Учим ноты для баяна

Самоучители игры на баяне, аккордеоне, гармони

самоучители, книги, литература,
ноты для начинающих
пособия для ДМШ

Процесс формирования профессиональной исполнительской техники — длительный процесс, требующий ежедневной работы над развитием различных элементов ее. Поэтому каждый баянист — как профессионал, так и ученик — должен ввести для себя ежедневный «час техники», доводя свои руки до состояния «хорошей разыгранности», т.е. полной технической свободы и подвижности. Он должен включать )В себя прежде всего работу над гаммами, арпеджио и упражнениями, а также повторение этюдов и технически трудных мест из музыкальных произведений.

Ноты для начинающих

Нотные сборники для начинающих баянистов и аккордеонистов

  • Этюды
  • Пьесы
  • Полифонические пьесы
  • Сонаты
  • .
  • Педагогический репертуар
  • Азбука мелодий для молодого аккордеониста
  • Альбом для детей
  • Альбом для юношества
  • Аккордеон в музыкальной школе (Пьесы)
  • Баян (Учебный репертуар ДМШ)
  • Баян в музыкальной школе
  • Баян в музыкальном училище (начинающим профессионалам)
  • Готово-выборный баян в музыкальном училище (начинающим виртуозам)
  • Готово-выборный баян в музыкальной школе
  • Легкие пьесы для чтения с листа
  • Концерты в переложении для баяна (ДМШ)
  • Хрестоматия для баяна
  • Хрестоматия для аккордеона
  • Хрестоматия по аккомпаниаторской практике
  • Радость начинающих


Самоучитель игры на баяне
В. Алехин, П. Шашкин
«Советский композитор», 1977г.
номер с2283к

Предлагаемый самоучитель является начальным пособием для желающих самостоятельно, без педагога научиться играть по нотам на баяне.
Основы обучения игре на баяне излагаются в соответствии с современными достижениями методики и педагогической практики. Применяется новая аппликатура, одобренная ведущими педагогами-исполнителями на методическом совещании, которое было созвано в 1968 г. по инициативе изд-ва «Советский композитор» и Московского методического кабинета.
Самоучитель состоит из двух частей. 1-я часть содержит необходимые сведения по теории музыки, методические указания и нотный материал, включающий упражнения, гаммы, арпеджио, этюды и пьесы. Особый раздел посвящен чтению нот с листа. 2-я часть представляет собой нотное приложение, соответствующее разделам 1-й части; в него входят популярные народные песни и танцы, пьесы советских композиторов и произведения русской и зарубежной классики.
Музыкальный материал пособия может быть использован в музыкальных школах и кружках художественной самодеятельности.

