 4 класс» Ф. Г. Калинина

Календарно- тематическое планирование

обучению музыкальной грамоте и игре на фортепиано 1 класс

педагога Труниной С.М.

Основные понятия изучаемые на уроке

Нотный стан. Скрипичный ключ.

Нотописец. Сказка о нотном стане и скрипичном ключе с.40-45

Упражнения на постановку пальцев.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе.

Запись нот на нотном стане с.6 ( рабочая тетрадь)

Учебник «Общее фортепиано» -упражнения

Ноты первой октавы в скрипичном ключе.

Запись нот на нотном стане с.7, 9

Учебник «Общее фортепиано» -упражнения 5 – 9 стр.6

Правописание целых и половинных нот стр.4

Хрестоматия « 125 новых пьес» Поезд проходит мимо №2, До,ре,ми №3, упражнения -5 – 9 стр.7

Длительности нот. Размер.

Правописание четвертных нот стр.4

Упражнения 1-4 стр.8

Лягушка № 4, Кошечка№ 5.

Длительности нот. Размер.

Закрепление понятий половинная и четвертная нота стр.12

Упражнения 5 -9 стр.8, Дождик №6, Спи, дружок №7.

Длительности нот. Размер.

Правописание восьмых стр.5

Упражнения стр.20 Пирожки №19,

Грачи № 22, Задумала бабушка

Правописание пауз и чтение текстов с паузами.

Хрестоматия « Юный пианист» — № 1, 3, 4. 16.

Ноты второй октавы в скрипичном ключе.

Запись нот на нотном стане стр. 7 № 11 -16.

Этюд № 27,28 Хрестоматия « 125 новых пьес»

Ноты второй октавы в скрипичном ключе.

Закрепление знаний по теме -ноты второй октавы в скрипичном ключе, паузы.

Этюд №27,28, Гамма до мажор.

Хрестоматия « 125 новых пьес»

Ноты второй октавы в скрипичном ключе.

Закрепление знаний по теме — ноты второй октавы в скрипичном ключе, паузы.

Хрестоматия « 125 новых пьес» Этюд №27,28,

Воробей № 44 Хрестоматия « Юный пианист»

Знаки: диезы, бемоли, бекары.

Запись знаков при ключе стр.5.

Капельки № 6, Ежик №7, Ручеек№11, Хрестоматия.

Ноты малой октавы

Запись нот малой октавы

Новогодняя № 13, Этюд № 28.

Ноты малой октавы

Творческая работа стр.9 №20-22.

Этюд № 67. Гамма до мажор.

Ноты в скрипич-ном ключе.

Этюд № 67. Гамма до мажор.

Ноты в скрипич-ном ключе.

Упражнения для игры двумя руками.

Сказка – урок №27 «Первое музыкальное путешествие»

Запись ключа стр.4

Два маленьких упражнения

№ 42 Хрестоматия « 125 новых пьес»

Ноты в басовом ключе.

Запись нот в басовом ключе №1-4 стр.10

Этюд № 18, Украинская песня №19 legato, staccato. Хрестоматия.

Ноты в басовом ключе.

Запись нот в басовом ключе № 5 — 7

Этюды № 24, 25. Хрестоматия.

Ноты в басовом ключе.

Запись нот в басовом ключе № 8 — 10

Этюд № 43. Хрестоматия.

Ноты в басовом ключе.

Этюд № 43 Хрестоматия.

Запись шестнадцатых нот стр.5, legato, staccato.

Источник

ПРОГРАММА ПО ФОРТЕПИАНО
рабочая программа по теме

Рабочая программа по фортепиано, расчитанная на детей обучающихся в системе дополнительного образования!

Скачать:

Вложение Размер
programma_dlya_sviblovo2.doc 341 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

Государственное образовательное учреждение города Москвы

Центр детского творчества «СВИБЛОВО»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Образовательная программа дополнительного образования детей

Возраст детей: 7 – 14 лет

Срок реализации: 5 года

Педагог дополнительного образования

Емцева Анна Сергеевна

Музыка — неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Она, по выражению Стендаля, «…единственный вид искусства, проникающий в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум».

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного.

Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познаёт окружающую действительность, но и осознает и, утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом. Направленность данной программы можно определить как художественно – эстетическая .

