Учебный план ооп гитара

Программа по учебному предмету: Музыкальный инструмент (гитара)
рабочая программа

Программа для обучения детей в детской школе искусств.

Скачать:

Вложение Размер
obshcherazvivayushchaya_programma.docx 57.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Инжавинская детская школа искусств»

Педагогическим советом Директор________ А.А.Уланова

Протокол №____ от ______2015г. Приказ № ____ от ________2015г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Обучение игре на гитаре»

по учебному предмету

Срок реализации программы 3 года

Разработчик: Александрова С.В.

Преподаватель по классу гитары

МБОУ ДО «Инжавинская ДШИ»

Структура программы учебного предмета

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в

— Срок реализации учебного предмета

— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

— Сведения о затратах учебного времени

— Форма проведения учебных аудиторных занятий

— Цель и задачи учебного предмета

— Структура программы учебного предмета

— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

— Годовые требования (с примерными репертуарными списками)

III. Требования к уровню подготовки учащихся

— Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

— Аттестация: цели, виды, форма, содержание

V. Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Пояснитель н ая записка

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент гитара»

разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и

методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в

области искусств», направленных письмом Министерства культуры

Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом

многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в

детских школах искусств.

Гитара является одним из самых популярных музыкальных

инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской

исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает

музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную,

Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет

учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные

инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной

гитары, – электрогитару, банджо, различные старинные струнные

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы: 8 – 12 лет.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе

репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент гитара»

составляет 2 часа в неделю, продолжительность урока 40 минут. Занятия проходят в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий.

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в

ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями

создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга,

гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно.

Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и

позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя

музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в

индивидуальных занятиях музыкой.

Гитара, как аккомпанирующий инструмент, пользуется большой

популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности

являются мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Ученикам можно

предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня,

старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные

образцы классической музыки.

Данная программа предполагает проведение промежуточной и итоговой аттестации в форме экзамена.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный

инструмент гитара» со сроком обучения 3 года, продолжительность

учебных занятий составляет 34 недели в год.

Сведения о затратах учебного времени

Затраты учебного времени

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент гитара» при 3-летнем сроке обучения составляет 408 часов. Из них: 204

часа – аудиторные занятия, 204 часа – самостоятельная работа .

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование

индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий.

Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют

преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами

дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих

способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и

представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических

умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной

деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Музыкальный инструмент гитара» являются:

• ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и

разнообразием приемов игры;

• формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

• приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

• приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;

• формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

• оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной

деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего

самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и

• воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения,

• воспитание стремления к практическому использованию знаний и

умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных

направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,

становление исполнительского аппарата. Второе – развитие практических

форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки учащихся;

• формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

• методическое обеспечение учебного процесса.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

• словесный (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

• практический (освоение приемов игры на инструменте);

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

Описание материально-технических условий реализации учебного

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и

фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время

самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора

дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными

изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Первый год обучения

Темы и содержание занятий

Постановка исполнительского аппарата.

Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах. Изучение приема тирандо. Одноголосные народные песни.

Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Освоение приема легато. Произведения на фольклорной основе.

Темы и содержание занятий

Аккорды без баре. Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов, пьесы песенного и танцевального характера.

Развитие навыков смены позиций. Изучение приема арпеджиато. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом. Бардовские и эстрадные песни. Промежуточная аттестация.

Второй год обучения

Темы и содержание занятий

Освоение приема апояндо. Гаммы: C-dur, G-dur двухоктавные с открытыми струнами. Упражнения и этюды. Ознакомление с приемом баре. Произведения современных композиторов и обработки народных песен.

Развитие техники баре. Упражнения и этюды. Восходящее и нисходящее легато.

Игра в ансамбле. Обработки русских народных песен. Бардовские и эстрадные песни.

Темы и содержание занятий

Гаммы F-dur, E-dur двухоктавные с открытыми струнами. Упражнения и этюды

Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле.

