Учебное пособие для аккордеона

Литература, пособия для баяна и аккордеона

самоучители, книги, литература,
пособия для ДМШ, музыкальных училищ, ВУЗов


Г.Благодатов
Русская гармоника
очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре
«МУЗГИЗ», 1960г.
DjVu

Глава I
Что такое гармоника. Проникновение гармоники в Россию. Возникновение гармонного промысла в России и его организация. Конструкция первых гармоник и их музыкально-исполнительские возможности. Первые русские однорядные гармоники: тульская, саратовская, череповецкая, ливенская, вятская тальянка, смоленская немка, елецкая разладная. Сибирская гармоника. Первые двухрядные гармоники: бологоевская, касимовская поповка. Первые школы и самоучители для гармоники. Хроматическая гармоника Н.Белобородова. Гармоника в симфоническом оркестре

Глава II
Ведущая роль двухрядной гармоники в 90-е годы XIX века. Самоучители для гармоники П. Невский — пропагандист однорядной гармоники, его исполнительская и педагогическая деятельность. Венская двухрядная гармоника. Репертуар гармоники по самоучителям и школам. Роль гармоники в деревне. Хроматические гармоники: черепашка «Варшавского, «Реформа», елецкая рояльная, баян. Влияние конструкции хроматической гармоники на двухрядку

Глава III
Гармоника в годы гражданской войны и восстановительного периода. Издания музыкальной литературы для гармоники. Стремление использовать гармонику в агитационно-просветительной работе. Инициатива ВЛКСМ. Конкурсы и смотры народных музыкантов. Первые опыты реорганизации гармонной промышленности.
Изучение гармоники, Фонографические записи игры гармонистов. Реорганизация издательской деятельности. Первые советские оригинальные сочинения для гармоники.

Глава IV
Расцвет советского искусства в 30-е годы. Реконструкция гармонной промышленности. Употребительные типы гармоник. Искусство колхозных гармонистов. Творческие портреты исполнителей. Усвоение новой советской песни в деревне. Пособия для колхозных гармонистов. Колхозные олимпиады. Гармоника в городской самодеятельности. Педагогическая литература и оригинальные сочинения для гармоники. Выдающиеся исполнители. Оркестры гармонистов. Гармоника в смешанных ансамблях, театральном и симфоническом оркестрах.

Глава V
Музыкальное искусство в годы Великой Отечественной войны. Роль баяна во фронтовой художественной самодеятельности. Репертуар. Баян в профессиональном искусстве военных лет.

Глава VI
Употребительные типы гармоник, в настоящее время.
Распространение аккордеона. Производство гармоник. Обучение игре на гармонике. Школы и самоучители.
Искусство колхозных гармонистов после войны. Гармоника в городской музыкальной самодеятельности. Гармоника в профессиональном искусстве. Репертуар гармонистов. Гармоника в наши дни

Скачать книгу

Аккордеонно — баянное исполнительство
вопросы методики, теории и истории
составитель О. Шаров
«Композитор», 2006г.
Только описание.

Издание «Аккордеонно-баянное исполнительство» — сборник научных статей преподавателей и выпускников кафедры баяна и аккордеона Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н А Римского-Корсакова. В издании затронуты актуальные вопросы методики и теории современного исполнительства на баяне и аккордеоне, представлена историческая панорама становления и развития профессионального исполнительства на баяне и наследования баянистами великих традиций петербургской — ленинградской школы
Материалы сборника адресованы широкому кругу музыкантов, а также всем интересующимся проблемами современного аккордеонно-баянного исполнительства

От составителя

Данный сборник посвящен актуальным вопросам современного исполнительства на баяне и аккордеоне, что и обозначено в его названии. Авторы — преподаватели и выпускники кафедры баяна и аккордеона Санкт-Петербургской консерватории (академии) им. Н. А. Римского-Корсакова.
К проблемам методики относятся: статья профессора О. Шарова «О некоторых особенностях аппликатурного мышления на пяти- и шестирядном баяне», серьезное исследование преподавателя В. Орлова «Некоторые вопросы исполнения клавирных произведений ХVI-ХVIII веков на аккордеоне», а также работа старшего преподавателя В. Завирюхи «Меховые приемы в произведениях для баяна В. Власова».