Не отдельные дети, а любой ребенок имеет право на музыкальную культуру. Нет детей без «слуха», а «слух» нельзя отождествлять с музыкальностью. Нет детей без воображения, как и не способных выразить свое воображение в творчестве. Верить в ребенка очень важно в интересах не только его интеллектуального, но и эстетического развития. Музыка близка эмоциональной натуре детей. Стремясь к гармоничному воспитанию ребёнка, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.

В музыкальных коллективах учреждений дополнительного образования занимаются все дети, желающие научиться играть на музыкальном инструменте, и главным условием приема являются желание. Дети, выбирающие занятия по фортепиано, не ставят своей целью сделать музыку своей профессией, поэтому важно, чтобы искусство вошло большей частью в жизнь ребенка, заняло значительное место в его духовном мире. И если встает вопрос, а нужно ли обучать детей игре на инструменте, то, конечно, ответ будет звучать утвердительный. Ведь занятия искусством развивают фантазию, будят воображение, артистичность, интеллект.

Педагог, которому доверено музыкальное образование и воспитание ребёнка, должен с самого начала интересно и увлекательно построить музыкальные занятия, потому что нередко именно от первых месяцев занятий зависит, станет ли музыка другом и радостным спутником человека или же он останется к ней равнодушным.

Данная программа является модифицированной . В ее основе лежат «Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ ДОД» редактора-составителя А.В.Егоровой по специальности «Великая радость творчества» Е.И. Ощепковой, Т.Н. Семеновой, а также методическое пособие автора-составителя Л.Н. Буйловой «Проектирование образовательных программ в учреждениях ДОД».

Творчество — актуальная потребность детства.

Все родители хотят, чтобы их дети были гениями. Каждый ребенок одарен своим особым даром и отличается от остальных. Но это не означает, что вы не можете сделать его или ее «мастером на все руки». Фортепиано — это тот ответ, который вы, возможно, искали, чтобы сделать вашего ребенка успешнее как в школе, так и в жизни.

Недавние исследования обнаружили связь между обучением игре на фортепиано и общими жизненными навыками у детей. Вот несколько причин, почему вы должны отдать своих детей учиться на фортепиано, и каждая из этих причин была установлена в ходе научных исследований, так что вы можете быть уверены, что это не обман.

Индивидуальное занятие с ребенком является основой саморазвития личности. Исследования показали, что дети, которые учатся играть на фортепиано, имеют более позитивный взгляд на вещи, на жизнь, чем их «немузыкальные» сверстники. Причина была обусловлена навыками, необходимыми для игры на этом инструменте.

Для начинающих игра на фортепиано может быть трудной задачей. Дети, которые берут уроки игры на фортепиано, учатся преодолевать эти трудности, обретают уверенность и способность решать многие проблемы в жизни, благодаря позитивному мышлению.

Всем известно, что игра на пианино или рояле требует координации рук и глаз, что улучшает общую координацию в человеке. Тем не менее, исследования также показали, что игра на фортепиано повышает общий коэффициент ловкости (проворности, сноровки). Так как во время игры руки должны двигаться независимо друг от друга. Дети, которые проходят обучение, имеют большую проворность, чем остальные.

Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки. Необходимо научить ребенка правильно распределять свое время, поэтому приходится часто, особенно, с младшими школьниками, составлять режим дня, чтобы ребенок успевал совмещать школьные задания, занятия спортом и задания по фортепиано. Было замечено, что обучающиеся игре на фортепиано лучше концентрируются в классе и со временем входят в число лучших учеников в школе.

Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, исполняя нотный текст. Кроме того — музыкант, пусть даже начинающий — это артист, он должен управлять эмоциями, использовать их, уметь справляться с волнением, владеть собой. Независимо от того, станет ли в будущем ребенок музыкантом или нет, эти качества пригодятся в любой области.

На занятиях фортепиано ребенок знакомится с музыкальным языком, где, как и в литературном языке есть предложения, фразы, мотивы. Учится при помощи звуков произносить выразительно музыкальную фразу, передавая разные настроения. Описывая на первом этапе словами музыкальную пьеску, ребенок расширяет свой словарный запас, эмоционально реагируя на звучащую музыку. Замечено — играющие и поющие дети лучше разговаривают и пишут.