  • I
    • Устройство баяна
    • Музыкальные звуки
    • Правая клавиатура
    • Левая клавиатура
    • Посадка
    • Постановка правой руки
    • Постановка левой руки
    • Запись звуков
    • Скрипичный ключ
    • Длительность музыкальных звуков
    • Такт и тактовые размеры
    • Знаки альтерации
    • Паузы
  • II
    • Басовый ключ
      Ряд основных басов
      Ряд вспомогательных басов
      Игра двумя руками
      Акцент
      Шестнадцатые и тридцатьвторые ноты
      Штрихи и техника ведения меха
      Динамические оттенки
      Темп
      Знаки сокращения нотного письма
      Фермата
      Нота с точкой
      Затакт
      Тактовые размеры
  • III
    • Интервалы и построение трезвучий
      Аккорды и арпеджио
      Обращения трезвучий
      Двухштильная запись нот
      Синкопа
      Триоль
      Квннтоль и секстоль
  • IV
    • Мелизмы
      Форшлаг
      Мордент
      Группетто
      Трель
      Тремоло
      Тремоло мехом
      Глиссандо
      Репетиция
      Смешанные и переменные размеры
  • V
    • Гаммы и их построение
      (Лад)
      Мажорные гаммы
      Минорные гаммы
      Гаммы, арпеджио, аккорды
  • VI
    • Чтение нот с листа
    • Советы учащимся
  • Нотное приложение I
    • Русская частушка
    • Стоит орешина кудрявая. Русская народная песня
    • Летал голубь. Русская народная песня
    • Ан. Александров. А кто у нас умный
    • Ай Настасья, ай Настасья. Русская народная песня
    • За речушкой яр хмель. Русская народная песня
    • Калач. Украинская народная песня
    • Ах ты, хмель мой, хмелек. Русская народная песня
    • Н. Чайкин. Пьеса
    • Д. Кабалевский. Песенка
    • Эстонская народная мелодия
    • Д. Васнльев-Буглай. Осенняя песенка
    • Птичья колядка. Польская народная песня
    • Соловьем залетным. Русская народная песня
    • М. Красев. Елочка
    • Д. Кабалевский. Колыбельная
    • Ехал казак за Дунай. Русская народная песня
    • Не плач, дсвчино. Украинская народная песня
    • Ах ты, зимушка-зима. Русская народная песня
    • Как на горе калина. Русская народная песня
    • М. Магиденко. Петушок
    • При долинушке калинушка стоит. Русская народная песня
    • Т. Хренников. Песня девушек из оперы «В бурю»
    • М. Глинка. Хор крестьянок из оперы «Иван Сусанин»
    • Самара-городок. Русская народная песня
    • Ф. Шуберт. Форель
    • То не ветер ветку клонит. Русская народная песня
    • Гопак. Украинский народный танец
    • Полосынька. Русская народная песня
    • Страдания. Обработка В. Алехина
    • Я пойду ли, молоденько. Русская народная песня
    • С. Туликов. Ленин всегда с тобой
  • III
    • А. Жилинский. С удочкой
      Л. Моцарт. Юмореска
      С. Гулак-Артемовский. Мкяцю ясный. Ария Оксаны из оперы «Запорожец за Дунаем»
      Латышская народная полька
      Пересохни, Волга-речка. Волжские страдания Веселый сапожник. Польская народная песня. Обработка В. Бухвостова
      Л. Бекман. Елочка
      М. Мусоргский. Поздно вечером сидела. Хор девушек из оперы «Хованщина»
      Н. Римскнй-Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
      Г. Петерсбургский. Синий платочек
      Во саду ли, в огороде. Русская народная плясовая песня. Обработка П. Шашкина
      К. Мясков. Прелюд
      Калинка. Русская народная песня. Обработка Ан. Александрова
      Сиротинушка. Русский народный танец. Обработка П. Шашкина
      В. Сидоров. Тайна. Танго
  • IV
    • B. Соловьев-Седой. Подмосковные вечера
      Д. Шостакович. Танец-скакалка
      Р. Глиэр. Монгольская песенка
      C. Дешкин. Марш юных пионеров
      Уж ты, поле мое. Русская народная Песня. Обработка В. Накапкина
      B. Белый. Орленок
      C. Гулак-Артемовский. Казачок из оперы «Запорожец за Дунаем»
      М. Обычайко. Тоска. Вальс
      По морям, по волнам. Обработка В. Накапкина
      Цыганская венгерка. Обработка В. Алехина
      С. Туликов. Любите Россию!
Читайте также:  Гитара распайка сингл один

Скачать самоучитель


А.Кудрявцев и П.Полуянов
Самоучитель игры на аккордеоне
«Государственное музыкальное издательство», 1949г. 1950г.
«Советский композитор», 1963г.
номер м19979г м20988г

Из самоучителя:
§ 40. Гаммы в левой руке
Клавиши левой клавиатуры расположены так, что достаточно выучить одну мажорную, одну мелодическую и одну гармоническую — минорные гаммы, чтобы тем самым научиться играть любую гамму в любой тональности левой рукой. Надо только начинать то же доследование клавишей с соответствующей тоники.
Нет страницы 7-8.

