Учиться фортепиано во взрослом возрасте

Как научиться играть на пианино взрослому

Нередко бывает, что тяга к музыке проявляется уже в зрелом возрасте, когда, по всеобщему заблуждению «время уже ушло».

Можно ли научиться играть на пианино взрослому

Люди часто сомневаются в вопросе, можно ли научиться играть на пианино взрослому. Осуществить желание приобщиться к фортепианному искусству мешают убеждения в том, что ум взрослого человека не такой гибкий, как у ребенка, а также в том, что прогресс будет идти слишком медленно и хороших результатов, начав в позднем возрасте, добиться невозможно.

На самом деле, вопреки убеждению, научиться играть на пианино с нуля взрослому в чем-то даже проще чем ребенку. Зрелый человек имеет ряд преимуществ.

Во-первых, мотивация. Чаще всего ребёнок начинает занятия музыкой исключительно под строгим взором родителей, не проявляя совершенно никакой инициативы. Однако зрелый человек самостоятельно принимает решения и, если уж решил начать занятия, значит это действительно ему нужно.

Усидчивость и самодисциплина также очень важны, ведь приходится долгое время изо дня в день уделять достаточное количество времени практике, чтобы добиться результата.

И еще одно важное отличительное качество – абстрактное мышление. Понять музыкальные термины, структуру аккордов, или просто размер ритма (например, 6/4), взрослому значительно легче, чем ребенку.

Читайте также:  Чертеж для классической гитары

Сколько времени уйдёт на обучение

Всё будет зависеть от двух критериев. Для начала, чего именно вы хотите добиться, играя на фортепиано? Научиться играть джаз, или классическую музыку, просто аккомпанировать или обыгрывать популярные мелодии? Научиться играть аккордами можно за полгода, но если серьезно осваивать любую из техник игры, нужно практиковаться во много раз дольше.

Второй критерий — это количество времени, которое вы готовы уделять музыке. Важно заниматься систематически, каждый день уделять этому хотя бы три четверти часа. В этом музыка очень напоминает спорт – нужно постоянно отшлифовывать навыки, иначе результата не будет.

С чего начать

Каждому, кто решил начать заниматься музыкой, нужен инструмент. Когда ребенок идет в музыкальную школу, все преподаватели в один голос трубят, что нужен хороший инструмент, или как минимум настоящее (не электронное) фортепиано, что бы пальцы привыкали к клавишам и динамике звука. Хорошая новость в том, что взрослому это не грозит. Чувствительность пальцев у большинства людей с возрастом пропадает, но ведь и в конкурсе Чайковского вы вряд ли собираетесь участвовать, поэтому на первое время подойдет практически любой синтезатор.

Пальцы и плечи действительно зажаты у большинства взрослых людей, но это отнюдь не значит, что путь к музыке заказан. Конечно, 90% людей начавших после 20 никогда не покажут виртуозной техники, но здесь есть один нюанс – виртуозная техника нужна только для участия в конкурсах. Действительно техничные композиции редко отличаются мелодичностью и используются в основном для демонстрации способностей узкой аудитории слушателей.

Где научиться играть на пианино взрослому

И вот, решение принято, новенький синтезатор в полной боевой готовности стоит возле дивана, а руки так и чешутся начать, но с чего именно нужно начать? Ведь детских музыкальных школ полно, но где научиться играть на пианино взрослому? Вот короткий список:

  • видеоуроки на ютуб;
  • самоучители типа «фортепиано для чайников»;
  • частные музыкальные школы;
  • репетитор;
  • ноты для начинающих.

Вообще, занимаясь самостоятельно, действительно можно добиться впечатляющих результатов, но с преподавателем это будет гораздо быстрее и проще. Например, при постановке кисти просто необходим человек, который будет периодически «бить по рукам», иначе рука останется зажатой, и при переходе на более сложные композиции её можно сорвать.

Взрослому человеку важно найти преподавателя, который сможет подобрать композиции для занятий в интересующем его жанре. С репетитором лучше сразу оговорить, что именно от него требуется. Но нужно учитывать главное: прогресс ученика зависит в большей мере от самостоятельных занятий, а репетитор, или преподаватель, нужен только чтобы направлять, но всё же он нужен.

Отвечая на вопрос, где можно научиться играть на пианино взрослому, более конкретно, хотелось бы порекомендовать нашу Школу Музыки.

