Укулеле
Одна из главных достопримечательностей Гавайев – маленькая, забавно выглядящая гитара. Несмотря на игрушечный вид, музыкальный инструмент с чудным названием укулеле пользуется популярностью у известных и начинающих музыкантов. Он компактный, легкий в освоении, а его яркое, жизнерадостное, романтичное звучание напоминает о тропических тихоокеанских островах.
Что такое укулеле
Так называется род гитары – струнный щипковый инструмент с 4-мя струнами. Основное применение – музыкальное сопровождение вокала и сольная игра.
Звучание укулеле идеально подходит для исполнения народных гавайских песен, джазовых и фолковых композиций, музыки в стиле кантри и рэгги.
История укулеле
История происхождения маленькой гитары короткая, но оригинальный инструмент за относительно недолгий период существования успел полюбиться музыкантам. Укулеле считают гавайским изобретением, хотя в действительности за его возникновение следует поблагодарить португальцев.
Предположительно в 1875 году четыре португальца, мечтая построить лучшую жизнь, иммигрировали на Гавайские острова. Приятели – Хосе Санто, Аугусто Диас, Жоао Фернандес, Мануэль Нуньес – взяли с собой португальскую 5-струнную гитару – брагинью, которая стала основой для создания укулеле.
В эмиграции приятели занялись производством деревянной мебели. Однако производимая продукция местному населению не понравилась, и португальцы, чтобы не обанкротиться, стали делать музыкальные инструменты. Они экспериментировали над формой и звучанием португальской гитары, в результате на свет появилась миниатюрная разновидность с сочным и живым звуком. Уменьшилось количество струн – теперь их было четыре, а не пять.
Гавайцы холодно приняли изобретение португальцев. Но их отношение изменилось, когда на одном из национальных празднеств на маленькой гитаре решил сыграть гавайский король Давид Калакауа. Правитель влюбился в чудный инструмент, приказал сделать его частью гавайского национального оркестра.
Название инструмента гавайского происхождения. Слово «укулеле» переводится как «скачущая блоха», а если разбить его на две части – «уку» и «леле», то получается фраза «пришедшая благодарность».
Есть три предположения, почему гавайская гитара стала так называться:
- Гавайцам, впервые увидевшим гитару, показалось, что бегающие по струнам пальцы гитариста напоминают скачущих блох.
- Королевским камергером на Гавайях был англичанин Эдвард Первис – низкорослый, шустрый и непоседливый человек. Играя на маленькой гитаре, он забавно юлил и паясничал, и его прозвали укулеле.
- Гавайская королева Лидия Камакаэа Паки назвала «пришедшей благодарностью» дар, преподнесенный четырьмя португальцами-эмигрантами гавайскому народу.
Выпускаются укулеле разных форм и габаритов. Инструмент может выглядеть как миниатюрная копия классической гитары, также мастера создают круглые, овальные изделия, напоминающие формой тыковки и ананасы, и даже квадратные.
От величины инструмента зависит звучание. На более крупном экземпляре можно сыграть ноты ниже. По размерам укулеле делятся на несколько видов:
- Сопрано – самая востребованная разновидность. Классическая гавайская гитара с 12-14 ладами.
- Концертный тип – чуть крупнее и зычнее сопранового. Ладов тоже 12-14.
- Тенор – популярный вариант, появившийся в продаже в 1920-е годы, с густым, бархатным звучанием, множеством оттенков. Ладов 15-20.
- Баритон – еще один популярный вид, который начали продавать в 1940-е. Издает более глубокий, насыщенный, зычный звук. Ладов, как у теноровой гитары, 15-20.
- Менее распространенные варианты, появившиеся позже 2007-го года, – бас, контрабас и пикколо.
Существует вариация укулеле с двойными струнами. Каждая струна скреплена со второй, настроенной на унисонное звучание.
Как звучит укулеле
Гавайская гитара звучит легко, ярко, ее звуки излучают энергию и оптимизм, навевают воспоминания о солнечном архипелаге в Тихом океане, о пестрых букетах гавайских цветов.
