Учить ноты для аккордеона

Самоучители игры на баяне, аккордеоне, гармони

самоучители, книги, литература,
ноты для начинающих
пособия для ДМШ

Процесс формирования профессиональной исполнительской техники — длительный процесс, требующий ежедневной работы над развитием различных элементов ее. Поэтому каждый баянист — как профессионал, так и ученик — должен ввести для себя ежедневный «час техники», доводя свои руки до состояния «хорошей разыгранности», т.е. полной технической свободы и подвижности. Он должен включать )В себя прежде всего работу над гаммами, арпеджио и упражнениями, а также повторение этюдов и технически трудных мест из музыкальных произведений.

Ноты для начинающих

Нотные сборники для начинающих баянистов и аккордеонистов

  • Этюды
  • Пьесы
  • Полифонические пьесы
  • Сонаты
  • .
  • Педагогический репертуар
  • Азбука мелодий для молодого аккордеониста
  • Альбом для детей
  • Альбом для юношества
  • Аккордеон в музыкальной школе (Пьесы)
  • Баян (Учебный репертуар ДМШ)
  • Баян в музыкальной школе
  • Баян в музыкальном училище (начинающим профессионалам)
  • Готово-выборный баян в музыкальном училище (начинающим виртуозам)
  • Готово-выборный баян в музыкальной школе
  • Легкие пьесы для чтения с листа
  • Концерты в переложении для баяна (ДМШ)
  • Хрестоматия для баяна
  • Хрестоматия для аккордеона
  • Хрестоматия по аккомпаниаторской практике
  • Радость начинающих


Самоучитель игры на баяне
В. Алехин, П. Шашкин
«Советский композитор», 1977г.
номер с2283к

Предлагаемый самоучитель является начальным пособием для желающих самостоятельно, без педагога научиться играть по нотам на баяне.
Основы обучения игре на баяне излагаются в соответствии с современными достижениями методики и педагогической практики. Применяется новая аппликатура, одобренная ведущими педагогами-исполнителями на методическом совещании, которое было созвано в 1968 г. по инициативе изд-ва «Советский композитор» и Московского методического кабинета.
Самоучитель состоит из двух частей. 1-я часть содержит необходимые сведения по теории музыки, методические указания и нотный материал, включающий упражнения, гаммы, арпеджио, этюды и пьесы. Особый раздел посвящен чтению нот с листа. 2-я часть представляет собой нотное приложение, соответствующее разделам 1-й части; в него входят популярные народные песни и танцы, пьесы советских композиторов и произведения русской и зарубежной классики.
Музыкальный материал пособия может быть использован в музыкальных школах и кружках художественной самодеятельности.

