Укулеле чья гитара страна

Укулеле

Одна из главных достопримечательностей Гавайев – маленькая, забавно выглядящая гитара. Несмотря на игрушечный вид, музыкальный инструмент с чудным названием укулеле пользуется популярностью у известных и начинающих музыкантов. Он компактный, легкий в освоении, а его яркое, жизнерадостное, романтичное звучание напоминает о тропических тихоокеанских островах.

Что такое укулеле

Так называется род гитары – струнный щипковый инструмент с 4-мя струнами. Основное применение – музыкальное сопровождение вокала и сольная игра.

Звучание укулеле идеально подходит для исполнения народных гавайских песен, джазовых и фолковых композиций, музыки в стиле кантри и рэгги.

История укулеле

История происхождения маленькой гитары короткая, но оригинальный инструмент за относительно недолгий период существования успел полюбиться музыкантам. Укулеле считают гавайским изобретением, хотя в действительности за его возникновение следует поблагодарить португальцев.

Предположительно в 1875 году четыре португальца, мечтая построить лучшую жизнь, иммигрировали на Гавайские острова. Приятели – Хосе Санто, Аугусто Диас, Жоао Фернандес, Мануэль Нуньес – взяли с собой португальскую 5-струнную гитару – брагинью, которая стала основой для создания укулеле.

В эмиграции приятели занялись производством деревянной мебели. Однако производимая продукция местному населению не понравилась, и португальцы, чтобы не обанкротиться, стали делать музыкальные инструменты. Они экспериментировали над формой и звучанием португальской гитары, в результате на свет появилась миниатюрная разновидность с сочным и живым звуком. Уменьшилось количество струн – теперь их было четыре, а не пять.

Гавайцы холодно приняли изобретение португальцев. Но их отношение изменилось, когда на одном из национальных празднеств на маленькой гитаре решил сыграть гавайский король Давид Калакауа. Правитель влюбился в чудный инструмент, приказал сделать его частью гавайского национального оркестра.

Название инструмента гавайского происхождения. Слово «укулеле» переводится как «скачущая блоха», а если разбить его на две части – «уку» и «леле», то получается фраза «пришедшая благодарность».

Есть три предположения, почему гавайская гитара стала так называться:

  1. Гавайцам, впервые увидевшим гитару, показалось, что бегающие по струнам пальцы гитариста напоминают скачущих блох.
  2. Королевским камергером на Гавайях был англичанин Эдвард Первис – низкорослый, шустрый и непоседливый человек. Играя на маленькой гитаре, он забавно юлил и паясничал, и его прозвали укулеле.
  3. Гавайская королева Лидия Камакаэа Паки назвала «пришедшей благодарностью» дар, преподнесенный четырьмя португальцами-эмигрантами гавайскому народу.

Выпускаются укулеле разных форм и габаритов. Инструмент может выглядеть как миниатюрная копия классической гитары, также мастера создают круглые, овальные изделия, напоминающие формой тыковки и ананасы, и даже квадратные.

От величины инструмента зависит звучание. На более крупном экземпляре можно сыграть ноты ниже. По размерам укулеле делятся на несколько видов:

  1. Сопрано – самая востребованная разновидность. Классическая гавайская гитара с 12-14 ладами.
  2. Концертный тип – чуть крупнее и зычнее сопранового. Ладов тоже 12-14.
  3. Тенор – популярный вариант, появившийся в продаже в 1920-е годы, с густым, бархатным звучанием, множеством оттенков. Ладов 15-20.
  4. Баритон – еще один популярный вид, который начали продавать в 1940-е. Издает более глубокий, насыщенный, зычный звук. Ладов, как у теноровой гитары, 15-20.
  5. Менее распространенные варианты, появившиеся позже 2007-го года, – бас, контрабас и пикколо.

Существует вариация укулеле с двойными струнами. Каждая струна скреплена со второй, настроенной на унисонное звучание.

Как звучит укулеле

Гавайская гитара звучит легко, ярко, ее звуки излучают энергию и оптимизм, навевают воспоминания о солнечном архипелаге в Тихом океане, о пестрых букетах гавайских цветов.

Отрытое струнное звучание называется строем. Подбирают такой строй, чтобы извлечение наиболее применяемых аккордов было удобным. Строй укулеле нетипичен для гитары, его характеристика приведена ниже.

