Учебные планы дпоп фортепиано

Программа по учебному предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы по музыкальному виду искусства «Народные инструменты» вариативная часть учебного плана

Программа учебного предмета «Фортепиано» (вариативная часть учебного плана) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты».Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на струнном отделении и отделении народных инструментов, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

Скачать:

Вложение Размер
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» ДПОП «Народные инструменты» 66.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Г.УДАЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МИРНИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУ МЕНТЫ»

Предметная область В.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Методическим советом Директор МБОУ ДОД

«___»__________ 20__г. «ДМШ» г. Удачного

Разработчик – Гончарова С.В., преподаватель первой квалификационной категории отделения фортепиано, Отличник культуры РС (Я).

Е.А.Позднякова – преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано, директор МБОУ ДОД «ДМШ» п. Айхал, Заслуженный работник культуры РС (Я), Отличник культуры РС (Я).

Н.В.Позднякова – преподаватель первой квалификационной категории по классу фортепиано МБОУ ДОД «ДМШ» г. Удачного.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

— Срок реализации учебного предмета;

— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

— Форма проведения учебных аудиторных занятий;

— Цели и задачи учебного предмета;

— Обоснование структуры программы учебного предмета;

— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

— Сведения о затратах учебного времени;

— Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

— Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

— Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

— Методические рекомендации преподавателям;

— Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся ;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

— Список рекомендуемой нотной литературы;

— Список рекомендуемой методической литературы.

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Фортепиано» (вариативная часть учебного плана) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Фортепиано» направлен на овладение фортепиано как вторым инструментом (дополнительным к основному), расширение музыкального кругозора детей, формирование их художественного вкуса, воспитание музицирующих любителей музыки. Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на струнном отделении и отделении народных инструментов, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

  1. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Фортепиано» )вариативной части учебного плана) для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» 8-летнего обучения составляет 3 года; для учащихся 5-летнего обучения составляет 1 год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано» (вариативная часть учебного плана).

На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 0,5 часа аудиторных занятий в неделю .

Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

На самостоятельную работу отводится 1 час в неделю на протяжении всего обучения.

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

8-летнее (1-3 классы)

5-летнее (1 класс)

на аудиторные занятия

8-летнее (1-3 классы)

5-летнее (1 класс)

на внеаудиторную (самостоятельную) работу

8-летнее (1-3 классы)

5-летнее (1 класс)

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий — индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – не более 45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»

приобретение учащимися начальных навыков игры на фортепиано, расширение их музыкального кругозора, формирование эстетических вкусов.

  • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося;овладение основными видами штрихов- nonlegato, legato, staccato;
  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;
  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
  • приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.
  1. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой метод(показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
  • практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу(наличие нотной библиотеки).

Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.

II. Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени , предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано» (вариативная часть учебного плана), на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Количество часов на аудиторные занятия

Количество часов на внеаудиторные занятия

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

— выполнение домашнего задания;

— посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

— участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1. Требования по годам обучения

Первый год обучения (при 5-летнем и 8-летнем обучении)

1. В первом полугодии главная задача — организация пианистического аппарата. Преподаватель должен проработать с учащимся около 10-15 легких пьес на освоение штриха non legato и staccato. Предполагается, что основное количество пьес играется в ансамбле с педагогом.

2. Подбор по слуху несложных песенок и мелодий.

На контрольном уроке в конце полугодия учащийся должен исполнить два несложных разнохарактерных произведения, одно из них в виде ансамбля.

1. Во втором полугодии преподаватель должен проработать с учащимся 10-15 легких произведений для быстрого прохождения по нотам на освоение штрихов non legato, staccato и legato.

2. Ознакомление с построением гамм.

3. Подбор песенок по слуху. Транспонирование песенок-попевок.

На зачете в конце года учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения с учётом освоенных видов штрихов, одно из них в виде ансамбля.