1. Русская плясовая «Из-под дуба, из-под вяза»
2. Детская песенка «Солнышко»
3. Русская народная песня «Я вечор в лужках гуляла»
4. Д. Шостакович. Отрывок из танца
5. В. Неедлы. Будь со мной (чешская песня)
6. Д. Кабалевский. Маленькая полька
7. А. Гедике. Пьеса на 4-х нотах
8. А. Гедике. Пьеса на 3-х нотах
9. С. Аксюк. Этюд
10. А. Гедике. Этюд
11. А. Кудрявцев. Этюд для левой руки
12. А. Гедике. Прелюдия
13. Т. Хренников. Колыбельная
14. А. Гедике. Заинька (русская народная песня)
15. А. Гедике. Мазурка
16. П. Триодин. Степь да степь кругом (русская народная песня)
17. Б. Мокроусов. Одинокая гармонь
18. Л. Книппер. Полюшко, поле
19. Д. Кабалевский. Вроде вальса
20. Д. Кабалевский. Шуточная
21. Д. Кабалевский. Этюд (правая рука)
22. Н. Ризоль. Тропотянка (закарпатский танец)
23. Я. Медынь. Я девчонка — словно роза (латышская народная песня)
24. Народная песня «При долинушке калинушка» (из репертуара хора имени Пятницкого)
25. А. Лепин. Не грусти, дорогая
26. Б. Мокроусов. Всегда ты хороша
27. Д. Кабалевский. Токкатина
28. Н. Леонтович. Над речкой бережком (украинская народная песня)
29. Д. Шостакович. «Молодежная» из к/ф «Первый эшелон»
30. Р. Глиэр. Вальс-бостон из балета «Красный цветок»
31. Г. Тихомиров. Этюд
32. Народная песня «Полно, полно вам, ребята» (из репертуара хора им. Пятницкого)
33. В. Захаров. Зелеными просторами
34. С. Туликов. Мы за мир
35. А. Новиков. Застава Ильича
36. А. Новиков. Родина моя
37. Б. Мокроусов. Жди солдата
38. С. Прокофьев. Гавот из Классической симфонии
39. Ю. Милютин. Синеглазая
40. Т. Хренников. Песня о Москве

Читайте также:  Как подпиливать лады у гитары

Д. Шостакович. «Песня мира» из к/ф «Встреча на Эльбе»
А. Новиков. У кого мне узнать
С. Туликов. Цвети и здравствуй, молодость!
И. Дунаевский. «Спой нам, ветер» из к/ф «Дети капитана Гранта»
С. Василенко. По сеничкам Дуняшенька гуляла (вариации на русскую народную песню)
С. Прокофьев. Вальс
Д. Кабалевский. Побочная партия из первой части концерта для скрипки
С. Прокофьев. Танец антильских девушек из балета «Ромео и Джульетта»
А. Цфасман. Веселый вечер (фокстрот).
В. Рунов. В полночь (танго)

Приложение ко II части
Гимн Советского Союза
Песня о Сталине. Музыка М. Блантера
Гимн Международного союза студентов. Музыка В. Мурадели
Ой туманы мои. Музыка В. Захарова
Песня из оперы „Рафаэль». Музыка А. Аренского.
Вальс из оп. „Елка*. Музыка В. Ребикова
Отрывок из оперы „Запорожец за Дунаем». Музыка Гулак-Артемовского

Скачать пособие


И.Иванов-Зверев
Начальный курс игры на баяне
задания четвертое, пятое, шестое
Москва, 1968г.

РЕПЕРТУАР Нотное приложение
Ах вы, сени мои, сени
Ах ты, зимушка, зима
А я сам
Бандура
Белорусская народная песня
Бульба
Виноград в саду цветет,
Вдоль по Питерской.
Волга-реченька глубока
Во поле береза стояла
Во саду ли, в огороде **
Вот мчится тройка почтовая
Выйду ль я на реченьку
Гопак.
Доброй ночи
Дощик, дощик
За окном черемуха колышется
Из-за острова на стрежень.
Как на горке калина.
Картули.
Лявониха.
Мазурка.
Меж крутых бережков
Не слышно шума городского
Ой, за гаем, гаем.
Ой, полна, полна коробушка
Плещут холодные волны
По долинам и по взгорьям.
По Дону гуляет казак молодой.
По диким степям Забайкалья
Пойду ль я, выйду ль я
Раскинулось море широко
Родина
Русская плясовая
Санта Лючия.
Светит месяц.
Смело, товарищи, в ногу.
Среди долины ровныя.
Степь да степь кругом.
Там вдали, за рекой.
Там за речкой, там за перевалом
То не ветер ветку клонит
Тропинка.
Тирольский вальс
Черные брови.
Что ты жадко глядишь на дорогу
Я вечор млада
Я на горку шла*
Я встретил вас*
Брамс И. Колыбельная*
Глинка М. Ты, соловушко, умолкни
Джойс А. Осенний сон
Качурбина М. Мишка с куклой танцуют полечку
Книппер Л. Полюшко, поле***
Левидова Д. Этюд*.
Легар Ф. Вальс из оперетты «Граф Люксембург»*
Моцарт В. Вальс*
Пахмутова А. Отчего гармонь поет*
Петров А. Песня о голубых городах*
Родыгин Е. Уральская рябинушка
Спадавеккия А. Полька*.
Черни К. Этюд, соч. 823, № 10*
Черни К. Этюд, соч. 823, № 8.
Черни К. Этюд. соч. 599, № 13*
Черни К. Этюд, соч. 599, № 39*
Черни К. Этюд, соч. Ш9, № 13*
Черни К. Этюд, соч. 599, № 60*
Штраус И. Вальс из оперетты «Цыганский барон»*

* Переложение для баяна И. Иваноша-Зверева. ** Переложение Аз. Иванова. *** Переложение В. Мотова.

