Учебный план фортепиано дпп

ДПП ФОРТЕПИАНО 2020

индекс учеб ного предмета наименование учебного предмета рабочая программа учебного предмета Фонд оценочных средств
Обязательная часть
ПО.01 Музыкальное исполнительство Аттестация
ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с листа Аннотация Копия Промежуточная аттестация Итоговая аттестация
ПО.01.УП.02 Ансамбль Аннотация Копия Промежуточная аттестация
ПО.01.УП.03 Концертмейстерский класс Аннотация Копия Промежуточная аттестация
ПО.01.УП.04 Хоровой класс Аннотация Копия Промежуточная аттестация
ПО.02 Теория и история музыки
ПО.02.УП.01 Сольфеджио Аннотация Копия Промежуточная аттестация Итоговая аттестация
ПО.02.УП.02 Слушание музыки Аннотация Копия Промежуточная аттестация
ПО.02.УП.03 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) Аннотация Копия Промежуточная аттестация Итоговая аттестация
В.00. Вариативная часть
В.04.УП.01 Ритмика Аннотация Копия Промежуточная аттестация

© Детская школа искусств №12

620010 г. Екатеринбург, ул. Зои Космодемьянской, 45

тел./факс: (343) 258-35-30, тел.: (343) 258-43-90, Написать письмо

Структурное подразделение: ул. Крестинского, 45, тел. (343) 218-74-56

Источник

ДПП Фортепиано

Описание образовательной программы:

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» разработана МАУК ДО «Детская музыкальная школа № 6» на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденных Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 163 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе».

Цель: выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Задачи:
— формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
— формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
— воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
— формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Условия реализации программы
Образовательная программа реализуется в сроки обучения, установленные федеральными государственными требованиями и в соответствии с учебными планами, утвержденными педагогическим советом и приказом директора Школы.

При реализации Программы Школа ведет творческую, культурно-просветительскую деятельность, направленные на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, их приобщение к духовным и культурным ценностям.

Источник

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

Скачать:

Вложение Размер
dpop_fortepiano_2.docx 133.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЯЗЕМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

им. А.С. ДАРГОМЫЖСКОГО

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

на заседании на заседании

Протокол № 1 Протокол № 1

от «29» августа 2016г. от «30» августа 2016г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет, 8 лет с дополнительным (9) годом обучения.

Дюжева И.Л. заместитель директора по учебно -методической

работе Вяземской ДШИ имени А.С. Даргомыжского.

2.Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной

программы в области музыкального искусства «Фортепиано». ____________8

  1. График образовательного процесса.________________________________________21
  2. Программы учебных предметов __________________________________________24
  1. Система и критерии оценок, используемые при проведении

промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения

обучающимися образовательной программы_________________________________25

  1. Программа творческой, методической и культурно-просветительской

деятельности образовательного учреждения_________________________________28

I. Пояснительная записка

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – программа «Фортепиано»), направленная на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства, является системой учебно-методических документов, сформированной МБУДО Вяземской ДШИ им. А.С. Даргомыжского (далее – образовательное учреждение или ОУ) на основе Федеральных Государственных Требований (далее ФГТ) к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

Программа разработана с учётом обеспечения преемственности дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства.

Целью данной программы является:

выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

Задачами программы являются:

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Содержание программы ориентировано на:

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Обучающиеся имеют право на освоение программы «Фортепиано» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам при условии освоения обучающимися объема знаний, приобретения умений и навыков, предусмотренных ФГТ.

При приеме на обучение по программе «Фортепиано» образовательное учреждение проводит конкурсный отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей — слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано).

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ создаёт комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления ОУ.

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Программа «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 30 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели — реализация аудиторных занятий, 2-3 недели — проведение консультаций и экзаменов, а в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ОУ осуществляют творческую и методическую работу.

ОУ создаёт условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано», использования передовых педагогических технологий.

Финансовые условия реализации программы «Фортепиано» должны обеспечивать ОУ исполнение ФГТ.

При реализации программы «Фортепиано» с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности планируется работа концертмейстеров:

по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;

по учебному предмету «Ансамбль» от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени в случае привлечения к реализации данного учебного предмета работников ОУ (при отсутствии обучающихся по другим ОП в области музыкального искусства);

по учебному предмету «Концертмейстерский класс» — от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени.