Стандартный строй укулеле – сопрановый. Название струн следующее:

Струнный перебор идет от четверки к единице (сверху вниз). Настройка струн до-ми-ля (C-E-A), как для классической гитары, то есть начало – высокая нота, конец – низкая. Струна соль (G) должна звучать более высоко по сравнению со второй и третьей, поскольку принадлежит октаве, к которой относятся 3 другие ноты.

Достоинство такого строя – возможность играть те же мелодии, что доступны для игры на классической гитаре, начиная с 5-го лада. Музыкантам, привыкшим к гитарной игре, музицирование на укулеле сначала может показаться неудобным. Но привыкание наступает быстро. Извлечение отдельных аккордов доступно одним или двумя пальцами.

Укороченный гриф укулеле делает возможным свободную перестройку инструмента в желаемый строй. Есть возможность сделать стандартный гитарный строй, при котором звучание будет соответствовать первой четверке струн классической гитары. То есть получается:

Для укулеле применяется техника игры перебором и боем. Щипают и ударяют по струнам либо пальцами правой руки, либо медиатором.

Строение

Строение укулеле практически аналогично строению гитары. Гавайская гитара должна состоять из:

  • деревянного, пустого внутри корпуса со струнодержателем и круглым отверстием в передней деке;
  • грифа – длинной деревянной пластины, вдоль которой протянуты струны;
  • накладки поверх грифа;
  • ладов – сегментов накладки, разграниченных металлическими выступами (расположением ладов для каждой из 4-х струн определяется порядок нот);
  • головки – конечной части грифа с колками;
  • струн (обычно изготавливаемых из нейлона).

Укулеле изготавливают из акациевой, кленовой, ясеневой, ореховой, еловой, палисандровой древесины. Более дешевые экземпляры создают из пластика, но такие аналоги могут не в лучшую сторону отличаться от деревянных оригиналов звучанием. Гриф вытачивают из цельной пластины, причем используют древесину твердых пород. Гитарную стойку делают пластиковую или деревянную.

Размеры инструмента

Разница в размерах гавайских гитар разного звучания:

  • сопрановая – 53 см;
  • концертная – 58 см;
  • теноровая – 66 см;
  • баритоновая и басовая – 76 см.

Самый большой экземпляр укулеле, в длину составляющий 3 м 99 см, создал американец Лоуренс Стамп. Изделие, занесенное в Книгу рекордов Гиннеса, рабочее, на нем можно играть.

Известные исполнители

Укулеле давно перестал быть местным гавайским инструментом, теперь это популярная и по достоинству оцененная музыкантами гитара. Многие именитые гитаристы полюбили миниатюрный инструмент, использовали его на концертах, тем самым поспособствовав его популяризации.

Самый знаменитый музыкант, играющий на укулеле, – гавайский гитарист Израэль Каанои Камакавивооле. Он увлекся гитарной музыкой с ранних детских лет, на Гавайских островах он большая знаменитость, народ с любовью называет его «нежный великан».

Еще местными звездами гавайцы считают исполнителей Эдди Камае и Гэбби Пахинуи, создавших музыкальную группу «The Sons of Hawaii». Они делают патриотичную и воодушевляющую гитарную музыку с включением национальных мотивов.

Из больших почитателей укулеле следует назвать:

  • джазового музыканта Лайла Ритца;
  • английского комического актера и певца Джорджа Формби;
  • американского гитариста Роя Смека;
  • американского актера Клиффа Эдвардса;
  • музыканта-путешественника Роки Леона;
  • виртуозного гитариста Джейка Шимабукуро;
  • канадского музыканта Джеймса Хилла, специализирующегося на техно-музыке.

Укулеле – чудесный инструмент, ставший популярным не только за яркое и позитивное звучание, но и за компактность. Его можно захватить в путешествие, в гости, на мероприятие – везде игрой на гавайской гитаре музыкант создает праздничное настроение.

Источник

Гавайская гитара укулеле – история всемирного успеха

Популярность одних инструментов по сравнению с другими обычно объясняется существованием поп культуры. В определенный период времени обстоятельства складываются так, что какой-нибудь ранее неизвестный народный музыкальный инструмент становится популярным во всем мире, быстро распространяясь по земному шару. Именно такая судьба была предначертана укулеле – миниатюрная гитара с зажигательной мелодией очаровала публику и покорила множество сердец. Маленькая гавайская гитара имеет свою интересную историю, удачно оказавшись в правильном месте и в правильное время, она полюбилась многим.

