Учебный план дпоп фортепиано 8 лет

ДПОП Фортепиано (8 лет)

Владение инструментом – фортепиано, выделяющимся своим универсализмом, позволяет профессионалу и любителю знакомиться с музыкой разных стилей и эпох, исполнять вокальные и оркестровые произведения, аккомпанировать солистам и хору, участвовать в ансамблевом музицировании.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

Педагоги

Большова Александра Леонидовна, преподаватель фортепиано высшей категории.

Демура Екатерина Владимировна, преподаватель фортепиано.

Игнатенкова Алла Евгеньевна, преподаватель фортепиано высшей категории.

Кершковкий Андрей Николаевич, заслуженный работник культуры Кубани, преподаватель фортепиано высшей категории.

Мкртчян Елена Мартиросовна, преподаватель фортепиано первой категории.

Осипова Жанна Абрамовна, преподаватель фортепиано первой категории.

Саевская Ольга Федоровна, преподаватель фортепиано первой категории.

Содержание программы

Программы учебных предметов обязательной части ПО.01.
«Музыкальное исполнительство»:
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» Программа учебного предмета «Ансамбль»
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» Программа учебного предмета «Хоровой класс»

Программы учебных предметов обязательной части ПО.02.
«Теория и история музыки»: Программа учебного предмета «Сольфеджио» Программа учебного предмета «Слушание музыки»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»

Цели программы

Основными целями дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Фортепиано» являются:
— воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
— формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
— формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
— воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
— формирование у одарѐнных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы соответствующего вида искусства;
— выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/ неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;
— выявление одарѐнных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку наиболее одарѐнных из них к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства.

Результат программы

В результате освоения программы происходит целостное художественно-эстетическое развитие личности (общекультурные компетенции) и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков (профессиональные компетенции).

Материально-техническая база

Для реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» Школа использует учебные аудитории, специализированные кабинеты и материально-техническое обеспечение:
1. Учебные классы для индивидуальных занятий. Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано, стол и стулья, шкаф для нотной литературы.
2. Учебные классы для мелкогрупповых занятий. Оборудование учебного кабинета: фортепиано, учебная доска, звукотехническое оборудование (компьютер, DVD-плеер, магнитофон), столы и стулья, стеллажи или шкафы для нотной литературы и наглядных пособий.
3. Учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или фортепиано).
4. Концертный зал с роялем, пультом и звукотехническим оборудованием.
5. Библиотеку.
6. Помещение для работы со специализированными материалами (аудио- и видео)
В школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Школа обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.
Школа располагает необходимыми техническими средствами: метроном, аудио- и видеозаписи, магнитофоны, DVD-плееры, компьютеры и ноутбуки.

Источник

Программа учебного предмета «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Струнные инструменты» (8-9-летний срок обучения)
рабочая программа

Рабочая программа учебного предмета «Фортепиано» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и срокам обучения по этой программе.

Программа направлена на профессиональное творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
f-no_strunnye.docx 58.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Давыдовская детская школа искусств»

учебного предмета «Фортепиано»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы «Струнные инструменты»

(8-9-летний срок обучения)

Методическим советом школы

Директор С.Н. Боков

Разработчик – преподаватель фортепианного отделения Давыдовской ДШИ

Рецензенты: — преподаватель фортепианного отделения ДШИ №8

Г. Воронеж Дмитриева В. И.

Зав. Фортепианным отделением ДШИ г. Лиски

1.1 Область применения

1.2 место учебного предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано»

1.3 Цели и задачи учебного предмета.

1.4 Срок реализации образовательного курса учебного предмета

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

2.1 Виды учебной работы и объём часов предмета.

2.2 Содержание учебного предмета.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГГО КУРСА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

4.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНОК РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

4.1 Виды оценочного контроля.

4.2 Требования к формам и содержанию текущего, промежуточного и итогового контроля.

4.3 Критерии оценок.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

5.1 Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

5.2 Учебно-методическое обеспечение предмета.

5.3 Информационное обеспечение учебного предмета.

  1. Пояснительная записка.
  1. Область применения программы.

Рабочая программа учебного предмета «Фортепиано» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и срокам обучения по этой программе.

Программа направлена на профессиональное творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся.

  1. место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:

ПО. 01 музыкальное исполнительство

УП. 03 Фортепиано

Основная направленность настоящей программы – формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта.