Примерный репертуарный список

Р.н.п. » На;зеленом лугу»

Сл.н.п. «Тыном-таном» Р.н.п. «Дождик»

Абелев Ю. «Рассказ»

Абелев Ю. «Осенняя песенка»

Беркович И. «Украинская мелодия»

У.н.п. «Ой, ты дивчина»

Р.н.п. «Я на горку шла»

Поливода Б. “Щенок”, “Часы”

Кабалевский Д.»Вроде марша»

Родионова Т.»Пьеса в народном духе»

Кикта В.»Течет Дунай»

Ф.Н.П. “Лунный свет”

Амер.н.п. “Пойди и скажи тёте Роди”, “Сон”

Гнесина Е. Этюды № 1,2,3,8,9,14,15

Ляховицкая С. Этюды № 4,5

Шитте Л. Этюды № 12,13,16

Жилинский А. Этюд №6

Тумберт Г. Этюд №7

Соколова Н. «Колокольчик», «Баба-Яга», «Осень»

Р.н.п. «Здравствуй, гостья зима»

Гречанинов А. «Пьеса»

Кабалевский Д. «Про Петю»

Калинников В. «Тень-тень»

Второй год обучения (при 8-летнем обучении)

1. Преподаватель должен проработать с учащимся 6-10 разнохарактерных произведений, в том числе 2 этюда, 1-2 ансамбля.

2. Гамма Ми мажор в одну октаву отдельно каждой рукой.

3. Чтение с листа несложных мелодий.

На контрольном уроке в конце полугодия учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, одно из них – в ансамбле с педагогом.

1. Преподаватель должен проработать с учащимся 6-10 разнохарактерных произведений, в том числе 2 этюда, 1-2 ансамбля.

2. Гаммы: Ми мажор двумя руками в одну октаву в прямом и противоположном движении, гамма ми минор (три вида) в одну октаву отдельно каждой рукой.

3. Чтение с листа несложных мелодий.

На зачете в конце года учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, одно из них в виде ансамбля с педагогом, прочитать с листа несложную мелодию.

Примерные репертуарные списки

Моцарт Л. Менуэт

Филипп И. «Колыбельная»

Жилинский А. «Веселые ребята»

Берлин Б. «Пони Звездочка»

Королькова И. «Снежинка», «Золушка», «Старый джип» и т.д.

Кабалевский Д. «Ёжик»

Щуровский Ю. «Серенькая кукушечка», «Хитрая лисичка»

Фр.н.п. «Большой олень»

Гн е сина Е. этюд № 16, 19, 21

Николаев А. Этюд № 20

Барток Б. «Эстафета»

Беркович И. Этюд № 23

Лекуппэ Ф. Этюд №26

Гурлитт К. Этюд № 28

Келлер Л. «Летнее утро», «Танец игрушечного медвежонка»

Калинников В. «Киска»

Филиппенко А. «По малину в сад пойдём», «На мосточке»

Иорданский М. «Песенка про чибиса»

Латышский танец «Рыбачок»

Шаинский В. «Песенка крокодила Гены». Переложение О. Геталовой

Чайковский П. «Урок в мышиной школе»

Третий год обучения (при 8-летнем обучении)

1. В течение полугодия учащийся должен пройти 5-7 произведений, среди которых: 1-2 этюда, 2 разнохарактерные пьесы, 1-2 ансамбля.

2. Мажорные гаммы: «соль», «ре», «ля» двумя руками в одну октаву, аккорды по 3 звука каждой рукой отдельно.

3. Чтение с листа мелодий с несложным аккомпанементом.

На контрольном уроке учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, одно из которых ансамбль или этюд, прочитать с листа мелодию с несложным аккомпанементом.

1. В течение полугодия учащийся должен пройти 4-6 произведений, среди которых:1-2 пьесы, 1-2 этюда, 1 ансамбль.

2. Минорные гаммы: «соль» «ре», «ля» в одну октаву двумя руками, аккорды по 3 звука каждой рукой отдельно.

3. Чтение с листа мелодий с несложным аккомпанементом.

На зачете в конце года учащийся должен исполнить пьесу и этюд.

Примерные репертуарные списки

Бах И.С. «Сицилиана». В легком переложении.

Григ Э. «Утро». В легком переложении

Гайдн Й. Анданте. В легком переложении

Мыльников А. «Дуэт», «Заводные мышки»

Обр. Поливода Б. «Валс кукол», «На велосипеде»

Савельев В. «Настоящий друг». Легкое переложение О. Геталовой

Шуберт Ф. Военный марш. В легком переложении

Шаинский В. «Чему учат в школе». Легкое переложение О. Геталовой.