История укулеле — происхождение гавайской гитары

Укулеле – небольшой струнный щипковый музыкальный инструмент, внешне напоминающий классическую гитару. Имея всего четыре струны и небольшой корпус, укулеле звучит тонко и изящно, однако способна реализовать даже сложные задумки музыкантов. Миниатюрная гавайская гитара быстро быстро распространилась по всему миру, и на сегодняшний день её особенно ценят путешественники и сольные исполнители, используя этот небольшой инструмент в качестве аккомпанемента.

В отличии от распространенного мнения, история укулеле началась не на Гавайских островах. В конце 19 века в Гавайское королевство часто заезжали иммигранты из Португалии, в особенности жители островов Майдера и Кабо-Верде. У народов этих земель были собственные музыкальные инструменты, похожие на небольшие гитары – португальская мачете, кавакинью, тимпл и раджао. Разумеется, приезжие брали с собой на новое место жительства не только свои личные вещи, но и привносили свой привычный быт, включая музыкальную культуру.

Как гавайская гитара стала популярной

Трое уроженцев острова Мадейра – Меньюал Нанс, Жозе До Испирито Санто и Аугусто Диас не просто захватили с собой свои небольшие гитарки, но и организовали на гавайских островах их производство, чем и зарабатывали на жизнь. Многие иммигранты давали публичные концерты для жителей королевства, и их музыка была настолько хороша и притягательна, что она понравилась самому королю Гавайских островов Давиду Калакауа. Король спонсировал производителей этого инструмента и приглашал музыкантов выступать при дворе во время королевских собраний.

Слово «укулеле» (ukulele) переводится с гавайского как «прыгающая блоха». Так местные жители описывали свои ассоциации от прослушивания игры на этом инструменте. Вскоре эта кличка прижилась, и маленькую португальскую гитару приняли в королевстве, прочно связав с ней идентичность гавайского народа.

В начале 20 века выходцы из гавайских островов открыли свой павильон на Панамо-Тихоокеанской международной выставке, что проходила в Сан-Франциско. Гавайские музыканты привезли туда укулеле и гавайскую металлическую слайд-гитару, и исполняли популярные на своей земле композиции. Вскоре эта музыка тронула за душу и Американцев, инструменты быстро раскупили, и гавайская гитара устремилась покорять Соединенные Штаты Америки.

С тех пор этот инструмент стал частым гостем в американских водевилях, представлениях и даже фильмах. Появившись в Америке в период становления поп культуры, укулеле быстро приобрела известность в западных странах, и до наших дней остается крайне популярной у музыкантов по всему миру.

Гавайская гитара и укулеле – есть ли разница

Говоря о разнице между гавайской гитарой и укулеле, в виду крайней популярности последней, многие не видят отличий между этими двумя терминами. Действительно, укулеле – это гавайская гитара, потому что её популярность началась именно с гавайских островов, где она и получила свое современное имя. Однако, определение «гавайская гитара» слишком широко, чтобы подразумевать под собой один лишь инструмент.

К примеру, гавайская металлическая слайд-гитара, на которой играют при помощи специального цилиндра «слайда», тоже считается гавайской гитарой, ведь она точно так же появилась в королевстве Гавайи, изобретенная музыкантом Джозефом Кекуку в 1889 году. Принимая во внимание данный факт, следует уточнять, о какой именно гавайской гитаре идет речь. Кстати, во время первых публичных концертов в США в ансамблях гавайских музыкантов звучали оба этих инструмента.

Вот такая удивительная и славная история оказалась у маленькой четырехструнной гитары. В настоящее время вы можете приобрести укулеле в любом музыкальном магазине, в том числе и в нашем — DominantaMusic.

Источник

История возникновения укулеле

“Укулеле” — так на Гавайях назвали маленький музыкальный инструмент мачете (мачете де брага), привезенный туда с Мадерских островов Португалии в конце 19 века и адаптированный гавайцами на свой лад.