Педагогическая задача – создание условий для профессионального музыкального образования, эстетического и духовно-нравственного воспитания детей. Преподаватель должен способствовать приобретению учениками навыков творческой деятельности, а так же научить их планировать свою домашнюю работу, осуществляя самостоятельный контроль своей учебной деятельности, сформировать умение находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Юный музыкант, с помощью преподавателя, должен реализовать свои музыкальные и творческие способности, научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности, овладеть навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии и необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Для достижения хороших результатов ученику надо учиться объективно, оценивать свой труд, анализировать удачи и неудачи проделанной работы, успешно взаимодействовать с преподавателями и другими учащимися.

Форма проведения занятий – индивидуальная

  1. Цели и задачи учебного предмета

На протяжении всего периода обучения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников, обучающихся в школе и определить основные направления работы с этими учащимися, направленные на:

— выявление одарённых детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

— создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

— приобретение навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;

— приобретение навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений на фортепиано;

— приобретение навыков подбора по слуху;

— воспитание культуры сольного и ансамблевого исполнительства;

— приобретение учениками опыта творческой деятельности;

— овладение духовными и культурными ценностями народов мира;

— подготовка одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Необходимым условием для реализации данной программы является воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

  1. Срок освоения программы для детей, поступивших в

образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 6 лет.

Рекомендуемое количество часов на освоение курса учебного предмета со сроком обучения 8 лет:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 594 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 198 часов;

Самостоятельной работы обучающегося -396 часов.

  1. 2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. Объем учебного времени и виды учебной работы.
  3. Срок обучения 6 лет (3-8 классы).

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Источник

Программа по предмету «Фортепиано» (8 лет)

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа № 2» г. Тайшета

программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Инструменты эстрадного оркестра»

Срок реализации — 8 лет

преподаватель I категории по классу «фортепиано»,

концертмейстер I категории

МКОУ ДОД «ДМШ № 2» г. Тайшета

Козляк Татьяна Сергеевна

Настоящая программа предполагает обучение детей по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение». Возраст обучающихся, принимающих участие в реализации программы – с шести лет шести месяцев до семнадцати лет. Срок реализации программы — 8 лет

Программа создана с учётом учебного плана и федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Инструменты эстрадного оркестра».

Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена:

— выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

— создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

— приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

— воспитание у детей культуры сольного музицирования;

— приобретение детьми опыта творческой деятельности;

— овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

— подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Цель программы – приобщение обучающихся к искусству, развитие их творческих способностей, приобретение ими начальных профессиональных навыков.

— формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

— воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, как способа самовыражения личности;

— формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся.

Форма проведения аудиторного учебного занятия — индивидуальный урок. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия – 40 минут.

Объём учебного времени, предусмотренный

на реализацию учебного предмета

Индекс, наименование учебного предмета

Трудоёмкость в часах

Распределение по годам обучения

количество недель аудиторных занятий

недельная нагрузка в часах

Аудиторные занятия (в часах)

Самостоятельная работа (в часах)

Максимальная учебная нагрузка по предмету (без учёта консультаций)

Консультации (количество часов в год)

Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.

Домашняя работа обучающегося состоит из: самостоятельного разбора музыкальных произведений, выучивания репертуара наизусть.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся, рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.

Формы и методы контроля, критерии оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях контроля за качеством освоения программы.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

— качества реализации образовательного процесса;

— качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

— уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольный урок, академический концерт.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на академических концертах.

Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком проведения.

Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.

Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации.

Итоговая аттестация по предмету проводится в форме академического концерта, по его итогам выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании школы.

График промежуточной и итоговой аттестации

Вид контрольного прослушивания

2 разнохарактерных произведения

2 разнохарактерных произведения

2 разнохарактерных произведения

2 разнохарактерных произведения

2 разнохарактерных произведения

2 разнохарактерных произведения

2 разнохарактерных произведения

Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

— слуховой контроль собственного исполнения;

— понимание чувства формы;

— ясность ритмической пульсации;

— яркое динамическое разнообразие.

— стабильность воспроизведения нотного текста;

— попытка передачи динамического разнообразия;

Оценка «3» («удовлетворительно»):

— неустойчивое психологическое состояние на сцене;

— формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

— слабый слуховой контроль собственного исполнения;

— ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

— однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

— остановки при исполнении;

— отсутствие слухового контроля;

— ошибки в воспроизведении нотного текста;

— низкое качество звукоизвлечения;

— отсутствие выразительного интонирования;

Учебный предмет «Фортепиано» имеет огромное значение в общем процессе воспитания музыканта. Курс фортепиано служит основой для изучения практически всех музыкальных предметов, т. к. позволяет воспитывать навыки сольного и ансамблевого музицирования, чтения нот с листа и т. д.