Важные проблемы теории затронуты в актуальной статье доцента В. Игонина «О запоминании музыкальных произведений» и работе выпускницы консерватории И. Крючковой «Творчество Т. И. Лундквиста для баяна (аккордеона)». Несмотря на имеющиеся издания о Т. И. Лундквисте, статья И. Крючковой, написанная в 2002 г., содержит новые данные об этом выдающемся композиторе, включая ссылки на произведения, до сих пор не известные в России.
Важная историческая тема — «Баянно-аккордеонное профессиональное образование в Ленинграде в 30-50-х годах XX века» освещается в статье О. Шарова и В. Игонина. Здесь рассмотрены вопросы становления профессионального исполнительства на баяне и наследования баянистами великих традиций петербургской— ленинградской школы. Двадцатилетнему юбилею (1984— 2004) петербургского фестиваля «Музыка для баяна и аккордеона» посвящена работа профессора А. Дмитриева.
Авторы выражают благодарность коллегам факультета народных инструментов Санкт-Петербургской консерватории, профессору Г. Преображенскому и преподавателю С. Гусеву за помощь в подготовке материалов для сборника.
Издание предназначено для широкого круга интересующихся вопросами баянно-аккордеонной методики, теории и истории исполнительства от ДМШ до вуза.

  • Олег ШАРОВ. Об особенностях аппликатурного мышления на пяти- и шестирядном баяне
  • Владимир ОРЛОВ. Некоторые вопросы исполнения клавирных произведений ХУ-ХУШ веков на аккордеоне
  • Валентин ЗАВИРЮХА. Меховые приемы в произведениях для баяна Виктора Власова
  • Виктор ИГОНИН. О запоминании музыкальных произведений
  • Ирина КРЮЧКОВА. Творчество Т. И. Лундквиста для баяна (аккордеона)
  • Олег ШАРОВ, Виктор ИГОНИН. Баянно-аккордеонное профессиональное образование в Ленинграде в 30-50-х годах XX века
  • Александр ДМИТРИЕВ. История Санкт-Петербургского международного фестиваля «Музыка для баяна и аккордеона» как ретроспектива развития исполнительства на баяне и аккордеоне


В.Завьялов
Баян и вопросы педагогики

методическое пособие
«Музыка», 1971г.

Источник

Учебное пособие для аккордеона

Автор: В. Паньков
Год: 1982
Издательство: Музична Украина
Страниц: 44
Формат: PDF
Размер: 2,6 МВ
Язык: русский, украинский

В настоящем пособии, предназначенном для баянистов-исполнителей и педагогов, предлагаются отдельные, наиболее рациональные варианты аппликатуры, основные формы работы над развитием технического мастерства. Для краткости изложения (учитывая специфику баянной клавиатуры) приведена аппликатура только трех гамм — по одной от каждого ряда. Весь технический материал записан на одном нотном стане. Аппликатура для правой руки выставлена над нотами, а для левой — под нотами.

Автор: В. Власов
Год: 2008
Издательство: Астропринт
Страниц: 160
Формат: PDF
Размер: 6,2 МВ
Язык: русский

Данная Школа джаза — первая работа подобного рода для баяна и аккордеона. Это — не пособие, написанное одним автором, а коллективный опыт многих музыкантов. Особо стоит отметить работы тех авторов, чей опыт, наблюдения и выводы были максимально использованы в написании Школы. Это, прежде всего, «Основы джазовой интерпретации» И. Горвата и И. Вассерберга, «Теория музыкальной артикуляции» А. Сокола, «Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки» О. Королева, «Лексикон джаза» В. Симоненко, «Гармоника. Прошлое и настоящее» А. Мирека, «Баянное и аккордеонное искусство» А. Басурманова, «Время зрелости» А. Медведева, «Секреты ритмики в джазе, рок- и поп-музыке» Э. Кунина и др. В конце книги приводится нотное приложение, состоящее из произведений, которые представляют собой различные стилевые направления: от новоорлеанского джаза до мейнстрима. Это должно помочь обучающемуся как количественно, так и качественно пополнить свой джазовый репертуар, практически и, скажем так, «под пальцами» почувствовать особенность и своеобразие каждого стиля.

Автор: О. Тюрина
Год: 2015
Издательство: Саяногорск: МБОУДОД ЧДШИ
Страниц: 10
Формат: PDF
Размер: 0,2 МВ
Язык: русский

Овладение исполнительским мастерством требует от баяниста, как и от любого исполнителя, серьёзной, кропотливой, вдумчивой работы над множеством компонентов, составляющих в своём неразрывном единстве сущность музыканта. Разного рода проблемы стоят перед исполнителем и его воспитателем. Одна из них носит особый характер. Здесь имеется в виду не тот, вполне естественный и необходимый эмоциональный подъём в момент выступления перед аудиторией, который способствует творческому вдохновению, а излишнее волнение, вынуждающее иных, поистине талантливых, музыкантов в конце концов отказаться от концертных выступлений и искать себя в других видах музыкально-художественной деятельности. На эстраде остаётся лишь тот, кто силой своего таланта интуитивно или осознанно преодолел ощущение панического страха перед слушателями.

Автор: П. Серотюк
Год: 1993
Издательство: РИЦ
Страниц: 136
Формат: PDF
Размер: 6,8 МВ
Язык: русский

Учебник по баяну для самых маленьких исполнителей. Материал рассчитан на изучение инструмента с самых азов. Даны основы не только специальности, но и теории. В книге большое количество пьес, народных мелодий, детских песенок, произведений современных композиторов. Учебник хорошо иллюстрирован.