Музыка из кинофильмов, произведения

старинных и современных композиторов. Владение навыками аккомпанемента. Промежуточная аттестация.

Третий год обучения

Темы и содержание занятий

Гаммы A-dur, H-dur двухоктавные с открытыми струнами. Включение в план

произведений с элементами полифонии.

Произведения классической и народной музыки, эстрадные и бардовские песни.

Этюды на различные виды техники.

Закрепление навыков игры в высоких позициях. Подбор аккомпанемента к песням и романсам. Игра в ансамбле.

Темы и содержание занятий

Включение в репертуар несложных произведений крупной формы и полифонии. Изучение различных по стилям и жанрам произведений.

Подготовка итоговой программы.

Совершенствование техники аккордовой игры, баре, вибрации и легато. Произведения зарубежной и русской классики. Итоговая аттестация.

Годовые требования содержат примерный репертуарный план, этюдов, пьес, ансамблей, аккордовых цепочек, песен, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. По окончанию каждого года обучения сформированы, какими знаниями, умениями и навыками игры должен владеть учащийся.

Первый год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 7-10 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.

В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать

нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство

нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.

Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на

гитаре, знакомство с русским фольклором, игра с педагогом ансамбле:

мелодия и аккомпанемент.

Примерный репертуарный план:

1. Р.Агуадо Этюд С-dur

2. Д.Сагрерас Этюд C-dur

3. П.Румянцев Этюд D-dur

4. Ф.Сор Этюд C-dur

5. Л.Панайотов Этюд a-moll

6. Н.Кост Этюд C-dur

7. Б.Ковач Этюд C-dur

8. Х.Альберт Этюд С-dur

9. Н.Иванова-Крамская Этюд a-moll

10. И.Кюфнер Этюд C-dur

  1. В.Калинин «Там за речкой, за перевалом»
  2. Р.н.п. «Во сыром бору тропинка» обр. В.Токарева
  3. Н.Иванова-Крамская «Вальс»
  4. В.Калинин «Вот лягушка по дорожке»
  5. М.Джулиани «Экоссез»
  6. Г.Беренс «2 пьесы»
  7. В.Калинин «Неаполитанская песня»
  8. Л.ван Бетховен «Русский танец»
  9. Ф.Сор «Вальс»
  10. В.Калинин «Северный танец»
  1. Ю.Кепитис «Канон»
  2. Ш.Чоколаи «Мелодия»
  3. Н.Соколова «Осень»
  4. Аргентинская н.п. «Плывет, плывет лодка»
  5. В.Калинин «Венгерская песня»
  6. Л.Моцарт «Бурре»
  7. Н.Соколова «Самый интересный сон»
  8. П.Чайковский «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» перел. Ю.Лихачева
  9. И.Кюфнер «Анданте»
  10. Р.н.п. «При долинушке» обр.В.Калинина

Примерные аккордовые цепочки:

Am-Dm-E-Am, Am-A 7 -Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am и т.д.

  1. Муз. С.Жукова, сл. А.Потехина «Атаман»
  2. Авторы песни неизвестны «Гранитный камушек»
  3. Муз.Caymmi D., сл. Ю.Цейтлина «Генералы песчанных карьеров»
  4. Авторы песни неизвестны «8 марта»
  5. Муз. и сл. Г.Н.Шангин-Березовского «Царевна-несмеяна»
  6. Муз. и сл. В.Воронова «Пацаны»
  7. Муз. И.Матвиенко, сл. А.Шаганова «Давай за…»
  8. Муз. и сл. В.Шахрина «Не со мной»
  9. Авторы песни неизвестны «Одинокий голубь»
  10. Муз. И.Матвиенко, сл. автор неизвестен «Там за туманами»

По окончании первого года обучения сформированы следующие

знания, умения, навыки. Учащийся:

— знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;

— умеет правильно держать инструмент;

— соблюдает постановку исполнительского аппарата;

— владеет приемом звукоизвлечения тирандо;

— использует приемы: легато, арпеджиато;

— ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения баре (A, Am, A 7 , Am 7 , D, Dm, D 7 , Dm 7 , E, Em, E 7 , Em 7 , C, G);

— знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;

— умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);

— играет небольшие пьесы в 1-й позиции;

Второй год обучения

В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие

исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены

Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента:

орнаментация за счет мелизмов, усложнение ритмического рисунка,

исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах

(проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений.

Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 7-10

различных произведений, включая ансамбли и этюды. Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.

Примерный репертуарный план:

  1. Г.Фетисов Этюд C-dur
  2. В.Гуркин Этюд C-dur
  3. М.Каркасси Этюд e-moll
  4. Ф.Таррега Этюд e-moll
  5. Ф.Карулли Этюд e-moll
  6. А.Иванов-Крамской Этюд E-dur
  7. К.Черни перел. В.Агабабова Этюд C-dur
  8. М.Джулиани Этюд C-dur
  9. А.Диабелли Этюд d-moll
  10. А.Диабелли Этюд C-dur
  1. Ф.Шульц «Лендлер»
  2. В.Гуркин «Маленький вальс»
  3. В.Калинин «Маленький испанец»
  4. Д.Уотт «Песенка» из м/ма «Три поросенка»
  5. Ю.Розас «Над волнами»
  6. А.Иванов-Крамской «Грустный напев»
  7. Чешская полька обр.В.Калинина
  8. В.Калинин «Кантри-маленький оркестр»
  9. И.Дунаевский «Сон приходит на порог» колыбельная из к/ма «Цирк».
  10. Романс «Очи черные»
  1. Дж.Дюарт «Индейцы»
  2. Белорусская полька обр.В.Калинина
  3. О.Зубченко «Прелюд-мимолетность»
  4. П.Чайковский «Немецкая песенка» из «Детского альбома» перел. Ю.Лихачева
  5. Е.Ларичев «Полька» обр. О.Зубченко
  6. Р.н.п. «Хуторок» обр.В.Калинина
  7. Н.Богословский «Темная ночь»
  8. Jean-Bernard Chanteux «Sertaneja»
  9. И.Ивановичи «Дунайские волны»
  10. Ф.Карулли «Пьеса»

Примерные последовательности в мажоре

С-F-G 7 -C, D-G-A 7 -D, G-C-D 7 -G, E-A-H 7 -E, A-D-E 7 -A

F-C -G 7 -C, G-D-A 7 -D, C-G-D 7 -G, A-E-H 7 –E, D-A-E 7 -A

Примерные последовательности в миноре

Am -Dm-E 7 -Am, Em-Am-H 7 -Em, Dm-Gm-A 7 -Dm, Hm-Em-F # 7 -Hm

Dm-Am-E 7 -Am, Am-Em-H 7 –Em, Gm-Dm-A 7 -Dm, Em-Hm-F # 7 -Hm

  1. Муз.и сл. В.Петкуна «Город»
  2. Автор В.Цой «Группа крови»
  3. Муз. В.Бутусова, сл. И.Кормильцева «Дыхание»
  4. Автор Ю.Шевчук «Что такое осень»
  5. Муз. И.Подстрелова, сл. В.Панченко «Война»
  6. Муз. Е.Хавтана, сл. В.Сюткина «Как жаль»
  7. Автор Ю.Визбор «Милая моя»
  8. Автор О.Митяев «Изгиб гитары желтой»
  9. Муз. М.Таривердиева, сл. А.Аронова «Если у вас нету тети» из к/ма «Ирония судьбы или с легким паром»
  10. Автор О.Кваша «Зеленоглазое такси»

По окончании второго обучения учащийся:

— играет пьесы, различные по стилю, жанру;

— применяет на практике натуральные флажолеты;

— знаком с позиционной игрой;

— владеет приемом звукоизвлечения апояндо;

— владеет приемом баре;

— использует прием: восходящее и нисходящее легато;

— знает основные музыкальные термины;

— знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их

— аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том

числе, бардовские и эстрадные песни в тональностях e-moll, d-moll.

