Программа по учебному предмету: Музыкальный инструмент (гитара)
рабочая программа
Программа для обучения детей в детской школе искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcherazvivayushchaya_programma.docx | 57.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Инжавинская детская школа искусств»
Педагогическим советом Директор________ А.А.Уланова
Протокол №____ от ______2015г. Приказ № ____ от ________2015г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Обучение игре на гитаре»
по учебному предмету
Срок реализации программы 3 года
Разработчик: Александрова С.В.
Преподаватель по классу гитары
МБОУ ДО «Инжавинская ДШИ»
Структура программы учебного предмета
— Характеристика учебного предмета, его место и роль в
— Срок реализации учебного предмета
— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
— Сведения о затратах учебного времени
— Форма проведения учебных аудиторных занятий
— Цель и задачи учебного предмета
— Структура программы учебного предмета
— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
— Годовые требования (с примерными репертуарными списками)
III. Требования к уровню подготовки учащихся
— Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
— Аттестация: цели, виды, форма, содержание
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Пояснитель н ая записка
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент гитара»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в
детских школах искусств.
Гитара является одним из самых популярных музыкальных
инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской
исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает
музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную,
Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет
учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные
инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной
гитары, – электрогитару, банджо, различные старинные струнные
Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы: 8 – 12 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент гитара»
составляет 2 часа в неделю, продолжительность урока 40 минут. Занятия проходят в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в
ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями
создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга,
гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно.
Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и
позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя
музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в
индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара, как аккомпанирующий инструмент, пользуется большой
популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности
являются мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Ученикам можно
предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня,
старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные
образцы классической музыки.
Данная программа предполагает проведение промежуточной и итоговой аттестации в форме экзамена.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный
инструмент гитара» со сроком обучения 3 года, продолжительность
учебных занятий составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Затраты учебного времени
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент гитара» при 3-летнем сроке обучения составляет 408 часов. Из них: 204
часа – аудиторные занятия, 204 часа – самостоятельная работа .
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий.
Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических
умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной
деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент гитара» являются:
• ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
• формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
• приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
• приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
• формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
• оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной
деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
• воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения,
• воспитание стремления к практическому использованию знаний и
умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,
становление исполнительского аппарата. Второе – развитие практических
форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки учащихся;
• формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
• методическое обеспечение учебного процесса.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический (освоение приемов игры на инструменте);
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
Описание материально-технических условий реализации учебного
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора
дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения
Темы и содержание занятий
Постановка исполнительского аппарата.
Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах. Изучение приема тирандо. Одноголосные народные песни.
Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Освоение приема легато. Произведения на фольклорной основе.
Темы и содержание занятий
Аккорды без баре. Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов, пьесы песенного и танцевального характера.
Развитие навыков смены позиций. Изучение приема арпеджиато. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом. Бардовские и эстрадные песни. Промежуточная аттестация.
Второй год обучения
Темы и содержание занятий
Освоение приема апояндо. Гаммы: C-dur, G-dur двухоктавные с открытыми струнами. Упражнения и этюды. Ознакомление с приемом баре. Произведения современных композиторов и обработки народных песен.
Развитие техники баре. Упражнения и этюды. Восходящее и нисходящее легато.
Игра в ансамбле. Обработки русских народных песен. Бардовские и эстрадные песни.
Темы и содержание занятий
Гаммы F-dur, E-dur двухоктавные с открытыми струнами. Упражнения и этюды
Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле.
Музыка из кинофильмов, произведения
старинных и современных композиторов. Владение навыками аккомпанемента. Промежуточная аттестация.
Третий год обучения
Темы и содержание занятий
Гаммы A-dur, H-dur двухоктавные с открытыми струнами. Включение в план
произведений с элементами полифонии.
Произведения классической и народной музыки, эстрадные и бардовские песни.
Этюды на различные виды техники.
Закрепление навыков игры в высоких позициях. Подбор аккомпанемента к песням и романсам. Игра в ансамбле.
Темы и содержание занятий
Включение в репертуар несложных произведений крупной формы и полифонии. Изучение различных по стилям и жанрам произведений.
Подготовка итоговой программы.
Совершенствование техники аккордовой игры, баре, вибрации и легато. Произведения зарубежной и русской классики. Итоговая аттестация.
Годовые требования содержат примерный репертуарный план, этюдов, пьес, ансамблей, аккордовых цепочек, песен, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. По окончанию каждого года обучения сформированы, какими знаниями, умениями и навыками игры должен владеть учащийся.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 7-10 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать
нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство
нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.
Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на
гитаре, знакомство с русским фольклором, игра с педагогом ансамбле:
мелодия и аккомпанемент.
Примерный репертуарный план:
1. Р.Агуадо Этюд С-dur
2. Д.Сагрерас Этюд C-dur
3. П.Румянцев Этюд D-dur
4. Ф.Сор Этюд C-dur
5. Л.Панайотов Этюд a-moll
6. Н.Кост Этюд C-dur
7. Б.Ковач Этюд C-dur
8. Х.Альберт Этюд С-dur
9. Н.Иванова-Крамская Этюд a-moll
10. И.Кюфнер Этюд C-dur
- В.Калинин «Там за речкой, за перевалом»
- Р.н.п. «Во сыром бору тропинка» обр. В.Токарева
- Н.Иванова-Крамская «Вальс»
- В.Калинин «Вот лягушка по дорожке»
- М.Джулиани «Экоссез»
- Г.Беренс «2 пьесы»
- В.Калинин «Неаполитанская песня»
- Л.ван Бетховен «Русский танец»
- Ф.Сор «Вальс»
- В.Калинин «Северный танец»
- Ю.Кепитис «Канон»
- Ш.Чоколаи «Мелодия»
- Н.Соколова «Осень»
- Аргентинская н.п. «Плывет, плывет лодка»
- В.Калинин «Венгерская песня»
- Л.Моцарт «Бурре»
- Н.Соколова «Самый интересный сон»
- П.Чайковский «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» перел. Ю.Лихачева
- И.Кюфнер «Анданте»
- Р.н.п. «При долинушке» обр.В.Калинина
Примерные аккордовые цепочки:
Am-Dm-E-Am, Am-A 7 -Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am и т.д.
- Муз. С.Жукова, сл. А.Потехина «Атаман»
- Авторы песни неизвестны «Гранитный камушек»
- Муз.Caymmi D., сл. Ю.Цейтлина «Генералы песчанных карьеров»
- Авторы песни неизвестны «8 марта»
- Муз. и сл. Г.Н.Шангин-Березовского «Царевна-несмеяна»
- Муз. и сл. В.Воронова «Пацаны»
- Муз. И.Матвиенко, сл. А.Шаганова «Давай за…»
- Муз. и сл. В.Шахрина «Не со мной»
- Авторы песни неизвестны «Одинокий голубь»
- Муз. И.Матвиенко, сл. автор неизвестен «Там за туманами»
По окончании первого года обучения сформированы следующие
знания, умения, навыки. Учащийся:
— знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;
— умеет правильно держать инструмент;
— соблюдает постановку исполнительского аппарата;
— владеет приемом звукоизвлечения тирандо;
— использует приемы: легато, арпеджиато;
— ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения баре (A, Am, A 7 , Am 7 , D, Dm, D 7 , Dm 7 , E, Em, E 7 , Em 7 , C, G);
— знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;
— умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);
— играет небольшие пьесы в 1-й позиции;
Второй год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие
исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены
Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента:
орнаментация за счет мелизмов, усложнение ритмического рисунка,
исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах
(проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений.
Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 7-10
различных произведений, включая ансамбли и этюды. Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.
Примерный репертуарный план:
- Г.Фетисов Этюд C-dur
- В.Гуркин Этюд C-dur
- М.Каркасси Этюд e-moll
- Ф.Таррега Этюд e-moll
- Ф.Карулли Этюд e-moll
- А.Иванов-Крамской Этюд E-dur
- К.Черни перел. В.Агабабова Этюд C-dur
- М.Джулиани Этюд C-dur
- А.Диабелли Этюд d-moll
- А.Диабелли Этюд C-dur
- Ф.Шульц «Лендлер»
- В.Гуркин «Маленький вальс»
- В.Калинин «Маленький испанец»
- Д.Уотт «Песенка» из м/ма «Три поросенка»
- Ю.Розас «Над волнами»
- А.Иванов-Крамской «Грустный напев»
- Чешская полька обр.В.Калинина
- В.Калинин «Кантри-маленький оркестр»
- И.Дунаевский «Сон приходит на порог» колыбельная из к/ма «Цирк».