Должное внимание в программе уделено «формирующему» значению курса фортепиано, способствующему выработке эстетических вкусов, расширению общего культурного кругозора обучающегося хорового отделения, приобщение обучающихся к мировой музыкальной культуре. Не менее важной целью является подготовка наиболее талантливых детей к продолжению музыкального образования в средних специальных учебных заведениях.

Учебный репертуар обучающихся по предмету «Фортепиано» включает в себя сочинения различных жанров: этюды, пьесы советских композиторов, ансамбли. Общим требованием программы является воспитание навыков совместного музицирования (ансамбль), который следует вводить с первого года обучения на фортепиано. Репертуар ансамблей должен быть органично связан с основной специальностью обучающегося. Допустимы и даже желательны репертуарные совпадения ансамблей с программой по специальности: исполняя одно и тоже произведение в классе фортепиано и по специальности, обучающийся комплексно осваивает сольную партию основного инструмента и партию фортепиано. Подобные формы работы вызывают большую заинтересованность у обучающихся, повышают их работоспособность, делают более разнообразным содержание урока, пробуждают творческую активность, дисциплинируют обучающихся, повышают их ответственность. Всё это связано с необходимостью комплексного подхода к процессу музыкально — предпрофессионального образования, направленного на всесторонне подготовленного обучающегося.

За время обучения в школе искусств обучающий накапливает и приобретает определённый багаж навыков игры на инструменте, умение самостоятельно разучивать и исполнять произведения, читать ноты с листа, играть в ансамбле. Знания, полученные в школе, подкрепляются исполнительскими навыками, предполагающих возможность воспроизведения на фортепиано музыки разных направлений, эпох и стилей.

В процессе преподавания «Фортепиано» преподаватель должен научить обучающегося не только искусству исполнения на инструменте, но и правильно понимать художественный замысел произведений, помочь ему овладеть музыкально – исполнительскими приёмами на художественном и учебно — вспомогательном материале. Также необходимо развивать музыкально — образное мышление, работать над интонированием на инструменте, динамикой звучания, метро — ритмическими особенностями произведений.

Беседы на уроках, совместное посещение концертов с последующим обсуждением помогают развивать интерес и любовь обучающихся к инструментальному искусству, приобщить к лучшим образцам исполнительской фортепианной школы.

В работе с обучающимися допустимы различные формы изучения педагогического репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, эскизное разучивание, игра по нотам, игра наизусть, концертное исполнение.

Подбор репертуара преподаватель должен осуществлять, постепенно усложняя материал и руководствуясь возможностями обучающегося.

В зависимости от поставленной задачи в содержание урока входят:

— проверка домашнего задания,

— разбор нового материала,

— отработка трудных технических приёмов,

— подготовка к концертным выступлениям, академическим концертам, экзаменам.

Необходимое техническое оснащение занятий

— учебная аудитория для индивидуальных занятий;

— два инструмента (рояли, пианино);

— два стула (для преподавателя и ученика);

— подставки на стул;

Содержание курса

Содержание программы по учебному предмету «Фортепиано» направлено на:

– знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

– владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

— освоение первоначальных навыков музицирования: умение играть в ансамбле;

— приобретение навыков творческой деятельности,

Годовые требования

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

— знаниями нотной грамоты;

— умениями пользоваться контрастными динамическими оттенками ( forte , piano );

— умениями подбора аппликатуры в пределах пятипальцевой позиции;

— навыками прочтения нотного текста отдельно каждой рукой в медленном темпе;

— навыками владения игровыми приёмами ( non legato , legato , staccato );

-навыками ровного ритмического исполнения

В течение года ученик должен освоить:

6-8 музыкальных произведений: народные песни, пьесы различных жанров (песня, танец, марш), этюды и ансамбли.

Примерный репертуарный список

Абелев Ю. «Грустная песенка»

Бер О. «Тёмный лес»

Берлин П. «Пони звёздочка»

Берлин П. «Марширующие поросята»

Вебер К. М. Танец

Качурбина М. «Мишка с куклой»

Назарова Т. «Колыбельная»

Телеман Г. Ф. Пьеса

Торопова Н. «Полька для медвежонка»

Торопова Н. «Вальсик»

Торопова Н. «Баба- Яга»

Торопова Н. «Колыбельная для Нади»

Барахтина Ю. Два этюда

Беркович И. Этюд C- dur

Гедике А. Этюд D — dur

Гнесине Е. Этюд G — dur

Гурлит К. Два этюда C — dur

Клементи М. Этюд e- moll

Николаев А. Этюд C- dur

Торопова Н. Этюд C- dur

Торопова Н. Смелый этюд A — dur

Торопова Н. ЭтюдB- dur

Торопова Н. Этюд- упражнение D — dur

Шитте Л. Этюд C- dur

Башкирская народная песня «На лодочке»

