Уход за цифровым пианино

(71) Покупка фортепиано и уход за ним

Покупка цифровых фортепиано проста, а покупка акустических инструментов может превратиться в кошмар. При выборе электронного инструмента нужно знать диапазон цен, требуемые функции и, возможно, производителя. В Интернете можно прочитать обзоры и сравнить модели. Для оценки фортепиано вам не потребуется фортепианный мастер. У всех авторитетных производителей (например, Yamaha, Roland, Korg, Technic, Kawai, Kurzweil, Casio) продукция равномерного качества. Качество моделей настолько равномерное, что можно купить инструмент в интернет-магазине и самостоятельно его установить. На момент написания книги основной недостаток электронных фортепиано заключается в недостаточном качестве акустических систем, но после покупки инструмента можно приобрести доступную по цене качественную акустическую систему.

Покупка акустического фортепиано. Покупка акустического фортепиано может оказаться непростым делом, независимо от того разбираетесь ли вы в фортепиано или нет, а также приобретаете ли новый инструмент или подержанный. Многие магазины предлагают взять фортепиано в аренду, а затем при покупке инструмента включить в цену стоимость аренды. В таком случае обговорите сначала наиболее выгодную цену покупки перед арендой инструмента. Так как после согласия на аренду у вас не будет возможности обсудить цену. У большинства продавцов вряд ли получится сыграть на фортепиано, потому что поддерживать каждый инструмент постоянно в рабочем состоянии слишком затратно. Поэтому покупка акустического фортепиано превращается в стрессовое, трудоемкое мероприятие, зависящее от удачи. Качество массово выпускаемых новых инструментов компаний Yamaha или Kawai довольно равномерное благодаря предпродажной подготовке на заводе. Качество звучания дорогих фортепиано «ручной работы» значительно отличается, поэтому покупка таких инструментов сопряжена с большими трудностями.

«Ручная работа» еще не означает качество. Она означает «более дорогой» инструмент, качество которого гуляет в широком диапазоне: хорошие фортепиано просто превосходны, а плохие просто ужасны. Поэтому цена хороших моделей значительно завышена, что повышает цену даже плохих инструментов, так как большинство покупателей не знает, как проверить инструмент, и платит за имя. С одной стороны, это породило еще большее повышение цен на хорошие акустические фортепиано, а с другой — здоровую конкуренцию среди стремительно улучшающихся электронных фортепиано и снижение цен на них. Сейчас продается меньше акустических фортепиано, количество фортепианных мастеров уменьшается, что приводит к недоступности инструментов и сокращению продаж. Пианино уже начинают исчезать с рынка. На протяжении десятилетий количество настройщиков и мастеров по реставрации фортепиано сокращается. Возраст работающих мастеров повышается, и эта тенденция только будет набирать обороты. Самым показательным примером такой трудной ситуации является сложность найти точную цену нового качественного акустического инструмента, цены же на электронные инструменты находятся в свободном доступе. Некоторые производители цифровых инструментов, например Yamaha, держат цены несколько завышенными за счет эксклюзивных дистрибьюторов, но такая стратегия не продержится долго. Рекомендуемые цены на акустические фортепиано искусственно завышены, реальная цена продажи всегда ниже, что только добавляет сложностей при покупке.

Найти хорошее акустическое фортепиано затруднительно в магазинах и даже в мастерских, так как пригодные инструменты раскупают в первую очередь, а у продавцов, как правило, остаются некачественные инструменты. Очевидно, что лучшие акустические фортепиано следует искать на частных распродажах и в магазинах с низкой ценой. Людям, не разбирающимся в фортепиано, следует нанять настройщика или мастера для оценки подержанных фортепиано на частных распродажах, все равно после покупки инструмента понадобится настройщик. Если распродажи проводятся в отдаленных местах или требуется проверить много инструментов, такая услуга может обойтись достаточно дорого. Лучшее всего искать предложения о продаже в больших городах в специальных разделах газет. Большая часть таких объявлений выходит в пятницу, субботу и воскресенье. Рекомендуется запастись терпением, так как хорошие частные распродажи проводятся редко, что не всегда удобно. Ожидание, как правило, того стоит: на частной распродаже можно купить фортепиано за половину стоимости (или даже еще меньше), чем в магазине или мастерской. В магазинах цены выше из-за высокой стоимости продажи и малого количества продаж инструментов. На качественные фортепиано по разумной цене всегда есть спрос. Это означает, что найти подходящее предложения на широко доступных сайтах, например интернет-барахолках, затруднительно, так как хорошие инструменты быстро раскупают. Следовательно, такие сайты хорошо использовать для продажи фортепиано, особенно если у вас качественный инструмент.