Наши преподаватели – истинные мастера своего дела. Они помогут вам постичь искусство игры на фортепиано, начиная с самых азов, развить музыкальный слух и беглость пальцев.

Мы рады видеть наших учеников на занятиях с понедельника по воскресенье, с 10 до 22 часов.

Развиваться никогда не поздно. Есть множество примеров, когда люди, начавшие занятия в тридцать или даже в сорок лет, через какое-то время показывали фантастические результаты. Нет никаких рамок или ограничений, так что если появилось желание играть, не надо задаваться вопросами типа: «возможно ли научиться играть на пианино взрослому человеку» — просто попробуйте и на своем примере убедитесь, что это возможно.

Материалы по теме

Ноты в гамме до мажор на пианино

Поговорим о C-dur, самой известной тональности у всех новичков. Обычно не возникает сложностей понять, как играть До мажор на фортепиано.

Сложно ли играть на пианино

Обучение музыке – длительный и очень кропотливый процесс.Это занятие требует от ученика терпения, усидчивости и, главное, неподдельного желания.

Октавы фортепиано

В этой статье мы рассказываем о том как устроено фортепиано, сколько октав в пианино и рояле и как они называются.

Источник

Уроки фортепиано для взрослых: особенности, схема обучения

Не правы те, то утверждает, что учиться нужно лишь в юном возрасте. Приобретать полезные навыки, узнавать что-то новое можно и в 30, и в 40, и в 50 лет. Всегда мечтали научиться играть на фортепиано, но родители решили, что Вам нужно быть врачом? Обожаете музыку и хотите покорить своих друзей неповторимым исполнением знаменитой мелодии? Самое время раскрыть свой потенциал.

С чего начать обучение?

Первым шагом на Вашем творческом пути станет поиск педагога. Найти соответствующее объявление в Интернете или газете не сложно. Рынок услуг пестрит разнообразными предложениями. Как не ошибиться?

При выборе своего будущего преподавателя ориентируйтесь на следующие моменты:

  • Резюме. Во-первых, оно должно быть. Объявления, типа «научу играть на пианино за две недели. Недорого!» стоит обходить стороной. Ответственный педагог обязательно предоставит информацию о своем образовании, квалификации и опыте;
  • Визуальный контакт. Многие музыкальные репетиторы выкладывают свои фотографии или ссылки на страничку с личным портфолио. Если этого нет, обязательно встретьтесь с педагогом, поговорите. Будущий наставник должен Вам понравится, и это не каприз. Вам придется провести с новым знакомым многие-многие часы, и чтобы не превратить их в пытку педагог должен быть приятен Вам, как человек;
  • Отзывы. Если Вы не являетесь первым подопытным репетитора, обязательно поинтересуйтесь мнениями его бывших учеников. Как правило, опытные педагоги сами стремятся создать возможность для прослеживания их деятельности из первых уст. Почитайте отзывы бывших учеников, может что-то Вас заинтересует или наоборот оттолкнет;
  • Репутация. Речь идет как о репутации самого педагога, так и учреждения, если он работает, например, при развивающем центре. Хорошие образовательные учреждения дорожат своей репутацией и сотрудничают только с профессионалами

ВАЖНО! Не стоит пугаться, если Ваш будущий репетитор не имеет большого опыта в преподавании музыки. Все когда-нибудь начинают. Можно встретить хорошего и ответственного, но при этом молодого учителя музыки. К тому же такие репетиторы, как правило, берут за свои услуги на порядок дешевле своих опытных коллег.

К чему быть готовым?

Любое учение – это, прежде всего терпение и труд. Не ждите, что после первого же занятия Вы будете бегло играть гаммы и подбирать любимые мелодии. Если Вы поставили себе цель – стать хорошим пианистом, то будьте готовы к не одному году обучения.

Пожалуй, главное отличие музыкального обучения ото всех остальных – это бонус в виде невероятного удовольствия от процесса. После первых занятий, когда Вы привыкнете к инструменту, освоите азы и сможете играть простые мелодии — радость от воспроизводимых звуков, музыки, рождаемой Вашими усилиями, будет переполнять Вас эйфорией и гордостью за себя.