Витлин В. «Кошечка»

Кабалевский Д. «Про Петю»

Польская народная песня «Мой Конёк»

Прокофьев С. «Болтунья»

Русская народная песня «В огороде»

Шуман Р. «Совёнок»

Польская народная песня «Танцевать два мишки вышли»

Примерная программа академического концерта

Качурбина М. «Мишка с куклой»

Телеман Г. Ф. Пьеса

Кабалевский Д. «Про Петю»

Дюбюк А. «Русская песня с вариацией»

Торопова Н. Смелый этюд A — dur

Польская народная песня «Мой Конёк»

Абелев Ю. «Грустная песенка»

Торопова Н. «Баба- Яга»

Русская народная песня «В огороде»

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

— знаниями нотной грамоты;

-знаниями музыкальной терминологии;

-умениями прочтения ритмических вариантов на 2, 3, 4 доли;

-умениями пользоваться динамическими изменениями силы звука;

— навыками разбора нотного текста отдельно каждой рукой;

В течение года ученик должен освоить:

4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.

Примерный репертуарный список

Бетховен Л. ван «Сурок»

Геворкян Ю. «Обидели»

Глинка М. «Полька»

Гречанинов А. «В Разлуке»

Денисов Э. «Ласковая песенка»

Майкапар С. «Сказочка»

Моцарт В. А. « Вальс» G — dur

Торопова Н. «Прогулка»

Торопова Н. «Цветок и бабочка»

Беренс Г. Этюд C- dur

Беркович И. Этюд d- moll

Гедике А. Этюд G — dur

Гнесина Е. Этюд D — dur

Клементи М. Этюд C- dur

Кюнер К. Этюд C- dur

Шитте Л. Этюд Es- dur

Черни К. Этюд G — dur

Юдина Э. Этюд D — dur

Юдина Э. Этюд C- dur

Смирнова Н. «Хорошее настроение»

Смирнова Н. «Чарльстон»

Иорданский М. «Песенка про чибиса»

Чайковский П. «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»

Гречанинов А. «Весенним утром»

Шуберт Ф. «Немецкий танец»

Примерная программа академического концерта

Майкапар С. «Сказочка»

Глинка М. « Полька»

Гнесина Е. Этюд D — dur

Смирнова Н. «Хорошее настроение»

Геворкян Ю. «Обидели»

Майкапар С. «Сказочка»

Шитте Л. Этюд Es- dur

Смирнова Н. «Чарльстон»

Торопова Н. «Цветок и бабочка»

Черни К. Этюд G — dur

Иорданский М. «Песенка про чибиса»

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

— знаниями нотной грамоты;

-знаниями музыкальной терминологии;

-умениями в медленном темпе преодолевать трудности метро — ритмических особенностей произведений;

-умениями пользоваться разнообразной динамикой ( forte , mezzo forte , mezzo piano , piano ) с применением crescendo и diminuendo ;

— навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;

В течение года ученик должен освоить:

4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.

Примерный репертуарный список

Гречанинов А. Мазурка

Майкапар С. Вальс

Майкапар С. «Колыбельная»

Майкапар С. «Дождик»

Свиридов Г. «Упрямец»

Симонова В. «Сказка о журавле и цапле»

Торопова Н. «Шутка»

Чайковский П. И. Старинная французская песенка

Шуберт Ф. Немецкий танец

Беренс Г. Этюд № 44, op. 70

Дювернуа Ж. Этюд № 24, op. 176

Лемуан А. Этюд № 34, op. 37

Лемуан А. Этюд № 6, op. 37

Торопова Н. Этюд «Минутка»

Торопова Н. «Весенний этюд»

Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь

Черни К. (Гермер) Этюд № 33, I тетрадь

Шитте Л. . Этюд № 6, op. 108

Шитте Л. . Этюд № 17, op. 108

Чайковский П. «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»

Стравинский И. «Анданте» из цикла «Пять легких пьес»

«Полька-Янка» белорусский танец обработка С.Дементьевой-Васильевой

Брамс И. «Народная песня»

Равель М. «Павана спящей красавицы»

Моцарт В. «Весенняя песня»

Бетховен Л. «Котрданс»

Свиридов Г. «Романс» (отрывок) переложение И. Доброва

Примерная программа академического концерта

Торопова Н. «Шутка»

Чайковский П. И. Старинная французская песенка

Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь

Чайковский П. «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»

Майкапар С. «Колыбельная»

