Умение петь по нотам

Умение петь по нотам

Тот, кто владеет нотной грамотой, хорошо узнает на слух ступени лада, умеет петь цепочки ступеней и ориентироваться в тональности — уже может читать голосом незнакомый нотный текст. То есть «петь с листа».

Задача, обратная диктанту: берем пример (для начала чем проще, тем лучше, что-нибудь из сборника сольфеджио для 1 класса ДМШ), настраиваемся в тональности, соображаем, какая нота какой ступенью является — и поём эти ступени.
Конечно, пение ступенями — это самый начальный уровень. Потом поют всем, что умеют узнавать на слух: интервалами, кусочками гамм, звуками аккордов, целыми оборотами. Высший пилотаж — это когда музыкант уже не поёт вслух, но может мысленно «озвучить» незнакомую многоголосную партитуру, вплоть до оркестровой.

В народе ходит поверье — в том числе среди отучившихся в ДМШ — что «надо много петь, называя ноты». Тогда в мозгу якобы происходит некий мистический процесс, и как-то так возникает умение петь с листа. Я прихожу к выводу, что выпускники ДМШ либо не помнят, как сами осваивали базовые навыки, либо детский мозг усваивает сольфеджио иначе, чем взрослый. «Голосовые связки запоминают расстояния между нотами» — да, запоминают, если вы сознательно интонируете понятные вам музыкальные элементы. А если просто повторяете по слуху мелодию, сыгранную на инструменте, то можете петь хоть «до ре ми фа соль ля си», хоть «мама мыла раму» — вы не научитесь таким способом петь по нотам, увы. Для взрослого ученика мистического смысла в назывании нот нету.
Но есть смысл вполне понятный и приземленный: так легче ориентироваться в тональности. Запоминаются «связки» названий нот, составляющих интервалы и аккорды. Если вы это все сознательно поете, то и относительное звучание запомнится, но только если поете сознательно. В принципе, можно все петь на слог «ду» — и научиться петь по нотам. А можно петь названиями нот — и не научиться ничему.

И самое интересное. Зачем учатся петь с листа музыканты-инструменталисты?

Чтобы учитель сольфеджио мог контролировать их обучение — это понятно, но это не главное. Главное — развитие «внутреннего слуха», т.е. способности мысленно слышать написанные (или еще не записанные!) ноты, точно представлять себе звук, который физически еще не прозвучал. Мы можем спеть только то, что можем себе представить внутренним слухом. Очень распространенный вариант дискоординации между слухом и голосом — это неразвитый внутренний слух при нормально развитом «внешнем». Тогда поющий посылает голос «наугад» и, конечно, промазывает; слышит собственную фальшь, но не может ее избежать. Чтобы попасть в цель, надо ее хорошо видеть. А музыканту надо ее заранее точно слышать.

Скрипачи-альтисты-виолончелисты вообще не могут играть без внутреннего слуха. Духовики-«деревянщики» — могут, но будут фальшивить. Пианисты и гитаристы, увы, на школьном уровне могут обходиться шевелением пальцами (и обходятся, если педагог с самого начала не приучает пользоваться слухом). Но профессионалы используют внутренний слух независимо от инструмента. От его активности зависит не только интонация, но и в целом осмысленность, выразительность игры. Если вы способны заранее представить себе звучание фразы, то вам не надо разбирать ее нота за нотой, как первоклашке длинное слово по слогам. Время разбора произведения сокращается в разы. Не потому, что у профи пальцы быстрее бегают, а потому, что он может работать с музыкальным текстом мысленно. Это принципиально другой уровень, чем любительский разбор «нота за нотой» и игра на моторной памяти.

(Иллюстрация:
http://www.forumklassika.ru/showpost. 46&postcount=4
Попробуйте для наглядности сыграть выученное наизусть произведение в другой тональности. Я могу (на блокфлейте) только очень простое, и то это будет не столько исполнение, сколько подбор на ходу. На пианино — даже представить себе такого не могу. Потому что, увы, меня учили играть «руками», а надо — «ушами».)

Наработать такое умение, конечно же, трудно. Но мне кажется, что у фанатично настроенного духовика-любителя шанс есть: за счет одноголосности нашего инструмента и относительной простоты любительского репертуара. Если хватит силы воли, можете попробовать взять неслышанные вами ноты такого уровня, какой вы можете спеть с листа, и медленно поиграть их так, чтобы каждый звук сначала услышать мысленно, а только потом озвучить инструментом. Но вы должны быть уверены, что действительно «внутренне слышите» точно и ярко, а не приблизительно, поэтому надо регулярно практиковаться именно в пении: при пении любая неточность слышания сразу выходит фальшью. Добросовестная игра с точным предслышанием каждого звука для меня пока намного трудозатратнее, чем пение с листа.

Источник

Научиться петь с листа по нотам

Многие люди, связанные с музыкой, прекрасно знакомы с фразой «чтение с листа по нотам». Оно означает, что человек должен уметь быстро читать или исполнять совершенно незнакомое произведение по нотам. Упражнение пение с листа и школа вокала «Воля» помогают ученикам развить внутренний слух. Он позволит интонировать и чувствовать голос, связки и любое музыкальное произведение.