Автор: В. Семенов
Год: 2003
Издательство: Музыка
Страниц: 216
Формат: PDF
Размер: 26,9 МВ
Язык: русский

Настоящее методическое пособие создано народным артистом России, профессором РАМ им. Гнесиных и является итогом многолетней педагогической и исполнительской деятельности музыканта. Методический материал Школы будет полезен для каждой ступени музыкального образования. Школа предназначается для педагогов и учащихся ДМШ и музыкальных училищ, студентов ВУЗов.

Автор: Б. Страннолюбский
Год: 1962
Издательство: Музгиз
Страниц: 88
Формат: PDF
Размер: 2,9 МВ
Язык: русский

Данное пособие, предлагаемое широкому кругу баянистов, преследует цель указать основные принципы переложения и ознакомить с некоторыми приемами и правилами, знание которых необходимо для правильного решения. Теоретический уровень баянистов, на которых рассчитано это пособие, — знание элементарной теории музыки и введения в гармонию в пределах названий аккордов на семи ступенях гаммы и некоторых других. Это пособие может помочь также композиторам, недостаточно знающим баян и пишущим в клавире музыку в расчете на ее переложение для баяна. Ознакомление с предлагаемой работой даст возможность писать непосредственно для баяна.

Автор: Е. Желнова
Год: 2005
Издательство: АСТ
Страниц: 79
Формат: PDF
Размер: 7,1 МВ
Язык: русский

С помощью книги можно научиться играть на популярном инструменте. В ней в доступной форме рассказывается о строении аккордеона, уходе за ним, правильной посадке играющего, положении рук. Даны нотная грамота, аккорды и музыкальные произведения для исполнения на аккордеоне. Для широкого круга читателей.

Автор: В. Мотов, Л. Гаврилов
Год: 1958
Издательство: Музгиз
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 4,6 МВ
Язык: русский

Авторы брошюры поставили перед собой задачу ознакомить баянистов с основными положениями правильной постановки рук и посадки исполнителя, с принципами выбора наиболее рациональной аппликатуры, учитывая, что выбор той или мной системы аппликатуры — дело индивидуальное, зависящее как от правильности постановки, так и от особенностей строения рук исполнителя.
Брошюра снабжена рисунками, показывающими правильную постановку рук и посадку исполнителя, и нотными примерами на различные аппликатуры.

Автор: Н. Давыдов
Год: 2006
Издательство: Волинська обласна друкарня
Страниц: 308
Формат: DJVU
Размер: 3,0 МВ
Язык: русский

В пособии освещен широкий круг вопросов, связанных с теорией исполнительства, методикой преподавания игры на баяне, становлением мастерства баяниста: интонационно-выразительные возможности инструмента, специфика исполнительского мышления музыканта, комплексный характер художественной техники, воспитание исполнителя. Издание имеет поисковый характер в области теории педагогического и исполнительского мастерства.

Автор: Ф. Липс
Год: 2007
Издательство: Музыка
Страниц: 136
Формат: PDF
Размер: 5,1 МВ
Язык: русский

В книге народного артиста России, профессора РАМ им. Гнесиных обобщен его многолетний опыт в области баянной транскрипции. Кроме содержательного теоретического материала книга снабжена большим количеством нотных примеров, наглядно подтверждающих практические рекомендации автора. Книга будет полезна во всех звеньях музыкального образования.

Автор: Д. Парнес, С. Оськина
Год: 1998
Издательство: самиздат
Страниц: 200
Формат: PDF
Размер: 19,0 МВ
Язык: русский

Эта книга для того, кто хочет взять баян и быстро, по слуху подобрать знакомую песню, романс. Заниматься по ней сможет человек любой профессии и возраста. Тот, кто уже как-то играет, наверняка познакомится здесь с новыми аккордами, сможет устранить ошибки в их применении. Занятия по самоучителю помогут и ученикам музыкальных школ, учащимся, студентам училищ и вузов безошибочнее играть по нотам.

Автор: М. Имханицкий
Год: 2006
Издательство: РАМ им. Гнесиных
Страниц: 520
Формат: PDF
Размер: 31,7 МВ
Язык: русский

Работа посвящена комплексному изучению всего периода развития культуры исполнительства на гармонике и прежде всего ее массовых разновидностях — баяне и аккордеоне, ставших в наши дни полноценными участниками концертной жизни различных стран мира.