Симонова В. «Сказка о журавле и цапле»

Брамс И. «Народная песня»

Торопова Н. «Весенний этюд»

Свиридов Г. «Упрямец»

Майкапар С. Вальс

Беренс Г. Этюд № 44, op. 70

Моцарт В. «Весенняя песня»

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

— знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста как отдельно каждой рукой, так и вместе;

-умениями определять характер изучаемой музыки;

— умениями самостоятельно находить метро — ритмические особенности произведений; умениями пользоваться динамическими оттенками ( fortissimo , forte , mezzo forte , mezzo piano , piano , pianissimo , crescendo , diminuendo );

-умениями подбора аппликатуры;

— навыками самостоятельного прочтения основных средств музыкальной выразительности;

-навыками владения техническими приёмами (крупная, мелкая техника);

— навыками слухового контроля;

В течение года ученик должен освоить:

4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.

Примерный репертуарный список

Гурилёв Л. две прелюдии

Кабалевский Д. «Новелла»

Кабалевский Д. « Медленный вальс»

Мелартин Э. «Час голубого цвета»

Прейер К. «Трещотка»

Тамберг Э. «Кошка крадётся»

Симонова В. «Листопад»

Симонова В. «Романс»

Чайковский П. И. «В церкви»

Бертини Г. Этюд №18, op. 100

Кабалевский Д. Этюд a- moll

Лемуан А. Этюд №6, op. 37

Лемуан А. Этюд №10, op. 37

Лешгорн А. Этюд B -dur

Тамберг Э. Этюд C -dur №9, op. 13

Торопова Н. Этюд «Коррида»

Хаджиев П. Этюд a- moll

Черни К. (Гермер) Этюд № 42, I тетрадь

Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь

Балакирев М. 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка с малинушкой»

Глиэр Р. «Песня» соч. 41

Гнессина Е. Пьеса в 4 руки «Ладушки»

Золотарёв В. 30 украинских песен в 4 руки: № 22, соч. 15

Иванов – Радкевич Н. «Марш»

Иванов – Радкевич Н. «Гавот»

Лядов А. «Протяжная», соч. 58

Лядов А. « Колыбельная», соч. 58

Островский А. «Девчонки и мальчишки»

Прокофьев С. «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский»

Чайковский П. Пять русских народных песен

Примерная программа академического концерта

Кабалевский Д. Медленный вальс

Прейер К. «Трещотка»

Иванов – Радкевич Н. Гавот

Хаджиев П . Этюд a- moll

Симонова В. «Листопад»

Мелартин Э. «Час голубого цвета»

Тамберг Э. Этюд C -dur №9, op. 13

Островский А. «Девчонки и мальчишки»

Тамберг Э. . «Кошка крадётся»

Кабалевский Д. «Новелла»

Лешгорн А. Этюд B -dur

Иванов – Радкевич Н. Марш

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

-знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста;

-умениями преодоления трудностей метро — ритмических особенностей произведений;

-умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента;

— уметь подбирать аппликатуру;

— навыками владения основными техническими приёмами;

— навыками слухового контроля;

-навыками владения педализацией.

В течение года ученик должен освоить:

4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1этюд, 1 ансамбль.

Примерный репертуарный список

Александров А. Русская народная мелодия, соч. 76

Беркович И. Украинская песня

Григ Э. Вальс, соч. 38

Глиэр Р. Романс, соч. 31

Глинка М. Парощальный вальс

Майкапар С. Токкатина, соч. 8

Свиридов Г. Зима

Степовой Я. Прелюд, соч. 9

Беренс Г. Этюд a- moll

Беренс Г. Этюд C -dur

Бертини А. . Этюд e — moll

Дювернуа Ж. G -dur

Лемуан А. Этюд C -dur

Лемуан А. Этюд G -dur

Черни К. Этюд C -du r

Черни К. Этюд № 28 D -du

Черни К. Этюд № 1 C -du r

Шитте Л. «Арпеджио»

Бах И. С. «Шутка» из сюиты h — moll

Бетховен Л. ван «Марш»

Бизе Ж. Пастораль f — moll

Глинка М. И. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Грибоедов А. Вальс e — moll

Итальянская народная песня «Санта Лючия»

Моцарт В. А. «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро»

Мусоргский М. П. «Гопак» из оперы «Сарочинская ярмарка»

Штраус Й. «Анна- полька»

Шуберт Ф. «Серенада»

Примерная программа академического концерта

Беркович И. Украинская песня

Дювернуа Ж. G -dur

Глинка М. И. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Свиридов Г. Зима

Майкапар С. Токкатина, соч. 8

Мусоргский М. П. «Гопак» из оперы «Сарочинская ярмарка»

Черни К. Этюд C -du r

Степовой Я. Прелюд, соч. 9

Александров А. Русская народная мелодия, соч. 76

Штраус Й. «Анна- полька»

Бертини А. . Этюд e — moll

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

— знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста;

-умениями справляться с метро — ритмическими особенностями произведений;

-умениями пользоваться динамическими красками инструмента;

— умениями подбора аппликатуры;

-навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;

— навыками владения техническими приёмами (мелкая, крупная техника);

— навыками слухового контроля;

— навыками владения педализацией.