  • I
    • Устройство баяна
    • Музыкальные звуки
    • Правая клавиатура
    • Левая клавиатура
    • Посадка
    • Постановка правой руки
    • Постановка левой руки
    • Запись звуков
    • Скрипичный ключ
    • Длительность музыкальных звуков
    • Такт и тактовые размеры
    • Знаки альтерации
    • Паузы
  • II
    • Басовый ключ
      Ряд основных басов
      Ряд вспомогательных басов
      Игра двумя руками
      Акцент
      Шестнадцатые и тридцатьвторые ноты
      Штрихи и техника ведения меха
      Динамические оттенки
      Темп
      Знаки сокращения нотного письма
      Фермата
      Нота с точкой
      Затакт
      Тактовые размеры
  • III
    • Интервалы и построение трезвучий
      Аккорды и арпеджио
      Обращения трезвучий
      Двухштильная запись нот
      Синкопа
      Триоль
      Квннтоль и секстоль
  • IV
    • Мелизмы
      Форшлаг
      Мордент
      Группетто
      Трель
      Тремоло
      Тремоло мехом
      Глиссандо
      Репетиция
      Смешанные и переменные размеры
  • V
    • Гаммы и их построение
      (Лад)
      Мажорные гаммы
      Минорные гаммы
      Гаммы, арпеджио, аккорды
  • VI
    • Чтение нот с листа
    • Советы учащимся
  • Нотное приложение I
    • Русская частушка
    • Стоит орешина кудрявая. Русская народная песня
    • Летал голубь. Русская народная песня
    • Ан. Александров. А кто у нас умный
    • Ай Настасья, ай Настасья. Русская народная песня
    • За речушкой яр хмель. Русская народная песня
    • Калач. Украинская народная песня
    • Ах ты, хмель мой, хмелек. Русская народная песня
    • Н. Чайкин. Пьеса
    • Д. Кабалевский. Песенка
    • Эстонская народная мелодия
    • Д. Васнльев-Буглай. Осенняя песенка
    • Птичья колядка. Польская народная песня
    • Соловьем залетным. Русская народная песня
    • М. Красев. Елочка
    • Д. Кабалевский. Колыбельная
    • Ехал казак за Дунай. Русская народная песня
    • Не плач, дсвчино. Украинская народная песня
    • Ах ты, зимушка-зима. Русская народная песня
    • Как на горе калина. Русская народная песня
    • М. Магиденко. Петушок
    • При долинушке калинушка стоит. Русская народная песня
    • Т. Хренников. Песня девушек из оперы «В бурю»
    • М. Глинка. Хор крестьянок из оперы «Иван Сусанин»
    • Самара-городок. Русская народная песня
    • Ф. Шуберт. Форель
    • То не ветер ветку клонит. Русская народная песня
    • Гопак. Украинский народный танец
    • Полосынька. Русская народная песня
    • Страдания. Обработка В. Алехина
    • Я пойду ли, молоденько. Русская народная песня
    • С. Туликов. Ленин всегда с тобой
  • III
    • А. Жилинский. С удочкой
      Л. Моцарт. Юмореска
      С. Гулак-Артемовский. Мкяцю ясный. Ария Оксаны из оперы «Запорожец за Дунаем»
      Латышская народная полька
      Пересохни, Волга-речка. Волжские страдания Веселый сапожник. Польская народная песня. Обработка В. Бухвостова
      Л. Бекман. Елочка
      М. Мусоргский. Поздно вечером сидела. Хор девушек из оперы «Хованщина»
      Н. Римскнй-Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
      Г. Петерсбургский. Синий платочек
      Во саду ли, в огороде. Русская народная плясовая песня. Обработка П. Шашкина
      К. Мясков. Прелюд
      Калинка. Русская народная песня. Обработка Ан. Александрова
      Сиротинушка. Русский народный танец. Обработка П. Шашкина
      В. Сидоров. Тайна. Танго
  • IV
    • B. Соловьев-Седой. Подмосковные вечера
      Д. Шостакович. Танец-скакалка
      Р. Глиэр. Монгольская песенка
      C. Дешкин. Марш юных пионеров
      Уж ты, поле мое. Русская народная Песня. Обработка В. Накапкина
      B. Белый. Орленок
      C. Гулак-Артемовский. Казачок из оперы «Запорожец за Дунаем»
      М. Обычайко. Тоска. Вальс
      По морям, по волнам. Обработка В. Накапкина
      Цыганская венгерка. Обработка В. Алехина
      С. Туликов. Любите Россию!

Скачать самоучитель


А.Кудрявцев и П.Полуянов
Самоучитель игры на аккордеоне
«Государственное музыкальное издательство», 1949г. 1950г.
«Советский композитор», 1963г.
номер м19979г м20988г

Из самоучителя:
§ 40. Гаммы в левой руке
Клавиши левой клавиатуры расположены так, что достаточно выучить одну мажорную, одну мелодическую и одну гармоническую — минорные гаммы, чтобы тем самым научиться играть любую гамму в любой тональности левой рукой. Надо только начинать то же доследование клавишей с соответствующей тоники.
Нет страницы 7-8.

1. Русская плясовая «Из-под дуба, из-под вяза»
2. Детская песенка «Солнышко»
3. Русская народная песня «Я вечор в лужках гуляла»
4. Д. Шостакович. Отрывок из танца
5. В. Неедлы. Будь со мной (чешская песня)
6. Д. Кабалевский. Маленькая полька
7. А. Гедике. Пьеса на 4-х нотах
8. А. Гедике. Пьеса на 3-х нотах
9. С. Аксюк. Этюд
10. А. Гедике. Этюд
11. А. Кудрявцев. Этюд для левой руки
12. А. Гедике. Прелюдия
13. Т. Хренников. Колыбельная
14. А. Гедике. Заинька (русская народная песня)
15. А. Гедике. Мазурка
16. П. Триодин. Степь да степь кругом (русская народная песня)
17. Б. Мокроусов. Одинокая гармонь
18. Л. Книппер. Полюшко, поле
19. Д. Кабалевский. Вроде вальса
20. Д. Кабалевский. Шуточная
21. Д. Кабалевский. Этюд (правая рука)
22. Н. Ризоль. Тропотянка (закарпатский танец)
23. Я. Медынь. Я девчонка — словно роза (латышская народная песня)
24. Народная песня «При долинушке калинушка» (из репертуара хора имени Пятницкого)
25. А. Лепин. Не грусти, дорогая
26. Б. Мокроусов. Всегда ты хороша
27. Д. Кабалевский. Токкатина
28. Н. Леонтович. Над речкой бережком (украинская народная песня)
29. Д. Шостакович. «Молодежная» из к/ф «Первый эшелон»
30. Р. Глиэр. Вальс-бостон из балета «Красный цветок»
31. Г. Тихомиров. Этюд
32. Народная песня «Полно, полно вам, ребята» (из репертуара хора им. Пятницкого)
33. В. Захаров. Зелеными просторами
34. С. Туликов. Мы за мир
35. А. Новиков. Застава Ильича
36. А. Новиков. Родина моя
37. Б. Мокроусов. Жди солдата
38. С. Прокофьев. Гавот из Классической симфонии
39. Ю. Милютин. Синеглазая
40. Т. Хренников. Песня о Москве