Мачете представляет гитарное семейство и является потомком ранних европейских и средневосточных щипковых струнных инструментов (например, лютни). Иногда можно встретить другие названия мачете: кавакинью, брагинья и кавако.

Есть несколько версий о том, откуда взялось название «укулеле».

Одна из них утверждает, что португалец Жоао Фернандес, добравшись до порта в Гонолулу, так обрадовался суше после 4 месяцев плавания, что незамедлительно спрыгнул с корабля и начал играть народные песни Мадейро на причале. Гавайцы, увидевшие это, подумали, что его быстро двигающиеся пальцы выглядят как блошки, прыгающие через гриф маленькой гитарки – так и родилось название “укулеле” (с гавайского языка «укулеле» приблизительно переводится как прыгающая блоха).

Другая версия связана с личностью англичанина Эдварда Пурвиса, который тоже играл на этом инструменте. Пурвис был советником последнего гавайского короля Давида Калакауа и был очень влиятелен в первые годы появления укулеле. Пурвиса прозвали «укулеле» за его невысокий рост и энергичность, и в конечном счете инструмент, на котором он играл для короля, перенял его прозвище.

В третьей версии фигурирует гавайская королева Лили’уокалани. Она утверждала, что термин «укулеле» на самом деле означает «подарок, который прибыл сюда» (где «uku» означает «подарок или вознаграждение», а «lele» переводится как «прибывать, приезжать»), что в корне отличается от предыдущих версий и не имеет совершенно никакого отношения к блохам!

После своего прибытия на Гавайи укулеле быстро интегрировалась в гавайскую культуру. Королю Давиду Калакауа очень нравился этот маленький инструмент, и его симпатия считается ключевым фактором, позволившим укулеле стать такой популярной. Король Калакауа боролся за сохранение и развитие гавайской культуры. Он же продвигал укулеле как гавайский инструмент и использовал ее на формальных королевских приемах для исполнения традиционной гавайской музыки и в качестве аккомпанирующего инструмента для хулы (традиционный гавайский танец).

Те самые португальцы, которые впервые привезли мачете на Гавайи, были представлены администрации Гонолулу в качестве изготовителей гитар. По мере того, как укулеле набирала популярность, эти мастера создавали все больше инструментов. Самым успешным из них был Мануэл Нунес, который продолжил производить укулеле после того, как она была представлен на американском материке, и чьи сыновья продолжили производить укулеле после него.

В то время, пока мачете путешествовал по всему миру вместе с португальскими путешественниками, гавайская версия маленького четырехструнного инструмента не была представлена широкой аудитории в Америке до начала 20-го века. Укулеле произвела впечатление на американцев во время международной выставки Панами Пасифик, которая проводилась в Сан-Франциско в 1915 году. Музыканты исполняли музыку как соло, так и в группах и возымели большой успех среди посетителей выставки.

Бум популярности укулеле пришелся на 1915-1920 года, когда гавайская музыка сравнялась по популярности с современной американской музыкой того времени. Производители музыкальных инструментов в США увидели хорошие перспективы в производстве укулеле и начали изготовлять и продавать гавайские гитары, что в результате привело к возникновению напряжения между островными и материковыми производителями. Несмотря на эту напряженность, популярность укулеле все продолжала расти, и маленькие гавайские гитары все также хорошо продавались.

Появились недорогие модели, которые дали возможность огромному количеству людей учиться играть на укулеле. Гавайская гитара приобрела репутацию хорошего инструмента для новичков благодаря ее относительно низкой цене и маленькому, удобному для переноски размеру. Тысячи укулеле были произведены в 1920-ых, и укулеле стала одной из музыкальных икон джазового века.

Популярность укулеле спала в 1930-ых, но в 40-50-е года 20 века отвоевала свои позиции после того, как некоторые американские военнослужащие привезли инструменты домой с Гавайев после Второй Мировой войны. Популярность поп-рока заставила укулеле уйти в тень в 1960-ые, и хотя укулеле нередко использовали в мейнстримовой музыке, былая популярность к гавайской гитаре вернулась только в 1990-ые года.

Другие страны также приняли укулеле в свои музыкальные репертуары, в особенности Япония и Канада. Канада стала одной из первых стран (помимо Гавайев), где игре на укулеле стали учить в школе.

Источник

Оцените статью