Цены на фортепиано можно грубо классифицировать в зависимости от того, оправдано ли для инструмента проведение капитального ремонта. Стоящие капитального ремонта инструменты в новом состоянии стоят в два раза больше. Практически все пианино и массово выпускаемые рояли (Yamaha, Kawai, и др. компании) не стоят капитального ремонта: нет рынка капитального ремонта и требуемых деталей. Но качество таких инструментов находится на высоком уровне, вам не нужно беспокоиться о некачественном инструменте. Фортепиано, для которых оправдан капитальный ремонт, выпускаются компаниями Steinway, Bösendorfer, Bechstein, Mason and Hamlin, Knabe и другими.

Лишь немногие фирменные фортепиано не падают в цене в течение многих лет. Остальные инструменты падают в цене, поэтому продавать их после покупки (или в новом виде) не имеет смысла. «Не падают в цене» означает, что стоимость перепродажи соответствует инфляции; это не означает, что вы можете выгодно продать инструмент. Таким образом, если вы купили фортепиано за 1000 долларов США и продали его через 30 лет за 10 000 долларов США при возрастании инфляции за это время в 10 раз, вы не получили прибыли. Более того, в этом примере вы потерпели убытки из-за затрат на настройку и обслуживание в размере 2000–5000 тысяч долларов США. Дешевле покупать новый рояль Yamaha (210 см) каждые 30–40 лет, чем покупать новый Steinway M и капитально ремонтировать его каждые 30–40 лет. Выбор фортепиано зависит не от экономических причин, а от необходимости конкретного инструмента.

Более подробная информация по покупке фортепиано приведена в книге (Файн, Ларри). Инструменты даже самых известных компаний теряют 20–30 % стоимости после покупки, и примерно через 5 лет обесцениваются до 50 % стоимости нового фортепиано схожего уровня. Правило для расчета: подержанное фортепиано стоит примерно половину от нового инструмента той же модели при продаже через магазин и примерно 33 % через распродажу.

Основная сложность при покупке нового акустического фортепиано — подготовка его перед доставкой и настройка после доставки. Часто фортепиано перед доставкой не подготавливают должным образом, продавцы аргументируют это тем, что необходимые работы можно провести после доставки инструмента. Но работа после доставки довольно дорога, и магазины сводят ее к минимуму, даже если новый владелец хорошо разбирается в инструментах и требует провести все работы. Человек, плохо разбирающийся в фортепиано, получит в итоге инструмент в неудовлетворительном состоянии. Сложно обвинять в такой ситуации магазины, все же прибыль большей части из них не так велика. Даже при выборе нового фортепиано следует прибегнуть к помощи настройщика — его услуги все равно вам понадобятся после покупки инструмента. С электронными фортепиано такие проблемы полностью отсутствуют.

Наиболее авторитетная компания — Steinway, она производит качественные инструменты. К сожалению, качество инструментов компании отличается, так как их изготавливают вручную, и подбор хорошего фортепиано может оказаться сложной задачей. Можно часто слышать от концертных пианистов, как тщательно они выбирают инструмент из-за потрясающего звука, но на самом деле процесс выбора сводится к выбору инструмента с наименьшим количеством недостатков. Итоговое качество звука сильно зависит от настройки инструмента мастером, большинство концертных пианистов плохо разбираются в этом вопросе.

Уход за фортепиано: Для всех новых акустических фортепиано требуется особый уход и настройка в течение года после покупки минимум, чтобы струны перестали растягиваться, а механика и молоточки адаптировались к условиям в помещении. Как указано выше, большинство продавцов попытаются сэкономить на обслуживании новых инструментов. По этой причине среди недорогих моделей можно выбрать инструменты от компаний Yamaha, Kawai, Petroff и некоторых других, так как большая часть подготовительной работы прошла на заводе. Чтобы стабилизировать удлинение струн, новый инструмент потребуется настроить примерно четыре раза в течение первого года.