В течение года ученик должен освоить:

4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.

Примерный репертуарный список

Александров Ю. Грустный рассказ

Александров Ю. Шутка

Григ Э. Поэтическая картинка Соч. 3 № 1

Гречанинов А. «Жалоба»

Дебюсси К. Маленький негритёнок

Ипполитов – Иванов М. Маленькая пьеса Соч. 7 № 5

Кабалевский Д. Драматический фрагмент Соч. 27 № 18

Мусоргский М. Слеза

Слонимский С. Дюймовочка

Хачатурян А. Подражание народному (из «Детского альбома»)

Аренский А. Этюд соч. 74, № 1

Беренс Г. Этюд соч. 61, № 28

Бертини А. Этюд соч. 29, № 10

Бургмюллер Ф. Весёлое настроение. Соч. 109, № 6

Крамер И. (редакция Г. Бюлова, № 17). Этюд D- dur

Лазарев Э. Скерцино A — dur

Лешгорн А. . Этюд соч. 136, № 10

Майкапар С. Стаккато- прелюдия C — dur , соч. 31, № 4

Николаева Т. Тарантелла, соч. 19, № 7

Раков Н. Пятью пальцами

Брамс И. «В зелёных ивах дом стоит»

Бетховен Л. «Марш»

Вебер К. «Мазурка», соч. 10, № 4

Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Грибоедов А. Вальс e — moll

Итальянская народная песня «Санта Лючия»

Свиридов Г. «Вальс»

Кюи Ц. «Расплясались»

Раков Н. «Мелодия»

Примерная программа академического концерта

Гречанинов А. «Жалоба»

Александров Ю. «Шутка»

Бургмюллер Ф. Весёлое настроение. Соч. 109, № 6

Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Ипполитов – Иванов М. Маленькая пьеса Соч. 7 № 5

Дебюсси К. Маленький негритёнок

Свиридов Г. «Вальс»

Бертини А. Этюд соч. 29, № 10

Григ Э. Поэтическая картинка Соч. 3 № 1

Хачатурян А. Подражание народному (из «Детского альбома»)

Раков Н. «Мелодия»

Аренский А. Этюд соч. 74, № 1

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

— знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста;

— умениями преодоления трудностей метро — ритмических особенностей произведений;

— умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента;

— умениями подбора аппликатуры;

— навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;

— навыками владения техническими приёмами (мелкая, крупная техника);

— навыками слухового контроля;

— навыками владения педализацией.

В течение года обучающийся должен освоить:

4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.

Примерный репертуарный список

Бунин В. Колыбельная из цикла «Лесные картинки»

Гершвин Дж. «Колыбельная»

Дмитриев Г. «Гальярда»

Кабалевский Д. «Новелла»

Леденёв Р. «Оливер Твист»

Парцхаладзе М. «Колыбельная»

Раков Н. «Первая фиалка»

Сорокин К. «Воспоминание»

Бертини А. Этюд A-dur, соч. 29, № 10

Бургмюллер Ф. Песня пряхи. Этюд D -dur, соч. 109, № 18

Беренс Г. Этюд g — moll соч. 21, № 28

Крамер И. (редакция Г. Бюлова, №17). Этюд D -dur

Лазарев Э. Скерцино A-dur

Лешгорн А. Этюд A-dur, соч.136, № 10

Майкапар С. Стаккато- прелюдия C -dur , соч. 31, № 4

Равина А. Гармонический этюд h — moll , соч. 50, № 7

Рачковский Ф. Токкатина

Шитте Л. Этюд g — moll соч. 68, № 23

Глинка М. «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин»

Глинка М. «Танец» из оперы «Иван Сусанин»

Григ Э. «Норвежский танец»

Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Гершвин Дж. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»

Прокофьев С. «Вальс» из балета «Золушка»

Свиридов Г. «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»

Чайковский П. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Шостакович Д. «Звёздочки» из цикла Испанские песни

Примерная программа академического концерта

Раков Н. «Первая фиалка»