Д. Шостакович. «Песня мира» из к/ф «Встреча на Эльбе»
А. Новиков. У кого мне узнать
С. Туликов. Цвети и здравствуй, молодость!
И. Дунаевский. «Спой нам, ветер» из к/ф «Дети капитана Гранта»
С. Василенко. По сеничкам Дуняшенька гуляла (вариации на русскую народную песню)
С. Прокофьев. Вальс
Д. Кабалевский. Побочная партия из первой части концерта для скрипки
С. Прокофьев. Танец антильских девушек из балета «Ромео и Джульетта»
А. Цфасман. Веселый вечер (фокстрот).
В. Рунов. В полночь (танго)

Приложение ко II части
Гимн Советского Союза
Песня о Сталине. Музыка М. Блантера
Гимн Международного союза студентов. Музыка В. Мурадели
Ой туманы мои. Музыка В. Захарова
Песня из оперы „Рафаэль». Музыка А. Аренского.
Вальс из оп. „Елка*. Музыка В. Ребикова
Отрывок из оперы „Запорожец за Дунаем». Музыка Гулак-Артемовского

Скачать пособие


И.Иванов-Зверев
Начальный курс игры на баяне
задания четвертое, пятое, шестое
Москва, 1968г.

РЕПЕРТУАР Нотное приложение
Ах вы, сени мои, сени
Ах ты, зимушка, зима
А я сам
Бандура
Белорусская народная песня
Бульба
Виноград в саду цветет,
Вдоль по Питерской.
Волга-реченька глубока
Во поле береза стояла
Во саду ли, в огороде **
Вот мчится тройка почтовая
Выйду ль я на реченьку
Гопак.
Доброй ночи
Дощик, дощик
За окном черемуха колышется
Из-за острова на стрежень.
Как на горке калина.
Картули.
Лявониха.
Мазурка.
Меж крутых бережков
Не слышно шума городского
Ой, за гаем, гаем.
Ой, полна, полна коробушка
Плещут холодные волны
По долинам и по взгорьям.
По Дону гуляет казак молодой.
По диким степям Забайкалья
Пойду ль я, выйду ль я
Раскинулось море широко
Родина
Русская плясовая
Санта Лючия.
Светит месяц.
Смело, товарищи, в ногу.
Среди долины ровныя.
Степь да степь кругом.
Там вдали, за рекой.
Там за речкой, там за перевалом
То не ветер ветку клонит
Тропинка.
Тирольский вальс
Черные брови.
Что ты жадко глядишь на дорогу
Я вечор млада
Я на горку шла*
Я встретил вас*
Брамс И. Колыбельная*
Глинка М. Ты, соловушко, умолкни
Джойс А. Осенний сон
Качурбина М. Мишка с куклой танцуют полечку
Книппер Л. Полюшко, поле***
Левидова Д. Этюд*.
Легар Ф. Вальс из оперетты «Граф Люксембург»*
Моцарт В. Вальс*
Пахмутова А. Отчего гармонь поет*
Петров А. Песня о голубых городах*
Родыгин Е. Уральская рябинушка
Спадавеккия А. Полька*.
Черни К. Этюд, соч. 823, № 10*
Черни К. Этюд, соч. 823, № 8.
Черни К. Этюд. соч. 599, № 13*
Черни К. Этюд, соч. 599, № 39*
Черни К. Этюд, соч. Ш9, № 13*
Черни К. Этюд, соч. 599, № 60*
Штраус И. Вальс из оперетты «Цыганский барон»*

* Переложение для баяна И. Иваноша-Зверева. ** Переложение Аз. Иванова. *** Переложение В. Мотова.