СОВЕТ! Чтобы процесс освоения инструмента шел в темпе, старайтесь заниматься дома как можно чаще и больше. Беглость пальцев возникает не от большой массы теоретических знаний, а от количества часов, проведенных Вами за фортепиано.

В чем сущность процесса обучения?

Освоение нового предмета или навыка требует усилий в двух ипостасях – практической и теоретической. Игра на фортепиано также основывается на паре этих китов, с той лишь особенностью, что теории здесь отведено процентов 10, а практике все 90%. Что такое легато и стаккато? Объяснять можно очень долго и красноречиво, а показать за несколько секунд.

Разумеется, Вам придется выучить нотную грамоту. Кстати что это такое? Нотная грамота включает в себя понятия о скрипичном и басовом ключе, тональностях, ритмических рисунках, обозначениях темпа и способа игры. Овладеть нотной грамотой – значит, открыв ноты суметь сыграть произведение.

Хороший профессиональный педагог не будет вываливать на Вас море непонятной терминологии, и докучать всей теоретической составляющей в первую же встречу. Все музыкальные понятия и основы «наглядны». А так как на первом занятии Вы вряд ли будете играть концерты Моцарта и Рахманинова, то и знать, что такое тремоландо и как сыграть виваче Вам не нужно.

Процесс обучения разнится, в зависимости от индивидуального подхода преподавателя, его знаний и умений. Также немаловажную роль сыграют Ваши усидчивость и старание. Но выделить общую структуру обучения все-таки можно.

Схема обучения игры на фортепиано

Базовое владение инструментом, которое позволит Вам «читать с листа» произведения средней сложности, а также импровизировать и подбирать на слух, достижимо в течении года занятий. Это при среднем посещении уроков дважды в неделю.

Рассмотрим подробную структуру занятий первого года обучения:

  • Первое занятие – это знакомство с инструментом и начальными понятиями нотной грамоты. Скрипичный ключ, диез, бемоль, для чего нужны черные клавиши – все это включает в себя первоначальный этап. В идеале, к концу урока Вы сможете сыграть простейшую мелодию двумя пальцами по нотам;
  • Второе занятие – повторение исходного материала. Теперь к скрипичному ключу добавляется басовый. Вы освоите способ игры двумя руками;
  • Третье занятие – изучение ритмики. Вы уже знаете, что ноты бывают белые и закрашенные, с палочками и без. Теперь настало время, научится играть их. К концу третьего урока Вы сможете сыграть мелодию двумя руками с нотами разной длительности;
  • Следующий этап – это двух-трех месячное посещение педагога. К этому моменту Вы достаточно освоите технику игры двумя руками, чтобы воспроизводить любимые мелодии в облегченном варианте. Далее последует работа над беглостью пальцев;
  • Первое полугодие Ваших занятий ознаменуется серьезным техническим прорывом. При добросовестном посещении педагога и Вашем старании, Вы сможете играть произведения средней сложности в подвижном темпе;
  • К концу первого года учебы Вам будут подвластны гаммы, этюды, многие классические произведения. Вы легко владеете инструментом, добились легкой пластики движений. Теперь Вы смело можете называть себя пианистом!

Продолжить ли занятия, для достижения больших результатов, или остановиться на достигнутом – все зависит от Вас. Когда Вы в достаточной степени освоите фортепиано, Вы можете попросить педагога помочь Вам с овладением определенного репертуара. Чтобы поразить своих друзей, коллег или родственников настоящим музыкальным концертом возьмите еще несколько уроков фортепиано у преподавателя.

ВАЖНО! Методика занятий у каждого педагога особенная, своя. Поэтому вполне возможно, что принцип обучения одного репетитора Вам не понравится, а вот с другим Вы будете семимильными шагами осваивать музыкальное поприще.

Напоследок

Возможные отговорки вроде «у меня нет слуха» или «руки не подходящие» совершенно абсурдны. Людей с абсолютным отсутствием слуха единицы – неужели Вы думаете, что относитесь к их числу? Что до рук – ну если они есть, и на них по пять пальцев, то все в порядке. Возраст также не является помехой – игра на фортепиано не потребует от Вас огромных физических нагрузок, наоборот позволит расслабиться и почувствовать гармонию внутри себя.