Третий год обучения

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками,

звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Формирование слухового

контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Знакомство с

грифом гитары в пределах 4–9 позиций. Развитие техники баре. Для

хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные

списки произведения с элементами полифонии.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 7-10

различных произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в

смешанных дуэтах и трио.

Примерный репертуарный план:

  1. Ф.Карулли Этюд d-moll
  2. Л.Валькер Этюд D-dur
  3. Ф.Сор Этюд D-dur
  4. А.Виницкий Этюд e-moll
  5. Г.Фетисов Этюд C-dur
  6. М Каркасси Этюд F-dur
  7. Ф.Сор Этюд op.35 №11 d-moll
  8. М.Джулиани Этюд e-moll
  9. Д.Агуадо Этюд т.1 №29 e-moll
  10. М.Джулиани Этюд op.48 №1 C-dur
  1. Р.н.п. «Выхожу один я на дорогу» обр. Е.Ларичева
  2. М.Джулиани «Grazioso»
  3. Н.Кригер «Бурре»
  4. Дж.Ленон, П.Макартни «Вчера»
  5. А.Иванов-Крамской «Прелюдия»
  6. В.Калинин «Танго»
  7. Д.Ширинг «Колыбельная страны птиц»
  8. Д.Каччини «Аве Мария»
  9. Итальянская н.п. «Мое солнце»
  10. Н.Рота «Слова любви»
  1. А.Корелли «Сарабанда»
  2. Уругвайская н.п. «Если ты полюбила» обр. В.Калинина
  3. В.Гуркин «Меланхолический танец»
  4. Дж.Дюарт «Ковбои»
  5. Л.Боккерини «Менуэт» перел. В.Гуркина
  6. В.Калинин «Серенада»
  7. Г.Гладков «Песенка друзей» из м/ма «Бременские музыканты»
  8. Э.Григ «Вальс» перел. В.Гуркина
  9. И.Кюфнер «Экоссез»
  10. Итальянская н.п. «Санта Лючия» обр. В.Калинина

Примерные последовательности аккордов

Em-A 7 -D 7 -G 7 -C 7 -F # 7 -H 7 -Em, A-Em 7, G # -Am 7, G-Dm 7,

F # -F 7 -Bm, F # m-Hm 7 -E 7 -A 7+ , C # -Dm-G-Cm 7 .

отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C-A 7 -Dm-G 7 -C, Am-A 7 -Dm-E 7 -Am,

C-E 7 -Am-A 7 -Dm-G 7 -C, Am-G 7 -C-E 7 -Am,

двойная доминанта: Em-F # 7 -H 7 -Em.

  1. Муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Энтина «Луч солнца золотого» из м/ма «Бременские музыканты»
  2. Муз. И.Матвиенко, сл. М.Андреева «Березы»
  3. Муз. М.Горшнева, сл. А.Князева «Проклятый старый дом»
  4. Муз. В.Дубинина, сл. М.Пушкиной «Осколок льда»
  5. Автор С.Трофимов «Голуби»
  6. Автор Ю.Слатов «Две вертушки на Моздок»
  7. Муз. В.Бутусова, сл. И.Кормильцева «Прогулки по воде»
  8. Муз. Э.Колмановского, сл. М.Танича «Черное и белое» из к/ма «Большая Перемена»
  9. Муз. В.Кипелова. сл. С.Елина «Мечты»
  10. Автор К.Никольский «Музыкант»

По окончании третьего года обучения учащийся:

— разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;

— исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;

— использует приемы: glissando, legato, staccato, vibrato;

— применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й струн (аккорды F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением

— подбирает по слуху;

— играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;

— аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.