Скачать пособие

Источник

Как легко и быстро выучить ноты


В предлагаемом тренинге содержится ряд полезных советов и упражнений для тех, кто хочет быстро и легко за один день запомнить все ноты в скрипичном и басовом ключе. Для этого вместо того, чтобы месяц мучиться вопросом, как выучить ноты, придется присесть на минут 40 и просто выполнить все предлагаемые упражнения…

1. Хорошенько заучите и навсегда запомните порядок следования основных ступеней музыкального звукоряда – до, ре, ми, фа, соль, ля, си . Вы должны легко и быстро называть вслух этот порядок в разных направлениях и способах движения:

  1. в прямом, или восходящем движении ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до );
  2. в противоположном, или нисходящем движении ( до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до );
  3. в восходящем движении через одну ступень ( до-ми, ре-фа, ми-соль, фа-ля и т.д.);
  4. в нисходящем движении через одну ступень ( до-ля, си-соль, ля-фа и т.д.);
  5. в восходящем и нисходящем движении через две ступени ( до-фа, ре-соль, ми-ля и т.д. или до-соль, си-фа, ля-ми и т.д.);
  6. двойным и тройным шагом через одну ступень в восходящем движении ( до-ми-соль, ре-фа-ля и так от всех ступеней; фа-ля-до-ми, соль-си-ре-фаи т.д.).

2. Такие же упражнения со ступенями звукоряда следует выполнять за фортепиано (или на другом музыкальном инструменте) – находя нужные клавиши, извлекать звук и определять его принятым слоговым наименованием. О том как разобраться с клавишами фортепиано (где какая нота на клавиатуре) можно вочитать вот в этой статье.

3. Для быстрого запоминания расположения нот на нотоносце полезно выполнение письменных работ – те же упражнения со ступенями звукоряда переводятся в формат графической записи, названия ступеней по-прежнему произносятся вслух. Следует иметь в виду, что теперь работа ведется в рамках действия ключей – например, скрипичного ключа, наиболее распространенного в музыкальной практике. Примеры записей, которые у вас должны получиться:

4. Запомните, что:

скрипичный ключ указывает на ноту соль первой октавы, которая записывается на второй линейке нотоносца (основные линейки всегда считаются снизу);

басовый ключ указывает на ноту фа малой октавы, занимающую четвертую линейку нотоносца ;

нота «до» первой октавы в скрипичном и басовом ключах располагается на первой добавочной линейке .

Знание этих простых ориентиров также поможет распознаванию нот при чтении.

5. Заучите отдельно, какие ноты записываются на линейках, а какие помещаются между линейками. Так, например, в скрипичном ключе на линейках пишутся пять нот: ми, соль, си из первой октавы, ре и фа из второй. К этой группе можно отнести и ноту «до» первой октавы – она занимает первую добавочную линейку. Ряд – до-ми-соль-си-ре-фа – сыграйте на фортепиано: каждую ноту ряда по очереди в восходящем и нисходящем направлениях, называя звуки, и все вместе одновременно, т.е. аккордом (двумя руками). Между линейками (равно как над или под линейками) в скрипичном ключе записываются следующие звуки: ре, фа, ля первой октавы, до, ми и соль второй.

6. В басовом ключе на линейках «сидят» следующие ноты: удобнее определять их в нисходящем направлении, начиная с ноты «до» первой октавы – ля, фа, ре малой октавы, си, соль большой. между линейками пишутся ноты: фа, ля большой октавы, до, ми, соль, си малой.

7. Наконец, важным этапом освоения нотной грамоты является тренировка навыка распознавания нот. Возьмите ноты любого незнакомого вам музыкального сочинения и попытайтесь быстро найти на инструменте (фортепиано или др.) все ноты по порядку из тех, что есть на странице. Для самоконтроля можно также скачать и установить на компьютер программу «нотный тренажёр».

Чтобы получить эффективный результат, рекомендуемые упражнения необходимо выполнить один или два раза. Навык свободного чтения нот возрастает с опытом регулярных самостоятельных занятий музыкой – это могут быть игра на музыкальном инструменте, пение по нотам, просмотры партитур, переписка любых нот, запись собственного сочинения. А теперь, внимание…

МЫ ПРИГОТОВИЛИ ДЛЯ ВАС ПОДАРОК!

Наш сайт дарит вам в подарок электронный учебник нотной грамоты, с помощью которого вы узнаете о нотной грамоте буквально всё или почти всё! Это отличное руководство для начинающих музыкантов-самоучек, учащихся музыкальных школ и их родителей. Для того чтобы получить эту книгу – просто заполните специальную форму в правом верхнем углу этой страницы. Книга будет вслана на указанный вами адрес электронной почты. Подробная инструкция находится здесь.

Источник

Оцените статью