Занятия в классе фортепиано развивают коммуникативные навыки, особенно это необходимо при игре в ансамбле в 4 руки, когда нужно достичь общности ритмического пульса, синхронности при взятии и снятии звука и др. Ансамблевое исполнение способствует развитию аналитической, логической, рациональной памяти. Музицирование в ансамбле способно сыграть значительную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления и интеллекта.

Игра пьес разного характера и настроения позволяет осознавать связь музыки с жизнью, ведь в жизни рядом идут радость и грусть, веселье и печаль, серьезность и шаловливость.

Дети, которые обучаются игре на фортепиано, развиты более разносторонне. Они имеют гораздо более широкую перспективу жизни, поскольку подвергаются воздействию различных стилей музыки в юном возрасте. Это делает их более восприимчивыми к различным вещам в жизни. От урока к уроку ребенок достигает определенных положительных результатов и это дает ему уверенность в своих силах.

В вышесказанном заключается педагогическая целесообразность данной программы. К новизне программы можно отнести то, что с ее помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной социализации в жизни.

Обучение фортепиано проходит в тесной взаимосвязи с таким неотъемлемым предметом музыкального цикла как сольфеджио что, несомненно, приносит пользу обучающимся, обогащая их познания, и педагогам, помогая достигнуть поставленных целей.

В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности пианистического аппарата ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики.

В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, её методические установки характеризуются рядом особенностей :

1. Индивидуальный подход к каждому ребенку;

2. Гибкость, как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации;

3. Раскрепощение инициативы ребенка;

4. Работа и тесный контакт педагога с родителями воспитанника.

Набор в группу обучения игре на фортепиано — свободный. Задача педагогов дополнительного образования — учет индивидуальных интересов и склонностей обучающихся, раскрепощение творческих способностей, чему способствует дифференциация обучения.

Цель данной программы — развитие творческих основ и исполнительских способностей ребенка.

Эстетическая: привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании художественного вкуса;

Познавательная: дать обучающимся необходимый объём знаний, умений и навыков в игре на фортепиано, а так же необходимый объем теоретических знаний (в т.ч. сольфеджио);

Развивающие: развить музыкальные способности, интерес к инструментальному исполнительству, беглость пальцев, а так же музыкальный слух, память, чувство ритма и умение анализировать музыкальные произведения;

Формирующая: сформировать у обучающихся практические умения и навыки (правильная посадка за инструментом, постановка рук, чтение с листа, импровизация, овладение инструментом, игра в ансамбле);

Интеллектуальная: повысить уровень знаний детей в области музыкальной культуры, развить их музыкальные представления и художественный вкус;

Воспитательная: воспитать у детей эстетический вкус, навыки исполнения музыки, художественное мышление, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за результат.

Образовательные: познакомить детей с инструментальной музыкой русских и зарубежных композиторов, различными стилями музыки, о бучить сопоставлять музыкальные произведения с окружающей действительностью, с другими видами искусства.

Для наиболее глубокого раскрытия возможностей детей и максимального развития творческого потенциала ребёнка в данной комплексной программе предусмотрено изучение образовательных предметов, формирующих у детей основы музыкальных знаний и навыков (игра на фортепиано и фортепианный ансамбль).

Основная форма обучения — индивидуальное занятие.

Дополнительными формами занятий являются:

— прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений профессиональных исполнителей;

— посещение концертных залов, музеев, театров с последующими тематическими беседами с воспитанниками;

— творческие встречи и обмен концертными программами с различными детскими коллективами;

— концертные выступления и конкурсные поездки.

Методы обучения игре на фортепиано.

Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ребенка — основной метод воздействия при обучении игре на любом инструменте. Дополнительные способы – словесные пояснения, показ двигательных приемов и т.д.

В студии используются следующие основные формы занятий с обучающимися по фортепиано:

1. Индивидуальные занятия (игра на инструменте, обучение нотной грамоте);

2. Игра в ансамбле.

Указанная программа определяет приоритеты художественно-эстетического воспитания ребенка и общественную значимость творческой деятельности детей.

Подобная структура даёт возможность преподавателю не только подготовить ребенка к дальнейшему инструментальному исполнительству, но и обеспечить его достаточным объёмом теоретических и практических знаний и умений для дальнейшей творческой реализации.

Данная программа освещает наиболее важные проблемы фортепианного обучения, рассматривает различные формы занятий по развитию творческих способностей ребёнка.