В дополнение к обычной настройке все фортепиано требуют обслуживания. Как правило, чем выше качество инструмента, тем проще заметить ухудшение, вызванное естественным износом, следовательно, тем более тщательное обслуживание потребуется. Поэтому дорогие модели фортепиано требуют более дорогого обслуживания. Типичное обслуживание включает в себя: выравнивание клавиш, снижение трения (полировка кабестанов), устранение посторонних звуков, восстановление первоначальной формы молоточков и накалывание их иголочками, регулировка шпиллеров, повторный контроль и проверка спуска пружин и пр., все это называется «регулировка».

Вероятно, меньше всего внимания уделяется настройке молоточкового механизма. Из-за изношенных, жестких молоточков может порваться струна, теряется контроль над исполнением, появляются трудности при мягкой игре. Также тональные качества фортепиано ухудшаются, звук становится резким и неприятным. У многих настройщиков не хватает квалификации для настройки молоточков, в таком случае вам следует обратиться к специалисту по восстановлению фортепиано. Если механика сильно изношена, может потребоваться общая регулировка, т.е. восстановление всех частей механики до исходного состояния, при этом установить новую механику может оказаться выгоднее.

Если обмотка басовых струн проржавела, ноты могут звучать глухо. Если ноты звучат слабо и недолго, имеет смысл заменить струны. Дисканты, струны без обмотки, как правило, не нуждаются в смене при появлении ржавчины. В очень старых фортепиано струны из-за сильного растяжения могут потерять всю эластичность. Такие струны могут порваться, они не могут правильно вибрировать, у них металлический звук, требуется замена струн.

Акустические фортепиано требуют настройки не менее одного раза в год. Лучше проводить настройку два раза в год — осенью и весной, когда температура и влажность принимают средние значения. Многие опытные пианисты настраивают инструменты чаще. Кроме очевидных преимуществ (сочинения лучшей музыки и оттачивания музыкальности) существует много причин для поддержки строя инструмента. Одна из наиболее важных причин — влияние инструмента на развитие техники. По сравнению с расстроенным фортепиано, на настроенном играть значительно легче — оно звучит практически само. Таким образом, должное состояние инструмента может ускорить развитие техники и музыкальности. Расстроенное фортепиано может привести к росту ошибок и проблемам с запоминанием. Многие нюансы экспрессии, например, оттенки музыки, могут быть выражены только на хорошо настроенных инструментах. Следует постоянно уделять внимание практике музыкальности, поэтому не имеет смысла играть на фортепиано, которое не может воспроизводить музыку. Это одна из причин, по которой я предпочитаю использовать хорошую темперацию (кристально чистые гармоники), а не равномерную темперацию, в которой чисты только октавы. Высококачественные инструменты не только лучше держат строй, их можно более точно настроить. Низкокачественные инструменты часто воспроизводят ненужные звуки, которые делают точную настройку невозможной.

Пианисты, постоянно играющие на настроенном фортепиано, будут испытывать трудности при исполнении на расстроенном инструменте. Музыка не складывается, постоянно происходят ошибки и сбои при игре. Такое будет происходить, даже если музыканты ничего не знают о настройке и не могут точно определить фальшивую ноту. Для пианистов, не обладающих знаниями по настройке, лучший способ проверить настройку инструмента — сыграть на нем какое-либо произведение. Хорошая настройка, словно магия для любого пианиста. Во время исполнения произведения большая часть пианистов легко услышит разницу между плохой и хорошей настройкой, даже если они не могут определить этого, проигрывая отдельные ноты или интервалы. Поэтому наряду с развитием техники каждый пианист должен изучить преимущества хорошей настройки. Время от времени играйте на расстроенном фортепиано, чтобы отчетливее представить себе ощущения, которые возникают при игре на таких инструментах.

Источник

Как ухаживать за фортепиано

Как ухаживать за фортепиано

Приобретение фортепиано нельзя сравнить с покупкой мебельного гарнитура или эффектной интерьерной вещицы с крупными габаритами. Фортепиано в доме означает фактически появление необыкновенного живого организма, в котором присутствует душа, психика и сложное устройство внутренних систем. Безусловно, такому инструменту необходим внимательный и заботливый уход, который позволит предотвратить возможные проблемы в будущем.