Отрытое струнное звучание называется строем. Подбирают такой строй, чтобы извлечение наиболее применяемых аккордов было удобным. Строй укулеле нетипичен для гитары, его характеристика приведена ниже.
Стандартный строй укулеле – сопрановый. Название струн следующее:
Струнный перебор идет от четверки к единице (сверху вниз). Настройка струн до-ми-ля (C-E-A), как для классической гитары, то есть начало – высокая нота, конец – низкая. Струна соль (G) должна звучать более высоко по сравнению со второй и третьей, поскольку принадлежит октаве, к которой относятся 3 другие ноты.
Достоинство такого строя – возможность играть те же мелодии, что доступны для игры на классической гитаре, начиная с 5-го лада. Музыкантам, привыкшим к гитарной игре, музицирование на укулеле сначала может показаться неудобным. Но привыкание наступает быстро. Извлечение отдельных аккордов доступно одним или двумя пальцами.
Укороченный гриф укулеле делает возможным свободную перестройку инструмента в желаемый строй. Есть возможность сделать стандартный гитарный строй, при котором звучание будет соответствовать первой четверке струн классической гитары. То есть получается:
Для укулеле применяется техника игры перебором и боем. Щипают и ударяют по струнам либо пальцами правой руки, либо медиатором.
Строение
Строение укулеле практически аналогично строению гитары. Гавайская гитара должна состоять из:
- деревянного, пустого внутри корпуса со струнодержателем и круглым отверстием в передней деке;
- грифа – длинной деревянной пластины, вдоль которой протянуты струны;
- накладки поверх грифа;
- ладов – сегментов накладки, разграниченных металлическими выступами (расположением ладов для каждой из 4-х струн определяется порядок нот);
- головки – конечной части грифа с колками;
- струн (обычно изготавливаемых из нейлона).
Укулеле изготавливают из акациевой, кленовой, ясеневой, ореховой, еловой, палисандровой древесины. Более дешевые экземпляры создают из пластика, но такие аналоги могут не в лучшую сторону отличаться от деревянных оригиналов звучанием. Гриф вытачивают из цельной пластины, причем используют древесину твердых пород. Гитарную стойку делают пластиковую или деревянную.
Размеры инструмента
Разница в размерах гавайских гитар разного звучания:
- сопрановая – 53 см;
- концертная – 58 см;
- теноровая – 66 см;
- баритоновая и басовая – 76 см.
Самый большой экземпляр укулеле, в длину составляющий 3 м 99 см, создал американец Лоуренс Стамп. Изделие, занесенное в Книгу рекордов Гиннеса, рабочее, на нем можно играть.
Известные исполнители
Укулеле давно перестал быть местным гавайским инструментом, теперь это популярная и по достоинству оцененная музыкантами гитара. Многие именитые гитаристы полюбили миниатюрный инструмент, использовали его на концертах, тем самым поспособствовав его популяризации.
Самый знаменитый музыкант, играющий на укулеле, – гавайский гитарист Израэль Каанои Камакавивооле. Он увлекся гитарной музыкой с ранних детских лет, на Гавайских островах он большая знаменитость, народ с любовью называет его «нежный великан».
Еще местными звездами гавайцы считают исполнителей Эдди Камае и Гэбби Пахинуи, создавших музыкальную группу «The Sons of Hawaii». Они делают патриотичную и воодушевляющую гитарную музыку с включением национальных мотивов.
Из больших почитателей укулеле следует назвать:
- джазового музыканта Лайла Ритца;
- английского комического актера и певца Джорджа Формби;
- американского гитариста Роя Смека;
- американского актера Клиффа Эдвардса;
- музыканта-путешественника Роки Леона;
- виртуозного гитариста Джейка Шимабукуро;
- канадского музыканта Джеймса Хилла, специализирующегося на техно-музыке.
Укулеле – чудесный инструмент, ставший популярным не только за яркое и позитивное звучание, но и за компактность. Его можно захватить в путешествие, в гости, на мероприятие – везде игрой на гавайской гитаре музыкант создает праздничное настроение.