Что нужно для чтения нот с листа

Чтобы легко и в удовольствие научиться читать с листа, человек должен обладать развитым слухом. Но это не единственное качество, которое необходимо для пения с листа. Также нужно:

  • ощущать музыку и тональность — прочувствовать её настроение и ритм, улавливать смену тональности. Для этого рекомендуется слушать композиции разных направлений. Например, чувство ритма прекрасно развивается с помощью латиноамериканской и джазовой музыки. Быстро и точно улавливать настроение мелодии и тональность помогает практика. Здесь речь идёт об эмоциях, которые у вас пробуждает определённая композиция: смех, грусть, страсть, радость и прочее;
  • самостоятельно представить, как звучит музыка и «развивается» сюжет. Смотря на ноты незнакомого произведения, ученик пытается пропеть или проиграть мелодию про себя. Представляя музыкальные акценты, в некоторых местах делая мелодию громче или тише, учитывая ритм и настроение;
  • освоить пение а капелла — это сложный навык, который не требует аккомпанемента. А капелла может использоваться в любом направлении музыки, но для начала исполнителю нужно привыкнуть к звучанию собственного голоса. Исполнение без аккомпанемента развивает внутренний слух, помогает заметить любую фальшь, выделить слабые места голоса и проработать их.

Как развить музыкальность

Чтобы освоить пение с листа, человек должен обладать определенной музыкальной базой. Невозможно освоить незнакомую композицию без определенной подготовки, поэтому для начала рекомендуется:

  • изучить нотную грамоту: звучание 7 нот, их написание на латинском языке и расположение на стане, основные аккорды и интервалы. Облегчает запоминание этой информации система «ноты в виде геометрических фигур». Изначально эта методика использовалась в церковном пении: ноты записывали в виде геометрических фигур, что облегчало изучение партитуры. Сейчас методику применяют многие педагоги, ведь она помогает ученикам выработать связь между гаммой, формой и звуком. Для запоминания тональности используется квинтовый круг, во внешней части которого находятся мажоры, во внутренней — миноры;
  • посетить уроки сольфеджио или освоить некоторые азы самостоятельно: научиться петь музыкальные интервалы и ноты. Для начала рекомендуется исполнять простые мелодии, где ноты идут по порядку. Затем переходить к более сложным композициям, где ноты чередуются;
  • распевать интервалы «про себя» — хорошая тренировка для развития внутреннего слуха. Берётся короткая композиция в виде нот, пропевается в голове и вслух с разной тональностью;
  • следить за ритмом — можно отсчитывать в голове или простукивать пальцами. Специалисты советуют осваивать пение с листа с помощью народных песен, потому что они более мелодичные;
  • аккомпанировать себе на инструменте — это помогает тренировать связки и лучше запоминать звучание. Лучше начинать с нот, а потом переходить к гаммам в пределах первой октавы. Когда вы научитесь управлять голосом и пропевать ноты, то освоите любую композицию без музыкального инструмента. Для выявления собственных ошибок занятие можно записывать на диктофон или видео;
  • заранее знакомиться с композицией: представить тональность, ритм, паузы, интервалы. Мысленно пропеть мелодию;
  • часто тренироваться;
  • чувствовать голос и связки. Перед занятием всегда нужно распеваться. При ощущении боли или дискомфорта тренировку нужно прекратить, потому что перенапряжение мышц голосового аппарата зачастую становится причиной травм или потери голоса.

Общие советы

Чтобы достичь красивого звучания, нужно много тренироваться и помнить о правильной технике исполнения:

  1. Каждый исполнитель должен научиться работать с дыханием — дышать диафрагмой, а не легкими. Это позволяет вдыхать больше воздуха незаметно для слушателя.
  2. Нельзя перенапрягаться. Не рекомендуется тренироваться с дискомфортом в горле, ведь это может стать причиной потери голоса.
  3. Перед и после занятий нужно делать разминку: распевку и запевку. Распевка помогает разогреть и подготовить связки к занятию, а запевка, наоборот, расслабить мышцы и снять напряжение.
  4. Пока вы не достигли высокого мастерства, рекомендуется принять удобную позу и не делать резких движений. При соблюдении этих правил не будет сбиваться дыхание, не появится зажатость и не испортится композиция. Оптимальная поза — сжать руки в замок на уровне диафрагмы, ноги расставить на ширине плеч.

Пение с листа, как и любое упражнение, требует регулярных тренировок. Но не нужно заниматься больше часа в день, иначе можно перенапрячь голосовые связки.

Источник

Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1

Но сначала небольшое лирическое отступление.

В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.

Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.

Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?

Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.

Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.

Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил

Ответ: Ну так давайте проверим – это очень просто. Всегда есть вероятность, что вы попали в тот небольшой процент людей без музыкального слуха вообще. Итак, включите динамики или наушники погромче. Зайдите в гугл и вбейте в поиск Пианино онлайн. В качестве альтернативы может поставить любое виртуальное пианино на свой смартфон/планшет. Открыли? Выберите любую клавишу (например, ноту До – C4 – она прямо посередине). Нажмите её и сразу после — нажмите на соседнюю черную клавишу справа (это будет до диез – C4 #) – пум-бум. Слышите, что звуки разные? Теперь нажмите два раза одну и ту же клавишу. Слышите, что звук один и тот же? Если ответ «да» на оба эти вопроса – поздравляю, слух у вас есть.

Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.

Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.

Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.

Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».

Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.

Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?

Итак, первая задача, которую вам предстоит решить – она самая сложная, но, к счастью, самая «саморешаемая». Это – умение петь «в ноты» («интонировать») в принципе. Помните, я писал, что музыка – это определенные звуки в определенной последовательности? Вот вам и надо, сначала научиться петь только определенные звуки, а конкретнее – только звуки определенной высоты, а еще конкретнее – те звуки, которые входят в наиболее распространенную сегодня музыкальную систему (ну, которая до-ре-ми-фа-соля-ли-си) в пределах вашего вокального диапазона (т.е. того диапазона высот, который вы, в принципе, способны петь) — и их всего 12-18.

Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.

Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.

Как заниматься (на примере SingingTutorApp):

Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.

Теперь выставляете ползунки так, чтобы программа выдавала только звуки из вашего диапазона – и вперед. На начальном уровне лучше настроить программу так, чтобы она играла звук все время, пока вы нажимаете на кнопку (галка Play while button pressed).

Нажимаете кнопку Play, программа играет ноту, вы поёте слог «ма» (не громко! не напрягаясь!), стараясь, чтобы звук был максимально «похожим» на эталон — это очень субъективное ощущение, его нужно наработать.

В процессе пения программа будет показывать ту ноту, которую вы поёте на самом деле и, соответственно, нужно корректировать голосом и петь выше или ниже, пока нота не позеленеет.

Не торопитесь, постарайтесь при этом прислушиваться к своим ощущениям. Что вы чувствуете, когда ноты совпадают (резонируют)? Как это чувство отличается от того, что вы ощущаете, когда ноты не совпадают? На что «похожа» нота, которая сейчас играет? Как вы её себе представляете мысленно? Чем она отличается от других нот? И не стесняйтесь того, что поёте преимущественно мимо — это нормально!

Это самокопание крайне важно! Пока у вас не развилось чувство интонации, ваш мозг должен искать, за что же ему зацепиться при анализе. Ведь он слышит, что звук, который играет в ушах и звук, который издаете вы – вообще говоря, разные. Но при этом, в зависимости от каких-то ваших действий связками и мышцами гортани, они становятся очень похожими, практически одинаковыми. Значит, у них есть что-то, что их объединяет (ответ – основная несущая частота) и ваш мозг учится идентифицировать, выделять это самое общее. А еще он запоминает, какие действия приводят к тому, чтобы это общее появилось (т.е. вы спели «в ноту»).

Занимайтесь ежедневно, по 10-20 минут или пока не устанете. Не мешайте мозгу и имейте терпение – через какое-то время (может пройти до нескольких месяцев – не пугайтесь!) вы вдруг начнете «узнавать» ноты, у нот появится, грубо говоря, окраска, или форма, или шершавость, и ваш голос начнет выдавать ноты все ближе и ближе к эталону. Сначала это произойдет для каких-то отдельных нот, потом количество «успехов» будет расти и расти и, наконец, вы начнёте практически сразу попадать в нужную ноту.

В процессе занятий не стесняйтесь экспериментировать. Что, если диапазон расширить? Или, наоборот, сузить? А что, если петь не «ма», а, например, «лё»? Или «йэ»? Может, для каких-то гласных ваш процент «попаданий» больше, чем для других? Или для каких-то нот? А почему? А если петь сначала один слог, а потом – другой? Что меняется?

Главное при этом фокусироваться не на интонации, а на своих ощущениях, эмоциях, и пытаться их запомнить и воспроизвести при пении очередной ноты – и интонация придёт сама собой.

Вопрос (последний на сегодня по очереди, но не по значению): Я начал заниматься и у меня болит в горле. Это нормально?

Это НЕ НОРМАЛЬНО и довольно даже плохо, но случается часто, особенно с начинающими певцами. В процессе всех ваших вокальных упражнений вы должны понять и уяснить одну критическую вещь – связки нам даются один раз и на всю жизнь! И орган этот – достаточно нежный, поэтому берегите их.

Конечно, как и любая другая мышца, нераспетые (т.е. не разогретые предварительными упражнениями) связки могут устать с непривычки и ныть, но любые болевые ощущения – однозначный сигнал немедленно прекратить занятие и сделать перерыв, пока болевые ощущения не исчезнут. Нельзя заниматься на травмированных мышцах!

Более того, если в процессе занятий это ощущение возвращается, значит вы делаете что-то неправильно – скорее всего, слишком сильно напрягаетесь когда поёте верхние ноты.

Помните – упражнение на интонацию не требует громкого звука, можно петь даже вполголоса!

Источник

Оцените статью