Не стоит пугаться, что обслуживание и содержание пианино – трудоёмкий и сложный процесс, который, будто бы, требует свободного времени, крупных вложений и сил. Фортепиано – не автомобиль, оно не требует регулярного дорогостоящего ремонта, замены деталей, ежемесячного обслуживания, техосмотра и страхования. Чтобы поддерживать свой инструмент в идеальном, исправном состоянии, достаточно лишь знать несколько несложных правил и соблюдать условия необходимого микроклимата в помещении, где находится пианино.

Температура в комнате должна быть достаточно прохладной: 17-20 градусов при влажности 40-60%. При более высоком уровне влажности может запуститься процесс набухания натуральных материалов, из которых состоят элементы конструкции. Излишнее наличие молекул влаги в воздухе со временем может привести также к образованию плесени и ржавчины.

Обратите внимание также на сезонные факторы: лето может быть засушливым или дождливым, а зимнее отопление – мощным или еле ощутимым. Пересушенный воздух способствует постепенному рассыханию деревянного корпуса и появлению в нём микротрещин, из которых с годами образуются крупные расслоения. Впоследствии колки перестают держать натяжение струн и пианино становится сложно настроить. Чтобы избежать подобной ситуации – поддерживайте необходимый уровень влажности и температуры в помещении.

– Существует несколько комфортных методов регуляции микроклимата: в первую очередь, это приобретение качественного увлажнителя воздуха и надёжного гигрометра, который устанавливается рядом с инструментом. Гигрометр лучше использовать не стрелочный, а цифровой, современный и технологичный.

Какой лучше выбрать увлажнитель воздуха? В огромном разнообразии предлагаемой продукции не стоит делать свой выбор в пользу парового и ультразвукового. Подобные увлажнители выпускают, помимо пара, также соли и посторонние примеси, содержащиеся в жёсткой водопроводной воде. Неплохо зарекомендовали себя в фортепианном мире очистители, так называемые «мойки воздуха». Их производительность и экологичность выше большинства увлажнителей воздуха, а польза ощутима не только для инструмента, но и для человека. Действует аппарат по принципу взбивания специальным устройством воды, превращая её в водяную пыль и естественное влажное облако без потенциально опасных влияний на организм.

Народные способы регуляции влажности в помещении включают в себя обилие комнатных растений, маленькие оранжереи, вазы с цветами, фонтанчики, открытые аквариумы, ёмкости с водой, поставленные у отопительных приборов, в углах и за шкафами.

Банка с водой внутри инструмента? Действительно, некоторые мастера дают такую рекомендацию. Однако, отношение к этому методу неоднозначно. В первую очередь, потому, что о банках часто забывают. Через две недели вода в ёмкости испаряется – и пианино снова находится во власти иссушенного воздуха. Затем вдруг о банке вспоминают и снова наполняют. Происходит опасный, резкий перепад уровня влажности, который принимает постоянный характер. Более того: корпус фортепиано увлажняется изнутри и одновременно иссушается снаружи, обеспечивая всё те же температурные и климатические колебания. Помните, что здоровый микроклимат должен поддерживаться равномерно во всём помещении, а не только рядом с инструментом. Это полезно не только для его, но и для Вашего здоровья.

Регулятор влажности для пианино (продается в музыкальных магазинах) – пожалуй, лучший вариант поддержания идеального состояния инструмента. В отличие от банок, подобные устройства сигнализируют, когда вода заканчивается, реагируют на малейшие изменения микроклимата, а также анализируют средние температурные показатели.

Проста и эффективна в использовании специально разработанная в Германии трубка Гидросил. Наполненная особым абсорбентом, способным как поглощать, так и отдавать влагу, она помещается внутрь пианино или рояля. В период отопительного сезона трубка будет регулярно вырабатывать микроскопические молекулы воды, необходимые для здорового функционирования фортепиано и предотвращая рассыхание древесины его корпуса. Для пополнения жидкости достаточно один раз в месяц помещать трубку на 10 минут в очищенную воду. Летом, хорошо просушенная, эта же трубка будет вбирать избыточную влажность.

Также отлично зарекомендовала себя система климат-контроля «Damp-Chaser». Её устройство состоит из одного или нескольких многофункциональных стержней: осушителя для понижения относительной влажности (RH), увлажнителя для обратного насыщения влагой воздуха и контрольного прибора для поддержания максимально комфортного для инструмента микроклимата с обеспечением относительной влажности 40%RH – 50%RH.