Источник
Тема проекта: «Укулеле – гавайская гитара»
Цель проекта: Выяснить за какое время человек способен обучиться игре на укулеле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ukulele.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональная научная конференция творческих работ учащихся
Тема проекта: «Укулеле – гавайская гитара»
ученицы 8 класса «Н» МОУ «гимназии «Дмитров»» Калмыкова Екатерина
Макарова Светлана Геннадиевна, учитель музыки
1.1 История создания укулеле……………………….…………………………4
1.2 Конструкция укулеле ……………. …………………………. 6
Список использованной литературы ……………………………………………………………. …….13
Для начала, хотелось бы определиться, что такое укулеле?
Укулеле представляет собой щипковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, содержит 12-18 ладов. Его можно назвать аналогом гитары, только в более простом исполнении. Преимуществом являются нейлоновые струны, которые не травмируют пальцы. Поэтому на укулеле гораздо проще научиться играть, чем на классической гитаре. Этот инструмент обладает большим потенциалом; с ним легко может обращаться не только взрослый, но и ребенок. Его можно использовать для аккомпанирования соло, а также в составе ансамбля и джазового оркестра. Особенность инструмента в том, что на нем не играют медиатором
Цель проекта: Выяснить за какое время человек способен обучиться игре на укулеле, а также пообщаться с преподавателем этого музыкального инструмента
Гипотеза: Я хочу предположить, что укулеле – наиболее простой для освоения музыкальный инструмент и его можно освоить за неделю ежедневных занятий.
- Изучить историю укулеле;
- Узнать о строении укулеле;
- Попробовать обучить младшую сестру игре на укулеле;
- Пообщаться с преподавателем игры на укулеле;
- Провести анкетирование среди моих одноклассников.
I. Основная часть
1.1 История создания укулеле
По словам последней королевы Гавайских островов Лилиуокалани, укулеле расшифровывается как «подарок, который пришел сюда». Это слово состоит из двух слов гавайского происхождения: uku (подарок) и lele (приехать). А по некоторым данным, слово «укулеле» переводится как «прыжки блох», потому что движения пальцев во время игры настолько быстры, что очень сильно напоминают скачущих блох.
Укулеле изобрели в 70-х годах XIX века, и, вопреки статусу, она имеет португальское происхождение. Эта маленькая гитара – продолжение португальского струнного инструмента cavaquinho, попавшего на Гавайи вместе с иммигрантами-столярами с острова Мадейра. Красота природы нового края воодушевила этих людей на изготовление укулеле. Продавали малютку всего за 75 центов. Благодаря размеру, дешевой цене и приятному звучанию, укулеле прижилась и завоевала популярность в традиционной гавайской музыке. Правитель островов Давид Калакауа проникся такой любовью к инструменту, что даже включил его в состав инструментов для праздничных королевских выступлений.
В 1915 году гавайская гитара впервые появилась в Сан-Франциско на Тихоокеанской выставке. Можно считать, что именно там зародилась любовь к укулеле в Америке, а потом и во всем мире. Американские композиторы вдохновившись культурой Гаваев, начали сочинять произведения используя именно этот инструмент. Музыканты доказали свою популярность на сценах водевиля (поэтапного представления, которое было популярно в США и Канаде в период от 1880 и до 1930 годов) и после этого, маленький инструмент стал тесно связан с эрой Джаза. В этот момент такие производители инструментов, как Martin и Harmony начали серийное производство укулеле по всей стране.
Хотя присутствие укулеле в поп-музыке продолжалось в период с 1940 по 1960 годы, благодаря производству миллионов недорогих пластиковых моделей, популярность инструмента начала катиться вниз. Популярность к гавайской гитаре вернулась лишь в 1990 годах. С тех пор, укулеле полностью покорила сердца своих фанатов.
1.2 Конструкция укулеле
Традиционная конструкция укулеле напоминает конструкцию гитары (корпус в виде восьмёрки), только упрощённую. Также существует еще 2 вида формы корпуса: ананас и лодочка .