Материально-технические условия реализации программы «Фортепиано» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.

Материально-техническая база ОУ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы «Фортепиано» ОУ располагает необходимыми учебными аудиториями, специализированными кабинетами, и материально-техническим обеспечением, включающим в себя:

концертный зал с концертным роялями, пультами и звукотехническим оборудованием,

помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку),

учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа», оснащены роялями или пианино.

Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» — не менее 12 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащены фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

ОУ имеет комплект подставок для ног, на стулья для детей разного возраста.

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы «Фортепиано»

Минимум содержания программы «Фортепиано» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения данной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

— знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

— знания музыкальной терминологии;

— умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

— умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

— умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

— умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

— умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;

— навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

— навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

— первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

— навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

— знания музыкальной грамоты;

— знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

— первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

— умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

— умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

— навыков восприятия элементов музыкального языка;

— сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

— навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

— навыков анализа музыкального произведения;

— навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

— навыков записи музыкального текста по слуху;

— первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения , сверх обозначенных выше предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

— знания основного фортепианного репертуара;

— знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

— умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

в области теории и истории музыки:

— первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

— первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

— умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

— наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);

— навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

— навыков восприятия современной музыки.

Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны включать:

Специальность и чтение с листа:

наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

знание профессиональной терминологии;

наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

наличие элементарных навыков репетиционно — концертной работы в качестве солиста.

сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества — ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических — сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;

знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки — эпохи барокко, в том числе сочинений И. С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:

знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;

умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

навыки по разучиванию с солистом его репертуара;

наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.

знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

знание профессиональной терминологии;

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения

умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

знание профессиональной музыкальной терминологии;

сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

Элементарная теория музыки:

знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

III. Учебный план.

В соответствии со сроками обучения, обозначенными в пункте 1.5. ФГТ, при реализации образовательной программы «Фортепиано» могут использоваться учебные планы, рассчитанные на 8 и 9 лет обучения. Каждый из планов предусматривает следующие предметные области:

теория и история музыки

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1776,5 часов , в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

УП.01.Специальность и чтение с листа – 592 часа,

УП.02.Ансамбль – 132 часа,

УП.03.Концертмейстерский класс – 49 часов,

УП.04.Хоровой класс – 345,5 часа;

ПО.02.Теория и история музыки:

УП.01.Сольфеджио – 378,5 часа,

УП.02.Слушание музыки – 98 часов,

УП.03.Музыкальная литература – 181,5 часа.

При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2073,5 часа , в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

УП.01.Специальность и чтение с листа – 691 час,

УП.02.Ансамбль – 198 часов,

УП.03.Концертмейстерский класс – 49 часов,

УП.04.Хоровой класс – 345,5 часа;

ПО.02.Теория и история музыки:

УП.01.Сольфеджио – 428 часов,

УП.02.Слушание музыки – 98 часов,

УП.03.Музыкальная литература – 231 час,

УП.04.Элементарная теория музыки – 33 часа.

Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.

Вариативная часть учебного плана сформирована с учётом исторических, национальных и региональных традиций подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющихся финансовых ресурсов, предусмотренных на оплату труда педагогических работников.

При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки вариативной части (В) составляет 248 час , в том числе по учебным предметам (УП):

В.01.УП.01. Концертмейстерский класс – 83 часа

В.02.УП.02. Коллективное музицирование – 33часа

В.03.УП.03 Элементарная теория музыки – 33 часа

В.04.УП.04 Ансамбль – 99 часов

При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки вариативной части (В) составляет 297,5 часа , в том числе по учебным предметам (УП):

В.01.УП.01. Концертмейстерский класс – 83 часа

В.02.УП.02. Коллективное музицирование – 33часа

В.03.УП.03 Элементарная теория музыки – 33 часа

В.04.УП.04 Ансамбль – 99 часов

В.05.УП.05 Хоровой класс – 49,5 часов

При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную (внеаудиторную) работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмет

Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся в соответствии с ФГТ не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 158 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 184 часа с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют право на освоение программы «Фортепиано» по индивидуальному учебному плану.

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе

в области музыкального искусства

Срок обучения – 8 лет

Индекс пред-метных областей, разделов и учебных предметов

Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов

Источник

Оцените статью