Временные и финансовые затраты уже более обоснованные загвоздки. Средняя цена за одно музыкальное занятие составляет 1200 рублей. Все зависит от квалификации педагога и его «раскрученности». Перед началом обучения стоит хорошо обдумать все возможные нюансы, и если желание раскрыть свой талант пересилит все остальные аргументы, то смело вперед.

Приобщение к миру музыки обогащает человека, делает его более гармоничным и раскрепощенным. А если, это Ваша давняя мечта, то, что останавливает Вас от ее реализации?

Источник

Как научить взрослого играть на фортепиано?

Не важно, по какой причине взрослый человек вдруг пожелал научиться играть на фортепиано, у каждого своя мотивация. Главное, что решение это обдуманное и собственное. Это реально большой плюс, ведь в детстве многие вынуждены заниматься музыкой «из-под палки» родителей, что, не способствует успешному обучению.

Ещё одно преимущество взрослого человека в накопленном багаже знаний и интеллекте – понять абстракцию записи музыки ему гораздо легче. Это заменяет «большим» ученикам детскую гибкость мышления и способность «впитывать» информацию.

Но есть и один существенный минус: с мечтой о виртуозном владении инструментом можно сразу распрощаться – взрослому человеку уже никогда не удастся «догнать» обучающегося с детства. Касается это не только беглости пальцев, но и технического аппарата вообще. В музыке, как в большом спорте – мастерство приобретается путём многолетних тренировок.

Что необходимо для обучения?

Обучение взрослых игре на фортепиано имеет свои тонкости. Перед педагогом, успешно обучающим до этого только детей, неизбежно встанет проблема – чему и как учить, и что для этого потребуется.

В принципе, подойдёт любое пособие для начинающих – от легендарной «Школы игры на фортепиано» Николаева (сколько поколений выучилось!) до «Хрестоматии для 1 класса». Не лишними станут нотная тетрадь и карандаш, у многих взрослых людей запоминание идёт гораздо продуктивнее через написание. Ну и, конечно сам инструмент.

Если деткам крайне желательно учиться именно на старом добром пианино (предел мечтаний – рояль), то для взрослого вполне подойдёт электронное фортепиано или даже синтезатор. Ведь тонкость нюансов прикосновения давно сформировавшейся руке вряд ли понадобится, по крайней мере, в первое время.

Первые занятия

Итак, подготовка окончена. Как конкретно учить взрослого на фортепиано? На первом же занятии следует выдать всю основную информацию, касающуюся звуковысотной организации нот и их записи. Для этого в нотной тетради рисуется двойной нотный стан со скрипичным и басовым ключами. Между ними – нота «ДО» 1-й октавы, наша «печка», от которой мы будем плясать. Дальше дело техники – объяснить как в разные стороны от этого «ДО» расходятся все остальные ноты, причем сразу как в записи, так и на инструменте.

Для нормального взрослого мозга не составит чрезвычайной сложности это усвоить за один раз. Другой вопрос, что закреплять до автоматизма чтение нот придётся не один месяц, пока в голове при виде нотной записи не будет выстраиваться чёткая цепочка «увидел – сыграл». Промежуточные звенья этой цепочки (высчитал какая нота, нашёл ее на инструменте и т.п.) должны со временем отмереть как атавизмы.

Второе занятие можно посвятить ритмической организации музыки . Опять же у человека, не один год своей жизни изучающего математику (хотя бы в рамках школы), не должно возникнуть проблем с понятиями длительностей, размера, метра. Но понять – это одно, а ритмично воспроизводить – другое. Здесь могут возникнуть сложности, ведь чувство ритма или дано, или нет. Развить его гораздо сложнее, чем музыкальный слух, тем более во взрослом состоянии.

Таким образом, за первые два занятия на взрослого ученика можно и нужно «вывалить» всю самую основную, базовую информацию. Пусть переваривает.

Обучение «с рук»

Если у человека нет большого желания учиться игре на фортепиано, а он просто хотел бы «блеснуть» где-нибудь исполнением какого-либо шлягера, его можно научить играть конкретное произведение «с рук». В зависимости от упорства уровень сложности произведения может быть самым разным – от «собачьего вальса» до «Лунной сонаты» Бетховена. Но, безусловно, это неполноценное обучение взрослых игре на фортепиано, а подобие дрессировки (как в известном фильме: «конечно, можно и зайца научить курить…»)

Источник

Оцените статью