Ананас: Как можно догадаться, данный тип имеет форму корпуса очень напоминающую форму ананаса. Данная форма укулеле была новшеством, и впервые была изготовлена компанией Kamaka Ukulele Company.
Лодочка: Имя говорит само за себя. Данная форма считается наименее популярной, как среди музыкантов, так и среди производителей.
Корпус и гриф, в отличие от традиционной испанской схемы изготовления гитары, изготавливаются полностью отдельно друг от друга, и впоследствии гриф вклеивается в специально приготовленное посадочное место на корпусе. Верхняя и нижняя деки имеют по две поперечные пружины.
Укулеле сделана из гибкой и одновременно прочной древесины (ель, кедр), чтобы вибрировать и выдерживать натяжение струн. От размера резонатора зависит звучание гитары. Обечайки скрепляются рейками из красного дерева или из тополя; одна крепится внизу, другая вверху. На каркасе делают надсечки, они придают упругость на изгибах. Хорошо расположенный скобки (закрепляющие нижнюю деку гитары) помогают верхней деке укулеле выдерживать натяжение струн, они выравнивают частоту звука, по-разному контролируя вибрацию в разных точках. Очень важен угол, под которым соединены гриф и корпус инструмента, так как угол сильно влияет на качество звука. В грифе делается дополнительный прут, позволяющий ему приспособится к разному натяжении, которое требует разные типы струн.
Основные составляющие укулеле:
Головка грифа : часть гитары, на которую крепятся колки для изменения натяжения струн. Головка грифа крепится непосредственно к грифу.
Колки : Являются управляемым механизмом, который держит струны в натяжении. Необходимы для настройки инструмента, путём изменения натяжения струн.
Кость или верхний порожек : Работает вместе с нижним порожком и необходим для того, чтобы держать струны на должной высоте от грифа.
Гриф : Крепится нижней части корпуса инструмента. Не него размещается накладка грифа.
Накладка грифа : В неё вклеивают лады и довольно часто размечают точками для лучшей ориентации музыканта по грифу.
Корпус или дека : Состоит из верхней, задней и боковых частей. Верхняя часть отвечает за передачу вибраций от струн. Круглое отверстие (или резонатор) в верхней части корпуса предназначено для усиления и распределения звука.
Бридж : Крепится на верхнюю часть корпуса, в который размещают верхний порожек. Струны крепятся в специально предназначенные пазы.
1.3 Разновидности укулеле
Семейство укулеле довольно разнообразно и включает в себя инструменты семи типов. Наиболее распространенными являются такие виды, как сопрановый, концертный, теноровый и баритоновый. Меньше применяются укулеле пикколо (бамбино), басовый и контрабасовый
Согласно общепринятой классификации наиболее маленьким типом является сопрано – он же и самый популярный. Именно такой вид укулеле первым появился на свет. Длина мензуры [1] у укулеле сопрано составляет
33 см, полная длина инструмента —
53 см. Традиционный строй для укулеле сопрано – GCEA, именно он передает аутентичное звучание инструмента, именно такой строй считается классическим.
Рост популярности инструмента привел к тому, что он выходит на большую сцену – и в качестве солирующего, и как элемент музыкального коллектива. В это время музыканты понимают, что диапазона классического укулеле сопрано уже не хватает, и на рынок выпускают обновленный вариант – укулеле концерто . Внешне эти инструменты почти идентичны за исключением увеличенной мензуры и, соответственно, удлиненного корпуса. Мензура у концертного типа составляет
38 см, общая длина инструмента – примерно 58 см. Оптимальный выбор для тех, кто ищет компактный инструмент с классическим звуком гавайской гитары, но при этом ощущает нехватку диапазона у классического укулеле сопрано.