Автор: П. Лондонов
Год: 1977
Издательство: Советский композитор
Страниц: 96
Формат: DJVU
Размер: 15,3 МВ
Язык: русский

Самоучитель игры на двухрядной гармонике-хромке Петра Петровича Лондонова является одним из немногих пособий для самостоятельного обучения игры на гармони. Потребность в подобных изданиях достаточно велика. Это обусловлено тем, что естественные механизмы передачи традиции исполнительства на гармони во многом утрачены, а новое поколение исполнителей, уже не владеющих деревенской игрой, пытается самостоятельно освоить это искусство.

Автор: О. Шаров
Год: 2006
Издательство: Композитор
Страниц: 136
Формат: DJVU
Размер: 6,1 МВ
Язык: русский

Издание «Аккордеонно-баянное исполнительство» — сборник научных статей преподавателей и выпускников кафедры баяна и аккордеона Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. В издании затронуты актуальные вопросы методики и теории современного исполнительства на баяне и аккордеоне, представлена историческая панорама становления и развития профессионального исполнительства на баяне и наследования баянистами великих традиций петербургской — ленинградской школы. Материалы сборника адресованы широкому кругу музыкантов, а также всем интересующимся проблемами современного аккордеонно-баянного исполнительства.

Автор: В. Бубен
Год: 2005
Издательство: БГПУ
Страниц: 170
Формат: DJVU
Размер: 4,2 МВ
Язык: русский

Пособие может быть использовано для теоретико-методической подготовки будущих учителей музыки. Пособие состоит из двух разделов, основанных на теории и практике обучения игре на аккордеоне учащихся общеобразовательных школ с музыкальным (хоровым) и общеэстетическим направлениями и отвечает требованиям учебной программы курса.

Автор: Г. Тышкевич
Год: 1991
Издательство: Музыка
Страниц: 104
Формат: DJVU
Размер: 4,3 МВ
Язык: русский

В настоящем пособии содержатся необходимые сведения по освоению навыков игры на двухрядной хроматической гармонике, а также кратко изложены основы музыкальной грамоты, необходимой гармонистам, желающим научиться играть по нотам. Нотный репертуар самоучителя составили русские народные песни и танцы, произведения советских и зарубежных композиторов.

Автор: А. Мирек
Год: 1968
Издательство: Музична Украiна
Страниц: 132
Формат: PDF
Размер: 10,6 МВ
Язык: русский

Справочник ставит своей задачей дать сведения о возникновении, распространении, принципиальном устройстве (расположении клавиш и кнопок на клавиатурах, звукоряде, музыкальных возможностях) всех основных видов гармоник, от губных до фисгармонии и от простых народных образцов до современных моделей аккордеонов и баянов. К справочнику прилагается схема *Возникновение и развитие основных видов гармоники*, в которой графически изображен внешний вид каждого образца, а расположение наглядно указывает их родословную. В начале справочника имеются общие сведения о принципиальном устройстве любой гармоники. В конце книги помещен алфавитный указатель инструментов и основных их деталей.

Автор: А. Мирек
Год: 1979
Издательство: Советский композитор
Страниц: 176
Формат: DJVU
Размер: 13,4 МВ
Язык: русский

Книга Альфреда Мартиновича Мирека «. И звучит гармоника» является серьёзным научным трудом и посвящена исследованию путей и форм развития популярнейшего русского народного музыкального инструмента — гармоники — с момента его появления в России по 30-е годы XX столетия. Предмет рассматривается в различных аспектах: «география» распространения, эволюция исполнительства, развитие репертуара, совершенствование моделей инструмента народными умельцами, возникновение и становление гармонного производства, разработка способов музыкальной записи, появление и распространение методических пособий по овладению искусством игры на гармониках тех или иных разновидностей и многое другое.

Автор: А. Мирек
Год: 1967
Издательство: Музыка
Страниц: 196
Формат: DJVU
Размер: 29,7 МВ
Язык: русский

Книга Альфреда Мартиновича Мирека «Из истории аккордеона и баяна» представляет собой интересное и нужное, в нашей стране пока первое основательное и широкое исследование в этой области. Изучение истории одного из самых распространённых инструментов (начиная с первых инструментов, в которых использовалось звучание свободно колеблющегося язычка, и до современных многорегистровых аккордеонов и баянов) получило в этой работе очень убедительное выражение. Здесь приведена масса материалов, совершенно необходимых для дальнейших изысканий в этом направлении. Отрадно, что автор сделал акцент на исследовании отечественной истории развития инструмента и дал характеристику становления в России индивидуального артельного и затем промышленного производства всех разновидностей гармоники.

Автор: В. Новожилов
Год: 1988
Издательство: Музыка
Страниц: 63
Формат: DJVU
Размер: 6,9 МВ
Язык: русский

В книге в популярной форме рассказывается об истории создания и широкого распространения русского народного инструмента — баяна, дается краткое описание его современных конструкций и способов игры. Содержатся сведения о выдающихся исполнителях-баянистах. Для читателей, интересующихся историей музыкальной культуры, а также учащихся музыкальных учебных заведений.

Источник

Оцените статью