Настоящая программа должна дать необходимые будущему пианисту практические знания принципов анализа стилевых, жанровых особенностей музыкального произведения, принципов сопоставления особенностей артикуляции, динамики, метроритма, фразировки, агогики, педали в полифонии, крупной форме, пьесах, этюдах различных авторов.

Обучение ведется по следующим направлениям:

— овладение навыками игры на инструменте;

— приобретение необходимого минимума классического репертуара;

— техническое развитие (изучение основных технических приемов на материале этюдов, гамм, арпеджио);

— аккомпанемент (в качестве ознакомления);

— развитие творческих способностей учащихся и приобретения необходимых навыков для самостоятельного музицирования;

— подбор по слуху, «досочинение» мелодии, импровизация;

— игра аккордов, аккомпанемента, мелодии с аккомпанементом по буквенным обозначениям;

— овладение навыками игры в ансамбле;

— исполнение популярной музыки в переложении для фортепиано.

Данная программа рассчитана на учащихся от 7 до 14 лет для обучения в Студии детского творчества «Сюрприз». Период базового обучения — 5 лет. При желании ребенка обучение может быть продолжено по углубленной (предпрофильной) программе.

Форма занятий – индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 мин.

Домашние и классные занятия проходят на фортепиано. Наличие домашнего инструмента обязательно.

Наличие музыкального слуха, чувства ритма, память проверяется при поступлении в коллектив.

I этап — начальный — 1 год обучения.

Основная задача начального обучения — введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной форме.

Педагог должен создать на занятии непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать воображение. При этом он обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, и воспитывать музыкой.

На этом этапе обучения создается фундамент, на котором строится все дальнейшее развитие ребенка. Он включает в себя приобретение начальных навыков игры на фортепиано, первоначальных музыкально — теоретических знаний, развитие музыкального мышления.

Первыми произведениями в репертуаре ребенка становятся народные детские попевки и песенки со словами, помогающими подстроить его слух на осмысленное восприятие мелодической интонации. В дальнейшем, для активизации слухового восприятия, используется словесная подтекстовка мелодии, соответствующая ее интонационному и ритмическому характеру.

Учитывая желание ребенка скорее исполнить музыку, на занятиях используются ансамбли с педагогом. Ансамблевая игра помогает развитию чувства метроритма, элементов полифонического слышания, а также помогает наладить личностный контакт педагога с обучающимся.

II этап — этап основного обучения, рассчитан на 3 года обучения.

На этом этапе обучения у воспитанника появляется способность к опосредованному познанию музыки, в котором сочетаются образно-эмоциональное и логически-смысловое ее восприятие. Арсенал средств педагогического воздействия обогащается элементами анализа выразительных возможностей музыки и ее инструментального воплощения.

На этом этапе обучения также важное место занимает формирование пианистического аппарата ребенка. Сложность работы над техникой заключается в том, что она наиболее трудоемка, ведь музыка — это большой труд. Нейтрализовать эту негативную сторону обучения можно лишь пробуждением интереса не только к самой музыке, но и к повседневному труду за инструментом. В процессе преодоления этих трудностей и воспитывается личность ребенка. Умение самостоятельно работать дома формируется под воздействием педагога и при его систематическом наблюдении. В этом деле желательна помощь родителей. Постоянная взаимосвязь с семьей позволяет избежать возможных конфликтных ситуаций. В союзе с родителями легче создать их эстетическую среду, которая благоприятствует и музыкальным занятиям, и духовному постижению музыки.

Интересы детей часто не исчерпываются произведениями традиционного детского репертуара. Они хотят расширить его полюбившимися песнями современных композиторов прошлых лет, знакомой музыкой из кинофильмов и мультфильмов. Это стремление поощряется педагогом.

На II этапе обучающийся умеет пользоваться различными исполнительскими штрихами, педалью, умеет выделять основные фактурные функции (мелодию, аккомпанемент), пользоваться разными динамическими градациями, осмысливать и передавать характер музыкального произведения, знает – различные музыкальные стили. Задачей 2 этапа обучения является воспитание навыков практического использования полученных знаний, формирование навыков чтения с листа, умения транспонировать простейшие мелодии. Этот этап обучения открывает путь дальнейшему самостоятельному развитию, обучающийся стремится к овладению навыками концертного выступления.