Дмитриев Г. «Гальярда»

Шитте Л. Этюд g — moll соч. 68, № 23

Глинка М. «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин»

Леденёв Р. «Оливер Твист»

Лешгорн А. Этюд A-dur, соч.136, № 10

Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Сорокин К. «Воспоминание»

Бунин В. Колыбельная из цикла «Лесные картинки»

Равина А. Гармонический этюд h — moll , соч. 50, № 7

Прокофьев С. «Вальс» из балета «Золушка»

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

— знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора произведения;

— умениями преодоления трудностей метро — ритмических особенностей произведений;

— умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента;

— умениями подбора аппликатуры;

— навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;

— навыками владения техническими приёмами (мелкая, крупная техника);

— навыками слухового контроля;

— навыками владения педализацией.

В течение года обучающийся должен освоить:

3-4 музыкальных произведений: 1-2 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.

Примерный репертуарный список

Бетховен Л. «К Элизе»

Бородин А. «В Монастыре»

Глинка М. «Разлука», ноктюрн

Гречанинов А. «Осенняя песенка»

Калинников Вас. «Грустная песенка»

Моцарт В. А. «Фантазия» d — moll

Пахульский Г. «Прелюд»

Регер М. «Листок из альбома»

Шуберт Ф. «Музыкальный момент»

Богданов Ф. Этюд C -dur

Гуммель И. Этюд, соч. 125, № 11

Гедике А. Этюд e — moll

Зиринг В. Хроматический этюд соч. 31, № 3

Зиринг В. Этюд (Прялка) соч. 15, № 1

Косенко В. Этюд (Токкатина)

Лешгорн А. Этюд, соч. 136, № 21

Мошковский М. Этюд, соч. 72, № 4

Черни К. Этюд, соч. 299, № 13

Черни К. Этюд, соч. 299, № 12

Раков Н. Весеннее пробуждение

Раков Н. Эксцентрический танец

Раков Н. Поэтическая картинка

Раков Н. Радостный порыв

Свиридов Г. «Зимняя дорога»

Хачатурян А. «Пляска пиратов»

Хренников Т. Адажио из балета «Гусарская баллада»

Читчян Г. Вардавар

Щедрин Р. Танец шутов и шутих из балета «Конёк — горбунок»

Эшпай А. Венгерский танец

Примерные программа академического концерта

Черни К. Этюд, соч. 299, № 13

Хачатурян А. «Пляска пиратов»

Глинка М. «Разлука», ноктюрн

Мошковский М. Этюд, соч. 72, № 4

Раков Н. Радостный порыв

Пахульский Г. «Прелюд»

Гуммель И. Этюд, соч. 125, № 11

Щедрин Р. Танец шутов и шутих из балета «Конёк — горбунок»

Регер М. «Листок из альбома»

Ожидаемые результаты обучения по программе

Результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» является:

— наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

— умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей;

— знание фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

— знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;

— знание профессиональной терминологии;

— приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;

— приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники, использованию художественно оправданных технических приемов;

– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

– наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, тембрового слуха;

Список музыкальной литературы

Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано».- М., 1978

Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой».- М., 1985

Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка», 1989.

Альбом советской детской музыки. Том 6. Составление и редакция Бакулова А. и Сорокина К. Л., 1974.

Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., «Советский композитор», 1981.

Ансамбли. Младшие классы. Вып. 7. М., «Советский композитор», 1983.

Ансамбли. Фортепиано. 5-7 классы ДМШ. Редактор Григоренко В.М. М., «Кифара», 1997.

Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору. М.: «Советский композитор», 1990.

Балакирев М. Избранные романсы. М., «Музыка», 1974.

Биберган В. «Далекое — близкое». Нетрудные пьесы для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Музыка», 2000.

Библиотека юного пианиста. Вып. 3. Сост. В. Натансон. М., «Музыка», 1999.

Бизе Ж. «Детские игры». Ансамбли для фортепиано. М., «Классика XXI», 2002.

Брамс И. «Русский сувенир». Транскрипции в форме фантазии на русские песни для фортепиано для 4 руки. М., «Музыка», 1978.

Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки. Вып. 2. С.-П., «Северный олень», 1993.

Булахов П. Избранные романсы. М., «Музыка», 1980.

Левина З. Музыкальные картинки на стихи Э. Мошковской. М., «Музыка», 1976.

Весёлка. Киев, «Музична Украина», 1980.

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М., «Музыка», 1988.

Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». С.-П., «Музыка», 2002.

Глушенко М. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып. 1. Л., «Музыка», 1988.

Гринштейн К. Книжки-раскраски. Л., «Палестра», 1986.