- Романс «Очи черные»
- Дж.Дюарт «Индейцы»
- Белорусская полька обр.В.Калинина
- О.Зубченко «Прелюд-мимолетность»
- П.Чайковский «Немецкая песенка» из «Детского альбома» перел. Ю.Лихачева
- Е.Ларичев «Полька» обр. О.Зубченко
- Р.н.п. «Хуторок» обр.В.Калинина
- Н.Богословский «Темная ночь»
- Jean-Bernard Chanteux «Sertaneja»
- И.Ивановичи «Дунайские волны»
- Ф.Карулли «Пьеса»
Примерные последовательности в мажоре
С-F-G 7 -C, D-G-A 7 -D, G-C-D 7 -G, E-A-H 7 -E, A-D-E 7 -A
F-C -G 7 -C, G-D-A 7 -D, C-G-D 7 -G, A-E-H 7 –E, D-A-E 7 -A
Примерные последовательности в миноре
Am -Dm-E 7 -Am, Em-Am-H 7 -Em, Dm-Gm-A 7 -Dm, Hm-Em-F # 7 -Hm
Dm-Am-E 7 -Am, Am-Em-H 7 –Em, Gm-Dm-A 7 -Dm, Em-Hm-F # 7 -Hm
- Муз.и сл. В.Петкуна «Город»
- Автор В.Цой «Группа крови»
- Муз. В.Бутусова, сл. И.Кормильцева «Дыхание»
- Автор Ю.Шевчук «Что такое осень»
- Муз. И.Подстрелова, сл. В.Панченко «Война»
- Муз. Е.Хавтана, сл. В.Сюткина «Как жаль»
- Автор Ю.Визбор «Милая моя»
- Автор О.Митяев «Изгиб гитары желтой»
- Муз. М.Таривердиева, сл. А.Аронова «Если у вас нету тети» из к/ма «Ирония судьбы или с легким паром»
- Автор О.Кваша «Зеленоглазое такси»
По окончании второго обучения учащийся:
— играет пьесы, различные по стилю, жанру;
— применяет на практике натуральные флажолеты;
— знаком с позиционной игрой;
— владеет приемом звукоизвлечения апояндо;
— владеет приемом баре;
— использует прием: восходящее и нисходящее легато;
— знает основные музыкальные термины;
— знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их
— аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том
числе, бардовские и эстрадные песни в тональностях e-moll, d-moll.
Третий год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками,
звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Формирование слухового
контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Знакомство с
грифом гитары в пределах 4–9 позиций. Развитие техники баре. Для
хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные
списки произведения с элементами полифонии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 7-10
различных произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в
смешанных дуэтах и трио.
Примерный репертуарный план:
- Ф.Карулли Этюд d-moll
- Л.Валькер Этюд D-dur
- Ф.Сор Этюд D-dur
- А.Виницкий Этюд e-moll
- Г.Фетисов Этюд C-dur
- М Каркасси Этюд F-dur
- Ф.Сор Этюд op.35 №11 d-moll
- М.Джулиани Этюд e-moll
- Д.Агуадо Этюд т.1 №29 e-moll
- М.Джулиани Этюд op.48 №1 C-dur
- Р.н.п. «Выхожу один я на дорогу» обр. Е.Ларичева
- М.Джулиани «Grazioso»
- Н.Кригер «Бурре»
- Дж.Ленон, П.Макартни «Вчера»
- А.Иванов-Крамской «Прелюдия»
- В.Калинин «Танго»
- Д.Ширинг «Колыбельная страны птиц»
- Д.Каччини «Аве Мария»
- Итальянская н.п. «Мое солнце»
- Н.Рота «Слова любви»
- А.Корелли «Сарабанда»
- Уругвайская н.п. «Если ты полюбила» обр. В.Калинина
- В.Гуркин «Меланхолический танец»
- Дж.Дюарт «Ковбои»
- Л.Боккерини «Менуэт» перел. В.Гуркина
- В.Калинин «Серенада»
- Г.Гладков «Песенка друзей» из м/ма «Бременские музыканты»
- Э.Григ «Вальс» перел. В.Гуркина
- И.Кюфнер «Экоссез»
- Итальянская н.п. «Санта Лючия» обр. В.Калинина
Примерные последовательности аккордов
Em-A 7 -D 7 -G 7 -C 7 -F # 7 -H 7 -Em, A-Em 7, G # -Am 7, G-Dm 7,
F # -F 7 -Bm, F # m-Hm 7 -E 7 -A 7+ , C # -Dm-G-Cm 7 .
отклонения с использованием доминантсептаккордов:
C-A 7 -Dm-G 7 -C, Am-A 7 -Dm-E 7 -Am,
C-E 7 -Am-A 7 -Dm-G 7 -C, Am-G 7 -C-E 7 -Am,
двойная доминанта: Em-F # 7 -H 7 -Em.
- Муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Энтина «Луч солнца золотого» из м/ма «Бременские музыканты»
- Муз. И.Матвиенко, сл. М.Андреева «Березы»
- Муз. М.Горшнева, сл. А.Князева «Проклятый старый дом»
- Муз. В.Дубинина, сл. М.Пушкиной «Осколок льда»
- Автор С.Трофимов «Голуби»
- Автор Ю.Слатов «Две вертушки на Моздок»
- Муз. В.Бутусова, сл. И.Кормильцева «Прогулки по воде»
- Муз. Э.Колмановского, сл. М.Танича «Черное и белое» из к/ма «Большая Перемена»
- Муз. В.Кипелова. сл. С.Елина «Мечты»
- Автор К.Никольский «Музыкант»
По окончании третьего года обучения учащийся:
— разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;
— исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;
— использует приемы: glissando, legato, staccato, vibrato;
— применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й струн (аккорды F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением
— подбирает по слуху;
— играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;
— аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.
III. Требования к уровню подготовки учащегося
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
— владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно
использовать их на практике,
— умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному
стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
— умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
— владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и
Формами текущего контроля являются: подготовка к очередному уроку, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.
Промежуточная аттестация проводится в конце года в форме – зачет с оценкой. Содержанием программы является исполнение: произведения, ансамбля и аккомпанемента.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена. Содержанием программы выпускного экзамена так же является исполнение: произведения, ансамбля и аккомпанемента.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую
программу, следует учитывать:
• формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
• наличие исполнительской культуры, развитие музыкального
• овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом
исполнительстве, подборе аккомпанемента;
• степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
— хорошее репертуарное продвижение (количество и трудность произведений соответствует уровню года обучения (класса) или может быть выше его);
— качественное исполнение программы: ровное звучание в технике, выразительность исполнения, владение интонированием, артистичность, сценическая выдержка;
— передача образного содержания произведения,
— способность корректировать свое исполнение в зависимости от ситуации
— репертуарное продвижение должно соответствовать году обучения (класса), как и количество проходимого материала;
— допустимы более умеренные темпы, менее яркие выступления, но качество отработанных навыков и приемов должно быть обязательно;
— передача образного содержания;
— присутствуют стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические отклонения
— недостаточное репертуарное продвижение,
— погрешности в качестве исполнения: неровная, замедленная техника, зажатость в аппарате, отсутствие пластики, некачественное легато, отсутствие интонирования, плохая артикуляция, непонимание формы и характера исполняемого произведения.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:
перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить
самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в
различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует
особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой —
посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и
Необходимо познакомить учащегося с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается,
что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены
или упрощены соответственно уровню музыкального и технического
развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального
учебного плана учащегося.
На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения
произведений классической и народной музыки, эстрадных и бардовских
песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют
полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.
Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые
применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального
слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре — М., 1934,
2. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре — М., 1995,
3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре — М.,
4. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. — М., 1991
1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота — М., 2002
2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной
техники. М., Классика-XXI, 2004
3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов — М., 2006
4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре.
1.Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ /Сост. К.И.Гордиенко. -Ростов-на-Дону 1998 2.Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1- кл. детских музыкальных школ /Сост. В.В.Гуркин. -Ростов-на-Дону 1998
3.Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-4 кл. детских музыкальных школ /Сост. В.В.Гуркин. -Ростов-на-Дону 2000
4.Классическая гитара. Юный гитарист.1-2 часть В.П.Калинин-М.,2001
5.Классическая гитара. Юный гитарист.3 часть В.П.Калинин-М.,2001
6. Первые шаги гитариста. Тетрадь -1. Г.А.Фетисов
7. Хрестоматия гитариста. Тетрадь-2. Г.А.Фетисов -издательство В.Катанского. -М., 2002
8.Гитара для всех. Вып. 1. / Сост. И.Варфоломеев. — Воронеж,1996
9.Классики гитары. /Сост.И.Варфоломеев –Воронеж
10.Музыка твоей души. Вып. 2. /Сост.И.Варфоломеев. -Воронеж, 1997
11.Маленькая страна.Переложения для гитары. /Cост.В.В.Козлов –Санкт-Петербург
12.Альбом юного гитариста. /Сост.И.Рехин-М.,1990
13.Гитара начинающим. Вып. 1. /Сост.Н.В.Сафронова. -Омск 2004
14.Хрестоматия юного гитариста.1-3 кл. детских музыкальных школ. Сост.О.В.Зубченко. -Ростов-на-Дону 2005
15.Хрестоматия юного гитариста.2-4 кл. детских музыкальных школ. Сост.О.В.Зубченко. -Ростов-на-Дону 2006
16. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и
ред. А.Гитмана. — М., 1997
17. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост.
Источник