В процессе обучения важную роль играет ансамблевое исполнение. Это может быть ансамбль педагога и ребенка, дети одного или разных уровней подготовленности. Ансамбль дает возможность расширить музыкальный кругозор, сформировать звуковую культуру исполнения.

III этап — 5 год обучения — этап совершенствования музыкального исполнительства.

На этом этапе обучающийся совершенствует свое владение различными исполнительскими штрихами, педалью, умеет выделять основные фактурные функции (мелодию, аккомпанемент) и грамотно их исполнять, пользоваться разными динамическими градациями, осмысливать и передавать характер музыкального произведения, знает – различные музыкальные стили и умеет их исполнять.

Задачей этого этапа обучения является совершенствование всех полученных теоретических знаний и практических навыков исполнения. Этот этап обучения открывает путь дальнейшему самостоятельному развитию.

Задания 5 года направлены на закрепление и подведение итогов обучения воспитанников, которые уже владеют достаточно полным объёмом знаний и навыков.

Дальнейшее обучение может строиться по индивидуальному образовательному маршруту как предпрофильное (по желанию обучающегося).

По окончании пятилетнего обучения по данной программе ребенок будет:

Знать: о музыке, как виде искусства; о жанрах, стилях, направлениях в музыке; о композиторах разных эпох, внесших вклад в развитие мировой музыкальной культуры. О разнообразии музыкальных инструментов (струнные, духовые, ударные, народные).

Уметь: слышать, понимать и анализировать музыку, аккомпанировать и подбирать. Разбираться в жанрах, стилях, направлениях произведений, уметь определять эпоху услышанного произведения.

Освоит: навыки звукоизвлечения , педализации, технические навыки, навыки ансамблевой игры.

Основная форма обучения — индивидуальные занятия. Обучение игре на фортепиано — 2 часа в неделю.

Обучение в условиях учреждения дополнительного образования основано на добровольности, инициативе самих учащихся. Поэтому образовательная программа нацелена на обеспечение удовлетворения индивидуальных интересов и запросов всех обучающихся, независимо от их способностей.

Важная роль в процессе обучения отводится ансамблю. Занятия ансамбля проводятся на I этапе 0,5 часа в неделю на один ансамбль, на II и III этапах — по 1 часу в неделю на один ансамбль.

Ансамблевые занятия способствуют развитию чувства ритма и гармонического слуха, а также расширяют музыкальный кругозор об учающихся и обогащают исполнительскую практику, так как переложения для четырехручного исполнения делают доступным по сложности большое количество музыкальной литературы.

По окончании I этапа обучения воспитанник будет

  1. регистры, названия октав;
  2. скрипичный и басовый ключи;
  3. запись нот малой, первой, второй октав;
  4. деление длительностей и пауз;
  5. такт, простые размеры;
  6. знаки увеличения длительности;
  7. штрихи;
  8. динамические оттенки;
  9. понятия темп, лад.
  1. правильно сидеть за инструментом;
  2. находить на клавиатуре звуки (в диапазоне: малая — вторая октавы);
  3. воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей);
  4. читать ноты (в диапазоне: малая — вторая октавы).

У обучающегося будут воспитаны:

  1. эмоциональное восприятие музыки;
  2. интерес к музыкальным занятиям;
  3. стремление передать характер музыкального произведения в своем исполнении;
  4. культура поведения на занятиях.
  1. элементарный звуковысотный слух;
  2. ладовое чувство (определение на слух — ладовой окраски, законченности или незаконченности музыкального построения);
  3. элементарное чувство ритма.

Ожидаемые результаты II этапа обучения.

  1. основы сольфеджио;
  2. особенности игры на инструменте;
  3. стилистические особенности исполнения полифонии, крупной формы, произведений эпохи романтизма, реализма и др.;
  4. технические приемы исполнения гамм, арпеджио, аккордов и этюдов;
  5. строение музыкальной формы, фразировки;
  6. основы педализации.
  1. играть аккомпанемент (в качестве ознакомления);
  2. подбирать по слуху, «досочинять» мелодии, импровизировать;
  3. играть аккомпанемент, мелодии с аккомпанементом по буквенным обозначениям;
  4. играть в ансамбле;
  5. читать с листа;
  6. транспонировать мелодии;
  7. исполнять популярную музыку в переложении для фортепиано;
  8. играть произведения различных стилей и различной сложности.