– Не забывайте о том, как важно правильно определить место для пианино. Лучше всего расположить инструмент у несущей стены на расстоянии 10 см вдали от отопительных приборов, солнечных лучей, окон и сквозняков, которые, как вы уже знаете, влияют на резкие скачки температуры и уровня влажности воздуха в помещении, что сказывается на состоянии древесины и внутренней механики фортепиано.

– Протирайте инструмент только сухой или чуть влажной мягкой тканью – например, микрофиброй. Мокрые тряпки способствуют отслоению и деформации лакового покрытия. Это касается и нижней части корпуса (особенно в районе педалей), которая часто задевается чрезмерно активными хозяйками во время мытья полов.

– Ни в коем случае не ставьте на верхнюю панель фортепиано различные предметы интерьера: тяжеловесные вазы, цветочные горшки и статуэтки. Не делайте инструмент, который служит искусству, источником постоянного хлама и пылесборником. Не место там также и увлажнителю воздуха. Таким образом, вы сбережёте корпус, который и так испытывает многотонное натяжение струн, от дополнительной нагрузки.

– Время от времени очищайте от пыли внутреннее пространство пианино и клавиатуру при помощи пылесоса. Осматривайте его на наличие посторонних предметов и возможных обитателей-насекомых. Не стесняйтесь просить мастера-настройщика проводить регулярную профессиональную чистку внутренних механизмов инструмента, включая и область, расположенную под клавишами.

– Внутрь корпуса допускается поместить (конечно, не на механические элементы) мешочек с засушенной лавандой или другими ароматическими средствами отпугивания таких насекомых как моль, которая может заинтересоваться войлочными компонентами пианино.

– Клавиши с покрытием из слоновой кости допускается при необходимости аккуратно очищать при помощи ватных палочек, смоченных слабым раствором нашатырного спирта или перекиси водорода. Таким образом вы сможете уберечь клавиатуру от преждевременного естественного пожелтения натуральных материалов. Клавиши с пластиковым покрытием протирайте обычной влажной тряпкой.

– Если Вы хотите создать дополнительный барьер звукоизоляции, оградив своё творчество от соседей, рекомендуется поставить пианино на специальный резиновый коврик или покрытие из пенки. Этот способ позволит уберечь инструмент от скопления пыли, которому способствуют шерстяные классические ковры и синтетический ковролин. Дополнительным плюсом станет обеспечение прекрасной акустики для глубокого фортепианного звучания.

– Если тёплый восточный ковёр является непременным атрибутом вашего уюта и комфорта – не беда. Просто поставьте под инструмент дополнительные устойчивые подпорки, чтобы его основа слегка приподнималась над полом. Так вы сможете сохранить акустику, состояние коврового покрытия и дополнительную защиту пианино от источника пыли и вредоносных микроорганизмов, населяющих ковровый ворс. Однако, всё-таки лучше будет избежать ковра в помещении, где находится фортепиано.

– Не пренебрегайте регулярной настройкой и обслуживанием инструмента профессиональным и качественным специалистом. Лучше всего договариваться о профилактических визитах настройщика один/два раза в год, в начале и/или конце отопительного сезона, который особенно негативно влияет на строй фортепиано. Благодаря консультациям мастера вы сможете поддерживать здоровое состояние своего пианино долгие годы и не тратиться на дорогостоящий ремонт.

Как видите, правила ухода за фортепиано достаточно просты и не требуют особых усилий. Достаточно лишь прислушиваться к потребностям своего инструмента и общим рекомендациям для поддержания здорового микроклимата в квартире. Обращайтесь с пианино бережно, не стучите по нему, ни в коем случае не хлопайте крышкой – и оно будет радовать Вас долгие годы!

А в заключении статьи мы будем рады поднять Вам настроение небольшим отрывком из разговора настройщиков о том, как правильно ухаживать за своим инструментом!

“Помещение с пианино лучше увлажнять аквариумами, цветами, непрерывным вскрыванием шампанского, наливом и переливом чая, кофе, минералки, круглосуточным кипячением белья, откручиванием фитилей на батареях, протечками от соседей.

В самом крайнем случае, пожарная команда поможет. Только просите увлажнять не пеной (она разъедает деки), а водой”.))

Источник

Оцените статью