С течением времени музыкантам перестало хватать и диапазона концерто. Так, уже в XX веке, на рынке появляются укулеле тенор и баритон . Примерная длина мензуры/общая длина: 43/66 см и 48/76 см соответственно. Главной целью разработки была адаптация укулеле к современным музыкальным аранжировкам – а это требовало корректировки цветовой палитры и диапазона. Строй укулеле тенор аналогичен строю сопрано и концерто, баритон же имеет настройку DGBE (аналогично первым четырем струнам обычной гитары в стандартном строе).
Что касается разницы в звучании, то тут все достаточно просто: чем меньше корпус и мензура инструмента, тем более камерный и мягкий звук он дает. С увеличением мензуры и размера корпуса увеличивается объем и мощность звучания – однако при этом оно все дальше отходит от аутентичного и привычного всем приятного, мягкого и жизнеутверждающего тона классической гавайской гитары.
II. Практическая часть
Реализовывая практическую часть проекта, были проведены следующие работы в этой области:
Первый этап практической части – мини-интервью. Мною был составлен список вопросов, которые далее задала профессиональному преподавателю игры на укулеле:
- Чему проще научиться: игре на гитаре или укулеле?
– Естественно всё зависит от личных способностей человека, но всё таки укулеле более простой для осваивания инструмент, чем гитара
- Почему на укулеле легче научиться играть?
– В отличие от гитары укулеле имеет всего 4 струны – соль, до, ми, ля. Также, на укулеле сравнительно проще брать аккорды. Многие из них можно взять всего одним пальцем. Отличительной особенностью являются нейлоновые струны, которые не натирают мозоли.
- Какое среднее время, за которое человек способен освоить этот музыкальный инструмент?
– Если заниматься непрерывно и не отвлекаться ни на что, то можно обучиться за 24 часа. Если регулярно заниматься по часу каждый день, то в среднем человек может освоить за 2 недели.
Второй этап моей практической части – анкетирование одноклассников. Для этого я составила и распечатала листы с вопросами и провела анкетирование
Вот перечень вопросов:
- Знаешь ли ты, что такое укулеле?
- Как ты думаешь, укулеле изобрели давно (более 100 лет назад) или относительно недавно (менее 100 лет назад)?
- Видел и слышал ли ты этот инструмент вживую?
- Хотел бы ты играть на укулеле?
В опросе приняло участие 13 человек. Ответы оказались не однозначными.
Всего 1 человек из класса не знает, что такое укулеле. Больше половины опрошенных считают, что укулеле – относительно недавно изобретённый музыкальный инструмент, хотя это не так. Также, чуть меньше половины людей не слышали и не видели этот инструмент вживую.
Таким образом , в результате анкетирования я выяснила, что около половины моего класса практически ничего не знают об укулеле. Я обязательно проведу классный час на эту тему и сыграю им.
Третьим этапом практической части являлось обучение моей младшей сестры игре на укулеле.
Я занималась с ней ежедневно около 40 – 45 минут в течение недели. Сначала мы выучили несколько базовых аккордов и научились правильно держать инструмент. Далее я составила небольшую песенку из 4 аккордов, чтобы оттачивать технику исполнения. Потом, мы перешли на перебор. Ей было достаточно сложно. Она поначалу не брала некоторые аккорды и ей сложно было играть перебором. Я думаю, что мы точно на этом не остановимся и продолжим дальше заниматься
Я Вас уверяю, если в течении недели каждый день уделять хотя бы час в день для занятий, то за этот срок можно не напрягаясь выучить пару песен и стать звездой в Вашей компании. Самое главное – это настроить себя на работу и преодолеть трудности первых занятий. Вы даже не представляете как быстро наши пальцы способны запоминать положение на грифе!
Обобщив все вышесказанное, я сделала следующие выводы:
Выдвинутая мною гипотеза о том, что укулеле – наиболее простой для освоения музыкальный инструмент и его можно освоить за неделю ежедневных занятий, была подтверждена профессионалом, а также мною на практике.
В ходе моего проекта я:
Изучила историю укулеле;
Узнала о строении укулеле;
Попробовала обучить младшую сестру игре на укулеле;
Пообщалась с преподавателем игры на укулеле;
Провела анкетирование среди моих одноклассников.
Источник