У обучающегося будут воспитаны:

  1. направленное внимание;
  2. технические приемы на материале этюдов, гамм, арпеджио);
  3. навыки игры в ансамбле;
  4. навыки самостоятельного творчества;
  5. эмоциональное восприятие музыки.
  1. индивидуальность, характер воспитанника;
  2. свой исполнительский стиль;
  3. артистизм и сценическая свобода;
  4. музыкальный вкус;
  5. технические навыки игры на фортепиано.

Ожидаемые результаты III этапа обучения:

  1. основы сольфеджио;
  2. особенности игры на инструменте;
  3. стилистические особенности исполнения полифонии, крупной формы, произведений эпохи романтизма, реализма и др.;
  4. технические приемы исполнения гамм, арпеджио, аккордов и этюдов;
  5. строение музыкальной формы, фразировки;
  6. основы педализации.
  1. подбирать по слуху, «досочинять» мелодии, импровизировать;
  2. играть аккомпанемент по нотам, мелодии с аккомпанементом по буквенным обозначениям;
  3. играть в ансамбле;
  4. читать с листа;
  5. транспонировать мелодии;
  6. исполнять популярную музыку в переложении для фортепиано;
  7. играть произведения различных стилей и различной сложности;
  8. играть с педалью.

У обучающегося будут воспитаны:

  1. направленное внимание;
  2. технические приемы на материале этюдов, гамм, арпеджио);
  3. навыки игры в ансамбле;
  4. навыки самостоятельного творчества и музицирования;
  5. эмоциональное восприятие музыки;
  6. навыки практического использования полученных знаний, открывающих путь дальнейшему самостоятельному развитию;
  1. индивидуальность, характер воспитанника;
  2. свой исполнительский стиль;
  3. артистизм и сценическая свобода;
  4. музыкальный вкус;
  5. мелодическое, гармоническое, полифоническое мышление;
  6. технические навыки игры на фортепиано;
  7. самостоятельность и самоконтроль в работе;

Система оценки результатов учебной работы.

I полугодие — контрольное занятие (2 разнохарактерные пьесы).

II полугодие – открытое занятие.

I полугодие — зачет (2 разнохарактерные пьесы).

II полугодие — экзамен (2 разнохарактерные пьесы и по желанию учащегося полифония или ансамбль).

В течение года во II и III этапах проводится технический зачет (игра гамм и этюдов).

I полугодие — зачет (не менее 2 пьес).

II полугодие — экзамен (2 разнохарактерные пьесы и ансамбль, полифония или крупная форма).

В течение учебного года в коллективе проводятся не менее двух отчетных концертов и двух зачетов. Результаты контрольного занятия, зачета или экзамена заносятся в индивидуальный план учащегося.

Критерии оценки — зачет/незачет

(в соответствии с программными требованиями по этапам обучения)

  1. уровень сложности музыкального произведения;
  2. выразительность исполнения;
  3. глубина содержания;
  4. ощущение чувства формы;
  5. ощущение чувства ритма;
  6. владения техническими навыками.

Требования к ансамблевому исполнению:

  1. техническая сложность произведения;
  2. музыкальность исполнения;
  3. взаимодействие в процессе исполнения.

Условия реализации программы.

Основная форма обучения — индивидуальные занятия, проводятся два раза в неделю по 45 минут. Программа будет реализована при совместном сотрудничестве педагога, родителей и обучающегося.

Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:

а) Наличие светлого, проветренного, удобного помещения с температурным режимом, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам;

б) Хорошо настроенный инструмент;

в) Удобный стул и подставки на стул и под ноги с учетом разного возраста детей;

г) Интерактивная доска или DVD.

е) Учительский стол.

Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:

а) Нотный материал;

б) Дидактические материалы;

в) Иллюстративные материалы;

г) Портреты и биографии композиторов;

д) Иллюстрации музыкальных инструментов;

е) Набор карточек с индивидуальным заданием по темам;

з) Сценарии проведения тематических концертов.

1.Тестирование, опрос или устный зачет.

2.Участие в конкурсных и концертных программах.

3.Зачеты и экзамены.

а) Систематическая настройка инструмента

б) Доступ в зал (для проведения репетиций, концертов и конкурсов).

  1. Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Источник

Оцените статью