Скачать пособие

Источник

ReadiGO

E-commerce Themes

Учиться играть на баяне по слуху по самоучителю Парнес Оськина

Учится играть на баяне по слуху

Эта статья рассказывает как учиться играть на баяне по слуху.
Для обучения есть методика, изложенная в книге Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян самоучитель без нот.


В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb

Последующие издания этой книги называются Баян по слуху. Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс.

Баян — для песни лучше не найти

Баян (аккордеон, гармонь) самый громкий среди носимых компактных инструментов
В отличие от струнной гитары — с камерной (кухонной, подъездной) громкостью музыкальных звуков. Баян по громкости подходит для улицы, двора, деревенской околицы. Среди струнных самый громкий инструмент — с самыми длинными струнами. Рояль. Однако струнная конструкция не обеспечивает компактности при высокой громкости.

На баяне одна клавиша — один звук. Звукоизвлечение, как у фортепиано. Позволяет играть богатые, сложные музыкальные произведения. На гитаре играть гораздо труднее.

На баяне две стороны — правая сторона соло, левая сторона аккомпанемент. Один баян заменяет целый ансамбль из трех гитар. Бас — гитара (басы), ритм — гитара (аккорды), соло — гитара (соло).

Голоса (звуки) баяна извлекаются язычковыми планками. Мех баяна дует в них воздух. В каждой голосовой планке два одинаковых язычка — на сжим и на разжим меха.

Клавиатура баяна

Правая клавиатура баяна


Вся музыка состоит из семерок звуков, которые повторяются. Семь белых клавиш. Это целые звуки. Пять черных клавиш. Это полутона. Каждая семерка звуков это двенадцать клавиш. Четыре косых поперечных ряда по три клавиши. На клавиатуре баяна более низкие (басовые) семерки звуков выше. Более высокие (писклявые) семерки звуков ниже.

Несмотря на кажущуюся сложность. Баянная клавиатура компактней аккордеонной. При игре рука не прыгает вверх — вниз. На баяне легче играть быстрые мелодии

Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.

Левая клавиатура баяна

Басы и аккорды аккомпанемента. Обычно играют на белых клавишах посередине. Черные клавиши дублирующие. С помощью тяг левой механики. Три звука аккорда звучат при нажатии одной клавиши этого аккорда.
Семь цифр — семь звуков басов. Порядок расположения басов сверху вниз 7, 3, 6, 2, 5, 1, 4. Тональность мелодии меняется переходом на ряд баса вверх или вниз.
Двадцать одна буква — по три готовых аккорда в ряду каждого баса. Мажорные б. Минорные м. Септаккорды с

Левая клавиатура баяна полностью совпадает с левой клавиатурой аккордеона. На некоторых баянах и аккордеонах шесть вертикальных рядов. С внешнего края добавлен шестой ряд у Уменьшенные септаккорды

Методика обучения игре по слуху на баяне

Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений

Аккорды цифрами с буквами даны специально
Кто знает ноты. Без труда поймет. Что 1 2 3 4 5 6 7 это до ре ми фа соль ля си
Аккорд 6м это Ля минор. Аккорд 1б это До мажор. Аккорд 3с это Ми септ

Боюсь содержанием напугать начинающих слухачей
Но уверен, что это ребята смелые, поэтому привожу полностью

Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель

Содержание 200 страниц

От авторов
Правая клавиатура. Первая позиция. Мелодия. Цифры-звуки
Левая клавиатура. Основные аккорды
Обозначения
Ритм
Настроиться на мелодию
Настроиться на голос
Играть душевно
Заниматься так
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м
Главные аккорды мажора 1б, 5с, 4б
Кадансовые аккорды 36м, 51б
Мажор в миноре и наоборот
Прерванный оборот
Аккорд 6с
Аккорд 1с
Аккорд 7с
Аккорд 5б
Аккорд 2с, 25б
Аккорд 5м
Аккорд 4м
Аккорд 3м, 73б
Аккорд 3б, 73б
Странные песни
Шаланды, полные кефали
Мелодия с аккордами на правой клавиатуре
Обращения основных аккордов
Обращения аккордов 6м, 3с, 2м
Обращения аккордов 1б, 5с, 4б
Обращения аккордов 6с, 1с
Обращения аккордов 5б, 2с
Обращения аккордов 5м, 4м
Обращения аккордов 7с, 3м, 3б
Неосновные аккорды
Аккорды 7н, 2г, 6г, 6н, 3х, 1в, 4с, 5ц, 6б, 6х, #1у, 6ц, 6д, 1ц, 1х, 1д
Аккорды 7х,#4y, #2у, 5д, 2ц, #4у, 2б, 3н, 2н, 2х, 3г, 6у, #5у, 7у, 5у, b7б, 1у
Аккорды 5к, 5х, 4ю, 1р, 4г, 4а, b7ю, 6ю, b3ю, 5т, 3к, 6к, 1к, 7б, b6c, b7с
Аккорды 5ю, b6ю, 7ю, 2ю, b2ю, 3ю, 2у, #1н, b7г, b2б, 7м
Резкие аккорды 2п, 4ж, 1ж, 1ш, 5з, 3е, 6ч
Аранжировка
Вторая позиция
Третья позиция
Ориентироваться в тональностях
Ваш стиль
Алфавитный список и номера произведений

Насчет редких аккордов 3ю и других. Они даны в конце книги.
В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов, которых многим хватит

Цитата стр. 5
Всего в самоучителе около 80 аккордов. Не пужайтесь — уже первых десяти, и только на левой клавиатуре достаточно для грамотного аккомпанемента к большинству мелодий. И во всех тональностях. Ими запросто можно овладеть за пару месяцев. Всеми же аккордами, да справой рукой, едва ли владеют и профессионалы. Словом, Вы освоите столько аккордов, будете так разнообразить и украшать игру, насколько у Вас хватит усердия и, понятно, музыкальных способностей.

Цитата стр. 11
Аккорды играются по обозначениям под словами (ниже мелких цифр). Здесь не используются традиционные обозначения аккордов (VI->VI…, g, F7…, Cj7/5+…), а предлагаются новые. Но дело в том, что вместе с новыми обозначениями вводится новое ремесло (вернее, старинное искусство) — игра по слуху (вернее, импровизационная гармонизация). Исследования показали, что существующие обозначения аккордов не пригодны для обучения по слуху — пригодны только наши слуховые. Обозначения забудете, а играть по слуху будете!

Идея обучения игре на баяне по слуху

Сыграйте на баяне на левой стороне аккомпанемент аккордами и басами. Песня Виновата ли я. Можете просто подпеть мелодию. Можете сыграть мелодию на правой стороне. Песня простая. Всего три аккорда 6м, 3с, 2м. Кто до баяна играл на гитаре, без труда узнает Am, E7, Dm. Но на гитаре в аккорде надо учится ставить пальцы. А на баяне для взятия аккорда нужно нажать всего одну клавишу. Дополнительно нажимаем вторую клавишу бас этого аккорда. Очень просто. Смотрите выше левую клавиатуру.

Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)

Для этого аккомпанируем (можно подпевать или наигрывать) популярным мелодиям где есть эти аккорды. Мелодий для каждого вида аккордов много 20 — 30 ( Для изучения всех видов аккордов мелодий более 500)

Для аккордов 6м, 3с, 2м

1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я

Цитата стр. 5
Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции, при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды

Смысл обучения не зазубрить все песни из самоучителя. Хотя песен более 500 на самые разные темы. Играя песни, вы усвоите принципы, способы построения мелодии. Чтобы суметь легко самостоятельно подобрать мелодию и аккомпанемент любой песни. Многие из Вас уже к середине книги будут подбирать мелодию и аккомпанемент Ваших любимых песен, которых нет в самоучителе.

Советы начинающим

Цитата стр. 9
Учтите, когда научитесь играть по слуху — тогда ни наши цифры, ни ноты будут не нужны! И вообще, если мелодия произведения Вам известна, не обращайте ни малейшего внимания на маленькие цифры под словами.

Удачи в освоении музыкального инструмента

Источник

Оцените статью