Шаум Д. «Эскалатор»

Шитте Л. Этюд Си-бемоль мажор

Гедике А. Этюд До мажор

Беркович И Этюд ля минор

Гнесина Е. Этюд До мажор

Николаев А. Этюд До мажор

Гумберг Г. Этюд До мажор

Мыльников А. Четыре этюда (Шуман-этюды)

Геталова О. «Трансформер»

Градески Э. «Маленький поезд». Переложение О. Геталовой

Кикта В. «Кто там ходит, бродйт?», »Солдатик оловянный»

Петерсен Р. Матросский танец. Переложение О. Геталовой

Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»

Шпинглер Ф. «Ты так далека», «Веселый путешественник»

Шпинглер Ф. «Неутомимо», «Элегия»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» (вариативной части учебного плана) и включает следующие знания, умения, навыки:

  • освоить первоначальные навыки игры на фортепиано

(двигательные навыки, приёмы звукоизвлечения), знать инструментальные и художественные особенности и возможности фортепиано;

  • освоить первоначальные навыки по решению музыкально-

исполнительских задач фортепианного исполнительства, обусловленных художественным содержанием;

  • освоить на первом этапе навыки слушания партнера при игре в ансамбле,

а также первоначальные навыки чтения нот с листа ;

  • закрепление навыков умения самостоятельно работать с текстом.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Фортепиано» (вариативная часть учебного плана) включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер.Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии.На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения — контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Критерии оценивания выступления

выступление отличается стабильностью, осмысленностью воплощения музыкального содержания произведений; ученик демонстрирует культуру звукоизвлечения; выявляет характеристики музыкальных образов; в программе представлены пьесы с разнообразными художественными и техническими задачами, соответствующие программным требованиям или повышенного уровня сложности.

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:

— техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

— художественная трактовка произведения;

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации преподавателям

Для успешного протекания процесса обучения большое значение имеют профессиональные и личностные качества педагога по фортепиано. Преподаватель должен хорошо чувствовать и понимать ученика, направлять его интересы в процессе обучения. Важно достигнуть взаимопонимания, контакта с учеником. Индивидуальный подход, на котором строится весь процесс обучения, основан на учете особенностей нервной системы, типа темперамента учащегося.

В процессе занятий в классе фортепиано на начальном этапе стоит задача правильной организации пианистического аппарата. Игровой аппарат является той основой, на которой должно строиться всё дальнейшее обучение, без которой невозможно техническое совершенство и решение художественных задач.

В ходе обучения необходимо научить учащегося правильно понимать характер музыкальных произведений, структурные закономерности музыкального языка и выявлять их в исполнении.

Для успешности технического развития учащегося, наряду с проходимым репертуаром, требуется обязательное ознакомление с распространенными техническими формулами, которые осваиваются начиная со второго класса на примере гамм, арпеджио и аккордов в классе фортепиано. Овладение ими проходит в ознакомительном порядке, главная задача этой работы – освоение аппликатуры гамм и развитие ориентации в разных тональностях при игре на фортепиано.

Прохождение ансамблей в классе фортепиано нужно начинать с первых уроков. Это развивает у ученика навыки совместной игры. Ансамблевые произведения предполагается исполнять с педагогом. Это помогает ребёнку ощутить радость музицирования.

На начальном этапе песенки лучше выбирать со словами или придумывать их самим. Это легко вводит детей в мир образов, близких и понятных им.

На уроках в классе необходимо уделять время чтению с листа. Развитие этого навыка тесно связано с музыкальным, техническим уровнем учащегося, его теоретическими знаниями, музыкальным опытом, количеством проходимых произведений. Успешное развитие навыка чтения с листа может быть достигнуто только на основе активизации внутреннего слуха ребенка.

Учитывая, что далеко не все учащиеся имеют хорошую музыкальную память, на зачётах разрешается исполнять произведения по нотам. Это позволит пройти по нотам большее количество полезных и интересных пьес, что гораздо важнее, чем тратить огромные усилия и массу времени на запоминание наизусть.

Задачи должны усложняться постепенно, выбор пьес диктуется методической пользой.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися отделения народных инструментов по предмету «фортепиано» (вариативная часть учебного плана) с учетом сложившихся педагогических традиций — 1 час в неделю на протяжении 1-3 классов при 8-летнем обучении и в 1 классе при 5-летнем обучении.

Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (1-2 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания — это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.

Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1. Список рекомендуемой нотной литературы
  1. Астахова А. Альбом популярной музыки для фортепиано (выпуски 1,2). Минск 2010.
  2. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке.- Л., 1988.
  3. Барнем Э-М.Дюжина упражнений на фортепиано каждый день (книги 1 – 5). Нвс., 2002.
  4. Брянская Ф. Фортепианная школа для маленьких пианистов в 3-х ч.- М., 2008.
  5. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М., 1987.
  6. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. С-Пб., 1999.
  7. Геталова О. Детские пьесы для фортепиано. С-Пб., 2006.
  8. Диабелли А., Ванхаль Я. Сочинения для фортепианного дуэта. М., 2005.
  9. Жульева Л. П.И.Чайковский «Детский альбом» в четыре руки. Ростов н/Д., 2011.
  10. Катаргина О. Фортепианная техника в удовольствие. Чел., 2006.
  11. Камаева Т., Камаева А. Чтение с листа на уроках фортепиано. М., 2007.
  12. Мыльников А. Школа игры на фортепиано «Рождение игрушки».М., 2000.
  13. Майлз Дж. Азбука игры на фортепиано.м., 1998.
  14. Металлиди Ж. Популярные фрагменты в лёгком переложении для ф-но в четыре руки. Ж.Бизе: «Кармен», «Арлезианка», «Детские игры». С-Пб., 1998.
  15. Металлиди Ж. Популярные фрагменты в лёгком переложении для ф-но в четыре руки. П.И,Чайковский: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». С-Пб., 1998.
  16. Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. С-Пб., 2008.
  17. Цыганова. Г, Королькова И. Юному музыканту-пианисту (ансамбли).Ростов н/Д., 2011.
  18. Черни К., Андре И. Сочинения для фортепианного дуэта. М., 2006.
  19. Чайковский П. Детский альбом в четыре руки. Переложение Л. Жульевой. Ростов н/Д., 2012.
  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1971.
  2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – М., – Л., 1969.
  3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., 1979.
  4. Баренбойм Л. Фортепианная педагогика. – М., 2007.
  5. Бирмак А. О художественной технике пианиста.- М., 1973.
  6. Браудо И. Артикуляция. – Л., 1973.
  7. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. – Л., 1979.
  8. Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. В. Натансона. Вып 1- 4. – М., 1963, 1967, 1971,1976.
  9. Гат Й. Техника фортепианной игры. – М., 1967.
  10. Гельман Э. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано и способы ее обозначения. – М., 1954.
  11. Голубовская Н. Искусство педализации. – М., 1974.
  12. Гофман И. Фортепианная игра. – М., 1961.
  13. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М., 2002.
  14. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. – Л., 1988.
  15. Кирнарская Д. Музыкальные способности. – М., 2004.
  16. Коган Г. Работа пианиста. – М., 1979.
  17. Коган Г. У врат мастерства. – М., 1977.
  18. Корыхалова Н. За вторым роялем. – СПб., 2006.
  19. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1982.
  20. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. – Л.,1963.
  21. Маккинон Л. Игра наизусть. – Л., 1967
  22. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. – М., 2002.
  23. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982.
  24. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып 1. – М., 1955.
  25. Петрушин В. Музыкальная психология. – М., 1997.
  26. Подуровский В., Суслова Н. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.
  27. Прокофьев Г..П.Формирование музыканта-исполнителя (пианиста). – М., 1956.
  28. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 1994.
  29. Рафалович О. Транспонирование в классе фортепиано. – Л., 1962.
  30. Ребенок за роялем / Ред.- сост. Я. Достал. – М., 1981.
  31. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М., 1964.
  32. Савшинский С.Работа пианиста над техникой. – Л., 1968.
  33. Савшинский С. Режим и гигиена работы пианиста. – Л., 1963.
  34. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. – М., 1965.
  35. Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.
  36. Теория и методика обучения игре на фортепиано. – М., 2001.
  37. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. / Теплов Б. Избранные труды. – Т.1. – М., 1985.
  38. Тургенева Э. Начальный период обучения игре на фортепиано. – М, 1989.
  39. Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М., 1984.
  40. Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано. – М., 1960.
  41. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., 1974.
  42. Цыпин Г. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. – М., 1975.
  43. Шмидт — Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1985.
  44. Щапов А. Фортепианная педагогика. – М., 1960.

Источник

Оцените статью