III. Требования к уровню подготовки учащегося

Выпускник имеет следующий уровень подготовки:

— владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно

использовать их на практике,

— умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному

стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

— умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

— владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и

Формами текущего контроля являются: подготовка к очередному уроку, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Промежуточная аттестация проводится в конце года в форме – зачет с оценкой. Содержанием программы является исполнение: произведения, ансамбля и аккомпанемента.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена. Содержанием программы выпускного экзамена так же является исполнение: произведения, ансамбля и аккомпанемента.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую

программу, следует учитывать:

• формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к

• наличие исполнительской культуры, развитие музыкального

• овладение практическими умениями и навыками в различных видах

музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом

исполнительстве, подборе аккомпанемента;

• степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

— хорошее репертуарное продвижение (количество и трудность произведений соответствует уровню года обучения (класса) или может быть выше его);

— качественное исполнение программы: ровное звучание в технике, выразительность исполнения, владение интонированием, артистичность, сценическая выдержка;

— передача образного содержания произведения,

— способность корректировать свое исполнение в зависимости от ситуации

— репертуарное продвижение должно соответствовать году обучения (класса), как и количество проходимого материала;

— допустимы более умеренные темпы, менее яркие выступления, но качество отработанных навыков и приемов должно быть обязательно;

— передача образного содержания;

— присутствуют стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические отклонения

— недостаточное репертуарное продвижение,

— погрешности в качестве исполнения: неровная, замедленная техника, зажатость в аппарате, отсутствие пластики, некачественное легато, отсутствие интонирования, плохая артикуляция, непонимание формы и характера исполняемого произведения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:

перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить

самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в

различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует

особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой —

посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных

записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать

высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и

Необходимо познакомить учащегося с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для

изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается,

что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени

завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть

подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях

класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены

или упрощены соответственно уровню музыкального и технического

развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального

учебного плана учащегося.

На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения

произведений классической и народной музыки, эстрадных и бардовских

песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют

полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.

Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые

применяются при подборе на слух.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных

способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального

слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование

практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре — М., 1934,

2. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре — М., 1995,

3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре — М.,

4. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. — М., 1991

1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота — М., 2002

2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной

техники. М., Классика-XXI, 2004

3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов — М., 2006

4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре.

1.Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ /Сост. К.И.Гордиенко. -Ростов-на-Дону 1998 2.Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1- кл. детских музыкальных школ /Сост. В.В.Гуркин. -Ростов-на-Дону 1998

3.Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-4 кл. детских музыкальных школ /Сост. В.В.Гуркин. -Ростов-на-Дону 2000

4.Классическая гитара. Юный гитарист.1-2 часть В.П.Калинин-М.,2001

5.Классическая гитара. Юный гитарист.3 часть В.П.Калинин-М.,2001

6. Первые шаги гитариста. Тетрадь -1. Г.А.Фетисов

7. Хрестоматия гитариста. Тетрадь-2. Г.А.Фетисов -издательство В.Катанского. -М., 2002

8.Гитара для всех. Вып. 1. / Сост. И.Варфоломеев. — Воронеж,1996

9.Классики гитары. /Сост.И.Варфоломеев –Воронеж

10.Музыка твоей души. Вып. 2. /Сост.И.Варфоломеев. -Воронеж, 1997

11.Маленькая страна.Переложения для гитары. /Cост.В.В.Козлов –Санкт-Петербург

12.Альбом юного гитариста. /Сост.И.Рехин-М.,1990

13.Гитара начинающим. Вып. 1. /Сост.Н.В.Сафронова. -Омск 2004

14.Хрестоматия юного гитариста.1-3 кл. детских музыкальных школ. Сост.О.В.Зубченко. -Ростов-на-Дону 2005

15.Хрестоматия юного гитариста.2-4 кл. детских музыкальных школ. Сост.О.В.Зубченко. -Ростов-на-Дону 2006

16. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и

ред. А.Гитмана. — М., 1997

17. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост.

Источник

Читайте также:  Muscle museum ноты фортепиано
Оцените статью