Детские пьесы болгарских композиторов. Сост. Ганевы Д. и К., 1987.

Звуки мира. Вып. 5, 9. Сост. Бакулов А.Л., 1974.

Избранные этюды иностранных композиторов. Вып. 1 и 2. М., «Композитор», 2000.

Коновалов А. ДоНОТЫши. Курган, 1999.

Копчевский Н., Натансон. В. Современная фортепианная музыка для детей. Вып. 1. М., «Музыка», 1970.

Кривицкий Д. Впервые за фортепиано. М.. 2001.

Кувшинников Н., Соколов М. Школа игры фортепиано. М., «Музыка», 1964.

Ляховицкая С. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Л., «Музыка», 1974.

Малахова И. Первые шаги в мире звуков. Л., «Музыка», 1977.

Мейлих Е. Самоучитель игры для взрослых на фортепиано. Л., «Музыка», 1970.

Никитин С. Песни на стихи Юнны Мориц. М., «Композитор», 2004.

Никольская М. Комплекс упражнений для начинающего пианиста. Владимир, «Посад», 1999.

Ныркова В., Навтиков Г. Школа самостоятельного обучения игре на фортепиано. М., «Советский композитор», 1977.

Педагогический репертуар. Ленинград, «Музыка», 1964.

Первые шаги маленького пианиста. Сост. Т. Взорова, Г. Баранова, А. Четвертухина. М., «Музыка», 1985.

Петров А. «Музыка из кинофильмов». М., «Композитор», 2000.

Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Союз художников», 2001.

Популярные произведения для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Композитор», 2004.

Пособие по общему курсу фортепиано. Сост. Т. Ахромович, Е. Юмаева. С.-П., «Музыка», 2002.

Репертуарная серия ДМШ. Ансамбли. Вып. 2. Сост. Сост. С. Голованова. М., С.-П., «Музыка», 2002.

Современная фортепианная музыка для детей. I — VII классы ДМШ. Сост. Н. Копчевский. Л., 1975.

Соколов М., Натансон В., Копчевский Н. Современный пианист. Изд. 2-е, М., «Музыка», 1979.

Соколов Н. Ребенок за роялем. М., «Музыка», 1981.

Сонатина для самых маленьких. Сост. Л. Костромитина. С.-П., «Музыка», 2002.

Сост. Ройзман Л., Натансон В. «Юный пианист». Вып. 2. Пьесы, этюды и ансамбли для средних классов ДМШ. М., 1964.

Сост. Борзенков А. Пьесы русских композиторов в 4 руки «Играем вдвоем». С.-П., «Композитор», 2004.

Сост. Корнеев А. Альбом флейтиста. Переложение лучших образцов классической музыку и оригинальное пьесы. М., «Кифара», 2006.

Сост. Маевский Ю. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки. Вып. 1, 2. С.-П., «Композитор», 2004.

Сост. Печерский Б. Фортепианные ансамбли в 4 руки. М., «Музыка», 1993.

Сост. Розенблюм Ф. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. Л., «Музыка», 1974.

Сост. Симонова В. Чудо — песенки. Фортепианные ансамбли. Новосибирск, «Окраина», 2007.

Сост. Хондо Н., Чайковский П. Легкие переложения в 4 руки. М., «Классика XXI века», 2002.

Сост. Шеффер А. Первые успехи четырехручной фортепианной игры. Сборник из народных песен, оперных мелодий, отрывков классической музыки и танцев. М., «Музыка», 1989.

Старинная музыка для маленьких пианистов. Сост. Копчевский М. «Классика XXI века», 2001.

Таривердиев М. Сборник пьес. М., «Классика XXI века», 2000.

Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып. 2. Сост. М. Глушенко. Л., «Музыка», 1989.

Фортепианные этюды и упражнения зарубежных композиторов XX века. Сост. Н. Терентьева, М., 1980.

Хрестоматия ансамбля для средних классов ДМШ. М., «Музыка», 1985.

Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. 1-7. Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокина, А Туманян. М., 1989.

Хромушин О. Композиции на темы Дж. Гершвина в 4 руки. «Союз художников», 2001.

Циполи Д. Избранные произведения. М., «Классика XXI века», 2000.

Чайковский П.И. Легкие переложения в 4 руки. М., «Классика XXI века», 2002.

Школа игры на фортепиано. Сост. Н. Кувшинников, Н. Соколов. М., «Советский композитор», 1976.

Юсфин А. Музыкальные путешествия по нашей Родине. Пьесы для фортепиано на материале песен и танцев народов СССР. Л., 1983.

Источник

Оцените статью